Классификация ассортимента декоративной косметики. Волшебное преображение внешности с помощью декоративного макияжа: его основы и принципы

Этот тип косметики чаще всего можно встретить в специальном отделе супермаркета. Именно там чаще всего и закупаются на всю семью многие женщины. Однако некоторые предпочитают только специализированную косметику по уходу. А ее приобрести не так легко. Для этого надо ходить либо в фирменные магазины, либо в салоны красоты. В последних вам не только продадут эффективную косметику по уходу, но и подберут ту, которая подходит именно вам.

Шампуни, маски и бальзамы для волос

Шампуни изначально предназначались для очищения наших волос. В последнее время в их состав входят различные компоненты, которые оказывают также и дополнительное воздействие на свойства волос: увеличивают объём, укрепляют волосяные луковицы, восстанавливают кончики волос, стимулируют рост.

Шампуни наносят на влажные волосы плавными движениями до образования пены, далее смывают теплой водой и делают процедуру повторно для того, чтобы подействовали дополнительные свойства средства. Шампунь придает волосам свежесть и чистоту, а бальзамы используют уже после шампуня. Применяют их для гладкости и шелковистости, для придания волосам объема. Далее идут маски для волос . Их применяют для укрепления волос, чтобы они питали волосы витаминами и минералами. Последние можно сделать и самостоятельно.

Также советуем почитать подробнее об уходе за волосами . Кроме того, стоит уделить особое внимание маслам для волос. Их легко найти и полезно применять. Об этом в этой статье .

Гели для душа и мыло

Гель и мыло играют одинаковую роль - очищение кожи от загрязнений. Однако последнее бывает двух видов: сухое и жидкое. Первое лучше очищает кожу, а второе лучше ее смягчает. И в гель, и в мыло добавляют эфирные масла, что оказывает свой неповторимый эффект на коже. Также некоторые гели и мыла идут с эффектом скраба.

Скрабы и пилинги

Скрабы и пилинги глубоко очищают, удаляя старую кожу и вычищая жир и грязь из пор. Для людей с проблемной и комбинированной кожей можно подобрать скраб с небольшими гранулами. А для обладателей сухой кожи были разработаны кремовые гаммажи.

После проведенного дня с косметикой важно глубоко и тщательно очистить кожный покров от макияжа специальными средствами.

Лосьоны для тела, кремы

Лосьоны и тоники удаляют остаточный макияж или же тонизируют кожу. У кремов много различных предназначений: увлажняющие, заживляющие, подтягивающие, матирующие, противовозрастные и так далее. Используют их не чаще 2-3 раз за день.

Профессиональная косметика

Профессиональная косметика как декоративная, так и по уходу, стоит немного больше чем обычная. Приобрести её можно в специализированных магазинах или салонах красоты. Ценится она за своё качество, а также за то, что она гипоаллергенная и дольше держится.

Профессиональные косметические средства имеют характерный приятный запах, производители обычно заботятся о многогранном аромате. Пигмент, находящийся в тенях и других элементах косметики намного насыщеннее. Много оттенков, причём почти все матовые без блёсток и перламутра.

Примечательно, что профессиональная косметика наносится специальными спонжиками и кистями.

Содержание
Введение
Из истории косметики
О значении косметики
Общая классификация и характеристика ассортимента косметических товаров
Характеристика ассортимента декоративной косметики
Надёжность косметических средств
Характеристика показателей качества декоративной косметики
Факторы, влияющие на сохранение качества косметических товаров
Формирование рынка. Задачи рынка. Роль рынка в стимулировании производства
Продажа и реклама косметических товаров
Экспертиза, контроль качества и сертификация косметических товаров
Заключение
Использованная литература

Введение

Грех, если женщина выглядит менее красивой, чем могла бы быть.
В последние десятилетия потребление косметических товаров во всём мире, в том числе и в нашей стране, возрастает. На российском рынке появилось огромное количество новых товаров с новыми потребительскими свойствами, много неизвестных ранее фирм, как зарубежных, так и российских. Широкий ассортимент, разнообразие косметической продукции, конечно же, является положительным фактором, но зачастую вводит нас в затруднение при выборе того или иного средства. Интенсивная и не всегда добросовестная реклама часто вводит в заблуждение потребителей. К сожалению, в отечественных публикациях оценку косметических товаров часто дают не специалисты, а, как правило, журналисты, основываясь на своём потребительском опыте.
Ассортимент средств декоративной косметики, вырабатываемых промышленностью, разнообразен и включает следующие виды изделий: тональные средства, пудру, румяна, губные помады и блески для губ, тени для век, тушь для ресниц, карандаши для глаз, карандаши для бровей, лаки для ногтей. По количеству выпускаемой продукции декоративная косметика занимает одно из ведущих мест в общем объеме производства косметических средств.
Декоративная косметика является неотъемлемой частью жизни женского общества. Она помогает подчеркнуть красоту женского лица, придать ему индивидуальность и скрыть мелкие недостатки. Косметика позволяет нам быть ближе к внешнему идеалу и чувствовать себя уверенней.
О красоте и здоровье следует заботиться ежедневно и систематически. Ведь по-прежнему остаются в силе мудрые слова афоризма де Ленкло: "Нет некрасивых женщин. Есть только женщины, которые не умеют сделать себя красивыми".
На мой взгляд, тема декоративной косметики всегда будет оставаться актуальной.

Из истории косметики
История косметологии восходит к древнейшим временам. Уже первобытные люди старались содержать тело в чистоте, приукрасить свою внешность. Об этом свидетельствуют и находки археологов, исследовавших поселения древних, и труды этнографов, изучавших жизнь сохранившихся до нашего времени племен. Раскраска тела, татуировка, всевозможные бальзамы использовались и в повседневной жизни, и для различных ритуалов и религиозных обрядов.
Принято считать, что родина современной косметики – Древний Восток. Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Искусством изготовления косметических средств владели в основном жрецы. Состоятельные люди применяли дорогостоящие методы улучшения внешности (красились и женщины, и мужчины), используя для этого специальные вещества, а менее богатые использовали простые "народные" средства. Забота о внешности была для египтянок делом первостепенной важности. Помимо карандаша для бровей им была хорошо известна помада, лак для ногтей, краска для волос, душистая вода и прочие атрибуты арсенала современной женщины. Едкий сок некоторых видов ириса употребляли в качестве румян (раздражение кожи этим соком вызывало красноту, которая сохранялась длительное время). В некоторых случаях косметика имела профилактическое значение. Например, подведение глаз не только женщинами, но и мужчинами предотвращало воспаление век от слепящего солнца и сухого ветра.
Идеалом женской красоты древнего Египта считается знаменитая Нефертити, супруга фараона Эхнатона. Природной красоте совершенного лица всё же помогала косметика: очевиден уход за кожей, грим, украшения. Рисунок рта, бровей, глаз был подчёркнут гримом, щёки также были подкрашены. Считается, что она в совершенстве владела искусством макияжа.
Из 16 в. до н. э. дошли до нас способы использования в качестве косметического средства пудрообразного алебастра и мёда, составы красителей для окраски век в зелёный, а их краёв – в чёрный цвет. Губы и щёки подкрашивали хной. Самую древнюю губную помаду обнаружили при раскопках шумерского города Ур (35-г. до н. э.).
Особое место в истории косметологии принадлежит косметике Древней Индии и Древнего Китая. В этих странах существовал настоящий культ женской красоты, для поддержания и совершенствования которой использовали тушь, белила для лица, лак для ногтей. В Китае детям было принято красить щечки красной краской в виде яблочка, чтобы Всевышний, взглянув на детей, оставался доволен, видя, что они радостны и здоровы. А вот что говорили о красоте женщины китайские мудрецы: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо". И еще: "Мудрая женщина может меняться каждый день, вовек не исчерпывая своих чудесных превращений…"
Для чернения глаз и бровей гречанки использовали копоть, добавляя в нее сок вяжущих трав, или сажу, причем закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой. Губы и щеки румянили с помощью сурика, или мелкотертых порошков и составов, вызывающих прилив крови к щекам.
В Древней Руси женщины красились вовсю. Да так, что казались просто размалеванными кистью. В косметических целях, как и во всех других странах, применялись, в основном, растительные средства, свойства которых язычники знали в совершенстве. Например, для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски волос так же использовали растения, например, кожурой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в бело-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую - из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Первая «Энциклопедия красоты» вышла в Париже в 1806 г., она содержала советы, как сделать кожу красивее.
Конец 19 – начало 20 вв. характеризуются интенсивным развитием косметического производства. Особенностью этого периода является культ природных материалов и одновременно применение веществ, полученных химическим путём. Кроме того, изменились требования к косметике, расширился её ассортимент.
В наши дни основное правило при применении косметики – использование высококачественных косметических средств при условии их безвредности для кожи и организма.
О значении косметики
Может быть, найдутся и такие люди, которые отвергают косметику, утверждая, что даже самая лучшая косметика не превратит дурнушку в красавицу и что по-настоящему красивая женщина не нуждается в косметике. Однако такое отношение к косметике является в принципе неправильным. Его можно было бы сравнить с утверждением, что умному человеку школа не нужна, а глупому никакая школа не поможет. Точно также нет настолько некрасивых людей, что бы их внешний вид нельзя было бы улучшить путем ухода, облагораживания.
Женскую красоту нельзя рассматривать только с точки зрения холодной, деловой эстетики; женская красота всегда связана с чувствами, она должна воздействовать на эмоции тех, для кого женщина хочет быть красивой. В способах косметического ухода проявляется личность человека. Недостаточно только желать быть в косметическом отношении всегда в порядке, надо еще уметь это правильно делать. Естественное желание женщины быть красивой уходит глубокими корнями в биологическое и общественное разделение труда. Человеческая красота не дана раз и навсегда - она постоянно изменяется. И в соответствии с развитием вкуса как одного из компонентов культуры люди стараются выглядеть красивее.
Общая классификация и характеристика ассортимента косметических товаров
К косметическим товарам относятся средства (вещества или препараты), предназначенные для нанесения на тело человека с целью очищения, защиты и придания привлекательного внешнего вида. Косметические средства могут обладать профилактическим действием, но никогда – лечебным. Последние должны назначать врачи, а не выбирать сами потребители.
Единая общепризнанная классификация косметических товаров в настоящее время отсутствует. Не разработан стандарт по классификации и терминологии косметической продукции. Чёткую классификацию косметических средств провести очень сложно. Он основывается обычно на свойствах, заявленных изготовителем и нередко преувеличенных в рекламных целях.
К общим признакам классификации следует отнести назначение, функциональное действие косметики: гигиеническое, косметическое, декоративное, защитное, лечебно-профилактическое и специальное (табл. 1). Тут следует ориентироваться на их главную функцию.
Общая классификация косметических средств
Табл. 1

Классификационный признак Классификационная группировка Виды косметических средств
Функциональное действие Гигиенические (очищающие) Косметические (увлажняющие, питающие, тонизирующие и др.) Декоративные Защитные Лечебно-профилактические Специальные Мыло, шампуни Кремы, лосьоны, бальзамы, перспиранты Пудра, помада Кремы для рук и тела Зубные пасты Депиляторы
Консистенция Жидкие Эмульсионные Желеобразные Мазеобразные Воскообразные Порошкообразные Лосьоны, шампуни, лаки Кремы, шампуни Кремы, бальзамы Кремы, блеск Губные помады Пудры, тени
Тип кожи, волос Для сухой кожи (волос) Для нормальной кожи (волос) Для жирной кожи (волос) Кремы, шампуни Лосьоны Молочко и др.

Характеристика ассортимента декоративной косметики
Ассортимент декоративной косметики подразделяют в зависимости от целевого использования (назначения) на четыре группы:
1) средства для лица
2) средства для губ
3) средства для глаз
4) средства для ногтей.
См. табл. 2
Общим признаком классификации ассортимента декоративной косметики является цвет (тон), гамма которого зависит от вида косметики и направлений моды. Так, в одной гамме выпускают косметику для губ и ногтей, которая не отличается по гамме от косметики для лица и глаз. Кроме того, декоративная косметика различается по наличию блеска или его отсутствию (матовая поверхность), а также наличию перламутрового блеска. Все остальные признаки классификации ассортимента декоративной косметики рассматриваются по вышеуказанным группам (см. рис. 1).

Декоративная косметика для лица
Фон, на котором подчёркиваются глаза и губы, является основой всего макияжа. В зависимости от состояния и типа кожи могут возникнуть проблемы при использовании для макияжа пудры или тонального крема. Поэтому макияж начинают с подбора косметического средства, который носит название «основа под макияж» и применяется для того, чтобы:
· сделать кожу лица гладкой, ровной, скрыть мелкие недостатки;
· увлажнить кожу и создать условия для нанесения пудры, тонального крема, румян;
· защитить кожу от неблагоприятных воздействий окружающей среды и декоративной косметики, содержащей красители.
Ассортимент декоративной косметики
Табл. 2


При подборе основы следует учитывать, что её ассортимент различается по типу кожи, консистенции, оттенку и ситуации использования (для ежедневного и вечернего макияжа).
По консистенции различают основы:
§ жидкие – лёгкие, подходят для любого типа кожи, кроме очень сухой, и для любого возраста;
§ кремовые – для сухой и уже немолодой кожи;
§ муссы – содержат питательные вещества, идеально подходят для сухой кожи;
§ твёрдые – компактные, содержат пудру, для любой кожи, кроме очень сухой.
По оттенку основы бывают от розового до тёмно-жёлтого цвета. Так называемые дополнительные основы, которые служат для коррекции формы лица, имеют необычные для кожи цвета: зелёный, лавандовый, белый. Дополнительную основу наносят под слой обычной основы, придавая ей тем самым оттенок. Так, белая основа подходит для вечернего макияжа и придаёт ему особенный тон. Определяют цвет основы при естественном освещении, нанося немного средства на линию подбородка. При этом особое внимание следует обратить на то, как цвет сочетается с кожей лица и шеи. Основу наносят на увлажнённую кожу лица, шеи, декольте косметической губкой (а не пальцами) сначала точечно, а затем растирают.
Завершающий штрих макияжа – нанесение на кожу пудры и румян .
Основное декоративное назначение пудры – придание коже цвета и матовости, что достигается введением в её состав пигментов.
Тональные кремы имеют основу обычных эмульсионных кремов для любой кожи, но в них вводят пигменты (5 – 10%). Поэтому ассортимент тональных кремов обычно подразделяют только по оттенку, например «натуральный матовый оттенок».
Крем-пудра содержит больше пигментов (до 30%), поэтому имеет более густую консистенцию. При нанесении на кожу сухой губкой она даёт эффект, близкий к пудре, а при нанесении влажной губкой действует подобно тональному крему.
Крем маскирующий применяют для кожи под глазами и маскировки мелких дефектов. Такие средства фирмы выпускают в виде серий, например серии, разработанные фирмами «L`Oreal» и «Maybelline».
Маскирующие карандаши имеют ещё более густую консистенцию. Они обладают высокой укрывистостью и поэтому маскируют покраснения и дефекты кожи. В их состав могут входить бактерицидные компоненты (маскирующие карандаши серии Lumene-Clear Jine – с антисептическим действием).
Компактная (спрессованная) пудра отличается от порошкообразной тем, что при прессовании частички пигмента плотно слипаются и в результате ложатся на кожу более толстым слоем. Для улучшения спресованности в компактную пудру добавляют связующее вещество, которого не должно быть много, иначе пудра становится твёрдой.
Румяна выпускают двух разновидностей: твёрдые (порошкообразные, компактные) и кремообразные (на жировой основе). По сотаву первые аналогичны сухим теням для век и пудрам, вторые – кремам и маскирующим карандашам. Румяна различаются по оттенку. Ассортимент твёрдых («сухих») румян шире, они более популярны, чем румяна на жировой основе. Как правило, румяна входят в косметические наборы с пудрой или тенями для век.
Декоративная косметика для губ
Основой хорошего макияжа губ является их ухоженная кожа без трещин и отслоений. Поэтому все современные средства макияжа, как и средства по уходу за кожей губ, содержат витамины, увлажнители и солнцезащитные препараты. Макияжу губ предшествует их очищение – безалкогольным лосьоном и косметическим молочком, если до этого использовалась стойкая губная помада. Макияж губ выполняют тремя видами косметических средств:

1) контурным карандашом;
2) блеском для губ;
3) помадой.
Ассортимент губных помад разнообразен по цвету (тону), который указывается номером тона. Крупные фирмы выпускают по нескольку десятков тонов. Так, популярная в России серия Lumene фирмы «Noiro» включает 54 тона. Выбор цвета зависит от возраста, конкретной ситуации (дневной или вечерний макияж), направления моды. Губные помады подразделяют на устойчивые (не оставляющие следов от прикосновения) и обычные (мягкие, увлажняющие и др.). Стойкость помаде придают не только воски, но и жидкий парафин, силиконы. Иногда на маркировке устоцчивых помад имеется уточнение – «kissproof» (поцелуестойкая, суперстойкая), что больше относится к рекламе, чем к особенностям помады. Устойчивые губные помады выпускают фирмы «Max Factor», «L`Oreal», «Noiro», «Lancome» и многие другие. Особенность применения устойчивых помад заключается в том, что после нанесение они должны закрепиться, для чего не следует сжимать губы в течение 1 – 2 мин.
Наименее стойкими являются увлажняющие помады, поэтому их рекомендуется использовать с контурным карандашом и не наносить во время занятий спортом и на пляже. Чтобы повысить устойчивость обыкновенной помады, её наносят два раза, после первого слоя помады губы припудривают, а излишки второго слоя снимают салфеткой.
Блеск для губ – это косметическое средство для лёгкого макияжа губ, занимает промежуточное положение между гигиенической и губной помадами. Иногда в названии указывают «помада-блеск». Блеск часто наносят на губы кисточкой – аппликатором. Предназначено это косметическое средство для защиты губ, уходу за ними, улучшения их естественного цвета (натуральный макияж), вместо помад для создания лёгкого летнего макияжа. Для вечернего макияжа блеск наносят на губную помаду.
Блеск для губ выпускают одного цвета или нескольких оттенков (от 2 до 10), в его состав могут входить перламутровые добавки или светоотражающие пигменты, благодаря которым губы как бы светятся. Кроме того, блеск для губ может различаться по запаху и цвету желеобразной массы.
При натуральном или лёгком макияже блеск применяют вместе с контурным карандашом. В сочетании с губной помадой контурный карандаш повышает устойчивость макияжа губ. Его подбирают под цвет помады или чуть темнее либо светлее, что сейчас модно. Раньше контурный карандаш было принято наносить до помады. Теперь визажисты пришли к выводу, что сначала надо наносить помаду, а потом – контур, так губы выглядят намного натуральнее. Контурные карандаши для губ выпускают двух видов – в виде обычного карандаша в деревянной оболочке и в пластмассовой оболочке с выдвигающимся стержнем.
Декоративные средства для глаз
В декоративной косметике макияжу глаз придают главное значение. Сегодня почти 80% молодых женщин в Европе предпочитают наносить макияж только на глаза. Поэтому производители косметики уделяют этой группе большое внимание. Чтобы создать аккуратный и устойчивый макияж глаз, начинать его следует с нанесения на веки крема-основы для век, который сверху припудривают, только после этого используют тени для глаз. Крем-основу вырабатывают не все фирмы, он входит, например, в серию Lumene. В зависимости от состава тени для век выпускают на жировой основе (близко по составу к губной помаде) и твёрдые, вырабатываются только компактными (по составу аналогичны компактной пудре). Устойчивость макияжа при использовании теней на жировой основе невысокая, поэтому их сейчас почти не выпускают. Ассортимент теней для век подразделяют по цветам, оттенкам и количеству оттенков в упаковке (1-, 2-, 3- и 4-цветные) и наборы. По виду создаваемой поверхности тени делят на матовые, блестящие и перламутровые. Выбор в этом случае определяется направлением моды и вкусами потребителя. В комплект упаковки теней входит аппликатор.
Подчеркнуть или изменить форму глаз помогут такие средства, как карандаш для глаз, подводка для глаз и карандаш для бровей.
Карандаши для глаз и бровей различаются только цветом, причём более разнообразны цвета карандашей для глаз.
Механическая подводка для глаз – средство, аналогичное карандашу для глаз, но стержень подводки выдвигается автоматически и при этом затачивается. Это более удобное средство по сравнению с традиционным карандашом.
Жидкая подводка для глаз – новое косметическое средство, позволяет очень аккуратно подчеркнуть форму глаз, причём без давления на нежную кожу век. Как правило, в состав жидкой подводки входят полезные добавки. Это наиболее дорогостоящая косметическая продукция.
После теней и карандаша наиболее важным косметическим средством для глаз является тушь . Макияж, даже саамы изысканный, не будет завершён без аккуратно подкрашенных ресниц. Тушь для ресниц представлена достаточно в широком ассортименте (табл. 3).
Твёрдую тушь с кисточкой сейчас практически не выпускают, т.к. она морально устарела. Современный ассортимент представлен кремообразной тушью. Водостойкость туши означает, что она не образует разводы при смывании её водой, под дождём, но не характеризует её устойчивость к поту и слезам. На жирной коже тушь также может расплываться. Её трудно удалять. При выборе туши следует учитывать форму, размер, густоту ресниц и подбирать такое средство, которое устранит недостатки. Для обеспечения безопасности средство необходимо плотно закрывать, периодически мыть аппликаторы и кисточки, особенно при использовании туши с запасным баллончиком.
Классификация ассортимента туши для ресниц
Табл. 3
SHAPE \* MERGEFORMAT

по цвету
чёрная
синяя
серая
Коричневая и др.

Декоративные средства для ногтей
Ассортимент этой группы представлен лаками самых разнообразных оттенков и вспомогательными средствами – разбавителями и растворителями лаков, основой, закрепителем, средством для быстрого высыхания и средством для удаления кутикулы .
Лак – это раствор плёнкообразующего полимера, включающего пластификатор и краситель, в органическом растворителе. Классический маникюр выполняется в несколько слоёв.
Нижний лак (основа) – это, как правило, блестящий лак без красителя или пигмента. Он образует на ногте ровную лаковую поверхность, на которую накладывают цветной лак , и в результате лак лучше держится. Кроме того, предполагается, что основа должна препятствовать возможному вредному воздействию красящего вещества на ноготь.
Верхний лак (закрепитель) – это блестящий твёрдый и прочный лак, который должен повышать стойкость лака на ногтях. Основа под лак и закрепитель могут выпускаться в одном флаконе. Наиболее разнообразен ассортимент цветных лаков для ногтей. Обычно фирмы выпускают гаму цветом – до 70 оттенков, от светлых до тёмных. Серия Ultra – люминесцентные цвета молодёжного направления; применять их следует только с основой, так как они могут оставлять на ногтях жёлтые пятна. Фирма «Intop S.L.» производит лак-хамелион, цвет которого изменяется на солнце; это вариант молодёжного клубного макияжа.
Выделяют ряд лаков с характеристикой «быстросохнущие». Это лаки, время высыхания которых 1 – 2 мин., а остальных лаков – свыше 2 и 10 мин. На такие лаки может быть нанесено средство для быстрого высыхания, например фирмы «Sally Hansen».
Маникюр проблемных ногтей предполагает применение не обычной, а увлажняющей основы (фирма «Mary Kay»), или укрепляющего комплекса для ухода за ногтями (серии Lumene). Завершают макияж ногтей закрепителями лака, напрмер серии Nivea, или защитным лаком. Закрепитель применяют после нанесения лака – он способствует его высыханию, или применяют отдельно, вместо лака. Защитный лак наносят на цветной сразу после нанесения лака и последующие 2–3 дня, что повышает стойкость цветного лака до двух недель.
Жидкость для снятия лака должна быть достаточно активной для того, чтобы растворить содержащиеся в лаке нитроцеллюлозу и синтетические смолы, которые растворяются плохо. С этим прекрасно справляется ацетон, который раньше составлял основу всех жидкостей для снятия лака. Однако вместе с лаком он удаляет жировые компоненты ногтевой пластины, из-за чего она становится очень ломкой. Кроме того, ацетон плохо сохранятся, улетучиваясь даже из закрытого пузырька. Ацетон широко используют и сегодня, однако основу более современных препаратов составляют различные эфиры: этил-, бутил-, амилацетат или их смеси, а также толуол и некоторые спирты. Они в меньшей степени влияют на ногтевую пластину. Однако всё же обезжиривают её, поэтому в жидкости для снятия лака добавляют смягчающие средства (жировые добавки, воски и пр.).
Для снятия лака с особо ломких и чувствительных ногтей разработаны кремы и эмульсии , в которые воски и жиры введены в гораздо большем количестве. Кремы рекомендуются для ломких, слоящихся ногтей. Они представляют собой эмульсию типа «вода в масле». Кремы содержат влагоудерживающие (пропиленгликоль), укрепляющие ингридиенты, например, низкомолекулярные производные кератина, аллантоин и комплекс витаминов. Всё это помогает ногтям восполнить потерю жиров и влаги, сохранить блеск и эластичность, стать более прочными. В кремы, предназначенные для очень мягких ногтей, добавляют формальдегид.
Плёночную маску выпускают в виде жидкости. Она представляет собой питательный концентрат с гелеобразователем. Эта жидкость быстро застывает и образует прочную плёнку, которую через несколько часов нужно снять. Активные вещества и комплекс витаминов способствуют регенерации ногтевой пластины, восстанавливая её структуру.
Средства для удаления кутикулы содержат производные тиогликолевой кислоты, способные растворять кератин рогового слоя. Для выполнения их функции требуется щелочная среда (pH 9 и выше), поэтому основу средств для удаления кутикулы составляют растворы гидроксидов натрия и калия. Этот способ удаления кутикулы имеет преимущества перед традиционным механическим, т.к. он бескровный. При традиционном маникюре кусачками можно повредить ростковую зону ногтя. Однако содержание в препаратах для удаления кутикулы сильнодействующих веществ также небезопасно, поэтому необходимо строго соблюдать инструкцию по их применению.

Надёжность косметических средств

Надёжность косметических средств связана, прежде всего, с их сохраняемостью и определяется сроком годности , который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к её составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта.
Срок годности отечественной косметики определён нормативными документами (табл. 4). Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства. Подтверждается срок годности испытаниями на ускоренное старение. Так, у французских производителей принято выдерживать средство при 40°С в течение недели и при минус 40°С в течение второй; если свойства косметики не изменились – срок годности её более 30 мес. Причём в маркировке согласно Директивам ЕС 76/768 этот срок не указывается (указывают только срок менее 30 мес). Российские правила требуют обязательного указания срока годности, поэтому сейчас зарубежные фирмы, поставляющие косметические товары в нашу страну, всегда указывают срок годности.
Французская ассоциация производителей косметики уделяет большое внимание качеству продукции и считает, что косметические товары должны продаваться в течение 3 мес. После их производства. Ведь пользоваться средством покупатель может ещё длительное время, причём средство уже открыто.

Срок годности декоративной косметики
Табл. 4

В процессе старения могут измениться: цвет, запах, вкус (губные помады). Так, в процессе хранения помады могут протекать химические процессы окисления, в результате которых появляется запах прогорклости, отмечаются уплотнения в массе, изменяется цвет.
Свойства безопасности косметических товаров являются не мене важными, чем функциональные. На безопасность косметики влияют следующие факторы:
ü состав;
ü качество исходных компонентов;
ü технологический процесс получения;
ü расфасовка и упаковка;
ü условия хранения и продажи;
ü условия потребления.
На каждом из этапов жизненного цикла в косметических товарах могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности косметических товаров проводят комплекс испытаний, практически одинаковых как в Европе. Так и в России. Особенно тщательно проверяют косметические средства, изготовленные по новой рецептуре. Комплекс испытаний химических показателей многих косметических средств включает определение водородного показателя, кислотного числа. Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу человека. В косметических средствах не должны содержаться токсичные элементы – свинец, ртуть, мышьяк.
В процессе производства, фасовки, применения и хранения косметические средства могут быть в различной степени загрязнены микроорганизмами, которые могут продолжать развиваться в косметическом продукте, что приводит к его порче. Поэтому большинство косметических средств проверяют на микробиологическую безопасность . Для подавления развития колоний микроорганизмов в состав косметической продукции вводят ингибиторы, консерванты. На стадии производства и фасовки необходимо соблюдать требования стерильности и асептики. Этого можно добиться только при полной автоматизации процесса. Особенно важно соблюдение стерильности декоративной косметики для глаз.
Загрязнение микроорганизмами может произойти и на стадии применения средств, при многократном открывании упаковки. Это касается в первую очередь средств, расфасованных в баночки с широким горлом, т.к. большая поверхность средства взаимодействует с окружающей средой и руками человека. Наилучшей упаковкой являются тубы, флаконы с небольшим отверстием и с дозирующим устройством. Если же средством уже начали пользоваться, то лучше его скорее использовать, следовательно, лучше покупать косметические средства в мелких расфасовках. Средства в большой расфасовке целесообразно использовать не в личных целях, а для профессионального применения.
Все косметические изделия представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят жировые, структурообразующие, поверхностно-активные вещества, красители, специальные добавки (антимикробные, фотозащитные и др.), биологически активные вещества (витамины) и др. поэтому необходима тщательная оценкатоксикологических свойств с целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя. В программу токсикологических исследований входит исследование, как ингредиентов косметических средств, так и готовой продукции с учётом её назначения и условий применения. Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделийПри проведении токсикологических исследований определяются:
1. Острая токсичность (в косметике разрешены для применения не ниже 4 класса опасности, иногда 3);
2. Хроническая токсичность (при длительном применении)
3. Кожно-резорбтивное действии;
4. Раздражающее действие;
5. Сенсибилизирующее (аллергизирующее) действие.
В связи с высокой биологической активностью косметических средств, возможностью проникновения их в организм человека через кожный барьер и слизистую оболочку, а также последующим влиянием на отдельные органы и системы косметические средства необходимо подвергать клиническим испытаниям в целях установления их безвредности для человека. Это тем более важно, что в повседневной жизни косметические средства применяют постоянно и длительно.
При изучении безопасности косметических средств следует учитывать, что существует реальная возможность попадания некоторых из них в дыхательные пути (пудра), на слизистую оболочку глаз (тушь для ресниц), слизистую губ (губные помады).
Клинические испытания на добровольцах – пробантах проводят только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний. Оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований.
Характеристика показателей качества декоративной косметики
Номенклатура показателей качества изделий декоративной косметики определяется не только их назначением, но и составом. Требования к качеству губных помад, блеска, бальзамов для губ, теней для век, румян и карандашей для губ, век, бровей, изготовленных на жировой основе, определяет ГОСТ 28767 – 90.
Важнейшими компонентами таких средств являются воск (пчелиный, карнаубский), который придаёт пластичность, стойкость, способность не растекаться, и масла (касторовое, масло какао и др.), действующие как смягчающие компоненты и растворители красителей. В качестве полезных добавок в состав вводят витамины Е, А, керамиды, экстракты, солнцезащитные вещества.
Основными физико-химическими показателями таких товаров является температура каплепадения , а для губных помад – кислотное и карбонильное числа (табл. 5). Температура каплепадения декоративных товаров должна быть оптимальной. При низкой температуре каплепадения косметика «стекает» с лица, губ, век, а при высокой плохо наносится на кожу, с трудом её покрывает. Качество применяемых жировых ингредиентов животного и растительного происхождения характеризуют карбонильное и кислотное числа. Испорченные жировые компоненты придают помаде горьковатый вкус, комковатость, прогорклый запах.

Табл. 5
Физико-химические показатели декоративных изделий на жировой основе

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Красота женщин постоянно привлекает внимание, поэтому они испокон веков стремятся выглядеть совершенно, а для достижения этих целей люди тысячи лет назад стали изготавливать косметические средства.

Историки считают, что первая косметика появилась еще 5000 лет назад в Древнем Египте. Об этом говорят археологические раскопки в египетских гробницах, ведь именно там были найдены сосуды с различными мазями и благовониями, состоящие из натуральных трав. Отмечается, что самый первый рецепт косметического средства был записан около 1500 лет назад.

Основные достижения в косметологической области были связаны с изучением и применением продуктов, как растительного происхождения, так и животного. Сотни лет назад косметические средства были разделены на две группы – для поддержания красоты (шампуни , мыло , крема и другие) и для улучшения внешнего вида (это и есть декоративная косметика, к которой относятся туши , пудры, помады , тени , лаки для ногтей и другие). Именно в Египте был приготовлен, а позже записан первый рецепт черной краски для волос из крови черных животных, а чуть позже изобретен рецепт рыжей краски из хны. Упоминается, что самый первый справочник изготовления косметики был создан Клеопатрой , в нем были описаны рецепты приготовления белил, пудры и румян .

Некоторое время спустя косметические средства появились и в Греции, а затем и в Риме . Нанесение косметики в древние времена называли гримирование, эту процедуру возвели в ранг искусства, лишь по прошествии длительного периода появилась мода на определенный макияж, что и поспособствовало дальнейшему развитию косметического производства.

Ученые в косметической области разработали пудру на основе свинцовых белил, это средство было очень вредно для здоровья, однако им пользовались до конца Эпохи Возрождения, тогда и появилось выражение: «Красота требует жертв». Поскольку пудра на свинцовых белилах была очень дорогая, ей могли пользоваться только богатые люди, а женщины из бедных семей пудрили личики смесью из пшеничной или бобовой муки.

Первую компактную пудру изобрели испанцы, которые изготавливали путем смешения пудры различных оттенков, нанесенных на листы пергамента, которые были покрыты клеем. Отрывая кусок листа с пудрой, женщины натирали им лицо, однако такая пудра оказывала негативное влияние на кожу, поскольку закупоривала поры, что провоцировало появление раздражения. Чуть позже в Германии ученые сумели изготовить тальк, в основе которого использовали натуральные минералы.

Первая тушь появилась в Риме, тогда это косметическое средство изготавливали на основе смолы и воска, но после нанесения такой туши ресницы становились очень тяжелыми, более того, они склеивались густым слоем. Чуть позже ученые включили в состав туши муравьиные яйца, свинец и мертвых мух, что также было небезопасно и не принесло желаемого результата. В 1913 году студент Терри Уиллиамс сумел изготовить подобие современной туши, в основе которой был вазелин. Однако только в 1980 году ученые внесли в состав туши полимеры, что позволило этому средству не склеивать ресницы и добавлять объем.

В основу помады как много лет назад, так и сейчас, входят жиры и пчелиный воск. В древние времена пользовались популярностью алые и розовые оттенки, а некоторое время губы не красили совсем, осветляя их пудрой. В 1915 году в Америке изобрели первый металлический тюбик губной помады, который вызвал «помадный бум».

Декоративные косметические средства

Современная тенденция такова, что четкие грани между косметическими средствами по уходу за кожей и волосами и декоративной косметикой стерты, поскольку практически вся косметика содержит в составе ингредиенты, которые обеспечивают питание, увлажнение, уход и защиту кожи. Кроме того, в основе декоративной косметики можно встретить силиконы, гиалуроновую кислоту, витамины и солнцезащитные фильтры, которые содержатся и в кремах.

Однако существует отдельная классификация декоративной косметики, которая включает в себя:

  • тональные средства;
  • маскирующие средства;
  • пудры;
  • румяна;
  • тени для век;
  • карандаши для век;
  • карандаши для бровей;
  • тушь для ресниц;
  • губные помады;
  • блески для губ;
  • карандаши для губ;
  • лаки для ногтей;
  • закрепители лаков;
  • средства для снятия кутикулы;
  • средства для снятия лака.

Категории декоративной косметики

В настоящее время существует классификация, разделяющая средства декоративной косметики на категории.

Элита

Элита – это категория косметики класса «люкс», которая включает в себя декоративные средства известных товарных марок или определенных брендов. При разработке декоративной косметики класса «люкс» используются современные технологии, дорогостоящие ингредиенты, более того, средства обладают высокой эффективностью. Категория «Элита» выпускается в ограниченном количестве, и имеет качественную упаковку.

Middle-up

Middle-up – это категория косметических средств высшего класса, которую часто называют косметикой институтов красоты. Она разработана по особым программам, подразделяется на линии в зависимости от типа кожи. Такая косметика в составе содержит ингредиенты высокого качества, чаще всего используется в салонах красоты, реже продается в розничных специализированных магазинах.

Middle-маркет

Middle-маркет – это категория косметических средств среднего класса, удачное сочетание качества и цены. Такая косметика ориентирована на большие объемы продаж, имеет невысокую цену. Популярными марками данной категории считаются «Yves Rocher», «AVON», «L’Oreal», «VICHI» и другие.

Масс-маркет

Как правильно выбирать декоративную косметику

Очень часто, ошибаясь в выборе декоративной косметики, женщины не только выбрасывают деньги на ветер, но и наносят вред здоровью кожи и внешности. Поэтому важно знать основные правила по выбору косметических средств.

К примеру, при выборе тонального крема следует учитывать не только плотность покрытия и удобство нанесения, но и тип кожи . Для сухой или нормальной кожи рекомендуется выбирать сатиновое сияющее покрытие с текстурой крема, которое увлажнит кожу и придаст здоровый тон. Для жирной кожи идеально подойдет матовое покрытие с текстурой крем-пудры, которое будет препятствовать появлению жирного блеска. Для чувствительной и проблемной кожи лучше всего выбирать тональные крема, которые не содержат масел и отдушек.

Кроме текстуры тонального крема необходимо учитывать его тон. Тестировать тональную основу необходимо на подбородке или скулах. Так, для загорелой кожи отлично подойдут песочные оттенки или слоновая кость, а для розоватой или бледной кожи – светлые кремовые и бежевые оттенки.

При выборе румян стоит помнить, что кремовые румяна визуально смотрятся более натуральными в отличие от рассыпчатых. Для темной кожи идеально подойдут румяна лиловых и коралловых оттенков, а светлой – персиковые и нежно-розовые.

Тени для век тестируют на внутренней стороне запястья с помощью ватного диска . Оттенки теней подбирают в зависимости от цвета глаз, волос и тона кожи. Лучше всего остановить свой выбор на рассыпчатых тенях, поскольку жидкие имеют свойство скатываться и размазываться.

Карандаши для подводки глаз тестируют на тыльной стороне ладони, а затем проводят по ней пальцем, в том случае, если подводка полностью размазалась, то ее приобретать не стоит.

В настоящее время существует большой выбор туши, которая имеет определенные свойства, самая лучшая тушь обладает тонкой и длинной кисточкой. При выборе оттенка этого косметического средства необходимо основываться на цвете глаз, так, черная тушь подойдет всем, зеленая, синяя и бордовая кареглазым дамам, а фиолетовая подчеркнет серо-голубые и зеленые глаза.

Тестирование помады и блеска для губ проводят на подушечках пальцев, после нанесения стоит проверить средство на липкость. Также на каждой помаде есть специальная пометка, например, «gloss» означает, что помада добавит блеска, а «lacquer» - максимум цвета.

Кроме определения текстуры и тона, необходимо внимательно читать состав каждого средства, в качественной косметике всегда должны содержаться витамины (обычно А, Е и С), гиалуроновая кислота и растительные экстракты (масло жожоба или авокадо; экстракт розмарина, календулы или ромашки; сок алоэ вера). Также стоит обратить внимание на срок годности. В последнее время производители декоративной косметики не указывают дату производства на тюбике, вместо этого наносят код, который не дает никакой информации человеку. По европейским стандартам декоративную косметику в упаковке можно хранить 36 месяцев.

Ссылки

  • Декоративная косметика – что это?! , социальная сеть для модниц Relook.ru
  • Какая декоративная косметика полезна? , портал красоты myCharm.ru

Средства декоративной косметики по основным видам сырья, применяемого для их изготовления, подразделяются на изделия на жировой основе, порошкообразные и компактные. Косметика на жировой основе — губные помады, блеск и бальзамы для губ, румяна, тени для век, карандаши для век, губ, бровей и другие изделия. Они изготовляются из смеси синтетических и натуральных продуктов: жиров, восков, масел, биологически активных веществ с добавлением красителей и пигментов. Порошкообразные и компактные изделия декоративной косметики — пудра, сухие румяна, компактные тени для век, представляют собой порошкообразные ароматизированные смеси минеральных и органических веществ.

Декоративная косметика на жировой основе. Губные помады бывают гигиенические (бесцветные или слабоокрашенные), защитные (от воздействия холода или УФ-лучей) и тональные — для окраски губ. Гигиенические помады содержат увлажняющие и ранозаживляющие препараты: винилин, прополис, азулен, бисаболол, витамины Е, К, масло авокадо.

По консистенции помады бывают твердыми (стержень, карандаш) и кремообразными, расфасованные в баночки или тубы с кисточкой. По степени жирности мазка помады делятся на жирные, полужирные и сухие. Жирность помады связана с ее рецептурой и температурой плавления восков, входящих в состав. Температура каплепадения (близка к температуре плавления) губных помад должна составлять от 55 до 80°С, что обеспечивает прочность стержня помады и высокое качество мазка.

Наиболее широкий ассортимент представляет собой тональная помада, выпускаемая в широкой гамме тонов и оттенков. По стойкости окраски тональная помада подразделяется на три типа — простая, традиционная (держится на губах 3-4 ч); устойчивая (5-
6 ч) и сверхустойчивая (суперстойкая), сохраняющая свой цвет на губах более 6-7 ч и оставляющая минимальный отпечаток. Тональная помада содержит в своем составе пигменты (природного или синтетического происхождения), которые обеспечивают укрывистость (непрозрачность) помады, и органические красители. Красители разрешено вводить в состав помад не более 3-3,5%, при этом общее содержание красителей и пигментов в губной помаде составляет 20%.

При оценке качества помад определяют внешний вид — поверхность стержня должна быть ровной, гладкой, равномерно окрашенной, без пузырей и трещин, запах приятный, мазок ровный, однородный, без крупинок.

Упаковка, маркировка, хранение. Губные помады фасуют в металлические, пластмассовые или комбинированные пеналы, при этом помада должна прочно держатьься внутри пенала, движок должен передвигаться свободно, а при обратном движении не должен срезать край помады. Помады выпускают в футлярах (складной тонкий картон) и без них, а также в наборах с другими косметическими изделиями.

Губные помады хранят в сухих проветриваемых помещениях с относительной влажностью воздуха не более 70% при температуре от 0 до 25°С.

Декоративная косметика порошкообразная и компактная

Пудра — это ароматизированная тонкоизмельченная смесь талька аморфного, оксида цинка, стеарата цинка, стеарата магния, крахмала, рисовой или маисовой муки (в различном соотношении) и природных минеральных пигментов. Пудра должна впитывать выделения кожи, устранять ее блеск, легко наноситься на кожу и обладать достаточной кроющей способностью, маскировать дефекты кожи.

По агрегатному состоянию различают пудру сыпучую, компактную, жидкую, крем-пудру. По типу кожи — для нормальной, жирной и сухой. По тону — белая, розовая, рашель (розово-желтая) светлая и темная, персиковая, загар (тон может быть обозначен номером). Сыпучая пудра по степени измельчения компонентов подразделяется на группы "экстра" (особо тонкий помол) и 1-ю группу. Содержание воды и летучих компонентов в порошкообразных пудрах — 2%, массовая доля стеарата цинка — не более 20%.

Порошкообразную пудру фасуют в картонные, пластмассовые или комбинированные коробочки, верх коробочки должен быть затянут полимерной пленкой, чтобы предотвратить ее рассыпание.

В компактных изделиях содержание летучих компонентов и влаги — 7%, массовая доля стеарата цинка — 11%; они меньше по объему, имеют более высокую плотность. Компактная пудра обладает способностью наноситься легким слоем на кожу, но не рассыпаться. В качестве связующего компонента используют крахмал, декстрин, трагакант. Правильная пропорция пудровых веществ и связующего обеспечивает степень компактности пудры — плотной, но не твердой; неспособной "засаливаться" на поверхности.

Это относится и к другим компактным изделиям — румянам, теням для век и т. п. Тени и румяна компактные отличаются от пудры тоном и цветом пигментов и красителей, с преобладанием холодных тонов — зеленого и голубого, лилового, сиреневого и др. Качество компактности пудры, румян, теней для век проверяют при ударе поддонника с компактным изделием о твердую поверхность, покрытую слоем линолеума: изделия не должны растрескиваться.

Компактные пудру и другие изделия фасуют в металлические или пластмассовые поддонники, которые вставляют в пудреницы или палетки и дополняют вкладышем (аппликаторами для теней) для нанесения. Между слоем пудры и вкладышем помещают полимерную пленочную прокладку.

Порошкообразные и компактные изделия декоративной косметики следует хранить в сухих складских помещениях при температуре не ниже 0°С и не выше плюс 25°С при относительной влажности воздуха не выше 70%. Гарантийный срок хранения изделий устанавливает изготовитель.

Тушь для ресниц

Наибольшее распространение получила жидкая эмульсионная тушь в баллончике с навинчивающейся крышкой-кисточкой. Она обладает более высокими потребительскими свойствами, удобством пользования.

Жидкая эмульсионная тушь для ресниц — это суспензия тонкоизмельченных красящих пигментов в эмульсионной среде, содержащей вещества, которые оставляют на ресницах гидрофобную, плохо растворимую в воде окрашенную пленку. Эмульсия содержит жировые компоненты, производные ланолина, растительные воски, пленкообразующие на основе полимеров, эмульгаторы, стабилизаторы эмульсии. Для предохранения слизистой оболочки глаз в туши вводят противовоспалительные добавки — азулен, прополис, провитамины, розовое масло и др. Тушь выпускается в различной цветовой гамме. Тушь бывает обычная и устойчивая к действию воды; последняя содержит в своем составе большое количество гидрофобизаторов и восков, которые растворяются только в специальных жидкостях для снятия жировой косметики. Для увеличения объема ресниц и их удлинения в эмульсионные туши вводят 3-4% тонких измельченных полимерных волокон.

Декоративная косметика для ногтей

Средствами декоративной косметики для ногтей являются лаки и эмали маникюрные. Лак для ногтей — это бесцветный или окрашенный прозрачный раствор смеси полимерных пленкообразующих в органических растворителях. После высыхания лак оставляет на ногтях прозрачную пленку. Эмаль для ногтей — это окрашенная непрозрачная суспензия пигментов в лаке. Эмаль оставляет на ногтях непрозрачную окрашенную пленку.

Эмали для ногтей содержат тонкодисперсные минеральные пигменты, различные красители, оксиды металлов, перламутровые добавки (гуанин), мелко измельченные пестрые вкрапления "золота" или "серебра" (алюминиевые частицы размером около 0,1 мм), частицы слюды и другие декоративные добавки в зависимости от моды.

Пленкообразующими полимерами в лаках и эмалях (в дальнейшем — лаках) являются нитрат целлюлозы и полимерные смолы — полиэфирные, стирол-акрилатные сополимеры, которые улучшают структуру пленки, увеличивают блеск, твердость и адгезию (прочность соединения) к поверхности ногтя. Для снижения хрупкости пленки в состав лаков вводят высокомолекулярные масла — пластификаторы, например, касторовое масло, дибутилфталат. Органические растворители в лаках служат для улучшения диспергирования, снижения вязкости и формирования качественного слоя пленки. Содержание сухого остатка в лаках составляет 12-18%. На маркировке лака (чаще на складном футляре) должна быть информация о содержании летучих компонентов. Запрещается использовать в лаках толуол и формальдегид. Растворители могут вызывать раздражение или аллергию, но сама пленка высохшего лака безвредна.

Пленка лака маникюрного должна ровно покрывать ногти и как можно дольше оставаться на ногтях в неизменном состоянии. Лаковые пленки должны быть устойчивыми к действию воды, а также чистящим, моющим и ополаскивающим средствам.

Время высыхания двойного слоя лака при температуре 20°С должно составлять не более 2,5 мин. В настоящее время выпускают эмали с высокой укрывистостью и скоростью высыхания 1-
2 мин.

Современный ассортимент декоративной косметики для ногтей включает защитные составы для ногтей с протеином, желатином и солями кальция, средства для укрепления ногтей и восстановления ногтевых пластин, основу под лак, которая разглаживает неровности на ногтевых пластинках.

Жидкости для снятия лака содержат смесь растворителей — ацетон, амилацетат, этилацетат, изопропиловый спирт и др., с добавкой касторового масла. Они отличаются способностью быстро растворять лаковую пленку. Выпускаются жидкости, не содержащие ацетон.

Лаки маникюрные фасуют в стеклянные флаконы различной формы объемом 15 мл (1/2 fl.oz.) с винтонарезным колпачком и вставной кисточкой. В некоторые лаки помещают на дно стеклянный или металлический шарик для удобства перемешивания композиции. Флаконы с лаком выпускают в футлярах из складного картона и без него.

Хранение маникюрных лаков при температуре не ниже плюс 5°С и не выше 25°С при соблюдении противопожарной безопасности.

Декоративная косметика, как искусство украшать себя, извест­на со времен Древнего Египта: в раскопках найдены щипчики для удаления волос, наборы для татуировки. К сожалению, румяна из сульфида свинца, пудры на основе свинцовых белил (оксид свинца) были ядовитыми и становились причиной выпадения волос, отрав­лений в средние века. Только в XIX веке оксид свинца заменили на оксид цинка. В состав помад входил безопасный природный окрашенный воск - кошениль. В настоящее время состав средств декоративной косметики значительно усовершенствовался, боль­шое внимание уделяется их безопасности.

Средства декоративной косметики по основным видам сырья, применяемого для их изготовления, подразделяются на изделия на жировой основе, порошкообразные и компактные.


Глава 12


Косметика на жировой основе - это губные помады, блеск и бальзамы для губ, румяна, тени для век, карандаши для век, губ, бровей и другие изделия. Они изготавливаются из смеси синтети­ческих и натуральных продуктов: жиров, восков, масел, биологи­чески активных веществ с добавлением красителей и пигментов.

Порошкообразные и компактные изделия декоративной косме­тики - пудра, сухие румяна, компактные тени для век представляют собой тонко измельченные порошкообразные ароматизированные смеси минеральных и органических веществ.

Декоративная косметика на жировой основе представле­на главным образом губными помадами, румянами, тональными кремами.

В зависимости от назначения губные помады бывают гигие­ническими (бесцветными или слабо окрашенными), защитными (например, от воздействия УФ-лучей) и тональными - для окра­шивания губ.

Гигиенические помады содержат увлажняющие и ранозажив-ляющие препараты - винилин, прополис, азулен (придает помаде зеленоватый оттенок), бисаболол, витамины Е, К, масло авокадо. Гигиеническими помадами могут пользоваться и мужчины и жен­щины, выпускаются также специальные гигиенические помады для детей с ягодным вкусом.

По консистенции помады бывают твердыми (стержень, каран­даш) и кремообразными, расфасованными в баночки, тубы, фла­коны с кисточкой. По степени жирности мазка твердой помады они делятся на жирные, полужирные и сухие. Жирность помады связана с ее рецептурой и температурой плавления восков, входя­щих в состав. Воски - это сложные эфиры высших жирных кислот и одноатомных высших спиртов. Церотиновая кислота, составная часть многих восков, содержит смесь кислот с числом атомов угле­рода от 24 до 28, спирты содержит 34-40 атомов углерода в цепи. Природные воски содержатся на поверхности многих плодов и рас­тений: канделлильский воск (кактусы Мексики), карнаубский воск (листья пальмы Сорегпта сеп/ега). Наиболее распространенным при производстве помад считается отбеленный пчелиный воск. Температура каплепадения (близка к температуре плавления) губ-


ных помад должна составлять 55-80 °С, это обеспечивает проч­ность стержня помады и качество мазка (ГОСТ 28767-90 "Изделия декоративной косметики на жировой основе. Общие технические условия").

Тональная помада представлена в большом ассортименте; она выпускается в широкой гамме тонов и оттенков - от светло-розово­го, светло-морковного до темно-красного, лилового, коричневого; матовая, атласная, прозрачная, с перламутровым эффектом. В со­временной цветовой гамме присутствуют помады металлических оттенков, а также необычных для губ цветов (молодежный ассор­тимент). Тональная помада содержит в своем составе пигменты ми­неральные (природного происхождения) и органические, которые обеспечивают укрывистость помады, и органические красители. Красители разрешено вводить в состав помад не более 3-3,5%, при этом общее содержание красителей и пигментов в губной помаде составляет 20%.

По стойкости окраски тональная помада подразделяется на три типа- простая, традиционная (держится на губах 3-4 ч); устойчи­вая (5-6 ч) и сверхустойчивая (суперстойкая), сохраняющая свой цвет на губах более 6-7 ч и оставляющая минимальный отпечаток. Стойкость окраски современных суперстойких помад достигает­ся за счет введения олигомерных кремнийорганических соедине­ний, которые капсулируют пигменты и красители, создают особую структуру с восками и предохраняют губы от непосредственного контакта с красителями.

При оценке качества помад по органолептическим показателям определяют: внешний вид - поверхность стержня должна быть ровной, гладкой, однородно и равномерно окрашенной, без пу­зырей и трещин; запах - приятный; мазок - ровный, однородный, без крупинок.

Румяна по своему составу близки помадам, однако в их составе уменьшено количество пигментов, они прозрачны, легко ложатся на кожу.

Тональные кремы по своей основе - эмульсионные кремы, в которые дополнительно введены пигменты по оттенку цветов кожи.


Глава 12


Парфюмерно-косметические товары

Губные помады фасуют в металлические, пластмассовые или комбинированные пеналы, при этом помада должна прочно дер­жаться внутри пенала, движок должен передвигаться свободно, при обратном движении не должен срезать край помады. Помады выпускают в футлярах (складной тонкий картон) и без них, а также в наборах с другими косметическими изделиями. На маркировке помады (в нижней части пенала) указываются номер и название тона, товарный знак или наименование предприятия-изготовите­ля, дата изготовления указывается на футляре. Пеналы с помадой объединяют в групповую упаковку не более 50 штук в складные коробки из коробочного картона или плотной бумаги и опечаты­вают бандеролью. Групповую упаковку по 40 штук укладывают в ящики из гофрированного картона и опечатывают одной или двумя бандеролями.

Губные помады хранят в сухих проветриваемых помещениях с относительной влажностью воздуха не более 70% при темпера­туре от 0 до 25 °С. Гарантийный срок хранения помады отечест­венной - 18 мес., импортной - до трех лет.

Декоративная косметика порошкообразная и компактная пред­ставлена главным образом пудрами, румянами и тенями для век.

Пудра - это ароматизированная тонкоизмельченная смесь талька аморфного, оксида цинка, стеарата цинка, стеарата магния, крахмала, рисовой или маисовой муки (в различном соотношении) и природных минеральных пигментов. Пудра должна впитывать выделения кожи, устранять ее блеск, легко наноситься на кожу и обладать хорошей кроющей способностью, чтобы маскировать дефекты кожи.

По агрегатному состоянию выпускают пудру сыпучую, ком­пактную, жидкую, крем-пудру. По типу кожи различают пудру для нормальной, жирной и сухой кожи. По тону пудра бывает белая, розовая, розово-желтая (рашель) светлая и темная, пер­сиковая, оттенков загара (тон пудры может быть обозначен но­мером).

Сыпучая пудра по степени измельчения компонентов подразде­ляется на группы "экстра" (особо тонкий помол) и первую группу.


Порошкообразную пудру расфасовывают в картонные, пласт­массовые или комбинированные баночки; верх коробочки должен иметь мембрану (бумага, фольга, полимерная пленка), чтобы пре­дотвратить рассыпание пудры при транспортировании.

Компактные изделия отличаются от рассыпных по содержа­нию летучих компонентов - до 7%, массовая доля стеарата цинка должна быть не более 11%. Компактные изделия меньше по объему, имеют более высокую плотность.

Компактная пудра отличается от сыпучей тем, что она обладает способностью наноситься легким слоем на кожу, но не рассыпать­ся. В качестве связующих используют эфиры целлюлозы, крахмал, декстрин, реже трагакант (засохший измельченный сок растений из рода астрагалов). Правильная пропорция пудровых веществ и свя­зующего обеспечивает степень компактности пудры - плотной, но не твердой, а также способность не "засаливаться" на поверхности. Это относится и к другим компактным изделиям - румянам, теням для век и др.

Тени и румяна компактные отличаются от пудры тоном и цве­том пигментов и красителей, среди которых преобладают холодные тона - зеленый и голубой, лиловый, сиреневый и др.

Качество компактности пудры, румян, теней для век проверяют при ударе поддонника (палетки) с компактным изделием о твердую поверхность, покрытую слоем линолеума, три раза роняя его с вы­соты 20 см, при этом изделия и тара не должны растрескиваться. Компактные пудру и другие изделия расфасовывают в метал­лические или пластмассовые поддонники, которые вставляют в пудреницы и дополняют мягким (пористым) вкладышем (для теней - аппликатором) для нанесения средства. Между слоем пуд­ры и вкладышем помещают полимерную пленочную мембрану.

Порошкообразные и компактные изделия декоративной кос­метики должны храниться в сухих складских помещениях при температуре не ниже О °С и не выше 25 °С при относительной влажности воздуха не выше 70%. Гарантийный срок хранения из­делий - 18 мес. с момента изготовления.


Глава 12


Парфюмерно-косметические товары