Неполная семья, дети из неполных семей. Психологические проблемы воспитания детей в неполной семье

Сделайте жизнь ребенка радостной и счастливой!

В нашем современном мире случается, что семья «наполнена» наполовину. Мы говорим о неполной семье. Уже в слове «неполная» ощущается какая-то пустота. Так чем же заполнить ее? И так ли уж отличается неполная семья от полной? На эти вопросы приходится отвечать многим родителям, которые, в силу тех или иных причин, сталкиваются с проблемой воспитания ребенка в неполной семье.

Мы хотим рассмотреть некоторые аспекты, связанные с воспитанием детей и вместе разберемся, так уж отличается неполная семья от полной, и, если отличается, то чем. Выделим такие психологические аспекты существования семьи:

Качество эмоциональных отношений внутри семьи;

Напряженность и интенсивность эмоциональных отношений;

Опыт общения с различными социальными ролями («мать», «отец», «бабушка», и т.д.);

Формирование представлений о психологических различиях полов и социальных моделях поведения полов.

Самым первым фактором является качество эмоциональных отношений. В сознании людей, которые никогда не жили в полной семье, существует миф о том, что полная семья полна любви, заботы, тепла и внимания. Очень показательны, в этом смысле, мечты воспитанников интернатов и детских домов. Часто они искренне верят в то, что формальное наличие двух родителей в одной семье приводит к атмосфере любви и благополучия. Но арифметика человеческих чувств такова что «1+1» не всегда больше чем «2-1». Присутствие мамы и папы одновременно далеко не всегда обеспечивает ребенку необходимую атмосферу любви и защиты. Слишком часто, так называемые полные семьи полны гнева и обид. Волны ненависти, злобы, равнодушия и обмана захлестывают некоторые семейные корабли. Иногда в таких ситуациях изменить негативную семейную атмосферу на более положительную возможно только путем развода, тогда острая ненависть и гнев сменяются на легкое раздражение и удивление: «как же я столько прожил с этим человеком? » Поэтому, неполные семьи после развода достаточно часто могут похвастаться более благоприятной семейной атмосферой, чем до развода. Атмосфера добра, уважения и спокойствия не зависит от наличия мамы и папы. Другими словами у ребенка есть все шансы получить достаточное количество любви и заботы, как в полной, так и в неполной семье.

Напряженность и интенсивность эмоциональных отношений — это второй аспект. Тут играет большую роль социальный закон о том, что чем меньше членов группы, тем более интенсивные отношения между ними существуют. Отношения внутри однополых коллективов более напряженные и однообразные чем в тех, где присутствуют представители двух полов. Именно поэтому любая эмоция, возникающая между матерью и дочерью (отцом – сыном), которые живут вдвоем, будет более интенсивной и напряженной, чем, если бы в семье был кто-то третий, неважно кто это будет - еще один ребенок, бабушка или дедушка. В этом плане неполные семьи действительно отличаются от полных, и в наибольшей зоне риска находятся семьи, состоящие всего из двух человек одного пола. Безобидный носок под шкафом, полученная «2», или опоздание на школьный праздник вызывают такую бурю, что впору сравнивать их с шекспировскими трагедиями. Очень важно чтобы ребенок в такой семье имел возможность позитивного, близкого общения с кем-то из взрослых за пределами узкого семейного круга. Это может быть дальний родственник или педагог кружка по интересам. Самое главное, чтобы этот человек не был связан с ребенком общими бытовыми проблемами, наступающими вследствие совместного проживания.

В реальной жизни малыши зачастую сами инстинктивно стараются найти такого человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте это чаще взрослые люди, а вот для подростков это - другие подростки, отличающиеся более старшим возрастом и авторитетом в группе. К сожалению, родители ребенка не всегда правильно относятся к таким детским поискам, и неуклюже пытаются самостоятельно разрешить эту ситуацию. И вот мы видим как одинокая мама (папа) приводит ребенку «нового папу» (или «маму») и настоятельно требует от ребенка «правильного» отношения к новому члену семьи, иногда даже быстро наделяя нового участника семейной драмы властными полномочиями и бытовыми привилегиями. Почему такие ситуации очень часто приводят к тяжелым конфликтам? Прежде всего, по двум причинам. Первая – в сознании ребенка всегда существует четко сформированный образ отсутствующего родителя, в независимости от того общается он с ним или нет. А это значит, что реальный человек, неожиданно ставший на место этого мифического существа, никогда не будет соответствовать придуманным качествам и войдет в глубокое противоречие с существующим мифом. Вторая причина состоит в том, что ребенок хорошо чувствует, что родитель ищет, прежде всего, партнера для себя самого и эта фальшь в отношениях будет тем сильнее, чем сильнее родитель будет убеждать себя и ребенка в обратном. А любой обман в отношениях только ухудшает их.

Что делать? Помочь ребенку найти эмоциональные привязанности по своему вкусу за пределами семьи. Это снизит напряженность внутри семьи и поможет спокойнее общаться. Следует также всегда помнить о той разнице, которая существует между ролью отца ребенка и мужем мамы, и не пытаться ее искусственно сократить в авральном порядке. Вынося часть эмоций за узкий круг проживающей вместе семьи, ребенок облегчает тот эмоциональный груз, который он накопил, в том числе во время бытовых конфликтов. И если это на самом деле происходит, то ребенок приходит со встречи с облегчением и позитивом. Главное, в такой ситуации маме набраться мудрости и постараться сохранить полученный позитив ребенка, а, не заразившись ревностью, броситься его разрушать. Не стоит забирать у ребенка праздник, если он действительно состоялся. Поддержите налаживающиеся отношения ребенка со вторым родителем, и Ваши отношения с ребенком тоже улучшаться.

Следующий фактор – многообразие социальных ролей, которые опробывает ребенок в семье. Если у ребенка есть возможность быть не только «сыном», но и «внуком» разных бабушек и дедушек, «младшим братом», «старшим братом», «племянником» и т.д. , то у такого ребенка развиваются более разнообразные навыки социального взаимодействия. Но в этом аспекте выигрывают скорее благополучные многочисленные семьи, в независимости от того есть ли формальные фигуры «папы» и «мамы». Так известно, что старший сын часто берет на себя роль отсутствующего отца, «папина сестра» может стать заменой матери, и т.д. Поэтому с этой точки зрения формально «неполные» семьи могут быть более благополучными, если у них есть более широкий семейный круг, нежели некоторые «полные», но ограниченные только «папой» и «мамой».

И последний выделенный аспект – формирование представлений о моделях поведения полов. К сожалению, именно здесь существуют самые глубокие различия между полными и неполными семьями. В полной семье этот процесс происходит почти автоматически – ребенок постоянно видит разницу в поведении папы и мамы и автоматически воспринимает модель поведения своего папы как «истинно мужскую», а мамы - как «истинно женскую». Стиль общения однополого родителя с ребенком становиться образцом подражания для общения, в будущем, со своим собственным ребенком. А стиль общения с родителем противоположного пола приводит к формированию представлений о том, каким является этот самый противоположный пол. Поэтому существует достаточно аргументированное мнение о том, что ребенок, выросший в неполной семье, будет испытывать трудности в общении с другим полом и устройстве собственной семьи.

Процесс формирования представления о мужской и женской роли протекает по-разному в каждой семье и, можно утверждать, с различной долей успеха, даже с точки зрения самих мам и пап. Поэтому, это тот самый случай, когда отсутствие опыта иногда оказывается более благоприятным, чем наличие отрицательного опыта. Если у родителей возникает вопрос о «правильности» воспитания «мужчины» или «женщины», лучше обратится к специалисту-психологу и разобраться, стоит ли предпринимать какие-либо специальные дополнительные меры воспитания. Таким образом, можно смело утверждать, что воспитание в неполной семье не является однозначным приговором. Это как в вечном философском вопросе: «Стакан наполовину пуст или наполовину полон? » Даже если мы допустим, что стакан только «наполовину полон», то всегда есть возможность сделать так, чтобы эта половина была созидающей, радостной и счастливой.

Читайте также:

От рождения до года

Просмотрено

Упражнение для детей от 0 до 3 месяцев, которые помогут малышам стать умными и здоровыми!

Советы родителям

Просмотрено

Помогите ребенку с учебой и он будет получать хорошие оценки в школе

Все о воспитании

Просмотрено

Правила хорошего тона для маминых принцесс

Советы родителям

Просмотрено

Нужно помнить: Детское плавание и его польза

Советы родителям

Просмотрено

Полезные продукты, которые родители должны включить в рацион питания своих детей!

Советы родителям

Просмотрено

Фразы с двойным смыслом. Как слышит нас ребенок?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Как нехочуху превратить в хочуху

Уважаемые читатели, данная статья будет интересна для тех, кого интересуют проблемы воспитания детей в неполных семьях. К сожалению, в наше время не редкость встретить ребенка, растущего без отца или без матери. С точки зрения психологии, безусловно, малышу не хватает второго родителя. Однако, вам под силу минимизировать отсутствие мамы или папы, соблюдая особые правила и не допуская ошибки.

Как воспитывать малыша

Родитель должен понимать, что, воспитывая ребенка в одиночку, необходимо учитывать все его потребности. Только так вы сможете вырастить человека, который будет здоров психически, с нормальной самооценкой и взаимоотношениями в обществе.

  1. Потребность развития социальных навыков. Ребенок должен понимать, как вести себя в обществе, очень важно общение со сверстниками. Не обойтись и без формирования опыта на своих ошибках.
  2. Активное участие в общественной жизни. Большую роль отыгрывает посещение мероприятий культурного характера.
  3. Родительское общение с малышом. Тут очень важно, не переусердствовать, но в то же время дать достаточно заботы и любви. Ребенок должен получать столько вашего внимания, сколько ему необходимо. Часто на плечи одинокого родителя ложится большая ответственность, необходимость добывать деньги и много бывать на работе. Однако, нужно находить время, выслушивать переживания малыша и помогать ему советом.
  4. Потребности эмоционального характера. Очень важно вовремя отвечать на вопросы, интересующие ребенка, его поступки, часто хвалить за успехи, принимать активное участие в его жизни.

Половое воспитание

Когда ребенок воспитывается в неполной семье, может возникнуть серьезная проблема, если мальчик остался с мамой или девочка с папой, то есть половая принадлежность родителя не совпадает с полом малыша.

По мере взросления, дети начинают копировать поведение взрослых, мальчики — папино, девочки – мамино. В этот момент очень важно присутствие примера для подражания.

Однако, что делать, когда такой возможности нет. Очень сложно сразу быть и папой, и мамой. К тому же, как мужчине объяснить девочке о женских проблемах и переживаниях, а женщине — как быть мужчиной.

Самым оптимальным выходом является адекватная замена. В данном случае, может рассматриваться либо новый папа, новая мама, либо близкий родственник или друг необходимого пола. Главное, чтоб у малыша сложились хорошие отношения и взаимопонимание с этим человеком. Если в вашей семье не хватает папы, то для мальчика хорошей заменой станет дедушка или дядя. Если отсутствует мама, то для юной принцессы хорошим примером будет тетя или бабушка.

Очень важно, чтобы удачно подобранный родственник максимально уделял внимание подрастающему поколению, регулярно общался с ребенком, подсказывал и направлял его.

Если дети из неполных семей не имеют других родственников, кроме единственного родителя, то задумайтесь, возможно, в вашем окружении есть сосед или коллега по работе, который с радостью составит компанию вашему ребенку. Тогда вам удастся избежать проблем неправильного полового воспитания.

Ошибки одиноких мам

Плохими отзывами об отце вы можете испортить будущее дочери

Воспитание ребенка в неполной семье может отягощаться родительскими ошибками.

Женщины могут не задумываться над своим поведением в присутствии малыша, тем самым портя отношения с ним, теряя его доверие, а иногда и нанося вред психологическому здоровью.

Проблемы пап

Первая проблема, которая возникает между родителем и ребенком — это отсутствие невидимой связи. Дело в том, что мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, вскармливает грудью. У них формируется крепкая взаимосвязь на подсознательном уровне. Зачастую мужчины просто не испытывают такой привязанности к ребенку.

Особую сложность папа испытывает, когда на его плечи ложится забота о подрастающей девочке. Чаще всего после такого воспитания можно встретить пацанку, у которой совершенно отсутствует женственность. Такой женщине будет сложно построить семью, она будет чувствовать себя «отцом семейства», что понравится не каждому мужчине.

Рассматривая особенности воспитания ребенка в неполной семье, необходимо учитывать такие правила.

  1. Уделяете ребенку, как можно больше времени.
  2. Всегда выслушивайте малыша, интересуйтесь его переживаниями и проблемами в детском саду или в школе.
  3. Не настраивайте ребенка против второго родителя.
  4. Попытайтесь стать лучшим другом для своего малыша.
  5. Не ругайте ребенка, если он вспоминает, как хорошо жилось в полной семье.
  6. Хвалите своего малыша, но только заслуженно, не перегибайте палку.
  7. Не замыкайтесь. Обязательно общайтесь с разными людьми, ходите на выставки, в театр.
  8. Очень важно, чтоб малыш имел общение с людьми того пола, какого недостающий родитель.
  9. Если ребенок интересуется причинами развода, не стоит придумывать сказки, лучше сразу рассказать всю правду, с учетом возраста малыша.
  10. Если ваш карапуз противоположного пола, читайте литературу, узнавайте гендерные особенности детей. Отец должен уметь поддержать и объяснить непонятные изменения в организме дочери, а мать — сыну.
  11. Нельзя впадать в депрессию. Помните о том, что малыш остро реагирует на ваше состояние, настроение передается и ему. Держите себя в руках, ведь вы не хотите, чтобы пострадала психика ребенка.
  12. Никогда не произносите вслух при малыше, что вы навсегда останетесь одинокой и никому не нужной или, что все женщины (мужчины) — плохие.
  13. Если вы планируете создать новые отношения, всегда учитывайте мнение малыша и старайтесь наладить контакт между ним и вашим новым избранником или избранницей.

Теперь вам известны особенности детей в неполных семьях. Придерживайтесь вышеизложенных советов и старайтесь сделать так, чтоб отсутствие второго родителя было максимально незаметным для подрастающего малыша.

(2 голоса : 5 из 5 )

В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.
Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего чада.

В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация. И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека. Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул. Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался. Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации. Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине. Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца. Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

Поэтому:

обсудите с ребенком Вашу ситуацию, обсудите ее причины. Не критикуйте второго родителя, не настраивайте малыша против него. Этим Вы сделаете только хуже ребенку.
не замыкайтесь в себе, уделяйте внимание ребенку. Помните, не Вы одни болезненно переживаете разрыв. С Вами одновременно страдает и Ваш ребенок. Поэтому всегда находите время, чтобы поговорить с ним, выслушивайте его рассказы о школьных или детсадовских событиях. Чаще улыбайтесь. Оберегайте отношения родитель-ребенок от уныния и отчаяния. Показывайте ребенку, что в Ваших с ним отношениях ничего не изменилось.
подбадривайте и хвалите. Оптимизм взрослого поможет ему сохранить доверие к миру и укрепит уверенность в себе.
вместе с ним вспоминайте прошлое. Пусть ребенок знает, что с Вами он может откровенно поговорить обо всем. Не избегайте разговоров об ушедшем втором родителе. Пусть ребенок знает, что Вы тоже его помните и уважаете.
прививайте малышу навыки, соответствующие его полу.
И самое главное, у несчастного родителя не сможет вырасти счастливый ребенок. Поэтому будьте счастливы! Хотя бы тем, что у Вас есть ребенок.

Одним из отрицательных последствий трансформации брач-но-семейных отношений в ходе адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число разводов, неполных семей, одиноких матерей.

Семья, в которой ребенок воспитывается одним родителем, в наше время стала обычным явлением.

Сегодня женщина не так нуждается в поддержке мужа в социальном и экономическом плане. Общество давно уже не осуждает матерей-одиночек. Энергичные, предприимчивые женщины добиваются ничуть не меньших профессиональных успехов, чем мужчины.

Поданным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья - неполная. В семьях без одного или обоих родителей живут более 5 млн. детей, или 13 % от общей численности детей до 18 лет. Однако более детальный научный анализ статистических данных показывает, что в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовении и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи (А. С. Синельников, 1994). Основаниями возникновения неполных семей являются:

Развод родителей;

Рождение и воспитание ребенка одинокой матерью;

Смерть одного или обоих родителей;

Лишение родительских прав одного или обоих родителей;

Фактический уход из семьи одного родителя. Неполной семьей признается семья, состоящая из одного родителя (либо их заменяющего лица) и детей.

Наиболее распространенной формой неполной семьи является семья без супружества, когда только один из родителей, обычно мать, воспитывает детей. Согласно переписи населения 1989 года, в нашей стране 4 890 тыс. неполных семей - это матери с детьми, и 403 тыс. - отцы с детьми. При анализе влияния структуры семьи на воспитание и формирование личности ребенка учет внутренних различий неполных семей является существенным.

* В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследования И. В. Борисовой, А. М. Демидова, М. В. Нуховой .

Среди неполных материнских семей следует различать:

Семьи, потерявшие отца в результате его смерти;

Семьи с матерью-одиночкой;

Семьи после развода.

Семьи, распавшиеся вследствие смерти члена семьи, составляют особую группу неполных семей, стоящих несколько особняком, поскольку распад здесь непреднамеренный. По мнению В. А. Юницкого (1992), психологические особенности детей, воспитывающихся в таких семьях, детерминированы фактом переживания горя, а не воспитанием в неполной семье. Однако и в этом случае не удается избежать последствий, общих для всех распавшихся семей:

Удар по эмоциональной защищенности;

Уменьшение эффективности семьи из-за утраты члена семьи с его специфической ролью и обязанностями;

Появление отклонений от нормальной семейной модели с точки зрения окружающих.

Второй распространенной причиной возникновения неполной семьи является рождение внебрачного ребенка. Одинокая мать обычно не поддерживает связей с отцом ребенка, чаще испытывает чувство одиночества и ощущает повышенную ответственность за ребенка, превращающуюся в сверхопекающее поведение.

Наиболее частая причина появления неполной семьи - развод. Отношение ученых к проблеме влияния развода на развитие личности ребенка не является однозначным. Так, сторонники теории привязанности, уделяющие особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считают, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку львиная доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью. Роль отца, как правило, ограничивается игрой и развлечениями.

Накапливающиеся в психологии факты не только подтверждают влияние развода родителей на последующее развитие и поведение детей, но и указывают, что это воздействие может оказаться даже более значительным, чем смерть родителя. Под разводом обычно понимаются тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание, и один из них уходит из дома. Однако более точным было бы отношение к разводу как к процессу, который

разворачивается во времени, начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между супругами.

Ученые высказывают предположение, что именно конфликты и дисгармония в семье, а не распад ее как таковой, является источником отрицательного воздействия на ребенка. Влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации анализируются в исследованиях Б. А. Титова и Л. Т. Машковой (1990). По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка: защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагоприятных условиях, по мнению авторов, ситуативная эмоциональная реакция страха может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недостающего тепла. Все это формирует искаженный образ «Я» и низкую самооценку ребенка.

Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый «конфликт лояльности». С одной стороны, они как и прежде любят своих родителей, с другой - вынуждены опасаться, что не оправдают ожиданий, могут потерять любовь одного из них (Г. Фигдор, 1995).

Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, приводящий к резкому прерыванию процесса его развития, которое может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка.

Таким образом, на развитие личности ребенка оказывают влияние не только развод и воспитание в неполной семье, но и его жизнь в семье до развода, поскольку разведенная семья задолго до разделения родителей уже не является благополучной семьей.

Однако следует признать ошибочным мнение, что отсутствие

отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль. Необходимо признать, что отсутствие отца не может не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком.

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый тип определяется желанием матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда и не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше мать даст доступные ребенку объяснения, тем лучше. Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и никогда не было, вряд ли разумно.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Каким бы ни было истинное положение вещей, подобную воспитательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления детей в такой семье, вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, они начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать и фиксировать в самой матери. Так возникают глубокие внутренние конфликты, нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим в неполной семье.

Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у ребенка представления об отце как обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это трудная позиция для

матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, преодоления горечи от пережитой несправедливости или обиды. Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок может спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет независимо от сложившихся семейных обстоятельств.

Правильная позиция по отношению к отсутствующему отцу - это только одна из сторон специфичности воспитания в неполной семье. Помимо этого, одинокой матери необходимо разрешать и другие задачи. Как известно, в полной семье мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу близости, доверительности и понимания. А отец в большей мере представляет функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения.

В семье, где единственный воспитатель - мать, ей необходимо осуществлять обе эти функции. Следует помнить, что попытка все скомпенсировать, заменить одной собой обоих родителей чаще всего оказывается безуспешной. Правильнее, осуществляя воспитание, позаботиться о наиболее полном воплощении именно материнской функции, поскольку при попытке выполнять все задачи, как правило, ни одна не выполняется успешно. Все это означает, что в неполной семье матери особенно внимательно следует относиться к созданию и поддержанию с ребенком (любого возраста) подлинного, глубокого контакта и понимания.

Исследования неизменно подтверждают, что положение матерей-одиночек по силе стресса находится рядом с такими профессиями, как авиадиспетчер и редактор газеты. Одинокие работающие матери особенно сильно переживают из-за того, что им целый день приходится проводить вне дома, и поэтому они стараются тратить на себя как можно меньше времени. Из-за своей занятости одинокие матери лишают себя общения со взрослыми в нерабочее время, тем самым лишая себя возможности получить сочувствие

и одобрение. Также они перекладывают роль «доверенного лица» на детей, что приводит к быстрому взрослению детей, дети берут ответственность за счастье матери на себя. Одинокие родители, в частности, матери-одиночки, склонны к расширению сферы родительских чувств, предпочитают видеть в подростке детские качества, испытывают страх потерять ребенка, предпочитают видеть в ребенке мужские или женские качества в зависимости от пола ребенка. Возможно, идеалом матери будет очень сотрудничающая мать, мать-подруга, одновременно зависимая от детей, образующая симбиоз с ними.

Родитель-одиночка для детей - мать, и отец, и часто единственный источник дохода семьи. У одинокого родителя нет рядом взрослого, на поддержку которого он мог бы рассчитывать. Одинокая мать берет на себя больше обязанностей и ответственности, чем мать из полной семьи, возлагая на себя функции как матери, так и отца.

Одинокой матери необходимо быть особенно внимательной к выбору средств воздействия на ребенка. Надо помнить, что следует быть чрезвычайно внимательной к нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку мать является единственным источником социального научения ребенка. Необходимо стремиться к взаимному сближению, следует следить за тем, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения.

В неполных семьях многие естественные для любой семьи экономические проблемы приобретают особый психологический оттенок. Правильно поступают родители, которые постепенно знакомят детей с уровнем финансовых возможностей своей семьи. Однако некоторые одинокие матери с ранних лет пытаются внушить своим детям мысль о том, что, поскольку у них нет отца, дети многое не могут себе позволить. Этого делать не следует, так как ребенок не всегда может правильно осознать истинные причины, ограничивающие его желания, и может почувствовать свою непохожесть, свое отличие от других детей, у него может сложиться представление о собственной исключительности.

Существует и противоположная неблагоприятная тенденция, переходящая порой в крайность. Одинокая мама видит свою родительскую задачу в том, чтобы максимально дать своему ребенку то,

что есть у детей из полных семей, выполнить все желания ребенка. В процессе взросления такие дети могут превратиться в подлинных тиранов. Не приученные ни в чем себе отказывать, они могут начать неприязненно относится к своим родителям, категорично требуя выполнения всех своих желаний. При отказе такие дети чувствуют себя несчастными, обделенными, им начинает казаться, что их мало любят. Все это приводит к глубоким внутрисемейным проблемам. А материнские силы к тому времени начинают иссякать, потому что ребенок требует все больше и больше, и даже если мать во всем ограничивает себя, ее возможности не позволяют удовлетворить все запросы ребенка. Мать начинает понимать, что ее жертвы были напрасными.

Для того чтобы избежать подобных проблем будет лучше, если мать, воспитывающая ребенка одна, постарается не столько возмещать экономические недостатки, сколько усиливать другие стороны воспитания: она должна постараться обеспечить ребенка духовными, непреходящими ценностями, не покупать, а созидать свою материнскую любовь.

Следует обратить внимание еще на одну трудность воспитания в неполной (материнской) семье. Действительно, воспитание - дело нелегкое, оно требует самоограничения, больших духовных затрат, умения отдавать всю себя. Очень часто в полных и благополучных семьях мы встречаемся с позицией, когда родители полагают, что жертвуют своей собственной жизнью ради детей. Особенно часто формируется подобная позиция в неполной (материнской) семье. Одинокие матери все общение с детьми строят на внушении чувства благодарности, создании культа самопожертвования, забывая, что нельзя требовать благодарности за появление на свет, за любовь и заботу, которые являются естественным родительским долгом. Матери необходимо постоянно помнить, что иметь ребенка, заботиться о нем, наблюдать за его постоянным развитием и взрослением, формированием его личности, - огромное человеческое счастье.

Материнство (независимо от того, полная или неполная семья) дает возможность любой женщине познать полную чашу человеческого счастья. Для некоторых одиноких матерей наиболее сильным переживанием становится испуг, растерянность, им кажется, что они чего-то недодают ребенку. Иногда такое ощущение

возникает от обостренного одиночеством чувства повышенной родительской ответственности или от излишней привязанности к «тому единственному, что у нее есть». Ребенок воспитывается в атмосфере повышенной родительской тревоги, родительской вины. Такое отношение может вызвать трудности у ребенка, так как для полноценного развития детям необходимо ощущать чувство жизненной уверенности и безопасности.

Весьма распространенная ошибка одиноких матерей - это попытка заполнить ребенком всю свою жизнь. Одинокой женщине необходимо серьезно и беспристрастно отдавать себе отчет в том, что рано или поздно ее ребенок должен будет пойти своим путем, найти свое место среди других людей, создать свою собственную семью. Если же мать пыталась заполнить свою жизнь только выполнением своей материнской роли, если ей удалось настолько сильно привязать к себе ребенка, что у него не хватает сил и смелости идти своей дорогой, то это может означать только одно: мать испортила жизнь своему ребенку. Принося в жертву себя, она заставила ребенка принести свою жизнь в жертву.

Одинокая мать должна проникнуться сознанием, что воспитание в неполной семье на основе внимательного отношения к ребенку и подлинной любви может не только ничем не отличаться от воспитания в полной семье, но даже быть более гармоничным и здоровым, чем в иных полных семьях только внешне благополучных.

Воспитание ребенка в неполной (материнской) семье - это такое же обычное, нормальное воспитание. Матери, воспитывающей ребенка без отца, следует быть устойчивой и критичной к оценкам малокомпетентных людей, которые склонны видеть причины недостатков поведения ребенка в неполноте семьи или же склонны обвинять мать, отдающую время своей работе или личной жизни, в том, что она якобы «забывает о своих материнских обязанностях».

Очень разумно поступает одинокая мать, если понимает, что воспитание ребенка для нее связано с некоторыми дополнительными трудностями, но при этом не впадает в панику, а спокойно осмысливает сложившуюся ситуацию и ищет наиболее правильные пути и формы воспитания своего ребенка. Здесь нужно быть

очень критичной, поскольку многое из того, что может показаться одинокой маме препятствием и трудностью, в действительности таковым не является.

Необходимо знать, что нет и не может быть какой-то единственно верной воспитательной методики и нет непосредственной зависимости успешности воспитания от полноты или неполноты семьи. Несомненно одно: родители (не важно, отец или мать), должны быть счастливы! Несчастный, озабоченный, переполненный тревогами родитель не в состоянии правильно воспитывать ребенка, создать условия для благополучного развития личности. Слепая жертвенная самоотдача не делает ребенка счастливым. Одинокая мать, конечно же, должна много думать о своем ребенке, делать очень многое для него. Однако, искренне любя своего малыша, она должна думать не только о нем, но и о самой себе и о других людях. Семья, состоящая из двух человек - ребенка и мамы, должна стать открытым содружеством, которое находится в постоянном творческом (контексте) контакте с окружающим миром.

Открытые, честные, доброжелательные контакты и отношения одинокой матери с другими людьми создают радостную атмосферу в ее доме, способствуют разностороннему развитию и воспитанию ребенка, помогают созданию поистине гармоничного союза, превращают неполную семью в полную.

Рассматривая психическое развитие ребенка в неполной семье, мы исходим из положения Л. С. Выготского об определяющей роли конкретной «социальной ситуацией развития». И. Лангмейер и 3. Матейчик считают, что в неполной семье возникает ситуация психической депривации ребенка, который в ней воспитывается. Авторы определяют ситуацию психической депривации как жизненную ситуацию ребенка, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей . Тяжелая и продолжительная депривация обычно вызывает в психическом развитии ребенка глубокие изменения, особенно в эмоциональной атмосфере (И. В.Дубровина, М. И.Лисина, В. С. Мухина).

Согласно Ч. Райкрофту (1996), депривация, перешедшая определенный порог, вызывает необратимые последствия, замедляя развитие либо провоцируя появление защиты.

Однако границы депривации, за которыми ребенок уже не чувствителен к ее воздействию, неопределены. Отмечается, что депривация может играть и положительную роль. Этим объясняется то, что во многих семьях без отца дети растут психически здоровыми и общественно хорошо адаптированными, а в некоторых случаях ребенок, воспитанный одной матерью, быстрее созревает и более успешно участвует в общественной жизни. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка в неполной семье, разные сочетания которых имеют разные последствия, приводя к нормальному либо к депривационному развитию.

Состав семьи. В семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет определенные жизненные потребности ребенка. Если отсутствует один из родителей, то возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять.

Отец является для ребенка объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности.

Считается, что ребенок, выросший без отца, может иметь неадекватную половую идентификацию, низкую самооценку, излишнюю привязанность к матери.

Причины, по которой семья стала неполной - смерть, развод, незамужняя мать. Общество оказывает давление на одинокую мать, и ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца. Однако отношение это постепенно меняется в лучшую сторону, что имеет важное значение для компенсации де-привационного развития ребенка, который в ней воспитывается. Среди факторов, влияющих на развитие ребенка в неполной (материнской) семье, выделяют: состояние здоровья, психологические трудности, финансовые и домашние проблемы одинокой мамы.

М. Ричарде (1994) пришел к выводу, что все факторы, усугубляющие трудности родителей, - очень плохое жилье, экономические проблемы, частая смена жительства, плохое физическое и психическое здоровье - оказывают неблагоприятное воздействие на детей.

Особо выделяют эмоциональные отношения матери и ребенка. Семьи с неблагоприятным отношением к ребенку признаются неблагополучными. В неполной семье по сравнению с полной существует вероятность возникновения и усиления тенденций к

крайностям в воспитании. В неполной семье повышается опасность отвергающего отношения матери к ребенку, которая переносит на него свои негативные чувства. Существует опасность появленияи других крайностей - гиперпротекции, ведь ребенок часто становится для одинокой мамы «тем единственным, что ей в жизни осталось». Среди внутренних факторов, оказывающих огромное влияние на ребенка в неполной (материнской) семье, выделяют: возраст, пол, индивидуальные особенности ребенка. Д. И. Исаев, В. Е. Каган (1988), изучающие половую идентификацию, указывают, что наиболее опасна для ребенка неполная семья на самых ранних этапах его жизни, когда идет интенсивная половая социализация, освоение половых ролей .

Для мальчиков воспитание в семье без отца, как правило, связано с отсутствием возможности найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивные и другие интересы. Е. М. Хе-тьерингтон отмечает, что влияние отсутствия отца выражается в некоторой феминизации мальчика: в том смысле, что мальчикам свойственен «феминный» тип поведения, они менее агрессивны, чем мальчики, имеющие отцов, а агрессивность чисто маскулинная характеристика.

Для девочек отсутствие в семье отца также создает ряд сложностей, в частности, отсутствие возможности создать адекватное представление о своем будущем партнере.

В. А. Юницкий (1992), изучавший детей из неполных (материнских) семей выявил, что для таких детей характерно наличие повышенной личностной тревожности и чувства неполноценности. Возникает вопрос о том, как неполная семья влияет на самосознание ребенка, воспитывающегося в ней. М. Лившиц (1992) считает, что Я-концепция находится в тесной зависимости от последовательных сопоставлений ребенком самого себя с отцом и матерью. Автор считает, что самовосприятие в нормальной семейной ситуации опосредованно восприятием двух противоположных образов: отца и матери. При отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка концентрируется вокруг того из родителей, который живет с ним и заботится о нем.

По данным зарубежных исследователей, среди мужчин, не имеющих длительные эмоциональные привязанности или не

вступающих в брак, большинство дети одиноких матерей. Причем интересно отметить, что показатель образовательного уровня для этой группы лиц выше, чем в среднем у мужчин; годовой доход у этой группы мужчин в целом превышает средний; показатель сексуальной активности достаточно высокий; ни алкоголизмом, ни наркоманией большинство из них не страдало. Таким образом, это вполне социально и психологически адаптированные и успешные люди, единственное, что их отличает от остальных - нежелание вступать в брак.

Воспитание в неполной семье влияет на интеллектуальное развитие ребенка, отсутствие отца в семье (с чем бы оно не было связано), наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков, так и девочек. Б. И. Кочубей (1990) утверждает на основании проведенных исследований, что в основе недоразвития этих способностей лежит отсутствие специфики интеллектуальной сферы, создаваемой мужчиной.

Данные о влиянии неполной семьи на интеллектуальное развитие мальчика содержатся в исследованиях Л. Карясмит. Она отмечает феминизацию когнитивных навыков. Мальчики, воспитывающиеся без отца, обнаружили типично женский интеллектуальный паттерн: они более успешны в вербальных заданиях, чем в точных науках. Мальчики, имеющие отцов, обнаружили более типичный маскулинный паттерн, т. е. они более успешны в точных науках, чем в вербальных.

Лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать.

В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком, о мужественности в сугубо кулачном смысле. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше возможностей стать психопатами, лишенными угрызений совести. Такие

мальчики часто менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, более робки [цит. по 34].

Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. В свою очередь у матери несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

B.C. Мухина утверждает, что в неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженности. Аналогичные, но не столь крайние формы проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна, поэтому одинокой маме нужно позаботиться о том, чтобы мальчик имел возможность общения со взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями.

Л. Ковар выделяет следующие типы отношений мать-сын. Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, может бросить его ради нового мужчины, сын заброшен и забыт. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарование и т. д. С ранних лет он попадает в компании сверстников, стремится преуспеть в сферах, не требующих самодисциплины, там где можно быстро удовлетворить свои потребности. Он часто нарушает школьную дисциплину, прогуливает занятия, проявляет негативизм и демонстративность при общении с педагогом.

«Отношения для двоих» создаются матерями-одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него когда нужно ей, а не ему. Это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Его тянет к общению с маленькими детьми, он воображает себя девочкой, к нему прилипает кличка

«маменькин сынок». Часто он бунтует против матери и учителей. Характерен уход в мир фантазий, стремление к всемогуществу.

Исследования Л. Б. Шнейдер показали, что одиноких отцов, воспитывающих детей, приблизительно 10 %. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и с детьми из неполных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерью. Автор утверждает, что последствия разводов (или других обстоятельств, разделяющих семью) сильнее сказываются на мальчике. Они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряющими самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность. Их поведение как в школе, так и дома более инфантильно, чем у детей из полных семей. Эта особенность поведения проявляется от двух месяцев до одного года со времени развода, но по прошествии этого периода многие трудности сглаживаются.

Ряд авторов (А. Г. Антонян, М. Земска, 3. Метейчек, В. Г. Тита-ренко и др.) указывают, что существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и преступным поведением. Многие исследователи (3. Матейчек, М. Раттер и др.) отмечают связь воспитания ребенка в неполной семье с различными психическими заболеваниями. Было выявлено, что эта взаимосвязь более выражена у детей, переживших развод родителей, чем у детей, переживших смерть одного из родителей. Согласно исследованию М. Розен-берга, у разведенных супругов высокая самооценка характерна для меньшего процента детей, чем в полных семьях, где нет одного из родителей из-за смерти или раздельного проживания. Приведенные данные можно объяснить различием социальных ситуаций, возникающих после изменения состава семьи из-за смерти или развода, причем не в пользу последнего. В исследованиях было установлено, что дети из неполных семей более склонны испытывать чувства личностной тревоги и собственной неполноценности, чем дети из полных семей; у них наблюдается повышенная опасность возникновения психических заболеваний и криминогенного поведения. Отсутствие отца отражается на половой идентификации как мальчиков, так и девочек, на взаимоотношениях с противоположным полом, на будущих супружеских отношениях.

Ребенок, воспитанный в неполной (материнской) семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни. Вероятность распада брака у выходцев из неполных семей значительно выще по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная (материнская) семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей в школе, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т. д. В качестве решающей причины называется отсутствие одного из родителей - отца. Наличие в семье обоих родителей представляет чрезвычайно важную предпосылку нормального эмоционального и нравственного развития ребенка в семье.

Распад семьи отрицательно влияет не только на отношения между супругами, но откладывает отпечаток и на взаимоотношения родителей и детей. Их можно разделить на два типа. Первый тип: в связи с разводом нарушается эмоциональное равновесие матери. Ей не хватает душевных сил, чтобы помочь сыну в трудный для него период. Эта ситуация осложняется тем, что потеряв душевную, доверительную связь с ребенком в подростковом возрасте, для матери есть опасность не восстановить ее еще долгие годы. А поскольку по законодательству дети остаются с матерью, то возникают особые последствия ситуации мать-сын.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной (материнской) семье в большинстве случаев может рассматриваться какдепривирующая.

Ряд авторов отмечают отрицательное влияние повторного брака матери на ребенка. Существует мнение, что повторный брак матери может принести ребенку новые психологические травмы. Й. Лангмейер, 3. Матейчек (1984) считают, что повторный брак - это один из путей решения проблем, которые неизбежно возникают в процессе воспитания ребенка в неполной (материнской) семье. Мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей.

Вероятно, вопрос о пользе или вреде повторного брака матери для каждой неполной семьи должен рассматриваться индивиду-

ально. Необходимо учитывать целую систему факторов - возраст ребенка, отношение к ребенку нового члена семьи и др. Лучше приспосабливаются к повторному браку своих родителей, совсем маленькие дети или юноши, чем подростки. Исследования показали, что наиболее остро переживали изменения в составе семьи дети в возрасте от 9 до 13 лет. Положение осложнялось, если обе стороны, вступавшие в брак, приводили в новую семью собственных детей.

Психологи еще долго будут обсуждать вопрос о том, что хуже скажется на развитии мальчика: последствия развода или конфликты и ссоры в семье. Наблюдения показали, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем из конфликтных.

Подводя итоги сказанному выше, можно констатировать, что к основным факторам, оказывающим отрицательное воздействие на развитие ребенка, исследователи относят:

Отсутствие отца с его специфической ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности;

Отсутствие влияния сферы взаимоотношений между супругами, неустойчивое эмоциональное и психологическое состояние матери, ее ошибочное поведение;

Ранний возраст ребенка при потере отца;

Негативное отношение значимого социального окружения. Однако следует отметить, что сравнительные исследования

трех типов семей (неполной, полной конфликтной и полной благополучной) обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполных семей чаще отличаются большими успехами, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

Результаты сравнительного исследования особенностей роди-тельства в полной и неполной (материнской) семье.* У одиноких мам более выражено стремление к улучшению своего материального положения, сохранению своей независимости, к реализации своих способностей, нежели у женщин из полных семей. Одинокие

* Исследование проведено под нашим научным руководством Е. А. Пузыре-вой (2002).

мамы больше времени уделяют своим увлечениям и в то же время отдают много времени и сил решению проблем своей семьи, так как считают, что семейное благополучие - это главное в жизни (табл. 35).

Таблица 35 Показатели ценностных ориентации родителей Параметр Полная семья, % Неполная (материнская) семья, % материальное положение 7,0 8,2 развитие себя 5,8 6,4 сохранение индивидуальности 5,0 6,9 профессия жизни 5,6 6,4 обучение образованию 5,6 7,0 увлечения 5,3 6,2 Одинокие матери более склонны оберегать ребенка от трудностей, испытывают страх нанести вред ребенку. Значительно выше зависимость ребенка от матери и поощрение этого с ее стороны в неполных (материнских) семьях: в отношениях преобладает товарищество, равенство по сравнению с полными семьями (табл. 36).

Таблица 36 Показатели родительских установок в структуре родительства Параметр Полная семья, % Неполная (материнская) семья, % подавление воли ребенка 5,0 5,8 зависимость ребенка от матери 4,0 5,0 равенство родителей и ребенка 5,9 6,8 поощрение активности ребенка 3,6 4,8 навязчивость родителей 4,0 5,5 товарищеские отношения между родителями и детьми 2,9 3,8 Исследования показали, что в неполных (материнских) семьях заинтересованность матери в делах и планах ребенка значительно выше, чем в полных. Одинокая мама более активно занимается ребенком, интересуется его делами. Тревога за ребенка, стремление оградить его от жизненных трудностей и, как следствие - строгий контроль, дисциплина, требования безоговорочного подчинения

в неполных (материнских) семьях выражены более значительно, чем в полных (табл. 37).

Таблица 37

Показатели родительского отношения к детям в структуре родительства Параметр Полная семья, % Неполная (материнская) семья, % принятие - отвержение 69,66 67,3 образ социальной желательности поведения 57,0 63,2 симбиоз 75,0 76,4 авторитарная гиперсоциализация 66,0 73,0 инфантилизация 65,0 72,0 Более высокие показатели способности к сопереживанию, безусловного принятия ребенка, эмоциональной поддержки к близости зафиксированы в неполных (материнских) семьях (табл. 38).

Таблица 38 Показатели родительских чувств в структуре родительства Параметр Полная семья, % Неполная (материнская) семья, % способность к сопереживанию 0,56 1,07 чувства, возникающие у матери при взаимодействии с ребенком 1,48 1,71 безусловное принятие 1,15 1,38 преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 1,2 1.11 стремление к телесному контакту 1,6 1,51 оказание эмоциональной поддержки 0,98 1,22 ориентация на состояние ребенка при построение взаимодействия 0,62 0,47 В неполной (материнской) семье по сравнению с полной излишне много времени и сил уделяется ребенку, его воспитанию. Ребенок становится смыслом жизни матери, она балует ребенка, многое позволяет ему, стремится отдать ему все. Мать желает удержать ребенка возле себя любой ценой, игнорируя его взросление, наблюдается

выраженный страх утраты ребенка. В целом все эти показатели значительно выше в неполных (материнских) семьях (табл. 39).

Таблица 39 Стиль семейного воспитания в структуре родительства Параметр Полная семья, % Неполная(материнская) семья, % гиперпротекция 5,1 7,3 потворствование ребенку 4,0 5,3 недостаточность требований, запретов 2,6 1,8 родительские чувства 2,9 4,6 предпочтение детских качеств 1,7 2,8 фобия утраты ребенка 1,4 2,8 неразвитость родительских чувств 1,1 2,3 предпочтение мужских качеств 2,7 3,5 В нашей культуре социальной ценностью и значимостью, несомненно, обладает полная семья. Несмотря на то что число неполных семей и, в частности, материнских, в последнее время катастрофически возрастает, согласно статистике, - это явление выглядит уже как вариант нормальных социальных обстоятельств, однако в общественном сознании они все еще воспринимаются как отклонение от нормы.

Социальная депривация оказывает давление как на одиноких матерей (ставшими таковыми вследствие вдовства, развода, либо отсутствия брака), так и на детей. Матери вынуждены доказывать окружающим, себе, что могут справиться с проблемами и с воспитанием ребенка.

У детей из неполных (материнских) семей при сравнении себя со сверстниками, остро проявляется желание «быть как все», т. е. реализовать потребность в социальном статусе, потребность находиться в семье, иметь обоих родителей.

Теоретический обзор литературы показал, что, несмотря на рост научных исследований проблем неполных (материнских) семей, широких обобщений, подтвержденных серьезными эмпирическими исследованиями, все-таки представлено мало.

Теоретические положения нередко являются односторонними и противоречивыми. Ученые еще далеки от построения модели, которая позволила бы предсказать последствия воспитания в неполной (материнской) семье для детей и их мам в каждом конкретном случае.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка заСЧЕТ развития вербальных);

2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности - едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.


Похожая информация.