Кризис трех лет у ребенка. Кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

В возрасте от 1,5 до 2,5 лет ребенок преодолевает колоссальное «расстояние» в развитии. К 2,5-3 годам он развивается в личность - единственную и уникальную и эта трехлетняя личность недвусмысленно начинает заявлять о себе. И тут-то исторические события начинают сменяться одно за другим.
Однажды мы обнаруживаем гвоздь, аккуратно забитый в любимый шкаф из красного дерева, на следующий день в кошачьей миске оказывается кусок красной рыбы, купленный к праздничному столу. Потом ребенку может прийти в голову потихоньку помыть с мылом папин мобильный телефон или нарисовать для красоты в его паспорте елочку. Наказанный в первый, во второй, третий и в очередной раз, уже через полчаса малыш может быть пойман с поличным при попытке полить из лейки цветы на обоях или постирать кота в стиральной машине. Тут уже у родителей закрадывается мысль, уж не издевается ли он?
Любое затишье в детской начинает казаться взрослым подозрительным, в общем складывается ощущение, что вы попали на линию фронта, а ваш «вождь краснокожих» вышел на тропу войны.
К 2,5 годам речь у ребенка развита уже достаточно хорошо. Даже те дети, которые пока активно не изъясняются, все равно вполне членораздельно к месту и не к месту начинают твердить: «Я сам!»
Особенно активно эти самые порывы самостоятельности проявляются тогда, когда мы куда-нибудь опаздываем и совершенно не можем ждать, пока малыш удовлетворит свою, как нам кажется, прихоть.
Вообще чадо постоянно находится в оппозиции. Оно все делает наоборот, будто специально провоцируя на конфликт. Его невозможно без скандала ни накормить, ни уложить спать, ни собрать на прогулку. Все чаще случаются концерты в магазине или на улице.
Это маленькое, но очень сообразительное существо понимает, что нам проще уступить, чем опозориться. Уровень эмоционального и интеллектуального развития его личности позволяет уже даже шантажировать родителей!
Особенно ярко это проявляется при адаптации к детскому саду. Родители места себе не находят после истерики, которую кроха закатил в раздевалке. У них на работе все валится из рук, потому что они уверены, что их малышу в саду очень плохо, не зря же он рыдал! Но маме и в голову не приходит, она отказывается верить, что когда она с трясущимися руками выходила на улицу, сын или дочь вытирает слезы и (тут же!) спрашивает, что в саду на завтрак!
Что происходит? Мы воспитываем малыша, как всегда: в меру строги, в меру демократичны. Почему же ребенок вдруг перестает считаться с нами? Отчего непоколебимые авторитеты в одночасье рушатся? А все дело в том, что вы столкнулись с верхушкой психологического айсберга, в основе которого лежит пресловутый кризис 3 лет.
Верхушка айсберга
Кризис 3 лет - это диагноз. Как врачи выносят его на основании характерных для болезни симптомов, так и психологи, изучающие возрастные закономерности детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам».
Негативизм. Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но не следует путать негативизм с непослушанием.
Упрямство. Упрямство и настойчивость - разные качества. Первое состоит в том, что ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требование и хочет, чтобы с ней считались.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти его поведение напоминает кризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности в собственных намерениях, замыслах.
Обесценивание взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когда мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости от особенностей внутрисемейного общения.
Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. «Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал об этом педагог-психолог Выготский.
Стремление к деспотизму. Встречается чаще в семьях с единственным ребенком. Малыш проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему миру и изыскивает для этого множество способов.
Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах.
Группа симптомов, связанная с воображением. Развитое воображение проявляется двояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельности ребенка, у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этот период малыш начинает самостоятельно играть, в том числе сочиняет истории, реально с ним не происходящие, или общается с воображаемым партнером.
С другой стороны - воображение может выступать как защитная функция. Так чадо вдруг начинает хвастать несуществующими достижениями, а хронически неуспешный ребенок станет выдумывать успех, сочинять все новые и новые достижения. Второе рождение
В предметной деятельности развиваются все психические процессы. Действия с предметами совершенствуются от элементарных манипуляций до освоения специфических функций: есть ложкой, подметать веником. Постепенно малыш понимает, что не предмет руководит его интересом, как это казалось раньше, а наоборот, он подчиняет его своим интересам. Ребенок учится планировать свои действия с предметом и предвидеть результат. В то же время он начинает замечать связь между успешным или неуспешным действием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников, окружающих у крохи формируются самосознание и самооценка. Возникает феномен «Я». Теперь малыш больше не говорит, например, «Вася - хороший», он говорит: «Я - хороший». Ребенок осознает себя личностью. И поэтому кризис трех лет в детской психологии часто называют вторым рождением.
Речь маленького человека в этот период тоже активно развивается. На подсознательном уровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе, что называется, в голос. Это-то он и делает в меру своих возможностей.
В большинстве своем малыш не осознает, чего именно он хочет, где ему реализовывать свои несовершенные умения, чтобы получить одобрение и признание, он начинает нервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиюще несправедливое обращение с ним, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать! Что делать?
Вечный вопрос. Следует поменять свое отношение к ребенку. Придется признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможность реализовать свои притязания на самостоятельность.
Сложно? Безусловно, и хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений станет вам новое достижение - сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить, резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину...
В этот период имеет смысл перепланировать детскую, пересмотреть ее дизайн. В ней должны появиться игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин... Они должны не просто взять и появиться, а быть «обыграны» взрослыми вместе с ребенком. Малыш должен увидеть, что его игра для нас, взрослых, - дело серьезное. В таких играх ребенок будет учиться общаться и будет реализовывать себя, чего пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
Социум - необходимое условие развития новой родившейся личности. В нем под грамотным руководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельности дошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человека самостоятельно строить взаимоотношения.
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет - естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому, неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируют активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется. Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи!

Кризисы детского развития – неотъемлемая часть становления детской личности. В процессе взросления малыш неосознанно переосмысливает взаимоотношения с окружающим миром.

Возрастные кризисы у детей происходят приблизительно в одно и то же время. Кризисы развития затрагивают жизнь каждого крохи. Особенность развития ребенка младшего возраста – неравномерное, скачкообразное взросление, когда периоды спокойствия и относительного послушания сменяются бурными проявлениями своего «я». Несмотря на то, что многие родители с тревогой воспринимают детские возрастные кризисы, педагоги и психологи уверенны, что они необходимы для становления полноценной личности.

Все возрастные кризисы ребенка – это переход на новую ступень развития, самостоятельности и осознания своего места среди окружающих его людей.

Как распознать?

Главный признак приближающегося перелома в жизни крошки – изменение в поведении. Из послушного и милого чада он превращается в капризную и раздраженную плаксу. На любые замечания и просьбы сделать что-либо остро реагирует, часто впадает в истерику.

Родителям сложно распознать начало данного этапа в развитии ребенка, так как капризы часто связывают с избалованностью, недомоганием и особенностями характера. Детские кризисы завершаются тоже незаметно, ведь два поколения уже научили понимать желания друг друга.

Периоды переломных этапов

Классификация переломных моментов в жизни детей весьма условна. Одни психологи выделяют четыре кризисных периода (новорожденных, кризис 1 года жизни, трех лет, а также кризис семи лет у ребенка). Другие утверждают, что каждый год жизни является своеобразным переломным моментом, и происходит даже до одного года у ребенка.

В любом случае кризис у ребенка 3 лет характеризуется самыми яркими проявлениями взросления, ведь в этот период малыш начинает интенсивно развиваться.

Главным предвестником этого переломного этапа в жизни малыша является кризис первого года жизни.

Малыш начинает ходить и пытается рассказать о своих потребностях. Уже в этом возрасте кроха проявляет попытки к самостоятельным действиям. Кризис 1 года ребенка часто застает родителей врасплох. Милая кроха, спокойно лежащая в своей кроватке, превращается в юного капризного исследователя, которому важно попробовать, пощупать, разломать. Годовалого малыша интересует все: мамина косметика, папины инструменты и даже мусорное ведро. Кризис одного года проявляется в протесте против попыток ограничить возможности малыша в этих и других не менее важных исследованиях. Что делать родителям в этой ситуации? Необходимо максимально обезопасить окружающее ребенка пространство и позволить ему наслаждаться изучением всего нового и неизведанного.

Если родители смогут научиться взаимодействовать со своим малышом, это поможет им безболезненно пережить этап взросления в 3 года, а также другие не менее важные периоды. Например, кризис 7 лет у ребенка возрастная психология считает важным переломным моментом в жизни маленького человека. К нему родители тоже должны быть готовы.

Особенности трехлетнего возраста.

В возрасте трех лет у ребёнка появляется острая необходимость в принятии самостоятельных решений. Начинается осознание и принятие себя, своего места в семье.

Кризис трехлетнего возраста обычно продолжается несколько месяцев. Однако нередки случаи, когда этот период затягивался: родители не смогли наладить контакт со своей крохой. Тогда продолжением этапа взросления является кризис 4 лет у детей.

Третий год жизни характеризуется появлением новых навыков в социальном плане, у малыша быстро формируется психика. Эти возрастные особенности предопределили следующие признаки начала кризиса:

  • Упрямство;
  • Самостоятельность;
  • Нежелание считаться с мнением других;
  • Негативное отношение к окружающим, часто перерастающее в агрессивное поведение;
  • Обесценивание вещей и событий;
  • Бунт.

Характеристика признаков:

  • Упрямство выражается в непременном желании сделать все наперекор воле родителей. Кроха откажется от обеда не потому, что не хочет кушать, а потому что он уже заявил о своем нежелании садиться за стол.
  • Попытки к самостоятельным действиям начинаются потому, что в этом возрасте дети активно интересуются всем, что их окружает. Маленькие исследователи очень хотят выполнять те же дела, что и взрослые, но получают отказ. Встретив на своем пути такое пренебрежительное отношение к попыткам вести взрослую жизнь, крохи разражаются бурной истерикой.
  • Нежелание учитывать мнение других людей – еще один признак взросления ребенка. Так как малыш все хочет сделать сам, без участия взрослых, его совершенно не интересует их мнение на этот счет.
  • Часто возникающая агрессия и негативное отношение к окружающим связаны с тем, что, взрослея, кроха пытается не только вести самостоятельный образ жизни, но и навязать свою волю родителям. Интересным является тот факт, что негативное отношение ребенок может проявлять чаще к одному человеку, которого собирается «воспитывать». С остальными взрослыми людьми малыш может быть послушен.
  • Детский кризис 3 лет ярко проявляется в обесценивании для малыша всего того, что было значимо для него раньше. Он ломает игрушки, начинает кривляться, обзываться, показывая, что не нуждается в том, что было так нужно ему в младшем возрасте.
  • Ребёнок всячески пытается доказать родителям, что его желания важны в такой же степени, как и желания взрослых. А так как родители чаще всего не согласны с ним в этом вопросе, всячески выражают свой протест через крики, истерику и неповиновение.

Реакция родителей

Советы родителям, как вести себя с ребенком, дают все: бабушки, соседи и друзья. Однако их рекомендации часто противоречивы. Кто-то считает, что ребенку лучше уступить, чтобы избежать скандалов в общественном месте или сохранить спокойствие дома. А кто-то утверждает, что нельзя потакать прихотям малыша, и нужно категорически запрещать все его порывы к самостоятельности. И то, и другое мнение ошибочно.

Важно помнить, что негативное поведения крохи – попытка манипуляции взрослыми. И в этом вопросе важно соблюдать правило золотой середины.

Максимально безболезненно преодолеть кризис 3 лет помогут рекомендации родителям

  • Взрослые должны понимать, что их ребенок – личность. Пусть он еще многого не умеет и не знает, но, чтобы всему научиться, ему нужно для начала попробовать что-то сделать.
  • Родители должны давать ребенку право выбора: в одежде, игре, еде. Необходимо позволять крохе участвовать в жизни семьи, помогать по хозяйству.
  • Важно уважать самостоятельность малыша. Мудрые родители с помощью нехитрых уловок могут убедить ребенка в том, что он все может делать сам.
  • Не заострять внимание на плохом поведении. Важно твердо дать понять крохе, что истерика не позволит добиться желаемого. Можно отвлечь ребенка, переключив его внимание на другое действие или предмет.
  • Если истерика перешла в стадию наивысшего напряжения, ее нужно просто переждать. Дома достаточно спокойно объяснить малышу, что разговор с ним будет продолжен только тогда, когда он успокоится, а пока он должен побыть один.
  • Если истерика произошла в общественном месте, нужно по возможности лишить маленького манипулятора публики. Как правило, при отсутствии зрителей ребенок быстро успокаивается.

Взрослые должны четко понимать, что от их действий зависит не только поведение ребёнка в этот конкретный момент, но и закладывается основа его личности, модель поведения во взрослой жизни.

Памятка для родителей трёхлетних детей

  • Вы всегда должны быть спокойны. Крики, угрозы и наказания после каждой истерики приведут к тому, что вы с малышом перестанете слышать и понимать друг друга без агрессивных проявлений.
  • Часто причиной истерики является желание крохи привлечь к себе внимание. Поиграйте с ним, посмотрите мультфильм – и у малыша пропадёт всякое желание что-то вам доказывать.
  • Всегда предлагайте ребенку несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет, какую кашу съесть на завтрак, или в какой куртке выйти на улицу.
  • Никогда не показывайте ребенку степень раздражения от его плохих поступков. Малыш всегда должен быть уверен в вашей любви.
  • Обязательно выясните, что послужило причиной капризов.

Любовь – лучшее лекарство.

Переломный этап – сложный момент в жизни ребенка. И не важно, проходит он в четыре года или это кризис 6 лет. Как бы ни было тяжело в эти моменты родителям, детям приходиться ещё сложнее. Малыши не понимают, что с ними происходит. Они еще не умеют контролировать свое поведение. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь им пережить эти непростые этапы жизни.

Правильная тактика поведения в это время вырабатывается путем проб и ошибок, ведь каждый ребенок индивидуален. Однако для всех детей на любом жизненном этапе важны любовь, терпение и понимание родителей.

Многие мамы слышали про кризисные периоды в жизни ребенка, особенно много говорят про кризис трехлетнего возраста. Но что это такое, и как он проявляется?

Когда и почему наступает кризис трехлетнего возраста?

Кризис трехлетнего возраста обычно наступает в возрасте 2,5-3 лет и продолжается до 3,5-4 лет. Но это лишь средний показатель. Кризис может как начаться, так и закончиться раньше или позже — у каждого ребенка все индивидуально. Чем этот период отличается от других? В этом возрасте развитие малыша постепенно подходит к моменту его самоутверждения. Раньше ваш кроха не знал и не понимал, что он может что-то делать сам, что что-то можно просто не сделать или сказать родителям свое твердое «Нет!». А теперь он воспринимает себя, как индивидуальность, как человека, с которым не просто можно, а нужно считаться. И чтобы папа и мама поняли это, приходится добиваться своего всеми возможными способами. Это не очередная блажь, которая пройдет к завтрашнему утру, а очень важный момент в развитии малыша, поэтому здесь нельзя допускать ошибок в своем поведении и в своих реакциях на протест малыша. От вашего поведения зависит то, каким ваш ребенок выйдет из этого кризиса – уверенным и целеустремленным, или тихим, безвольным и послушным во всем. А от этого зависит и то, как в дальнейшем сложится его жизнь. Разберем же основы этого трудного момента в жизни малыша и его родителей.

Как проявляется кризис трехлетнего возраста у ребенка?

Вы стали замечать, что ребенок стал капризным, упрямым, везде и все пытается сделать сам, наотрез отказывается от того, что предлагаете ему вы, даже если на самом деле он этого очень хочет? Значит, кризис начался. В этот период наиболее частыми словами малыша будут: «Я», «Я сам!», «Нет!», и, конечно же, капризы и истерики. Однако не стоит пугаться. У всех детей этот кризис проходит по своему. Один ребенок может стать просто неузнаваемым, другой же, наоборот, переживет этот момент спокойно, ничуть не изменившись. Это во многом зависит от того, как до этого вы общались с ребенком, и как были построены отношения в семье.

есь не давить на ребенка, исходя из правила: «Я мама, значит ты сделаешь, как я сказала!»

В этот период происходит так называемое обесценивание всех тех вещей и занятий, которые еще недавно были дороги вашему крохе. Он может отказаться кататься на любимой до сих пор коляске, сломать любимую игрушку, если она попадет ему под горячую руку. Постарайтесь найти ребенку увлечения и игры по душе, чтобы он с увлечением втянулся в новое занятие. Позволяйте ему совершать правильные и неправильные поступки и учиться на собственных ошибках, помогайте делать из произошедшего правильные выводы. Только путем собственных проб и ошибок ребенок научится правильно координировать свою деятельность, думать, прежде чем что-либо сделать, ценить имеющееся. Чем скорее ваш ребенок поймет, что его воспринимают как индивидуальность, ценят и считаются с его «Я», тем скорее и легче он преодолеет этот возрастной кризис.

Деспотизм — также частое явление в поведении ребенка трехлетнего возраста. Он будет самоутверждаться за счет мамы, папы, а также братьев и сестер, если они есть. Это проявляется в усилении ревности по отношению к братьям и сестрам, приказном тоне по отношению к родителям и требовании полного подчинения его приказам и указам. Тут главное — терпение и умение убедить ребенка, когда он не прав, не сломав при этом его «Я», объяснять, объяснять, и еще раз объяснять, что и как устроено в этом мире, и что его «Я» должно учиться мирно сосуществовать с такими же «Я» у мамы, папы, братика и сестренки. Главное — делать это ласково и аккуратно, не перегибая палку.

Важным моментом в этом возрасте являются взаимоотношения ребенка со сверстниками. Независимо от того, пойдет ли кроха в детский сад или останется дома и дальше, ему необходимо не просто общение со сверстниками на детской площадке, а игры и обучение совместному времяпрепровождению. В этом возрасте игра для малыша становится своего рода проекцией нашей взрослой жизни на его детский мир, и он должен учиться уживаться, играть, находить компромиссы и ладить с другими детьми, постепенно вливаясь в общественную жизнь и привыкая к тесному взаимодействию между людьми. Это также важно для его дальнейшего формирования как личности, как и утверждение его собственного «Я».

Бессонные ночи, ежедневная стирка, введение прикорма, … кажется, все это уже в прошлом и можно немного расслабиться. Ребенок самостоятельно кушает, играет, общается с ровесниками, а у родителей появляется время заняться своими делами или просто отдохнуть. Но радость длится недолго и в один прекрасный момент ласковый и послушный ребенок становится требовательным и капризным. Это наступает так называемый кризис трехлетнего возраста .

Прежде чем пытаться бороться с подобным поведением, нужно четко понимать его причины и какие ваши действия могут привести к еще большему количеству слез и истерик. Тем более что кризис трехлетнего возраста это не что иное, как физиологический процесс перестройки полушарий головного мозга (сейчас они начинают работать по-разному, как у взрослых), а заодно и становления детской личности.

Не хочу, не буду…

Кроха может отказываться от выполнения привычных ежедневных дел: чистить зубы, мыть руки, укладываться спать. При этом он будет делать все только по-своему и никакие уговоры на него не действует.

Отрицательное отношение к взрослым

Еще одно проявление кризиса трехлетнего возраста – это неприятие того, что говорят взрослые. То есть ребенок отказывается выполнять что-то только потому, что ему это предложили. Причем отвергаться может даже то, что малышу нравится.

Я сам!

Любой вопрос или предложение помощи заканчивается словами «Я сам!». С этого момента он хочет все делать и решать сам, без помощи мамы и папы. Хотя тут может сказываться и чрезмерная опека родителей, мешающая развитию самостоятельности.

Деспотичность

Если кризис трехлетнего возраста случается у ребенка, который воспитывается один в семье или у него большая разница в возрасте с братиком или сестричкой, он старается над всеми утвердить свою власть. Всячески пытается навязать свои правила, указывает кто, что и когда должен делать. Если же это не единственный ребенок или разница небольшая, может сильно обостриться ревность.

Протест

Если взрослые не разделяют взгляды ребенка и не поддерживают его, может начаться самый настоящий протест. В таком случае вам пригодятся советы из статьи: .

Гордость

В период кризиса дети сильно переживают успехи и неудачи. И если получается добиться успеха в каком-то деле, их одолевает чувство гордости.

Как пережить кризис трехлетнего возраста ребенка

Прочитав вышеперечисленные признаки, вы с уверенностью можете говорить, что у ребенка начался кризис трехлетнего возраста? Без паники, через это проходят все дети. А как с этим бороться читайте ниже.

1. Поощряйте самостоятельность

Хочет ребенок рисовать на стене? Дайте! Прикрепите лист бумаги, и пусть рисует, пока не надоест. Проявил интерес к стирке? Тоже не проблема – маленький таз с водой и пару носовых платков способны надолго его отвлечь. Главное не подшучивайте и вмешивайтесь только в том случае, если действия малютки могут быть опасны.

2. Проявляйте спокойствие

Кризис трехлетнего возраста не проходит за несколько дней, поэтому после продолжительных баталий сложно себя сдерживать. Но придется постараться. Крики или ремень здесь не уместны.

3. Наказание должно быть справедливым

Никаких общих фраз и упреков, типа: жадина, вредина. Наказывайте или ругайте ребенка, если такая необходимость все же возникнет, только за конкретные действия.

4. Предоставьте право выбора

Приказной тон смените на дружеское общение, и дайте ему возможность выбора в каких-то непринципиальных вещах. Таким образом, вы получите возможность аргументировано отказать в выборе в других вопросах. Вы же ему уступили в прошлый раз.

5. Анализируйте ситуации

Каждый конфликт желательно обговаривать и объяснять, почему кроха был неправ. Естественно делать это нужно не на пике истерики, а когда эмоции стихнут и малютка придет мириться.

И последнее, помните, ваша любовь и терпение помогут пережить трудный период и вынести из него только полезное. Тем более вы не одиноки в своей проблеме.

Когда малышу исполняется три года, то в его поведении начинают происходить явные перемены и не в лучшую сторону. Он начинает капризничать по поводу и без него, он может устроить истерику или отказывается слушаться. Что вдруг происходит с послушным и ласковым малышом? Почему он так себя ведет? А причина кроется в «кризисе трехлетнего возраста», который переживает практически каждый ребенок и его родители. Очень важно, чтобы взрослые правильно реагировали на такие проявления характера своего ребенка и помогали ему преодолеть этот непростой этап в его жизни.

Кризис трехлетнего возраста у всех детей наступает в разное время, но это примерно возраст от двух с половиной до трех с половиной лет. Длится этот период недолго и является как бы переходом или перестройкой из младшего возраста в начинающийся этап взросления. У мальчиков и девочек признаки кризиса могут проявляться по-разному и зависят от индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента. Конечно же, свою роль играют и отношения в семье, и методы воспитания.

Первым признаком кризиса является проявление упрямства. Чтобы не просили малыша, он будет отвечать: «Не хочу!», «Не надо!», «Я сам!». Это может начаться уже в возрасте 1,5-2 лет, а закончится только к четырем годам. Наиболее эмоциональная фаза проявляется в возрасте трех лет. В этот период капризы и упрямство можно наблюдать от пяти до двадцати раз в день. При этом капризничают чаще девочки, а упрямятся – мальчики. Обострение признаков кризиса может начаться с посещением детского сада.

Трехлетний ребенок начинает чувствовать себя самостоятельной личностью со своим характером и со своими желаниями. Это новшество в личности малыша показывает начало изменений в его жизни. Становление происходит и вконфликтах со взрослыми, и в познании нового, и в формировании самосознания. Ребенок начинает чувствовать себя взрослым, а родители и бабушки сюсюкают с ним. Ребенку это не нравится, появляется внутренний протест, который и выливается в капризы и упрямство.

Основные признаки кризиса

К этим признакам не относится плохое поведение ребенка или его желание повредничать, у них свои характерные особенности.

Негативизм

Это проявление бывает избирательно. Просьба мамы или папы может не выполняться категорически, но пожелания остальных членов семьи удовлетворяются. Негативизм мешает ребенку даже выполнять собственные желания, не говоря уже о просьбах родителей или других взрослых. Ему все время хочется всему и всем противостоять и противоречить. Все, что предлагают взрослые (даже любимую прогулку в парк на качели) ребенок игнорирует.

Такие негативные реакции не следует путать с обычным непослушанием. Непослушный ребенок чаще всего негативно относятся только к родительским просьбам, а свои он с удовольствием выполняет.

Меры воздействия:

  • приказной тон по отношению к ребенку категорически противопоказан;
  • родителям не стоит настаивать на своем, если ребенок не согласен с ними. Лучше поступить так, как хочет в данное время малыш. «Не хочешь спать – хорошо, иди поиграй!» или «Не хочешь одеваться на улицу – не надо, сегодня прогулка отменяется!» и т.п.
  • негативно настроенного и чрезмерно эмоционального малыша нужно на некоторое время оставить в покое.

Упрямство

Сразу стоит отметить, что настойчивость и упрямство – это абсолютно разные вещи. Настойчивость воспитывает в ребенке силу воли, умение достигать своей цели и доводить начатое дело конца, чтобы получить положительный результат. Настойчивый малыш будет складывать пирамидку или собирать детские пазлы до тех пор, пока у него все не получится.

У упрямого ребенка цель совсем другая. Он хочет добиться своего только потому, что он этого уже один раз добивался. Отказался однажды идти кушать, когда его звали, и теперь, даже если он будет голоден, все равно не пойдет из-за своего упрямства.

Меры воздействия, которые подойдут только в период кризиса:

  • не нужно настаивать родителям на своей просьбе или пытаться переубедить малыша разными способами;
  • дайте ребенку почувствовать себя «победителем»;
  • при отказе от еды оставьте на столе приготовленный ужин или завтрак и скажите, что малыш может кушать, когда захочет сам.

Деспотизм


Признаки деспотизма в многодетных семьях и в семьях с одним ребенком отличаются. В многодетной семье деспотичность выглядит как ревность. Малыш пытается привлечь к себе внимание путем отбирания игрушки у братика или сестрички, он даже может оттолкнуть или ударить одного из них. А в семье с одним ребенком деспотизм – это желание, чтобы все просьбы малыша выполнялись беспрекословно, всегда и мгновенно. Мама и папа должны делать все, что пожелает их кроха.

  • таким детям необходимо повышенное внимание и ласка;
  • на манипуляции ребенка не стоит поддаваться;
  • родители должны вести себя так, чтобы дети понимали, что без их капризов и истерик тоже можно получить родительское внимание;
  • вовлекайте ребенка в домашние хлопоты на кухне, готовьте вместе праздничный пирог или обед для папы.

Обесценивание важного и интересного

Все, к чему был так привязан ваш малыш (например, игрушка, домашнее животное, книга и т.п.) начинает его раздражать и даже вызывает негативную разрушительную реакцию. Ребенок может с легкостью порвать свою самую любимую книжку, поломать машинку, ударить котенка. В общении со взрослыми проявляется грубость и кривляние, в лексиконе появляются плохие слова.

  • отложите на этот период все виды воспитательных бесед и нравоучений;
  • отвлеките внимание малыша другими занятиями. Например, вместе порисуйте, сделайте аппликацию или поздравительную открытку. Можно почитать интересную книгу или с помощью игрушек придумать и показать свою сказку.
  • все, что в этот период тревожит родителей, доносите до своего крохи через ролевые игры, переводя воспитательные моменты на игрушку.

Проявление строптивости характера

Этот кризисный симптом чаще всего проявляется в тех семьях, где родители не могут найти общий язык в вопросах воспитания ребенка. Эти разногласия приводят к тому, что малыш перестает всех слушаться. Его строптивость проявляется на все, что предлагают взрослые – это обычные предметы, просьба умыться или почистить зубы, приглашение в гости или на прогулку.

Меры воздействия:

  • используйте смену деятельности как метод воздействия на данном этапе (например, вместо уборки своих игрушек предложите ребенку поиграть в конструктор или порисовать). Если не настаивать на немедленном исполнении вашей просьбы, то скоро малыш сам все сделает, как нужно.

Настоящий бунт

Такой маленький бунтовщик будет постоянно со всеми конфликтовать и даже «воевать». Ему не нужен никакой существенный повод, чтобы в очередной раз сказать или прокричать свое «Не буду!» или «Не хочу!». Трехлетний малыш хочет постоянного внимания к себе и выполнения всех его прихотей.

  • спокойно выслушивайте своего ребенка;
  • оставайтесь в любой ситуации доброжелательными;
  • если дело касается жизни и здоровья вашего ребенка, то необходимо настоять на своем решении проблемы (например, игра вблизи проезжей части, опасные качели или опасные предметы).

Своеволие

Своеволие – это в каком-то смысле синоним самостоятельности. Подрастающий ребенок хочет все делать сам – купить хлеб в магазине, перейти сам дорогу, открыть ключом дверь или включить свет. Некоторые пожелания такого рода вызывают у родителей и бабушек обеспокоенность, потому что «он еще ребенок».

  • разрешайте своему малышу делать те дела, которые не угрожают его здоровью. Развивать самостоятельность просто необходимо. В этом возрасте у ребенка, кроме проявления самостоятельности, должно еще воспитываться терпение и желание добиваться положительного результата.

Что делать родителям?


Постарайтесь понять, что ваш кроха начинает потихоньку взрослеть и хочет быть независимым. Попробуйте перейти с ним на новый уровень взаимоотношений.

  • Длительность кризиса трехлетнего возраста во многом зависит и от реакции родителей. Необходимо всегда оставаться спокойным и рассудительным при любом поведении вашего ребенка. Поберегите свои нервы и не поддавайтесь на провокации малыша. Крик или наказания в этой ситуации только нанесут вред.
  • Ограничения и запреты должны быть разумными, но и вседозволенность – это не то, что нужно в данной ситуации. Правила должны быть строгие, но только на действительно важные вещи и действия. Лучший выход для детей и родителей – это «золотая середина».
  • Любые попытки самостоятельности, которые не представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, необходимо поощрять. Это касается стирки, уборки, приготовления пищи, ремонта. Пусть малыш по мере своих сил участвует во всех домашних делах вместе с мамой и папой.
  • У каждого ребенка должно быть право выбора. Например, какое платье или кофточку надеть в детский сад. Можно спросить у малыша в магазине, какой выбрать сок или каким цветом купить чашки. Даже такие непринципиальные для родителей ситуации повышают у ребенка самооценку и придают ему уверенности.

Чтобы уменьшить количество повторяющихся капризов и детских истерик необходимо проявлять как можно больше внимания и родительской любви к своему крохе. Ведь чаще всего такое поведение детей направлено именно на привлечение такой реакции родителей. Прислушайтесь к советам профессионалов:

  • Не нужно пытаться что-то объяснять ребенку в период эмоциональной вспышки. Если это происходит дома, то просто оставьте кроху в покое на некоторое время. Если такое поведение проявилось в многолюдном месте, то переключите внимание своего крохи на проезжающий автобус, пробегающую кошечку или красивый цветок.
  • Аффективную вспышку можно погасить с помощью игры. Попробуйте развеселить ребенка детским кукольным театром или веселой песенкой, семейной спортивной игрой или занятием с домашним питомцем.
  • Не забывайте о мерах профилактики. Перед походом в магазин или в гости пытайтесь заранее договариваться с ребенком о возможном развитии событий, чтобы предотвратить истерику. Не забывайте предлагать что-нибудь взамен того, чего нельзя.

Детских капризов и истерик будет намного меньше, если:

  • Родители сами не будут раздражаться, и будут сохранять спокойствие;
  • Со стороны взрослых малыш будет получать достаточное количество ласки и внимания;
  • Взрослые смогут вовремя определить причину «неправильного» детского поведения;
  • Родители не станут выяснять отношения с ребенком, пока он не успокоится.

Кризисный этап в жизни ребенка пройдет намного легче, если между ребенком и родителями взаимоотношения будут теплые и доверительные.

Кризис 3-летнего возраста: как правильно общаться с ребенком в этот период (видео)