Технология наглядного моделирования на практике в доу. Моделирование – как способ познания в детском саду

Наталья Сафонова
Использование метода моделирования в ДОУ

Метод моделирования - достаточно распространенный способ познания оригинального объекта (предмета) посредством разработки его модели и её анализа .

Внедрение в практику моделирующего метода предполагает , что представленная воспитателем информация будет осмысленна детьми самостоятельно. Ведь фундаментом моделирования является создание и оперирование моделями . Раскрывая содержание заменяемого объекта, метод моделирования осуществляет познавательную функцию. Дети познают предмет через его признаки. Познавательные преобразования выполняются непосредственно на объекте, которым выступает модель . Моделью может выступать конструкция или идеальный образец. Но далеко не все предметы можно использовать в качестве модели . Необходимо соблюдать условие, при котором объекты - моделирующий и моделируемый- были взаимоподобны .

Зависимость подобия, естественно, не должна и не может выделяться по всем признакам, которыми обладает моделируемый объект . Важнейшее условие при использовании моделирующего метода- это обладание моделирующим предметом теми свойствами моделируемого , знакомство с которыми осуществляется на конкретном задании.

Использование метода моделирования на практике предполагает использование различных видов моделей :

1) Графическую;

2) Предметную;

3) Предметно- схематическую.

Графическая модель характеризуется познанием предмета или явления посредством использования графика или схемы . Например, воспитатель использует календарную форму при изучении светового дня и его продолжительности. Графическая модель передает отдельные , характерные для явлений или предметов , характеристики, взаимосвязь этих свойств и их отношение.

Предметная модель несет в себе конструктивную и пропорциональную основу составляющих предмет частей. Такая модель аналогична изучаемому объекту. Предметная модель при формировании элементов математических представлений выступает инструментом в педагогическом процессе. Использование таких моделей воспитывает у дошкольников внимание, что особенно актуально в математической работе.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно применять и более сложные модели - предметно- схематические, которые позволяют более тонко представить особенности объекта, нежели это делают предменые модели . В основе таких моделей лежит замена признака предмета предметами- заменителями. В качестве заменителей выступают, макеты, графические знаки. В настоящее время использование указанного вида моделей достаточно распространено. Например, широко применяются модели величины - больше- меньше, численность группы -мало- много.

В тоже время, использование на практике моделей предметно-схематического характера, подразумевает использование определенной иерархии этапов :

1)На первом этапе воспитатель дает детям возможность отработать новый материал по старой, уже усвоенной детьми, схеме.

2) Воспитатель позволяет детям самостоятельно (или используя наводку ) выделить определенные признаки, сравнивая предмет/ явление с другими предметами/явлениями.

3)На третьем этапе необходимо увеличить предметы или объекты не менее, чем до трех.

4)Группа отбирает и моделирует значимые признаки объектов, например, геометрические фигуры.

5) На пятом этапе воспитатель наталкивает дошкольников на создание модели элементарных свойств объектов (круг или треугольник) .

Не зависимо от вида используемых моделей , необходимо верно организовывать процесс моделирования . Так, процесс моделирования включает в себя следующие составляющие :

1)Субъект-дошкольники;

2) Объект-исследуемый предмет или объект;

3)Модель , отражающую взаимоотношение субъекта и объекта.

Кроме того, классификация моделей осуществляется и в соответствии с временным фактором.

В этой группе выделяют следующие виды моделей : 1) статистический вид;

2) динамический вид.

Статистические модели наиболее распространены у детей дошкольного возраста. Данные модели предоставляют сведения по объекту в определенный временной момент

(знакомство детей с частями суток- утро или день) .

Динамические же модели основаны на процессе изменения объекта (его свойств и признаков) во времени (знакомство детей с сутками) .

По признаку назначения выделены модели :

1)игровая,

2)учебная,

3)опытная.

Игровая, она же ролевая, модель используется в процессе определения сценария поведения объекта в определенный временной промежуток при определенных условиях. Учебные модели в ДОУ используются достаточно редко и предполагают глубокое изучение признаков одного объекта. Опытные модели по сути представляют собой уменьшенную или увеличенную копию моделируемого объекта . Зачастую воспитатель использует данный вид модели при демонстрации прогноза будущих свойств предмета.

Стоит отметить, что использование моделей любого вида стимулирует познавательную деятельность и активность ребенка. Кроме того, ребенок- дошкольник обладает способностью самостоятельно вводить отдельные модели благодаря наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Абсолютно любое понятие из области математики воспитатель преподносит детям, как модель , существующую в реальной действительности, в тоже время, модель рассматривается , как средство дидактики.

Рассмотрев множество видов моделей , можно сделать вывод о том, что модели играют и множество ролей. Выделим из них базисные : 1)Воспроизведение внешних связей, незамечаемых дошкольниками;

2) Воспроизведение, наоборот, искомых, но скрытых связей, содержание которых не воспринимается ребенком в должной мере. Модель помогает выразить содержание новых, неизвестных для детей математических понятий через их образ. Включение резерва образного мышления облегчает усвоение дошкольниками материала, помогает разгрузить память, так как образ по своей природе- компактное представление.

Кроме того, как показывают результаты последних психологических исследований, у детей, часто работающих с моделями , развитие психических процессов - внимания, мышления, памяти- протекает быстрее. На практике воспитатель использует сочитание разных видов моделей . Этот способ оптимизирует процесс овладения знаниями и позволяет : 1)Поэтапно усложнять систему работы по формированию знаний в области математике; 2) Повышать интерес дошкольников к получению знаний, а также обучать их наблюдению за предметами/ явлениями; 3) Использовать в жизнедеятельности детей модели , изученные на занятии; 4) Повышать уровень мышления посредством познания содержания объектов; 5) Накапливать непосредственный опыт работы с моделями .

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования. По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование метода проектов в ДОУ. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Открытое занятие «Составление описательного рассказа по игрушке с использованием метода наглядного моделирования» «Составление описательно рассказа по игрушке «зайчик» с использованием метода наглядного моделирования» (младший возраст). Программное содержание:.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» Проект: долгосрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Библиотека изображений:

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно.

За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов.

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми.

Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

  • Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.
  • Раскрыть метод игрового моделирования.
  • Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.
  • Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Наталья Геббасовна увлекается чтением художественной литературы, разгадыванием кроссвордов, интересуется программным обеспечением для ПК, принимает активное участие в педагогических конкурсах.

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

тод игрового моделирования как элемент деловой игры

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

2. Раскрыть метод игрового моделирования.

3. Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн,В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,В.А. Трайнева и др.

Общая характеристика методов активного обучения

Методы активного обучения - совокупность педагогиче-ских действий и приемов, направленных на организацию учеб-ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициатив-ному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на акти-визацию познавательной, коммуникативной, профессиональ-ной деятельности и повышение их качества.

Мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу-ется с экспериментальными данными, которые свидетельству-ют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30%информации, при самостоятельной работе с литерату-рой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой иг-ре) - до 90%). (см. Прил.1).

Традиционные формы методи-ческой работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачива-ют значение из-за низкой эффек-тивности и недостаточной обрат-ной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение пе-дагогов в активную учебно-позна-вательную деятельность с приме-нением приемов и методов, полу-чивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учеб-ная деятельность носит творчес-кий характер, формируются позна-вательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основ-ном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о пу-тях решения той или иной пробле-мы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в про-цессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, ак-тивные методы обучения характе-ризуются высоким уровнем актив-ности как обучающих, так и обуча-емых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной дея-тельности различны и зависят от природы и содержания соответ-ствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формиру-ет умения и навыки профессиональ-ной деятельности, при этом развива-ются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам ак-тивных методов обучения отно-сятся: развитие самостоятельнос-ти, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, раз-витие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обу-чения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить опти-мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные мето-ды обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к методичес-кой работе с педагогами.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к актив-ным методам обучения относит дело-вые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ро-лей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обуче-ния: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода ана-лиза конкретных ситуаций обуча-емым предъявляется ситуация, свя-занная с некоторым моментом функ-ционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким мето-дам относится решение педагогичес-ких ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведе-ния, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комп-лекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и пара-метры игрового комплекса. Для ро-левой игры принципиально важно наличие именно модели управляю-щей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» пе-дагогом организации занятия с деть-ми, роли которых выполняют воспи-татели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируе-мая роль, не моделируется деятель-ность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспита-телей в чрезвычайных обстоятель-ствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельност-ные игры применяют для решения сложных социально-производствен-ных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (например, для разработки програм-мы развития ДОУ, организации праздника и т.д.).

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкрет-ных ситуаций и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управ-ления, и управляющую систему.

Классификацию активных мето-дов обучения дают в своей работе «Деловые игры»Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, бази-рующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. (рис.1)

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руково-дителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

. деловые игры;

. дидактические или учебные игры;

. игровые ситуации;

. игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

Мозговой штурм

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

Игры-проектирование

Рисунок 1.Методы активного обучения

При этом к игровым процедурам и приемам относят сред-ства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других тра-диционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с ис-пользованием метода анализа конкретных ситуаций в видеил-люстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запла-нированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лек-цию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискус-сию, лекцию - беседу - реализующие принцип диалоговогооб-щения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализо-ванной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дис-куссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с неза-планированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, кри-тика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр,театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реа-лизующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для ме-тодов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют моти-вацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессио-нальных умений и навыков, освоение передового опыта, конт-роль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации про-цессов и структур; проектировании и конструировании объек-тов; выборе тактики действий в управлении, общении и кон-фликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологи-ческой задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, вы-думке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предпола-гающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают аудиторные и внеаудитор-ные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники выде-ляют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Деловая играв педагогической системе

После рассмотрения все-го комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр. Сегодня термин «деловая игра» час-то используется в методической работе ДОУ, однако употребление его не всегда отражает сущность организуемого процесса.

Теоретические основы и прак-тическое применение деловых игризложены в работах Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в раз-ных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь с положительными эмоция-ми. Вспоминаются развлекательные игры типа КВН или «Поля чудес».

И действительно, игры нас окру-жают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, спо-собствующие возникновению игро-вого интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих воз-можностей как игрока, азарт ожида-ния непредвиденных игровых ситу-аций, удовлетворение от успеха, ко-рыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использо-вание игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опира-ются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Оп-ределений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленчес-ких решений в различных произ-водственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

Другой разработчик деловой игры - Ю.С. Арутюнов - счита- ет, что деловую игру можно рас-сматривать как новую область деятельности и научно-техничес-кого знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, ис-следования и решения производ-ственных задач.

В.Н. Бурков и его последовате-ли называют деловой игрой ими-тацию на модели производствен-ной, хозяйственной и организаци-онной деятельности в учебных и исследовательских целях. Дело-вая игра - это имитация реаль-ных производственно-экономичес-ких процессов на игровой модели с целью формирования у обучае-мых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркиваетС.Н. Павлов, активный метод обу-чения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной дея-тельности в роли лица, принима-ющего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особеннос-тей деловых игр.В первом подчер-кнута роль компьютера, во вто-ром - не только учебная, но и ис-следовательская цель, в третьем - развитие экономического мышле-ния, в четвертом - ролевая осо-бенность деловой игры и отнесе-ниеее к активным методам обуче-ния.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се-минары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.

Структура метода игрового моделирования

Выделяют четыре структурные группы элементов игрового моделирования, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассмат-ривать весь комплекс методовактивного обучения, то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда,

2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается способах формирования команд, определе нии и распределении ролей,

3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы дей- ствий участников определяют правила, которые описываются отдельно илив сценарии игры. Условия,в которых осуществ-ляется игровое взаимодействие, называют игровой обстанов-кой.

4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации прин-ципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидакти-ческим целям служат такие игровые элементы, как погруже-ние, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают ус-пешность игрового действия и поэтомув наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех иг-ровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Метод игрового моделированиякак элемент деловой игры

по опыту работы МДОУ № 86 «Колокольчик»

Проанализировав различную методическую литературу, несложно придти к выводу. Что для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовки к очередномуметодическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Старшие воспитатели часто включают в педсоветыи консультации элементы деловой игры - такие как- метод игрового моделирования.

Этот метод может быть применен на любом методическом мероприятии. Например, в нашем ДОУчастью педагогического совета на тему: «Игра - это серьезно!» стало игровое моделирование «Учим детей, играя! (см. прил.2)

Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок. А отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогови состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.:Политиздат,1996. 123 с.

2. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. - СПб.: Образование, 1992. 84 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

4. Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia , 2003. 144 с.

5. Дошкольное образование в России./Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1995.

6. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. -. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.

7. Елжова Н.В.Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Ежова. - Изд. 2 -е, перер. и дополн. - Ростов н/Д.:«Феникс», 2010.-250 с.

8. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск: ЧГПИ, 1978.

9. Прокопьева М.М. Ксендзова Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика. Учебное пособие. Якутск. 2003. 47 с.

10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

по использованию метода игрового моделирования

Непосредственная разработка материалов метода игрового моделирования включа-ет в себя следующие этапы:

· создание проекта;

· описание последовательности действий;

· описание организации проведения игры;

· составление заданий для участников;

· подготовка оборудования.

Проект

1. Название игры, ее цели.

2. Состав участников.

3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру

в целом.

4. Суть проблемы, подлежащей решению.

5. Состояние исследуемого вопроса.

6. Руководство игрой.

7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва-рительного

изучения.

Для разработки метода игрового моделирования необходимо создать имитацион-ную и игровую модели, которые должны органически наклады-ваться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо чет-ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы-работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор-ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен-ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Подготовка игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте-но, где, когда, кеми какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Приложение 1


Приложение 2

Игра - это серьезно!

(Тематический педсовет)

Цель : систематизация знаний педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание вДОУ условий для их самореализации.

План проведения педсовета:

1. Краткий отчет раннее принятых решений от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

2. Анализ создания предметно-развивающей среды для игровой деятельности - выступление и.о. заведующей Никифоровой Т. И.

3. Сообщения из опыта работы:

Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка - сообщение психолога Павловой М.А. (слайд-шоу)

4 . Игровое моделирование« Учим, детей играя!» - ответственный ст. воспитатель Сметанина Н.Г. (слайд-шоу)

5. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Ход проведения педсовета:

1.Краткий отчет раннее принятых решений на установочном педсовете от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

На установочном педсовете педагогами были приняты решения о своевременном посещении ипостоянном контроле утренней гимнастики, закаливании, режиме, проветривании, прогулки. Были проведены оперативные контроли за всеми группами детского сада. В ходе такого контроля все группы выполняют предписанные решения.

2.Выступление и.о.заведующей Никифоровой Т.И. по второму вопросу:

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогикив поиске путей совершенствования среды. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

В ходе тематического контроля «Развивающая среда в группах» было выявлено, что исследуя развивающую среду ДОУ можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются систематически, для этого имеются условия. Воспитательв соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» старается модернизировать условия развивающей среды. Педагогом подбираются художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов самостоятельной деятельности.

Анализируя программы обучения и воспитания можно сделать вывод, что перед педагогами выдвигаются задачи по организации и оснащению развивающей среды в разнообразных видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержаниеми новыми средствами.

3.Выступление психолога Павловой М.А. по третьему вопросу. (слайд-шоу)

4. Деловая игра « Игра - это серьезно!»

Цели : в нетрадиционной форме показать свои знания в области психологии и педагогики игровой деятельности; формировать способность быстро и логически мыслить,культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенные одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Все участники делятся на две команды и выбирают себе капитана и название команды. Выбор состава жюри, ответы оцениваются баллами, каждый правильный ответ - 1 балл. В конце игры подсчитываются общий балл каждой команды.

1. Разминка. Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.

1.Средство общения (язык),2. восхваление лучших чертчеловека (комплимент), 3. партнер в диалоге (собеседник), 4. свободное от работы время (досуг), 5. парадное спасибо (ура), 6. подставка под обед (стол).

2. Великие имена - великие идеи. Конкурс «Кто автор высказывания?»

1-вопрос. Кому принадлежат следующие слова: «…игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» (Н.К.Крупская) 2-вопрос. «Овладеть правилом игры - значить овладеть своим поведением» (Леонтьев) 3-вопрос. «Игрушка, по образному выражению …..- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности» (Макаренко) 4-вопрос. «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Е.А.Флерина)

Я предлагаю вам следующие варианты ответов:

1. Макаренко 2. Леонтьев 3. Крупская 4. Сухомлинский 5. Флерина 6. Ушинский 7. Усова

8. Выготский

3 . «Мозговая атака» Замените предложения пословицей (кто быстрее)

Учись всю жизнь (век живи, век учись). Беречь время (делу время, потехе - час).

Береги здоровье (береги платье снову, а здоровье - смолоду). Не болтай (держи язык за зубами). Не торопись, делай все аккуратно (поспешишь - людей насмешишь; делаю наспех - делаю насмех). Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело гуляй смело).

  1. «Педагогика за рубежом 1-вопрос. Это направление в педагогике возникло при

работе с трудными детьми. Основополагающими словами в нем являются: «Развивающая среда и действие» А помогающие предметы - богатый сенсорный и дидактический материал». Кто автор этого направления (Монтессори.)2 -вопрос. Это направление имеет два принципа:- действие по подражанию;- близость с природой.Здесь предполагается большое количество взрослых, принимающих активное участие в воспитании, и действии детей с предметами натурального происхождения. О какой педагогике идет речь? (Вальдорфская)3-вопрос. То, что в российской педагогике называется ТРИЗом. Имеет аналог и в зарубежной педагогике. Кто из зарубежных авторов интеллектуальных задач для детей? (Джанни Родари)

4. Игра «Личность» Каждая команда жестами, мимикой показывает выдающуюся личность; если противник угадал, то зарабатывает балл.

5. «Черный ящик» Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, споров и горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот прельщало. Это предмет встречался не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (яблоко)

6 . «Ты мне - я тебе» Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера игровой деятельности.

7. Конкурс капитанов 1-вопрос: В каких народных играх используется палочка? (Р.Н.И. «палочка-выручалочка», р.н.и. «Шар», «Городки», башк.н.и. «палка-кидалка», дагест.н.и. «палочка-стукалочка».) 2-вопрос: В каких народных играх используется мяч? (р.н.и. «Мячик кверху», «Лапта», «Большой мяч», «Блуждающий мяч», «Выгони мяч», «Гонка мяча по улице»)

8. Фантазеры Команда выбирает самого эрудированного педагога. За 1 минуту ответить быстро на вопросы. Побеждает та команда у кого больше баллов.

«холод» (мороз). Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

Что такое психология? (Наука о душе.) Основоположник ТРИЗа. (Алътшуллср Т. С.)

Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач.) В какой стране и в каком году начата работа по ТРИЗу? (В нашей в 1946 г.) Уверенность в доброжелательности, добросовестности, искренности другого. (Доверие.) Признак, присущий от рождения. (Врожденный?) Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (За-висть) Стремление сознательно искажать истину. (Лживость.) Способность мыслить и действовать без посторонней по-мощи. (Самостоятельность) С какого возраста начинать развитие творческого вообра-жения. (3-5 лет.) Человек, не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оп-тимист.) Врожденная форма поведения. (Инстинкт.)

В какой области науки была начата работа по ТРИЗу? (Тех-нической.) Человек,которыйможет свернуть горыради достижения своей цели. (Одержимый.) Следование поведению другого. (Подражание) Совокупность высших нравственных принципов личности.
(Честь)
Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная) Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть) Заимствованныйобразец,которомуслепоподражают. (Шаблон)

4. Решение педагогического совета

1. Продолжать создавать в детском саду условия для развития игровой деятельности;

v пополнить в группах игровым материалом уголки (ответственные воспитатели,срок - в течение года);

v оформить фотостенд для родителей «Развитие ребенка в игровой деятельности» (ответственные - заведующая, ст.воспитатель; срок - в течение года).

2. отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста (ответственный ст. воспитатель, анализ планов - ежемесячно)

Присутствовало:

Отсутствовало:

Председатель педсовета:

Секретарь:

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения ) .

Моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями , схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей , придерживаясь ряда требований к ним :

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

Замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

Использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет) ;

Построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) .

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что :

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит : “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования , разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей :

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов , закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету , воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид - предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов -заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели , обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются :

заместители,

пиктограммы,

мнемотаблицы.

Замещение - это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера :

геометрические фигуры или полоски;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Перед вами на слайде использование приема замещения к сказке В. Сутеева «Под грибом» .

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах :

как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Перед вами на слайде использование приема пиктограммы к сказке В. Сутеева «Под грибом» .

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Перед вами на слайде мнемотаблица к русской народной сказке «Три медведя» .

Схемы - модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В работе наглядное моделирование , позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов , пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями , отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель . В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату) которое представлено пятью компонентами :

  1. Постановка цели и мотивация трудового процесса.
  2. Отбор предметов труда .
  3. Трудовое оборудование.
  4. Порядок трудовых действий.
  5. Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели , устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша - набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера - комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

  1. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей».
    а) Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)
    Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
    б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)
    в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)
    г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
    д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.
  1. Моделирование в экологическом воспитании детей .
    а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
    б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
    в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
    г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
    д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
    е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
  1. Моделирование в изобразительной деятельности.
    Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
  1. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
    Яркий пример моделирования в этом разделе - создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек - символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Пушина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ"
Дата публикации: 16.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»

Актуальность:
В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.
Моделирование
- это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.
Следовательно, актуальность в том, что:
1-дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему. 2- Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь- записывай, рисуй, черти!» З-Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным.Н.Н.Подъяковой, Н.А.Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.
Данная технология обладает варьеативностью,гибкостью, многофункциональностью, т.к.условности легко воспринимаются детьми. Использованные в работе пиктограммы, схемы. Мнемотаблицы, значки- символы, стелизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей. Но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».
В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:
 предметные - в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы.  Предметно-схематические модели - в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, логоритмические упражнения)  Графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения. Явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации - моделью.В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:
 исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий,совершенствовать речевые функции.  Формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:
 развивающий и воспитывающий характер обучения;  системность и последовательность;  сознательность и самостоятельность;  творческая активность;  наглядность и доступность;  сочетание коллективной и индивидуальной работы. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:  усвоение и анализ сенсорного материала;  перевод его на знаково-символический язык;  работа с моделью.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие

задачи:
1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации. 2.Формирование навыка дешифровки модели. З.Формирование навыка самостоятельного моделирования. В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию.Это необходимый компонент обучения, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Введение нами наглядного моделирования в своей группе в процесс обучения позволило целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов. Перессказывание, правильное использование предлогов. На начальных этапах своей работы по внедрению наглядного моделирования мы использовали следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствовало начальному этапу обучения-мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации.
На последующем этапе использовали более сложные операции - обобщение, абстракции, где наглядные модели опирались как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.
Способы наглядного моделирования в нашей группе включают в себя:
 обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей;  использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов;  умение считывать и создавать графические изображения признаков. Объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.)  умение ориентироваться в пространстве по схеме;  умение составлять план реального пространства (комната.,группа, участок.)  умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа;  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу. Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование мы большей частью используем на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но конечно же с учётом возрастных особенностей.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования:
1 этап-научить читать таблицы: а. сообщение информации по теме в форме познавательной беседы; б. рассматривание готовой таблицы. Составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации; в. пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без
него; г. графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности. 2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях. а.сообщение темы; б.рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.) в. составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.  Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов.  Что обозначает этот знак?  Что мы можем рассказать об этом объекте?  Как мы это изобразим в нашей модели?  Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему. З. этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу. 4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности. Спомощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок дети перессказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога. На начальном этапе обучения составлению описательных рассказов мы делали схему из отдельных карточек, подставляя их поочерёдно к описываемому
предмету, а затем постепенно их отдаляли друг от друга и в конце концов объединяли в единую схему-клетки (мнемотаблицу.)
Использование мнемотаблиц даёт положительный эффект:
1. мощно развивается визуальное мышление; 2. вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация; 3. формируется способность к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: 1.появится интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик; 2.увеличится словарный запас; З.дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией.Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребёнка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О. М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки . Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

«Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов» .

Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям:

  • - по характеру моделей;
  • - по характеру моделируемых объектов;
  • - по сферам приложения моделирования;
  • - по уровням моделирования.

В связи с этим любая классификация методов моделирования обречена на неполноту, тем более что терминология в этой области опирается не столько на «строгие» правила, сколько на языковые, научные и практические традиции, а ещё чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет.

А. Н. Аверьянов рассматривает наиболее известную классификацию - по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования:

  • 1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.
  • 2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
  • 3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
  • 4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
  • 5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

Таким образом, можно различать «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование. Первое можно трактовать как «экспериментальное», второе -- как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как «мысленный эксперимент».

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  • б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
  • в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
  • г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
  • д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
  • е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостоятельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей), ребёнок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими).

Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это - норма развития), им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы или объекты в их непосредственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции. Что касается умственно-отсталых детей, то у них даже в 7-8 летнем возрасте очень значимыми остаются особенности сенсомоторного интеллекта (в норме соответствующего возрасту 2-3 лет) и наглядно-действенного мышления (в норме соответствует возрасту 3-5 лет). В этом случае формирующийся образ предмета складывается на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. Это значит, что для этих детей наиболее важной является деятельность моделирования с использованием вещественных моделей, которыми ребенок может действовать собственными руками, а не просто наблюдать за действиями педагога.

Использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.

Математическая модель представляет собой упрощение реальной ситуации. Ощутимое упрощение наступает тогда, когда несущественные особенности ситуации отбрасываются и сложная исходная задача сводится к идеализированной задаче, поддающейся математическому анализу. Именно при таком подходе в классической прикладной механике возникли блоки без трения, невесомые нерастяжимые нити, невязкие жидкости, абсолютно твёрдые или чёрные тела и прочие подобные идеализированные модели. Эти понятия не существуют в реальной действительности, они являются абстракциями, составной частью идеализации, предпринятой автором модели. И тем не менее их часто можно с успехом считать хорошим приближением к реальным ситуациям. Описанный образ действий при построении математических моделей не является единственным, и этому совсем не стоит удивляться. В другом возможном подходе первым шагом является построение простой модели нескольких наиболее характерных особенностей явления. Это часто делается для того, чтобы почувствовать данную задачу, причём делается это ещё до того, как сама задача окончательно сформулирована. Затем эта модель обобщается, чтобы охватить другие факты, пока не будет найдено приемлемое или адекватное решение. Есть ещё подход, когда с самого начала вводится в рассмотрение одновременно большое число факторов. Он часто применяется в исследовании операций, и такие модели обычно изучают имитационными методами с использованием ЭВМ.