Нужно ли давать младенцу плакать. Можно ли оставлять плакать ребенка? Нейронные связи могут быть нарушены

Все дети с самого первого дня рождения плачут, а мамы пытаются их успокоить . Прикладывают ребенка к груди, качают его, меняют памперс, разговаривают… Но иногда все оказывается бесполезным. Младенец не перестает плакать и молодая мама, не зная, что делать, оставляет его одного в своей комнате, чтобы хоть как-то прийти в себя и ждет момента, когда малыш устанет плакать и уснет.

С этого дня все члены семьи начинают разговаривать и ходить во время сна ребенка как можно тише, боясь того, что он снова может проснуться и начать плакать, а они не смогут его успокоить. Как только малыш начинает кричать, весь мир для них рушится. Все советы педиатров о том, что если грудной ребенок плачет, то это значит, он хочет пить, есть, спать, из-за мокрого подгузника, духоты, жары, холода, боли в животе и так далее, они хорошо помнят.

Однако иногда даже сытый, здоровый и чистый ребенок кричит так, как будто специально хочет измотать своих родителей. Можно ли в таких случаях оставлять ребенка плакать в воспитательных целях?

Педиатры и психологи твердо убеждены - оставлять плачущих одних в комнате нельзя, последствия могут быть катастрофическими! Во время длительного плача ребенок испытывает сильнейший стресс, под действием которого в его организме выделяется кортизол, оказывающий токсическое влияние на мозг ребенка.

Способности к запоминанию и обучению у детей , родители которых часто оставляли плакать, заметно ниже, чем у тех, которых мамы и папы во время плача брали на руки, качали и баюкали, не теряя терпения. Более того, психотерапевты утверждают, если родители не утешают грудного ребенка, и он часами плачет перед сном, его нервная система становится гиперактивной, а организм слабым. Такие дети часто болеют, страдают нарушением дыхания, сна, аппетита и повышенной потливостью.

Ребенок никогда не станет плакать без причины . Поэтому вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте понять, что беспокоит вашего малыша. Он воспринимает свои потребности как угроза к существованию. Если он голоден, ему кажется, что он может умереть, если сейчас же ему не дадут грудь. Первые 4- 5 месяцев плач для ребенка - единственный способ сообщить о своих потребностях, беспокойстве и боли. Плачем он не только просит помощи, но и хочет снять напряжение.

Если же родители не успокаивают его или вмешиваются слишком поздно, ребенок испытывает чувство покинутости и ненужности.

Безусловно, трудно утешить малыша , когда он плачет, а родители уже перепробовали все, чтобы его успокоить. Особенно если он не спит ночами и родители устали, и уже нет никаких сил. "Ну и пусть поплачет! Не буду больше ему потакать!" - думают они. Им, кажется, что стать хорошей матерью или отцом с таким ребенком не сможет никто. Подруги и родственники их поддерживают. "Мы ночью просто не обращали внимания на то, что ребенок плачет и через некоторое время он перестал плакать и по ночам нас уже больше не беспокоил" - рассказывают они, призывая родителей следовать их примеру.

Слушать советов подруг , бабушек и родственников , которые не владеют педагогическими знаниями - крайне неправильно. Всем людям, независимо от возраста, нужно любовь и утешение. Ребенок плачет, чтобы пришли на помощь. Если же окружающие на его крик не реагируют, то он воспринимает это, как отсутствие любви. Чем лучше родители успокаивают ребенка, тем он станет уверенным в себе и более самостоятельным вырастет.

Чтобы найти общий язык с малышом от родителей требуется немало терпения. Будут моменты, когда уставшая мама уже сама готова плакать вместе с ребенком из-за того, что не в состоянии его унять. Даже в этом случае нельзя оставлять ребенка одного плакать, попросите помощь его успокоить папу, бабушку или других членов семьи. Обычно грудные дети капризничают, выражая свои потребности, около 1,5 - 2 месяцев, а затем родители начинают понимать его и угадывать момент, когда нужно вмешаться, чтобы малыш не плакал так, что его невозможно успокоить.

У родителей, которые не оставляли грудных детей плакать, а всячески пытались успокоить его, спустя несколько месяцев плач начинает дифференцироваться. Теперь ребенок уже плачет только тогда, когда ей действительно голодно, страшно или больно. Чем спокойнее ведут себя родители, услышав плач ребенка, тем быстрее успокаивается их малыш. Отношение родителей и грудного ребенка уточняется в ходе их "танца втроем".

Если родителей не выводит из равновесия крик ребенка, малыш тоже начинает понимать, что ему не нужно, чтобы что-то получить громко плакать, а нужно просто немного потерпеть.

Чем лучше понимают родители своего ребенка , тем меньше он плачет. У спокойных родителей и ребенок спокойный. Он не требует постоянного присутствия родителей рядом с ним, а лежит в своей кроватке и часами играет игрушками, будучи уверенным в том, что он любим и дорог. Увидев маму, он не плачет, а улыбается. Поэтому чтобы грудной ребенок не плакал, молодым родителям нужно самим вести себя как взрослые - не злиться, не впадать в панику, а представить, что чувствует ваш грудной ребенок, взять его на руки и прижать к груди, несмотря на то, что вы уже сильно устали.

Ребенку дают выплакаться, чтобы довести до того момента, когда он самостоятельно засыпает и спит несколько часов. Даже родители, которые категорически против этого метода, через несколько (или несколько десятков) бессонных ночей могут начать использовать его. Следовательно, если обойтись без применения такого воспитания сложно, стоит ли вообще пробовать? Или лучше сразу взять ее на вооружение и избавить себя от многих бессонных ночей?

Почему не стоит пользоваться такими методами воспитания младенцев?

Оставить ребенка плакать - это не справедливо

Просто оставить маленького, беззащитного, плачущего ребенка одного в темной комнате - это нечестно. Нет, дети не плачут, чтобы манипулировать взрослыми. Плачут, потому что очень нуждаются в заботе, поддержке и любви своих родителей. И не понимают, что мама очень устала. Единственное, что они испытывают - это великая потребность быть рядом со своим опекуном. Мы знаем, что дети находятся в безопасности в своих кроватках, они - нет.

Метод не всегда работает

После того, как ребенок поплачет, он заснет быстрее и на дольше. Что за облегчение! Беда же в том, что это только на некоторое время. Каждое болезненное прорезывание зубов, болезнь, семейный выезд могут вырвать ребенка из спокойной жизни. Чтобы к ней вернуться, надо бы повторить неприятную процедуру воспитания. Между тем, если ребенок самостоятельно, спокойно и в свое время научится засыпать, после он не будет иметь подобных проблем.

Это может быть опасно

Длительный плач вызывает повышение уровня кортизола, гормона стресса у ребенка. Это вызывает ненужные напряжения. Некоторые исследования даже показали, что высокий уровень кортизола в грудном возрасте может привести к большей склонности к агрессии во взрослой жизни. Кроме того, легкий прерывистый сон у детей совершенно естественен. Слишком глубокий сон может привести к апноэ и даже синдрому внезапной детской смерти. Не внушайте себе, что младенец должен проспать всю ночь мертвым сном!

Вы можете потерять доверие вашего ребенка

Младенцы полностью зависят от своих родителей и должны чувствовать, что могут в любом вопросе на них положиться. Нужно ценить доверие, которое испытывает к нам ребенок, и рассматривать его как особый дар. Когда вдруг родитель перестает отвечать на сигнал слезами, ребенок не имеет понятия, почему так происходит. Этим он получает сообщение, что уже не может в любом вопросе положиться на родителей.

Метод имеет негативное влияние на грудное вскармливание

В случае детей, вскармливаемых естественным образом, очень важно, чтобы они питались именно ночью. Тогда в организме матери является высокий уровень пролактина - гормона, отвечающего за выработку молока. В случае детей в возрасте до шести месяцев ночные кормления являются совершенно необходимыми для правильного развития. И на более поздних месяцах, когда ребенок уже принимает прикорм, ночные кормления очень важны. Днем детям трудно сосредоточиться на правильном кормлении. А ночью, когда вокруг царит тишина и спокойствие, им это дается гораздо легче.

Метод ломает связь между ребенком и родителем

Связь, которая соединяет ребенка и мать, естественна, но она должна поддерживаться. А какой смысл имеет создание близости в течение всего дня, чтобы сломать ее, когда приходит время ложиться спать? Ребенок нуждается в близости родителей, в любое время дня и ночи, и нарушение этого процесса, конечно, вряд ли скажется хорошо на связи младенца с родителями.

Что же могут сделать крайне усталые родители? Поискать альтернативу. Меняться вместе с ребенком. Попробовать спать с младенцем в одной кровати. Организовать день так, чтобы иметь возможность позволить себе вздремнуть.

Полезное видео о засыпании младенцев

Я останавливалась на вопросах воспитания детей, рассказывала о книгах, которые прочитала на эту тему. Я сторонница школы воспитания , её гуманистического подхода и развития детей в повседневной деятельности. Из того, что я до сих пор не переслала кормить уже подросшего своего сына и считаю необходимым, чтобы он , ясно что я большое внимание уделяю его душевному спокойствию, формированию представления о том, что мама всегда рядом с ним, на неё всегда можно положиться.

В этом смысле я считаю очень важным то, что говорят нам педагоги из и игровой группы : ребенка никогда нельзя оставлять плакать в одиночку , даже если он уже совсем не маленький. Это вполне логично. Малыш и даже подросток плачут от собственного бессилия в какой-то жизненной ситуации. И если последнему может быть необходима сугубо взрослая поддержка и помощь, то для малютки трагедией является 10-минутное отсутствие в поле зрения его мамочки: а вдруг она меня бросила и не вернется уже никогда. Лично меня даже мысль о том, что Марсик может так подумать, пугает. Я постараюсь никогда ничего не делать, чтобы мой сын вообразил, что он меня потерял.

Человек - то, что ему дали до 3-х лет

Ученые-нейрофизиологи в ходе многочисленных экспериментов доказали, что при рождении у младенца сформированы только 15% нейронных связей, которые потом будут использоваться во взрослой жизни. Теперь же внимание! остальные 85% нейронных связей формируются в основном до 3-х лет. То, какие это будут связи, их качество, устойчивость полностью зависит от родителей, по большей части от мамы. Ребенок, который в этот момент сталкивается с родительской любовью, теплом, заботой о себе, вырастет в здорового, уравновешенного, счастливого и заботливого взрослого. Постоянно беря ребенка на руки, целуя и обнимая его, говоря ласковые слова, его невозможно избаловать, можно только внушить чувство защищенности. Такие малыши не умеют манипулировать взрослыми, чего так сильно боятся сторонники аскетичного воспитания.

Бихевиористическая теория пыталась убедить родителей, что балуя своего ребенка, беря его постоянно на руки, родители приучают его манипулировать своим поведением, растят домашнего диктатора. В начале ХХ века это основывалось на ложном представлении о том, что человек, как животное, рождается с полностью сформированной нервной системой, развитие которой только нужно только направить в нужную сторону. За прошедшее время наука доказала обратное. Именно отношения с матерью формируют нервные связи в головном мозге ребенка, формируют его личность. И происходит это до 3-х лет.

Мозг малыша, с которым разговаривают, которому поют песенки, настраивается на позитивные результаты любой своей деятельности. Он будет готов в будущем к тому, что его любят, ему доверяют, о нем заботится и одарит всех вокруг себя этим же.

Самая страшная болезнь ребенка - потеря привязанности к матери

Широко известный факт - детдомовские дети чаще своих "домашних" сверстников болеют, имеют отклонения в поведении и отставание в развитии, они более агрессивны, но при этом же более ранимы, обидчивы. Врачи этот феномен объясняют эффектом "потери привязанности к матери", который на психику и здоровье растущего человека действует разрушительно по всем направлениям. Даже педагогам детских учреждений рекомендуется приходить на плач ребенка всякий раз, как часто бы это не происходило. Отчего же при наличии мамочки в другой комнате малыш должен в одиночку заходиться плачем? Никакие "воспитательные" соображения не стоят его отчаяния и страха оказаться брошенным, когда это всего лишь дурацкий педагогический эксперимент, который кто-то придумал назвать "контролируемым плачем". Ни к чему хорошему это не приведет.

С этим тесно переплетается представление о том, как и сколько должен ребенок. Пока мамы не поймут, что их дитя - не робот с часовым механизмом, а человек с собственным самочувствием, настроением, потребностями, они будут стремиться уложить его в кровать в определенное время, также поднять. Не могу сказать, что я не стремлюсь упорядочить сон своего сына, но так как он всегда , укладывание периодически смещается в зависимости от моих дел, его состояния. Мы просто постоянно настроены друг на друга, и я считаю, что это верно.

Восприятие мира у детей формируется через родителей

Младенцы рождаются без каких-либо представлений о новом для них мире, о том, как следует реагировать на те или иные раздражители. На примере своих родственников они выстраивают принятую в окружении модель поведения: улыбаться, смеяться на доброе слово и ласку, хмурить лобик, если кто-то сердится и повышает голос. Это становится важным фактором для дальнейшей успешной обучаемости самым простым вещам. Прием пищи, отход ко сну, купание и переодевание должны быть связаны у ребенка исключительно с приятными ощущениями, а никак не с плачем взахлеб. Представьте, каково взрослому человеку глотать суп вперемешку со всхлипами и засыпать на мокрой от слез подушке. Можно ли устраивать своему солнышку и кровиночке такие жестокие испытания?

Что бы не происходило, ребенок должен успокоиться, и только потом от него можно чего-то добиться. Но успокаиваться его тоже надо учить. И вот тут-то без маминой доброты, теплых проникновенных слов, объятий не обойтись. Маленький ребенок после продолжительного плача замолкает и засыпает не потому что он успокоился, а просто потому что устал . Но в этот момент он испытал огромное разочарование в этом страшном для него мире и мама!!! не пришла ему на помощь. А он так звал! Он в отчаянии! И не надо думать, что это фигура речи: даже новорожденные способны на отчаяние и . В один прекрасный момент мама может вдруг обнаружить, что она на самом деле не нужна своему ребенку, что он на неё не рассчитывает, перестал протягивать за помощью свои ручки. Вот это на самом деле страшно. Контакт с миром нарушен на самой ранней стадии, на установлении доверия к собственной матери.

Не стоит бояться избаловать своего ребенка. Многолетние наблюдения врачей и психологов подтверждают, что дети, которые , которых кормят и обнимают всю ночь, рано или поздно сами уходят спать в отдельную кроватку и комнату, но делают это совершенно добровольно и не чувствуют при этом себя брошенными.

Химия привязанности, телесный контакт, гормоны стресса и счастья

Существующие в организме новорожденного нейронные и гормональные связи готовы к тому чтобы взаимодействовать с нервной и гормональной системой его мамы. Они привыкли делать это за 9 месяцев беременности. Этим скрытым внутренним процессам надо совсем немного, чтобы трансформироваться в глубокую эмоциональную связь, которая называется любовью детей к родителям и родителей к детям. Но для этого необходимо в первые дни, месяцы, годы жизни получать постоянное подтверждение того, что эти связи важны для жизни. А проявляется это в таких простых вещах, как постоянный телесный контакт с мамой, папой. Если же этого не происходит, если малыш отчаянно нуждается в маме, а она не приходит, или, что еще хуже стоит и молча ждет, когда он успокоится, тонкие физиологические связи рвутся. Потом когда-нибудь они могут заместиться на благодарность и привычку, еще какие-то замечательные чувства. Но настоящей любви ребенка к маме не будет уже никогда.

При постоянном контакте с мамой, в организме малыша постоянно поддерживается высокий уровень окситоцина, который подавляет реакцию на гормоны стресса. Это прямой путь к формированию уверенного в себе и любимого ребенка. Если физического контакта нет, дети озлобляются, замыкаются, что позднее, в подростковом возрасте выливается в асоциальное поведение, агрессию, неумение поддерживать длительные любовные отношения, подверженность стрессам, душевным болезням.

Большое значение имеют для ребенка и феромоны мамы. На её примере он учится различать страх, гнев, радость. потом это переносится на выражение лица, речь. Но без постоянного нахождения близко к маме эта система дает сбои и не развивается.

Вот тогда к 3-м годам, когда формирование мозга в основном закончится, ребенок начнет ясно осознавать, что он любит родителей, может на них рассчитывать в любой жизненной ситуации. И поверьте, сломать эту уверенность практически невозможно. Эта уверенность помогает воспитывать детей на собственном примере. Недовольного взгляда и поджатых губ мамы станет достаточно, чтобы ребенок прекратил нежелательное действие. Маленький человек перенесет свою любовь к маме на природу и других людей, на весь остальной мир. Не стоит лишать его такого счастья!

Человечество платит слишком большую цену за детское одиночество

Многие пытаются убедить себя, что будто бы с их ребенком ничего не случилось после того как он проплакал в одиночестве 15 минут. Это заблуждение!

Преступность, зависимость от алкоголя и наркотиков растет пропорционально тому, как много женщин заняты в общественном производстве. Причем в тех странах, где женщины вынуждены выходить из декретного отпуска чуть ли не через две недели после рождения малыша, эти показатели значительно выше. Формальные попытки родителей заниматься воспитанием, дети воспринимают исключительно, как заботу о собственных интересах, не имеющих никакого отношения к любви. Рядом с холодными и равнодушными родителями дети приемлют свою потребность в общении и ласке как нечто постыдное, стараются в себе её уничтожить. Отсюда страх, одиночество, ненависть ко всему и ко всем. В конце концов такое противоречие превращает родителей из тех, кто может посочувствовать и поддержать, во врагов, которых нужно опасаться и избегать.

Как предотвратить такие страшные последствия родительской черствости и непонимания? Очень просто - не оставлять ребенка плакать одного ни ночью, ни днем, как бы вы не были заняты и вам самим не хотелось спать. Просто посидите, полежите рядом с ребенком, положите ему на спину руку, погладьте или легонько похлопайте. Не нужно к нему приставать с расспросами. Дайте ему успокоиться, при вас он сделает это значительно быстрее, чем без вас. Ребенок может попросту заснуть. Но именно это будет означать, что он полностью расслабился и умиротворен вашим присутствием. Потом обо всем договоритесь.

Многим родителям доводилось оставить плачущего ребенка и заняться своими делами. Кто-то делает это с тяжелым сердцем, в виде исключения, а кто-то еще – «по идейным соображениям», считая такой подход правильным с педагогической точки зрения. Но стоит ли оставлять ли ребенка плакать? Возможно, ваше мнение изменится, если вы узнаете, к каким выводам пришли ученые.

Есть разные мнения о том, как поступать, когда ребенок плачет, какая реакция будет правильной – бросаться к нему или игнорировать. Все мы слышали «бабушкины присказки» в духе «Пусть плачет, ничего с ним не случится», «Поплачет и перестанет, никуда не денется», «Не приучай к рукам» и так далее. Но не навредят ли эти советы малышу гораздо больше, чем пресловутое привыкание к рукам? Можно ли оставлять плачущего ребенка в кроватке, позволяя ему плакать и дальше?

Если оставить в стороне материнский инстинкт, который требует для начала обнять и успокоить заходящегося в плаче ребенка, давайте обратим внимание на исследования, которые показывают, какой будет реакция малыша. А таких исследований достаточно. Но если вы будете искать источники, в которых будет сказано, что пассивная реакция является хорошим решением, то таковых не найдете. Несколько разных исследований, предпринятых за последние 20 лет, показали, что забота родителей о потребностях ребенка благоприятствует воспитанию в будущем независимых, самостоятельных людей. И, соответственно, наоборот.

Дети учатся только «внешне», как управлять своими страданиями

Исследование, проведенное в Университете Северного Техаса, изучало поведение 25 детей в возрасте от 4 до 10 месяцев. Малыши участвовали в пятидневной программе, в ходе которой детей оставляли плакать во время сна. Ученые взяли образцы их слюны и измерили уровень кортизола — гормона стресса. В результате они обнаружили, что внешние проявления стресса были нивелированы сном. Однако проблема в том, что в процессе продолжительных страданий, выражаемых плачем, дети не учатся внутренне, как справляться со своими стрессовыми переживаниями и дискомфортом.

Плач в течение долгого времени может понизить коэффициент интеллекта

Исследование, проведенное доктором Рао из Национального института здравоохранения США, привело к следующему выводу. Чрезмерный неконтролируемый плач, который сохраняется у детей старше трехмесячного возраста без каких-либо признаков неврологических болезней, может быть признаком когнитивного дефицита в младенчестве. Согласно исследованию, дети, которые подолгу плакали в течение первых трех месяцев своей жизни, имеют IQ на 9 баллов меньше, чем контрольная группа других детей, и значительно меньше развита в плане двигательных навыков. Так что ответ на вопрос, можно ли оставлять ребенка плачущим, как ни удивительно, связан еще и с тем, насколько умным и подвижным он будет расти.

У необласканных детей меняются гены

Доктор Дарси Нарваэс в своей статье «Опасности плача» рассказывает, что в исследованиях на крысах – более и менее заботливых мамах — был замечен критический период изменений в генах, которые контролируют тревожность. Если в первые 10 дней крыса-мать меньше заботится и обращает внимание на потребности своего детеныша (человеческий эквивалент составляет 6 месяцев жизни), то этот ген никогда не возвращается к исходной точке. Выросшая крыса будет раздражительной и тревожной в любой новой ситуации, которые будут возникать до конца ее жизни, — разве что только принимать лекарства, которые станут смягчать это беспокойство.

Прикосновение стимулирует гормоны роста

В своей книге «Генетические основы эффекта касания» Сол Шонберг рассказывает о влиянии, отмеченном, когда мать перестает прикасаться к своему младенцу. Шонберг приходит к выводу, что отсутствие достаточного количества и качества контакта может привести к прекращению синтеза ДНК, снижению гормона роста, и ребенок переходит в «режим выживания». Доктор Нарваэс добавляет, что дети растут благодаря тому, что их держат на руках. Тела малюток не развиваются достаточно хорошо, когда они находятся далеко от заботящихся о них людей.

Младенцы указывают на свои потребности через жесты и плач, когда это им необходимо. Так же, как взрослые тянутся к жидкости, когда испытывают жажду, малыши ищут то, что им нужно прямо сейчас. Взрослые успокаиваются, когда их потребность удовлетворяется — так это бывает и в случае с детьми. Тогда можно сказать, что оставить ребенка плакать в кроватке – это все равно что не дать ему пить или есть, когда он в этом нуждается.

Нейронные связи могут быть нарушены

Как говорит доктор Дарси Нарваэс, когда ребенок испытывает большие страдания, создаются условия для повреждения синапсов, структур в мозге ребенка. Высвобождается гормон кортизол. Это «убийца нейронов», но последствия могут не наступить немедленно. У младенца, которого выносили до конца беременности, мозг развит только на 25%, и он вырастает в среднем примерно в 3 раза к концу первого года (рост головы в первый год является признаком интеллектуального развития).

А теперь решайте сами, можно ли часто оставлять ребенка плакать в кроватке под предлогом заботы о том, чтобы он не вырос разбалованным и капризным.