Психолого-педагогические особенности накопления сенсорного опыта у детей дошкольного возраста. Обогащение непосредственного чувственного опыта детей через продуктивную деятельность

Особенности сенсорного развития дошкольника в разные возрастные периоды:

¦ в 3 года – манипулирование предметом без попытки обследования;

¦ в 4 года – рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков;

¦ в 5–6 лет – планомерное и последовательное обследование;

¦ в 7 лет – систематическое планомерное рассматривание.

Ситуация. Воспитатели с детьми проводят так называемые «пальчиковые игры». Примером такой игры может служить «Сороконожка»: «Две сороконожки бежали по дорожке (при этом пальцы правой руки «бегут» по левой руке от запястья до плеча, одновременно пальцы левой руки «бегут» по правой руке). И друг друга повстречали. Так друг друга обнимали (слепили пальцы на затылке), что насилу их разняли».

? Какова цель таких игр?

Решение. Такие игры необходимы для полноценного развития двигательного анализатора ребенка, для тонкости ощущений и развития координации. Игры такого рода необходимы для развития психики, мышления.

Вопрос. Какова суть сенсорного воспитания?

Ответ. Суть сенсорного развития ребенка заключается в овладении сенсорными эталонами, способами обследования предметов и в развитии органов чувств.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Освоение сенсорных эталонов значительно расширяет свойства и взаимосвязь их в предметах, которые познает ребенок. Дети научаются понимать не только обыденные ситуации, но и учатся прогнозировать возможные действия с предметами, как с реальными, так и с нарисованными.

Сенсорное развитие происходит при непосредственном руководстве (воспитании). Только в этом случае возрастает целенаправленность, планомерность, осознанность действия с предметами, устанавливается взаимосвязь с речью и мышлением.

Вопрос. Что такое сенсорные эталоны?

Ответ. Термин предложил А. В. Запорожец при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны выделены человечеством в процессе общественно–исторического познания системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и превращаются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и в процессе определения их свойств. Примеры сенсорных эталонов: цветовая гамма, геометрические формы, речевые фонемы и др.

Ситуация. Вспомните описание опыта швейцарского психолога Ж. Пиаже (задачи на «сохранение количества вещества», предложенные детям 6–7 лет).

В опыте использовались два небольших сосуда, имеющих разную форму и разные размеры. В них наливалось равное количество воды. Ребенок хоть и видел, что воду из одного сосуда переливают в другой, более узкий и высокий, но, ориентируясь на уровень воды, утверждал, что воды стало больше.

? Как обучать детей, чтобы улучшить их способность правильно различать предметы окружающего мира?

Решение. В своих опытах Ж. Пиаже предлагал детям задачи, решение которых не опиралось на непосредственный их опыт. Чем менее доступно для опыта ребенка явление, тем более примитивно объяснение его причины. Попытки решить такие задачи с помощью образного мышления приводят дошкольника к типичным ошибкам.

Ребенок не может определить разницу между видимым им уровнем жидкости в сосуде и его общим количеством. В образном его мышлении количество воды в обоих сосудах воспринимается как одинаковое, равное. При соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Детей учат пользоваться методом мерки. Мерка дает возможность выделять, отделять друг от друга различные показатели величины (объем, площадь, длина, вес и т. д.), которые слиты в восприятии дошкольника с представлениями о них. При помощи мерки количество определяется объективно и независимо от внешнего впечатления.

С помощью такого обучения феномен «сохранения количества вещества» легко снимается, как доказано исследованиями современных отечественных ученых, уже у детей 4–5 лет. У них улучшается способность правильно различать предметы окружающего мира.

Ситуация. Дима нарисовал целый городок из маленьких домиков с крутыми скатами крыш. Но вот трубы домов нарисованы перпендикулярно этим крышам.

? Что, на ваш взгляд, является причиной таких рисунков и почему?

Решение. По своему опыту Дима знает, что предметы, расположенные на чем–то, связаны с этим чем–то определенным образом. Поэтому трубы рисуются перпендикулярно крыше. Детские рисунки не фотографии, а скорее символические изображения их представления и понимания мира.

Диме присущ эгоцентризм (по Ж. Пиаже). Он еще не учитывает свое объективное положение мыслящего человека, поэтому и происходит смещение субъекта и объекта в процессе акта познания.

Ситуация. Саша (6 лет), мальчик беспокойный, подвижный и активный, постоянно рисует так называемые «войнушки».

? Как относиться к такому рисованию?



Решение. Саша, изображая то, что его волнует, освобождается от негативных эмоций, от состояния напряженности, тревожности. Неизменное обращение к одним и тем же сюжетам в рисовании помогает ему освободиться от того эмоционального состояния, которое его переполняет в данный момент. Ребенок должен рисовать то, что он хочет и как хочет. Это его способ разговора с собой, с окружающим миром. Объясняя происходящее, он более полно будет передавать свое настроение, свое видение мира в рисунках. То, что вызывает у него интерес, надо поощрять, ибо запреты могут лишь препятствовать разрешению личных проблем ребенка, порождая новые негативные эмоции.

Ситуация. Дети старшего дошкольного возраста рисовали грузовую машину–игрушку. Непосредственно перед рисованием воспитатель предложил детям хорошо рассмотреть ее, а затем назвать каждую часть машины, обращая внимание на то, что кузов машины больше кабины и шире ее. Дети отметили, что кабина чуть повыше кузова, у нее срезан один угол, а в кабине есть окно, которое имеет форму квадрата, и т. д.

? С какими сенсорными эталонами воспитатель знакомит детей?

? Каковы особенности сенсорного развития дошкольника?

? Как обследование предмета влияет на изобразительную деятельность детей?

? Как должен располагаться предмет (в данном случае машина) по отношению к ребенку?

Решение. Воспитатель знакомит детей с сенсорными эталонами: выработанными человечеством представлениями об основных особенностях и свойствах каждого вида (форма, цвет, размер и т. д.) и их соотношениях. Одна из основных задач сенсорного воспитания – последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией. В основе ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных особенностей каждого предмета (явления) в целом и в отдельных деталях. Система обследования включает в себя восприятие предмета в целом, выделение основных частей, мелких деталей и соотношений между ними, нахождение отличительных признаков (цвет, форма, свойства материала и т. д.).

В данном случае планомерное обследование машины позволит нарисовать ее более правильно, так как выработка представлений об эталонных разновидностях свойств происходит в тесной связи с обучением детей рисованию, лепке, конструированию и т. д. В приведенном примере машина должна располагаться таким образом, чтобы были четко видны ее основные признаки. Фон, на который помещена машина, не должен отвлекать внимания детей.

Вопрос. Подумайте и скажите, что легче делать ребенку 4 лет: различать цвета, выбирать их или называть?

? Дайте психологическое обоснование необходимости обучения ребенка различению и использованию цвета.

Ответ. Ребенку 4 лет легче различать цвета, затем их выбирать и, наконец, называть. Часто дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие. Даже хорошо различая цвета, при раскрашивании они не используют их правильно. Если ребенок использует цвет произвольно, то он может раскрашивать предмет и его части любыми красками (у нарисованной собачки могут быть лапы разного цвета) или одной и той же краской (цветовой штамп). Только у детей раннего возраста одинаковое отношение к краске любого цвета: они мажут всеми красками без разбора. Характерная особенность рисунка детей постарше – их отношение к содержанию рисунка проявляется через тщательную прорисовку деталей и эмоциональное восприятие цвета. Так, ребенок может позволить себе небрежно нарисовать какой–либо отрицательный персонаж, применяя темные краски, и детально прорисовать изображение любимого героя, используя яркие цвета и нарядные орнаменты.

Ситуация. Находясь на прогулке с детьми 4 лет, воспитатель обращает их внимание на цветы:

– Кто скажет, как они называются?

– Это ромашки.

– Верно, это ромашки. Их нельзя спутать с другими цветами. Скажите, почему мы их легко узнаем?

– У ромашки середина желтая.

– А какие лепесточки у ромашки?

– Они белые и длинные.

? Отметьте особенности восприятия детей данного возраста.

? Какие качества восприятия формировал воспитатель у детей?

? Проанализируйте действия воспитателя.

Решение. Детям среднего дошкольного возраста свойственна целостность восприятия предмета. Они обычно не различают даже основные части, составляющие предмет, а тем более их отличительные признаки. Поэтому воспитатель не только спрашивает детей: «Что это?», но и обращает их внимание на отличительные особенности строения ромашки. Если взрослые не руководят восприятием детей, то последние часто обращают внимание на совершенно случайные и несущественные признаки.

! Учите детей выделять существенные признаки предмета, явления.

Ситуация. Мама с папой решили приобщить сына Митю (5 лет) к культурным ценностям. Они стали посещать выставки, музеи. Но радость от этого быстро исчезла.

? Как следует приобщать малышей к культурным ценностям?

Решение. К 4 годам малыши обычно с большим удовольствием посещают зоопарк, где они открывают для себя мир животных – живых существ, а не нарисованных. Восприятие животных ребенком строится на основе его личного опыта. Например, впервые видя тигра, малыш обычно называет его «большая киса». При этом родители могут уточнить: «Эта большая киса называется тигром». В зоопарке ребенок учится быть зрителем, сопереживает четвероногим «актерам».

Дошкольники с удовольствием посещают краеведческие музеи, где экспонируются чучела животных и птиц, растения, предметы древнего быта и ушедшей культуры, образцы разных народных промыслов и др. Небезынтересны детям и музеи, где демонстрируются достижения морского и речного флота и др. Кроме того, дети с удовольствием рассматривают памятники культуры. Неназойливо, постепенно ребенка можно приобщить к ценностям культуры. Но взрослые не должны рассчитывать на проявление ребенком интереса в течение продолжительного времени.

! Ребенку обычно 15–20 мин впечатлений уже достаточно для последующего обсуждения.

Ситуация. Детям разного возраста был задан вопрос: «Что изображено на картине?» Ознакомьтесь с приведенными ниже высказываниями детей.

Лена. На рисунке изображены мальчики, девочки, речка, мяч. Женя. Одни мальчики купаются, другие играют в мяч, с ними играет девочка.

Митя. Был жаркий летний день. Дети пришли на речку. Вася и Миша уже купаются, а Ваня, Саша и Лена играют в мяч.

? Как развивается восприятие рисунка в дошкольном возрасте?

? По приведенным высказываниям детей определите возраст ребят и отметьте стадии восприятия рисунка.

Решение. В развитии восприятия рисунка детьми дошкольного возраста обычно выделяются следующие стадии:

¦ перечисление (ребенок называет отдельные предметы);

¦ описание (ребенок описывает предметы, у него развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью);

¦ истолкование (у ребенка совершенствуется интерпретация рисунка).

При восприятии дошкольником рисунка многое зависит не только от возраста ребенка, но и от его психического развития.

В приведенных примерах Лене – 3 года (стадия перечисления); Жене – 5 (стадия описания); Мите – 6–7 (стадия истолкования).

Ситуация. Наблюдая за детьми, исследователи заметили, что ответ ребенка о рассматриваемой картине может быть разным в зависимости от формулировки вопроса.

? Предположите, как будут отвечать дети 4–5 лет на приведенные ниже вопросы.

¦ Что нарисовано на картине?

¦ Что делают дети на картине?

¦ О чем хотел сказать художник в своей картине?

¦ Дайте психологическое обоснование своему ответу.

Решение. В зависимости от характера поставленного вопроса дети будут пытаться отвечать следующим образом:

а) перечислением изображенных предметов;

б) описанием картины;

в) истолкованием рисунка.

Ситуация. Мама с Настей (5 лет) пришли в музей изобразительных искусств, где дочь впервые увидела скульптуру обнаженного мужчины. Мама, чувствуя себя неловко, просит ее замолчать, но девочка все равно задает ей множество вопросов.

? Как должна вести себя мама в подобных ситуациях?

Решение. На любой вопрос ребенка надо отвечать быстро, уверенно, коротко, не заостряя внимание на «неприличном», стараясь переключить внимание ребенка на что–либо другое.

Пятилетние, как правило, не стремятся знать подробности взаимоотношений полов. Они реагируют на какие–то несоответствия, несуразицы, с их точки зрения, и ждут в ответ только подтверждения того, что все это – нормально. Поэтому им достаточно краткой и очень простой информации.

Если ребенок захочет знать больше, то можно сказать, к примеру: «У женщины большой живот потому, что так она носит своего ребенка. Он оттуда выберется с помощью врача, и потом она будет за ним ухаживать, купать, возить в коляске».

«Неудобные» вопросы, как правило, особенно смущают родителей в общественных местах. Конфуз матери может только усилить интерес ребенка. Простая же, лаконичная информация сохранит его спокойствие.

Ситуация. Петя «таких» слов никогда не слышал, а недавно услышал, сразу пришел к маме спрашивать: «Что это значит?»

? Действительно ли Петя не знает этих слов?

Решение. Вероятнее всего, Петя хотел узнать, как мама к этому отнесется. Дети часто ругаются. Брань, нецензурные выражения – одна из форм демонстрации их самостоятельности, независимости. Иногда они кого–то копируют, желая выглядеть взрослее себя. Дети пробуют все и смотрят на реакцию взрослых. Так, нередко дети намеренно нарушают запреты с тем, чтобы узнать: любим ли мы их и такими.

Ситуация. Предметом интереса ребенка могут быть «совершенно неподходящие для него вещи». Например, ребенок «приносит с улицы ненормативную лексику» или запоминает стихи «сомнительного» содержания, а потом много раз повторяет их в процессе своей игровой деятельности.

? Надо ли ограничивать детскую инициативу?

Решение. Ограничение своей инициативы дети встречают бурным протестом. Родителей в связи с этим беспокоит вопрос: как быть, если ребенок активно отстаивает свои требования? Надо помнить, что ограничение познавательной деятельности препятствует развитию ребенка, а снятие ограничений приводит к новым проблемным ситуациям.

Свобода выбора, необходимость самостоятельного принятия действий не по плечу ребенку в раннем детстве и является для него серьезным испытанием, на что ребенок отвечает протестом и плачем.

Дошкольник осознает ситуацию, ориентируясь на нормативные этические мерки «хорошо» и «плохо», но ему необходима рефлексия коммуникативного поведения, которой должен руководить взрослый.

Вопрос. Каковы особенности развития внимания у дошкольников?

Ответ. В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока интерес к нему не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.

Устойчивость внимания к концу дошкольного детства возрастает примерно в 2 раза. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления и удерживать интерес к ним, применяя для этого определенные способы. В этом случае мы говорим о развитии произвольного внимания. Оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание. Помимо ситуативных средств, формирующих внимание ребенка, существует еще одно важное средство – речь.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства, поэтому обучение на этом этапе не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Для его поддержания на занятиях с дошкольниками используются элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры–головоломки, загадки). К 7 годам начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, что является важным условием для организации учебной деятельности с предложенными картинками.

Вопрос. С чем связана возможность выполнения дошкольником даже неинтересной работы?

Ответ. В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник действует с 2–3 предметами. Так как многие действия ребенка автоматизированы, то возрастает возможность распределения и устойчивости внимания. Потому дошкольник может выполнить под руководством взрослого даже не очень интересную работу.

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им, развитием воли. Осознать цель деятельности помогает развитие речи, ее планирующей функции.

Вопрос. С чем связано развитие памяти в дошкольном возрасте?

Ответ. Основным видом памяти является память образная, изменения в которой тесно связаны с изменениями восприятия и мышления. Значительно дополняется содержание двигательной памяти, на основе которой формируются зрительные образы. Усложняются действия ребенка в играх, ручном труде. В ходе активного освоения речи интенсивно развивается память словесно–логическая.

Существенные изменения в развитии памяти происходят с 4 до 6–7 лет (появляются элементы произвольности в процессах запоминания). Возрастает роль взрослого, который «приобщает» ребенка к использованию средств, способствующих лучшему запоминанию, учит его находить смысл в изучаемом материале и применять различные способы его сохранения.

По мере накопления и обобщения опыта поведения и общения со взрослыми и сверстниками память становится личностным новообразованием дошкольника.

Вопрос. Каковы основные закономерности мышления в дошкольном возрасте?

Ответ. Можно выделить ряд особенностей детского мышления.

Дошкольник при непосредственном восприятии предмета видит только внешние его признаки, считая это правильным. Ж. Пиаже назвал это явление «реализмом». В результате ребенок не различает живое от неживого (анимизм) и наделяет неживые предметы свойствами живых (антропоморфизм). Открытое Ж. Пиаже полвека назад, это свойство сохраняется и у современных детей независимо от технического прогресса. По Ж. Пиаже, мышлению дошкольника свойственен и эгоцентризм. Ребенок принимает мир со своей точки зрения, которую он считает единственно верной.

Обучение ребенка использованию эталонов, мерок позволяет ему занять более объективную позицию. Овладение действием наглядного моделирования на различном материале ускоряет развитие мышления и других познавательных процессов.

В процессе решения мыслительных задач ребенок должен быть активным и самостоятельным (Н. Поддъяков). Наиболее эффективно эти качества формируются в процессе детского экспериментирования. Взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка составляет суть саморазвития детского мышления (размышлять, а не только вспоминать).

Вопрос. На чем основывается развитие наглядно–образного мышления дошкольника?

Ответ. Наглядно–образное мышление основывается на возникновении у дошкольника необходимости действий на уровне представлений. Ребенок действует с предметами–заместителями, с моделями. Дети усваивают, что при действии с моделью надо ее соотносить с оригиналом.

Наглядно–образное мышление способствует:

¦ развитию речи;

¦ конструктивной деятельности;

¦ развитию ролевой игры, игры–драматургии, и в связи с этим – развитию воображения.

Вопрос. На чем основывается развитие словесно–логического мышления дошкольника?

Ответ. Словесно–логическое мышление основывается на возникновении планово–символической деятельности дошкольника, а также на том, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие. При этом ребенок может продумать план своих действий в уме и совершить соответствующий поступок. Важно сформировать у ребенка умение выполнять внешние ориентировочные действия, которые перейдут во внутренний план, и помогать ребенку в случае затруднений с определением внешних действий, предлагая ему выполнить их, проговаривая каждый следующий шаг. Затем можно использовать лишь их словесное обозначение (по П. Я. Гальперину).

Все это позволяет ребенку самостоятельно находить ответ на решаемый вопрос, а в итоге – успешно учиться в школе.

Вопрос. Как влияет характер обучения на развитие детского мышления?

Ответ. Взрослый при обучении должен направлять мысль ребенка на его собственные действия с предметами, на решение возникающих при этом вопросов. Отвечая на детские вопросы, взрослый не должен спешить с готовым ответом, а предоставить возможность ребенку найти его самостоятельно. Нужно показать ребенку, где и как можно найти ответ: действовать ли тому самостоятельно, узнать ли в книге и др.

Развитие мышления включает в себя:

¦ овладение процессами анализа (ориентировочные действия, использование мерок);

¦ сравнение (с образцом, эталоном);

¦ создание моделей;

¦ действия с ними, экспериментирование.

Важно вводить в речь ребенка обобщающие слова, понятия. Но это – не самоцель, а средство развития мышления. Чтобы ребенок «хотел задуматься», нужны специальные вопросы, нетрадиционный характер обучения.

Ситуация. Детям разного возраста было предложено расставить мебель для кукол и рассказать, как это было сделано. Задание выполнялось в каждой возрастной группе отдельно.

1. В первой группе дети молча расставили стульчики, поставили стол, кровать, шкаф. Они не пытались переставить мебель, сравнивать, как лучше ее расположить: просто расставили рядом попадающиеся им предметы. По окончании работы они лишь жестами показали, куда что поставили.

2. Дети второй группы прежде, чем оборудовать комнату для куклы, отобрали всю необходимую мебель. Во время выполнения задания слышались высказывания: «Где кресло?», «Сюда поставлю сервант» и т. д. Произнесение отдельных фраз («За шкаф»; «Под стол»; «У окна») говорило о том, что у детей уже сформировался план действий, которым они будут руководствоваться. 3. Дети третьей группы, расставляя мебель, меняли местами стулья, стол, кровать и т. д., обращались к экспериментатору с вопросом: «А так можно?», внимательно рассматривали интерьер получившейся комнаты. В действиях некоторых детей были замечены элементы планирования.

? Определите примерный возраст детей, принимая за основу развитие мышления дошкольника.

? Как происходит развитие мыслительных действий дошкольника?

Решение. В первой группе – дети 4 лет. Для них характерно решение мыслительных задач в действии, которое предваряет их речевое высказывание.

Во второй группе – дети 5 лет. Их особенность – речевое действие с опорой на образ. Они пытаются планировать предстоящее действие.

В третьей группе – дети 6–7 лет. Для них характерно речевое действие с опорой на понятие. У детей этой группы наблюдается проявление внутреннего плана действия.

Основы развития мышления ребенка закладываются еще в раннем детстве. В зависимости от особенностей задачи, которая должна быть решена, ее сложности, от связи с прошлым опытом ребенка она может решаться наглядно–действенным или наглядно–образным путем. У младших дошкольников преобладает наглядно–действенное мышление, в среднем дошкольном возрасте при решении более сложных задач на помощь приходит наглядно–образное мышление. К концу дошкольного возраста у детей развивается умение решать довольно сложные задачи с помощью содержательного анализа.

Ситуация. Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?» Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно.

? Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

? Как развивать мышление у детей этого возраста?

Решение. У Нины преобладает наглядно–действенное мышление: ей легче оперировать конкретными предметами, а не их образами.

Совершенствование мыслительных действий и составляет основу развития мышления. Развивая мышление ребенка, следует предоставлять ему возможность активно действовать самому, постепенно подводя его к оперированию образами и понятиями.

! Учите ребенка моделированию на уровне наглядных образов.

Ситуация. Саша (5 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка, ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать».

? Какой вид мышления свойственен Саше?

? Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка.

? Какие приемы использует взрослый, развивая такой вид мышления у ребенка?

Решение. У Саши наблюдается наглядно–образное мышление, служащее основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Этот вид мышления можно успешно развивать, применяя наглядные изображения предметов и явлений окружающей действительности.

Ситуация. Между мамами произошел следующий диалог: «Моему Пете очень хорошо дается музыка, и я все силы направляю на развитие этого вида деятельности ребенка». «А я, – говорит другая мама, – своего Васю ориентирую на занятия разными видами деятельности: пусть все испытает, попробует».

? Суждению какой из мам можно отдать предпочтение?

Решение. Взаимодействие биологического и социального, природного и индивидуального сложно и многообразно. Настойчивое, активное, последовательное обучение может компенсировать недостаточно зрелую биологическую основу. Поэтому в раннем возрасте следует избегать жесткой специализации, ориентирования ребенка на один вид деятельности, пусть даже она ему хорошо удается. Как ранние достижения, так и ранние неудачи не прогнозируют однозначно последующий ход развития ребенка.

Задача детского развития в раннем возрасте – приобрести как можно более широкий, многообразный опыт, попробовать себя во многом.

Ситуация. Расставляя фигурки на фоне дома, Лена (5 лет 2 месяца) говорит: «Эта тетя пришла домой, а эта тетя ее тут встречает… А эта девочка сидит тут и кричит: «Тетя пришла!»».

Консультация для воспитателей

«Роль чувственного опыта дошкольников
в процессе познания окружающей действительности»

Свергунова Татьяна Юзиковна, воспитатель МБДОУ №37 г.Армавир

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание , направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений) . Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, изодеятельности, развитию речи.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата) . Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Проблемы сенсорного воспитания очень меня заинтересовали, поэтому, набрав в конце года II младшую группу, я решила уделять этим вопросам особое внимание.

Прежде всего, я работаю над созданием окружающей среды, которая как известно является важнейшим фактором для всестороннего развития личности ребенка. Игры охватывают все аспекты сенсорного воспитания: цвет, форма, развитие мелкой моторики рук и т. д. Разнообразие развивающих игр по сенсорике помогают моим малышам в усвоении названий предмета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением. В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы - «мяч», прямоугольный брусок - «кирпичик», треугольная призма - «крыша», красный предмет - «помидор», «ягодка», желтого - «цыпленок», «лимон», оранжевого - «апельсин») . Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. В ходе обучения дети оперируют словами, необходимыми для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, цвет. В качестве дидактических пособий использую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, деревянные грибочки, плоскостные геометрические фигуры. Особое значение уделяю играм, помогающим малышам различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Ведь только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли, складывание спичек в коробочку. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

  • На восприятие цвета:
  • «Собери букет в вазу»;

    «Собери цветок» (розы, ромашки, василька) ;

    «Найди пёрышки для петушка»;

    «Что растет на дереве»;

    «Парные картинки»;

    «Волшебная палитра»;

    «Наряди куклу»;

    «Что бывает такого цвета?»

  • На восприятие формы:
  • «На что похоже»;

    «Почини одеяло»

  • Развитие мелкой моторики рук:
  • «Зашнуруй ботинок»;

    «Матрешка» (застегивание пуговиц) .

Примерный конспект занятия во II младшей группе. Сенсорное воспитание

Программные задачи: развить у детей умение вычленять из общей группы предметов определенный цвет, видеть заданный цвет в окружающей обстановке, совершенствовать мелкую мускулатуру рук (вкладывать, надевать, закручивать) ; подвести к понятию «дикие животные»: образу жизни, питании; помочь детям не ошибиться в выборе продуктов, воспитывать устойчивый интерес к занятию.

Материал: дидактический паровоз, состоящий из 6 вагонов 6 цветов (красный, белый, желтый, синий, зеленый, черный) , колеса данных цветов, пробки разных цветов по количеству вагонов, мелкие игрушки с бантиками различных цветов, мягкие игрушки: медведь, заяц, белочка, ежик; продукты: орехи, грибы, травка, морковка, мед, яблоки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поехать в путешествие в лес. Спрашивает: «А на чем можно поехать в лес?» Дети перечисляют: на самолете, на машине, на поезде. «Вот и у нас с вами есть паровозик, только мы с вами должны починить вагончики. Только будьте внимательны. Вагончики разного цвета и колёсики с пробками должны быть одинаковыми: если вагончик красный, то и колесики с пробками должны быть красными».

Малыши приступают к работе, воспитатель помогает затрудняющимся детям. Когда поезд готов, воспитатель хвалит детей, предлагает малышам полюбоваться на результаты своего труда. «А кто же поедет с нами? А вот и зверюшки хотят с нами попутешествовать, но они тоже поедут каждый в своем вагончике. Какого цвета их бантик, в те вагончики и посадите их». Когда все звери сидят по своим местам, малыши отправляются в путь, поют песенку «Паровоз».

«Ну вот мы и в лесу. Давайте вдохнем свежего воздуха, понюхаем цветы, погладим травку» (какого цвета трава и цветы в ней?) «Как красиво здесь! Посмотрите, ребята, а вот и зверюшки встречают нас. Детки, вы знаете - это дикие или домашние животные? Почему?» Ответы: живут в лесу, сами себе добывают пищу). «Ребятки, я приготовила лесным жителям угощение, да вот не знаю кому что нужно. Кто что ест? Здесь мед, орехи, фрукты, грибы, травка, морковка. Угостите зверушек тем, что каждый их них любит». Малыши относят еду. «Зверюшки благодарят нас. Давайте еще погостим у них, поиграем».

Подвижные игры: «У медведя во бору» , «Зайка серенький сидит» .

Организация: МБДОУ «Ручеёк»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н. М. Щелованов (1976) называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в младшем дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Необходимо, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей с более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Одновременно с формированием эталонов происходит совершенствование действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее - к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета.

На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т. д. - и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

2. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

5. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

6. Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную, продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

7. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Сенсорное воспитание в период раннего детства - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов.

Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста тесно связаны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идёт от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и другие). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, звучанием предметов окружающего мира, ориентировкой в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов. На третьем году жизни необходимо учить детей называть следующие признаки: мягкий, холодный, горький, лёгкий, снизу, близко, а также им противоположные.

Ребёнок уже в раннем возрасте хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, как бы "точкой отсчёта", по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети постепенно начинают выделять отношения между предметами: один предмет над другим, около него, слева, справа от него и так далее.

Для ребёнка раннего возраста отражение времени - значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. В раннем детстве ребенок ещё не может ориентироваться во времени. Формирование временных представлений начинается позднее. Так небольшие отрезки времени дети учатся определять, исходя из своей деятельности, из того, что за это время можно успеть сделать и какой результат получить.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребёнка грамоте, когда перед ним встаёт задача звукового анализа слова. В раннем же возрасте стоит задача научить повторять за взрослыми нужный звук. Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии. Эта задача более позднего периода детства - дошкольного. Но предпосылки музыкального слуха формируются уже в раннем возрасте.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания. Он предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, то есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и так далее у детей начиная с раннего возраста.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их "сигнального значения".

Третьим принципом данной теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, то есть ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Начиная со второй группы раннего возраста, дети начинают осваивать действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и другие), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребёнок воспроизводит после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются "цепочки", и малыш учится доводить предметные действия до результата, например, заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру. На втором году жизни дети усваивают названия предметов, действий. Благодаря тому, что ребёнок начинает хорошо ходить, он сам может исследовать предметы, которые окружают его.

На третьем году жизни сенсорное воспитание заключается в совершенствовании восприятия детей, в формировании у них активного использования осязания, зрения, слуха.

В этот период необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и так далее.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение (одинаковые лопатки; большой красный мяч - маленький синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.

Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в основном должно быть направлено на развитие координации движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов. Это достигается через решение следующих задач: формирование перцептивных действий, формирование у детей систем сенсорных эталонов, формирование умений самостоятельно применять перцептивные действия и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Список использованной литературы:

1.Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.

2.Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер,2008. – 304с.

3.Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С.32.

4.Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.

5.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 144с.

6.Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 72 с.

7.Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. – М: Просевщение, 2006. – 192с.

8.Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2006. - 240с.

9.Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.:: Владос, 2007. – 304с.

10.Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

11.Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 2009. – 344с.

12.Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2003. – 98с.

13.Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова. – М.: Новое знание, 2006. – 345с.

14.Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений / Н.В. Макарова. – Ростов н/Д, 2004. – 110с.

15.Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

16.Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. – 2012. – №12 – С. 22 – 23.

17.Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №3 – С. 36-41.

18.Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2 – С. 48-55.

19.Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. – 2010. - №9 – С. 7.

20.Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №1 – С. 58.

21.Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 31-35.

22.Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.

Значение сенсорной культуры, роль чувственного опыта в развитии ребёнка. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. Выполнила: студентка 3. 642 гр. Щепина Евгения

План: 1. Значение сенсорной культуры. 2. Роль чувственного опыта в развитии ребёнка. 3. Сенсорное воспитание как основа умственного развития. 4. Список литературы.

Значение сенсорной культуры. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных.

Ребенок развивается путем «социального наследования» , которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п.)

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют поразному. С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

По Поддьякову Н. Н. , сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом. Сенсорное воспитание – направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер а. Л. А. отличается от предыдущих понятий. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи.

В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Т. о. сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Умственное развитие-это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. (Логинова В. И.)

В отечественной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова указывала, что большая часть накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонации слов, звуков обеспечиваются слуховыми и кинестетическими восприятиями.

Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим» , приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление навык чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожномышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. , неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» - чувства, «моторика» - движение) развития.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Т. о. сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Список литературы. 1. Педагогический энциклопедический словарь [ТЕКСТ]: / под ред. Б. М. Бим-Бад, - М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» , 2002 г. 2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение. 1988 – 144 с. 3. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н. Н. Поддъякова, В. И. Аванесовой. 2 -е. изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с. 4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: - М. : , 2002 г - С. 136 -149. 5. Дошкольная педагогика-под редакцией В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. Часть первая. 1988 г.

Развитие динамической стороны эмоций и чувств дошкольника обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связано с причинами и объектами переживания .

В дошкольном детстве формируются высшие чувства. Особые переживания сопровождают отношение детей к родителям, общение с которыми в совместной деятельности питают радостные эмоции. Тревожные переживания вызывают конфликт в семье, споры с ровесниками, несправедливое отношение к ним. Дошкольник часто впадает в ревность, так как ему кажется, что братик или сестренка пользуется большим вниманием взрослых .

Глубже становятся в этом возрасте чувство гордости, которое является основой самооценки ребенка, обусловливающие поведение. Иногда эти чувства закрывают от ребенка другого человека, в результате чего формируются самолюбие, эгоизм. Важная роль в развитии личности дошкольника принадлежит эстетическим чувством (прекрасного, гармонии, ритма, божественного). Яркими интеллектуальными чувствами дошкольников являются чувство удивления и любопытства. Успех в деятельности вызывает у них яркие положительные переживания, которые могут проявляться сдержанно, однако неудача приводит бурное недовольство. Связанные с деятельностью негативные переживания часто порождают неуверенность в своих силах, боязнь новых задач .

В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляется способность к эмпатии. Детям свойственна как гуманистическая эмпатия (эмпатийные переживания, в которых эмоционально акцентируется неблагополучие или благополучие другого в форме радости за другого, сочувствие, сострадание), так и эгоцентрическая эмпатия (переживание страдания, страха, радости в ответ на печаль другого, а также - сумму в ответ на радость другого). Несмотря на некоторые типичные особенности эмоциональной сферы дошкольников (яркость и непосредственность переживаний, преобладание чувственности над другими сторонами жизни), у каждого ребенка она индивидуальна .



Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обусловлены непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают опосредоваться его отношением к тем или иным явлениям. Вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и в усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает «надо». Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, т.е. свертывания внешних проявлений. Например, дошкольник в ситуации обиды, огорчения пытается сдержать слезы. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о надлежащей поведении, особенно, когда оно связано с игровой ролью. Вот в «врачу» принесли зайчика, которому волк оторвал ухо. Ребенок-врач едва сдерживает слезы, но «врачи не плачут». Вместе, взрослый должен серьезно отнестись к случаям, когда дошкольнику не удастся сдержать своих эмоций, не ставить при этом непосильных требований перед ребенком .

Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). Деятельность ребенка приобретает развернутый характер, состоит из нескольких этапов, на основе чего возрастает значение эмоции в функции предсказания. Ребенок хочет получить достаточно отдаленный результат, эмоционально воспринимает возможность его достижения .

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживание по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругаться». Таким образом, эмоции дошкольника включаются во внутренние механизмы обеспечение соподчинения мотивов как важный их компонент .

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единство вербальных и невербальных средств. Сначала у ребенка преобладают невербальные средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач), а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речи .

Значительный прогресс испытывают высшие чувства, как непременный признак личности. их развитие происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой. Особую роль играет общий характер выполнения деятельности дошкольника, когда дошкольники могут сравнивать свои результаты, стремясь к оригинальности. Например, задача украсить комнату, балкон, елку прямо предусматривает решение детьми эстетической задачи, а при его достижении дети руководствуются своими эстетическими представлениями. Дальнейшее рассмотрение и анализ выполненных детьми работ обогащает их представления о красивой жизни. Так, Т. С. Комарова подчеркивает, что целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения составляет единый процесс природного и эстетического познания. Знакомя детей с объектами природы, следует обращать внимание на красоту их внешнего вида, вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Так чтобы познавая природу, дети переживали эстетические чувства .

Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной стороны с познавательными процессами, а с другой, с соприкасающихся представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями, приобретая тем самым для ребенка особую ценность. Открывая новые свойства предметов, находя объяснение для таинственных и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытия, удивление и сомнение, которые становятся достоянием ее опыта на всю жизнь. Вот как описал это состояние ребенка писатель Андреев Л.Н.: «Ему было 6 лет от роду, седьмой, и мир для него был огромным, живым и очаровательно неизвестным». Благодаря эмоциональному сопровождению познавательная деятельность приобретает для ребенка самоценный характер, он стремится к ее продолжению. Отличительной особенностью интеллектуальных эмоций является их стимулирующее влияние на познавательную деятельность. их формирование у дошкольника благоприятно обозначается впоследствии на этапе школьного обучения .

Представление ребенка о красивом и безобразном в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительным героям, подробно прорисовывая их изображения, пользуясь набором цветов. Злые изображаются ограниченными количеством цветов в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитей.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

· эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;

· вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

· эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов;

· интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой;