У новорожденного отсутствует рефлекс сосания. Врожденные (безусловные) рефлексы грудного ребенка

Жизнь только что появившегося на свет существа определяют врожденные рефлексы. Рефлекс сосания (один из главных) заканчивает формирование уже в и остается основным на протяжении первого года жизни младенца. За счет него родившийся малыш утоляет голод и успокаивается, удовлетворяя основные биологические потребности — в питании, тепле и защите. Дети индивидуальны. И всё же выяснено, что в среднем в возрасте около 2,5 лет начинает постепенно угасать, полностью исчезая к 4-м годам.

С момента рождения до 1,5 лет ребенок проходит оральную (от англ. «оral » — рот) стадию психического развития. Во рту и вокруг губ в этот период сосредоточена основная зона получения удовольствия и приятных ощущений, которая позже поменяет свою «географию».

Роды — сильнейший стресс для единой системы «мать — дитя». Ребенок, оказавшийся вне материнского организма, пытается доступными ему способами воссоединиться с ним. такова, что большое количество нервных рецепторов, сигнализирующих мозгу о восстановлении единства с матерью, находится именно в ротовой полости. Кормление грудью — и есть способ воссоединения. Младенец ощущает себя и маму одним организмом, а мамину грудь — продолжением себя.

Материнская грудь — средство не только получения питания, но и ощущения безопасности. В числе 20 видов гормонов в материнском молоке содержатся эндорфины — гормоны умиротворения и радости. Дискомфорт от голода, отсутствия физического контакта или любого другого повода младенец снимает сосанием груди — так распорядилась природа. Доказано, что если кроха плачем зовет мать, а она долго не откликается, беспомощный человечек испытывает эмоции отчаяния, страха, «умирания». Вот почему так важно сохранять . В течение первого года формируется важнейшее психологическое образование — базовое доверие к миру через привязанность к матери, которая для него на этом этапе и есть весь мир.

Неудовлетворённый сосательный рефлекс — чем он грозит?

Каждая ступень развития живого организма должна пройти по законам природы, без вмешательства в естественный ход и последовательно смениться следующим периодом.

Стадия активности сосательного рефлекса должна быть пройдена без помех и до конца, что всецело зависит от правильного поведения родителей. Если этап орального развития проходит с отклонениями: искусственное вскармливание, преждевременное отлучение от груди, замена её пустышкой — есть опасность «застревания» на нём, так называемая фиксация тех действий, которые характерны для этого периода развития. Человек в ситуации тревоги, растерянности, слабости как бы впадает в детство, в тот период, в котором была получена психическая травма.

Привожу статью, полностью с ней согласна.

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов - поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить - Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные - и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Трехмесячный малыш с пальчиком во рту заставит дрогнуть самое черствое сердце. Но трехлетний ребенок с пальцем во рту будет выглядеть странно.

Если вы все чаще наблюдаете картину «палец во рту» у вашего ребенка, стоит задуматься над вопросом – что это и что с этим делать?

Вред или польза от сосания пальца?

Все зависит от того о каком возрасте идет разговор. Малыш пробует свои пальчики, когда находится в утробе матери. Ученые предполагают, что таким образом ребенок готовится к грудному вскармливанию и тем самым начинает развивать сосательный рефлекс, а может, ощущает волнение мамы и сосание пальца позволяет ему успокоиться. Но это всего лишь домыслы ученых, потому, что ребенок сам ответить не может.

В возрасте трех месяцев, когда у ребенка координация движения становится довольно хорошей, « » своего рода маленькая победа — ребенок самостоятельно подносит свою маленькую ручку ко рту в любой момент, когда ему захотелось. Несколько недель ребенок будет учиться координировать свои движения, в частности «рука — рот» , поэтому не нужно ему мешать.

Но время идет и ребенок растет. Не за горами его первое день рождение. А может ребенок уже старше, а палец, все так же, во рту. Родители начинают паниковать, предполагая, что если эта привычка останется, возникнет немало проблем. Речь, конечно, идет о глистах, неправильном прикусе и некрасивом виде.

Родители объявят войну этой новой моде ребенка. Война будет безжалостной и бесполезной. Причин для сосания пальца может быть масса, и каждый случай нужно разбирать отдельно, только так можно помочь ребенку не вредя еще больше.

Как относится к сосанию пальца сам малыш? Мешает ли ему? Скорее нет, чем да. До возраста 5-6 лет, ровесникам будет все равно, есть палец во рту у вашего ребенка или нет. Насмешки могут появиться в школе, но не раньше. И получается, что эта привычка неприятна нам, взрослым. Возможно, на психологическом уровне мы понимаем, что сосание пальце у ребенка происходит не просто так, а это явный симптом какой-то его травмы.

И наша главная помощь должна заключаться выявление проблемы, которая приводит к такому неправильному поведению малыша. Поэтому не нужно стараться отделаться от признака «сосание пальца» методами битья рук, или используя различные горькие мази, и даже высказываю свою позицию. Ни к чему хорошему не приведет и саму проблему, из-за которой появилась эта вредная привычка, не решит.

В этой статье попробуем понять главные причины сосательного рефлекса у детей.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс – это умение сосать грудь мамы или соски, без необходимости обучению данному процессу. Относится к основным безусловным рефлексам.

Малыши до 1 года начинают посасывать пальчики тогда, когда их основной рефлекс не может быть удовлетворен в нужной им мере. Многим детям не хватает сосания груди или бутылочки, их рефлекс сильнее, и тогда они начинают сосать все от игрушек, заканчивая пальцами рук и даже ног.

Когда можно говорить, что у вашего ребенка неудовлетворен сосательный рефлекс:

Если ребенку не больше 1,5 лет. По нормам сосание пальцев длиться от полугода до 1,5 лет.
Малыш быстро ест, достаточно 5-10 минут. При искусственном кормлении проблема решается уменьшением дырочки в бутылочке. Но бывает, что ребенка сразу учили пить из ложки, и он просто не умеет сосать бутылочку. При грудном кормлении, проблема может заключаться, если у мамы слишком тугая грудь, а у ребенка слабые мышцы рта. Или молока много, и малыш не прилагает никаких усилий.

Если вышеописанное вам подходит, то можно применить следующее, чтобы удовлетворить рефлекс сосания:

Увеличьте время кормления грудью. Если ваш ребенок на грудном кормлении, не спишите. Пусть малыш побудет около груди 35-45 минут, даже если он засыпает и лишь изредка посасывает ее. Особенно важным будет этот совет для мам впервые месяцы жизни их крох.

Правильно подберите бутылочку. Бутылочка должна заканчиваться у ребенка через 15-20 и более минут. Выберите нужно отверстие в соске, которая должна подходить и по возрасту. Всю информацию производитель указывает на упаковке.

Приобретите пустышку. Можно долго спорить, следует, давать ребенку ее или нет. Если сосательный рефлекс неудовлетворен у ребенка, то лучше купить хорошую соску, чем провоцировать возникновение привычки сосать пальцы или других частей. Впоследствии, пустышку можно «подарить» младшему ребенку, а вот излюбленную часть тела для сосания «подарить» не выйдет.

Хочу уточнить, малыши до 1 года часто сосанием пальцев показывают свое желание кушать. Поэтому прежде чем ставить диагноз «неудовлетворенный сосательный рефлекс » понаблюдайте. Ребенок будет капризничать и плакать, когда будет пытаться сосать свою руку, ведь он ожидает молока оттуда. Это не перерастет во вредную привычку, если мама научиться реагировать и сразу кормить ребенка, а лучше не доводить до такого голодного состояния ребенка.

Также причиной может стать обычная скука. Мамы, которые проводят достаточно времени со своим ребенком, осыпает ласками, играет, берет на руки, то их малыш просто не успевает выделить время на сосание пальцев. Нет, конечно, он будет тащить в рот, но это будет выглядеть иначе. Ребенок притянул в рот предмет или пальчик лишь на пару секунд. Потом он вынимает их изо рта и начинает рассматривать. Снова пробует, по времени чуть дольше и снова смотрит. Такой порядок может повторяться ни один раз и к нему могут подключиться такие действия как: постукивание предметом по поверхности, бросать или трясти его. Так ребенок познает мир. Кроха, которая перестала совершать какие-либо действия, замерла, взгляд отсутствует и палец, или другой предмет, оказался во рту, следует отвлечь ребенка от своих мыслей, вот это может привести к вредной привычке.

Вредная привычка

Привычка – это действие, которое повторяется и приобретает характер потребности. Чтобы сформировать привычку, необходимо неоднократно совершить ряд действий, которые были бы приятными, и в будущем стало автоматическим и совершаемым без применения усилия. Например, вы замечаете, что вашего ребенка при просмотре телевизора так и манит положить пальчики в рот или когда бывает расстроенным. Или тяжело засыпает, не положив большой палец руки в рот.
Скорее всего, все началось все с того, что ребенок был перевозбужден перед сном, и невзначай притянул палец ко рту. Пальчик оказался теплым, и сосать его оказалось очень мило. Такие чувства приглянулись малышу, он смог успокоится и уснуть. Через пару дней все повторилось, малыш решил повторить «фокус» с пальчиком во рту. И таким образом сформировалась привычка, и даже когда ребенок спокоен, у него не прослеживается тревога, ему необходимо перед сном взять палец в рот. Только так он может уснуть.

Если ребенок испытывает стресс, негативные эмоции, испуг, такие привычки спешат на помощь ребенку, чтобы быстрее успокоить его и становясь универсальным решением.

Поэтому для родителей у которых ребенок находил в полном окружении заботы и любви, не испытывал стрессов все равно появилась эта вредная привычка имеющая общие корни с невротической привычкой. В первую очередь родители начинают поиски решения проблем в себе. Может нужно больше «работать над собой»? «Проблема сосательный рефлекс» до трех лет и проблемой назвать нельзя. Ребенок в этом видит много форм поведения окружающих его людей. Он начинает повторять что-то за любым из нас. Выбирает, то, что большего всего ему приятно и понятно. Этот тап развития закончиться и проблема сосания пальца закончиться вместе с ним.

Если понаблюдать за нами — взрослыми, мы все состоим из привычек: щелкать ручкой, когда думаем, наматывать прядь волос, крутить на пальце кольцо, ходить взад-вперед. Нам всем нужны действия, которые помогут нам, справится с той или иной проблемой. Сосание пальца у малыша, своего рода «палочка-выручалочка», которая поможет ему в неприятной ситуации. Надо понимать, что эта привычка помогает ему, так же как нам взрослым наши вредные привычки.

А отсюда можно сделать вывод, научите ребенка другому способу успокаивать себя и вас больше не будет раздражать «палец во рту». Не найдя альтернативы, не сможете вырвать с корнем проблему. Такая привычка либо возвратится в том же виде, либо обретет новую форму: грызть ногти, сосание губ или игрушки. Поэтому битва с привычками не должна включать запреты, горькие мази и воспитательные беседы. Они ничего не предлагают взамен.

Если сосание пальцев – это привычка вашего ребенка, то начать нужно со следующего:

Ловить такую привычку нужно в самом начале, прежде чем это войдет в естественный цикл у ребенка. Обратите внимание, при каких обстоятельствах ребенок тянет ручки ко рту, когда ему скучно, грустно или устал. Попробуйте предложить другой вариант. К примеру, массаж пальчиков перед сном. А если еще напевать песенку при этом действии, будет вдвойне полезнее. Игры с водой смогут правильно подействовать на ребенка. Стимулирующие действия от воды могут благоприятно подействовать не только на пальцы, но и на все тело. Составьте такой порядок действия перед уходом ко сну, что бы малыш мог максимально успокоиться без сосания пальца.

Ребенок неосознанно копирует действия окружающих его людей. Обратите внимание, кто среди ваших знакомых сосет пальцы. Может старшие дети, или взрослые в задумчивости, пусть не сам палец, а косточку фаланги пальца. Если образцом для подражания выбран взрослый, то процесс избавления от этой привычки придется начать с него. Старшие дети, сосущие пальцы, которым подражает младший — довольно сложная ситуация. Начать нужно с анализа своего времени, которое вы уделяете ребятишкам. Сколько из этого времени – позитивное. Но все это лучше проделать с психологом.

Если вы поймали ребенка на сосании пальца, постарайтесь отвлечь его по-умному, не акцентируя внимания на этом. Пригласите заняться его другим делом: потанцевать, поиграть в игры на развитие моторики, либо просто почитайте книгу. Ребенку скучно, сделайте все, чтобы отвлечь его от этого. А если малыш устал, тогда обнимите, приласкайте, хорошо подействует массаж ручек и ножек – пальчиковая гимнастика. Только не превратите все эти действия в рефлекс у ребенка на общение с вами. Нужно заниматься этими вещами всегда, а не только в момент начала сосания пальчика.

Неосознанная привычка может исчезнуть сама. Поэтому не делайте акцент, и уж тем более не кричите на ребенка. Постоянное одергивание малыша, удары по рукам, заматывание, все это войдет в другую привычку – привлечение вашего внимание, даже если оно негативное.

Психологическая проблема.

Один шаг отделяет вредную привычку от психологической проблемы. Случаи, когда можно предположить, что сосание пальца это психологическое неблагополучие:

У малыша был сильный стресс. Возможно смерть из близких или самого любимого домашнего животного, тяжелое заболевание, которое перенес ребенок или сильный испуг. Будьте начеку, ребенок может начать сосать палец гораздо позже всех этих перенесенных последствий.

Ребенок проживает семье, где происходят постоянно скандалы, выяснение отношений или наоборот «молчаливая война». Тут у взрослого сдадут нервы, не только у ребенка.

Появление братика или сестренки. Переезд в другой город. Это радостные события для взрослых, но для ребенка может быть истинным испытанием.

Ощущение ненужности может привести к проблемам в эмоциональном формировании. Это заметно по детям, которые не были нужными изначально. Отсутствие связи мамы с ребенком, нужного количества тепла и заботы, все это выльется не только в сосательный рефлекс, но и множество других психологических симптомов.

Вы сделали все, что было в ваших силах, уделяли достаточного внимания ребенка, отвлекали его, когда он тянул пальчики в рот, но он упорно продолжает сосать пальцы, это значит лишь одно, проблема куда глубже, чем нам кажется.

Сосательный рефлекс , как психологическая проблема редко бывает одним признаком. Если стресс был мощным, ребенок может потерять навыки, которые уже сформировал – самостоятельно кушать, использовать горшок, говорить. Здесь происходит регресс развития. Если атмосфера дома приятная, ребенка все поддерживают, то все будет хорошо и ребенок все вспомнит и научится. А если дома тяжелая обстановка, мама не проявляет тепла, уход за ребенком носит формальный характер (одет, сыт), то к сосательному рефлексу подключится целый «букет» других невротических расстройств. Малыш начинает показывать неадекватное поведение – паника, визг, агрессия. Подумайте об обращении к психологу, для каждого случая будут свои рекомендации.

Сосание пальца – это важный симптом, который показывает, что вашему ребенку необходима помощь. До 1 года будут действия, которые помогут удовлетворить сосательный рефлекс. До 3 лет поддержите ребенка, он могу устать, быть в тревоге, или начать скучать. Старше 3 лет ребенок сосущий палец имеет проблемы психологического характера.

Рефлекс - самопроизвольно совершаемая реакция на определённый внешний фактор. Он может быть безусловным или условным. Первый способствует существованию человека во внешней среде. Каждый ребёнок рождается с определённым набором таких реакций, и среди них - сосательный рефлекс, обеспечивающий малышу условия для выживания.

Иногда с его формированием возникает проблема, т. е. он либо полностью отсутствует, либо просто ослаблен. Это чревато различными осложнениями при выкармливании новорождённого. Молодым родителям обязательно нужно разобраться в этом вопросе, чтобы, столкнувшись с подобного рода патологией, знать, как себя вести и что предпринимать.

Отвечают за сосательный рефлекс у новорождённых сегменты головного ствола. В его активизации участвуют ядра нервных пар, находящихся в продолговатом мозге (его стволовой части):

Взаимосвязь этих нервов строго координирует весь процесс сосания от начала до конца. После кормления рефлекс ослабевает, а через 1-1,5 часа вновь активируется. Новорождённый будет сосать всё, что окажется в его ротике: грудь мамы, соска (если он искусственник), собственные пальчики. Это вовсе не привычка, так как начинает формироваться в период внутриутробного развития.

Учёные выявили, что эта безусловная реакция организма оказывает большое влияние на здоровье детской психики. Благодаря владению ею, малыш может утолять голод, что обеспечивает ему выживание. Поэтому плохой сосательный рефлекс должен стать тревожным сигналом для родителей о том, что нужны меры по его быстрому восстановлению, пока ещё не поздно. Но как узнать о патологии? Только сравнив с нормой и проверив её симптомы.

Это интересно! Закладывается сосательный рефлекс уже после 15 недели после зачатия, т. е. задолго до появления ребёнка на свет.

Существует норма, когда сосательный рефлекс у ребёнка появляется (в каком возрасте) и когда угасает. Это важно знать, чтобы отследить, всё ли в порядке с развитием малыша. Любого рода отклонения свидетельствуют о том, что нужна врачебная помощь и коррекция.

Зачатки сосательного рефлекса видны уже на УЗИ, т. е. в материнской утробе. На мониторе можно наблюдать, как малыш держит пальчик во рту, - это и есть норма.

Окончательно сосательный рефлекс формируется в самые первые минуты жизни новорождённого. Если он здоровый и доношенный, его прикладывают тут же к груди матери. Получив несколько капелек драгоценного молозива, кроха успокаивается. Таким простым, но очень важным способом происходит активизация сосательного рефлекса, поддерживается врождённый инстинкт.

Учёные выяснили, когда у ребёнка угасает сосательный рефлекс в норме, осуществляя для организма защитную функцию. Однако мнения могут расходиться, до какого возраста эта реакция организма сохраняется. Чаще всего называют 1-1,5 года, когда как раз советуют отучать малыша от соски. Хотя многие советуют кормить грудью до 2,5 лет, что тоже связано непосредственно с сосательным рефлексом. Так что возрастные рамки, когда у ребёнка пропадает сосательный рефлекс, достаточно размыты и неопределённы.

Это - типичный путь формирования данной безусловной реакции. Но иногда врачи вынуждены диагностировать (это могут самостоятельно заметить родители), что нет сосательного рефлекса у новорождённого: определённый ряд проблем с его здоровьем нарушают либо его развитие ещё на этапе беременности, либо его активизацию после появления ребёнка на свет.

Вот это да! Существуют также случаи, когда чрезмерно добросовестные мамочки продолжали грудное кормление до 6-7 лет, тем самым растягивая возрастные рамки угасания сосательного рефлекса.

Родители должны понимать, что если у ребёнка отсутствует сосательный рефлекс, у него есть серьёзные проблемы со здоровьем, которые нужно немедленно решать с помощью медиков. Существует несколько причин такой патологии:

  • гипоксическое или травматическое повреждение центральной нервной системы, которое может произойти либо в утробе, либо при родах (о гипоксии плода, читайте здесь);
  • нарушение одного из нервов, участвующих в формировании сосательного рефлекса, чаще всего - парез или паралич, в частности - лицевого нерва;
  • родовая травма продолговатого мозга;
  • слабость языка, круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры;
  • соматическая болезнь в тяжёлой стадии;
  • умственная отсталость;
  • некоторые заболевания рта и глотки: ярко выраженный стоматит, ринит, респираторные вирусные инфекции (ОРВИ, ОРЗ);
  • плоская форма сосков у матери;
  • глубокая недоношенность, когда вес крохи не превышает 1,5 кг.

Если течение беременности или родов было осложнено данными факторами, у новорождённого отсутствует сосательный рефлекс вовсе или снижен до минимума, что чревато голоданием малыша и его неполноценным развитием (как физическим, так и психическим) в дальнейшем. Если вы попадаете в группу риска, необходимо с первого момента появления ребёнка на свет проверить степень сформированности данной безусловной реакции маленького организма. Есть несколько способов сделать это. Причём сами родители могут увидеть патологию, представляя её явные симптомы.

К Вашему сведению. Плоская форма сосков - не причина отлучать малыша от груди. Существуют способы, позволяющие их вытянуть. Есть ряд специальных упражнений, корректоры в аптеках, хирургическое вмешательство. Позаботьтесь об этой проблеме заранее, ведь от неё тоже зависит формирование сосательного рефлекса у ребёнка.

На отсутствие сосательного рефлекса или его недоразвитость у малыша могут указывать некоторые признаки. Обычно они выявляются ещё в роддоме, где и предпринимаются все меры по спасению ребёнка. Но если по какой-то причине врачи не распознали патологию, мама сама сможет увидеть, что данная реакция маленького организма недоразвита. Симптомы отклонения могут быть следующими.

При прикладывании новорождённого к материнской груди:

  • он даже не пытается схватить сосок;
  • если положить грудь ему в рот, он не будет делать никаких попыток её сосания, не будет удерживать её во рту;
  • такое состояние длится более 12 часов после рождения ребёнка.

Если сложилась именно такая ситуация, нужна срочная врачебная помощь. Родители часто спрашивают, когда у недоношенных детей появляется сосательный рефлекс, так как у таких деток данная защитная безусловная реакция развивается гораздо позже, чем у здоровых, плохо развивается или отсутствует вовсе.

Даже при недоношенности при соответствующей медицинской помощи рефлекс должен появиться в течение суток (это считается нормой). Более продолжительный отрезок времени будет свидетельствовать о серьёзной проблеме.

После прикладывания ребёнка к груди сразу после рождения:

  • он делает несколько слабых чмоков;
  • не может удержать сосок во рту, хотя пытается это сделать;
  • не успокаивается, а напротив - начинает ещё сильнее плакать.

В течение последующих дней плохой сосательный рефлекс может проявляться в следующем:

  • малыш не столько сосёт грудь (соску), сколько громко чмокает;
  • постоянно выпускает сосок изо рта, не может его удержать;
  • кормление может длиться долго, но при этом грудь остаётся практически полной, а малыш - голодным;
  • редко сглатывает;
  • вялый;
  • засыпает прямо в начале кормления;
  • капризничает, громко плачет, плохо спит, выгибается - всё это из-за голода.

Если вы замечаете слабый сосательный рефлекс у новорождённого, но не уверены, правы вы или нет, лучше проконсультироваться у врача. Он точно опровергнет или подтвердит диагноз. Самостоятельно можно лишь положить в ротик крохи собственный палец и пронаблюдать за его реакцией. В норме здоровый малыш сразу же схватит его и начнёт интенсивно сосать. Недоношенный или травмированный ребёнок совершать сосательных движений не будет. Самолечение в данном случае исключается: требуется квалифицированная помощь.

Полезная информация. После обнаружения отсутствия сосательного рефлекса нужно сразу же проконсультироваться у врача, лучше - у детского невролога или невропатолога. Это его сфера деятельности.

Чтобы развить сосательный рефлекс у новорождённого, потребуется стационарное лечение под обязательным наблюдением врача. Здесь уже работают не только педиатры, но и неврологи. Курс восстановления может длиться разное время, в зависимости от индивидуальных особенностей маленького организма и причины, повлекшей патологию. Обычно реанимация безусловного рефлекса происходит следующим образом.

  1. Лечение первопричины (травмы, кислородного голодания, соматики и т. д.).
  2. Если в течение 12 часов сосательный рефлекс у малыша не проявился и он не был приложен к материнской груди, назначают парентеральное (т. е. идущее мимо кишечного тракта) питание, обычно - раствором глюкозы.
  3. Зондовое кормление практикуют при рождении недоношенных деток при явном снижении сосательного рефлекса. Объём питания дозируется шприцем из расчёта веса малыша.
  4. К бутылочному кормлению разрешают переходить после полного восстановления рефлекса.
  5. Вопрос кормления грудью решается в каждом отдельном случае индивидуально. При этом учитывается общее состояние новорождённого и устойчивость его рефлекторных знаков. Рекомендуют начинать с 1 или 2 раз в сутки. Однако ребёнок может очень сильно уставать от этого, и тогда приходится докармливать его из бутылочки. Обычно таких деток отправляют на кормление до 10 раз в сутки. Главное здесь - не торопить события.
  1. Докармливание: так как при плохом сосательном рефлексе малыш постоянно недоедает, его поят с ложечки или из бутылочки сцеженным молоком
  2. Чёткий график кормления: каждые 2-2,5 часа.
  3. Пустышка.
  4. Массаж лица перед едой.

При грамотном подходе к проблеме происходит полное восстановление сосательного рефлекса у новорождённого, которое практически никак не сказывается на его дальнейшем развитии. Это возможно, если на реанимационные мероприятия ушло не более 1-2 недель. Если же они затянулись, рефлекс может не возвратиться к ребёнку совсем или это произойдёт лишь частично. В этом случае утешительных прогнозов ждать не приходится.

В дополнение. При нарушении лицевого нерва или неразвитости жевательных мышц назначается лечебный массаж, который даёт хорошие результаты.

Процесс восстановления безусловного рефлекса сосания может быть достаточно длительным. Успех гарантирован при грамотном совместном подходе врачей и родителей малыша. Согласно статистике, такие детки догоняют сверстников к концу 1 (максимум 3-его) года жизни. Если сосательный рефлекс у детей не был своевременно восстановлен, у него два прогноза:

  1. Летальный исход вследствие голода, так как именно сосательный рефлекс не даёт людям умереть от истощения.
  2. Питание через зонд, насколько это будет возможным, но обычно такие детки в 90% случаев умирают на первом году жизни, у остальных 10% продолжительность жизни составляет не более 2-3 лет, так как происходит нарушение в первую очередь желудочно-кишечного тракта, да и остальные внутренние органы и системы развиваются патологически.

Учёные также отмечают, что у детей, рано отлучённых от материнской груди, вскормленных смесями, наблюдается в дальнейшем синдром сосательного рефлекса, не до конца реализованного. Это приводит к неврозу навязчивых движений, проявляемому в разной степени. Проявления могут быть самыми разными:

  • у дошкольников - привычка брать в рот самые разные предметы (пальцы, ручку, карандаш, кукол, ложку и т. д.);
  • у школьников - привычка грызть ногти;
  • у взрослых - курение в больших количествах, при этом они подолгу не вытаскивают сигареты изо рта.

Ребёнок для полноценного развития в дальнейшем обязательно должен пройти оральную, начальную стадию формирования сосательного рефлекса, чтобы невротические реакции были в норме. Малыши, обделённые материнским молоком, должны расти с соской-пустышкой как объектом сосания. В ином случае, повзрослев, они могут активно проявлять настоящую оральную агрессию (кусаться, ехидничать, огрызаться), это может выражаться и пассивно (плохой аппетит, болезненные состояния). Чтобы таких неприятностей не случилось с вашим малышом, необходимы профилактические меры, причём начинать применять их надо ещё во время беременности.

А вы знали, что. Ругать ребёнка за сосание пальцев в любом возрасте категорически запрещено врачами. Это лежит в области его бессознательного, т. е. он не может этим управлять. Это чревато серьёзными психологическими проблемами для него.

Достаточно сложно развить сосательный рефлекс у недоношенных и новорождённых даже в стационарных условиях, так как он заложен самой природой. Гораздо проще предупредить его, т. е. не допустить тех факторов, которые становятся причиной этой патологии. Что в состоянии сделать будущая мама в качестве профилактики?

  1. Избежать гипоксического или травматического повреждения центральной нервной системы можно, если беречься при беременности и слушать врача при родах.
  2. На протяжении 9 месяцев постоянно наблюдаться у гинеколога, проходить все исследования и сдавать все анализы, назначенные им, - это поможет выявить внутриутробные заболевания.
  3. К моменту появления малыша на свет родовые пути женщины должны быть совершенно чистыми и здоровыми - это снижает риск инфицирования ребёнка.
  4. Постоянно проверять малыша на наличие стоматита, который часто является причиной снижения сосательного рефлекса.
  5. Научиться правильно прикладывать ребёнка к груди с самого начала (т. е. нужно пройти соответствующие курсы ещё на этапе вынашивания).
  6. Стараться сделать всё, чтобы полноценно доносить беременность до конца.

Сосательный рефлекс у новорождённых - одна из самых важных врождённых реакций маленького организма, которым наделила его природа для обеспечения комфортных условий жизни и дальнейшего развития. Его отсутствие - настоящая беда, чаще всего не совместимая с жизнью, а его частичное снижение - тревожный сигнал о серьёзных неврологических проблемах, которые необходимо начинать искать немедленно и так же быстро устранять любыми доступными способами с привлечением невропатологов и других детских специалистов.

Сосательный рефлекс – один из основополагающих, напрямую отвечающий за жизнедеятельность малыша, ведь поступление пищи в организм ребенка происходит только так. Сосательный рефлекс начинает формироваться с внутриутробного периода жизни младенца, и к рождению уже полностью функционирует. Здоровый новорожденный малыш, которому еще даже не перерезали пуповину, уже охотно берет материнскую грудь.

Проверить наличие этого рефлекса можно, положив ребенку в рот палец – если он примется его сосать, это сигнал, что все в норме.

Слабый сосательный рефлекс

Подобное наблюдается в основном у детей, которые перенесли во время родов какие-то осложнения. Такие малыши очень часто могут сосать грудь по часу-полтора, или наоборот, делать это вяло, без желания, вовсе отказываться. Нарушение сосательного рефлекса также может быть вызвано:

  • простудными заболеваниями, ОРЗ;
  • плода во время родов;
  • умственной отсталостью ребенка;
  • парезами лицевых нервов;
  • тяжелым соматическим состоянием.

Сосательный рефлекс у недоношенных детей тоже часто может быть ослаблен, но это временное явление. Мама должна знать, что в таком случае ребенку нужно давать грудь, но при этом пытаться подкормить малыша из ложечки, бутылочки или шприца, если он очень мало ест.

Врачи родильного отделения внимательно наблюдают за тем, как сосет грудь (или бутылочку) ребенок после рождения, и стараются выписывать новорожденного только тогда, когда сосательный рефлекс нормализуется.

Полное отсутствие сосательного рефлекса считается аномалией, вызванной глобальным повреждением ЦНС или тяжелой родовой травмой. К сожалению, при полном отсутствии этого рефлекса детки выживают крайне редко. Так как глотательного рефлекса тоже нет, то первое время им дают им пищу через специальный зонд, однако, как показывает практика, реальных шансов на выздоровление у таких детей практически нет.

Неудовлетворенный сосательный рефлекс

Основная идея всех существующий теорий сводится к тому, что до полутора-трех лет у ребенка сосание – активный процесс, который отвечает за спокойствие и комфорт. Нигде научно не доказано, что сосание пустышки или пальцев приведет к курению и неврозам, а вот обратный процесс, т.е. неудовлетворенный сосательный рефлекс (если мама резко решит перестать давать грудь, ругать за облизывание пальцев) грозит психическими осложнениями.

Когда пропадает сосательный рефлекс?

К возрасту 3-4 лет этот безусловный рефлекс полностью угасает, но уже после года можно заметить, что желание высасывать себе пищу у ребенка значительно ослабевает. Ему становится интереснее питаться другим способом.