Гендерное воспитание (II). Гендерный подход в воспитании детей Гендерное воспитание мальчиков

1 010руб.

Описание

Основы сексуального обучения следуют с единых основ воспитательской деятельность: они исполняются в рамках всеобщего комплекта просветительных событий в семье, дошкольных, школьных и т.д., в базе всеобщего расклада с края отца с матерью, преподавателей и учителя, мед сотрудники. Сексапильное формирование обязано являться базируется в действительно с целью возрастных и гендерных специфик психосексуального формирования малыша, их спецификах, в связи с семьи, общественных и микросоциальных обстоятельств, в этом части вид длящегося роли в воспитании отца с матерью и иных персон, находящихся вокруг малыша. Исследование сексуального обучения ребят дошкольного года, в экстренном режиме и из-за границей, таким образом, а никак не только лишь в эти время, однако в настоящее время. Есть разные раскл...

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Феномен гендерной социализации
1.2 Проблема гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Особенности гендерного воспитания детей в семье
ГЛАВА 2. ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы и рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Дошкольный возраст - время, когда закладывается и формируется самое глубокое и влияние на последующее развитие слоев психики и личности. Психосексуальная дифференциация наиболее тесно вплетена в ткань этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание должно осуществляться непрерывно на ежедневной основе, наряду с другими сторонами образования, в сочетании с моральной, трудовой, физической и эстетического воспитания. Они дают человеку представление о растущей задолженности, красоты, развивать волю, способность управлять стремления и желания, в том числе сексуального, подвергая их сознания, моральных принципов, норм общественной морали.
Сексуальное образование предназначено не только помочь детям видеть себя в качестве предста вителя любого пола. Но в том, что для формирования в концепции устойчивого своего пола - Я девочка, Я. много лет преподавал науку и практику недостаточно учитывает гендер как важная характеристика ребёнка, однако, И. С. Кон со ссылкой на многочисленные комплексные исследования, отметил, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, в любом человеческом обществе детей разного пола ожидать различное поведение по-разному общаться с ними.
По словам Б.Г.Ананьеву, возраста и сексуальной идентичности - самый важный конкретного человека и принимать во внимание необходимость быть от дошкольного возраста. Сексуальное воспитание детей обратили внимание на выдающихся педагогов прошлого - Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Вопрос о половом воспитании детей и подростков в России составлял в конце 60-х годов XIX века. в работах Д.И. Писарева, И.С. Симонова, К.П. Веселовской, К.Д. Ушинского, А.Н. Островского. В советский период в работах Н.К. Крупской, С.Т. Щацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.О. Филипова. В книге "Очерки детской сексуальности" П.П. Блонского отражена четкая концепция полового воспитания.
Поло-ролевая социализация детей дошкольного возраста включает в себя три аспекта:
1. когнитивный аспект. Ребёнок раннее начало лечения себя к одному из двух полов, приобретает понимание содержания типичного для девочек и мальчиков роль поведения.
2. Эмоциональный аспект. Яркий показали различные реакции на оценку: девочки более чувствительны к мнениям других; они более склонны к негативным эмоциям, мальчики - на гнев эмоций, связанных с желанием доминировать. Различия в положении ролевых предпочтений, интересов, ценностных ориентаций, связанные с особенностями формирования мужественности и женственности.
3. Поведенческий аспект. Дети изучают образец типичной для поведения пола. Существуют различные мнения за рубежом о том, что способствует развитию психических различий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др). Исследования последних лет (Г.Ю. Акинщикова, Л.А.Арутюнова, А.И.Захаров, В.С.Мухина, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина, Т.П.Хризман и др.) показали, что половые различия формируются в раннем детстве. В старшего дошкольного возраста активный процесс протекает полоролевыми социализацию, выраженные психологические особенности девочек и мальчиков, которые сформировали полу своеобразные интересы и наклонности, переваренных типичные гендерные модели поведения.
Объект исследования: процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности реализации гендерной проблематики в организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: теоретическая основа, чтобы определить и описать педагогические условия реализации гендерного подхода в организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Следующие цели исследования были для достижения цели:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
2.Раскрыть понятие и сущность гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3.Исследовать уровень гендерной идентичности детей дошкольного возраста.
4.Разработать принциы осуществления гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: - теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).

Фрагмент работы для ознакомления

Социальные изменения, которые произошли в обществе за последние сто лет, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщин в сфере бизнеса, это стало вдруг очевидным соперничество с мужчинами в науке, бизнесе, искусстве привели многих ученые под сомнение привычные, казалось бы, неопровержимые, идеи о природе мужского и женского пола. Эти взгляды были резкой критике со стороны сторонников "новой психологии", утверждая, что традиционная модель мужественности и женственности не являются идеальной моделью современного человека и современной женщины.Отечественные ученые вопрос о гендерных различиях в области психического здоровья, заинтересованных до недавнего времени очень мало, несмотря на то, что еще в 1960-е годы он положил Б.Г. Ананьев со своими учениками, а затем и в социологии - Кона. В настоящее время изучает гендерные различия становятся весьма интенсивными, в том числе в рамках дошкольного возраста психологии.В отечественных исследованиях по вопросам гендерного развития детей дошкольного возраста (В. Б. Каган, Д. Исаев, Д. В. Колесов, В. С. Мухина, Т.А. Репина, Е. П. Ильина и др.), Изучены особенности индивидуальной девочки / мальчика дошкольного возраста, исследовали половозрастная, психосексуальных характеристика детей дошкольного возраста, отношения между детьми.На сегодняшний день остро стоит проблема нашего общества является распад семьи, поэтому психологи так много внимания уделяется детям, она растет в неполных семьях. И есть все основания полагать, что весьма специфические условия жизни ребенка без отца, как ребенок в современном российском обществе воспитывается, в основном, мать будет отражаться на особенностях его личностного развития, в частности, о создании и развитии его самооценки. В общем, роль отца в дошкольном ребенка увеличивается, и именно в этот период является формирование детей дошкольного возраста половой идентичности (Фрейд, Э. Эриксон, Раку II, Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана, В. А. Аверин и др.).Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии мужских черт в мальчика и в создании будущих гетеросексуальных отношений у девочек. И чем дольше этот период, ребенок будет жить без отца (по причине смерти или развода родителей), тем больше может быть трудность гендерной идентификации, если ни один другой человек не служит эффективной защиты (Р. Эванс М. Шофилд и др.). Кроме того, существует деформация детских представлений о родительских функциях.Мужественность традиционно ассоциируется с силой и мужской гендерной роли. В традиционных патриархальных обществах взрослый мужчина был главой семьи, и идентичность роли мужчин и женщин была сформирована с четкой ориентацией на мужественности, связанной с мужскими гендерными ролями.Развитие Гендер и образование рассматривается как нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика и девочки, которые могут понять анатомо-физиологические особенности полов и их социальные роли в жизни .Отсутствие знаний и неспособность иметь дело с детьми, а также отсутствие понимания специфики детских переживаний, часто приводит к тому, что взрослые, невольно вызывают детей к травме, деформирующий или торможение, таким образом развитие основной аттракционы и искажая их всю последующую жизнь линию .Дети разъясняет гендерные стереотипы в дошкольном возрасте и их понимание растет на протяжении всей жизни человека.Таким образом, наиболее важный и значимый период для гендерного развития и образования, социализации дошкольного возраста. Поэтому необходимо организовать процесс обучения и обучения в детском саду и семье, сделать это позже развились благоприятные условия для реализации межличностных отношений.1.3 Особенности гендерного воспитания детей в семьеНадлежащее гендерное образование детей дошкольного возраста зависит от дальнейшего успешного развития личности. Психологи провели ряд исследований и доказали, что женщины и мужчины не всегда правильно воспринимать свою собственную сексуальную идентичность. Только правильное гендерное воспитание детей способствует формированию отдельных социально-культурных и психологических особенностей, присущих полу. И в будущем, эти дети часто становятся примерным семьянином. Они способны конструктивно взаимодействовать с противоположным полом, относиться к нему с уважением.Гендерное образование лучше не использовать в раннем возрасте четырех лет. В этом возрасте ребенок уже правильно воспринимает его пол, он понимает основные различия между мальчиками и девочками. Гендерное образование детей дошкольного возраста следует вводить постепенно. Лучше всего проводить подобное обучение в форме игры. При воспитании родителей мальчика пытаются привить ему качества мужчины, иногда делают ошибки. Ребенок слишком часто устанавливают жесткие требования. Взрослые научить ребенка быть человеком, не плачь. Этот метод обучения может привести к негативным последствиям. Ребенок пытается удовлетворить требуемого качества, в то же время становится агрессивным, раздражительным, иногда ведет себя вызывающе.Родители должны понимать, что ум гораздо более уязвимы, у мальчиков, чем у девочек. Таким образом, они тоже нуждаются в ласке, родительскую любовь и одобрение тоже не должны заботиться о ребенке. Мальчик, который был поднят в тепличных условиях, превращается в неудачника для жизни и несамостоятельного человека. Мать не должна показать свою власть своему сыну. Это должно быть для него нежной и хрупкой. И тогда мальчик, как настоящий мужчина, желание заботиться о ней и защищать ее. С раннего возраста девочка пытается выглядеть в матери.Проблемы гендерного образования детей может начаться в то время, когда девушки начинают отстаивать свою независимость перед другой, и перестают соответствовать общепринятым стереотипы о женской покорности и смирения. В это время, психика ребенка является наиболее уязвимым. Похоже, общая депрессия, неуверенность в себе, внутренние конфликты. Родители должны помнить, что они очень уязвимы и обидчивы При общении с девушками. Поэтому необходимо воспитывать девочку так, что с самого начала он разработал доверие и теплые отношения со своими родителями. Когда гендерное воспитание детей, родители должны стать примером для девочек женственности, а для мальчиков - модель мужественности.Большое количество исследований, направленных на изучение роли семьи в процессе гендерной роли социализации детей дошкольного возраста. В трудах В. И. Гарбузова, Д. В. Колесова, Т. А. Куликова, А. И. Лунькова как главный фактор в формировании пола ребенка считается семья: пример поведения родителей, их отношения и отношения к детям. В исследовании Л. А. Арутюнова отмечает, что гендерная социализация мальчиков и девочек в семье и детском саду, где отмечается, что характеристики ценностных ориентаций родителей в воспитании этих качеств и характера общения, отношений и кооперации труда взрослых и дети являются важными факторами в формировании основ мужественности и женственности у детей. Исследователь О. П. Нагель занимался проблемой формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. Она была разработана и испытана программа «русских верных сынов", который содержит ряд классов, спорта, тренировок, учений и других мероприятий. Особое внимание уделяется воспитанию эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к женщин, пожилых людей и, прежде всего, желание и способность защищать их. Формирование этих морально значимых качеств, конечно же, необходимо в современном обществе. Если эти качества своевременно вакцинировать детей дошкольного возраста в детском саду, а затем фиксировали в семье, мы сможем вырастить поколение высокой нравственности, которые, в свою очередь, найдет свое позитивное отражение в обществе. Таким образом, огромную роль для формирования личности дошкольника является общепризнанной. Именно в дошкольном возрасте добавлены механизмы поведения связаны первые отношения, сложившиеся механизмы имитации разработали отражение - интеграция в новое качество человека - его личности. Развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда есть первичная половая идентичность, так что это очень важно, какую модель форм семейной жизни у детей дошкольного возраста со стороны учителей и родителей, а скорее всего, именно она будет служить основой для их будущей семейной жизни.ГЛАВА 2. Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей2.1 Организация и проведение исследованияВ практической части нашего исследования, мы поставили перед собой следующие цели.1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.2. Дать рекомендации по разработке гендерных представлений у младших школьников учителей начальных классов, социальных работников, психологов, студентов педагогических колледжей.Студенты изучают 3-4 классов участвуют в возрасте от 9 до 10 лет. Были сформированы 2 группы: экспериментальная и контроль. Экспериментальная группа состояла из детей из неполных семей, а в контрольной группе - дети из полных семей. Образец характеристика представлена в таблице 1.Таблица 1. Характеристика выборкиИспытуемыеПолные семьиНеполные семьиОбщее количествоМальчики12 (20%)20 (33%)60 (100%)Девочки18 (30%)10 (17%)Таким образом, как экспериментальная и контрольная группа состояла из 30 человек. Общее количество девушек, входящих в группу, состоящую из детей из семей с двумя родителями, состоящий из 18 человек, мальчиков - 12. Группа, в которую входили дети из неполных семей, количество девочек sostavlyaet10 человека и мальчиков - 20. Все дети экспериментальной группы принесли одну мать.Основной метод в исследовании мы использовали исследование, т. Чтобы. Столкнувшись с проблемой отсутствия испытаний по данному вопросу. В целях выявления гендерных представлений детей, мы использовали следующие методы вопросников.1. Выбор качеств.2. Интервью идентичность гендерных ролей .Этапы исследования.1. Подготовительный этап: планирование исследования, формирование выборки (определение экспериментальных и контрольных групп), выбор основных процедур сбора и анализа данных.1. Основные этапы: сбор данных за счет использования отдельных процедур.2. Заключительный этап: обработка и анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций.2.2 Анализ результатовДля диагностики гендерных представлений мы использовали несколько методик. Одной из основных методик является методика выявления гендерных представлений при помощи выбора личностных качеств. Ее результаты представлены в таблице 2 и на рисунках 1 и 2.Таблица 2. Гендерные представления детей из неполных семей, выявленные на основе выбора личностных качествИспытуемыеВыбор качестваГендерные представления детейО женщинахО мужчинахДМВсегоДМВсегоМладшие школьники из неполных семейМ12(24%)16(16%)28 (18%)20(40%)31(31%)51 (34%)Ф20(40%)26(26%)46 (30%)10(20%)18(18%)28 (18%)А28(56%)48(48%)76 (50%)30(60%)41(41%)71 (47%)Младшие школьники из полных семейМ3(3%)2(3%)5(3%)44(49%)28(47%)72 (48%)Ф46(51%)31(51%)77 (51%)4(4%)5(8%)9 (6%)А46(51%)22(37%)68 (45%)47(52%)22(37%)69 (46%)Рис. 1 Гендерные представления о женщине детей из неполных и полных семей, выявленные на основе выбора личностных качествРис. 2 Гендерные представления о мужчине детей из неполных и полных семей, выявленные на основе выбора личностных качествНа основании результатов, можно сделать следующий вывод.Дети из неполных семей больше мужчин выбирают качество для женщины. 18% детей из неполных семей считают, что женщина должна обладать такими качествами, как мужество, воля, сила характера, надежности и ответственности. То есть, можно предположить, что дети видят их мать является проявлением мужского качеств, возможно, выраженных в ее манере общения, стиль поведения и взаимоотношений с другими людьми.Что касается детей из полных семей, толыш 3% женщин мужского и выбрать их соответствующую индивидуальность представленности мужчин и женщин.Стоит отметить разницу между выбором женских качеств. Доля выбора женские качества у детей из полных семей превышает отбора детей из неполных семей. Об этом свидетельствует процент 51% / 30%. Соответственно, женщины, дети из двух неполных семей более увидеть проявление типично женских черт, а также дети из неполных семей предпочитают качество, присущее человеку.Большой процент детей из неполных семей (50%), а также как и детей от двух неполных семей (45%), приписывается женщине андрогинный качества. Например, такие как доброта, жизнерадостность, честность, честность, интеллект. Возможно, дети и тот и другие группы не полностью сформированы гендерные стереотипы в отношении женских качеств.Анализ гендерных представлений детей мужского пола в полных и неполных семей, следует отметить, что дети из двух неполных семей в большей степени осведомлены о качествах, которыми должен обладать мужчина.Что касается детей из неполных семей, они больше выбирают качества людей, присущих женщине, например, терпимость, заботу, нежность, чувствительность. Число таких выборов составляет 18%, тогда как число выборов детей из полных семей sostavlyaet6%.Сопоставляя два выбора - женского и мужского качества, следует отметить, что дети из неполных семей более склонны предоставлять женщине с мужскими чертами поведения и, как человек, наоборот, с женскими особенностями.Таблица 3. Специфика полоролевой идентичности младших школьниковИспытуемыеПолоролевая идентичностьВыборДевочкиМальчикиМладшие школьники из неполных семейЖенский выбор114 (81%)65 (23%)Мужской выбор26 (19%)215 (77%)Младшие школьники из полных семейЖенский выбор192 (76%)21 (13%)Мужской выбор61 (24%)147 (87%)Рис. 3 Специфика полоролевой идентичности девочекРис. 4 Специфика полоролевой идентичности мальчиковДанные диагностики можно сделать вывод о том, что полоролевой идентичности девочек и мальчиков из неполных и два неполных семей имеют как сходства, так и различия.Девушки из неполных и два неполных семей почти в равной степени выбирают для себя качество женщин - 81% и 76%. Это довольно высокий показатель. Следует отметить, что доля избирательных девочек из неполных семей несколько выше, чем доля выборов девочек из полных семей. Возможно, здесь есть влияние матерей неполных семей. Мы знаем, что в семья с одним родителем мать замещает отца ребенка, таким образом, это должно играть две роли. Может быть, девочки из неполных неполных этом случае несколько идеализированный женский образ. Мы предполагаем, что они хотят быть более женственными, нежели мама.Избирательные девочки обеих категорий семей есть не только выбор женщин, но и для мужчин. Обратите внимание, что девочки из полных семей более склонны приписать себе мужские характеристики. Существует возможность того, что это происходит потому, что они воспитываются в семье и матери и отца. Возможно, девушка выбрать для себя некоторые из качеств его отца.Мальчики из неполных и два неполных семей разные варианты. Мальчики из неполных семей делают меньше выбор в пользу мужских качеств, чем у мальчиков из полных семей (77% и 87%). Можно предположить, что мальчики, воспитывающиеся в семье, где отец должен иметь представление о его поведении, качество, так что на основе этого образа, и они приписывают себе большее количество мужских качеств.Что касается мальчиков из неполных семей, то можно отметить, что они более женские качества, приписанные к себе (23%). Вероятно, воспитывала одна мать, мальчики в процессе идентификации как правило, копируют поведение самок, женских качеств.Мальчики из полных семей считают себя меньшую долю женских качеств (13%). Большой акцент в их случае падает на выбор мужских качеств. Мы считаем, что важную роль здесь играет эффект образования отца.Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика полоролевой идентичности младших школьников полных и неполных семей различны.Дети из неполных семей, в частности девочек, в основном выбирают для себя качество женщин, но мужчины и кредитуется.Мальчики из неполных семей выбирают для себя преимущественно мужского качества, но доля женщин Выборова их больше, чем мальчиков из полных семей.

Список литературы

Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л.В. Градусова. – М. : Флинта; Наука, 2011. – 175 с.
2. Доронова, Т.Н. К вопросу о воспитании детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей / Т.Н. Доронова // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 161-168.
3. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников / Н.К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 18-23.
4. Нагель, О. О гендерном образовании дошкольников / О. Нагель // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 33-38.
5. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н.Е Татаринцева. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. с. 195-200.
7. Панфилова, М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье [Текст]: учебник / М. А. Панфилова. – М.: Знание, 2009. с. 23-27.
8. Петровский, Б. В. Большая медицинская энциклопедия [Текст] / Б. В. Петровский. – М.: Советская энциклопедия, 2010. с. 65-66.
9. Прохоров, А. М. Большая Советская энциклопедия [Текст] / А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 2011. с. 231.
10. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - М., 2012. с. 103-104.
11. Репина, Т. Воспитание мальчиков и девочек [Текст] / Т. Репина, Л. Арутюнова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 6. с.11-15.
12. Рыбина, Е. В. Проективная психология [Текст]: учебник / Е. В. Рыбина, Л. Беллак, Л. Абт, Г. В. Оллпорт, Л. Франк, А. Корнер, Р. Лазарус, Г. Прошанский, М. Харроуэр, Г. Меррей, С. Леви, Д. Сакс, Д. Бук, к. Рассел, Ч. Ширн, А. Кейдис, Д. Брауер, А. Уайдер. – М.: Апрель Пресс, 2011. С. 114- 122.
13. Словарь гендерных терминов [Текст] / под ред. А.А.Денисовой – М.: Информация – ХХI, 2012. с. 55-56.
14. Столярчук, Л.И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания [Текст] / Л. И. Столярчук // Педагогика. – 2013. – № 5. С. 39-42.
15. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры [Текст]: учебно- методическое пособие / Под ред. Р.М.Чумичевой. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2012. с. 59-66.
16. Хрипкова, А. Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя [Текст]: учебник / А. Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 2011. с. 81-86. 38
17. Файнберг. С Дошкольное воспитание [Текст] / Файнберг. С // Педагогика. -2011.-№2. с. 123-127.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Гендерное воспитание в семье

Консультация для родителей

Детей разного пола родители воспитывают по-разному с самого рождения. Одно из исследований установило, что матери их даже держат по-разному. Девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, - к миру.

Девочек с первых месяцев жизни ориентируют на общение, от них ждут большей эмоциональной привязанности к родителям. Мальчиков больше ориентируют на более широкие социальные контакты и активные действия.

Сегодня, когда нет столь резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, родители в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели - мягкость, гибкость, нежность - или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?

В каждой семье свои правила воспитания. Самый главный секрет хорошего воспитания - это любовь, вера и интерес. Благодаря им родители могут видеть, слышать и чувствовать своего ребенка, правильно реагировать на его потребности, быть тактичными и умными наставниками.

Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день - то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода - это воля, ограниченная законом».

Заповеди воспитания

1. Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

2. Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.

3. Предоставьте возможную самостоятельность ребенку. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.

5. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха.

6. Делайте своевременные замечания.

7. Оценивайте поступок, а не личность.

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

2.Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.

3.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.

4.Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина -девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

5.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

6.Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

7.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

8.Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

9.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

10.Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

11.Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

12.Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

13.Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

14.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

15.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанной с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроится, если общепринятое направление ему несвойственно.

16.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связанно ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено оставьте ребенка в покое.

17.Помните, то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо "крюком" и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

18.Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

19.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

20.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

21.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

22.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него строгое следование режиму может быть непомерно трудным.

22.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

23.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

24.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

25.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.

26.Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

27.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

28.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

29.Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

30.Проведите "ревизию" ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

31.Имейте в виду, что родитель, который ругает ребенка за то, что чего-то он не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации присущ этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

32.Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых "удобных" для учителей, а может быть и этого не получиться.

33.Постарайтесь не разрушать так называемую "врожденную грамотность", если ее основы заложены в ребенке.

34.Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши успехи могут бить мимо цели и даже разрушать те не многие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

35.Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).

36.Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

37.Взрослые часто любят в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а взрослый, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению мы любим тех, кого умеем научить.

38.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

39.Помните: что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

40.Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать: Что для него должно меняться место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что он приветствовалось в саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

41.Имея дело с первоклассниками, учитывайте то факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации.

42.Ребенок не должен бояться панически ошибиться. Невозможно научить чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, да и просто радость жизни и радость познания.

43.Не обольщайтесь- вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.

44.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

45.Для успешного обучения мы должны превратить свои требования "хотения" ребенка.

46.Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал подобрать другую методику работы с ребенком.

47.Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

48.Бойтесь появления у ребенка "выученной беспомощности".

49.Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

50.Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

51.Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - "не навреди".

На чтение 6 мин.

С самого появления младенца на свет каждый родитель старается воспитывать его в соответствии с качествами, присущими тому или иному полу. Девочки должны быть нежными, заботливыми, а мальчики смелыми, сильными. Это и есть гендерное воспитание ребенка. В чем же суть гендерного воспитания? На что нужно обратить внимание родителям? Какие вопросы могут возникнуть в процессе воспитания?

Что же это за воспитание?

Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости. Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков.

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять и , что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

  • понимание о принадлежности к тому или иному полу;
  • чувство терпения к противоположному полу;
  • знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.

В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.


На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей. Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу.

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.

Особенности гендерного воспитания девочки в семье:

  • девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
  • для развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;
  • разговоры “по душам” с мамой только укрепляют отношения и знакомят с женским единством;
  • между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
  • привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
  • больше хвалите девочек;
  • обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
  • обратите внимание на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.

У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:

  • для мальчиков любовь — это доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;
  • пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти возможность ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;
  • для мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;
  • нельзя запрещать давать волю эмоциям. Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
  • мальчишкам очень важен контакт с родителями;
  • умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение для сильного пола;
  • мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику, очень важную для мальчиков.

Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.


ктивная позиция женщины в обществе, детоцентризм современной семьи, растущий процент семей без отца делают проблему воспитания мальчиков сегодня особенно острой.

Человек не может быть счастлив, если его «биологическая программа» (на которой во многом основано и его место в обществе) не будет реализована. Поэтому в воспитании детей гендерным различиям необходимо уделять достаточное внимание.

Эти различия ярко проявляются уже в 2-3 года. В этом возрасте ребенок может четко сказать, кто он – мальчик или девочка. Гендерная устойчивость формируется с 4 до 7 лет. Дети осознают, что пол – это данность, со временем мальчики станут мужчинами, а девочки – женщинами.

Отличия мальчиков от девочек особенно заметны в детской игре. У детей разные интересы, разный стиль игры. Девочки предпочитают играть компактно, тихо, сосредоточенно. Мальчики шумны, их игры наполнены движением, криком, занимают большое пространство.

И здесь взрослые нередко допускают одну из распространенных ошибок воспитания. В основе таких ошибок лежат стереотипы сознания и восприятия, над которыми родители порой не задумываются.

О стереотипах в воспитании мальчиков

В шумных мальчишеских играх, их дружеских потасовках, «бессмысленной» беготне взрослые видят опасное поведение. Опасное и с точки зрения эмоциональной (проявление агрессии), и с точки зрения физической (высокая вероятность травмы). По мнению взрослых, игры должны быть более спокойными и благопристойными.

На самом деле детские игры не несут агрессии, наоборот, они наполнены положительными эмоциями. Мальчику необходимо движение: к примеру, пятилетний малыш за один летний день способен «одолеть» расстояние в 11 километров (при этом половину бегом), а девочка того же возраста за день «проходит» не больше 8 километров.

Ограничивая подвижность мальчика, взрослые наносят вред не только его физическому, но и психологическому развитию. «Недобегавший» в дошкольном возрасте мальчик, став взрослым, не будет способен выйти за рамки условностей, не сможет мыслить творчески, а это может стать причиной жизненной неудачи.

Непоседливости мальчишки нужно только радоваться! Подвижный ребенок – здоровый ребенок. У него хорошо развиваются мышцы, совершенствуется координация движений, он становится выносливым, стойким к инфекциям. Физическая активность – залог гармоничного развития личности.

Другое дело, что движением малыша следует управлять. Это убережет мальчика от травм. Направить двигательную активность в безопасное русло можно, правильно подобрав ребенку игрушки. Уже в 1,5-2 года малыш может играть в мяч, в 2-3 года способен управлять самокатом (он помогает формировать хорошую осанку). Игру детей можно и нужно организовать – оборудовать площадку для футбола, хоккея, обезопасить детскую площадку. Дома тоже необходимо выделить достаточное «свободное пространство», в котором мальчик сможет двигаться как захочет, без опасности что-то разбить и сломать.

При этом все острое, режущее, колющее, огнеопасное, химическое и лекарственное должно находиться в абсолютно недоступном месте: в этом плане с «деятельным» характером мальчишки лучше не рисковать. Для обеспечения безопасности малыша вокруг него должен быть выстроен надежный «кирпичный забор» из однозначных запретов на все потенциально опасное. Желательно как можно раньше научить мальчика обращаться с молотком, гвоздями, ножницами. Бытовые травмы случаются с мальчиками в два раза чаще, чем с девочками.

Итак, некоторая опасность высокой двигательной активности мальчиков ни в коем случае не должна быть основанием для ее ограничения. Ругать же мальчика за инциденты, связанные с его повышенной потребностью в движении, не только бессмысленно, но и вредно. Правильно будет научить его предвидеть опасность и обращаться с опасными предметами.

Другой стереотип в отношении воспитания мальчиков звучит так: «Мужчины не плачут!»

Этот стереотип вреден в психологическом плане. Во-первых, мальчик все-таки еще далеко не мужчина. Во-вторых, и мальчики, и мужчины нередко намного более чувствительны, эмоциональны и ранимы, чем женщины. К тому же мужчины гораздо менее адаптивны, то есть хуже приспосабливаются к новым ситуациям, людям, изменениям в жизни.

Подавленные эмоции и слезы приводят к стрессу. Невысказанные чувства в системе приводят к тому, что повзрослевший мальчик не умеет строить доверительные отношения, становится «холоден душой». Мать, запрещающая сыну плакать, не интересующаяся его чувствами, жизненными сложностями, не сочувствующая его обидам, его боли, его переживаниям, воспитывает черствого человека. Выросшему в «спартанских душевных условиях» мальчику будет трудно выразить чувство любви к другому человеку, а значит, он будет несчастлив в личной жизни.

Ведь быть мужчиной не значит быть грубым и нечувствительным. Это значит – быть сильным, снисходительным к слабым, ответственным за них. Сила и умение выражать свои чувства – не взаимоисключающие понятия. Сила и суровость – не одно и то же.

Как и в случае с мальчишеской подвижностью, в этом вопросе нужен разумный подход. Слезы – естественны для ребенка, какого бы пола он ни был. Они приносят облегчение, это естественная физиологическая разрядка, способ справится с негативной эмоцией. Если это не истерика, не нужно запрещать мальчику плакать. Мать должна пожалеть сына, поскольку она женщина, ее пример сочувствия необходим малышу. Отец может отнестись чуть более сдержанно (если плач связан с физической болью — упал, ушиб коленку, к примеру), но и он не должен отказывать малышу в утешении.

Как запрет на эмоции формула «мужчины не плачут» абсолютно неприемлема. Другое дело – требовать от мальчика, чтобы он не был нюней, плаксой, умел терпеть физическую боль, преодолевать трудности, делать неприятные, но нужные вещи.

Чтобы научить этому, замените установку «мужчины не плачут» на установку «мужчины действуют». Изжить проблему действием – это тоже способ снятия стресса. Как только мальчик заплакал, утешая его, предложите действие. Спрашивайте: «Что мы будем с этим делать?», «Как решим эту проблему?» Повторяйте: «Найди решение», «Ты справишься», «Ты можешь».

Особенности воспитания мальчиков

Мальчишки бывают разные, в том числе мечтательные, малоподвижные и не отказывающиеся поиграть с куклами. Но некоторые вещи повторяются настолько часто, что на них следует обратить внимание при выборе методов и средств воспитания.

Мальчикам свойственны:

  1. Чрезмерная склонность к риску, пренебрежение собственной безопасностью.
  2. Доминирование, стремление владеть (распоряжаться) ситуацией.
  3. Желание утвердить себя, выделиться, стать лидером, самостоятельность в суждениях.
  4. Склонность в девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению.
  5. Нацеленность на результат, соревновательность.
  6. Подвижность и неусидчивость.
  7. Хорошие математические способности.
  8. Визуальный, пространственный способ познания мира (приоритет зрительного восприятия).
  9. Высокая умственная активность в условиях дефицита времени.
  10. Особое внимание ко всему, что содержит действие.
  11. Слабая реакция на эмоциональную сторону речи.
  12. Позднее развитие речи (в соответствии с этим кисть руки мальчика «отстает» в развитии от кисти руки девочки в среднем на 1,5 года).
  13. Физическая сила.
  14. Слабое здоровье (болезни переносят тяжелее девочек, иммунитет хуже, маловыносливы).
  • Поощряйте инициативу, не сдерживайте исследовательскую и двигательную активность, вообще как можно меньше запрещайте, и как можно больше разрешайте (в том числе в награду за правильный поступок).
  • При этом очертите границы дозволенного четко, однозначно, как говорится, раз и навсегда. Постарайтесь, чтобы эти границы были максимально широкими (они включают в себя все, что может повредить здоровью и жизни ребенка, правила поведения, нравственные нормы). С ростом ребенка границы пересматриваются и расширяются.
  • Самый лучший воспитатель для мальчика – строгий и добрый. Строгий – потому что мальчику нужны границы, добрый – потому что ребенок должен доверять воспитателю.
  • Будьте спокойны в общении, исключите резкий тон, крик, одергивания. При этом будьте категоричны, если это требуется. Старайтесь не читать нотаций. При необходимости говорите кратко, но образно, приводя примеры из жизни, литературы, кино.
  • Будьте эмоциональны и позволяйте ребенку проявлять эмоции. Выражайте ему одобрение, не скупитесь на похвалу (заслуженную).
  • Развивайте ответственность: доверяйте мальчику серьезные дела (работу по дому, по хозяйству, покупки и т. д.), позволяйте самому принимать решения.
  • Разделите функции воспитания: пусть мать проявляет исконно женские качества (ласку, нежность), заботится о здоровье, одежде, питании ребенка, а отец занимается мужским воспитанием. В неполной семье мать не должна стремиться заменить отца.

Роль отца в процессе превращения мальчика в мужчину — ключевая. В зависимости от возраста ребенка она меняется. Чем старше ребенок, тем важнее для него становится отец. Без влияния взрослого мужчины, без его примера, без его наставлений воспитать мальчика хорошо почти невозможно.

Дошкольный возраст

Для любого малыша, и мальчика тоже, самый главный человек – не папа, а мама. От прочности связи с матерью зависит его чувство защищенности, базовое доверие к миру. Малышу нужна безусловная материнская любовь, основанная просто на том, что он есть на свете.

Проводились специальные исследования, которые показали, что маленьких мальчиков целуют, тискают и тетешкают на порядок меньше, чем маленьких девочек. Принято считать, что из воспитания мальчика-малыша следует исключить сентиментальность. Это не верно. Малыши обоего пола нуждаются в обильных материнских ласках, особенно в период раннего детства. Матери следует открыто выражать малышу свою любовь, говорить ласковые слова, целовать и гладить. Называть «заей» или «лапочкой», конечно, не стоит. Есть много подходящих мальчику ласковых слов, и на них не нужно скупиться («любимый сынок», «мой маленький защитник» и т.п.).

Психологами также доказано, что мальчики хуже, чем девочки, переносят разлуку с матерью. Они очень остро чувствуют свою брошенность, если, например, их отдать в ясли слишком рано (до трех лет).

Отцу в воспитании мальчика дошкольного возраста следует сделать акцент на занятия с ребенком. Очень хорошо, если это будут настоящие «мужские» занятия, или что-то такое, чего не делает мама, что-то особенно интересное. Любую работу по дому отцу лучше делать вместе с ребенком.

Отец в общении с малышом тоже должен быть добрым, заботливым, щедрым на ласку и похвалу. Не стоит критиковать малыша за какие-то «не мужские» качества и поступки. Лучше их проигнорировать, а подчеркнуть достоинства ребенка. Слово «слабак», которое так любят мужчины, не стоит произносить по отношению к мальчику. Объяснять, направлять, хвалить за правильные поступки, снова объяснять и направлять, — вот верный способ воспитания. Так отец прививает малышу положительное отношение к себе как к будущему мужчине. «Я – мальчик, это хорошо, потому что я вырасту сильным, храбрым, решительным мужчиной», — такое ощущение должен вынести малыш из своего дошкольного детства.

Маленький мужчина весьма наблюдателен. Именно в раннем детстве он перенимает модель взаимоотношений между родителями, которую потом с большой долей вероятности повторит в своей жизни. То, что говорят родители, то, как они относятся друг к другу, — чрезвычайно важно.

Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики мальчика. Как можно раньше учите его мастерить, пользоваться разными инструментами.

Школьный возраст

В младшей школе мать постепенно отдаляется от ребенка, в его жизни все большее место занимает отец. Именно об этом говорит известное выражение «отстегнуть от маминой юбки».

Это бывает для матери сложно: хочется по-прежнему видеть в мальчике милого малыша, нежить и опекать его. Как и раньше, мать заботится о ребенке, ведет дом, мальчик всегда может прибегнуть к ней как к «подушке безопасности» в детских бедах и приключениях, она по-прежнему его надежный и верный тыл. Но регламентирует жизнь мальчика не мать, а отец. Все чаще и чаще по разным житейским вопросам мать отсылает ребенка к отцу: «Это мужское дело, решай его с отцом». Хороший отец и сам возьмет в руки руководство мальчиком, не дожидаясь инициативы матери.

Ребенок разворачивается к отцу в какой-то степени инстинктивно. Он может даже специально вести себя отвратительно, лишь бы отец обратил на него внимание и занялся им. Невнимание отца к ребенку в этом возрасте приведет к громадным сложностям взросления в подростковый период. Именно сейчас важно наладить прочные, доверительные отношения с ребенком.

У них должно быть много общих дел: гараж, мастерская, футбол, туризм. Вообще школьный возраст – это возраст действия. Мальчишка хватается за десятки разных дел, он пробует все, что его заинтересует. Инициативу мальчика нужно поощрять, успехи замечать, потому что ему жизненно необходим опыт успеха. Когда похвала исходит от отца, мальчик буквально расцветает.

Мальчик школьного возраста ищет себе пример для подражания. В норме отец и должен стать этим примером. Стиль общения между отцом и сыном может быть каким угодно, только отцу не следует быть слишком суровым. Все-таки мальчик еще довольно мал, и может начать бояться отца.

Что делать, если мать воспитывает ребенка одна? Необходимо найти мужчину, который возьмет на себя труд руководить мальчиком. Это может быть кто-то из родственников (дедушка, дядя), близких знакомых, учитель или тренер. Бывает, что мальчик находит пример для подражания среди героев книг и кино. Помните, что место отца не останется пустым – вместо достойного человека его может занять какой-нибудь взрослый уличный хулиган.

Подростковый возраст

Еще одну важную вещь требуется тщательно укрепить в школьном возрасте, чтобы она принесла плоды чуть позже. «Мальчики подобны телятам: чем старше они становятся, тем просторнее должен быть загон. Но ограды нужны всегда!», — говорится в одной английской пословице.

Импульсивность мальчишек, их вечное стремление испытать предел, посмотреть, что там, за горизонтом, делает ограды жизненно необходимыми. Крепкая ограда научит его подчиняться правилам, ограничивать свое «хочу», жить во взрослом мире.

Это значит, что ребенок не может делать все, что ему захочется, его свобода ограничена разумными и обязательными правилами. В разных семьях правила могут отличаться, но они должны быть обязательно. Все, что касается жизни и здоровья ребенка, распорядка дня, домашних и школьных обязанностей, норм поведения и общения, входит в эти правила.

Обязательность правил означает также и то, что их нарушение влечет за собой наказание. Без наказания воспитать мальчика почти невозможно. Мальчик обязательно попытается нарушить какое-нибудь правило, хотя бы для того, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Конечно, физических наказаний быть не должно, да и разные ограничения могут быть символическими. В этом вопросе все зависит от авторитета родителей, их стиля воспитания, общего тона семьи.

Важно то, что в подростковый возраст мальчик должен войти с хорошо усвоенными понятиями: «сказано – сделай», «правила нарушать нельзя». Это, как и хорошие отношения с отцом, сделает период взросления менее болезненным.

Суть подросткового периода можно выразить фразой: отец, в позднем детстве приняв мальчика из рук матери, выводит его в жизнь. Важность отца по-прежнему высока, но подростку для взросления уже мало только общения с отцом. Ему требуется общество сверстников, других взрослых мужчин. Лучше, если это будут люди, которых родители хорошо знают. Поэтому семье не стоит жить замкнуто.

Подросток рвется в мир взрослых. Он уже чувствует себя мужчиной и жаждет доказать свою взрослость. Относитесь к этим желаниям подростка с уважением, дайте ему максимально возможную свободу. При этом помните об оградах. Они должны быть на месте, более того, не стоит бояться применить тотальный контроль, если этого требует ситуация.

Взрослость и свобода предполагает ответственность. Научить нести ответственность, соотносить свои желания с реальностью, видеть последствия поступков – цель воспитания в этом возрасте.

Стремление к взрослости как стержень жизни находит выражение в выборе профессии. Помните, что в 15 годам подросток должен определиться с профессией или хотя бы с общим направлением будущей взрослой жизни. Отсутствие определенности означает отсутствие цели в жизни. Это пагубно для подростка.

Физиология и воспитание

Мальчик – будущий мужчина, будущий отец. В силу этого физиологические аспекты в его воспитании важны не меньше психологических. Тем более что они взаимосвязаны.

Пока мальчик мал

С самого рождения необходимо следить за формированием половой системы малыша, и при любых отклонениях от нормы обращаться к врачу. Сигналом об опасности могут быть:

  • дряблые мышцы в сочетании с излишней полнотой,
  • слабое или чрезмерное развитие половых органов,
  • сужение или воспаление крайней плоти,
  • отсутствие яичек либо их асимметричное расположение,
  • нарушение мочеиспускания (когда струя разбрызгивается, а не идет прямо).

Пока мальчик мал, лечение отклонений будет несложным и успешным, даже в случае операции. В старшем возрасте такие, на первый взгляд, мелочи могут стать серьезной проблемой.

Осложнения в этой области могут дать некоторые инфекции, например, свинка. Поэтому нельзя отказываться от прививок, а лечиться нужно вовремя и до конца.

Мальчикам не меньше девочек необходима строгая личная гигиена. Чистота тела, нижнего белья – лучшая профилактика заболеваний. Нечистоплотность может стать причиной воспаления крайней плоти. Если на него не обратить внимания, возникнут осложнения – боли, отеки, сужение. Они потребуют лечения.

В дошкольном возрасте гигиенические волевые привычки закладываются на всю жизнь, их формирование – обязанность родителей.

Детский онанизм

Привычка к чистоплотности поможет избежать и преждевременного полового возбуждения. Пережитое слишком рано, до подросткового возраста, оно способно негативно повлиять на физическое и психическое развитие ребенка.

Не секрет, что многие мальчики переживают первое сексуальное возбуждение в семье. Это получается невольно: мать ходит по дому полуодетая, переодевается на глазах ребенка, купается с сыном в бане, берет его на пляж.

Следует помнить, что мальчики намного больше подвержены сексуальным переживаниям, чем девочки. Женщины в доме, где растет мальчик, должны особенно тщательно следить за собой. Не стоит разрешать мальчику спать с родителями в одной постели.

Это раннее переживание может стать причиной онанизма. Для профилактики онанизма не следует чрезмерно тискать и зацеловывать малыша. Его спальное место должно быть довольно жестким, а одеяло не слишком теплым. Одежда должна быть удобной и достаточно свободной: тесные, узкие штанишки с грубыми швами, особенно надетые на голое тело, могут раздражить эрогенные зоны и доставить ребенку первые «приятные» впечатления.

Если родители заметили эту привычку за ребенком, не стоит впадать в панику. Привычка, конечно, нехорошая, но ничего опасного в ней нет. Привычка начнет истощать нервную систему ребенка, только если она закрепится прочно. Не стоит кричать на мальчика, наказывать его, он и сам понимает, что делает что-то неприличное. Следует спокойно и деликатно поговорить с сыном, объяснить, почему это нехорошо. Одновременно принять простые меры: позаботиться, чтобы одежда ребенка препятствовала этому занятию (плотные облегающие трусы, брюки без карманов); обеспечить режим сна и бодрствования (не позволять «валяться» в постели); занять его играми, книгами, полезным трудом; исключить ненужные разговоры и зрелища.

Мальчик-подросток

Обычно в 11-12 лет начинается половое созревание мальчика. Быстро растут кости и мышцы, ломается голос, постепенно формируется мужская фигура. Внимательная мать заметит начало поллюций – непроизвольных выделений семени во сне. Это нормальное явление, но следует знать, что слишком частые поллюции могут свидетельствовать о нездоровом интересе сына к сексуальным вопросам (нормой считается 1-2 поллюции в неделю или меньше). Интересуйтесь окружением подростка, контролируйте, как он проводит время, что смотрит, что читает, чем увлекается. Подростку необходимо заниматься спортом. Видов спорта столько, что всегда можно подобрать такое занятие, которое ему понравится и подойдет. Исключительно важен четкий режим дня.

Мальчики по сравнению с девочками переживают период полового созревания намного труднее. Нужно делать на это скидку, когда подросток озадачит родителей какой-нибудь невероятной выходкой. Мальчики в этом возрасте невероятно обидчивы, раздражительны, резки. Их нервная система не справляется с физиологической нагрузкой, она заметно «отстает» в развитии. Многие 16-летние подростки выглядят, как взрослые мужчины, и в тоже время быстро устают, сонливы или, наоборот, жалуются на плохой сон. Мысли, поступки подростка еще полудетские. Подросток станет настоящим мужчиной лишь к 20-22 годам.

Отставание психологии от физиологии в созревании подростка влечет за собой ряд проблем. О них нужно знать заранее, тогда подростковый период в жизни мальчика пройдет менее болезненно.

Сексуальная жизнь

В ранней сексуальной жизни сейчас не видят ничего страшного, тем не менее, исторически, во все времена и у всех народов добрачные половые связи не приветствовались, а воздержание считалось полезным.

Каким бы ни был взгляд родителей на этот вопрос, жизненно необходимо дать подростку всю возможную информацию по безопасности, другим беспокоящим его вопросам. Не отмахивайтесь от разговоров, не думайте, что подростки сегодня «знают все лучше взрослых». Серьезные исследования показывают, что представления большинства подростков о многих важных вещих весьма туманные, сведения отрывочные.

Миссию просвещения должен взять на себя отец (или другой близкий подростку мужчина). Беседовать с подростком лучше с глазу на глаз. Разговоры должны быть проникнуты мотивом ответственности мужчины за поступки, уважения к женщине. Пошлость и вульгарность недопустимы.

Бывает, что подросток больше доверяет специальной литературе. Следует заранее позаботиться о том, чтобы в домашней библиотеке были хорошие книги. К книгам можно прибегнуть и в случае, если в окружении подростка нет мужчин, способных его наставить.

Вредные привычки

Подросток чувствует себя вполне взрослым, настоящим мужчиной, а родителям так не кажется. Чтобы доказать свою «взрослость», он начинает курить и употреблять алкогольные напитки. Другим мотиватором выступает желание «быть как все» в компании сверстников.

Как не допустить появление вредных привычек:

  1. Никогда не предлагать алкогольные напитки в семье (даже пиво, даже бокал шампанского на Новый Год). 18-летие должно стать первым праздником, на котором юноше можно попробовать алкоголь.
  2. Подавать собственный добрый пример.
  3. Рассказывать о вреде курения и пьянства, стараясь при этом избегать назидательности (приводить примеры из жизни).
  4. С малых лет воспитывать силу воли.
  5. Контролировать круг общения и занятия подростка.
  6. Ультимативно запретить подростку курение и алкоголь в любых видах, контролировать выполнение запрета.

По мнению психологов, результат воспитания мальчика в большей мере зависит от усилий воспитателей и влияния среды, в которой он растет, чем от наследственности. Задумайтесь над этим, если Ваш ребенок – мальчик!

Тема: «Особенности гендерного воспитания в семье»

Подготовила: Воспитатель 1 категории Дубинина С.А.

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.
Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
Сухомлинский В. А.

(Василий Александрович - выдающийся советский педагог -новатор)

Цитата: Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

Различие понятий «пол» и «гендер».

Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами(девочками).

Функции семьи в процессе социализации ребенка- дошкольника

  • семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка;
  • семья влияет на формирование психологического пола ребенка;
  • семья играет ведущую роль в умственном развитии дошкольника;
  • семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);
  • в семье происходит формирование ценностных ориентаций;
  • семья выполняет функцию социально-психологической поддержки.

Гендерное воспитание в семье

  • Семья – место, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.
  • На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.
  • Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.
  • Под влиянием родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.

Роль семьи в гендерном воспитании детей

  • Мать: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Дает готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.
  • Отец: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость. Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка. Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы

Признаки несформированности гендерной идентичности

  • Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола
  • Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению
  • Активно выраженное желание изменить свой пол и имя
  • Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола
  • Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку
  • От характера родительских установок
  • От привязанности матери к ребенку
  • От привязанности ребенка к матери
  • От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития.

Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.

Различия в психике и поведении детей:

  • Девочки
  • Играют в ограниченном пространстве
  • Мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами
  • Быстрее утомляется правое полушарие(образное мышление, эмоциональное самочувствие)
  • Ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения
  • Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
  • Мальчики
  • Используют все пространство
  • Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами
  • Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции)
  • Ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой
  • Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор

Что нужно знать родителям о девочке :

Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путем повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценен другими людьми.

Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.

Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки Склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Девочки чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты - украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п.

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель.

Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Что нужно знать родителям о мальчике:

Мальчики способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться

У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание. и девочек вообще.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит в сторону и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие.

Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).

Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).

Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.

Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.

Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

П А М Я Т К А

1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Родители должны помогать ребенку и направлять его.

Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе.

Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.
Правильное гендерное воспитание помогает ребенку понять свою роль, овладеть ею и вырасти полноценной личностью.

Мальчик и Девочка – это два разных мира .

Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

Зависит только от нас с вами.

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.