Узоры для дошколят по клеточкам. Графические диктанты (Рисование по клеточкам)

Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.

Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут родители, учителя в «развивашках», а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов. Поговорим об этом способе подготовки к школе подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

Что такое графический диктант

Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.

Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе.

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.

Польза математических диктантов

Графический диктант для дошкольников – полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:

  • координация движений;
  • внимание;
  • память;
  • усидчивость;
  • воображение;
  • словарный запас;
  • мелкая моторика;
  • орфографическая зоркость.

Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.

Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.

Правила выполнения

Графические диктанты лучше использовать на математических уроках, например . Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  2. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  3. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  4. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  5. Учитель диктует условия работы поэтапно.

На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

  1. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения.

Важно ! Нельзя торопиться. Если дошколенок не успевает, чаще на первых занятиях, подождите его. Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от урока к уроку.

Скачать задания

Примеры можно бесплатно скачать в Сети в формате Word, напечатать на цветном и черно-белом принтере. Так вы составите для себя целую картотеку, подходящую для любого возраста детсадовцев и школьников.

.

01. Слон.

02. Жираф.

03. Змея.

04. Ключ.

05. Кот.

06. Сердце.

07. Утка.

08. Дом с трубой.

09. Человек.

10. Елочка.

11. Кораблик.

12. Белка.

13. Верблюд.

14. Кенгуру.

15. Олень.

16. Маленькая собачка.

17. Собака.

18. Заяц.

19. Робот.

20. Поросенок.

21. Ежик.

22. Цветок.

23. Медведь.

Необходимые инструкции

Для проведения развивающего занятия с маленькими детьми и старшими дошкольниками понадобится:

  1. тетрадь в клетку для каждого ребенка. Для младших дошколят лучше выбрать крупную клетку, для старших и первоклассников – мелкую;
  2. простые и разноцветные карандаши;
  3. ластик;
  4. бланк с образцом картинки;
  5. инструкция для педагога;
  6. линейка, если черточки длинные или идут по диагонали;
  7. картотека с рисунками.

Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения. Постарайтесь сделать урок веселым, увлекательным, чтобы юный ученик заинтересовался.

Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:

  • Давайте создадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Вам нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.
  • Если вы выполните мои указания и просьбы правильно, не перепутаете право, лево, будете внимательно считать клетки, то получите удивительный результат.
  • Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Вы проводите красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.
  • Давайте потренируемся вместе на доске. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом вы сделаете другой вариант без подсказок.

После выполнения простого логического задания предлагайте дошкольникам боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите ребят. Распечатайте похвальные грамоты, звездочки, сделайте доску личностного роста для каждого ученика.

Если у детей возникает много трудностей с подобными упражнениями, педагог должен провести анализ методики, частых ошибок. Желательно вести протокол уроков, заносить в него итоговый результат за каждое занятие. Таким образом, прослеживается динамика развития навыков, умений дошколят.

Возможно, уровень сложности картинок не подходит по возрасту, развитию умений, навыков. Используйте более простые шаблоны, увеличьте время на выполнение задания. Не нужно самостоятельно разрабатывать, составлять описание к картинкам для диктантов.

Способы выполнения

Методик проведения диктантов несколько:

  1. Слуховой .

Ребеночек чертит график, картинку под диктовку. Педагог дает устную инструкцию о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания работы сверьте полученный результат с образцом.

Эта технология развивает внимание, концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша.

  1. Рисование по образцу .

Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь. Важно смотреть внимательно за направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами. Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик – геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие.

Технология предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.

  1. Рисуем симметрию .

Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны. Детсадовцу нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая симметрию.

Методика развивает пространственную ориентацию, мышление.

Временные рамки

Длительность урока зависит от возраста дошколят. Учитывайте их подготовленность к серьезным занятиям и уровень развития усидчивости. Если запланировать слишком продолжительные уроки с детьми, то они устанут, вы потеряете время и силы, а слишком короткие – не успеете выполнить нужный фронт работ. Педагогам, родителям лучше ориентироваться на временные рамки, установленные психологами:

  • С детсадовцами 5-летнего возраста выполняйте письменные работы не больше 15 минут.
  • С шестилетками – 15–20 минут.
  • Первоклашек удерживайте за партой не больше получаса, минимум 20 минут.

Графические упражнения кажутся незамысловатыми заданиями для дошкольников, простыми и иногда ненужными. Это ошибочное мнение. Такие уроки помогают детям вырастать уверенными в себе, с адекватной самооценкой, развитым вниманием и усидчивостью. А это пригодится для адаптации к школе.

В процессе освоения математической науки, новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.

  • Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник . Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.
  • Не спешите ругать за ошибки . Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
  • Не загружайте ребенка сложными схемами с первых уроков . Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
  • Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии . Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.
  • Следите за осанкой, положением рук . Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.
  • Соблюдайте тишину , если детсадовцам сложно сосредоточиться. Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы для дополнительных упражнений дома.
  • Радуйтесь положительному результату . Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.
  • Делайте перемены . В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

Ход занятия

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются»

Выполнение упражнения сопровождается чтением стишка.
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.

«Зайцы»

Скачет зайка косой
Под высокой сосной,
У корней за сосной
Скачет зайка второй.

«Крыша»

Построили крышу.
Проверим, как построили «крышу».
«Замок». Дети сплетают пальцы обеих рук.
«Стук в замок». Пальцы находятся в «замке».
«Кто стучался?» Пальцы находятся в «замке». Поочередно поднимаем пальцы, начиная с больших, и удерживаем вверху.
«Паутинка». Это паучок плел паутинку.
Плетем «паутинку». Выполнение упражнения сопровождается чтением стишка.
Пау-пау-паутинку, паутинку плел.
Вдруг закапал дождик, паутинку смыл.
Пау-пау-паутинку, начали плести.
Пау-пау-паучиха трудится опять.

Повторим чистоговорку «Птички»
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.

Работа с трафаретами.

Трафарет № 11

  1. Посмотрите на этот сложный рисунок. Как вы думаете, что это? Где можно увидеть такой узор? (Один из вариантов - волны, по которым плывут парусные лодки.)
  2. Проведение подушечками указательными пальцами левой и правой рук по контуру узора-образца.
  3. Воспроизведение рисунка – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе над трафаретом.
  4. Обводим линии-узоры по трафарету цветными водными фломастерами двумя руками. Обратить внимание на соблюдение правил рисования
    - рисовать по направлению снизу вверх,
    - точно соблюдать линию,
    - не отрывать фломастеры от узора-образца,
    - не спешить,
    - если результат вас не устроил, попробуйте скопировать еще раз.
  5. Перевод узоров через копирку на бумагу с последующим раскрашиванием или дорисовыванием с последующим совместным обсуждением результатов деятельности.
  6. Самостоятельное рисование узора и дополнение рисунка новыми элементами по желанию ребенка.

Загадка:
Мой парус ветер ловит,
А волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта.)

Диктант : от начальной точки одна клетка вверх, одна влево, две вниз, одна вправо, одна вниз, десять вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 10 вниз, 7 влево, соединяем в начальной точке.

Ответ: см. рисунок.


Графический диктант "Парусная яхта"

Заштрихуйте или раскрасьте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки.
После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете (например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.

Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → - 1 клетка вправо

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.