Развитие речи в возрасте трех лет: поможем ребенку начать общаться. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.



Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.


Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.


Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.


Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, - проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.


Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.


Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.


Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.



Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).


Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.


Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.


Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.


Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина - она красная, она большая, идет собака - она маленькая, добрая, красивая.

Многие родители, а особенно мамы, переживают за своих малоговорящих и совсем не говорящих детей. Эта проблема заставляет их обращаться к различным специалистам в области логопедии и тратить деньги на лечение.

Перед тем как рассмотреть проблему, хочу привести в пример один случай, который мне рассказала моя знакомая. Это и смешно, и удивительно. Все-таки как дети могут приятно радовать и поражать окружающих.

Мальчик, назовем его Вова, как-то с мамой собирался на прогулку. Он не разговаривал вообще, в свои-то 4 года. Ни «папа», ни «мама» - ничего. И тут мама, которая сама одевалась в коридоре, слышит от своего сына: «Мама, завяжи мне шнурки». Четко и ясно. Представляете удивление и шок мамы? Да, бывают и такие случаи.

Теперь, давайте поговорим о проблеме. Почему дети в три года не разговаривают.

На речевую дисфункцию может повлиять множество причин

Внутриутробная патология. Перенесенные матерью болезни во время беременности могут повлиять на развитие ребенка в общем, не только в речевом плане. Кислородное голодание мозга (что произошло у меня за 2 недели до родов - подтекание околоплодных вод) так же могут привести к нарушениям речи в дальнейшем.

Преждевременные роды и сложности. Думаю, все знают какие могут быть последствия преждевременных родов. Кроме того, обвитие пуповиной, неправильное положение плода, длительные роды - все это влияет на ребеночка в будущем. Дай бог, чтобы последствия не были крайне тяжелыми.

Неврологические нарушения вытекают из вышесказанного. Патологии плода во время беременности и сложные роды, ведут к образованию у ребенка серьезных неврологических отклонений.

Мне очень жаль таких деток. Как-то я попала в неврологическое отделение с Машей, нам ставили ДЦП легкой формы под вопросом, но после осмотра врача сняли. И я не медля поехала обратно домой, потому что больно было находиться в такой обстановке...

Наследственность. Если мама, папа, бабушка или дедушка поздно начали разговаривать, не удивительно, что ваш ребенок последует примеру своих родственников.


Перенесенные тяжелые заболевания в первые годы жизни так же влияют на развитие речи у детей. Знаю историю, когда ребенок, перенесший в младенчестве несколько операций под наркозом, вообще перестал гулить и развиваться.

Неблагоприятная социальная атмосфера в доме очень часто приводит к замкнутости ребенка. И в последствии к задержке в речи.

Как было у нас

Кто читал мой топик знает, что у моей дочки есть особенности, а точнее, мы немного отстаем в развитии в отличии от сверстников.

Дети моих подруг в нашем возрасте уже разговаривают предложениями и активно задают вопросы.

Дочка гулила, как положено для малышей. Мы радовались и воображали, как она вырастет и будет щебетать. Я очень часто представляла себе момент, когда дочке будет примерно 5 лет и у нее начнется «вопросный» период, который так иногда утомляет многих родителей.

Мой ребенок сразу приобщился к огромному количеству книг. Ей всегда нравилось рассматривать красочные страницы и слушать стихи. Именно это увлечение, как мне кажется, помогло нам разговаривать в будущем.

Так же я водила дочку на занятия в реабилитационный центр, где Маша занималась с психологом, логопедом и специальным педагогом.

Еще очень важно общение с другими детьми. Был период, когда дочка отстраненно себя вела с другими малышами и на площадках всегда наблюдала. Но со временем контакт наладился и дочка теперь тянется к другим деткам. Особенно ей нравится проводить время со своей двоюродной сестричкой Дашей, которой 8 лет.

Маша в свои 3,5 года знает много слов, разговаривает фразами, но не предложениями. Просится на горшок, просит и есть. И знаете, я очень этому радуюсь, потому что могло быть и хуже.

Мой одноклассник

Мальчик, с которым я училась в одном классе, не разговаривал до 5 лет! Но потом резко заговорил, как тот мальчик с мамой в прихожей. Мне кажется, что тут очень важен психологический аспект.

Может, в семье были какие-то ссоры между родителями, или ребенок перенес какой-то стресс или страх, который мешал ему заговорить.

Или просто он не хотел разговаривать. Знаю это по Маше. Спрашиваю ее «Какой цвет?», она хитро улыбается и молчит. По заказу ничего не получится из нее вытянуть, очень редко. А бывает болтает так, что и не остановить.

Как помочь молчуну

Первое и самое главное - разговаривайте с ребенком. Проговаривайте все действия, рассказывайте ему что вы видите на улице, задавайте вопросы. Даже если ребенок не отвечает, все равно показывайте ему, что вы с ним общаетесь.

Помогите ребенку связывать слова в словосочетания и предложения. Назовите предмет, спросите какого он цвета, формы, зачем он нужен.

Читайте книжке и занимайтесь по логопедическим доступным материалам. Для этого есть элементарный Интернет. Я для таких целей купила специальную литературу и стараюсь заниматься с дочкой. Правда, честно признаюсь, по книжкам у нас в основном бабушка. Маша сама к ней приходит в комнату и несет книжки.

Пересказывайте ребенку чем вы занимались на протяжении всего дня и что вы будете делать на прогулке. Маша очень любит ездить в метро. Перед выходом на улицу, я ей рассказываю к кому мы поедем, на чем и т.д.

Общайтесь с ребенком, помогайте ему и тогда результат ваших трудов не заставит себя ждать.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Речь является главным инструментом общения среди людей. Родители с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, чтобы понимать его потребности ещё лучше. Ведь с развитием и пополнением словарного запаса кроха сможет выражать свои мысли и желания. Мама и папа, малыш которых идёт в садик, намного меньше переживают, ведь ребёнок сможет рассказать, что ему нравится, как прошёл день и т.д. Но это в том случае, когда кроха умеет разговаривать, а если нет? Довольно часто врачи сталкиваются с такой ситуацией, когда в возрасте трёх лет дети могут произнести всего несколько слов или вообще не разговаривают. С чем это связано и стоит ли родителям беспокоиться? А главное, как помочь крохе освоить такие важные навыки, как разговорная речь.

Развитие речи происходит с момента рождения малыша: ребёнок постоянно слышит разговоры родителей, мозг обрабатывает информацию и активизирует определённые центры, которые отвечают за речь и возможность произносить слова, словосочетания, предложения. Завершается этап формирования речевых навыков ближе к пяти - шести годам, когда малыш уже может выговаривать все звуки русского языка.

Самый важный период в развитии речи приходится на возраст от года до четырёх. Именно в это возрасте у ребёнка сначала появляются первые слова, затем кроха учится связать их в простые предложения, а после может чётко сформулировать и выразить свои мысли и потребности с помощью речи.

Родители должны как можно чаще разговаривать с малышом, чтобы кроха учился произносить слова, повторяя за взрослыми

Какими навыками говорения должен обладать малыш в возрасте 3–4 лет

  • В три года у малыша уже довольно разнообразный словарный запас, который состоит из 300–500 слов. Ребёнок может не выговаривать некоторые звуки: чаще всего проблемы возникают с произношением «р», «з», «ж», а также шипящих звуков «ш», «ч», «щ». Но родителям не стоит беспокоиться, ведь кроха с каждым месяцем будет радовать взрослых освоением нового звука.
  • Ребёнок в возрасте трёх с половиной лет расширяет словарный запас, составляет слова в предложения, а также применяет в речи предлоги. Разговор крохи становится всё больше похожим на речь взрослых людей. Некоторые звуки все так же могут не поддаваться ребёнку, но такой вариант развития событий логопеды считают нормой.
  • К четырём годам кроха уже говорит на понятном для взрослых языке. Большинство звуков ребёнок умеет выговаривать правильно, исключение составляет «р», но ещё есть время выговориться: логопеды считают нормой, если до пяти лет дети не могут правильно произносить «р».
  • Как определить уровень развития речи ребёнка в домашних условиях

    Логопеды предлагают родителям провести небольшой тест, который поможет определить уровень развития речи. По результатам этой проверки взрослые могут понять, стоит ли вести малыша к логопеду или кроха разговаривает нормально для своего возраста. Часто такие задания предлагают специалисты, когда мама и папа приводят детей на консультацию. Этот тест подходит для детей в возрасте от трёх до шести лет. Предложите малышу рассмотреть картинку, на которой изображён один предмет. Лучше, если это будет какое-то животное, так крохе будет интереснее.

    Изображение должно быть крупным с чёткими деталями

    Задача ребёнка заключается в том, чтобы как можно больше рассказать о том, что он видит на картинке. Родители при этом не должны задавать наводящих вопросов или подсказывать малышу. В зависимости от ответов ребёнка, нужно следующим образом определить баллы за выполнение задания:

  • 0 баллов за ответ «не знаю»;
  • правильный ответ «заяц» и ничего больше поможет крохе заработать 1 балл;
  • «маленький белый заяц» — 2 балла;
  • «это маленький белый зайчик. У него розовые и длинные уши» — 3 балла;
  • «на фото я вижу зайку. Он маленький и белый, с длинными ушами. У него большие глаза и он сидит» — 4 балла;
  • «я вижу зайчика, который сидит на лапках. Он маленький и белого цвета. У зайки длинные уши и большие глаза. Он очень добрый» — 5 баллов.
  • Результат зависит от того, какое количество баллов набрал ребёнок:

  • 0–1 балл: низкий уровень развития речи. Родителям стоит обратиться к логопеду за консультацией, а также больше заниматься с малышом дома. Отлично подойдёт чтение сказок и больше разговаривать с крохой;
  • 2–3 балла: речь малыша развита на среднем уровне. Для детей трёх лет это допустимый результат, поэтому родителям не стоит волноваться;
  • 4 балла: достаточный уровень, родителям нужно следить, чтобы кроха и дальше расширял словарный запас. Такой результат показывают дети четырёх лет;
  • 5 баллов: самый высокий уровень, отличное развитие речи и мышления. Обычно дети в возрасте пяти - шести лет показывают такой результат.
  • Стоит ли волноваться, если в три года ребёнок не разговаривает - видео

    Возможные причины проблем с речью у трёхлетних детей

    Диагноз «задержка речевого развития» ставит только логопед или невролог. Причины того, что малыш не разговаривает, могут быть разными и зависеть от многих факторов. Некоторые из них поддаются корректировке и к пяти годам у малыша снимается диагноз ЗРР, но в некоторых случаях дети не разговаривают из-за физиологических нарушений, которые могут быть неизлечимы. В этом случае родителям необходима чёткая схема действий и постоянное наблюдение врача.

    Если ребёнку исполнилось три года, а он предпочитает отмалчиваться, родителям не стоит сразу впадать в панику, но и упускать драгоценное время тоже не нужно. Только врач может определить действительную причину задержки развития речи и помочь крохе освоить этот навык.

    Возможно, понадобятся частые визиты к логопеду и неврологу, чтобы помочь ребёнку научиться говорить

    Внутренние факторы, влияющие на развитие речи малыша

    На развитие речевых навыков большое влияние оказывают физиологические факторы, которые повлияли на нарушение или недоразвитие центров мозга, отвечающих за развитие речи:

  • осложнение во время беременности: кислородное голодание плода, инфекции, которые женщина перенесла во время вынашивания плода. Самыми опасными считаются краснуха, грипп, скарлатина, ветряная оспа;
  • травмы во время родов: часто вследствии сложного течения родовой деятельности у младенца повреждаются некоторые участки головного мозга. Ребёнок испытывает асфиксию из-за обвития пуповиной, слабой родовой деятельности у мамы, а также длительного безводного периода. Некоторые отклонения в развитии заметны уже на первом году жизни младенца, поэтому ребёнок должен находиться под регулярным наблюдением невролога;
  • патологии слуха: возможно снижение слуха или врождённая глухота. Причины могут быть разными, чаще всего это негативные факторы или осложнения после перенесения инфекционных заболеваний во время беременности;
  • травмы, полученные в раннем младенческом возрасте: сотрясение мозга, удары головой и другие;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • осложнения после перенесённых заболеваний в первые месяцы жизни;
  • наследственность: если родители заговорили поздно, но с большой вероятностью можно сказать, что и кроха не будет спешить болтать слишком рано.
  • Дети, которые не разговаривают по физиологическим причинам, часто не говорят вообще или просто мычат про себя, пытаясь дать понять родителям, что они хотят. Если у малыша диагностируется не только ЗРР, но и задержка психического развития, он может не только не разговаривать, но и не понимать родителей и других взрослых. Ребёнок как будто живёт в своём мире и не воспринимает окружающую среду.

    В последнее время врачи все чаще диагностирую детский аутизм. Физически малыш может быть полностью здоров, но по мере взросления родители замечают, что их ребёнок не такой, как все. Он не стремится общаться с другими детьми, негативно относится ко всему новому, и все время молчит, а если и говорит, то только со знакомыми ему людьми и всего парой фраз. Внешне это абсолютно нормальный ребёнок, но ему совершенно не нужно общение с окружающим миром, малыш всегда находится в себе, наедине со своим сознанием. С детьми-аутистами занимаются сразу несколько специалистов: невролог, психолог или психиатр. Большое значение имеет и восприятие такого ребёнка родителями, которые должны взаимодействовать со своим малышом.

    Дети с диагнозом аутизм практически не разговаривают или постоянно повторяют знакомые фразы и словосочетания

    Внешние факторы, которые могут быть причиной задержки речевого развития

    Выделяют несколько психосоциальных факторов, которые связаны с определёнными событиями в жизни малыша, методами воспитания в семье:

  • родители уделяют ребёнку слишком мало внимания: не зря специалисты настаивают, что разговаривать с детьми необходимо с момента рождения. Кроха слышит речь взрослых, запоминает название предметов, а по мере взросления старается повторить звуки, затем слоги и слова за родителями. Если у крохи наблюдается дефицит общения, то и развитие речи не происходит, т.к. мозг не получает достаточного количество информации, необходимое для воспроизведения звуков и развития речевых навыков;
  • чрезмерная опека со стороны родителей и ближайших родственников: это приводит к тому, что у ребёнка пропадает стимул к говорению, ведь ему нет необходимости просить о чем-то, все желанию и так выполняются;
  • психологическая травма или глубокое потрясение: это может быть испуг, внезапная потеря одного из родителей, развод мамы и папы, переезд на новое место и многие другие ситуации, которые стали стрессовыми для крохи. Родители часто ссорятся на глазах у крохи, наивно полагая, что малыш ничего не понимает и не способен осознать. Но это не так: психологи объясняют, что постоянные скандалы негативно влияют на психику ребёнка. Часто бывает так, что кроха пытается разговаривать, активно осваивает новые звуки и слова, но в какой-то момент просто замыкается в себе и не произносит ни звука.
  • В зависимости от причин, которые повлияли на задержку развития, ребёнок может вообще не говорить, но все понимать. Это чаще всего бывает после перенесённой психологической травмы: малыш просто перестаёт разговаривать, но выполняет просьбы и в остальном ведёт себя, как обычный ребёнок. Дети, которым не хватает общения, чаще всего говорят слогами, сокращают слова или не могут составить их в предложения, много болтает на своём языке.

    Психологи и логопеды в последнее время выдвигают свои опасения по поводу замены живого общения всевозможными гаджетами. Часто работа отнимает много сил у родителей и они не хотят уделять время ребёнку. Взрослым легче предложить малышу планшет. Родители могут отдохнуть, пока кроха занят играми на смартфоне. Но такие ситуации приводят к тому, что ребёнок плохо разговаривает. Специалисты предупреждают, что для малыша очень важно общение со взрослыми: регулярное чтение книг, напевание детских песен и т.д.

    Этапы речевого развития и причины задержки - видео

    Кто поможет: к каким специалистам следует обратиться

    Определить причину и помочь малышу и родителям может только врач. Прежде всего ребёнка обследуют на наличие заболеваний, доктор собирает анамнез начиная с течения беременности, протекания родов и развития малыша в течение всей жизни. Родителям придётся набраться терпения и приготовиться к посещению нескольких врачей:

  • ЛОР: врачи настаивают, что правильно дыхание способствует произношению звуков. Но если малыш страдает аденоидами, это может повлиять на его речь. Также отоларинголог проведёт обследование слуха и определит, возможно причина кроется именно в нарушении восприятия речи и малыш просто не слышит разговоров взрослых;
  • невролог: очень часто причиной ЗРР являются нарушения в работе нервной системы крохи;
  • психолог: этот специалист поможет разобраться в причинах ЗРР, если они были обусловлены стрессовой ситуацией, с которой малыш не смог справиться самостоятельно;
  • ортодонт: часто малыш теряет молочные зубы слишком рано, наблюдаются нарушения в формировании прикуса. Это влечёт к тому, что язык крохи не становится правильно в ротовой полости во время произношения звуков. Поэтому для начала необходимо исправить нарушения в развитии челюстно-лицевого аппарата, а потом ребёнок научится выговаривать звуки;
  • логопед или дефектолог: поставить звуки и помочь научиться их выговаривать может логопед. Если у малыша наблюдаются серьёзные дефекты речи, с таким ребёнком занимается дефектолог.
  • После обследования и определения причины, доктор разработает схему лечения. Если необходимо медикаментозное лечение, врач объяснит, какие препараты и для чего стоит принимать крохе. В большинстве случаев малыш находится под наблюдением нескольких специалистов, которые сообща помогают преодолеть задержку развития речи. Обычно одним из врачей обязательно является логопед. Но многое зависит и от заинтересованности родителей: нужно как можно больше внимания уделять крохе и заниматься с ним.

    Довольно часто невролог может рекомендовать приём ноотропов - медикаментозных препаратов, которые активизируют речевые зоны в головном мозге и помогают ускорить развитие речи. Но мнение врачей по поводу целесообразности применения этих препаратов разделилось. Доктор Комаровский объясняет, что если у ребёнка наблюдается положительная динамика: полгода назад кроха говорил 5 слов, а через несколько месяцев он знает и может произнести 20 слов, то ему не нужны медикаменты этой группы, достаточно продолжать занятия с логопедом и упражнения дома.

    Как помочь: что делать родителям, чтобы научить ребёнка разговаривать в 3 года

    Занятия с логопедом принесут хороший результат только в том случае, если и родители будут ежедневно заниматься с ребёнком дома. И это касается не только тех упражнений, которые задаёт врач. Помочь малышу заговорить может развитие мелкой моторики. Для этого стоит предложить крохе:

  • занятия пальчиковой гимнастикой;
  • массаж;
  • игры с развивающими досками;
  • рисование, особенно хорошо помогает пальчиковое рисование;
  • игры с песком, водой, тактильными подушечками;
  • лепка из солёного теста, пластилина;
  • пальчиковый театр;
  • игры с конструктором с более мелкими деталями;
  • упражнения со шнуровкой.
  • Занятия для развития мелкой моторики - галерея

    Развивающую доску малыш обязательно оценит по достоинству Такие подушечки можно пошить самостоятельно и наполнить разными крупами В холодное время года играть в песочнице очень проблематично, поэтому можно приобрести кинетический песок, который не оставляет пятен
    Рисование пальчиковыми красками является одним из самых популярных упражнений для развития мелкой моторики Ребёнка обязательно заинтересует игры с маленькими куклами
    Лепка поможет развивать мышление и логику

    Игры для развития мелкой моторики - видео

    Родители должны понять, что без их помощи ребёнок не сможет самостоятельно освоить речевые навыки, поэтому специалисты рекомендуют мама и папам прислушаться к полезным советам:

  • заниматься с малышом нужно не менее 15–20 минут в день, это не считая чтения книг, разговоров и живого общения;
  • меньше включайте крохе компьютер и телевизор, но не стоит вообще запретить смотреть любимые мультики. Разрешается смотреть телевизор не более 2 часов в день с перерывами. А вот планшет и смартфон с играми лучше убрать подальше;
  • приучите ребёнка к ритуалу: совместное чтение книг перед сном ночным и дневным;
  • можно пробовать учить стихи вместе: родители начинают предложение, а малыш проговаривает последнее слово;
  • чаще водите ребёнка в места, где он может пообщаться с другими детьми: детская площадка, сад, развивающий центр. Малыш будет стремиться рассказать друзьям о своих желаниях и познакомиться с новыми детьми;
  • поощряйте малыша к диалогу: спрашивайте его, что он хочет есть, какую игрушку взять с собой, куда пойти гулять, с кем он познакомился. Ребёнок будет стремиться разговаривать со взрослыми и делиться своими мыслями;
  • поощряйте малыша: хвалите за любое достижение. Даже если у крохи не получается, стоит похвалить за попытку и настойчивость.
  • Игры для стимуляции развития речевых навыков - видео

    Очень полезна артикуляционная гимнастика, которой может научить родителей логопед. Проводить её рекомендуется в игровой форме: все дети любят корчить рожицы. Дайте задание крохе растянуть губы в улыбке и задержать, кто дольше. Или собрать губы в трубочку и пофантазировать, как будто играет на трубе. Ежедневное выполнение упражнений положительно влияет на укрепление мышц лица и помогает развитию речи.

    Артикуляционная гимнастика для детей - видео

    Занятия с логопедом также очень важны. Но специалисты настаивают, что без помощи родителей невозможно закрепить успехи, которых малыш достигает в процессе упражнений с доктором. После каждого посещения логопеда, он даёт список упражнений, которые взрослые должны выполнить дома с крохой. Очень важно выполнять эти задания правильно, поэтому если мама и папа не поняли принцип выполнения, обязательно попросите специалиста объяснить ещё раз.

    Уроки логопеда: упражнения для детей в возрасте 3–4 года - видео

    Распространённые ошибки родителей: плохие способы учить ребёнка говорить

    Очень часто родители сами не понимают, что своим поведением негативно влияют на развитие речи крохи. Психологи высказывают интересную теорию, описывая два типа поведения родителей:

  • в первом случае мама и папа слишком давят на малыша: не пытаются перевести упражнения в игру, чтобы кроха лучше воспринимал задания, а при каждом удобном случае пытаются добиться правильного и чёткого произношения в приказном тоне. Например, часто можно услышать фразы «повтори ещё раз», «будешь говорить, пока не получится правильно», «ты не стараешься и ничего не умеешь», «твои друзья уже хорошо говорят, а ты все ещё не можешь» и т.д. Взрослые должны понимать, что ребёнок не специально коверкает слова или не может произнести звук. А такая жестокая критика только ещё больше замкнёт кроху в себе;
  • во втором случае родители предпочитают вообще не обращать внимания на проблему, мотивируя это тем, что в три года ребёнок очень маленький и успеет выговориться. Не он первый, не он последний, так что не стоит и переживать. Так для них удобнее, но драгоценное время, которое можно было использовать на развитие речи малыша, уходит, а потом может быть поздно что-то менять.
  • Нельзя кричать на ребёнка и ругать его, если он не может выговорить слово или звук

    Врачи настаивают, что от правильного поведения родителей зависит успех речевого развития ребёнка. Взрослые не должны прибегать к таким методам во время обучения малыша говорению:

  • не стоит ругать и наказывать кроху, это может привести к психологической травме и ребёнок не будет говорить вообще;
  • нельзя пугать малыша походами к злому врачу и т.д. Это не только не поможет, но и поселит в сознании крохи страх перед докторами;
  • если малыш не настроен на выполнение упражнений, не нужно заставлять его. Лучше перевести внимание на что-то другое, а позаниматься немного позже;
  • нельзя делать больших перерывов в обучении: малыш должен привыкнуть, что занятия обязательные и ежедневные.
  • Родители - самые близкие и родные люди для ребёнка, которым он безоговорочно доверяет. Поэтому они должны набраться терпения и помогать малышу, но не запугивать его.

    Доктор Комаровский о том, как помочь ребёнку научиться говорить - видео

    Специалисты объясняют, что в три года речь ребёнка должна быть понятна и осмыслена. И если кроха по каким-то причинам не говорит или в его лексиконе совсем мало слов, это повод обратиться к специалистам. Конечно, некоторые дети довольно быстро учатся говорить после трёх лет, если это обусловлено генетической предрасположенностью. Но факторы, которые влияют на задержку развития речи у ребёнка могут быть более серьёзными, начиная с психологических причин и заканчивая серьёзными нарушениями в работе нервной системы. Поэтому нельзя упускать время, а нужно начинать действовать как можно быстрее, чтобы к моменту, когда ребёнку нужно идти в школу, у него была налажена речь.

    Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.

    Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.

    Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит - это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.

    Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь - это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.

    А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.

    Биологические:

    • Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
    • Тугоухость.
    • Генетическая предрасположенность.
    • Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.

    Важно: Доказано, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники 20 лет тому назад. Объяснение достаточно банальное: современные дети слишком поздно переходят на твердую пищу. Помните: жевание самая лучшая зарядка для мышц речевого аппарата!

    Социальные/педагогические:

    • Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
    • Эмоциональные стрессы.
    • Билингвизм.
    • Гиперопека.
    • Чрезмерно информированная среда.

    Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение

    Важно: любое самолечение опасно! Заниматься медикаментозным лечением ребенка без предписаний специалиста - преступление!

    Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с

    • педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
    • детским неврологом,
    • детским отоларингологом,
    • логопедом,
    • иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.

    Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.

    Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.

    Чаще всего используются следующие препараты:

    • глицин,
    • когитум,
    • кортексин,
    • мильгамма,
    • пантогам,
    • семакс,
    • тонотен,
    • фенибут,
    • церебролизин,
    • церепро,
    • энцефабол.

    Важно: Дозировку и длительность курса назначает лечащий врач!

    Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий

    • расширение понятийного аппарата,
    • разработку крупной и мелкой моторики,
    • предметно-сенсорную терапию,
    • музыкотерапию,
    • массаж, в т.ч. пальчиковый,
    • зарядка, в т.ч. пальчиковая,
    • логоритмику,
    • арттерапию,
    • артикуляционную гимнастику.

    Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения

    Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.

    1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.

    2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал - «бу-бух», идет - «топ-топ», хлопает в ладоши - «хлоп-хлоп», ложиться спать - «баю-бай».

    Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.

    3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.

    4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,

    Малышечек вяки-вяки,

    Поросенок хрюки-хрюки,

    А теленок муки-муки,

    Индюшок курлы-курлы.

    5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.



    6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.



    7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».

    Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений

    Как научить разговаривать ребенка в 3 года: игры

    Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.



    Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.



    Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия

    Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.



    Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский

    В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.

    Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты — Доктор Комаровский

    Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.

    Как в норме развивается речь?

    Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:

    8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;

    3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;

    5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;

    12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;

    24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;

    2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;

    3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;

    4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.

    Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.

    Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».

    Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.

    Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.

    Почему ребёнок не разговаривает?

    Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.

    На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:

    Недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;

    Недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);

    Осложнённая родовая деятельность;

    Приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);

    Патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.

    Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.

    Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.

    {reklama2}

    Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

    Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.

    Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.

    Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.

    В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:

    Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; ​ обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;

    Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;

    Нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;

    Перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;

    Забавы с различными вкладышами;

    Разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;

    Игры с пластилином или мягким тестом.

    Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.

    Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!

    Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:

    1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.

    2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.

    3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.

    4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.

    5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.

    6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.

    7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.

    Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.

    Игрушки для неговорящего ребёнка

    Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия.

    Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.

    Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность.

    Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.

    Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.