Роль учителя в воспитании школьников. Роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Школа, по латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости. Вспомним: для многих из нас и наших детей школа была скорее домом печали. Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя.

У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать возможность им развиться.

Дарить ребенку чувство его значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.

Все обучение и воспитание должно строится на положительных образах. К примеру, в задачке на «вычитание» не должно быть слов «отнял» или «украл», лучше - «подарил». Все должно ассоциироваться с добрыми людьми, красивыми поступками.

Главное в деятельности учителя - уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.

Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.

Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.» (1) Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве перестраивать человека узнал весь мир...

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни.

И сейчас в наше время проливается кровь на Чеченской земле и во многих других странах. И ради чего?.. Ради чего столько мук и страданий? Ради маленького куска земли!

Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их; нельзя скрывать противоречий - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения.

По сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью.

«Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах» (2)

Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования. На личность влияет коллектив, в котором личность находится. Коллектив-это чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают.

Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

Вы спросите, как можно воспитывать математикой? Математика -это, прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стремились трудиться, борясь с ленью, легкомыслием. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, далее, если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах» (3).

Классики советской педагогики рассматривали проблему взаимоотношения учителя и учеников как поистине первостепенную. Уделялось внимание и тому феномену, как авторитет учителя. «Если человек должен отвечать за свое дело и отвечает, то вот его авторитет. На этой базе он и должен строить свое поведение достаточно авторитетно» (4). В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.

Если учитель хочет быть настоящим воспитателем, он должен озарить знания своими мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники услышали: учитель обращается к ним. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждениям, поучениям воспитателя.

Есть прекрасный ответ замечательного учителя Шалвы Амоношвили на вопрос о том, в какой стране могли бы жить дети: «В стране, где царствует диктатура совести». (5). И так будет, потому что все начинается с детства.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.С. Макаренко «О воспитании» с.4

2. В.А. Сухомлинский «Методика воспитания коллектива» с. 152

3. «Воспитание в духе Бахай» с. 30

Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, успешно реализуемых в нашей стране с первых дней обретения независимости. Огромное внимание уделяется развитию личности ребёнка, формированию у него системы ценностей. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне. Нравственное воспитание учеников особенно важно, потому как именно в школьном возрасте ребёнок восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребёнок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учительство - одно из труднейших видов служения своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в наших школах - добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

13. Понятие и структура личности.

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры, Первая - направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственный будет-слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности. Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания - научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

  1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;
  2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей) ;
  3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке; физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре) ; нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель) . Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно богата) , если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
  2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения народно-прикладного искусства (керамика, стекло, народные декоративные изделия и др…)
  3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и т.д. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. 4.Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развитие эстетических оценок, способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого использую различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр спектаклей, презентаций и т.д.
  4. Праздники. С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремления испытать себя в разных жанрах искусства, выступления в красочных костюмах. Подготовка к празднику, участие детей в создании номеров, ожидание праздничного действа, формируют особое предпраздничное коллективное настроение.
  5. Самостоятельная художественная деятельность детей. Она является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству. Для развития самостоятельной художественной деятельности создаются специальные центры с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут пользоваться свободно. Педагог при это заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. 7. Значительную роль в эстетическом воспитании могут сыграть музей, кинотеатр, дом культуры. Посещение культурных центров формирует и первые навыки художественно-эстетического восприятия в детском возрасте. Основой процесса эстетического воспитания, является деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребенок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо грамотно отбирать содержание предполагаемого материала и определять его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников. Также, необходимо ввести в совместную деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний и умений. Педагог приобщает к прекрасному, побуждает к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармонично, интеллектуально-развитой личности.

  1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения) .
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

У нас в группе созданы условия для эстетического воспитания детей. Создан центр «Уголок творчества» (слайд) для разнообразной художественной деятельности, в котором дети занимаются как под руководством воспитателей, так и по собственной инициативе. Для творческой деятельности очень важно, чтобы обстановка, окружающая ребенка, была красивой, уютной, по-домашнему комфортной. Это раскрепощает ребенка и располагает к творчеству. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Детям предоставлена возможность рисовать, лепить, апплицировать в любое время, из разных материалов. В центре творчества много пошаговых обучающих образцов, наглядности, трафаретов. Мы организуем приобщение детей к декоративной деятельности: (слайд) рассматриваем элементы декоративной росписи, силуэты народных игрушек, матрешек, тематические раскраски «Знакомство с росписью» , дети любят играть в такие игры, как «Узнай роспись» , «Найди сходства и отличия народных костюмов» , «Что лишнее» и т.д. Знакомим с изделиями народных мастеров, смотрели презентации о создании русской и вятской матрешках. (слайд)

Стараемся больше проводить нетрадиционные занятия по изодеятельности с использованием разных приемов рисования и материалов (это рисование тычками, ватными палочками, рисование пальчиками, (слайд) процарапывание стеками, рисование солью, печатание губкой, выдувание рисунка из трубочки «Кляксография» , (принимали участие во Всероссийском конкурсе «Кляксография» ) . Применяем такие материалы, как специальные трафареты под стекло, (слайд) гипсовые фигурки, цветные мелки, смываемые маркеры, деревянные заготовки. Для занятий по лепке применяем разный бросовый материал, радужный песок (слайд) , глину. Применение таких приемов и методов развивают у детей фантазию, творческое воображение. Лучшие работы выставляем в группе на «Полочке Красоты» . (слайд) Учим детей использовать средства художественной выразительности (стихи, пословицы, поговорки отрывки из произведений) . Важную роль в эстетическом воспитании детей играет музыкально-театральная деятельность. Музыка имеет звуковую природу, обобщенность образов, являясь «искусством чувств» , как говорил П.И. Чайковский. Мы стараемся, чтобы музыка звучала не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, на зарядке, включаться на других видах занятий. В группе создан музыкально-театральный центр (слайд) , в котором дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, (слайд) участвуют в драматизации сказок, (слайд) спектаклей, инсценировках. Мы используем различные виды театров: пальчиковый, театр на магнитах, игрушки бибабо и.т. д.

Для обогащения эмоционально-чувственного восприятия в каждой группе есть условия для знакомства детей с художественной литературой. В книжном центре (слайд) есть портреты писателей, необходимые подборки литературы для знакомства детей с ними, их произведениями, сказками, фольклором.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетическом развитии детей принадлежит детскому саду. Но и велика роль семьи. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников с родителями в конкурсах районного, регионального уровня. Никита Горин занял первое место в районном конкурсе «Зимняя сказка» с поделкой «У леса на опушке, жила зима в избушке» . Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, художником, писателем, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне-развитую личность.

Уважаемые педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.

Мария Монтессори видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Педагог, работающий по системе Монтессори , не учит ребенка, а только наблюдает за ним, ненавязчиво руководя его действиями, то есть он вмешивается только в крайнем случае, если у малыша совсем ничего не получается. Для начала он; показывает, как правильно пользоваться всеми предметами, а потом малышу предоставляется самостоятельность.

Учитель всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не зада-вали. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила Мария Монтессори. В этом и состоит отличие: обычно вы, мамы-папы, очень торопитесь, вам легче самим завя-зать шнурки, застегнуть ребенку рубашечку, чем ждать, пока ребенок сам сообразит, как это делать. Но это убивает самостоятельность малыша. А ведь дети в раннем возрасте так стремятся подражать взрослым. Главный девиз методики Монтессори: «Ты уже достаточно взрослый и можешь сделать это сам!», а не «Ты еще маленький, подрасти, и у тебя все получится». Система рассчитана на то, что кроха учится сам в процессе деятельности.

В силу этого роль учителя в педагогике Монтессори сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним.

➠ Такой учитель — и это вы сразу заметите — не претендует на центральную роль, как это принято. Его участие не так активно и заметно на первый взгляд, но отнюдь не менее важно. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Задача учителя в том, чтобы подготовить среду, способствующую саморазвитию маленького человека, помочь ему организовать свою деятельность, направляя его грамотно и ненавязчиво, дать свободу экспериментировать с этой средой. Взаимоотношения в классе строятся по принципу «учитель для ученика».

Учитель должен быть компетентным во всех областях знаний — математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языка), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Поэтому, помимо основного базового высшего педагогического образования, учитель должен закончить Монтессори-курс.

Еще учитель терпелив, ровен, не скуп на похвалу, подает малышу личный пример. Он должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Должен уметь прояв-лять гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку.

Несмотря на то что метод Монтессори имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей и каждый класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным. Вам, родителям, надо встречаться с учителем и, если это возможно, заранее знакомиться с методами работы учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании педагогики Монтессори.

Размышляя о роли воспитателя, о его основных качествах, К.Д. Ушинский предстаёт перед нами как бы с двух сторон.

С одной стороны - это мыслитель, сформировавшийся в философской среде, познавший всю сложность и диалектичность воспитательного процесса. И как мыслитель он понимал, что в педагогике не может быть рецептов и догматически очерченных правил. Личность ребёнка формирует главный воспитатель - жизнь "со всеми её безобразными случайностями". Он подчёркивал, что стоит только отстранить "пагубные обстоятельства", создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

Но вместе с тем и создание атмосферы труда и благоприятствующих обстоятельств, овладение даже самыми совершенными методами воздействия ещё не приведут к желаемым результатам. И тому пример иезуитского воспитания. Умение проникнуть в интимный мир детей и в этом мире совершать с точностью ювелира филигранные работы по становлению характера - это очень важно для воспитателя, но это так же опасно, как и авторитарно подавлять волю ребёнка, ибо, входя в мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребёнку не свойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нём не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности.

Вот почему и беспокоил К.Д. Ушинского один и тот же вопрос: "Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?" И К.Д. Ушинский-философ отверг ложный тезис - "воспитывайте детей так, чтобы дети походили на меня, и вы дадите отличное воспитание". Он считал, что надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас. Поэтому каждому воспитателю необходимо овладеть самоанализом и постоянно проводить беспристрастный критический обзор результатов своих действий, чтобы исключить прикосновение к детской чистоте своих отрицательных свойств. Каждому воспитателю необходимо уметь видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда несёт им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный поступок. Одной образованности, одних знаний и правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, явно недостаточно.

Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, различных явлений, точек зрения. И в своей оценке, в своём активном отношении к миру педагог выступает не как кабинетный теоретик, а как член общества, того конкретного общения, где всё до предела сжато, всё в живом темпе событий, где нет времени для длительного раздумывания, где надо сейчас, безотлагательно, что-то решать, что-то утверждать, что-то отрицать.

Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм ведёт к преобразованию обстоятельств, выступает в защиту человека, поэтому К.Д. Ушинский хотел видеть каждого воспитателя решительным, радикальным, смелым, с позитивной программой действий.

Он сам как педагог был невероятно радикальным и бескомпромиссным, когда дело касалось косности, невежества и пошлости, но становился необыкновенно деликатным человеком, когда общался с детьми, учителями, разделявшими передовые взгляды на просвещение и науку, большое значение уделяя педагогическому такту, без которого ни один педагог "никогда не станет хорошим воспитателем-практиком...". Основу педагогического такта составляют глубокие знания психологии, которые раскрывают личность ребёнка во всей своей целостности, причём важно, по мнению К.Д. Ушинского, чтобы педагогические методы и средства применялись не к отдельным психическим качествам личности, а к ребёнку, "каков он есть в действительности, со всеми его слабостями...".

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.