Воспитание детей в мусульманской семье из опыта. Мусульманская семья в современном мире: Воспитание детей

Ислам - вторая по количеству людей, исповедующих ее, религия в мире. Она регламентирует все сферы жизни человека, и в первую очередь семейную, которая является для мусульман приоритетной. Рождение ребенка в исламе - очень важное событие. Это не только великое счастье и милость, дарованная Аллахом, но еще и огромная ответственность для родителей, задача которых - вырастить достойного мусульманина. Как по исламским канонам нужно воспитывать ребенка, какие права и обязанности имеет он сам, его отец и мать, какие обряды выполняются после появления младенца на свет? Обо всем этом расскажем в статье.

Сунна

Основным источником, в котором изложены принципы и правила воспитания ребенка в исламе, является религиозное предание, посвященное жизни пророка Мухаммада. Им должны руководствоваться все благочестивые родители-мусульмане, чтобы воспитать малыша в духе исламских традиций и привить ему необходимые моральные и религиозные нормы.

Священные слова

Не нужно совершать какой-то специальный обряд для того, чтобы ребенок принял ислам, так как, по Корану, он уже рождается мусульманином.

Однако сразу после появления малыша на свет необходимо прошептать ему 2 слова, имеющих сакральное религиозное значение: азам и икамат. Первое говорится в правое ухо, а второе - в левое. Они закрепляют принадлежность новорожденного ребенка к исламу и обеспечивают ему защиту от злых, порочных сил. Эти священные слова должен произнести отец либо другой уважаемый мусульманин.

Грудное кормление

Перед первым грудным вскармливанием рекомендуется проделать следующую процедуру: смазать верхнее небо ребенка фиником, предварительно разжеванным матерью или отцом. Считается, что так быстрее сформируется сосательный рефлекс и эффективнее в младенческий организм будет поступать грудное молоко. Финик можно заменить изюмом или медом.

Кормить грудью младенца следует в течение 2 лет. Это является правом новорожденного, которому молоко матери необходимо для полноценного формирования организма и выработки иммунитета. В 2 года малыша переводят на обычное питание, так как материнское молоко теряет свою ценность.

Обрезание

Обрезание крайней плоти у мальчиков, или хитан, - одна из древнейших мусульманских традиций. В Древнем Египте эта процедура являлась частью обряда инициации - перехода из состояния юноши в статус мужчины. Упоминание о ней находим также в Ветхом Завете.

Согласно исламской религии, после обрезания мальчик попадает под покровительство и защиту Аллаха, обретая единение с Богом.

Однако этот обряд имеет не только религиозное, но и практическое обоснование. Большинство мусульман проживают в жарком климате, поэтому такая операция важна и в гигиенических целях.

Нет единой точки зрения относительно того, когда надо проводить процедуру обрезания. Главное, чтобы она была проведена до совершеннолетия ребенка. У каждого народа, существуют свои временные рамки. С психологической точки зрения лучше сделать это как можно раньше, чтобы не нанести ребенку сильной травмы и чтобы организм быстрее восстановился. Наиболее распространена практика делать обрезание на 8-й день после рождения крохи.

Выполняться операция может как дома, так и в клинике. Последний вариант, конечно же, предпочтительнее. Оперировать ребенка должен человек, который не только является квалифицированным доктором, но также и правоверным мусульманином.

Имя ребенка

Имя ребенку дается обычно на 7-й день жизни. Однако допустимо нарекать детей сразу после их появления на свет.

Выбор имени ребенка в исламе очень важен. Желательно, чтобы оно имело религиозное значение. Рекомендуется называть детей в честь пророков и благочестивых мусульман, почитаемых в Коране. Особой любовью пользуются имена с приставкой "абд", что означает "раб", но только если второй частью слова будет одно из наименований Пророка. Например, Абдулмалик, которое переводится как "раб Владыки". В то же время нельзя дать ребенку имя самого Господа - оно может быть присуще только Всевышнему (например, Халик - Творец).

На сегодняшний день самое распространенное мусульманское имя - Мухаммад (в честь великого пророка), а также его различные формы - Магомед, Махмуд и другие.

Первая стрижка

Через 7 дней с момента рождения ребенка бреют налысо. Затем волосы взвешивают, и, в зависимости от их массы, родители должны пожертвовать такое же количество золота или серебра беднякам. Правда, сегодня используют для этого современные деньги. Если у ребенка мало волосиков или совсем нет, тогда родители дают милостыню в том размере, в котором могут себе позволить (исходя из своего материального положения).

Жертвоприношение

Чтобы воздать благодарность Аллаху за подаренного ребенка, совершается жертвоприношение животного: 2 барана - за мальчика и 1 - за девочку. Сваренное мясо раздается нищим в качестве подаяния, либо им угощаются все родственники, а также акушерка, которая принимала роды.

Роль отца и матери в воспитании детей

Воспитанием детей должны заниматься оба родителя, уделяя этому процессу достаточное количество своего времени. Однако до 7 лет в отношении мальчиков и часто до совершеннолетия девочек эту функцию выполняет в основном мать. Во-первых, женщины по своей природе более мягкие, ласковые и терпеливые. А во-вторых, отец занят зарабатыванием денег, ведь финансовое обеспечение семьи лежит целиком на его плечах. Даже если супруги развелись, все равно до совершеннолетия мужчина должен полностью содержать всех своих детей.

Принципы воспитания детей

Считается, что ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым и безгрешным. Поэтому все до совершеннолетия умершие дети в исламе попадают в рай, так как у них изначально добрая, светлая душа.

Ребенок, согласно мусульманской вере, представляет собой белый лист бумаги, на котором можно нарисовать все что угодно. Следовательно, ответственность за то, каким он вырастет, лежит целиком на родителях. От того, как они воспитают свое чадо, какие моральные и религиозные принципы в него вложат и насколько будут их подкреплять собственным поведением, зависит, какой личностью их ребенок станет.

Воспитание должно быть в первую очередь религиозным, в духе мусульманских традиций. С раннего возраста необходимо рассказывать детям про ислам, читать им Коран, учить тем ценностям, которые исповедуют мусульмане. Такие знания приоритетны, но они не исключают и светского образования, на получение которого имеет право каждый ребенок.

  • Дети должны воспитываться в ласке и любви, отношение родителей должно быть мягким и понимающим, особенно пока ребенок не достиг 10 лет. Хотя физические наказания в исламе допустимы, они должны применяться нечасто и не по родительской прихоти, а исключительно в воспитательных целях. Бить ребенка нужно не сильно, чтобы шлепки не причиняли боли и не оставляли никаких следов, к тому же по лицу бить запрещено - это унижает человека и подавляет его личность.
  • Родители собственным поведением должны подкреплять те установки и идеи, которые они взращивают в своих детях. Если мать или отец говорят правильные вещи, а в жизни сами им не следуют, то ребенок будет видеть это противоречие и копировать именно действия своих родителей. Поэтому нужно воспитывать подрастающее поколение прежде всего личным примером.
  • Ребенку надо четко обозначить границы поведения, чтобы он знал, что ему можно, а что - нельзя. Задача родителей - сформировать его нравственные ориентиры. Но правила и запреты должны быть обоснованы, то есть детям нужно объяснять, почему то или иное действие недопустимо или нежелательно.
  • Считается, что у ребенка нет внутреннего стремления поступить плохо - на неблаговидный поступок его может толкнуть или поведение родителей, или окружающие люди могут сбить его с правильного пути. Поэтому необходимо контролировать круг общения своих детей. Особенно сегодня, в эпоху интернета и социальных сетей, для каждого мусульманина важно не поддаться пагубному внешнему влиянию.
  • Родители обязаны одинаково относиться ко всем своим детям вне зависимости от их пола, физических особенностей и других параметров. Они должны уделять им равное количество времени и внимания, заботиться о каждом из них так, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным и не испытывал чувства ревности по отношению к своему брату или сестре. Исключением является инвалидность одного из детей, вследствие которой ему может потребоваться больше внимания и заботы со стороны родителей. Пол ребенка в исламе не имеет никакого значения: мальчики и девочки абсолютно равноценны. Хотя в реальной жизни зачастую дети мужского пола предпочтительнее, особенно для отцов.

  • Воспитывать в ребенке чувство ответственности и уважительного отношения к себе и другим членам общества необходимо с раннего возраста. Этому способствует приучение детей к выполнению домашних обязанностей. Пока ребенок еще маленький, это должны быть простые поручения, например, помыть за собой чашку или вынести мусорное ведро. По мере взросления объем домашней работы должен расти. Так ребенка готовят к взрослой жизни, в которой ему придется выполнять много дел.
  • Запрещено целовать своих детей противоположного пола в губы. Такое проявление нежных чувств допустимо только между мужем и женой. Так, не должно быть таких поцелуев между матерью и сыном, равно как и между отцом и его дочерью.

Дуа за детей в исламе

Дуа - это молитва, посредством которой мусульмане обращаются к Богу с определенной просьбой. Весь перечень текстов содержится в Коране. Касающихся ребенка молитв в исламе много. Верующие просят, чтобы Аллах защитил их детей от болезней, различных бед и невзгод, дурного влияния, чтобы даровал им счастье, благополучие, нравственное и физическое здоровье. Есть дуа, избавляющие малыша от воздействия чужой негативной энергетики, предотвращающие порчу и сглаз. На ребенка в исламе буквально молятся, особенно если он один. Поэтому нет ничего удивительного, что родители взывают к Вышним силам с различными просьбами оградить свое чадо от зла. Православные поступают точно так же.

Права нерожденного ребенка

В исламе ребенок наделяется правами еще до своего появления на свет. Поэтому запрещено убивать уже зародившуюся жизнь, которая была дарована Всевышним. Исламская Декларация прав человека, действующая с 1990 года, закрепляет право ребенка на жизнь с момента его зачатия. Искусственное прерывание беременности возможно только в одном случае - если существует угроза жизни матери. По другим причинам аборты делать нельзя.

Если родители будущего ребенка разводятся или уже разошлись, отец все равно обязан финансово обеспечивать беременную женщину всем необходимым и не имеет права выгнать ее из своего дома до родов.

Государство гарантирует беременным женщинам достойное медицинское обслуживание. Кроме того, в исламе ребенок, еще не появившийся на свет, тоже имеет право на законную долю наследства. В случае смерти его отца "дележ" имущества осуществляется только после рождения малыша.

Права ребенка

Как написано в Каирской Декларации прав человека, ребенок должен получить достойный уход, материальное и медицинское обеспечение. Он имеет право на жизнь, здоровье и образование. Поскольку маленький ребенок абсолютно беззащитен и не в состоянии сам о себе позаботиться, то реализация этих прав - обязанность родителей и государства.

Права подростков

Подростковый период - это промежуточный этап между детством и взрослой жизнью. Его наступление связано, как правило, с моментом полового созревания. Причем у девочек оно начинается раньше, чем у мальчиков, лет с девяти. Однако в исламе половозрелые подростки считаются уже полноценными взрослыми людьми с соответствующими правами и обязанностями. Рассмотрим основные из них:

  • Они несут ответственность за свои действия.
  • Религиозные. Подростки, достигшие половой зрелости, должны соблюдать все посты и совершать молитвы, предписанные Кораном.
  • Право вступления в брак. Создание семьи является обязательным для каждого правоверного мусульманина. Между родителями жениха и невесты заключается брачный договор (в присутствии еще 2 свидетелей). Существует распространенное мнение о том, что девочки должны выходить замуж за того человека, которого им выбрал отец или опекун. Однако это не так. Если девушку не устраивает кандидатура потенциального мужа, она имеет право не вступать в брак. Также молодая женщина может расторгнуть уже заключенный союз, если он был совершен по принуждению. Интимные добрачные отношения для представителей обоих полов Кораном запрещены.
  • Право распоряжаться имуществом также наступает после достижения детьми половой зрелости. При этом мальчикам полагается 2 доли наследства, а девочкам - только одна. Но эта неравноценность компенсируется тем, что все финансовые обязательства по содержанию семьи и будущих детей ложатся исключительно на плечи мужчины. Кроме того, имуществом девочек является также свадебный подарок мужа, которым она имеет права распоряжаться по своему усмотрению.
  • Дети, достигшие половозрелого возраста, должны соблюдать мусульманский "дресс-код", то есть носить одежду, предписанную исламскими религиозными нормами, максимально закрывающую тело.

Воспитание детей разведенными родителями

В идеале мусульманские дети должны воспитываться в полной семье, в которой есть и мама, и папа. Однако в силу различных причин может произойти разрыв супружеского союза, тем более что развод в исламе официально разрешен. И если так случилось, что мужчина с женщиной живут не вместе, это не снимает с них материнских и отцовских обязанностей. Но как в этом случае они осуществляются и распределяются?

Отец обязан до совершеннолетия полностью содержать своих детей, оплачивая все необходимые расходы. Если он умирает или по каким-то иным причинам не может больше исполнять свои финансовые обязательства, тогда эта функция переходит к другим мужчинам его рода.

Мальчики до 7 и девочки до 9 лет, а иногда и до совершеннолетия воспитываются матерью. Однако женщина должна отвечать определенным условиям:

  • быть мусульманкой;
  • быть психически здоровой и не иметь серьезных физических заболеваний, которые могли бы ей помешать исполнять материнские обязанности;
  • не должна выходиться замуж (если только это не брак с человеком, который является родственником ее детей, например, с братом бывшего супруга).

В случае если какое-либо из требований нарушено, тогда первоочередное право на воспитание детей имеет бабушка по материнской линии, а затем - по отцовской.

Ребенок, достигший 7-8 лет (возраста мумайиза), сам имеет право выбрать родителя, с которым хочет проживать. Однако тот обязан быть благочестивым мусульманином, в здравом уме, а если это касается женщины, то она не должна быть замужем за человеком, кровно не связанным с ее ребенком.

Если сын или дочь остаются с матерью, то отец материально продолжает полностью их обеспечивать, а также должен уделять достаточное количество времени общению с ними. Если ребенок остался с отцом, то его новая жена, согласно нормам ислама, детям мужа матерью не становится, однако она не должна ущемлять их права по сравнению с собственными детьми. А родная мать имеет право навещать своего ребенка, когда пожелает.

Усыновление и опекунство

Кораном строго запрещено усыновление. Оно воспринимается как противоестественное деяние, которое уравнивает приемных детей с родными, ущемляя последних в правах. К тому же принятие в семью усыновленного ребенка чревато его близкими контактами с матерью и сестрой, которые не являются ему кровными родственниками.

При этом взятие под опеку ребенка, лишившегося в силу разных причин своих родителей, является благородным поступком. Опекуны должны обеспечить получение осиротевшими детьми должного образования и воспитания в духе исламских традиций. Также такому ребенку полагается 1/3 наследства.

Воспитанию ребенка в исламе с рождения и до совершеннолетия уделяется огромное внимание. Да, дети растут в довольно жестких религиозных рамках. Однако ребенку гарантирована реальная защита со стороны государства и участие в его жизни обоих родителей или их родственников - они прививают детям базовые нравственные ценности и моральные принципы.

Вопрос: Хочется уточнить момент: мы должны начать относиться к детям как ко взрослым [относительно соблюдений религии], когда они достигают возраста 7 лет, и быть мягкими [не требовать], а уже с 10-ти лет начинать требовать с них? Например, моя дочь, которая приближается к семилетию (по лунному календарю) должна начать носить хиджаб, но в то же время я не должна расстраиваться, если она не делает этого до 10 (лунных) лет? Так ли?

Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том!

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«О вы, которые уверовали! Охраняйте себя и своии семьи от огня, топливом для которого являются люди и камни» (66:6).

После семи лет

Когда детям исполняется семь полных лунных лет, становится обязательным для их родителей или опекунов обучать их выполнению предписаний религии, таких, как молитва и пост (если они в состоянии). Их также следует воспитывать так, чтобы они выполняли важнейшие сунны, например, использование мисвака и посещение джамаат-намазов (для мальчиков). Если необходимо, то методы могут быть жёсткими; если дети не слушают без каких-то угроз, то надо применить эти угрозы, однако они могут быть использованы только в случае необходимости 1 . Это больше, чем просто мягко им что-то рекомендовать. Смысл в том, что детей надо приучать ко всему заблаговременно: неверно, будет слишком резко с вашей стороны взвалить на них все религиозные обязанности, когда они станут мукалляфами. К моменту достижения зрелости они уже должны совершать то, что от них требуется.

В идеале

Если родители заботятся о том, чтобы дать хорошее воспитание детям, устроив им такую атмосферу, которая привлекает их к религии, то дети будут с удовольствием выполнять религиозные обязанности - и нужен будет лишь небольшой толчок (поощрение) со стороны родителей для того, чтобы они начали молиться, поститься и носить хиджаб, например.

Зачастую всё, что требуется, - это купить девочке новый молельный коврик или платок и сказать ей, что это подарок, и она будет с нетерпением ждать возможности надеть свой новый красивый хиджаб или расстелить красочный коврик и молиться на нём так же, как делает это вся семья. Если её мама придает большое значение религии и другие женщины и девочки, которых она знает, соблюдают Шариат, она захочет походить на них.

Хорошее общество - это очень важно: родители должны приложить усилия к тому, чтобы у детей были хорошие друзья-мусульмане. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал истину: «Человек - на религии своего друга, смотрите внимательно, кого вы берёте в друзья» 2 .

После 10 лет

Прежде чем ребёнку исполнится полных 10 лунных лет, родителям не разрешается использовать телесное наказание, чтобы заставить детей выполнять предписанное. После исполнения 10 лет родители получают это право.

Однако надо отметить, что Шариат не уполномочивает родителей бить ребёнка. Пророк сказал: «Кто лишён мягкости (рифк), не может быть до конца благонравным» 3 , - и, конечно же, он сам ни разу не ударил никого из своих детей или жён. Ударить - это самая крайняя мера, разрешённая лишь при определенных обстоятельствах. В преобладающем большинстве случаев возможно добиться своей цели другими средствами (не прибегая к силе). Нужно помнить следующее:

1) Нельзя бить сильно. Если ребёнок будет слушаться, только если его сильно ударить, всё равно нельзя бить сильно.

2) Цель этого - заставить ребёнка выполнять религиозные обязанности. И поэтому не дозволено бить ребёнка, если он после битья всё равно не слушается.

3) Не дозволено ударить, если вы боитесь, что ребёнок в результате этого убежит и потеряется. Что касается людей, живущих на Западе: если человек боится что, если он ударит ребёнка, это приведёт к тому, что ребёнка конфискует какая-нибудь организация, то тогда тоже не разрешено ударить.

4) Согласно Рамли, не дозволено бить ребёнка, для того чтобы заставить его делать что-то, что является сунной (например, сивак или участие в джамаате), к этому можно прибегнуть, только чтобы заставить его делать фарз 4.

Дети - это ответственность

Дети-мусульмане, растущие в западном обществе, нуждаются в особо пристальном воспитании. К сожалению, зачастую единственное исламское воспитание, получаемое ими, - это то, что они по воскресеньям посещают мечети или медресе, где их заставляют молча сидеть (зачастую под угрозой наказания), несмотря на то что они умирают от скуки. И если в их памяти это запечатлеется как всё, что они знают об Исламе, то, когда они вырастут, неудивительно, что их унесёт одно из неисламских течений, которые окружают их со всех сторон.

Родители должны воспитывать своих детей так, чтобы они любили свою религию и своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). А любовь можно привить только в атмосфере любви.

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Воспитание в мусульманской семье

Студентка 2 курса, 8 гр.,

Специальность 031000

«Педагогика и психология»___________Л. Р. Гарифуллина

Руководитель работы,

к. пед. н., доцент ____________Н. В. Зайцева

Саратов 2005

Введение……………………………………………………………с.3

Глава 1. Семья и семейные отношения …………………………. 4

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе…….. 8

Заключение………………………………………………………… 22

Приложения………………………………………………………... 23

Библиография……………………………………………………….26

Введение

В современное время религиозному воспитанию в наших семьях давно не предается такого большого значения, как в былые времена. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. В религиозных семьях воспитание становиться более мягче, многие традиции и обычаи уходят в прошлое. Вот и в исламских семьях многие традиции уже не соблюдаются. Многие девушки не считают нужным повязывать голову, хотя это считается обязательным и непокрытая голова считается признаком неприличия. Современные родители считают, что если их дети будут выделяться в толпе, им будет легче добиться успеха. Возможно, одной из причин этого является и то, что в последнее время имеет место притеснение последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской семье.

Но даже не смотря на это, есть и те семьи, которые не отходят от традиций и своей веры. В исламе детство – особый мир, полной радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. И родители стараются воспитать в своих детях самые благородные и чистые качества. Привить веру в Аллаха и в его силы.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребенка, посвященный Декларации прав ребенка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырехсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но, гарантируя ему права еще до того, как он рождается.

Глава 1. Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных отношений.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Семьи существуют разные по своим религиозным принадлежностям. Рассмотрим семью в исламе.

Семья в исламе

Ислам проявляет заботу о ребенке не только со дня его появления на свет, но думает и заботиться и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придается большое значение и отводиться высокое место. Вот почему ислам должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей в последствии.

Внимание, проявляемое исламом к ребенку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребенке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк говорит: «…ищите же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь все!»

Исходя из этого, халиф Умар бин аль – Хаттаб дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?»- такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее воспитание и научил его Корану».

Но если ребенок, наследует какие – то особенности своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребенку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

Любовь родителей

Ребенок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которых Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить нельзя, так как, поистине, она представляет собой частичку милости Аллаха. Любовь родителей к детям является врожденным свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах дает человеку наставления относительно его родителей, но не дает родителям таких же наставлений относительно их детей.

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель таких наставлений состоит в том, чтобы побуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

Ислам и равенство между детьми

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины, справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинокого относиться к детям, чтобы не причинять кому – нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придет ненависть, а место согласия займут раздоры, и все это приведет к сложностям, отклонения, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе

Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радости для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Во многих благородных аятах говориться о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребенка. Они призывают к проявлению о нем заботы, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи, общества в целом, не забывая о том, что все это тесно связанно друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокое наставление ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы все это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам определил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривает его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребенком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живет и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

В мусульманской семье радость большая – девочка родилась. Ангелы прилетели посмотреть на родившуюся звездочку, расправили над ней крылышки свои и полетели дальше. А девочка растет и родителей своих радует.

До исполнения семи лунных лет родители воспитывают девочку и мальчика вместе. После – ответственность за правильное, хорошее и религиозное воспитание полностью остается за матерью.

Наблюдая с первых лет своей жизни за тем, как молятся мама и сестры, девочка, подражая им, тоже просит себе коврик и хиджаб, чтобы помолиться Всевышнему. И вот из маленькой девочки в исламской семье выросла красивая мусульманская девушка.

Воспитание девочки – это воспитание всей нации

Если девушка в детстве воспитывалась правильно, она при встрече с людьми будет опускать свой взор, показывая стеснение. Будет вести себя осторожно, чтобы не касаться чужих мужчин. Станет соблюдать правила в одежде по исламским нормам, что означает держать открытыми кисти рук и лицо и не носить облегающие и прозрачные вещи.

Мусульманская девушка, стараясь не быть похожей на другие нации, не будет носить множество украшений, чтобы не привлекать к себе внимание других мужчин и не будет пользоваться благовониями, когда идет среди людей. От правильного воспитания девушки зависит воспитание ее детей и всего будущего рода.

Отношения с мужчинами

Современная мусульманская девушка не должна общаться с парнями и мужчинами, если это не отец и не родственники ее. Религия не запрещает получать образование, но находясь на занятиях, общаться можно только с девушками – парни не могут быть друзьями. Религия не запрещает работать, но только там, где не нужно оставаться наедине с мужчинами. Мусульманка, если на нее смотрит чужой мужчина, всегда отведет и опустит взгляд, показывая свою скромность.

Мусульманки и общественные дела

Пока у девушки нет мужа, она может учиться, работать, заниматься общественными делами и политикой. После замужества никто не запрещает ей развиваться дальше и заниматься какой-то деятельностью. Но на первом месте всегда стоит семья. Поэтому с появлением детей женщина учится правильно распределять свое свободное время, но большая доля принадлежит мужу и детям.

Одежда и косметика девушек-мусульманок

Одеваться скромно и так, как позволяет религия – это каждая девушка знает с первых лет жизни. Ведущие европейские дизайнеры много лет работают над созданием одежды, в которой девушки-мусульманки будут чувствовать себя комфортно, защищенно и не вызывающе. Косметику шариат разрешает только натуральную, поэтому девушки выглядят естественно, красиво и стильно.

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Воспитание в мусульманской семье

Студентка 2 курса, 8 гр.,

Специальность 031000

«Педагогика и психология»___________Л. Р. Гарифуллина

Руководитель работы,

к. пед. н., доцент ____________Н. В. Зайцева

Саратов 2005

Введение……………………………………………………………с.3

Глава 1. Семья и семейные отношения …………………………. 4

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе…….. 8

Заключение………………………………………………………… 22

Приложения………………………………………………………... 23

Библиография……………………………………………………….26

Введение

В современное время религиозному воспитанию в наших семьях давно не предается такого большого значения, как в былые времена. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. В религиозных семьях воспитание становиться более мягче, многие традиции и обычаи уходят в прошлое. Вот и в исламских семьях многие традиции уже не соблюдаются. Многие девушки не считают нужным повязывать голову, хотя это считается обязательным и непокрытая голова считается признаком неприличия. Современные родители считают, что если их дети будут выделяться в толпе, им будет легче добиться успеха. Возможно, одной из причин этого является и то, что в последнее время имеет место притеснение последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской семье.

Но даже не смотря на это, есть и те семьи, которые не отходят от традиций и своей веры. В исламе детство – особый мир, полной радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. И родители стараются воспитать в своих детях самые благородные и чистые качества. Привить веру в Аллаха и в его силы.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребенка, посвященный Декларации прав ребенка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырехсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но, гарантируя ему права еще до того, как он рождается.

Глава 1. Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных отношений.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Семьи существуют разные по своим религиозным принадлежностям. Рассмотрим семью в исламе.

Семья в исламе

Ислам проявляет заботу о ребенке не только со дня его появления на свет, но думает и заботиться и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придается большое значение и отводиться высокое место. Вот почему ислам должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей в последствии.

Внимание, проявляемое исламом к ребенку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребенке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк говорит: «…ищите же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь все!»

Исходя из этого, халиф Умар бин аль – Хаттаб дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?»- такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее воспитание и научил его Корану».

Но если ребенок, наследует какие – то особенности своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребенку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

Любовь родителей

Ребенок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которых Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить нельзя, так как, поистине, она представляет собой частичку милости Аллаха. Любовь родителей к детям является врожденным свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах дает человеку наставления относительно его родителей, но не дает родителям таких же наставлений относительно их детей.

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель таких наставлений состоит в том, чтобы побуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

Ислам и равенство между детьми

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины, справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинокого относиться к детям, чтобы не причинять кому – нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придет ненависть, а место согласия займут раздоры, и все это приведет к сложностям, отклонения, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе

Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радости для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Во многих благородных аятах говориться о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребенка. Они призывают к проявлению о нем заботы, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи, общества в целом, не забывая о том, что все это тесно связанно друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокое наставление ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы все это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам определил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривает его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребенком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живет и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

Несмотря на то, что в результате глубоких исследований психология получила возможность направлять поведение человека, а ученые написали множество трудов, посвященных проблемам различных периодов детства и способам воспитания, ислам определил их во всех областях науки о формировании и развитии человека в течение всей его жизни.

Ребенок и общество

У каждого человека жизнь проходит в обществе. Поэтому учить ребенка общаться с другими и уважать их, а также объяснять, как нужно вести себя среди людей – очень важно. Родители не должны жалеть сил, растолковывая, какие слова хорошие, какие слова плохие, какие навыки красивы, а какие – некрасивы. Ребенок каждый день общается с разными людьми, слышит разные слова, некоторые слова повторяет, кого – то изображает. Нужно обратить внимание на речь ребенка, она должна быть чиста от ошибочных и некрасивых слов.

Также в это время особенно важно воспитать любовь к родному языку, языку матери. В ребенке должна быть любовь к родному языку, он должен гордиться им. Он должен чувствовать красоту и гармонию родного языка. Где бы он не был, если он услышит родной язык, это сильнее повлияет на него, чем хорошая музыка. И пусть он считает для себя счастьем разговаривать на родном языке.

Для того чтобы разбудить в ребенке ненависть к плохим обычаем и любовь к хорошим обычаям, полезно читать воспитательные рассказы, написанные специально для детей, красивые сказки, потому что в детские годы услышанное, прочитанное остается в памяти. Благодаря этим рассказам, во – первых, воспитываются красивые качества, во – вторых, будят в ребенке любовь к родному языку и национальной книге. Для становления в будущем ребенка как обладателя многогранного таланта, а также для того, чтобы он был патриотом своей нации, необходимо, чтобы он много читал книги.

Невозможно воспитать в ребенке, душевную любовь к книгам, если он целыми днями смотрит по телевизору «Микки Маус» и т.п.

Пророк Мухаммед сказал: «Мусульманин – это тот, кто не обид ни языком, ни рукой, ни деянием другим». Чтобы ребенок обладал этими качествами, нужно воспитать уважение к другим. Уважать окружающих, быть милосердным к бессильным, слабым, уметь разделить горести человека – это все начинается от повиновению Аллаху. Если муж и жена, работник и хозяин жалуются друг на друга, значит, в них не воспитали чувства уважения к другим.

Ребенок с малых лет должен относиться к каждому взрослому мужчине – как к отцу, к каждой женщине – как к матери, к девочкам – как к старшим и младшим сестрам, к мальчикам – как к старшим и младшим братьям, к другим – как к самому себе. Пророк Мухаммед сказал:» Мусульманин не будет мусульманином до тех пор, пока не пожелает другим того, что желает себе самому». Нужно объяснить ребенку, что заботиться о других – это значит заботиться и о себе, уважение к другим – это уважение к себе. В это время очень важно, как ведут себя родители, воспитатели, учителя. Если сказанное тобою не соотносится с делом, это, без всякого сомнения, воспитает в ребенке двуличие. Кем бы не был воспитатель ребенка, если он «артист», а чистосердечный, искренний человек, то он достигнет лучшего результата.

Хорошо было бы, если мужчины, молодые парни смогли видеть в женщинах своих мам, сестер. Современное воспитание, фильмы, к сожалению, учат смотреть на женщин как на объект удовлетворения плотских желаний. К этой мысли толкают и сами женщины, которые не умеют подобающе одеваться и не умеют правильно вести себя в соответствующих рамках; это является началом многих бед и распутства. Дети без отца, униженные девушки, проститутки – не результат ли этого? И поэтому, как считают мусульмане, если научить мальчиков уважать девочек, а девочек – скромности и этике поведения в нашем обществе, - эти печальные явления намного уменьшаться.

Чтобы ребенок был великодушным, доброжелательным, важно обучать познавать Аллаха и любить природу. Уважение к другим начинается с воспитания уважения к родителям и к учителям – наставникам.

Сегодня многие родители, чтобы было легче ребенку, берут всю работу на себя, таким образом, хотят приобрести уважение ребенка, но это ошибочное мнение. Наоборот, если родители будут говорить ребенку: «Если ты поможешь – мне так приятно, если бы не было тебя, мы не смогли бы закончить эту работу, у меня уже силы кончаются, я нуждаюсь в твоей помощи», - в таком случае они научат его с маленьких лет находить радость в помощи родителям; так будет лучше. Ребенок, взрослея, должен понять, что у него растут силы, а у родителей силы и возможности уменьшаются.

Ребенок должен уметь уважать и себя. Никогда нельзя унижать его, говорить ребенку:»Ты не способный, растяпа, ничего не умеешь делать». Нужно постоянно говорить: «Я в твое время и такого не умел делать». У ребенка должна расти вера в самого себя. Нет не способных детей.

Очень важно воспитать уважение к труду и простому рабочему человеку. Сегодня в нашем обществе утвердился унизительный взгляд на физическую работу – широко распространенное убеждение, что это занятие для людей с пониженной умственной способностью. Но богатство страны – это результат честного труда. Ребенок должен расти, смотря с восхищением и уважением не только на героев фильмов про боевиков, но также и на простого рабочего человека

Если Аллах дал ребенку способность в какой – то области, то увидев это, важно усилить эту способность и объяснить, что он способный и нужный обществу человек. В большинстве случаев мы, не обращая внимания на способности и мысли ребенка, хотим, мучая, воспитать личность в той области, которая не подходит для неё, но это известно, рождает в ребенке чувство унижения и бездарности.

Знание истории своего рода, знание его успехов и неудач, а также знание того, по какой причине некоторые стали знаменитыми, а некоторые погибли, - это все помогает планировать ребенку будущее. Он стремиться быть на кого – то похожим.

К сожалению, сегодня в нашей стране авторитет мужнин в семье понижается. Одна из множества причин этого – одинаковое воспитание вместе мальчиков и девочек. Очень важно давать им раздельное воспитание после 12 лет, потому что в жизни их обязанности, данные Аллахом, разные. Наличие у мальчиков качеств девочек, а у девочек качеств мальчиков вредно для общества. Причиной распада многих семей является исчезновение гармонии, данной Аллахом, в деле воспитания. Скажем, слова предупреждения и похвалы часто у мальчиков заходят в одно ухо и выходят из другого. А девочка эти слова может сохранить в своем сердце и поранить его. А в классе одними и теми же словами хвалим и оскорбляем одного перед другими. Сколько вреда приносит это психике девочек. Давая одинаковое воспитание львам и оленям, невозможно достигнуть хорошего результата.

Воспитатель – родитель ли он или учитель – не должен стремиться к созданию у мальчиков и девочек одинакового характера, а наоборот, обязан обратить внимание на повышение качеств, которые свойственны каждому отдельно. Часто слышим вопрос: где вы настоящие мужчины? Не очень легко стать настоящим мужчиной тем мальчика, которые воспитываются женщинами - учителями среди девочек.

Обычно говорят, что в семье главный воспитатель – мама. Какова же роль мужчины в воспитании? Мужчина воспитывает личным своим примером. Перед глазами ребенка отец должен быть защитой, опорой семьи, кормильцем семьи, преодолевающим трудности, хранителем семьи, умеющем отвечать за свои слова и поступки. Мать обязана воспитывать в детях уважение к отцу. Ребенок, который не смог получить такого воспитания, не сможет быть настоящим мужчиной.

Ребенок как объект воздействия врожденных свойств и приобретаемого человеком извне и ответственность родителей

Прежде чем разъяснять, какое отношение установления ислама имеют к воспитанию подрастающего поколения, нужно прежде сказать следующее: есть люди, считающие, что ребенок является добрым по самой своей природе. Имеется в виду, что в нем от рождения заложено доброе человеческое начало, которое всегда будет присуще ему и которое он может утратить в силу определенного воздействия на его свойства и его природу. Есть и такие, которые считают, что ребенок приходит в этот мир лишенным каких бы то ни было качеств и врожденных свойств, в потом постепенно приобретает эти качества; под влиянием своего окружения и под воздействием родственников и общества в нем могут постепенно формироваться характерные для этого общества черты и реакции, что продолжается до тех пор, пока, они не станут его характерными особенностями. Независимо от того, кто из них прав, в обоих случаях вполне можно допустить, что общество, в котором живет ребенок, оказывает большое воздействие на его характер, нравственные качества и привычки. Но прежде всего ребенок испытывает влияние родителей, с которых во всем берет пример, и поэтому родителям следует показывать своим детям только хороший пример в словах и делах.

Таким образом, можно определенно заявить, что прежде всего врожденные свойства, а потом окружающая среда оказывают наибольшее влияние на формирование ребенка, благодаря которому он может принести пользу своей родине и своему обществу. Вот почему указывается на то, что система воспитания ислама применяется не только с первого дня жизни ребенка. Ислам проявляет заботу о нем еще до его рождения, а именно – с того момента, когда у человека возникает мысль о создании семьи.

Ислам обращается к родителям со своими высокими наставлениями, веля им уделять своим детям как можно больше внимания, что подразумевает следующие:

Любовь – это духовная связь, объединяющая в благом всех людей, но особенно ближайших родственников, а кто может быть ближе ребенка, который является для человека самым дорогим;

Милосердие – сильное человеческое чувство, объединяющее между собой людей и побуждающее их к благу и человечности;

Выполнения обещания , данного родителем ребенку, что является выражением подлинных чувств, а также нравственной обязанностью, выполнения которой требует религиозные установления, однако особенно необходимо это, когда дело касается ребенка, ведь это поможет ему на всю жизнь усвоить хороший урок и вызовет чувство уважения к родителям.

Воспитание в детстве необходимо для того, чтобы приучить ребенка к похвальным делам и помочь ему выработать достойные нравственные качества.

Воспитывая детей, мы готовим для жизни хороших членов общества, что является целью исламского воспитания и ислама вообще. За это ждет награда, и в этом отношении исламское воспитание определило все другие попытки, имеющие отношение к воспитанию молодого поколения, ведь ислам связывает воспитание с наградой родителям, чтобы это послужило стимулом для хорошего воспитания детей.

Ислам и приучение ребенка к самостоятельности

Давая родителям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремиться к подавлению воли ребенка и к тому, чтобы за него думали его родители, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами и работать ради него и его будущего, тогда как ребенок только находился бы у них на иждивении. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями контроля за поведением ребенка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения, а его личность не испытывала никаких потрясений в этом большом мире. Что касается опеки, которую велит осуществлять ислам, то она сводиться к заботе о ребенке, что следует осуществлять незаметно от него.

Возможность ребенка высказывать свое мнение независимо от того, каким бы глупым, наивным или далеким от истины оно не было, или учет его мнения при рассмотрении различных вопросов, разъяснение ошибочности его мнения, высказывание правильного мнения отцом или матерью – все это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребенка и указывает ему правильное направление. С учетом этого можно достичь в воспитании детей нескольких целей:

А) приучить его высказывать свое мнение по различным вопросам и научим его замечать трудности заниматься ими;

Б) с помощью разъяснения ошибочности его мнения по различным вопросам и научим его думать над формой выражения его взглядов при принятии решения;

В) выражение своего мнения взрослыми и разъяснение его правильности также заставляет его думать над тем, как следует принимать решения;

Г) ребенок привыкает к свободному и спокойному обсуждению различных трудных вопросов, в результате чего он не опускает руки, когда приходит время их решать, и ему следует разъяснять, что является правильным, а что ошибочным;

Д) благодаря этому готовим ребенка к его будущему и борьбе с теми трудностями, которые его ждут;

Е) с помощью этого мы не даем ребенку превратиться в бесполезное существо, у которого нет собственного мнения, и приучаем его к тому, чтобы трудности не становились для него неожиданными и ужасными настолько, чтобы он сбился с пути, потерялся и был погублен чем – нибудь страшным.

Так же в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь подразумевается приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман– это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и все плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Принципы щариата– это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышнем Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в «фитре» - родители их делают христианами, иудеями или многобожниками». Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листу бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально – нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

В результате нравственного воспитания, ребенок, растущий с верой в Аллаха воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально – нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: « Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Эта сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанностей людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит: « Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?». Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай».

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становиться неуязвимым к ненависти, завести или неприязни и лишается чувства страха перед кем – либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта – приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установление социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом. «… поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя.»

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросах, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания – прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а так же его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворительность и эффективность.

Ислам и обучение ребенка

Ислам побуждает к приобретению знаний и обучению, а поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. То общество, члены которого воспитываются сознательными, знающими, следующими правильным путем и культурными людьми, является такое общество, благодаря которому развиваются его члены и которое развивается благодаря своим членам, и поэтому исламское воспитание направлено на обретение знания, приносящего пользу отдельному человеку, счастье обществу и миру всему миру. Вот почему в качестве выкупа некоторым людям, захваченным в плен в битве при Бадре, было предложено обучить чтению и письму по десять мальчиков из числа детей мусульман.

С точки зрения ислама, обучение не должно ограничиваться ни каким – то отдельным пунктом, ни определенной книгой или сочинением, но охватывать весь круг познаний человечества, а также все то, что способны постигать чувства и разум. Прекрасен наказ, который дал Умар бин аль – Хаттаб, сказавший: «Учите ваших детей плавать и стрелять из лука и велите им, чтобы они вскакивали на лошадь одним прыжком». В те времена арабы всю жизнь упражнялись в стрельбе из лука и верховой езде. И всем этим начинали заниматься с самого раннего детства, воспитывая тем самым мужество и смелость у ребенка.

Таковы мудрые установления ислама, направляющие ко всему тому, что приведет всех к успеху. Сколь мудры эти наставления и как возвышенны их цели, особенно в том, что касается детей, являющихся самым дорогим в жизни. Все это позволяет ощутить полноту и благо жизни, к которым все стремятся. Праведный сын является продолжением жизни своего отца, одним из плодов своего общества и надеждой своего народа. И прав был Умар бин аль – Хаттаб, который сказал: Да не воспитает Аллах того, кого не воспитал шариат».

Ребенок и духовное воспитание

Необходимо ознакомлять ребенка с самим собой с духовной стороны. Человек не состоит только из тела. У человека есть и тело, и разум. Что такое душа, откуда пришла, куда пойдет? Объяснять все это очень важно. Если ребенок спросит: «Что такое душа?» Ему ответят: «Это твоя невидимая глазом сущность». Какова связь между телом и душой, между душой и разумом, между разумом и телом? Какая часть человека выполняет, какую обязанность, какая важнее? Какая часть вечна, какая временна? Ребенок все это должен обязательно знать. Скажем, телу нужна пища, вода, воздух, отдых, гигиена, спорт, работа и ум, а разум можно обогатить при помощи знаний и размышлений. В чем обязанность души? Как ее можно очистить? Объяснение всего этого учит ребенка жить правильно. Если ребенок не усвоит такие понятия, не сможет правильно устроить себе жизнь, в будущем жить ему будет трудно, потому что каждое дело человека должно быть направлено на заботу, воспитание тела, души, ума. Незнание всего этого сегодня, занятие людей бесполезными делами, пустая трата времени и склонность только к наслаждениями тела приводит к животному образу жизни только ради нафса. Распространение преступности, проституции, наркомании, алкоголизма, СПИДа, бессильность даже тех стран, которые имеют в своих руках половину богатства мира, укротить все это – открытый пример этого тупика.

Ключом каждого воспитания должно быть познание Аллаха и умение жить по Его законам. Какого бы только человечество не достигло уровня развития, только подчинение законам Аллаха и молодым, и старым поможет на просторах жизни найти путь и не заблудиться. Отрицание законов Аллаха приводит людей к несчастью. Отказавшийся от своей религии, человек, конечно, забудет Аллаха, и это приведет к очернению сердца и к озлоблению души. Ребенок должен знать Сущность, которая достойна поклонения. Ребенок должен чувствовать, что за свои дела он является ответственным не только перед всем человечеством, но и перед Всевидящим, Всеслышащим Аллахом.

Насколько бы этот мир ни был бы несправедливым, продажным, омерзительным, ребенок должен верить в справедливые весы, которые в руках Аллаха.

Ребенок также обязан понять, что смерть – это не вечная потеря и исчезновение, а отделение души от тела, временное разлучение людей друг от друга, переход от одного состояния к другому состоянию. Это, в свою очередь, помогает ребенку легче переносить множество бед, несчастий, сохраняя психику от стрессов, а также помогает жить, стараясь не потерять иман (веру).

Стремление к вере, стремление познать Аллаха – естественное состояние каждого ребенка. Чтобы вести ребенка по этому пути и воспитать согласно этому правилу, не требуется слишком много сил. Но влияние противоположного воспитания, которо6е длиться 70 лет, сегодня, к сожалению, ставит преграду перед этой истиной дорогой.

Заключение

Проанализировав литературные источники, и проведя беседу с имамом мечети, я смогла глубже рассмотреть воспитание в мусульманской семье с нескольких её сторон. Мы видим, что воспитанию детей начинают уделять внимание задолго до рождения ребенка. Ребенок не сможет быть достойным членом общества если у него не достойные родители. Именно родители своим примером прививают ребенку хорошие манеры и помогают тем самым найти свое место в обществе.

Каждый ребенок в семье имеет свои права и обязанности, разница в этих правах и обязанностях только из – за разного пола. То что может мальчик не может девочка и наоборот. Родители не выделяют не одного из детей, они все равны. В семье их учат соблюдать и оберегать традиции и обычаи, которые передаются то отца к сыну, от матери к дочери. Дети высоко чтят своих родителей, старших, сестер, братьев.

Как мне кажется, дети, воспитанные в мусульманской семье, а именно в семье соблюдающей все традиции, более нравственно устойчивы. Возможно, и нашему современному обществу не повредили бы, а помогли бы некоторые методы мусульманского воспитания.

Приложения

Приложение 1

Пример воспитания в одной мусульманской семье.

Семья Б., отец семьи занимает высокий пост в администрации президента Башкортостана, мать домохозяйка. Они имеют двух детей – мальчика 17 лет и девочку 13 лет.

В семье воспитанием в большей мере занимается мать. Но и отец вносит свой вклад. Мать девочку учит ведению домашнего хозяйства, к сохранению домашнего очага, дает наставления на будущее относительно уважительного отношения к будущему мужу, к его родителям, к его братьям и сестрам. Мальчика отец готовит к тому, что он будет кормильцем и главой семьи.

В обоих детях воспитывается уважение и почтение не только к старшим, но и ко всему обществу в целом. Им прививается любовь к исламу, к Корану. И примером для детей являются их родители, на их делах и поступках дети учатся в сему этому. Дети учатся в татарской школе. Так как в исламе приветствуется раздельное обучение, мальчики и девочки обучаются отдельно.

Так же строго подходят к вопросу о женитьбе и замужестве. Если мальчик может выбрать себе жену сам (но прислушиваясь к мнению родителе), то дочери мужа выбирают родители. И это спокойно принимается детьми, ведь родители желают только добра.

Когда же приходят гости, женщины не садятся за один стол с мужчинами, а нередко даже в одной комнате не находятся. Женщина должна быть одета и вести себя по законам писанных в Коране. Посещение мечети регулярное и приносит удовлетворение. В семье так же строго соблюдаются все посты и праздники.

Приложение 2

Статья Джафара Фейзрахманова

«Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей»

Каково понимание морали и нравственности в мусульманской семье? Мусульманская вера, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитание ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка – семьи, детского сада, школы, двора.

Хочу подчеркнуть, что формирование духовного мира ребенка начинается с создания семьи – его отца и матери. Почему? Потому что условия создания брака перед Всевышнем должно быть дозволено с точки зрения шариата -законов исламской религии. После создания такой семьи дети в нем считаются законнорожденными.

Сама обстановка в семье верующего создает определенные условия для религиозного воспитания ребенка. Чем это мотивируется? Соблюдением обрядов: молений, отношениями между родителями, между старшими и младшими, отношением к окружающим. Все это создает определенный фундамент для формирования детского мировоззрения и его дальнейшего развития как личности.

Особое внимание уделяется веротерпимости, поскольку мы живем в много конфессиональной стране. Ребенок общается с представителями разных последователей других религий. Поэтому уважение к представителям иных конфессий и национальностей является важным фактором в воспитании.

В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Это большое доверие для женщины и одновременно большая ответственность перед Всевышнем за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно прозвали мать и отец, сначала подойдите к матери». Это ещё раз доказывает уважительное отношение к женщине – материи.

Ошибочное представление, будто мусульманская женщина все основное время проводит на кухне и в детской. Любящая мама и хорошая жена – всеми уважаемая личности в мусульманском обществе.

А Что же отцы? Они обязаны обеспечить материальную сторону для собственной семьи, оказывая помощь жене в ведении хозяйства.

Все вышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что в семье должно быть уважительное отношение не только к родителям и старшим, но и к сестрам и братьям.

Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. Очень важно доходчиво объяснить ребенку о существовании Единого Создателя и поклоняться Ему. Судьбоносно при воспитании малыша научить его совершать пятикратные моления. При этом следует сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов. Значимым элементом является научить малыша читать молитву перед сном и поутру, до и после приема пищи. Научить детей быть благородным к родителям, ко Всевышнему Создателю.

В исламе важную роль играет приобщение ребенка к посту. Суть соблюдения поста – не только воздержание от пищи и воды. Это прежде всего моральная и духовная чистота последователя Ислама.

Хочу заметить, что философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль.

Библиография

1. Валиулла хазрат Ягъкуб. Ребенок мусульманина. О воспитании. Казань: «Иман» 2005.

2. Д-р аль – Хусейни Абд аль – Маджид Хашим, Д-р Са- да Абд аль Максуд Заллям. Уделение внимания детям в исламе. Казань: Изд – во «Дом печати».2004

3. Шейх Абд аль – Муизз аль Джаззара. «Наши дети и мы». Казань 2004

4. Владимир Абдулла Нирша. «Дети наше будущее». М: 2003

5. www.referat.ru«Дети и ислам»

6. Б. и Л. Никитины. Мы, наши дети и внуки. Петрозаводск «Карелия»1990

7. Л. Ф. Островская. Педагогические знания – родителям. М:1983

8. статья Джафара Фейзрахманова. Воспитание семьи и детей у мусульман