Семья и семейные ценности. Традиционные семейные ценности: Что стоит за этим понятием

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.
Зачем нужна семья?
Самые главные люди в жизни – это папа и мама, подарившие жизнь. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Это время познания, освоения мира. Семья в первую очередь формирует мировоззрение нового человека. Ведь семья – это модель мира в пределах квартиры. Здесь начинается формирование личности. Мы следим за отношениями родителей, за их разговорами, за их увлечениями. Мама и папа – для нас первые и главные примеры для подражания. Они воспитывают нас, передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребёнок. В неблагополучных семьях дети ищут понимание не в стенах дома, а на улице у чужих людей. Мир очень жесток. А хорошая семья – защита от жестокости. Как часто уже взрослыми, имея свои семьи, в суматохе дней мы забываем позвонить родителям, побеспокоиться о здоровье, навестить! А они как будто всё понимают и прощают нас за невнимательность.
Создать семью несложно. Чтобы принять решение двоим людям жить под одной крышей, достаточно признания в любви. Конечно, в семье должна царить любовь друг к другу. Но нужно ещё и понимание, терпение, уважение, готовность выслушать и помочь. Нужно быть готовым пожертвовать ради семьи своим временем, желаниями. Необходимо чувствовать ответственность перед близкими, дарить им своё внимание.
Семья может стать по-настоящему крепкой, когда проходит испытание временем. Жизнь не бывает безоблачной. Радости сменяются печалями, надежды иногда оправдываются, но зачастую заканчиваются разочарованиями. И каждая семья проходит испытания на прочность. В настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Тот дом, где живёт искренность, верность, единодушие, где чувствуется сильное плечо, прочен и надёжен. Время только укрепляет его.
Кроме семьи есть и другие ценности, которые заполняют нашу жизнь: работа, друзья, увлечения, политика. Но мне кажется, ничто не может заменить семьи. Время, проведённое в кругу близких людей, неоценимо.
В русской классической литературе над темой семьи много работал Л. Н. Толстой. Одной из главных она является в романе-эпопее «Война и мир». Рисуя мирную жизнь, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. Здесь открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье. По мысли Толстого, именно женщина создает семейный очаг. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства. Идеал такой женщины для писателя является Наташа Ростова.
Проблемам семьи и брака посвящён роман «Анна Каренина». Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.
Таким образом, семья должна быть у каждого человека. Ни деньги, ни власть не подарят нам бескорыстную любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества, не принесут истинного счастья.


Семейные ценности и традиции формируются в малой группе людей, связанной кровными узами. Они становятся отличительным признаком семьи. Ценности и традиции меняются со временем, зависят от отношения к ним всех членов семейного круга.

Теоретические понятия темы

Понять, что такое семейные ценности, можно, разобравшись сначала в термине «семья». Понятие «семья» основывается на брачных отношениях или кровных родственных связях. Семья - небольшая ячейка общества. Количество членов ее очень различно. Назвать точное количество невозможно. Семья объединяет людей бытовыми условиями совместного проживания, ответственностью за близких, моральными и правовыми нормами.

Ценности и традиции у всех свои. Для одних фотоальбом со старыми снимками важен настолько, что его берегут, оформляют и украшают. История в фотографиях сохраняет факты из жизни семьи, значимые вехи и события. Она расскажет, как жила бабушка, во что любила одеваться, где отдыхали, какие праздники устраивали. Для других - просто книга с картинками из прошлого, коробка снимков, ждущих своего времени для выбрасывания от ненадобности.

Семейные ценности

Какие принципы наиболее часто становятся ценностями:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • любовь;
  • забота;
  • взаимопомощь;
  • терпение;
  • верность;
  • уважение;
  • сострадание;
  • поддержка;
  • честность;
  • искренность;
  • доверие.

Ценности фамилии - предмет гордости семьи. Обычаи и традиции можно передать, если они станут ценностями. Одно запечатленное событие не станет достоянием потомков, если его сохранить в памяти. Рассказ теряется, забывается. Именно поэтому все предметы семейного архива становятся ценностями. Их оберегают, охраняют, дополняют.

Ценность - это память, история нескольких поколений, семейный архив. Семейные традиции и ценности российской семьи могут быть сходны с другими национальностями.

Традиции семей

Слово имеет латинские корни. В переводе - это передача, переход от поколения к поколению. Традиция - атмосфера в доме, которая строит распорядок жизни всех членов семьи, их привычки, привязанности и увлечения. Традиции появляются во вновь созданной семье, пополняются теми, к которым привыкли при жизни с родителями. Назначение традиций:

  • подсказка поведения:
  • основа взаимоотношений;
  • показатель истинности чувств;
  • память, связывающая с прошлым.

Семейные традиции - это нормы. В соответствии с ними строится поведение между членами, распределяется функционал, воспитываются взгляды и убеждения.

Виды традиций

Хороших норм жизни множество. Традиции укрепляют отношения, помогают чувствовать себя комфортно в новых условиях. Какие традиции наиболее распространены:

  • Пикники на природе. Здесь есть возможность каждому внести свое действие, проявит умение. Старшие учат младших разводить костер, ставить палатку. Праздник на природе всегда весел и интересен. Воспоминания о нем наполнят душу положительными эмоциями.
  • Семейные посиделки. Чаепития в кругу семьи не обязательно связаны со знаменательными событиями. Субботнее посещение бабушки, поездка к тете, встреча с подругами - тематик посиделок не перечесть.
  • Настольные игры по вечерам. Время отдыха и веселья. Для подсчета побед ведут тетрадь, и игра становится нескончаемой. Ее ждут, чтобы получить реванш, посмеяться.

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 206.

Между родными и близкими людьми появляется незримая духовная связь, которая ощущается с первых дней рождения человека. Ребенок растет в определенных условиях, впитывает вкусы и привычки окружающих его людей, находит ответы на возникающие в процессе взросления вопросы. Он существует в понятном для него социуме и становится частью общества с одинаковым восприятием и отношением к определенным действиям.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Вступая в брак, человек сталкивается с похожим или кардинально противоположным взаимодействием другого человека и его родственников. В результате, соединяются привычки, вкусы, культуры и формируются новые традиции, основанные на опыте предыдущих поколений. Так возникают семейные ценности, которые дополняются личным духовным вкладом каждой ячейки общества. Они являются тем фундаментом, который держит на себе отношения определенного количества людей, связанных родственными узами.

    Показать всё

    Понятие и значение семейных ценностей

    Семейные ценности - это качества, черты, поступки, которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми домочадцами и образуют прочный фундамент для родственных отношений. Постоянное общение с близкими, чувство уверенности в том, что рядом находятся родные доброжелательные люди, вселяет в человека спокойствие. Он всегда может надеяться на их поддержку и помощь в любой жизненной ситуации.

    Немаловажную роль играет фактор отсутствия одиночества, когда даже воспоминания могут стать источником воодушевления. Вместе со своими близкими проще перенести любое горе, справиться с трудной жизненной ситуацией, не сделать ошибок в будущем.

    Проведенные вместе праздники, отдых, досуг являются способом получения истинного удовольствия от жизни.

    Преимущества наличия семейных ценностей:

    1. 1. Постоянная возможность общаться с дорогими людьми. Счастье для человека заключается в возможности повстречаться с родственниками, перед которыми можно расслабиться, показаться таким, какой он есть на самом деле. Возможность почувствовать себя свободно и легко в нынешнем мире ценится высоко.
    2. 2. Формирование новой ячейки общества. Опыт предыдущих поколений будет полезен для создания своей семьи. Необязательно полностью копировать модель поведения родителей или других родственников, но основные аспекты для счастливой гармоничной жизни следует перенять.
    3. 3. Спланированные праздники . У человека есть уверенность в том, что во время проведения общего праздника он не будет одиноким. Есть прекрасные традиции встречать Новый год в кругу семьи, отмечать религиозные праздники, проводить вместе досуг.
    4. 4. Общие увлечения. Есть множество семей, в которых принято вместе заниматься рукоделием, земледелием, творчеством. Это может стать совместным бизнесом или просто способом провести время с пользой для себя.
    5. 5. Материальная поддержка. Традиция общих ценных подарков на свадьбу, день рождения и другие знаменательные события является своеобразным способом взаимопомощи. Им также пользуются в случае несчастий или форс-мажорных обстоятельств.
    6. 6. Моральный аспект. Наличие семейных ценностей не позволит члену дружной семьи поступить не по совести или совершить непоправимые ошибки.

    В современных школах огромное внимание уделяется семейным ценностям, по этой теме проводятся дополнительные уроки. Это решение обусловлено тем, что не у всех детей есть возможность увидеть наглядный пример у себя дома. В результате этих занятий ребенок поймет преимущества традиций и постарается создать их в своей взрослой жизни.

    Какие бывают виды ценностей?

    Существует множество видов ценностей. В каждой семье присутствует определенный их набор. Чем больше общих интересов, увлечений и воспоминаний, тем более сильное духовное родство ощущают родственники.

    Нравственные

    Под этими ценностями подразумевают любовь, доверие, верность, взаимопонимание, доброту, ответственность, уважение и прочие чувства и качества, которые объединяют людей. Очень важно, чтобы каждый из членов семьи старался дарить своим близким весь спектр своих положительных эмоций и избавляться от негатива. Люди должны общаться много и постоянно, это даст возможность избежать неприятных моментов.

    В жизни не все просто, но важно чувствовать, что дома ждут близкие, которые выслушают и придут на помощь.

    Высоконравственные люди никогда не воспользуются своим физическим и моральным преимуществом. Они всегда сострадательны и добродушны. Главное, чтобы взрослые обладали подобными качествами характера и научили этому своих детей. Тогда эта семья по праву будет называться ячейкой общества с высокими нравственными ценностями.

    Социальные

    Существует множество семей, члены которых продолжают дела своих предков. Это целые династии опытных врачей, военных, моряков, артистов, спортсменов и других профессий. С самого детства ребятам прививается любовь к общему делу. Они живут в специфической атмосфере тех плюсов и минусов, с которыми приходилось сталкиваться их родителям. Молодое поколение приходит на смену старшему и совершенствует его навыки. Данная традиция позволяет получать опытных специалистов в разных сферах деятельности и приносит большую пользу для страны.

    Такие династии становятся примером для окружающих и гордостью для всех, кто с ними общается.

    Культурные

    Многие семьи увлечены искусством. В их традиции входят посещения театров, выставок, вернисажей, концертов. Люди следят за премьерами и гастролями знаменитых артистов, знают репертуары культурных заведений. Существуют примеры, когда родственники планируют совместное посещение таких мероприятий раз в месяц или в неделю.

    Традицией становятся домашние чтения или творческие вечера, на которых люди демонстрируют свои таланты. Такое времяпрепровождение является очень полезным для развития подрастающего поколения. Глядя на старших, ребята сами стараются участвовать в мероприятиях. Им интересно сделать самостоятельную постановку кукольного спектакля или разыграть театральную сценку, чтобы повеселить родителей.

    Духовно-нравственные

    Такие семейные ценности часто основаны на религии. Люди одной веры любят проводить вместе свободное время. Они посещают религиозные заведения, придерживаются постов и традиций в питании. Нередко подобные семьи занимаются благотворительностью или организуют помощь нуждающимся. Вера становится основой их общения, и она облагораживает и объединяет людей в крепкую нерушимую семью.

    Прекрасным поводом встретиться за круглым столом является празднование религиозных праздников, к которым готовятся все родственники. Они заблаговременно подготавливают все необходимое, чтобы насладиться общением с единомышленниками.

    Национальные

    Каждый народ имеет свои определенные обряды, увлечения, вкусовые предпочтения. Мероприятия этнического характера объединяют не только большое количество людей, но и делают намного крепче каждую отдельную ячейку. По воле судьбы, некоторые соотечественники оказываются за границей. Именно вдали от Родины они особо сильно чувствуют свою национальную принадлежность и с трепетом относятся к традициям. Они собираются на праздники за общим столом, накрытым национальными блюдами, поют песни и вспоминают родную страну.

    Отмечая важное национальное событие со своими земляками, каждая маленькая семья имеет возможность соединиться и стать одним целым с большим количеством людей, которые вместе составляют единый народ.

    Традиционные и современные семейные ценности

    Существуют традиционные (классические) и современные (прогрессивные) семейные ценности. Традиции уходят своими корнями в глубокую древность, но с течением времени люди меняются. Они начинают дополнять прежние каноны своими нововведениями.

    Менталитет людей с годами меняется, но остаются определенные постулаты, которых некоторые семьи придерживаются до сих пор. При сохранении общих устоев у личности есть право выбора.

    Традиционные ценности брака

    Множество классических канонов сохраняется в поведении людей до сегодняшнего времени. Основным является проявление крепких искренних чувств, на которых держится семья.

    К традиционным ценностям относятся:

    1. 1. Патриархат. Это модель семьи, при которой мужчина главенствует в доме. Многие женщины до сих пор не согласны с равноправием, поскольку видят свое предназначение в хозяйственных делах и воспитании детей. Им не нужно принимать решения и думать о завтрашнем дне, для этого есть рядом муж.
    2. 2. Матриархат. Такая модель существовала в истории, встречается она и сегодня. Женщина берет на себя полное управление семьей, а мужчина без сожаления отдает ей право лидерства. Матриархат встречается намного реже, но люди его не забывают.
    3. 3. Многодетность. Эта традиция зародилась в древние века, но сегодня стала особо актуальной для современной семьи. Родители чувствуют облегчение, когда старший ребенок помогает младшему. Дети растут ответственными, воспитанными и добрыми. К тому же, государство всячески поощряет многодетные семьи материально.
    4. 4. Сватовство. При соблюдении этой традиции дети друзей находят совместное счастье. Ее преимущества заключаются в том, что людям не приходится знакомиться и нет возможности скрыть недостатки, которые присутствуют у жениха и невесты.

    Многие современные новобрачные предпочитают проводить свадьбы с соблюдением старинных обрядов. Определенные ритуалы присутствуют при других знаменательных торжествах, связанных с семьей и домочадцами.

    Современные ценности

    Многие семейные устои сейчас полностью изменили свои приоритеты. Общество стало более свободным и прогрессивным, поэтому появились новые традиции, которые считаются ценными.

    Новшествами являются:

    1. 1. Партнерские отношения. Речь идет о полном и безоговорочном равноправии между мужчиной и женщиной. Люди распределяют роли и обязанности, находят разумные компромиссы по всем вопросам. Каждый имеет возможность для самореализации и долю свободы. Оба партнера чувствуют себя комфортно и уверенно, поскольку все аспекты оговорены заранее.
    2. 2. Брачный контракт. С таким документом каждый партнер защищает себя от всевозможных рисков, которые способны разрушить семью.
    3. 3. Гражданский брак . Люди не торопятся связывать себя брачными узами, узаконенными государством. Они предпочитают лучше узнать друг друга, чтобы не ошибиться в выборе.
    4. 4. Позднее вступление в брак. Это отличительная черта современного человека, который не спешит начинать официальные отношения. Раньше подобное поведение считалось выходящим за нормы, сегодня у молодежи есть большой запас времени. Люди успевают выучиться, состояться в профессии, достичь материальной независимости и только потом создают семью.

    Люди должны чувствовать себя комфортно в любом статусе. Но главное – во всем чувствовать меру и не пренебрегать советами старших и опытом предков.

    Базовые семейные ценности

    Определение конкретных семейных ценностей для каждой ячейки общества будет своим. У каждой семьи оно базируется на собственной философии и личных наблюдениях.

    Но есть несколько основных постулатов, на которых основываются все счастливые семьи. Без них невозможна не только гармоничная жизнь, но и существование дружной ячейки в целом.

    Любовь

    Это необходимый аспект, который должен присутствовать во всех отношениях. Нежные чувства партнеров друг к другу, детям, родителям проявляются постоянно.

    В представлениях о традиционной классической семье прошлых поколений, после появления любви должен был следовать брак. Другое проявление чувств строго наказывалось общественным порицанием. В сегодняшнем мире люди получили достаточно много свободы. Они могут жить в гражданском браке или просто приходить в гости. При этом в их отношениях также присутствуют ценности и традиции.

    Любовь является именно той основой, на которой держатся все личные отношения. Не имеет никакого значения, находятся ли люди в официальном браке или живут без регистрации. Именно искренние чувства позволяют им находиться вместе и дарить их всем окружающим.

    Важно, чтобы любовь в достаточной мере получали дети и пожилые родственники, им она особенно необходима.

    Уважение

    Это важный аспект семейных ценностей. Все члены большой или маленькой семьи должны уважать друг друга и окружающих их людей. Супругам стоит быть внимательными к чувствам и настроению своего избранника, считаться с его точкой зрения и никогда не игнорировать мысли и предложения. Родителям рекомендуется воспринимать своих детей как полноценных личностей и никогда не применять авторитарности. Ребенок должен уважать своего отца и мать, а не бояться их наказаний. В этом есть суть воспитания.

    Немаловажное значение имеет почтительное отношение к бабушкам и дедушкам, к другим престарелым родственникам. Этому необходимо учить ребенка с первых лет жизни.

    Уважение должно оставаться даже тогда, когда по какой-либо причине уходит любовь и разрываются отношения. Негативными примерами являются случаи, когда после расставания родителей дети перестают поддерживать родственников с одной из сторон. Супруги должны оставить амбиции и сохранить прежние отношения между всеми членами семьи.

    Взаимопонимание

    Главным условием для функционирования любой семьи является взаимопонимание между ее членами. Важно, чтобы не только супруги умели слушать и слышать друг друга, но и все остальные домочадцы пытались найти общий язык. Существуют примеры, когда в доме царит полная идиллия и никогда не бывает ссор и скандалов.

    Дети считают, что мнение родителей неразделимо, поскольку они всегда придерживаются одной точки зрения (супруги обговаривают «взрослые» проблемы в отсутствие детей). Гуляющей с ребенком маме достаточно одного тихого слова, чтобы малыш отреагировал на ее замечание. Посторонние люди думают, что эта семья практически идеальна, хотя каждый понимает, что между людьми не может быть стопроцентного согласия по всем вопросам.

    Бывают и другие случаи, когда дети не слышат родителей, а мужья с женами находятся в постоянной конфронтации. Здесь можно говорить об отсутствии взаимопонимания. Каждый живет своими проблемами и игнорирует чужую точку зрения. Ни о каких ценностях не может идти и речи, пока не начнется искреннее общение с близким окружением.

    Ответственность

    У каждого члена семьи должна присутствовать определенная доля ответственности. Это относится к обязанностям, отношениям, рабочим аспектам. Эта черта характера позволяет каждому человеку достичь высот в своем духовном и физическом развитии.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современныебрачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

1.Ценности семьи

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

2.Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3.Статусные диспозиции в семье.

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

1) отношение детей к проявлениям родительской власти;

3) доверительность отношений «родители-дети» – по взаимных оценкам;

4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

5) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

6) распределение домашних обязанностей;

8) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

4.Система правил поведения в семье.

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

2) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

3) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность – чаще последовательны – когда как – изредка проявляют последовательность – как правило, не соблюдают последовательность»;

4) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают – чаще учитывают – когда как, по обстоятельствам – чаще не учитывают – обычно не учитывают».

Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов:

1) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

2) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:

материальная (собственный заработок ребенка через труд);

физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);

психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);

интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

3) личностная ответственность ребенка, отношение к правам и обязанностям;

4) личностная автономия ребенка:

пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);

эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);

материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

5) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему («я» - как часть семейной группы);

6) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

7) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.

Термин «маскулинность» используется при анализе воспитательных методов семьи в ситуации дифференцированного подхода к детям противоположного пола. Этим же термином определяются действия членов семьи по оказанию взаимной поддержки, защиты и помощи, т.е. определяется уровень корпоративности семейной группы.

В то же время, индекс маскулинности позволяет выявить частоту использования супругами силовых методов решения внутрисемейных проблем. Как известно, эффективность семейного воспитания предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах. Практика показывает, что примеры насильственного поведения, заимствованные детьми из родительской семьи, становятся естественным продолжением традиции супружеского и родительского насилия в следующем поколении.

Из сказанного выше следует, что показатели, используемые для определения индекса маскулинности, должны давать возможность оценки супругов-родителей в качестве субъектов как позитивных (поддержка), так и негативных (насилие) действий в семье. Предлагается следующий набор показателей:

гендерный подход к воспитанию детей; дифференцированные воспитательные меры матери и отца к детям разного пола;

– допустимость жестокого обращения с детьми (применение различных форм насильственных действий);

– интенсивность оказываемой детям поддержки со стороны родителей (родитель как защитник, семья как «убежище»);

– проявление эмпатии и ее адресаты в семье и вне ее;

– допустимость межсупружеского насилия.

Другой методологический подход к проблеме классификации ценностной системы семьи был апробирован в рамках мониторинга, проводимого группой исследователей под руководством автора. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы:

1) ценности супружества;

2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

3) ценности родительства, воспитания детей;

4) ценности родственных связей;

5) ценности, связанные с саморазвитием;

6) ценности внесемейных коммуникаций;

7) ценности профессиональной занятости.

Конечной целью исследования было определение механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. При этом выявлялась удовлетворенность подростков наличием и характером проявления каждой ценности в его семье. Удовлетворенность конкретной ценностью отождествлялась с готовностью подростка принять ее как элемент идеологической концепции собственной будущей семьи.

В результате анализа полученных эмпирических данных был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1).

Таблица 1

Преемственность семейных ценностей в динамике лет


Ценности семьи

Готовы принять,

подростки (%)


Не готовы принять,

подростки (%)



1995 г.

1997 г.

1999 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.


Супружеские отношения

16

13

22

38

26

35

Демократизация отношений в семье

34

42

35

30

23

33

Родительство, воспитание детей

51

44

44

16

21

24

Родственные связи

67

73

69

7

3

11

Саморазвитие

11

21

18

43

30

46

Внесемейные коммуникации

46

62

46

16

7

20

Профессиональная занятость родителей

72

64

50

15

7

20

Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей, прежде всего, в отношениях с собственными старшими родителями (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы – 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения – внесемейное общение, и прежде всего – отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают – 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.

Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей в структуре воспитательных ресурсов родителей, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.

Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.

В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного, сегодня необходима инициатива официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.