Семья как социальный институт. Функции семьи

Семья представляет собой первичную общность людей, связанных между собой отношениями брака либо кровным родством, в рамках которой обеспечивастся воспитание детей, и удовлетворяются иные социально значимые потребности. Для социологов семья представляет собой, прежде всего, социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм и организационных форм.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак -социально обусловленная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их сексуальные отношения, а также устанавливает супружеские и родственные роли. Брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой сексуальных отношений супругов. Он включает в свою структуру, как нормы, так и совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения мужчины и женщины (обручение, свадебная церемония, медовый месяц и др.).

В настоящее время в обществах западного типа брак ассоциируются с моногамией , когда один мужчина может состоять в браке не более чем с одной женщиной одновременно. При этом в мировом масштабе моногамия не является самой распространенной формой брака. Американский антрополог Джордж Мердок, проведший сравнительное исследование 565 различных обществ, обнаружил, что полигамия (то есть форма брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного супруга) допускается в 80% из них . При этом различают два типа полигамии: полигиния , при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной жснщиной;и менее распространенная полиандрия , при которой женщина одновременно состоит в двух и более брачных союзах с разными мужчинами (как правило, такая форма брака порождает ситуацию, когда биологический отец ребенка, рожденного в таком браке, неизвестен).

С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные (заключенные в рамках собственной общности) и экзогамные (заключенные между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) , в которой супруги и их родители принадлежат к одним тем же социальным группам, слоям и классам, и социально-гетерогенной (разнородной).

Категории «брак» и «семья» тесно взаимосвязаны между собой, при том, что у них есть и немало различий. В отличие от брака, представляющего собой только отношения между супругами, семья представляет собой еще и социальную организацию, затрагивающую как супружеские, так и родительские отношения. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, при этом их брачные обязательства связывают семейными узами

гораздо более широкий круг людей (кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны).

Структура семьи включает в себя следующие группы отношений, в совокупности создающие семью как особое социальное явление:

  • природно-биологические, то есть сексуальные (половые) и кровнородственные;
  • экономические, базирующиеся на ведении домашнего хозяйства, организации быта и семейной собственности;
  • духовно-психологические и нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, можно выделить несколько основных функций семьи :

  • - репродуктивная, т.е биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребностей в детях - в личном плане;
  • - воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • - экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • - сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения;
  • - социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • - досуговая - организация рационального досуга для всех членов семьи;
  • - эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов;

Выделяют две основные формы организации семьи:

  • родственную ("или расширенную) семью , характерную для традиционных обществ, основывающуюся не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников (по сути - клан родственников вместе с супругами и детьми).
  • нуклеарную (от лат. nucleus- ядро,) или супружескую семью , характерную для современных обществ (где дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей); основу такой семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями (муж и жена), а также их дети, образую-

щие биологический, социальный и экономический центр семьи, все остальные родственники относятся уже к периферии семьи;

Жизнь семьи, ее исторические типы и структура зависят от общих тенденций социально-экономического развития общества. При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. В связи с тем, что домашнее хозяйство перестает быть основной производящей единицей, происходит разделение дома и работы, осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых. На смену многодетной семьи приходит однодетная.

По отношению к индивиду семьи, подразделяются на родительские и репродуктивные. К родительским семьям относятся те, в которых человек рождается, к репродуктивным - те, которые человек образует, став взрослым, и внутри которых он воспитывает новое поколение детей. При этом в зависимости от места проживания выделяют семьи матрилокальные (когда супруги живут у родителей жены), патрилокальные (когда супружеская пара переезжает к родителям мужа), либо отдельные (когда супруги живут отдельно от родителей жены и мужа и ведут отдельное хозяйство).

Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям. В свою очередь, семья оказывает влияние на все стороны жизни общества. Она является своеобразной микромоделью общества, всех его социальных связей.

В современном вестернезированном постиндустриальном обществе распространение получает модель «нетрадиционной семьи», основанная на однополом браке. Важнейшую роль в ее легализации сыграла Каирская конференция ООН по народонаселению и развитию 1994 г., закрепившая, в принципе 9 Программы действий по регулированию народонаселения, равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые. В настоящее время однополые браки (а также однополые партнерства) узаконены в ряде стран ЕС, в Канаде, в некоторых штатах США и в ЮАР.

Сложный характер семьи как социального образования требует различных методологических подходов к ее социологическому анализу. Современная социология рассматривает семью, в первую очередь, как систему социальных и гендерных ролей.

Ггндерные роли представляют собой один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочерн, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту (например, между ролью деловой женщины и ролью супруги).

В индустриальном обществе существовала так называемая «патриархатная» иерархия ролей гендерной системы, основанная на гендерном контракте «домохозяйки» (англ. - housewife) для женщины и «кормильца» (англ. - breadwinner) - спонсора семейной жизни для мужчины.

В постиндустриальном обществе гендерный контракт «домохозяйки» вытесняется контрактам «равного статуса» (англ. - equalstatus ), в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения, прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной (политика, образование, карьера, культурная жизнь), так и в приватной сфере (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Изменения гендерных контрактов обусловлены трансформациями, произошедшими в обществе позднего модерна: становление государства благосостояния, общества массового потребления, феминизация мужчин и маскулинизация женщин повлияли на радикальное изменение традиционного гендерного порядка.

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. В традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, тогда как современная форма семейных отношений выводит психологические проблемы расставания на передний план. Партнеры, чаще всего, не находят точек соприкосновения в личностном взаимодействии; и в этом случае психологическое спокойствие становится для них более предпочтительным, нежели, например, экономические трудности.

Среди основных факторов предопределяющих разводы сегодня, можно назвать следующие:

  • - индустриализация;
  • - урбанизация;
  • - миграция населения;
  • - эмансипация женщин.

Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени автономной и анонимной, чувство ответственности, привязанности, взаимной заботы сильно снижается.

Наиболее часто к непосредственному разводу между супругами приводят:

  • 1. Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, материальная необеспеченность и пр.)
  • 2. Межличностные конфликты (утрата любви, уважения, привязанности; ревность одного из супругов; различные взгляды на жизнь в экономическом, социальном, духовном плане)
  • 3. Внешние факторы (измена, вмешательство в отношения третьих лиц, например, родителей супругов, начало новых отношений и пр.)

«Брак сегодня перестал быть связью, имеющей целью передать собственность и свой статус другому поколению. По мере обретения женщинами экономической самостоятельности брак - все реже следствие необходимости экономического партнерства... По всей вероятности, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз, приносящий удовлетворение».

Э. Гидденс «Социология»

Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние несколько десятилетий. Политические, экономические, социальные перемены современного мира способствовали тому, что общественное мнение стало терпимее к разным моделям семейной жизни. И все же, ситуация развода - есть критически острое переживание в жизни индивида, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение продолжительного времени.

Начало XX века - период нс только революционной деятельности, активной модернизации, феминизации, многочисленных социальных перемен в общественной жизни, но и этап резких изменений брачно-семейных отношений. Изменения структуры семьи во всем мире в двадцатом веке, позволяют нам говорить о переходе к эпохе малодетности, увеличения разводов и падения показателей количества зарегистрированных браков, отчужденности индивида и его автономности.

Постепенно происходит переход к специфической модели брачности: позднее вступление в брак - либо по достижении экономической самостоятельности от родителей, либо после завершения образования и обретения профессии.

Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей .

К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это весьма отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в таких семьях обнаруживаются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений.

Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Именно поэтому, сегодня особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта, подобным местом должна быть семья - стабильность на фоне повсеместной изменчивости. Однако, несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьи испытывает достаточно острый кризис: под угрозой само его существование, которое было неизменным на протяжении многих веков.

«В мировой науке существуют разнообразные точки зрения на состояние семьи в современном обществе, которые могут быть упорядочены на континууме, напоминающем поле боевых действий. На одном фронте - позиция, утверждающая, что семья деградирует, переживает глубокий кризис, причины которого кроются в социальных катаклизмах, идеологических или морально-этических трансформациях, причем это разрушение семьи вредит как обществу, так и человеку. На другом - диаметрально противоположная точка зрения. Произошедшие за последние двести лет (а в нашем контексте еще и бурные изменения последних десятилетий) социальные изменения обнажили тот факт, что семья как институт устарела и в таком старомодном виде, как она существует сейчас, должна либо исчезнуть, либо подвергнуться радикальной переделке. ...Между этими радикальными точками зрения существует более умеренная позиция, разделяемая, возможно, большинством ученых, что семья, хотя и пребывает в состоянии кризиса, оказывается весьма адаптивным и сильным образованием, стойко выносящим удары судьбы. Как мы уже упоминали, это - своеобразное поле битвы за монополию социального контроля над личностью. Нужно ли говорить, что острия пик всех трех дивизий направлены друг против друга, в известные уязвимые места противника? Равновесность амуниции, так же, как и заманчивая, кажущаяся доступность объекта их притязаний убеждают в том, что до конца сражения еще далеко».

Ярская-Смирнова Е.Р. «Социокультурный анализ нвтипичности»

  • Murdok G. (1949) Social Structure. New York: The Mac Millan Company.
  • См., например Антонов А.И. Социология семьи М.,2010; Зритнсва Е.И. Социология семьиМ., 2006; Черняк Е.М. Социология семьи М., 2004 и др.
  • См.: Зритнева Е.И. Социология семьи. М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права


«Семья как социальный институт и социальная группа»


Москва 2012 г


Введение

1. Понятие «социальный институт»

2.Семья как социальный институт

3.Семья как социальная группа и е функции

4.Межличностные отношения супругов в семье

Заключение

Список литературы


Введение

семья социальный группа

Актуальность темы. В настоящее время российское общество, решающее сложные проблемы реформы институциональной структуры и преодоления разрушительных последствий системного посттрансформационного социального кризиса, стоит перед лицом еще одной фундаментальной проблемы - демографической. Россиянам как нации грозит физическое вымирание: уже в течение достаточно долгого времени смертность превышает рождаемость. Численность населения неуклонно снижается. Грозящая демографическая катастрофа ставит перед обществом и правящей элитой задачу принять срочные и эффективные меры по стимулированию рождаемости и укреплению семьи, ее экономической и социальной базы. И такие меры после длительного периода очевидного безразличия государства по отношению к семье начинают приниматься.

В сентябре 2001 г. Правительством РФ была утверждена Концепция демографического развития России на период до 2015 г. В этом основополагающем документе были сформулированы цели, задачи, приоритеты и направления реализации государственной демографической политики Российской Федерации в области здоровья и продолжительности жизни, рождаемости и семейной политики, миграции и расселения. Решение демографической проблемы является основной задачей национального проекта «Здоровье», представленного В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 г.).

Поэтому изучение данной темы должно включать в себя анализ всех перечисленных аспектов и способов влияния государства на состояние семьи как института и, в частности, на выполнение ею репродуктивной функции.

Значимость и актуальность социологического исследования демографической ситуации в ее динамике обусловлены тем, что такое исследование является важным аналитическим ресурсом при выработке и осуществлении стратегии государства в сфере формирования демографической политики. Особенно такое исследование актуально именно сейчас, когда приняты и реализуются правительственные национальные проекты по повышению рождаемости и здравоохранению, непосредственно направленные на поддержку семьи, заботу о здоровье матери и ребенка. Необходимо проанализировать и оценить с научной точки зрения эффективность содержания и реализации этих проектов, чтобы сделать возможной своевременную корректировку принимаемых мер.

Цель реферата заключается в изучении семьи как социального института и социальной группы.

Реализация данной цели предполагает последовательное решение следующих исследовательских задач:

рассмотреть понятие «социальный институт»;

рассмотреть семью - как социальный институт и социальную группу;

изучить функции семьи.

определить межличностные отношения супругов как социального института.


1. Понятие «социальный институт»


Общество можно представить как совокупность социальных институтов. Расположенные как бы на поверхности общественной жизни, они благодаря своей организационной форме доступны для наблюдения и управления ими. Институт: от лат. institutum - установление, учреждение.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных за миллион лет эволюции. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Роль как бы инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному человеку, а всему обществу. Их предназначение - удовлетворять важнейшие потребности общества.

Это потребности:

в воспроизводстве рода « институт брака и семьи

в безопасности и социальном порядке « институт политики и государства

в добывании средств существования « институт экономики

в передаче знаний, подготовке специалистов « институт образования

в решении духовных вопросов, солидарности « институт религии, культуры

Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют разрешению социальных общностей и общества в целом.

Общество не есть что-то от века данное и неизменное. Напротив, только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Развитие общества сопровождается усложнением его элементов. Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствует история, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемственность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества.

Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему их случайное и самопроизвольное изменение. Для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех его членов. Одновременно разрабатывается и узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.

Зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений называется социальным институтом. Термин «институт» этимологически означает некое установление, устройство, т.е. регулярную, долговременно осуществляемую социальную практику, санкционированную (одобренную, разрешенную) и поддерживаемую с помощью социальных норм общества. В широком смысле слова институтами называют системы правил общественных отношений, устанавливающих образцы поведения и регулирующих определенные сферы социальной жизнедеятельности людей.

Социальный институт можно представить как пространство, в котором индивид приучается к согласованному поведению, к жизни "по правилам". В рамках социального института поведение каждого члена общества становится достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам, оно называется ролевым. Даже в случае нарушения или значительных вариаций ролевого поведения основной ценностью института остаются как раз нормативные рамки. Как заметил П.Бергер, институты побуждают людей идти проторенными путями, которое общество считает желательными. И подобный трюк удается, потому что индивида убеждают: эти пути - единственно возможные.

Особенность социальных институтов состоит в том, что, будучи сформированными на основе социальных связей, отношений, взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят надындивидуальный, надгрупповой характер.

Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью элементов и функций. Основными элементами социальных институтов являются, прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а так же образцы деятельности и поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Итак, социальные институты представляют собой определенные общественные установления, т.е. совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые воспроизводятся как устойчивые системы социальных отношений и регулируют целые сферы общественной жизни: экономическую, государственную, религиозную, научную, образовательную, семейную и др.

Один из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог Торстейн Веблен. Он описал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. по своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, самый ранний институт - семьи и брака.

Социальные институты никто не "придумывает", они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (городской администрации). При этом сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институализацией. Если конкретнее, институализация состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех свя-зей и отношений, которые "претендуют" на превращение в социальный институт.

Процесс институализации предполагает несколько последовательных этапов:

возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий

формирование общих идей

появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

появление процедур, связанных с нормами и правилами

широкая практика применение установленных норм и процедур

установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность в их применении в отдельных случаях

материальное и символическое оформление возникшего института.


Виды социальных институтов:

Экономические институтыПолитические институтыДуховные институтыИнституты в сфере семьиСобственностьгосударствонаукасемьяРыноксудобразованиебракДеньгиармиявоспитаниеотцовствозаработная платаполитические партииморальматеринство

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой - каждый институциональный комплекс, например, семья, реализует гамму базовых потребностей: в коммуникации, в производстве услуг, в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.

Так, внутри фундаментальных институтов весьма отчетливо деление на более мелкие институты. Например, институт экономики включает множество особых устойчивых практик (системы отношений = институтов): финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие.

Политический - демократические институты демократического политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

Правовой - институт судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

Религиозный - инквизиции, крещения, исповеди, монашества и т.д.


Характеристика основных социальных институтов

ИнститутыФункцииОсновные ролиФизические признакиСимволические признакисемейно-брачныезабота и воспитание детейотец, мать, ребенокдом, обстановкакольца, обручение, контрактЭкономическиедобывание пищи, одежды, жилья, производство и реализация товаровсобственник, работник, покупатель, продавецфабрика, офис, магазинденьги, торговля, марки, рекламаобразованияпередача культурного наследияучитель, ученикшкола, колледж, учебникдиплом, степенькультурыразвивают преемственность религиозной, научной, художественной деятельностидеятели культурыпроизведения культурыправительственные наградырелигиозныесодействие соборным отношениям, углубление веры, усилению солидарностисвященник, прихожанинсобор, церковькрест, алтарь, библияПраваподдержание законов, правил и стандартов,законодатель, субъект правасистема правовых органовконституция, законы политическиерегулируют осуществление власти и доступа к ней, обеспечивает гармонизацию интересов граждан и защиту от внешних враговполитики, служители властиобщественные и административные зданияфлаг, герб

Чем сложнее структура общества, тем более развита система институтов. Если институты традиционного общества основаны на предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и родственных связях, то институты современного общества - на ценностях (компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность) которые относительно независимы от моральных предписаний.

Социальные институты имеют различные свойства в стабильных и нестабильных (переходных) обществах и могут тем самым служить индикатором социальной стабильности.


В стабильных обществахВ нестабильных обществахчеткие, понятные функциифункции неясные, иногда прямо противоположные предполагаемымПреимущество формальных функцийпреимущество реальных функцийнеизменность функцийперемена функций

Общество стабильно тогда, когда функции институтов понятны, очевидны, неизменны. Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с обществом. К примеру, когда-то институт денег материально представлял лишь полноценный вариант - золото и серебро. С ростом товарного производства и обращения в экономике стали господствовать бумажные деньги. Сегодня же их все более теснят так называемые "электронные деньги", невидимо перемещающиеся в компьютерных сетях.

При этом важно, чтобы органы власти и управления не запаздывали с организационным (и особенно законодательным) оформлением назревших изменений в социальных институтах. Иначе последние хуже выполняют свои функции и тормозят общественный прогресс.

Так, на сегодняшний день движение России вперед - к цивилизационного рынку и полноценной демократии - тормозят нерегулированность таких социальных институтов, как частная собственность на землю, армии, местного самоуправления и др.


2. Семья как социальный институт


Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

вступление в брак - образование семьи;

начало деторождения - рождение первого ребенка;

окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе: супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.

Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя.

Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, не ролевых семейных отношений.

Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.


3.Семья как социальная группа и е функции


Семья - малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья - относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья - малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества - родительства - родства.

Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак - добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества - это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция

Первая функция (репродуктивная) - это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии - эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии - 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди - иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды - все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети - в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости - внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет - почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.

В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине - безработной и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.

Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье - одна из ключевых задач.

Воспитательная функция

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, семья есть первый вид общения и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:

детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;

профессионализм - родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;

прагматизм - все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Восстановительная функция

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в Домострое, чтобы в семью как в рай войти. Специалисты утверждают, что хорошая семья - это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы - культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая варваризация нравов очень болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более 700 тысяч детей остались без одного из родителей. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.


Межличностные отношения супругов в семье


Один из важнейших показателей качества семейного союза - уровень и качество межличностных отношений супругов.

Шкалу межличностных отношений можно представить в следующем виде:

Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).

Манипуляция. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.

Соперничество. Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства - временные тактические соглашения.

Партнерство. Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.

Содружество. Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей.

Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.

Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. Подгонка представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.

Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в своих ожиданиях на: хозяйственно-бытовой союз, т. е. искренне считая, что главное в семье - хорошо налаженный быт, высокие заработки, счет в банке, позволяющий вести хорошо обеспеченную или нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический союз, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно его (ее), способного быть рядом в радости и в беде, в труде; на семейно-родительский союз, считая, что главная функция семьи - рождение и воспитание детей; на интимно-личностный союз, видя его основную цель в неиссякающей взаимной любви.

Хорошо, если представления об этом супругов с самого начала совпали. Иначе конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются и сталкиваются нередко бессознательные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их взаимные претензии.

Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не ощутимая в первое время упоения горячей и слепой любовью, важность совмещения мировоззрений <#"justify">Алтухов Ю.П. Генетико-демографический кризис в современной России. Доклад на Рождественских чтениях 2002 года // www.netda.ru

Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М., 2008.

Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов //Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2005.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2006. П.Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века:

Бэттлер А. О любви, семье и государстве: философско-социологический очерк. М.: КомКнига, 2006.

Верещагина A.B. Современная семья в условиях модернизации российского общества // Научная мысль Кавказа. Дополнительный выпуск 2. 2006.

Власюк И.В. Кризис современной семьи как социально-педагогическая проблема / И.В. Власюк // Здоровье семьи XXI: Материалы IX Международной конференции.- 28 апреля - 8 мая 2005. - г. Далянь, Китай. С. 58-61.

Галецкий В. Встретит ли институт семьи XXII в. // Дружба народов. 2005. № 6.

Гаспарян Ю.А. Институты семьи: проблемы обновления, развития. СПб, 2007.

Гидденс Э. Социология. М, 2009.

Осадчая Г.И. Социальное знание и социальная практика. М., 2003.

Социальная стратификация общества. Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Летний сад, 2003.

Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М., МЦГИ/МВШСЭН, 2000.

Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе "Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы": В 3 т. М., 2003.

Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 2004.

Тумусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация / Ф.С. Тумусов //Вопросы философии. №12 - 2002.

Хачатрян JI.A. Современный брак: проблемы и тенденции изменения // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. М., 2003. - Т. 2.

Цинченко Г.М. Государственная семейная политика (социально-профилактический аспект): Автореф. дис. к-та социол. наук / Северо-Западная академия государственной службы. СПб., 2006.

Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 2-изд., перераб. и доп. М., 2003.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2006.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная -- в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая -- включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная -- (лат. regeneratio -- возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь -- только своему, родному

г) образовательно-воспитательная -- (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля -- моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная -- (лат. recreatio -- восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения -- развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная -- предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая -- позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная -- психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Семья - самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

малая группа людей,

объединяет этих людей - отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),

семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные- репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, - институт брака, и возникший позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.



Роль и функции семьи в обществе

а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:

1) по форме брака:

а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);

б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);

в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более же нами);

2) по составу:

а) нуклеарные (простые) - состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);

б) сложные - включают представителей нескольких поколений;

3) по числу детей:

а) бездетные;

б) однодетные;

в) малодетные;

г) многодетные (от трех и более детей);

4) по этапам цивилизационной эволюции:

а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;

б) эгалитарнодемократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

Семья - самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

малая группа людей,

объединяет этих людей - отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),

семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные- репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, - институт брака, и возникший позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:

1)РЕПРОДУКТИВНАЯ(РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ)

2)СОЦИАЛИЗЫЦИЯ

3)ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТАВАЯ

4)РЕКРАЦИОННАЯ(ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ)

5) СОЦ.-СТАТУСНОЕ(ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ)

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:

1) по форме брака:

а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);

б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);

в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более же нами);

2) по составу:

а) нуклеарные (простые) - состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);

б) сложные - включают представителей нескольких поколений;

3) по числу детей:

а) бездетные;

б) однодетные;

в) малодетные;

г) многодетные (от трех и более детей);

4) по этапам цивилизационной эволюции:

а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;

б) эгалитарнодемократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы.

социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию

Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой группы:

♦ общие цели и общая для всех членов группы деятельность;

♦ личный контакт между членами группы;

♦ определенный эмоциональный климат внутри группы;

♦ особые групповые нормы и ценности;

♦ физический и моральный образец члена группы;

♦ ролевая иерархия между членами группы;

♦ относительная независимость (автономность) этой группы от других;

♦ принципы приема в группу;

♦ сплоченность группы;

♦ социально-психологический контроль поведения членов группы;

♦ особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.

Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.

1 Порождение и воспитание детей.

2 Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3 Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.

4 Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5 Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6 Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7 Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8 Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

9 Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

10 Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

11 Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

12 обеспечение выживания;

13 защита семьи от внешних повреждающих факторов;

14 забота членов семьи друг о друге;

15 воспитание детей;

16 создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;