Черты характера человека, плохие и хорошие. Как определить психотип ребенка, и чем это поможет вам в воспитании

Типы характера у детей. Как понять своего ребенка?


Дети рождаются на свет с определенным типом характера . Формирование личности происходит с самого момента рождения. Какой будет характер у вашего ребенка, никто не может сказать заранее. Это, как говорится, повезло или нет.

Хотя любой тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. В прошлых статьях я подробно рассказала о сангвинике , холерике , флегматике и меланхолике .

Нельзя выбрать себе родителей и точно так же невозможно выбрать для себя темперамент, который нам достается при рождении. Как это отличается от семейной жизни, когда мы сами выбираем мужа или жену, правда?

Не забывайте, что любого ребенка надо воспитывать и работать над ним, чтобы привить такие качества, как порядочность и честность, научить его любви и состраданию, без которых ему будет очень сложно в жизни.

Как определить тип характера своего ребенка, пока он совсем маленький? Те, кто сейчас имеет маленьких детей, много общаются с другими родителями. Они точно знают, чей ребенок спокойный, чей постоянно отстаивает свои права, а у кого малыш любит постоянно находиться в компании родителей и бабушек. Вот не хочет сидеть один и все!

Надо разобраться, какой тип темперамента у вашего малыша, тогда вы сможете понимать, почему он действует так или иначе.

Кто больше всего нуждается в общении? Конечно, это сангвиники. Они самые шумные и беспокойные, но при этом очень веселые.

Если ребенок прекрасно чувствует себя один, занят своими игрушками и при этом не требует вашего внимания – скорее всего, это флегматик или меланхолик. Они не доставляют родителям беспокойства, а мама спокойно может заниматься своими делами и хоть немного отдохнуть от бесконечных забот.

Почему тебя вчера не было в школе?

Мой старший брат заболел.

А ты-то при чем?

А я катался на его велике!

Если знать, чего хочет ваш ребенок, становится намного легче переносить все трудности, которые возникают после рождения долгожданного малыша.

Могу привести пример из нашей жизни. Когда нашему ребенку было около шести месяцев, он придумал для себя такое развлечение. Ночью начинал кричать, не потому, что у него болел животик, а просто так. И требовал, чтобы к нему подошел папа. Его интересовала почему-то не мама, а именно папа.

Как только сонный папа в середине ночи поднимался с постели (вы знаете, наверное, как мужчине это сложно сделать) подходил к детской кроватке, маленький ребенок зевал во весь рот и тут же засыпал. Как только он видел лицо своего папы, мгновенно успокаивался и просто «выключался» до утра. И так продолжалось каждую ночь без изменений. Представляете, как это было весело для нас?

Хорошо, что через пару месяцев это развлечение прекратилось, а то хроническое недосыпание не добавляло никакого удовольствия.

Это уже потом мы поняли, что происходило. Оказывается, наш сын оказался сангвиником и просто хотел общаться. Вот и все! Немного компании, пусть и ночью, это его вполне устраивало, а потом можно и сладко поспать.

Поэтому лучше всего узнать сразу, какой тип характера у вашего ребенка, чтобы не злиться и не раздражаться. Ведь после того, как в семье появляется такое маленькое чудо, заботы начинают сыпаться со всех сторон, а лишние переживания вам совсем ни к чему.



Когда малышу исполняется три года, его темперамент начинает проявляться сильнее. Представьте себе, как за столом ведут себя дети. Предположим, у вас ребенок флегматик. Поздравляю, он послушно будет есть все, что мама положит ему на тарелку. Никаких проблем с кормлением такого малыша не возникнет.

Как и с меланхоликом, хотя такой ребенок достаточно упрямый. Но с ним можно справиться, если сказать, что на тарелку мама положила очень полезную, например, гречневую кашу. И подробно рассказать, что надо ее есть, чтобы расти здоровым и сильным. И еще придумать историю, на каком поле выросла гречка, и как пчелка прилетела, чтобы собрать мед. Или что-то похожее.

Проще всего кормить сангвиника. Конечно, если у него хорошее настроение. Если он расстроился, ничего не поможет. Тогда надо посадить малыша на колени и немного поговорить с ним перед едой. Почему сангвиника легко кормить? Открываю один секрет!

Дети с этим типом характера верят в то, что вы им скажете, и никогда не будут проверять. Например, если вы положили еду и зовете ребенка кушать, достаточно сказать: « Ты это любишь!»

И все, сангвиник не будет обдумывать, что лежит на тарелке. Раз мама сказала, что он это любит, значит, надо съесть.

Ребенок не ест манную кашу.

Сейчас Бабу-Ягу позову!

Баба-Яга не будет есть эту кашу!

Самое смешное, что этот прием работает совершенно независимо от возраста. Даже если ваш ребенок уже не малыш, а скажем, лет восемнадцати, он прекрасно будет есть все, что вы приготовили, и даже ничего не заметит. Главное, не забывать говорить перед едой волшебную фразу: « Ты это любишь!».

Единственное, когда вы попытаетесь заставить его съесть чеснок, лук, соленые огурцы или что-то в этом роде, этот прием может не сработать. Или особенное блюдо, которое ребенок не любит в принципе. У нас, например, таким блюдом является печенка. И сын ни за что на свете не будет есть эту печенку, лучше останется голодным.

Фразы типа: «она полезная», «ты раньше ее всегда ел» и прочее в таком же духе в этом случае не помогут. Но на остальную еду, которую ему предлагают, сангвиник реагирует очень хорошо. Он просто не задумывается над тем, что ест. Тем более, если мама сказала, что он это любит…



Если ваш ребенок оказался холериком, не забывайте, что это самый сложный характер. Приемы, которые отлично работают с другими детьми, в вашем случае окажутся неэффективными. Совет для родителей, которые хотят накормить такого малыша только один. Вам придется всегда предлагать ему выбор: «Ты будешь есть это (котлета на тарелке) или это?». И показываете, например, на кашу.

Всегда уважайте его мнение и давайте возможность решать самому. И тогда ваши нервы останутся в полном порядке, а конфликтов будет намного меньше.

Если дети подросли и пошли в школу, тип темперамента в учебе тоже очень важен. Когда вы точно знаете, какие способы помогаю при воспитании ребенка, а какие нет, вам станет легче. Главное – это понять ребенка, учитывать его мнение и потребности.

Постарайтесь с самого детства найти с ним общий язык, чтобы понимать мотивы, которые лежат в основе его поступков.

Потом, когда ребенок подрастает и отправляется в школу, у каждого типа характера возникают свои трудности. Конечно, учеба не всем детям дается легко. Но есть моменты, о которых родителям лучше знать заранее, чтобы помочь сыну или дочери меньше уставать и лучше усваивать учебный материал.

Сразу хочу сказать о том, что даже по внешнему виду можно определить, какой тип темперамента у ребенка, который сидит за партой.

Поскольку я сама когда-то работала с детьми, мне намного проще говорить об этом.

У каждого ребенка есть своя модель поведения, поэтому лучше всего определить, какой характер у вашего ребенка, чтобы избежать ненужных конфликтов и помочь ему и себе.

Маленький мальчик зачарованно смотрит за тем, как его мама наносит на лицо крем.

Зачем ты это делаешь, мама?

Чтобы быть красивой!- ответила она и начала удалять излишки крема салфеткой.

Что случилось? Ты передумала?

Кто самый аккуратный? Это флегматик , у него всегда в полном порядке учебники и тетрадки. И даже внешний вид мальчика или девочки говорит о многом. Правда, эти дети робкие и немного застенчивые, они не любят поднимать руки, даже если знают правильный ответ на вопрос. Зато они очень добросовестные и всегда готовы оказать помощь учителю или другу.

Учителю – это, например, помыть доску или полить цветы. А другу они дадут списать домашнее задание, лишь бы только не отказать в просьбе.

Аккуратностью отличаются и меланхолики . Они часто оказываются «всезнайками» и отличниками, потому что любят учиться и обязательно хотят показать другим ученикам, что знают намного больше, чем объяснял учитель.

Иногда такие дети становятся зубрилами, лишь бы доказать остальным, что самые умные в классе – это они.

Кто поднимет руку первым и будет трясти вытянутой рукой и даже подпрыгивать на стуле от нетерпения? Конечно, сангвиник , и для него совсем неважно, знает он ответ или нет. Ему просто кажется, что главное – это первым начать отвечать и показать себя с самой лучшей стороны.

А потом как-нибудь выкрутится, может быть, вспомнит в последний момент правильный ответ или кто-нибудь подскажет с задней парты!

Ведь такому ребенку очень хочется, чтобы его похвалили при всех за старание. Но вот тетрадки и учебники у сангвиника часто находятся в плачевном состоянии. Его всегда ругают за то, что он теряет карандаши, забывает дома ручки или дневник. Кстати, о дневниках, для сангвиника это очень неприятный документ. Там всегда много замечаний по дисциплине и плохих оценок.

Часто дневник случайно где-то теряется и пропадает самым таинственным образом. Зная характер своего ребенка, можно понять, почему это происходит. Какое может быть признание со стороны мамы или папы, если там появились плохие оценки?

Проще этот дневник потерять, засунуть туда, где мама не догадается его найти. Например, под диван или просто закинуть за шкаф. Так что если у вас происходит подобная история, вы теперь знаете, почему это происходит.

Холерик всегда старается ответить первым. Эти дети достаточно умные, им нравится бросать вызов другим ученикам и занимать первое место по успеваемости. Такой ребенок настолько хочет доказать свое превосходство перед классом, что выкрикивает ответ, даже не успевая поднять руку. Таким образом, все узнают, что он самый лучший. Часто такие дети становятся старостами класса.

Конечно, все мальчики, у которых такой тип темперамента, много дерутся со своими сверстниками. Помните, ведь они стараются доминировать над другими детьми? А драка – одно из лучших средств (по их мнению).

При воспитании сына или дочки надо обязательно учитывать его тип характера. Самые самостоятельные дети – это холерики и меланхолики. Они любят контролировать ситуацию и четко знают, чего хотят.



Флегматикам нужна помощь родителей в плане организации. Если мама объяснит сыну, что надо сделать в течение дня, он будет очень доволен и старательно все выполнит. А вечером будет с нетерпением ждать, что мама или папа его похвалят за старание.

Вы можете проверить эмоциональное состояние своего ребенка, предложив ему нарисовать вашу семью. Как это сделать? Пройдите с ним простой тест для детей .

Вот кого нужно контролировать, так это сангвиника. Такие дети нуждаются в постоянном и очень жестком контроле.

При взрослении ребенка его характер нуждается в корректировке, это возможно сделать только, если вы постоянно с ним занимаетесь и знаете, чем живет ваш сын или дочка.

Сегодня я вам рассказала, как происходит формирование личности у детей. Вы узнали, что мы все получаем от рождения определенный тип характера Простой и веселый тест на тип характера

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь характер детей закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя негроидной расы превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 типа характеров у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают творческие личности: художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного возраста активного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке положительных качеств.

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер поведения детей, относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Говоря о характере своего ребенка, родители чаще всего имеют в виду нечто данное ему от рождения, то, что тяжело подвергается изменению, и часто путают его с понятием «темперамент » . Нам часто хочется что-то изменить в характере собственного ребенка, соответственно нашим представлениям и желаниям.

Часто мы произносим слово «характер», заранее подразумевая некоторые не совсем удобные для нас качества малыша или качества, от которых, на наш взгляд, ребенок страдает.

Что такое характер?

В переводе с греческого слово «характер» означает: царапина, метка, клеймо или черта, особенность.

Характер ребенка - это совокупность психических особенностей человека, которые проявляются в его действиях, поступках, поведении, отображаются на успешности существования в обществе.

Характер включает в себя и темперамент, и приобретенный жизненный опыт (даже если он еще совсем небольшой), и уровень интеллекта, и особенности выявления эмоций, и еще многое другое, что мы имеем в виду, характеризуя того или другого человека. Со временем под влиянием разных обстоятельств характер человека может меняться.

Под темпераментом понимают индивидуальные свойства психики человека , присущие каждому из нас от рождения. Свойства темперамента накладывают отпечаток и на характере ребенка, и на проявление его урожденных способностей, и на особенности поведения в разных ситуациях. Это фундамент, на котором строится его характер.

От темперамента зависит, например, скорость восприятия новой информации, живость ума, продолжительность концентрации внимания, способность не отвлекаться от основного вида деятельности, скорость запоминания, умение быстро включиться в новый вид работы и другое. Но темперамент не может предопределять такие качества, как откровенность или лживость человека, нравственность или аморальность поступков человека, интерес к какому-то определенному виду деятельности.

Ребенок с сильной уравновешенной нервной системой может вырасти и человеком, который настойчиво добивается поставленной цели, и бездельником. Вместе с тем, флегматичный ребенок имеет почти одинаковые шансы, вырасти как пассивной, безынициативной, ленивой, так и деятельной, старательной, настойчивой личностью. Все будет зависеть от того, какие нормы поведения он усвоит из раннего детства и как родителям удастся сопоставить их с особенностями темперамента.

Типы темперамента

Типы темперамента, описанные еще в V столетии до нашей эры, и до сих пор имеют право на существование. Наверное, они известны и вам.

  • сангвиник - энергичный, подвижный (сангвос — кровь);
  • флегматик - малоподвижный (флегма — слизь);
  • холерик - легко возбудимый (холе — желчь);
  • меланхолик - нелюдимый, необщительный (мелана холе ~ черная желчь).

Знаменитый физиолог Павлов приравнивал темперамент к типу высшей нервной деятельности.

На этом основании он выделил четыре типа высшей нервной деятельности.

I тип - сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)

Такой ребенок большинство времени - активен, подвижен, веселый. Его речь, по обыкновению, громкая, быстрая, эмоциональная, сопровождается мимикой и жестами. Такие дети, как правило, не склонны к продолжительному капризничанью, быстро усваивают новую информацию, утомляются не так быстро как другие. Родителям с ними проще, они в большинстве случаев предвидены, легче подвергаются воспитательным действиям, но вместе с тем, если воспитание будет основываться на внешней опеке, они могут вырастить безынициативными.

II тип - сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)

Дети, которые принадлежат к такому типу высшей нервной деятельности, отмечаются не только покоем, а и медленностью; они довольно выносливы и терпеливы, даже когда ощущают боль; разговаривают медленно, плавно, благоразумно, сдерживая эмоции. Даже в раннем возрасте они способны долго самостоятельно играть. Если у мамы темперамент холерика, то, подрастая, такой ребенок может бесить ее своей медленностью.

III тип - сильный, неуравновешенный (холерик), с преобладанием процессов возбуждения

Дети - холерики по обыкновению неспокойные, раздражительные, нетерпеливые во всех своих проявлениях, им не нравятся тихие занятия, они часто вступают в конфликты с другими детьми; с раннего возраста претендуют на первенство во время игры с другими детьми и неадекватно реагируют, если им это не удается. Они тяжелее подвергаются воспитанию и часто выводят родителей с состояния равновесия. Если ребенок-холерик вечером весьма активно играл или перенервничал через конфликт, который возник, то ему долго не удается заснуть, а сон может быть неспокойным и прерывчатым.

IV тип - слабый (анергетичний) (меланхолик)

Такие дети чаще всего нерешительны, боязливы, нелюдимы, быстро утомляются. Они тяжело приспосабливаются к новой обстановке.

В обычном окружении знакомых людей они чувствуются довольно уверенно, легко справляясь с задачей и проявляя интерес ко всему новому. Во время игр с ровесниками почти никогда не стараются лидировать и избегают конфликтных ситуаций. Этим детям необходимо помогать налаживать контакты с другими детьми.

Не переживайте и не приходите в раздражение, когда ваш ребенок в незнакомой обстановке ни на шаг от вас не отходит, тогда как малыш ваших друзей легко и свободно к ней адаптируется. Не спешите ставить это в укор малышу. Помогите ему преодолеть страх и обрести уверенность. Чтобы не настало переутомление, малыш со слабой нервной системой нуждается в четком режиме дня.

Помогите своему малышу проявить свои лучшие качества. Постарайтесь не угнетать желания ребенка, и не баловать его чрезмерно.

Подумайте. Помечтайте… Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка в будущем? Какими чертами характера вы хотели бы его наделить? Возможно чем-то, чего не хватает и вам для более счастливого и успешного существования? Запишите это. И постарайтесь быть образцом для своего малыша, ведь он копирует ваши действия, ваши поступки, то как вы проявляете свои чувства (радость, негодование, злость, несдержанность, любовь…), он считает это заведомо правильным, и сам в дальнейшее будет поступать так же как и вы. Постарайтесь быть таким человеком, для своего ребенка, с которого ему хотелось бы брать пример и в сознательном возрасте.

Доктор Комаровский: режим воспитывает характер

Характер (от греческого charakter - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления («Психологический словарь» под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова).

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем.

По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора. Первый - биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент - это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом. Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера - социальный. Этот фактор включает в себя:


  • Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;
  • Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.
Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится. Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться...

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:


  • Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
  • Ребенок - это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.
Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик - довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями - удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности - он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика - помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик - склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» - то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников - это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник - сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник - это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, - социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик - увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики - яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, - это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?


  • С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок - это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем - его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
  • Задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком - потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
  • Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
  • Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
  • И, наконец, самое главное - нужно любить и уважать своего ребенка! Он - это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

Индивидуальное своеобразие ребенка проявляется как в ее темпераменте, так и в характере, что включает в себя взгляды, интересы, мнения ребенка, их содержание (то, чем руководствуется она, как относится к себе). Содержание поведения всего характеризует человека, ведь каждая личность имеет свой психический склад, манеру поведения, образ действий и характер, который формируется в течение всей его жизни, меняется, развивается в зависимости от окружения и воспитания.

Характер (греч. Charakter - признак, примета) - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые проявляются в его поведении и деятельности, в отношении к обществу, труду, коллективу, к себе.

Черты характера свидетельствуют о путях, которыми человек достигает определенных целей, то есть о специфической психологическую стратегию его поведения. У взрослого человека поведение является сложным сочетанием высшей нервной деятельности и жизненного опыта. Этим обусловлен влияние типа нервной системы на выработку характера ребенка. Психологи утверждают, что темпераменте характер личности является неразрывным единством, что обусловливает ее свойства. Однако темперамент (тип нервной системы) врожденный основу, а характер формируется в течение жизнедеятельности. Он включает много компонентов, которые возникают как единое целое, поэтому ни присущую ребенку (взрослому человеку) риса нельзя рассматривать отдельно от других качеств его характера. Характер определяется совокупностью всех черт, оказываются в действиях и поступках (как действует человек в различных условиях, как достигает своей цели, каковы ее стремления).

Основными компонентами характера являются: жизненная направленность (потребности, интересы, убеждения); умственные качества (наблюдательность, рассудительность, гибкость ума), эмоциональные (содержание и направленность чувств), волевые (выразительность, постоянство, твердость, способность преодолевать трудности, решительность, смелость, настойчивость, целеустремленность) привычки (почти автоматизированные способы действия). Все они взаимосвязаны, иногда определенный компонент доминирует в поведении. их сочетание имеет индивидуальные особенности. Даже у одного человека в зависимости от конкретных условий жизни проявляются различные черты характера. В дошкольном учреждении она может проявлять должный уровень культуры общения, умело налаживать дружеские отношения, не конфликтовать, а дома демонстрировать противоположный способ поведения. Подобные проявления могут касаться различных аспектов ее жизнедеятельности.

В двух одинаковых по характеру людей невозможна одинакова поведение, ведь с момента рождения они оказываются под разным влиянием (семейные условия, способ воспитания, общения с родственниками, детский коллектив, окружающей среды и т.д.). Все это формирует индивидуальные особенности склонностей, интересов, чувств, ума, воли, характера в целом.

Главную роль в формировании и развитии характера ребенка играет общение с людьми, которые его окружают. Первые зачатки и формы поведения формируются на основе механизма наследования (ребенок подражает своих близких), а также путем научения через эмоциональное подкрепление.

Сензитивным периодом для становления характера считают возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда происходит активный процесс социализации как в процессе общения с Дорол, так и со сверстниками. Именно в этот период дети открыты для внешних воздействий, подражают всех и во всем. Взрослые должны непререкаемый авторитет у ребенка, могут влиять на нее с помощью слова, поступков и действий, что создает благоприятные условия для усвоения и закрепления необходимых форм поведения.

Важным для формирования характера дошкольника является стиль общения взрослых друг с другом и с самим малышом. В первую очередь это касается общения родителей, особенно матери, с ребенком. То, как они ведут себя с ней, со временем станет способом ее обращение со своими детьми, когда он станет взрослым и будет иметь собственную семью.

Сначала в характере формируются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоизм, черствость, равнодушие к людям.

В дошкольном возрасте закладываются основы черт характера, которые касаются труда - трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость. Поскольку в этот период ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, то именно в ней формируются и закрепляются соответствующие привычки. Кроме этого, имеет значение и выполнения ребенком доступных видов труда, что должно стимулироваться и поощряться взрослыми. Как правило, в характере закрепляются те черты, которые постоянно получают положительную оценку.

Формирование характера зависит от активности ребенка в жизнедеятельности. Процесс этот начинается в раннем возрасте, когда она невольно подражает от взрослых определенные способы поведения, действий, отношение к людям, осознает свои возможности, овладевает движениями, учится управлять собой, ее организатором, руководителем, партнером должно быть близкий человек, от которого зависит формирование основных качеств поведения, характера ребенка. Важно, чтобы они своевременно сосредоточивали свое внимание на развитии конкретных качеств характера с учетом новообразований детской психики. При этом следует помнить, что поведение ребенка-дошкольника опосредованное образом близких взрослых, который ориентирует ее действия и поступки, является основой всех новообразований, обусловливает образование механизмов личностного поведения, способности регулировать ее. В зависимости от конкретных условий воспитания и взаимоотношений с близкими взрослыми ведущую роль в этом процессе могут играть различные мотивы (непосредственный интерес к деятельности, ее содержания, значимости, честолюбие, амбиции и т.д.). Этим обусловлены разнообразные индивидуальные личностные качества ребенка.