Опыт работы по региональному компоненту в доу. Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном бразовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Коллектив детского сада определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Работу по реализации регионального компонента начали с обогащение развивающей среды (1 этап)

На пятиминутке было принято решение о сборе материала по региональному компоненту. Каждая группа вытянула фант с заданием (ископаемые, животные, растения и тд). Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде.

Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей Амурской природы, сборники музыкальных произведений .

3 слайд 11

В феврале прошел конкурс «Краеведческих уголков».

В каждой группе были оформлены краеведческие уголки. В них собран материал для работы с детьми. Воспитатели групп подошли к созданию уголков творчески. В уголках есть макеты с достопримечательностями города, игрушки редких диких животных Дальнего востока, альбомы, карта Амурской области, кукла казачка и казак, геральдика, коллекции семян злаковых культур, выращиваемых у нас в области, книги про Благовещенск альбомы про быт предков, фотоальбомы, географические карты, рисунки и поделки детей и т.д.

Работа с семьей (2 этап)

Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Березы.)

12 слайд

2 июля походил праздник « Люблю березку Русскую» для всех возрастных групп.

Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Для праздника родители шили детям костюмы, учили стихи, создавали поделки и рисовали рисунки, для конкурса «Семейные фотографии с березкой» организовали фотосессии. На празднике дети играли в русские народные игры, пели песни, водили хороводы, гуляя в берёзовые рощи расколдовывали русские березки, заколдованные бабой ягой отвечая на вопросы о русских березах. Провели конкурсы: для мальчиков «Кавалер для березок», для девочек «Костюм для березки». Познакомили детей с русским народным обрядом и провели его повязывали цветные ленточки загадывая желания на счастье, удачу. Праздник прошел удачно, дети были активны, получили удовольствие, заряд энергии и бодрости. На празднике присутствовало очень много родителей, которые были активными помощниками. Все участники получили призы, дипломы и сертификаты. На память остались фотографии.

Как большая кошка он

Грациозен и умен

Но не любит разных игр

Полосатый грозный … тигр

13 слайд

29 июля Международный день тигра. К этому дню при участии управления образования города Благовещенска был организован праздник для всех детей детского сада «День тигра». Полосатый символ Приморья так еще называют тигра. Дети получили знания о жизни тигра. Родители с детьми рисовали рисунки, делали поделки, шили костюмы. Педагоги детского сада организовали флэш-моб, дефиле, выставку рисунков и поделок. Творческая группа оформили презентацию по итогам праздника.

14 слайд - 16

С 25 января по 1 февраля 2016 года в детском саду проходил КОНКУРС «ОТЧИЙ ДОМ – ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ»

Для конкурса было разработано положение в нем были прописаны все условия (сроки, место проведения, форма проведения, состав жюри). Конкурс походил 1 неделю, в нем принимали участие родители, дети и педагоги. Родители совместно с детьми делали поделки, рисунки в которых были отражены характерные особенности земли Амурской (лотосы, космодром восточный. Райчихинский разрез, достопримечательности города и т.д). Была организована выставка работ. Подведение итогов и награждение прошло 2 февраля. Все участники получили грамоты, победители дипломы.

17 слайд 18

Награждение.

Накопив материал, мы постепенно подошли к

непрерывной образовательной деятельности (3 этап)

с 4 по 8 апреля прошла неделя педагогического мастерства по внедрению регионального компонента в непрерывную образовательную деятельность.

Во всех группах прошли занятия:

«Моя семья» - младшая группа

«Дикие животные Амурской области» - средняя группа

«Волшебный лотос» - средняя группа

«Лекарственные растения Амурской области» - старшая группа

«Родина моя» - Подготовительная группа

О некоторых расскажу чуть подробней.

Крепкий камень, не гранит Зимой в печках он горит … Согревая каждый угол, Это чёрный камень.. (уголь)

19 слайд

«Добыча угля в Амурской области»

(средняя группа)

Цель 1. Познакомить детей со свойствами каменного угля. 2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью сохранных анализаторов, называть их свойства и особенности. 3. Развивать сенсорные ощущения.

4. Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы. 5. Дать представления как добывают каменный уголь в Амурской области, как он используется человеком. 6. Познакомить с месторождениями каменного угля в Амурской области

7. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы - сказка про «Уголёк»

Дети отправились в «детскую научную лабораторию», где проводили опыты с углем. Дети узнали, что уголь прочный но не настолько как мрамор, что при ударе он рассыпается т.е он рассыпчатый, хрупкий. Рассмотрели уголь при помощи лупы и сделали вывод, что он пористый как дерево. Опустив в воду он опускается на дно и появляются пузырьки это выходит. Дети сделали вывод, что уголь тяжелый и в нем много пор т.к выходил воздух. Дети увидели, что вода становится мутной и при помощи палочки проверили, что он не растворяется. Для знакомства детей с месторождением каменного угля педагоги использовали презентацию.

З агорелся огонёк,

Но не греет и не жжёт,

На воде он плавает

Красотой нас радует!

Ответ: Лотос

20 слайд 21

« Лотосы из бумаги своими руками»

(старшая группа)

Задачи:

  • Познакомить детей с одним из семи чудес Приамурья – лотосом.
  • Учить детей создавать выразительные аппликативные образы цветов.
  • Совершенствовать технику объемной аппликации.
  • Совершенствовать умение работать ножницами.
  • Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изготовлению поделки своими руками.
  • Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изобразительной деятельности.

Для ознакомления детей с лотосом педагог использовала презентацию. Дети узнали, что лотос – одно из самых древнейших цветов на земле, что он один из семи чудес Приамурья. Дети были селекционерами и выводили разные сорта лотоса для это использовали разные цвета бумаги. Учились конструировать из бумаги цветок.

Пахучий кустарник на кочке растет,
Не ярко, но пышно летом цветет.
Название он рододендрону дал,
А сам незнакомцем для жителей стал.
(Багульник)

22 слайд

«Багульник»

(старшая группа)

Задачи:

познакомить детей с красной книгой, с охраняемыми растениями Амурской области, включенных в региональную Красную книгу.

Развитие познавательного интереса к природе Амурской области, мыслительной способности, логического и творческого мышления.

воспитание бережного отношения к природе, расширение кругозора.

На данном занятии детей познакомили с красной книгой Амурской области. Педагог познакомил детей с кустарником, внесенным в красную книгу. Предложили детям создать в группе свою красную книгу с первой страничкой рисунком кустарника Багульник. Воспитатель использовала нетрадиционную технику рисования раздувание кали краски при помощи трубочки, а цветы на кустарнике рисовали ватными палочками - тычком, зеленые листики пальчиком.

23 слайд

«Жизнь и быт наших предков»

(подготовительная группа)

  1. Формировать первоначальное представление о своей стране.
  2. Познакомить детей с историей родного края, с жизнью наших Предков.
  3. Развивать историческую память детей, познавательные способности.
  4. Развивать связную речь, принимать активное участие в беседе, проявляя интерес к историческим фактам.
  5. Активизация словаря: племена, крестьяне, переселенцы, земледелие, амурчане, орудия труда, предметы быта.
  6. Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу, родному краю.

Дети совершили путешествие в далекое прошлое нашего Родного края. На машине времени они попали в музей. Познакомились с жизнью и бытом наших предков. Воспитатели для ознакомления детей с жизнью предков использовали презентацию. Была продуктивная деятельность. Дели из глины лепили утварь «Глиняные горшки». Дети получили большой объем знаний по данной теме.

Педагогический совет

24 слайд

Задачи:

  1. Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов.
  2. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению.

Вопросы для игры были связаны с Амурской областью. Вопросы были в разных формах: видео вопрос, блиц опрос и естественно была музыкальная пауза. По результатам игры выбирали «Знатока Амурской области». Все участники игры получили сертификаты.

ВЫВОД: Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс Слайд 2

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский. « Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» «Конвенция о правах ребенка», статья 29

Краеведческие уголки групп Старшая группа

Младшая группа

Подготовительная группа

Старшая группа

Младшая группа

Старшая группа

Средняя группа

Средняя группа

Конкурс «Люблю березку Русскую»

День Тигра

Конкурс «Отчий дом – земля Амурская»

Награждение участников конкурса «Отчий дом – земля Амурская»

Непрерывная образовательная деятельность тема «Добыча угля в Амурской области» средняя группа

Непрерывная образовательная деятельность т ема «Лотосы из бумаги своими руками » с таршая группа

Непрерывная образовательная деятельность т ема «Багульник» с таршая группа

Непрерывная образовательная деятельность т ема «Жизнь и быт наших предков» п одготовительная группа

Задачи: Прививать интерес педагогов к нетрадиционным формам проведения педагогических советов. Создать положительный эмоциональный настрой педагогов на работу по краеведению. Педагогический совет тема: «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ» в форме игры «Что? Где? Когда?»


Эльвира Шабанова
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;

Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий.

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.

Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитании с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного поселка, страны, всего культурного мира.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.

Специально организованные занятия

Знакомство детей с особенностями Севера включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).

При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:

События местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

Предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;

При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Кизема – железнодорожная держава» альбомы, фотографии, схемы, худ. и энциклопедическая лит – ра, широко используются в работе воспитателей, в частности, подробный перспективный план по ознакомлению дошкольников с железной дорогой. В старших группах организована с – р игра «Железная дорога»;

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. На протяжении последних 5 лет в учреждении функционировали следующие мини – музеи: «Железная дорога». «Русская изба», «Изделия из бересты», «Северный лес», «Наша старина», «Головные уборы», «Ломоносов – Великий помор», «Музей хлеба». Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

В 2010 -2011 учебном году в ДОУ была создана агитбригада «ЛУЧ», где творческий коллектив старших дошкольников и педагогов, выступающий по различной тематике, большое внимание уделяет экологической направленности выступлений. Это единственно – доступный жанр, позволяющий в понятной для детей форме, обратиться к природоохранной теме.

Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли» (более 10 лет, поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.

А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. (на слайде результативность).

Взаимодействие с родителями .

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений.

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждают представленные диаграммы.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в ДОУ

Гоцуляк О.В., старший воспитатель МБДОУ № 56

В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс .

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области…

Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного развития, педагогами ДОУ в сентябре 2012г. была проведена диагностика детей по выявлению уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, истории края.

Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях детей по национально - региональному компоненту. Дети знали сказки, игры, но затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и адыгов в давние времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и растительным миром РА; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства, традиций.

По результатам проведенного исследования нами были определены:

Цель: Построение инновационной модели образовательного пространства ДОУ, обеспечивающей доступность и новое качество образования в соответствии с ФГТ.

Задачи:

Разработать систему мероприятий направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность по региональному компоненту.

Создать условия для повышения квалификации педагогических работников по инновационной деятельности.

Обеспечить обновление предметно - развивающей среды ДОУ.

Наметить последовательность и содержание работы с детьми по национально - региональному компоненту.

Разработать систему мероприятий по региональному компоненту совместно с социумом, обеспечивающих реализацию ФГТ.

Для успешной реализации данных задач были объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора физического воспитания.

В ДОУ пригласили преподавателей АГУ В.В. Зайко, Б.Х. Панеш, и научного руководителя проекта Л.Х. Цееву. Они познакомили педагогов с дополнительной программой «Я и мой мир», отличительным признаком которой является наличие регионального компонента. Программа предусматривает введение ребенка в мир общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Совместно было принято решение создать на базе ДОУ экспериментальную площадку для апробации данной программы.

Так же используем дополнительную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - под ред . О.Л. Князевой. Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа.

Особое внимание было уделено созданию предметно-развивающей среды, с помощью которой ребёнок входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни.

В уголках национально-регионального воспитания для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Именно здесь для детей расширяется подача информации посредством игры. Был отобран наиболее актуальный для каждого возраста материал: в младшей и средней группе представлены альбомы их ближайшего окружения («Моя семья», «Улицы нашего города», «Мой детский сад»), в старшем возрасте тематика расширяется («Достопримечательности города Майкопа», «Мой край», «Наш Майкоп» и др.), куклы в национальных костюмах «Русская красавица» и «Черкешенка», предметы обихода, макеты жилищ адыгейских и русских семей, карты РФ и РА. Так же оформлен наглядный материал по патриотическому воспитанию «Моя большая и малая Родина «, где дети знакомятся с Российской и Адыгейской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов.

«Народное творчество» - обогатили предметами народных художественных промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись», адыгейская керамика, игрушки, сделанные народными умельцами и др.), музыкальными инструментами.

В методическом кабинете собран материал по краеведению: методическая и художественная литература (стихи, рассказы, народные сказки); оформлены тематические альбомы: «Мой любимый город Майкоп» для знакомства детей с памятниками архитектуры и «Природа Адыгеи» (Большой Кавказский заповедник, Гузерипль, Лаго-наки, водопады Руфабго и т.д.), подобрана видеотека; картотека конспектов занятий и методических разработок в данном направлении; фотоматериалы, наглядно-демонстрационный краеведческий материал: иллюстрации и альбомы для знакомства с растительным и животным миром РА «Птицы нашего края», «Животные РА», оформлена «Красная книга», которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными РА. Существует электронный «Банк идей», где накапливается опыт педагогов ДОУ по работе с детьми.

Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с кадрами в нашем ДОУ организованы различные формы повышения квалификации педагогов:

Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи» и т.д.

Второе и главное направление – работа с детьми. Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе и РА способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как: «День Республики», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной культурой. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание и объем материала, в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются детьми и педагогами народные сказки.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:

«Физическая культура» - инструктор по физкультуре разучивает с детьми народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с достижениями спортсменов нашей Республики Адыгея (мы – чемпионы дзюдо, рукопашному бою, волейболу, гимнастике) - в наших планах создать портретную галерею выдающихся спортсменов нашей РА.

«Познание» - знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии В.Воскобовича: «Игровизор», «Крестики», «Соты», «Конструктор букв», «Веселые цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера» т др.

« Коммуникация – проводим беседы («Я в многонациональной семье», «Знаменитые имена в мире, стране и Адыгее», знакомим с особенностями адыгского этноса и обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

« Чтение детям художественной литературы » - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и поэтов России и РА. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки «Наряды разных народов», «Национальные праздники».

« Музыка » - музыкальные руководители разучивают с детьми национальные песни, танцы («Удж», «Лезгинка», хороводы, русские пляски) знакомят с народными инструментами (адыгейские: пшине - гармошка, пхачичи - трещетки; русские-гармошки, флейты, балалайки и др.), помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.

В ДОУ действует театральный кружок «В гостях у сказки». Мы постарались создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального творчества и ценностей посредством фольклорно - театрализованных представлений, обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» «Сэтэнай-цветок»и др.

Проводим фольклорные концерты и народные праздники.

«Художественное творчество» - на занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и адыгской посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков по теме «Русские и адыгские народные сказки».

«Социализация» - знакомим детей с элементарными сведениями о местонахождении РА на карте России, достопримечательностями РА, Символикой России и РА - герб, гимн, флаг.

Даем первоначальные представления об истории коренных народов РА - черкесов, адыгов, русских, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов РА. Говорим о национальной кухне адыгов, русских, традиционной национальной одежде.

Разработали краеведческие игры: -Поле чудес по теме: «Моя большая и малая Родина», «Люби и знай свой край». «Старинное-нестаринное», «Особенности быта народов России и Адыгеи», «Достопримечательности родного города»; -игры-беседы «Нам нужны различия», -игры – путешествия «Россия-страна моя родная», «Отгадай, где живут»; игры-экскурсии «Лавка сувениров».

«Труд» - создали макеты города Майкопа и городского парка из бросового материала.

«Безопасность» - педагоги разработали игры «Безопасность на улицах города», «Найди дорогу домой» и др.

В работе используем мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Москва – столица нашего Отечества», «Адыгейский национальный костюм», «Сказка о толерантности»). В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях. Особым значимым событием является празднование дня города Майкопа - педагоги изготавливают поделки совместно с детьми и родителями, приуроченные к этому дню.

Особо хочется отметить проведение открытого мероприятия: к «Международному дню родного языка» - было организовано театрализованное представление по мотивам р. н. с. «Гуси – лебеди» с целью пропаганды знания родного языка, русского и адыгского фольклора и народных детских игр, развития интереса к изучению народных сказок. Ребята пели частушки, читали стихи русских и адыгских поэтов о родном языке и родном крае: «О родном языке» Г. Пурга, «Родной язык» М. Паранук). Были приготовлены национальные блюда (щелям, блины) с помощью родителей и сотрудников ДОУ.

Воспитатели совместно с родителями составили «Книгу народной мудрости» - сборник, включающий русские и адыгские пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, считалки, приговорки, песенки.

В ДОУ проводим развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой: «День адыгейского национального костюма», «День славянской письменности и культуры», «День адыгейского языка и письменности». Были организованы: конкурсы чтецов стихотворений на родном языке и на лучшую иллюстрацию к произведениям адыгейских авторов, открытые показы ООД. Дети с интересом принимают активное участие во всех мероприятиях.

Семья является главным источником народных традиций. Мы заинтересовали их проблемой приобщения детей к культурно - историческим ценностям России и РА. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как: - родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»); -консультации для родителей («Русские и адыгские традиции в воспитании детей», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»); -практикумы в форме деловых игр, посещение национального музея.

Родители принимали активное участие в создании предметно- развивающей среды в группах (собирают экспонаты для музея), оказали помощь в изготовлении народных костюмов, участвуют в народных праздниках и развлечениях.

В рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Национальный костюм», «Генеалогическое древо моей семьи »).

Были организованы встречи детей с сотрудниками Национального музея г. Майкопа (игровая программа по ознакомлению детей с предметами быта адыгов «Бабушкин сундук», с народной игрушкой «История игрушки»), ансамблями «Майкопчанка», «Казачата».

После апробации программ в апреле 2013 года, было проведено контрольное исследование. Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы : что работа по программам « Я и мой мир», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» принесла положительные результаты: у многих детей повысились знания о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества. Это говорит о том, что большинство воспитанников групп имеют представления об этнокультурных ценностях и готовы к познанию истории народа.

Активно включившись в проектную деятельность, наши педагоги в прошлом году особое внимание обратили на создание проектов, методических разработок и авторских программ по региональному компоненту, представленных в рамках городских и республиканских конкурсов: проект - «Я и моя республика Адыгея!» и методические разработки – «Наша многонациональная семья», «Моя родина – моя Адыгея», программа «Родной свой край люби и знай…..» Опыт работы по региональному компоненту обобщается в печати, на педагогических чтениях, обсуждается на научно-практических конференциях.

Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Итак, преимуществом регионального компонента является, прежде всего то, что созданная единая система:

Дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

Позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

Дает возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.


Наталья Казеева

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.

Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.

Формирование личности ребенка происходит с ранних лет : развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» , родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона . Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры Г. Петелиным, А. А. Бычковым спорта Г. В. Пекиным, Маскаевым, за подвиги во время Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В нашем дошкольном учреждении была принята к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» , поэтому этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает в нашем детском саду как система воспитания и обучения, воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным комплексно -тематическим планированием.

Мы, воспитатели детского сада №3 «Ручеек» в процессе воспитания стараемся включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашей группе создан уголок краеведческого мини-музея, где мы расширяем представления об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа. В нашем мини- музее есть печка, оформленная в мордовском колорите. На печке спит дед, который, видимо, устал от тяжелого труда в поле. На предпечнике висят лапти, которые являются символом мордовской обуви.

В комнате находится стол, на котором мы видим типичные предметы, присущие и свойственные мордовскому народу. Это самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения. Около печки стоят кочерга, ухват, горшки разного размера. В уголке краеведения у нас живут куклы в костюмах разных национальностей - в костюмах народов эрзи, мокши. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды (мокщанской и и эрзянской) рубаха – панар (мокш, покай (эрз) , передник – сапоня (мокш, пояс-каркс (мокш, эрз, головной убор –панга, нагрудное украшение –сюлгам (мокш, сюлгамо (эрз)


Здесь же находятся тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, альбомы с репродукциями картин Ф. Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С. Д. Эрьзи.

В уголке краеведения присутствуют так же российский и мордовский флаг, русские и мордовские матрёшки, фотографии с достопримечательностями Зубово- Полянского района, книги соответствующей тематики, - с целью наглядного ознакомления детей с родным поселком, формирования представлений о его достопримечательностях и о мордовской национальной культуре.


Организуя работу с детьми нашего сада, мы нацеливаем её на приобщение дошкольников к различным национальным культурам, и формируем толерантное отношение к их носителям. Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии.

Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГТ реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям : физическое развитие (образовательная область «Здоровье» , социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация» , «Безопасность» , «Труд» , познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание» , «Коммуникация» , , художественно-эстетическое развитие (образовательная область «Художественное творчество» ).

ОО «Социализация» осуществляем через ознакомление с родным поселком, его названием, которое реализуется посредством показа репродукций с видами поселка, рассказов о нём. Также проводим экскурсии в природу, к достопримечательным местам поселка.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Продолжаем знакомить детей с мордовским фольклором (мифами, легендами, сказками, былинами, так как народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Продолжаем знакомить детей с мордовскими песнями и танцами, формируем навыки их исполнения.






В данном направлении проводится также работа с родителями,- расширяем представления об истории семьи совместно с историей родного края, а также советуем использовать произведения национального фольклора (русского и мордовского) ; прибаутку «Нумолня ялгакай, колядку «Уси, тавуси, песню В. Корчеганова «Я о Мордовии пою» и многие другие произведения мордовского и русского народа.

С помощью фольклорных произведений и произведений мордовских писателей мы знакомим детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения и формируем элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка : мордовская народная сказка «Мышка» , сказка Я. Пинясова «Веточка» , В. Корчеганова «Рыба как лапоть» , Я. Пинясова «Березкина песна» и многие другие произведения, которые знакомят детей с природой Мордовии. А родителей мы знакомим с экологической ситуацией в Мордовии, информируем, как уберечь ребенка от вредных для здоровья факторов окружающей среды. Беседуем о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательную область «Познание» реализуем опять же через знакомство с родным поселком (ближайшее окружение : ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями (также в ближайшем окружении и на картинках) .

Для формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры с простым содержанием : «В капусту» , «В горшочки» , «В платки» , «Раю-Раю, «В курочек» , «В зайчиков» , «В белочек» . Проводим фольклорные мероприятия «Праздник урожая» , «День птиц» , «Масленица» , «Пасха» , «Весенняя ярмарка» , «Федул-ветренник» , «День поселка» которые также знакомят детей с традициями народов, населяющих Мордовию, с музыкой композиторов Мордовии .



Образовательная область «Труд» предполагает формирование первичных представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, чему способствует чтение детям произведений Ф. Бобылева «Кто ленивей?» и П. Машканцева «Огородница» , а также наблюдение и труд в уголке живой природы, наблюдение за трудом взрослых на огороде, клумбе, посильное участие в помощи взрослым.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем через ОО «Художественное творчество» путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами рубашки, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т. д.




В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины. Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд» , «долг» , «честь» , «Родина» именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам : языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.

Проблема ознакомления детей с родным краем – актуальна в современном обществе. Она обусловлена требованиями современного общества к воспитанию подрастающего поколения, обладающего такими интегративными качествами личности, как патриотизм, гражданственность. Несмотря на изученность некоторых аспектов, проблема ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в настоящее время остается значимой. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.

Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, терпимого отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.