Что должен уметь месячный ребенок. Ребенок в первый месяц своей жизни — важные особенности развития и правильный уход

Почти все молодые мамы вспоминают свое возвращение из роддома примерно так: «Я положила малыша в кроватку и с ужасом осознала, что не знаю, что делать дальше…» . Первый месяц жизни ребенка — это, своего рода, «боевое крещение» молодых родителей .

Мама и малыш первый день дома

Стресс первых дней, когда родители остались один на один с ребенком, должен быть сведен к минимуму. Для этого:

  1. Отложите все другие дела, не связанные с адаптацией ребенка и семьи к новым условиям жизни. Другие дела подождут!
  2. В первые дни сведите к минимуму посещение посторонних людей (сослуживцев, соседей, друзей). Пребывая в роддоме, малыш и мама находились в стрессовой ситуации: малыш – рождаясь, адаптировался к новым жизненным условиям, а мама, испытывала сильнейшие эмоции — от невероятной боли, страха, тревоги до умиротворения и счастья. Поэтому, оказавшись дома, оба крайне нуждаются в заботе, уюте и внимании.
  3. В первый день возвращения для мамы и для ребенка важно сохранить установившийся в роддоме режим кормления и сна малыша.
  4. Именно сейчас маме пригодится опыт и навыки по уходу за ребенком, полученные ею в роддоме.

Не стоит бояться, если…

И вот малыш дома, и у родителей есть возможность быть постоянно рядом и наблюдать за ним. И тут может возникнуть тревога: на носике и лобике появилось много мелких прыщиков, цвет лица красный или желтоватый, появилась шелушащаяся кожа, ручки и ножки бывают синюшного цвета. Иногда родители замечают, что глазки ребенка как бы «бегают в разные стороны», нескоординированы или начинают «косить». Тревогу вызывает периодический плач ребенка, причем без появления слез.

Да, на самом деле, новорожденный ребенок в первый месяц может иметь все эти признаки, но со временем они пройдут. Это происходит адаптация ребенка к новым условиям после внутриутробного пребывания.

Нормальный цвет лица появится в течение недели, а слезки у малышей — через 3-4 недели.

Не стоит бояться, если головка новорожденного имеет несколько деформированную форму. Связано это с его прохождением через родовые пути. Со временем головка примет нормальную форму, для чего достаточно периодически во время сна поворачивать малыша с одного бока на другой.

Плач не всегда является проявлением болезненного состояния. Плачем ребенок привлекает к себе внимание, просит кушать, указывает на дискомфорт и желание спать. Буквально, через неделю мама прекрасно научится распознавать требования малыша, передаваемые через плач ().

Часто грудной ребенок плачет по причине беспокойства из-за так называемых кишечных колик, так что настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей ? Из-за колик, многие мамы просто сходят с ума и не понимают, ну что же так сильно беспокоит их малыша.

Так же малыша могут беспокоить газики:

Уход за ребенком

Первый месяц жизни ребенка — это адаптационный период, который проходит новорожденный и семья. При этом происходит перераспределение обязанностей между родителями и меняется ритм жизни всей семьи.

Самое главное и важное, что нужно сейчас малышу, — это уход. Он подразумевает под собой ряд процедур:

  • Кормление;
  • Бодрствование;
  • Купание;
  • Гигиена;
  • Прогулки на улице;
  • Закаливание и массаж.

Видео: Уход за малышом в первые дни жизни

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим «сон-кормление-бодрствование» здоровый ребенок установит самостоятельно в зависимости от своей физиологии. Сон (до 2-3 часов), бодрствование (30-60 мин.) и кормление — это основная «работа» новорожденного. Не переживайте, если малыш не уснул, как вам кажется, вовремя. Дело в том, что биоритмы у новорожденных настолько четко отлажены, что родителям остается только поддерживать этот ритм, а изучив поведение малыша, они очень легко смогут распознавать «требования» ребенка. К концу второго месяца жизни у крохи сформируется свой режим дня.

Когда проводить первое купание

Купание новорожденного можно провести после отпадания пуповины и заживления пупочной ранки. До этого момента ребенка лучше обтирать, предварительно приготовив все необходимое: теплую воду, пеленальный столик, ватные шарики, детское мыло, пеленки для укутывания, крема и присыпки.

Режим купания на первом месяце жизни родители выбирают самостоятельно. Состояние кожных покровов ребенка не требует ежедневного купания. Это, в большинстве случаев, приятная процедура для новорожденного. Однако не все дети любят купаться. В таком случае, проводите ежедневные обтирания. Купать достаточно 2-3 раза в неделю. В воду можно добавлять настои трав. Использование мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Видео: первое купание новорожденного малыша — советы

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Обязательные процедуры гигиены

Гигиенические процедуры должны проводиться ежедневно. Сюда входит:

  • Умывание;
  • Подмывание;
  • Уход за глазками, носиком, ушками;
  • Осмотр кожи;
  • При необходимости обработка пупка ();
  • Расчесывание;
  • Удаление себорейных корочек на головке;
  • Стрижка ноготков на пальчиках ручек и ножек;

Читаем по теме гигиены и ухода:

Видео: гигиена новорожденного — уши, глаза, нос, кожа

Прогулки и закаливающие процедуры – залог здоровья

Важное значение в развитии здорового малыша имеет прогулка. Первый глоток воздуха новорожденный сделал по выходу из роддома. В дальнейшем прогулки будут зависеть от времени года и температуры за окном.

Система регуляции теплообмена у новорожденных несовершенна, поэтому родителям надо серьезно подойти к вопросу прогулок в холодное время года. В некоторых случаях, есть смысл выносить ребенка на балкон на несколько минут или устраивать ему сон при открытом окне.

До момента окончания сна, комната должна быть согрета до обычной температуры (). Естественно, ребенок для таких «прогулок» должен быть соответствующе одет. Одевайте и укрывайте ребенка так, как бы оделись вы и добавьте еще один слой (например, дополнительное одеяльце или кофточка).

Со второй недели жизни можно начинать , закаливание и , объединив это в одной процедуре. Для начала малыша можно оставить в распашонке буквально на 1 мин., делая легкие поглаживания по всему тельцу. Если ребенок не выказывает недовольства, это должно стать ежедневной процедурой. Массаж служит укрепляющим и развивающим средством для мышц.

Наблюдайте за ребенком, изучайте его поведение и в дальнейшем вы будете «чувствовать» и легко его понимать.

Видео: прогулки с новорожденным

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

В том, что развитие ребенка в первый месяц жизни происходит в соответствии с установленными нормами, родители могут проверить дома сами. Ниже приведены основные рефлексы, присущие здоровым новорожденным деткам.

  1. Хватательный — ребенок рефлекторно схватывает и удерживает то, что касается его ладони.
  2. Поисковый и сосательный — если дотронутся до щечки малыша или провести вокруг области губ соской, ребенок поворачивает головку и делает сосущее движение губами, ища грудь.
  3. Если слегка надавить в области пальчиков стопы — пальчики согнутся, а если слегка надавить на пяточку — пальчики разойдутся «веером» и малыш пошевелит стопой.
  4. Проявляется реакция на громкий звук — малыш сводит и разводит ручки и ножки.
  5. Плавательный рефлекс — если малыша положить на животик, он совершает движения, похожие на плавательные.
  6. Имитация ходьбы — если ребенка поставить вертикально и дать опору ножкам, он будет совершать движения схожие с ходьбой.

Видео: Рефлексы новорожденного

Реакции и умения ребенка

Развитие ребенка в первый месяц жизни происходит как будто незаметно, но постоянно: при кормлении, на прогулках, в моменты бодрствования, при купании. И, в первую очередь, при общении с мамой, которую малыш уже начинает узнавать. Он слышит ее голос, чувствует интонацию, прикосновение рук и, самое главное, очень чутко реагирует на все действия. И если проследить развитие ребенка первого месяца, то можно определить приобретенные реакции и умения новорожденного, а именно.

Развитие малыша, особенно в первый месяц жизни, очень важно. Промежутки бодрствования в этот период малы, поэтому важно построить график грудничка так, чтобы вместить необходимые занятия. Важно правильно расставить приоритеты и подобрать занятия, которые будут направлены и на психомоторное развитие, и на физиологическое развитие, и на развитие органов чувств.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Для ребенка в таком возрасте, в первую очередь, важно постоянное присутствие мамы рядом и кормление грудным молоком. Однако нельзя забывать и о другим элементах развития, среди которых плавание, прогулки и прочее. Родителей интересует, что должен уметь ребенок в 1 месяц. Малыш к одному месяцу может:

  • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
  • Плакать и улыбаться;
  • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
  • Различать яркие цвета, рисунок в клетку и полоску;
  • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете;
  • Следить за движущимся предметом;
  • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
  • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животе.

Родителям важно обеспечить правильный уход за малыша, ведь это залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка.

Правильный уход за ребенком в 1 месяц

Кормление . В первый месяц важно наладить грудное вскармливание , ведь только грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности ребенка в пище и питье. Оно содержит необходимые витамины и полезные элементы, которые обеспечивают полноценное физическое развитие малыша. Чаще прикладывайте ребенка к груди и кормите по требованию.

В первый месяц число кормлений может достигает до 20 раз в сутки, 3-4 из которых приходится на ночное время. Не ограничивайте продолжительность кормления и не отнимайте грудь, пока малыш не наестся. Чтобы оградить ребенка от проблем со здоровьем и поддерживать лактацию на хорошем уровне, кормящей маме нужно соблюдать правила питания при грудном вскармливании .

Сон и бодрствование. В первый месяц большую часть суток грудничок спит, сон составляет 20 часов. В моменты бодрствования ребенка нужно не только кормить, но и развивать. Играйте и гуляйте с малышом, читайте книги и рассказывайте сказки. Поводите это время рядом с грудничком, пока тот тот бодрствует. Для грудничка в первый месяц очень важен телесный и эмоциональный контакт с мамой, ведь он положительно влияет на психомоторное развитие ребенка.

Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, ведь оно укрепляет иммунитет и мышцы. Легкие упражнения в воде помогут развивать чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление. Чтобы малыш не испугался воды, в первый раз начинайте опускать его с пяток и делайте это осторожно. Начинайте купания с 10-15 минут и постепенно увеличивайте время до 40 минут.

Важно поддерживать комфортную температуру воды и ванной комнаты, чтобы ребенок не перегрелся или не переохладился. Начинать купание нужно при 37 градусов выше нуля, затем снижайте температуру воды на 1 градус раз в четыре дня. Начинать закаливание педиатры рекомендуют не раньше 3-4 месяцев со дня рождения. Полезные упражнения с грудничков в воде вы найдете по ссылке /.

Прогулки с новорожденным начинают уже через 7-10 дней после рождения, если на улице теплая погода. При температуре ниже 10 градусов выход на улицу лучше отложить. Первые прогулки должны составлять не более 20-30 минут. Постепенно увеличивайте время до 2-2,5 часов. Это подходящее время для прогулок в теплую и безветренную погоду. В мороз и жару время прогулок составляет до 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов тепла не гуляйте с малышом в промежутке между 11 и 17 часами, так как солнце в это время наиболее активно и опасно.

Прогулки на свежем воздухе стимулируют кровообращение, улучшают сон и повышают аппетит, а перепады температур способствуют закаливанию. Малыш растет здоровым и добрым, малыш меньше плачет, хорошо кушает и спокойно спит. Однако важно правильно подобрать одежду. Что брать с собой на прогулку, и как одеть новорожденного по погоде, читайте .

Гигиена важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте памперсы каждые два-три часа. Важно, чтобы малыш был чистым и сухим.

Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.

Массаж благоприятно влияет на психическое и физическое развитие маленького ребенка, успокаивает и расслабляет, снимает перенапряжение и улучшает сон. Начинать массаж можно уже на 4-5 день после рождения малыша. Однако учтите, что массаж животика нельзя делать, пока не заживет пупочная ранка! Как правило, это происходит к двум месяцам.

Физическое развитие

С первых минут после рождения организм начинает постепенно адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Сегодня врачи рекомендуют сразу же прикладывать малыша к груди, так как это положительно влияет и на физическое развитие малыша, и на становление лактации у матери. В первые 12 часов малышу делают прививку против гепатита В, а в течение недели – против туберкулеза. Через месяц против гепатита проводится повторная вакцинация.

Нередко в первую неделю после рождения малыш теряет около 10% массы тела. Это нормальное явление, которое возникает из-за адаптационного периода и перестройки внутренних органов грудничка. Только ко второй неделе состояние малыша стабилизируется, он становится более спокойным и начинает постепенно набирать вес. Давайте рассмотрим подробнее показатели, которые должны быть у малыша к одному месяцу.

Отметим, что в первый месяц жизни норма прибавки веса составляет по 90-150 грамм за неделю. Таким образом, к первому месяцу масса новорожденного увеличивается в среднем на 400-600 грамм по сравнению с массой при рождении. Как правильно рассчитать норму прибавки веса у детей до года, читайте .

Психомоторное развитие

У детей присутствует несколько врожденных рефлексов, среди которых сосательный, хватательный и поисковый. Так, при проведении пальцем или соской вокруг рта грудничок совершает губами сосательные движения. Кроме того, ребенок хватает то, что касается ладошки, и поворачивает голову при поглаживании какой-либо части тела.

Когда новорожденный слышит внезапный или громкий звук, он разводит руки и ноги в стороны и сводит обратно. Лежа на животике, он совершает плавательные движения. А если взять малыша на руки так, чтобы ножки слегка касались поверхности, он станет совершать движения, имитирующие ходьбу.

К третей неделе грудничок начинает копировать активные движения мимики мамы. Не забывайте, что интуитивно младенец чувствует эмоции взрослых. Если мама или папа чувствуют себя комфортно, то и ребенок ведет себя спокойно. Если они раздражены или злы, новорожденный становится тревожным, плачет и капризничает. А к четвертой неделе уже начинает развиваться “речь”, когда малыш издает фыркающие и пищащие звуки.

Чтобы развивать моторику и речь, нужно регулярно разговаривать с малышом голосом, мимикой, жестами. Кроме того, важно поддерживать развитие органов чувств. Развивать зрение можно при помощи ярких и цветных игрушек, которые протягивают ребенку, вешают над кроваткой или в коляске. Для развития слуховых органов можно не только говорить с малышом, но и давать слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше.

Играйте с ребенком, рассказывайте сказки и пойте песенки. Это развивает зрение и слух, моторику и концентрацию внимая, благотворно влияет на психическое состояние и самочувствие малыша.

Развитие недоношенного ребенка

Недоношенным считают малыша, который родился раньше 260 дня беременности. Причин преждевременных родов множество. Это и проблемы со здоровьем у мамы, неправильный образ жизни, предшествующие аборты, стрессы и т.д.

У недоношенного ребенка можно наблюдать тонкие кожные покровы и красноватую морщинистую кожу. Внешние отличия от детей, которые родились в срок, проходят к году. Более заметны отличия не во внешних признаках. Ранние детки осваивают навыки и умения немного позже. Так, при преждевременном рождении ранее недели беременности ребенок может отставать в развитии на 1,5-4 месяца.

В первый месяц у недоношенного ребенка наблюдаются мало развитые врожденные рефлексы и малоподвижность, вялость и пониженный мышечный тонус. Такие дети медленно набирают вес. До тех пор, пока малыш не научится питаться самостоятельно, он получает пищу через специальный зонд.

Чтобы обеспечить правильное психомоторное и физическое развитие недоношенного ребенка, важно уделять ему повышенное внимание и тщательно наблюдать за функционированием каждого органа. При правильном уходе состояние малыша приближается к нормальному уже к 12 месяцам после рождения.

  • Попытайтесь наладить грудное вскармливание, ведь молоко мамы – лучшее средство для повышения иммунитета у недоношенного малыша. Грудное молоко придает сил, способствует набору веса и ускоряет развитие раннего ребенка. Никакая молочная смесь не заменит молоко! Поэтому если лактация уже началась, сцедите молоко и накормите малыша через бутылочку или зонд. Регулярно предлагайте грудь ребенку, чтобы развить сосательно-глотательный рефлекс;
  • Уделяйте внимание климату в комнате, следите за влажностью и избегайте сквозняков. Температура в комнате для недоношенного ребенка должна быть чуть выше. У обычных грудничков она составляет 18-24 градусов выше нуля, у недоношенных детей показатели варьируется в пределах 22-25 градусов;
  • Одевайте малыша теплее, если он весит менее 2 кг. В другом случае ребенка следует одевать также, как и обычного новорожденного;
  • Купание для детей с массой менее 1,5 кг можно начинать после двух-трех недель. В остальным случаях купать малыша можно уже на 7-10 день. Температура воды при этом должна составлять 38 градусов, а в ванной комнате – не менее 25;
  • Прогулки начинают только в теплую погоду через 12-14 дней со дня рождения. Первая прогулка должна быть короткой и составлять 10 минут, затем увеличивайте время до 1,5 часов. Во время холодов или жары выход на улицу лучше отложить;
  • Врач должен составить индивидуальный график прививок, так как в первый месяц жизни у недоношенного малыша серьезно увеличивается риск появления инфекционных заболеваний;
  • Массаж принесет неоценимую пользу недоношенному ребенку, ведь почти 50% таких деток начинают быстрее набирать вес. Легкие простые прикосновения и поглаживания положительно влияют на самочувствие и физическое состояние младенца. Массаж можно начинать уже на второй неделе жизни. А через 1-1,5 месяца начинают делать специальную гимнастику.

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

Самыми важными показателями являются физические параметры:

1. Вес.

Это один из главных показателей в первые месяцы жизни грудничка, поскольку по нему можно судить, хватает ли молока или смеси. Конечно, набирают вес дети по-разному, это зависит от наследственности, типа кормления, исходного здоровья. Но в среднем масса тела малыша в первые месяцы жизни увеличивается на 700-800 г, а к 6 месяцам - в два, к году - в три раза.

2. Рост грудничка, окружность грудной клетки и головы.

Эти показатели не менее важны, чем вес: не зря при ежемесячном посещении педиатра младенца взвешивают и измеряют. В среднем за год рост малыша увеличивается на 25 см: первые шесть месяцев он прибавляет по два-три сантиметра, а после шести месяцев прирост идет по 1-2 см.

3. Двигательная активность, навыки.

По тому, как ребёнок держит голову, переворачивается, встает на ножки, ползает, начинает говорить можно также судить о его развитии. Каждый малыш индивидуален, конечно. Однако усредненные сроки развития двигательной активности нужно знать, чтобы в случае отклонений от норм обратиться вовремя к педиатру или неврологу.

4. Зубы.

Первые зубы начинают появляться ближе к 6 месяцам. К году ребенок может обладать уже 8 зубами, однако есть младенцы, у которых в этом возрасте всего пара резцов, а есть те, у которых первый зубик показывается уже в 2 месяца.

Иногда пользуются формулой для определения количества зубов: возраст в месяцах минус 4 (начиная с полугода). Но не всегда результаты вычислений объективны.

Эмоционально-психическое развитие малыша не менее важно для оценки его развития.

1.Речь

К концу первого месяца кроха начинает гулить, а по мере развития появляется умение лепетать, произносить слоги. В концу первого года жизни ребёнок может произносить до десяти слов.

2. Эмоции и общение.

По тому, как младенец реагирует на родителей, игрушки, смену обстановки и прочее также можно судить о том, как он развивается.

3. Движения и игры.

Захват игрушек, мелких предметов, игры с бумагой - важный критерий, по которому врачи определяют, нормально ли развивается кроха.

Ниже приведена таблица с усредненными показателями нормального развития малыша. Не следует паниковать, если ваш ребенок в своем возрасте чего-то не умеет: все дети разные, и развиваются по-разному.


Развитие ребёнка в 1 месяц.

Новорожденный в первые нежели своей жизни ещё ничего не умеет, однако у него прекрасно развиты сосательный, хватательный, глотательный, поисковый, плавательный рефлексы.

Они безусловные, со временем некоторые исчезают - это тщательно проверяется врачами при ежемесячном посещении поликлиники. На раздражители (холод, жару, мокрый подгузник) и голод кроха реагирует недовольным кряхтением и громким плачем, что позволяет родителям понять, что нужно что-то сделать.

Ребёнок в первые недели жизни часто непроизвольно вскидывает ручки и ножки - не стоит этого пугаться: он только родился и учится жить вне маминого живота. Большое пространство вокруг его беспокоит: именно поэтому многие дети лучше спят, когда их пеленают.

Большую часть времени новорожденный проводит во сне: маленькие детки могут спать до 20 часов в сутки. Груднички постоянно прикладываются к груди: так они удовлетворяют сосательный рефлекс, успокаиваются, питаются (поэтому важно кормить ребёнка не по расписанию, а по требованию ).

Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?

  • Он реагирует на громкие звуки: вздрагивает или плачет.
  • Улыбается (пока неосознанно).
  • Начинает поднимать голову и удерживать ее несколько секунд, если положить ребёнка на животик.
  • Наблюдает за неподвижными и двигающимися предметами.
  • "Агукает"

Особенности первого месяца жизни.

Крепкий сон.

Ребенок спит много, не реагируя на шум вокруг него, однако часто просыпается "перекусить".

Гипертонус мышц.

Первый месяц новорожденный находится в "позе лягушки" с прижатыми к телу согнутыми конечностями. Это нормально, ведь целых 9 месяцев ребёнок находился в подобной позе в животе у мамы. Гипертонус проходит к 1-2 месяцам.

Срыгивания.

Из-за недостаточно развитой на момент рождения пищеварительной системы, в частности, клапанов пищевода, новорожденные часто срыгивают после кормления.

Как избежать срыгивания?

Специалисты по грудному вскармливанию не советуют "носить столбиком" малыша после кормления (как рекомендуют педиатры), а просто стараться не перекармливать ребенка и ограничить его подвижность сразу после кормления.

Срыгивания у новорожденных считаются физиологичным явлением, но объём их должен быть совсем небольшим (примерно чайная ложка). А вот после 6 месяцев допустимо 1-2 раза в день; после года ребенок срыгивать не должен.

Колики.

В конце 3-4 недели жизни, кроху начинают беспокоить колики. Они появляются в связи с "незрелостью" кишечника (то есть неподготовленностью желудочно-кишечного тракта к пище, пусть даже это грудное молоко: ведь в утробе малыш получал совсем другое питание!).

Доказано, что колики не зависят от питания кормящей мамы, и при этом явлении лекарственные препараты - малоэффективные помощники. Это явление самостоятельно прекращается к 3-4 месяцу жизни грудничка.

Новорожденный ребёнок: игры с малышом.

Казалось бы, первый месяц ребёнок совершенно неактивен. Он не фиксирует взгляд на лицах и предметах, не смеется, не улыбается...Но это не означает, что с ним не нужно заниматься: чем раньше вы начнете играть с крохой, тем быстрее он будет отвечать вам взаимностью.

Как развивать ребёнка с первых дней жизни?

1. Постоянно разговаривайте с ним.

2. Пойте песенки.

Дети любят ритмичное звучание на высоких частотах - это их успокаивает, они вслушиваются в приятный голос.

3. Показывайте картинки.

Сначала это должны быть черно-белые простые рисунки, потом можно добавить красно-жёлтые оттенки. На расстоянии 25-30 см от глаз малыша разместите картинку, показывая сначала в статике, а затем медленно передвигая ее. Через некоторое время кроха запомнит рисунок и будет его узнавать.

4. К концу первого месяца жизни можно повесить над кроваткой мобиль.

Он должен быть не слишком сложным: 2-3 подвешенные игрушки - достаточно для такого маленького человечка. Расположите мобиль на расстоянии 60-70 см от лица ребёнка и немного впереди него, чтобы взгляд не фокусировался прямо (иначе может развиться косоглазие).

5. Гримасничайте, утрируйте мимику.

Ребенок запоминает движения губ, глаз, выражение лица. Когда что-то ему говорите, четко совершайте движения губами: это поможет ему в будущем быстрее научиться произносить слоги.

Ребёнок: развитие физических данных.

В первый месяц ребёнок практически не двигается: не поворачивает и не поднимает голову, не переворачивается. В этот период жизни важно помочь его телу адаптироваться к окружающему миру, к температурным условиям окружающей среды, новым тактильным ощущениям.
  1. Делайте лёгкий массаж пальчиков рук и ног: поглаживайте их, разминайте.
  2. Гладьте спинку и животик младенца: это успокаивает малыша, расслабляет мышцы, а массаж живота улучшает перистальтику кишечника.
  3. Делайте несложные упражнения, обязательно с утра (главное, чтобы после приёма пищи прошло около часа).
  4. Это могут быть разведение и сведение рук, сгибание ног в бедрах и коленях. Конечно, лучше, если такую зарядку вам покажет врач ЛФК с учётом данных именно вашего малыша.
  5. Чаще выкладывайте ребенка на живот:
  • Это стимулирует его учиться держать голову
  • Укрепляет мышцы спины
  • Способствует лучшему отхождению газов и облегчает колики
  • Успокаивает грудничка.

5. Кроме того, каждый день обязательно нужно гулять с ребёнком не менее 1-2 часов.

После выписки из родильного дома спустя неделю и после осмотра педиатра на дому начинать гулять надо с 15-20 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность прогулки. Не рекомендуется находиться с новорожденным на улице при температуре -10 °С и выше 30 °С, лучше заменить такие прогулки комфортным отдыхом на прохладном балконе.

О том, как происходит развитие ребенка в 2 месяца, .

Подведем итог.

За первый месяц жизни новорожденный делает огромный шаг в развитии: от него зависит во многом то, как будет малыш развиваться в будущем. А родителям остаётся только набраться терпения и сил и помогать крохе расти умным и здоровым ребенком.

Начнем с определения, ибо сам термин "новорожденный " - понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее - с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, - дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, - дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу - предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных - тема специфическая, требующая акцента не столько на "умениях", сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: "родился 8-9 баллов по Апгар". Не все знают, кто такой или что такое "Апгар", многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар - это фамилия такая с ударением на первой букве "А", принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе - получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар - это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет... Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов - вовремя получить информацию. Есть и второй способ - попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего - что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка - не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного - мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза - не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света - реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома - слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий - вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим - уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на "невкусные" лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано - плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс - очень высокая восстановительная способность - заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность - повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой - не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, - малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного - узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос - уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия - чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного - один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно - практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала - поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней - светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое - 4-5 раз в сутки - это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет - 10-15 мл "собралось" и достаточно - пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) - отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее - меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют "физиологические рефлексы новорожденных" . Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг "созревает", они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой - ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение - способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого - не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.