Cочинение «Взаимоотношения Печорина с Верой. Письмо Веры

…и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.

Из письма Веры

Каждый по-своему определяет причины любви. Для кого-то это личный выбор, для кого-то события, связывающие людей навсегда, для кого-то судьба. В произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин высказывает мысль о том, что секрет истинной бесконечной страсти в «невозможности достигнуть цели, то есть конца». Казалось бы, в таком случае главный персонаж романа, который всегда с легкостью приобретает власть над женским сердцем, не может испытывать этого чувства.

Однако и он способен любить.

Мы ничего не знаем о знакомстве Печорина и Веры, причине их первого расставания. Но нам известно, что лишь волей случая молодые люди вновь встречаются в Пятигорске.

Эта женщина с родинкой на щеке и глубокими спокойными глазами обладает высокими нравственными качествами. Её свойственна жертвенность, но не под влиянием сиюминутных страстей, а умная жертвенность сердца. Ради ребенка Вера выходит замуж за старого, но состоятельного человека. Позже и Печорину она напишет: «Ты был несчастлив, и я пожертвовала собою».

Чувство этой женщины к главному герою значительно больше, чем простая влюбленность светской дамы в «гордого и таинственного красавца». Она единственная поняла его «совершенно, со всеми … мелкими слабостями и дурными страстями». Быть может, поэтому Вера доверяет ему, как никто другой. И любит.

Казалось бы, Печорин «победил» её, но его чувство продолжает жить, а эта женщина по-прежнему остаётся единственной, кого он «не в силах был бы обмануть». Ради возможности видеться с Верой главный герой идёт на всё: разбивает сердце княжне Мери, убивает на дуэли своего приятеля Грушницкого. Но Вера, узнав об этом, признаётся мужу, что любит Печорина, и старик в гневе увозит её из города. Несчастная женщина лишь успевает написать главному герою прощание-исповедь.

Почему же Печорин мчится к ней после дуэли, чтобы «ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку»? Почему, загнав коня, как ребенок рыдает от беспомощности? Куда исчезают вдруг его «хладнокровие и твердость»? Нет, это не может быть лишь досадой неудовлетворенного самолюбия.

Перед дуэлью Печорин писал в своем дневнике: «И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно». Но был один такой человек - Вера. И в тот день Печорин потерял не только любимую женщину, но и единственную по-настоящему близкую душу.


Главным героем романа «Герой нашего времени» является Григорий Печорин — офицер, выросший в богатой семье. Он молод, хорош собой, обладает острым умом и чувством юмора — такого персонажа не могут не любить девушки. По сюжету произведения у Печорина происходит несколько романов — с княжной Мери Лиговской, черкешенкой Бэлой, но главной женщиной в его жизни является Вера.

Роман Печорина с Верой длится с юности — то угасая, то вспыхивая с новой страстью. Она понимает душу героя как никто другой, позволяя ему уходить каждый раз, мучаясь ревностью, но не обвиняя его. Отношение её к Печорину ясно читается в письме, написанном перед отъездом.

Вера второй раз замужем — обоим мужьям она готова изменить ради своей любви. Её характер схож с характером Григория своей двойственностью: умная, проницательная, вышедшая замуж за старика по расчету, Вера слаба перед Печориным, становясь беспечной и увлеченной. Она то сильна и готова на самопожертвование ради счастья любимого, то абсолютно лишена этой силы. Отсутствие гордости и достоинства женщины не мешает ей любить преданно и горячо.

Отношение же Печорина сам герой описывает в своем дневнике: «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». Эти слова не были написаны конкретно про Веру, но они ясно отражают и чувства к ней. Как бы не старалась Вера раскрыть душу возлюбленного, она не может понять: на это не способен никто. В характере Печорина — полное отвержение любви, взаимности и самоотдачи ради другого человека.

Для Печорина Вера не является особенной женщиной — но она неумолимо следует за ним много лет; судьба сводит их снова и снова. Неудавшаяся попытка романа с Григорием Александровичем не отталкивает женщину от него; встреча в Пятигорске показывает, как легко и беспечно Вера снова вверяется ему.

Узнав о дуэли Печорина с Грушницким, Вера не выдерживает и рассказывает мужу о своих чувствах к офицеру. Он принимает решение увезти её, и перед отъездом женщина пишет Григорию Александровичу письмо, где раскрывается её отношение: «...в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно...». Любовь Веры к Печорину — скорее болезненная зависимость, нежели слепое обожание.

Отношения Веры и Печорина основаны на загадочности, страсти и некоторого равнодушия с одной стороны и жертвенности, растерянности — с другой. Вера романтизирует эту ситуацию, но Печорин осознает свою привязанность к ней лишь тогда, когда теряет любимую - вероятно, навсегда. Это еще раз подчеркивает: герой не способен принять имеющееся счастье, он создан для вечных поисков и мучительного, но гордого одиночества.


/ / / Сравнительная характеристика Печорина и Веры

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин для Веры выступает в качестве любовника. Между молодыми людьми до встречи на водах, был бурный роман. Но тогда он закончился из-за того, что женщина была замужем. И вот опять они встретились.

Из произведения становится понятно, что замужем уже второй раз. Она страдает от множества недугов, и поэтому ее супруг привозит на воды. Сам он старше ее на много лет, и как признается сама героиня - она его любит как отца.

Выйти замуж за старика, ее заставляют обстоятельства и наличие ребенка от первого брака. Автор дает понять, что Вера меркантильна и в то же время она готова принести себя в жертву, ради семьи. Печорин для нее, как свежий ветерок в засушливую погоду. Он такой желанный, такой любимый, но приносящий одни страдания. Вера ненавидит его за это, и в то же время боготворит. За тот период бурного романа, Вера научилась принимать своего любовника со всеми его достоинствами и недостатками. Этим она и отличается от всех девушек, с кем Печорин был в отношениях.

Женщина приходится родственницей семьи Лиговских. Она опрометчиво просит Георгия Александровича поухаживать за княжной Мери. Ведь только у Лиговских, они смогут видеться друг с другом.

Вера не догадывается о том, что Печорин уже заинтересован Княжной. Мужчина долгое время ведет двойную «игру», пока, счастливая Мери не признается Вере в своих чувствах к гордому офицеру.

Же был увлечен Мери, и если бы Вера не взяла с него слово, возможно бы мужчина женился на княжне. Это обстоятельство очень огорчило женщину, она буквально возненавидела его, но любить не перестала. Он был ее отдушиной, некой игрушкой и утехой одновременно. Даже если бы женщина была свободна, то она бы не стала выходить за него замуж. Она понимала, что Печорин создан для страсти, желаний и грехопадения, но не для семейной жизни.

Девушка не хочет больше лжи. Она рассказывает мужу о своих чувствах к другому, и тот скоротечно увозит ее.

Печорин понял, что именно Вера и заслуживает его любви. Офицер отвергает чувства княжны Лиговской и остается наедине со своими душевными муками. Мужчина понимает, что теперь он на веки потерял обеих. Ведь с он, возможно, мог остепениться, а с Верой мог стать счастливым. Ему одновременно нужны были эти две женщины. Одна – для любви, другая – для страданий.

Этот баланс должен был присутствовать в его жизни, иначе она бы теряла всякий смысл. А в итоге он лишился обеих.

В этой истории все три героя переживают тяжелые моменты разочарования. Мери, впервые испытав душевный трепет, тут же увидела обратную сторону этого чувства. Вера, которую возмутила полигамность своего любовника. И Печорин, который ненавидел свою неопределенность и страдает от нее еще больше, чем Вера и княжна Лиговская.

Но душевные муки не омрачают настроение мужчины. Он ведет себя по жизни, как некий наблюдатель за чужими эмоциями, судьбами и нравственностью. Наблюдатель, которому нет дело до того, что о нем скажут или подумают другие люди.

Основное действующее лицо «Героя нашего времени» - Григорий Александрович Печорин воспитан в дворянском семействе. Он достаточно молод, обладает интересной внешностью, живым умом и остроумием - такие мужчины пользуются популярностью.

Образ Веры и ее чувства к главному герою

У Печорина неоднократно завязывается романтические отношения - с княжной Мери, Бэлой, но та, кто оставила самый значимый след в душе центрального персонажа, - Вера. Их роман, скорее всего, длится долгие годы: чувства то затихают, то разгораются с прежней силой. Вера понимает внутренний мир героя лучше всех остальных, отпускает его, мучаясь от ревности и не предъявляя никаких обвинений. Ее отношение к Григорию Печорину явственно видно из письма, отправленного перед отъездом.

Вера состоит во втором браке, но каждому супругу решается изменить из-за любви. Характеры Веры и Печорина очень похожи. Она так же действенна и проницательна. Вышла замуж за пожилого человека по расчету. Вера может быть слабой лишь перед Печориным, превращаясь в беспечную женщину, увлеченную своей страстью. Иногда она сильна и способна жертвовать собой ради любимого мужчины, но иногда она лишена такой силы. Ее любовь преданна и горяча, несмотря на отсутствие женской гордости.

Она не отворачивается от Печорина из неудавшихся в прошлом отношений. Новая встреча в Пятигорске приводит к тому, что Вера вновь отдается чувствам с прежней легкостью.

Когда женщина узнает о предстоящей дуэли Печорина с Грушницким, то теряет контроль над собой и рассказывает супругу о своих чувствах.

Муж решает увезти ее из города. Перед тем, как покинуть Пятигорск, Вера пишет письмо Печорину, в котором откровенно пишет о своей любви, прямо говоря, что думает о своем любимом. Она полагает, что «ни в ком зло не бывает так привлекательно...» Ее любовь сродни болезненной зависимости. Она хорошо понимает, что за человек стал объектом ее любви, но не может от него окончательно отказаться.

Место Веры в сердце Печорина

Главный герой своей рукой описывает отношение к женщинам в дневниковых записях, утверждая, что никогда не становился рабом любимой. Он не пишет конкретно о Вере, но эти слова в полной мере относится и к ней. Она пытается понять душу любимого, но не желает понимать, что это не удастся ни одному человеку. Характерная черта Григория - отвержение самопожертвования ради кого-то и искренней привязанности, неприятие взаимности.

Он не воспринимает Веру как кого-то особенного, но их судьбы связаны. Она словно следует за Печориным многие годы.

Основа отношений этих персонажей - таинственность и пылкая страсть. При этом, с его стороны присутствует заметное равнодушие, а с ее - настоящая жертвенность. Она воспринимает эти болезненные отношения с немного романтических позиций. А Печорин принимает и понимает свои чувства к ней, когда становится слишком поздно.

Таким образом, история любви оттеняет и подчеркивает внутреннее одиночество Печорина, его разъединенность с остальным миром. Вера не сделала его счастливым, но причина неудачи в нем самом.

Аннотация. В статье рассматривается одна из сюжетно-психологических линий повести «Княжна Мери»: Печорин и Вера. В центре внимания автора находятся прощальное письмо Веры и плач Печорина.

В образе Веры многие критики и литературоведы увидели только бледную схему и этому образу отводили в своих работах всего лишь несколько строк. Например, на вопросы: «Что такое Вера? Почему та, которую он больше любит, занимает меньшее место в рассказе?» — предлагает следующий ответ: «Здесь уязвимое место: только в войне с ним и он и другие становятся интересны. Печорин не в силах заключить мир, потому что тогда всё сразу станет неинтересно … только буря в душе и в действиях — вот его удел».

По мнению Л.Вольперт, Лермонтов «посмел создать привлекательный образ неверной жены и фактически оправдать супружескую измену». Исследовательница отмечает многие черты сходства и «духовной близости» Веры и Печорина: «ореол таинственности» (мы ничего не знаем о её прошлой жизни); «то же неприятие жизни, то же ощущение несчастливости своей судьбы»; «она не только способна к проницательному самоанализу и критической самооценке, но и смогла ближе всех при близиться к «разгадке» Печорина»: «редкое по искренности и эмоциональному накалу исповедальное письмо — своеобразный аналог дневнику Печорина»

В книге игумена Нестора есть и очень спорные высказывания, и тонкие психологические наблюдения, и глубокое понимание драматических отношений Веры и Печорина. Автор монографии, реконструируя «зашифрованную историю печоринской любви к Вере», предполагает, что «страдания несчастной любви имели не односторонний, а обоюдный характер для участников драмы», что, возможно, «в прошлом в отношениях с Верой он перенёс жестокую драму отверженности».

Они по-настоящему любили друг друга, но Вера, понимая, что Печорин никогда не женится на ней, в конце концов «из покорности к маменьке» выходит замуж и тем самым наносит ему сильную душевную травму. Однако исследователь не учитывает некоторые факты. Из разговора Печорина с Верой во время их первой встречи в Пятигорске мы узнаём, что раньше, когда они любили друг друга, Вера уже была замужем.

Печорин уже видел на бульваре её второго мужа, «хромого старичка», и в своём журнале отметил, что «она вышла за него ради сына». Неубедительным является и главное утверждение исследователя о том, что «его чувство К ней нисколько не стало меньше», что Печорин сохранил к ней «необыкновенно глубокую» любовь, а решающим аргументом для доказательства этого становится реакция Печорина на письмо Веры. Но в тексте повести мы видим, как на смену страстным чувствам «первого человека» в Печорине вскоре пришла едкая ирония «второго человека».

Кроме того, вышеизложенной реконструкции «несчастной любви» Печорина и Веры противоречит, видимо, правдивый рассказ самого Печорина в гостиной у княгини Лиговской, рассказ, в котором они оба представлены в самом выгодном свете: «Мне стало жаль её … Тогда я рассказал всю драматическую историю нашего знакомства с нею, нашей любви, — разумеется, прикрыв всё это вымышленными именами. Я так живо изобразил мою нежность, мои беспокойства, восторги; я в таком выгодном свете выставил её поступки, характер, что она поневоле должна была простить мне моё кокетство с княжной».

Без сомнения, Вера занимала в жизни Печорина особое место (« … воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей … »). Он был очень взволнован, когда услышал от Вернера о «даме из новоприезжих», блондинке с чёрной родинкой на правой щеке («моё сердце точно билось сильнее обыкновенного»}, и сразу признался: « … уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…» Но не радость, а грусть вызвал у Печорина её приезд в Пятигорск: «когда он ушёл, ужасная грусть стеснила моё сердце».

С нашей точки зрения, Вера, полюбив Печорина и став его «рабой» («ты знаешь, что я твоя раба … »), осталась для него в прошлом, осталась только как дорогое воспоминание о «молодости со своими благотворными бурями», и теперь его чувство к ней, по его же признанию, есть всего лишь «жалкая привычка сердца».

Невозможно сохранить «необыкновенно глубокую любовь» к женщине, ставшей «рабой любви», ибо источником такого чувства является «идеальное», а не «рабское» начало в человеке. Подтверждением этому в русской классической литературе является, например, изображение любви в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза» или в драме А.Островского «Бесприданница».

А противоположными примерами могут послужить образы «простой» и «милой» Татьяны в «Евгении Онегине» и «прекрасной, доброй, славной» Дуни в «Станционном смотрителе», Марьи Болконской в романе Л.Толстого «Война и мир» и героини рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

Печорин, кажется, искренне не понимает такой преданной любви к себе со стороны Веры: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершен-но, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями … Неужели зло так привлекательно?»

Параллельно с игрой в любовь к княжне Мери Печорин ведёт другую любовную игру; встретив свою прежнюю возлюбленную Веру, он со скуки возобновляет с ней связь. Печорину и очень грустно вспоминать женщину, «которую любил в старину», и в то же время «весело» встретить её в Пятигорске, чтобы вести двойную игру: «Вера часто бывает у княгини; я ей дал слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание.

Таким образом мои планы нимало не расстроились … Весело! .. Да, я уже прошёл тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца! .. »

Так Печорин беспощадно высмеивает в себе уходящее высокое чувство. А Вера очень хочет верить в любовь Печорина, но хорошо понимает, что сохранить надолго её невозможно: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться … и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

Она очень ревнует его к Мери («она замучила меня своей ревностью») и прямо спрашивает: « … зачем же её преследовать, тревожить, волновать её воображение?» и во время ночного свидания Вера снова вопрошает: «Так ты не женишься на Мери? не любишь её?»

Потрясённая известием о дуэли из-за княжны Мери и опасностью гибели любимого человека, видимо, совершенно обессиленная, она признаётся мужу в своей любви к Печорину.

В прощальном и исповедальном письме Вера анализирует своё чувство к Печорину, пытается объяснить его причины, прослеживает развитие. Здесь как будто раскрываются некоторые загадки её души и души Печорина. Для Веры Печорин, несмотря на весь его мужской эгоизм («… ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…»), действительно был человеком необыкновенным: « … в твоей природе есть что-то особенное … есть власть непобедимая … ни в ком зло не бывает так привлекательно … ». Печорин для неё – «несчастный демон».

И особое значение для жертвенной любви Веры имело понимание того, что Печорин действительно был «истинно несчастлив». Глубокое чувство её любви к Печорину включало в себя и страсть, и нежность, и почти материнскую жалость. И всё- таки любовь Веры далека от идеальной и поэтому не может быть спасительной для Печорина.

В ней нет духовной силы и исцеляющего света, но есть душевная слабость, бессилие и рабская покорность, есть, может быть, тонкий расчёт и слишком зыбкая надежда: « … я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву. .. то была надежда напрасная». Есть и мазохистский элемент, который, по мнению современного исследователя, играет в «структуре страстного любовного чувства важнейшую роль» и, особенно в женской любви («Скажи мне, — наконец прошептала она, — тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий … »).

В мазохизме И.Ялом видит «стремление принести себя в жертву и слиться с другим, но это потеря себя». Есть и эгоистическая женская ревность: «Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла всё на свете … » Этими словами заканчивается письмо Веры.

Идеальная нравственная высота в любви лирических героев Пушкина («Я вас любил… ») и Ахматовой («Пусть голоса органа снова грянут … ») для преданной, но слабой и покорной Веры недостижима. Измученная душевными страданиями, физической болезнью и ревностью, она не способна, подобно ахматовской героине, сказать: «Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный … » Эта высота недостижима и потому, что «друг» оказался демоническим героем. Внезапный для Печорина отъезд Веры — это, может быть, её последняя возможность вырваться из «рабства» Печорина, освободиться от власти греха, последняя попытка вновь обрести жизненно необходимую свободу если не для себя, то ради своего сына.

Печорин потрясён письмом Веры и, «и как безумный», бросился в погоню. Далее следует одна из самых пронзительных сцен, одно из «лучших мест» в романе Лермонтова. В.Мильдон состояние Печорина трактует как подтверждение «единственно подлинной, непреходящей любви» героя к Вере». Нам ближе позиция М.Дунаева, по мнению которого, «Печорин не знает истинной любви», а в данной ситуации мы видим недолгое проявление «неистовства страсти», «любви-страсти», обречённой на быстрое угасание.

Единственный раз в романе Печорин молился, обращаясь к Богу за помощью, но молитва гордого человека, лишённая покаяния, является безблагодатной. Такая молитва у Печорина мгновенно сменяется проклятиями, а затем плачем от бессилия что-то изменить, исправить, вернуть, плачем из-за отчаяния, безысходности. Плач перебивается истеричным смехом …

«При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Беда и трагедия Печорина в том, что веру в Бога, любовь к Богу он, «безумный» и в этой ситуации («Я как безумный выскочил на крыльцо я беспощадно погонял измученного коня»), подменяет земной и страстной любовью к замужней женщине, повенчанной в церкви и принадлежащей другому.

И эта «запретная», «безумная» любовь осталась уже в прошлом, а теперь, когда возникла реальная угроза потери «постоянной привязанности», в душе Печорина воскресает страстное чувство, но лишь на «минуту», которая в реальном времени продолжается несколько дольше.

Символично, что Вера, земная женщина, уходит от Печорина после того, как тот, убив Грушницкого, заглушает голос совести в своей душе и тем самым окончательно убивает веру в Бога. Глубокая символика скрыта и в имени Веры, и в картине природы, как будто мгновенно реагирующей на это убийство и в образе «измученного», загнанного до смерти и «издохшего» коня.

Печорин единственный раз в романе плачет, плачет после потери Веры и смерти своего коня: « … Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие исчезли как дым; душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся».

В его отчаянных слезах нашла свой выход та глубокая неудовлетворённость жизнью, которая скопилась в нём на протяжении нескольких лет. В них присутствовали и несостоявшаяся любовь к Вере, и насилие над своей душой в истории с княжной Мери, и убийство Грушницкого, и немое страдание оттого, что жизнь заключила его в круг людей, с которыми он не может найти ни одной общей точки соприкосновения, и глубокая разобщённость с самим собой от отсутствия ясной, высокой цели в жизни, и его полное бессилие что-либо изменить в своём существовании … ».

В нашем понимании плач Печорина значит и многое другое. Это и плач над собой, из жалости к себе, плач, вызванный детской обидой на всех людей, на весь мир, в его восприятии, злой, враждебный, несправедливый. Так, наверное, не раз плакал Печорин и в детстве из-за недостатка или отсутствия любви к себе со стороны взрослых.

Беспомощно, «как ребёнок», плачет Печорин, который в духовном смысле так и остался ребёнком, «не умеющим плавать» и не имеющим веры в Бога, который так и не вышел из душевного состояния периода отрочества, очень опасной эпохи в жизни каждого человека, когда, как показал Толстой в повести «Отрочество», ребёнок под давлением «бездны мыслей» становится «философом» и «скептиком».

Печорин, у которого была «страсть противоречить», в данной ситуации выступает «палачом» уже по отношению к себе: он безжалостно высмеивает в себе высокое, настоящее, искреннее, он с очевидной иронией сравнивает себя с Наполеоном после Ватерлоо и тем самым признает своё поражение, гибель «первого человека» в себе: «я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо». По словам А. Галкина, «поражение Печорина произошло … тогда, когда он предаёт себя, убивает в себе настоящие чувства … нравственно Печорин терпит полный разгром, подобно
Наполеону при Ватерлоо».

Печорин и Вера

5 (100%) 1 vote