Врожденный рефлекс. Рефлекс ходьбы (шаговый)


Рефлекс - это бессознательная реакция организма в ответ на воздействие раздражителей, поступающие из окружающей среды. Они делятся на безусловные и условные.

Безусловный рефлекс - это врожденное реагирование на уровне инстинкта на определенные стимулы.

Условный рефлекс - это реакция организма, которая вырабатывается под воздействием определенных условий в процессе жизнедеятельности малыша.

Безусловные рефлексы по мере развития нервной системы угасают. Наибольшую роль они играют у малышей в период новорожденности и являются существенным диагностическим признаком многих нарушений, в первую очередь, в нервной и мышечной системе крохи.

Рефлексы у новорожденных:

Наличие правильных врожденных (безусловных) указывает на нормальное и завершенное развитие плода и достаточный уровень созревания его нервной системы.

Все отклонения от нормы свидетельствуют о нарушениях в нервной системе и требуют консультации невролога и контроля за состоянием и развитием ребенка.
Такие нарушения могут иметь временный характер и являться результатом адаптационных расстройств, незрелости плода даже в случае доношенности.

Рефлексы у новорожденных проявляются при участии определенных мышц и воздействии на них раздражителей. Нормальное проявление рефлекса возможно только при нормальной мышечной силе и напряжении в совокупности с ничем не нарушенной цепной реакцией начиная от раздражителя до ответной реакции на него.

Чем глубже недоношенность малыша, тем слабее рефлекторные реакции его мышц.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы:

Сосательный и глотательный рефлексы появляются независимо друг от друга и являются начальными признаками зрелости нервной системы плода. Правильное формирование этих рефлексов заканчивается к 32-й неделе беременности, что позволяет новорожденному сразу после рождения уметь сосать и глотать.

Наиболее зрелым безусловным рефлексом новорожденного является сосательный. Вызвать его способны раздражители, которые вовсе не связаны с процессом кормления. Легко прикоснувшись к щеке малыша, он сразу поворачивает головку в вашу сторону, выпячивает губы и начинает искать соску или грудь.

Поисковый рефлекс говорит о нормальном напряжении и силе мышц шеи. Но очень быстро он исчезает.

Рефлекс Моро:

Рефлекс Моро (спинальный) начинает проявляться у всех доношенных новорожденных. Он характерен для малышей в возрасте до 1 месяца.

Протекает такая реакция в два этапа:

1. Ударив по поверхности, где лежит кроха, на расстоянии 15 см от головки или неожиданно разогнув ножки, он разведет ручки в стороны, разогнув при этом кулаки;

2. Возвращение рук в начальную позицию по истечении нескольких секунд.

Первая фаза такого рефлекса вызвана испугом ребенка, вторая - желанием найти защиту у мамы.
Наиболее сильно такой вид рефлекса проявляется в первые 2 недели жизни малыша. Чаще всего его проявление можно заметить при пеленании, смене одежды, купании.

Такой рефлекс у ребенка - это реакция на страх. Поэтому приближаться к малышу необходимо очень плавно и аккуратно.
Отсутствие или слабая выраженность такой реакции у новорожденных указывает на очень слабый тонус мышц или другие нарушения в нервной системе. Также важно учитывать и контролировать симметричность проявления реакции Моро.

Рефлекс хватания:

Протекает в две стадии:

1. При надавливании пальцем на ладонь или стопу малыша, он сожмет пальчики;

2. Малыш так сильно охватывает пальчики взрослого своей кистью, что его вполне можно поднять за руки.

Этот рефлекс может сохраняться до 4-х месяцев. Взамен ему должно прийти произвольное и осознанное захватывание предметов детскими ручками.

Постуральные рефлексы:

Таки рефлексы длятся на протяжении всего периода воздействия раздражителя. Наблюдение за этими рефлексами позволяет доктору оценить, нормально ли протекает двигательное развитие малыша. К этой категории реакций относят следующие:

1. Рефлекс опоры;

2. Автоматическую ходьбу;

3. Рефлекс ползания.

Ползание:

Необходимо кроху уложить на животик и приставить ладошку к его стопам. Ребенок инстинктивно оттолкнется от нее, а мышцы-разгибатели нижних конечностей будут поочередно сокращаться. Малыш начнет ползти.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы:

Необходимо взять малыша подмышки и удерживать головку. Стопы должны полностью соприкасаться с поверхностью. Здоровый ребенок будет сильно разгибать ножки, стопой упираться в поверхность. Когда это произойдет, наклоните ребенка слегка вперед - он сделает несколько маленьких шагов. В некоторых случаях дети в процессе такой "ходьбы" скрещивают ножки в районе голени и стопы. Такая реакция называется автоматической ходьбой. Важно оценивать симметричность таких перекрещиваний ног и их силу.

Шейный рефлекс:

Уложите малыша на спинку. Пассивно поворачивайте его головку вбок. При таком повороте в одну сторону конечности будут автоматически разгибаться, а в другую - сгибаться. Иначе такой рефлекс называют ассиметричным шейно-тоническим. Такой же рефлекс можно вызвать, уложив ребенка на спинку, подложив под лопатки ладошки рук взрослого и приводя голову к груди. При сгибании головы ручки будут сгибаться, а ножки разгибаться. При возвращении головы реакций ног будет противоположной.
Этот вид рефлекса не проявляется у всех новорожденных. Больше всего его наблюдают у младенцев более старшего возраста.

У новорожденных этот рефлекс часто проявляется поворотом туловища в сторону головки.

Рефлекс Галанта:

Такая реакция сформирована с 27-й недели беременности. Кроху необходимо уложить на спинку и поочередно проводить пальцем от копчика к шее с обеих сторон от позвоночника. В ответ на это малыш выгибается вбок дугой, которая открыта в бок раздражителя. Выраженность такого рефлекса указывает на состояние тонуса и работы мышц спины и их симметричность.

Глазной рефлекс Пейпера:

Такая реакция позволяет в очень раннем возрасте определить, видит ли ваш малыш. Необходимо направить сбоку к глазкам ребенка свет маленького фонарика. В ответ на это у крохи сузятся зрачки, он сомкнет веки и откинет голову назад. Если в это время поднести руку к глазам малыша, то реакции никакой не последует. Такой вид безусловных рефлексов очень быстро исчезает, поскольку орган зрения привыкает к свету.

Рефлекс "глазки куклы":

Иногда такой рефлекс называется "убегающие глазки". Его суть состоит в том, что при повороте головки малыша вбок глазные яблоки двигаются в противоположную сторону. Этот рефлекс практически полностью исчезает до десятого дня жизни, поскольку зрительные нервы очень быстро развиваются и дозревают.

Рефлекс Керера:

Относится к слуховым рефлексам. При резком звуке ребенок плотно смыкает веки. Если такая реакция отсутствует, то никогда не рассматривайте это явление как глухоту у малыша. Рекомендуется повторять такие проверки несколько раз. Только после длительного отсутствия реакции необходимо более тщательно наблюдать за состоянием ребенка.

Рефлекс перекрестного разгибания:

Необходимо уложить малыша на спину и аккуратно разгибать ногу в колене. Одновременно проводите пальцем по подошве. В результате такого воздействия вторая нога ребенка сначала согнется в колене, затем разогнется и прикоснется стопой к раздражителю - пальцу руки взрослого.

Сильнее всего такой рефлекс проявляется с 34-36-й недели беременности, но в некоторых случаях его можно наблюдать и у недоношенных детей с 28-й недели беременности.

Важно проверять такой рефлекс с обеих сторон на симметричность и соблюдение последовательности реакции. Асимметрия, как правило, указывает на нарушение в нервной системе и костно-мышечном аппарате (дефекты тазобедренного сустава).

Рефлекс Переса:

Указывает на нормальное развитие шейных мышц и их тонус. Определяется таким образом: приподнимите малыша в вертикальное положение и обратите внимание на угол между головой и спиной. Чем он меньше, тем ниже тонус мышц шеи у новорожденного. Особенно хорошо заметен такой рефлекс у недоношенных детей, когда их головка сильно запрокидывается назад.
Если подобная картина отмечается у доношенных малышей, то это может указывать на заболевания, которые приводят к слабости шейных мышц. Также часто такое состояние наблюдается у детей после приема обезболивающих препаратов или вследствие послеродового ацидоза.

Повышенной тонус шейных мышц легко определить так: приподнимите малыша за ручки вертикально. Если он в таком положении легко удерживает головку как ребенок 2-3 месяцев - это сигнал наличия определенной патологии, что требует наблюдения за крохой. Наиболее частая причина такого состояния - гипоксия. С первых дней жизни таким детям назначают специальный комплекс упражнений и расслабляющий массаж.

Подошвенные рефлексы:

Такие рефлексы являются физиологическими только у новорожденных и младенцев. У детей более старшего возраста они указывают на наличие патологии.

Проведите пальцем руки по внешнему краю стопы в направлении от пятки до большого пальца. При этом к подошве должны пригибаться все пальчики, кроме большого - он отклоняется назад. Очень часто ребенок одергивает ногу при воздействии раздражителя. Такая реакция носит название рефлекс Бабинского.

Другой вариант такого рефлекса: несильными и отрывистыми ударами воздействуйте на пальчики ног со стороны подошвы. В ответ на это пальцы будут сгибаться. Эта реакция иначе называется рефлексом Россолимо.

Оба вида подошвенных рефлексов не имеет никакого диагностического значения у малышей первого года жизни.

Хоботковый рефлекс:

Заключается в выпячивании губ ребенка при прикосновении к ним пальца взрослого. Объясняется эта реакция сокращением мышцы рта малыша - сосательного мускула. Сохраняется этот рефлекс 2-3 месяца, потом исчезает. Если этот рефлекс сохраняется до шести месяцев, тогда необходимо сообщить об этом педиатру.

Регулярная проверка рефлексов и контроль за динамикой их развития имеют важное диагностическое значение. Часто отклонения в рефлексах являются наиболее ранними признаками заболеваний центральной нервной системы.


Едва появившиеся на свет теленок и олененок сразу же вскакивают на ножки, а новорожденная обезьянка цепляется пальчиками за материнскую шерстку и повисает на ней, как на лиане. Их действиями руководит генетическая память биологического вида, в которую прочно впечатаны врожденные рефлексы новорожденных . Имеются они и у человеческого детеныша, причем очень разные.

Все мамочки знают, что в первые месяцы жизни кроха умеет плавать и нырять - задерживает дыхание и зажмуривает глазки, когда вода попадает на личико. Делает он это исключительно благодаря врожденным рефлексам, которые угасают, если их не поддерживать. Будете заниматься с крохой в ванне, чтобы развить этот навык, и он закрепится на всю жизнь. Но есть и такие врожденные реакции, которые угасают к определенному сроку - сохранить их невозможно, да и не нужно. Ребенку, вышедшему из грудного возраста, ни к чему сосательный рефлекс - вот он и исчезает на втором году. По силе и выраженности врожденных рефлексов новорожденных , а также по тому, вовремя ли они прекращают свое существование, уступая место более сложным двигательным реакциям, педиатр и невролог могут многое сказать о состоянии нервной системы и перспективах развития малыша. А взяли их на вооружение, разрабатывая гимнастику для самых маленьких. Вызывая определенные рефлексы в нужной последовательности, специалисты заставляют кроху поработать мышцами - ему ведь не объяснишь, какие следует делать, но благодаря врожденным двигательным реакциям все происходит само собой.

Упражнения для новорожденных

Вложите большие пальцы в ладошки лежащего на спинке малыша. Придерживаясь за них, он немного напрягается, поднимает головку, сгибает ручки, отрывает плечики от пеленальника, словно пытаясь сесть (только сажать его по настоящему пока не нужно). Здоровому доношенному ребенку это упражнение можно делать с 2-4 недель.

Сосательный рефлекс

За то, чтобы ребенок всегда был сыт, отвечают так называемые рефлексы орального (ротового) автоматизма, которые осуществляются на самом нижнем этаже подкорки - на уровне ствола головного мозга.
Стоит мамочке дать грудь малышу, и он автоматически делает сосательные движения. Малыш вообще сосет все, что попадает в ротик, будь то пустышка, пальчик, игрушка, краешек пеленки. На что обратить внимание. Ритмичное сосание успокаивает младенца. Для него это и тяжелая работа (когда приходится добывать молочко из маминой груди), и удовольствие (когда посасывает пустышку). Очень важно, чтобы кроха удовлетворил свою потребность в сосании (а это легче всего сделать при грудном вскармливании). Если он не насосался всласть в младенчестве, могут сформироваться - от сосания пальчика и волос до обкусывания ногтей.

Когда угасает.
Ослабевает после 12 месяцев, а окончательно исчезает к 1,5 годам. Правда, посасывающие движения во сне кроха будет делать и в более старшем возрасте, особенно если спит сладко и глубоко.

Поисковый рефлекс

Чтобы вызвать его, достаточно дотронуться пустышкой до щечки сбоку от ротика крохи (не прикасаясь к губкам). Уголок рта у него тут же опустится, малыш повернет головку в сторону раздражителя. А если чуть надавить соской на середину нижней губки, ребенок откроет ротик, сложит его хоботком и чуть согнет шейку - попытается захватить пустышку. Эти реакции особенно ярко проявляются перед кормлением, когда малыш голоден. Замечали: прежде чем покрепче взять сосок, кроха немного покачивает головкой? Со временем этот жест приобретет смысловую окраску - будет сопровождать укоризненное «ай-ай-ай!» или решительное «нет!». Основой для подобного разговора на языке тела послужит именно поисковый рефлекс новорожденных . С его помощью кроха понемногу овладевает мимикой, и в частности учится улыбаться. На что обратить внимание. Гримасы крохи, когда врач или мамочка вызывают поисковый рефлекс, должны быть одинаковыми (симметричными) с обеих сторон. Если это не так, кроху нужно показать детскому неврологу: если одна половинка лица реагирует не так, как другая, надо исключить родовую травму и воспаление лицевого нерва. Когда угасает. После 3-4 месяцев необходимость в поисковом рефлексе отпадает: младенец уже реагирует не на прикосновение соски к губам, а на ее вид - замечает, что мамочка берет в руки пустышку или готовится к кормлению, и открывает ротик.

Два-три раза во время кормления отнимайте малыша от груди (только осторожно, чтобы не расстроить и не рассердить его). Вот видите - он снова ищет сосок, тянется к нему! Это очень полезно для развития мимических мышц и формирования речевого аппарата.

Хоботковый рефлекс

Быстрое и легкое прикосновение маминого пальчика или пустышки к детским губкам заставляет малыша складывать их хоботком. Эта реакция - постоянный элемент сосательных движений. О ней даже в песенке поется: «Губки бантиком, бровки домиком…» На что обратить внимание. У детских неврологов есть такое понятие - «ротовое внимание». Это когда малыш первых месяцев жизни внимательно всматривается в лицо склонившейся над ним мамочки и словно пытается копировать ее мимику. Причем в первую очередь в движение приходит ротик. Вот тут-то и выручает хоботковый рефлекс новорожденного , помогающий крохе складывать губки трогательным бантиком.

Когда угасает.
После 2-3 месяцев. Если рефлекс сохраняется дольше, покажите кроху детскому неврологу!

Ладонно-ротовой рефлекс

Уложите дитя на спинку, возьмите его ручку в свою и слегка надавите большим пальцем в центр ладошки сначала с одной, а потом с другой стороны. Малыш откроет ротик и склонит головку. На что обратить внимание. Ребенок страдал от кислородного голодания, находясь у мамочки в животике, или во время родов? Получил родовую травму? Появился на свет ослабленным? Если в первые дни вызывается ладонно-ротовой рефлекс у новорожденных - это хороший признак: нервная система прекрасно восстанавливается после перенесенных испытаний! На что обратить внимание. Рефлекс не вызывается с какой-то одной стороны? Причина - в слабости мышц руки (парезе). Обязательно расскажите об этом педиатру и детскому неврологу!

Когда угасает.
В идеале - к 3 месяцам. Ладонно-ротовой рефлекс должен уступить место очень важным для крохи произвольным руко-ротовым реакциям, формирующимся на его основе. Сначала малыш тянет в ротик игрушку, широко открывая его (младенцу важно узнать предмет не только на ощупь, но и на вкус), а потом - подносит к нему печенье и ложечку с кашкой. Если же этот рефлекс со временем усиливается и возникает даже при малейшем прикосновении к детским ладошкам, значит, с нервной системой крохи не все в порядке. Наблюдение и лечение у невролога поможет предотвратить формирование детского церебрального паралича.

Что умеет новорожденный?

Ползать, стоять и даже ходить - все это получается у новорожденного само собой, без малейших усилий. Набор движений, совершаемых в первые месяцы жизни, одинаков, и даже более того - строго обязателен, для всех малышей и программируется на уровне спинного мозга. Со временем эти реакции исчезают, чтобы ребенок мог выработать соответствующие навыки самостоятельно - раз и на всю жизнь.

Защитный рефлекс

Кладете кроху на животик - он поворачивает головку в сторону. Не будь этой автоматической реакции, ребенок попросту задохнулся бы, уткнувшись личиком в подушку!

На что обратить внимание. Если нервная система крохи недостаточно созрела или пострадала в родах, защитный рефлекс может отсутствовать. Тогда мамочке придется самой поворачивать головку малыша, выкладывая его на животик, и постоянно следить за этим в первые месяцы. Настораживает и другая крайность, связанная с чрезмерной реакцией: ребенок не только отворачивает личико, но и запрокидывает головку, довольно долго удерживая ее в таком положении. Это говорит о повышении тонуса мышц шеи и спины. По какой причине он так усилен - должен разобраться детский невролог! Когда угасает.
Полностью - к 3 месяцам, а ослабевает, когда крохе исполнится месяц.

Рефлекс ползания

Положили новорожденного на животик, а он пробует ползти по-пластунски. Мамочка приставила ладошку к детским стопам - малыш стал отталкиваться от них ножками, пополз еще активнее. Вот так маленький партизан! На что обратить внимание. Если движения с одной стороны не такие активные, как с другой, скорее всего, у ребенка проблемы с тонусом. У малышей, которые перенесли кислородное голодание (асфиксию) или родовую травму, рефлекс может отсутствовать. Такому крохе требуется специальное неврологическое лечение, а когда исполнится месяц - массаж и гимнастика. Правда, в первые 3-4 дня жизни отказываются ползать даже здоровые малыши. Это вполне нормально. Но если соответствующие движения не появились и потом, нужно обязательно показать ребенка специалисту.

Когда угасает.
В 4 месяца.

Фитбол для новорожденного

Положите ребенка на спинку и плотно прижмите к его стопам свои ладони или надувной мяч - малыш будет отталкиваться от препятствия, укрепляя мышцы своих ножек.

Рефлекс опоры и автоматической походки

Возьмите кроху под мышки (личиком к себе), создавая опору для его головки своими пальцами (с обеих сторон). Держите вертикально на весу - он подожмет ножки. А теперь опустите на пеленальный столик. Малыш будет стоять, полностью нагружая стопу. Проверьте - пальчики не поджимает, ножки чуть согнуты. Слегка наклоните его туловище вперед, и кроха сделает несколько шагов. В идеале ножки не должны перекрещиваться, но если это все же происходит в нижней трети голеней, не огорчайтесь - такой вариант тоже допустим для новорожденного. На что обратить внимание. Если рефлекс у новорожденного отсутствует, одно из двух - либо у малыша слабенькие мышцы, либо пострадала нервная система. Кроха ходит на прямых ножках, высоко перекрещивая их? Опирается не на всю стопу, а только на ее краешек, поджимает пальчики? Расскажите об этом неврологу!

Когда угасает.
В 1-1,5 месяца. После этого ножки у крохи сами собой подкашиваются, когда мамочка пытается поставить его на пеленальник. Только ближе к году ребенок снова научится стоять, а затем и ходить.

Хватательный рефлекс

Вкладываете свои пальчики в ладошки малышу, а он так крепко обхватывает их, что даже может повиснуть у вас на руках, если вы слегка приподнимите его. Подобным образом поступают и обезьянки, цепляющиеся за волосяной покров матери. Вот вам и зримое подтверждение эволюционной теории Дарвина! Более того - хватательный рефлекс можно вызвать и на подошвах. Нужно лишь чуть нажать большим пальцем на подушечку стопы - и пальчики тут же согнутся. А если быстро и отрывисто провести по подошве крохи тупым концом карандаша, они разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

На что обратить внимание?
Если хватание очень активное, значит, малыш чересчур возбудимый. Захват слабоват и вызывается не всегда? Нервная система заторможена, угнетена. В обоих случаях нужно непременно проконсультировать ребенка у невролога.

Когда угасает.
Рефлекс Бабинского - в год, хватательный - в 3-4 месяца. Ведь ему на смену должно прийти произвольное хватание: кроха увидел игрушку, потянулся и взял ее.

Пальчики раскрылись веером

Аккуратно положите малыша на спинку, возьмите его ножки снизу за пяточки, зажав их между указательными и средними пальцами, словно в рогатке. Большими пальцами поглаживайте крохе края стоп - в ответ он повернет их наружу и раздвинет веером пальчики. Нажмите мягко на подушечки стоп у основания пальчиков - малыш тут же подожмет их. Это упражнение может послужить отличной профилактикой плоскостопия!

Рефлекс Моро

Если вы уронили бутылочку на пеленальный стол рядом с крохой или слишком резко приподняли его за ножки, меняя памперс, малыш пугается - раскидывает ручки в стороны и раскрывает
ладошки, а затем снова складывает кулачки и прижимает их к груди.

На что обратить внимание?
Мамочку должно интересовать - равномерно ли ребенок разводит ручки. Если одна отстает от другой, значит, тонус подкачал. Плохо, когда рефлекса нет в первые дни после рождения - это говорит о родовой травме. Кроха поминутно раскидывает ручки, когда вы переодеваете его, при малейшем шуме и даже вообще без повода? Нервная система перевозбуждена - посоветуйтесь со специалистом!

Когда угасает. В 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта

Положите кроху на животик и проведите кончиком указательного пальца слева от позвоночника (отступив от него не более 1 см) сверху вниз. Малыш выгнет спинку в противоположную сторону. Теперь проделайте то же самое справа.

На что нужно обратить внимание? Реакция должна быть одинаковой с обеих сторон. Она вызывается с 5-6-го дня жизни. Если рефлекс у новрожденных ослаблен или отсутствует на протяжении первого месяца, покажите ребенка неврологу.

Когда угасает. В 3-4 месяца.

Вырабатываем красивую осанку.

Вызывайте рефлекс Таланта по очереди слева и справа от позвоночника несколько раз подряд, чтобы укрепить мышцы спины - это поможет крохе выработать красивую осанку в будущем.

Рефлекс Переза

Имейте в виду: малышам очень не нравится это исследование! Чтобы лишний раз не беспокоить кроху, предоставьте проверять рефлекс Переза неврологу. Он проведет пальцем по позвоночнику снизу вверх, слегка надавливая на остистые отростки, которые прощупываются под кожицей. В ответ на такое обращение ребенок протестующе закричит, приподнимет головку, разогнет туловище, согнет ручки-ножки. Сразу видно, что ему неприятно! Зато теперь и мамочка, и доктор могут быть спокойны за кроху - реакция у него хорошая, мышечный тонус равномерный, со спинным мозгом все в порядке.

На что обратить внимание? Отсутствие, угнетение или слишком долгое сохранение этого рефлекса говорят о поражении центральной нервной системы.

Когда угасает. В 3-4 месяца.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный - ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым - развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

10. Комплекс оживления как основное новообразование периода раннего младенчества, его значение для психического развития ребенка.

«Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

После четырех месяцев комплекс распадается. Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам – свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя. Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации.

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.

1. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемо-тический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция.

2. Отработка речевых артикуляций. Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, а в 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других. К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения.

При костной форме врожденной косолапости деформация стопы также очевидна с первого дня жизни, но никакие ручные попытки вывести стопу и придать ей правильное положение не дают эффекта.

Отсюда понятно, что лечение врожденной косолапости и нейрогенной косолапости во многом отличаются. Лечением костных форм косолапости занимаются ортопеды.

В заключение хочется подчеркнуть, что двигательные нарушения у новорожденных встречаются очень часто.

Безусловные рефлексы новорожденных

Врач, осматривающий новорожденного, обращает внимание на его безусловные рефлексы. Исследуя их, доктор получает важную информацию о деятельности центральной нервной системы и может оценить - норма это или отклонение от нормы.

Золотым правилом неврологии можно считать, что здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам. Патологией считается отсутствие их в период новорожденное™, а также задержка их обратного развития. Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Расскажем об основных безусловных рефлексах новорожденных.

Поисковый рефлекс

Поглаживание в области угла рта вызывает у новорожденного опускание губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

Поисковый рефлекс свидетельствует о сла5кенной работе глубоких структур мозга ребенка. Он безукоризненно вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к трехмесячному возрасту. Если этого не происходит, то требуется исключить патологию головного мозга.

Хоботковый рефлекс

Вызывается легким постукиванием пальцем по верхней губе ребенка - в ответ происходит складывание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и у всех он постепенно угасает к трехмесячному возрасту.

По аналогии с поисковым рефлексом, сохранение его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.

При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания. . Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Этот забавный рефлекс вызывается так: нужно легко надавить большим пальцем на ладонь ребенка, и в ответ младенец поворачивает голову и открывает рот. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Ладонно-ротовой рефлекс обычно в норме хорошо выражен и постоянен. Он снижается при некоторых повреждениях нервной системы, особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Хватательный рефлекс

В ответ на прикосновение к ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее. В норме этот рефлекс хорошо вызывается у всех новорожденных.

Снижение хватательного рефлекса чаще всего отмечается на стороне поражения шейного отдела спинного мозга.

Рефлекс Робинсона

Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок захватывает предмет или палец врача так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за палец поднять вверх. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его тело в подвешенном состоянии.

В норме рефлекс Робинсона у всех новорожденных следует считать обязательным. К 3-4 месяцам жизни на основе этого безусловного рефлекса формируется целенаправленное захватывание игрушки, а хорошая выраженность этого рефлекса в дальнейшем способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

Нижний хватательный рефлекс

Этот рефлекс вызывается легким нажатием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы новорожденного, в ответ на это ребенок сгибает пальцы ног. У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Невозможность вызвать этот рефлекс возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

Рефлекс охватывания Моро

Вызывается этот рефлекс так: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон возле лежащего ребенка, то он раскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальцы, а затем следует движение рук в обратную сторону.

В норме рефлекс Моро сохраняется до 3-4 месяцев. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро вызывается достаточно хорошо и всегда одинаково в обеих руках. При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе.

Рефлекс Переза

Для того чтобы вызвать этот рефлекс, врач укладывает ребенка на свою ладонь лицом вниз. Затем, слегка надавливая, проводит пальцем по позвоночнику ребенка снизу вверх от копчика до шеи. В ответ на это позвоночник прогибается, происходит разгибание рук и ног, голова поднимается. Проверка этого рефлекса дает врачу информацию о функционировании спинного мозга на всем его протяжении. Нередко это неприятно ребенку, и он реагирует плачем. В норме рефлекс Переза хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу третьего месяца.

У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переза получается как бы «обезглавленным».

Рефлекс опоры

Рефлекс опоры очень важен для оценки состояния центральной нервной системы новорожденного. В норме рефлекс выглядит так: если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-5-неделыюму возрасту. При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре па стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

Рефлекс ползания по Бауэру

Этот рефлекс вызывается так: к стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука, в ответ на это ребенок начинает выполнять движения ползанья. Этот рефлекс в норме вызывается у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Оценка рефлекса имеет большое диагностическое значение для врача.

Защитный рефлекс

Суть рефлекса заключается в том, что уложенный на живот новорожденный быстро поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать. Этот рефлекс выражен с первого дня жизни у всех без исключения здоровых новорожденных. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга.

Оценка защитного рефлекса поможет врачу своевременно выявить патологию нервной системы у новорожденного.

Рефлекс отдергивания ноги

Этот рефлекс"вызывается так: если поочередно осторожно уколоть каждую подошву ребенка иглой, то происходит сгибание ноги во всех суставах.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

Шейно-тонические рефлексы

Кроме этих рефлексов, врач оценивает еще одну группу рефлексов - это так называемые шейно-тонические или позотонические рефлексы, обеспечивающие фиксацию и положение тела в покое и при движении.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения.

Повреждения нервной системы у новорожденных

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка - стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей - курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места - плаценты, проникновение инфекции в матку. Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются - гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже -внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного - это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга - нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы - это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга. Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка - 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей. При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее - поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни - неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития. Нередко при повышении внутричерепного давления дети таращат глазки, периодически появляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы - перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены. В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагноетируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это - патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы. У большинства детей со временем и благодаря лечению удается добиться снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. Как память о повышенном тонусе мышц может остаться высокий свод стопы, что затрудняет подбор обуви. Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства - срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами - сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований. Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными - только в какой-то определенной группе мышц. Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите- лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

Если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос; если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок; если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе; если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды; если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче; если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени; если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку; если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы; если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание; если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость); если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры; если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея); если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов; если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.

Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления - это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных - эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

У большинства детей с поздними проявлениями обнаруживается выраженное снижение мышечного тонуса. Таким детям приписывается «врожденная гибкость», которая нередко используется в занятиях спортом, гимнастикой и даже поощряется. Однако, к разочарованию многих, следует сказать, что необычайная гибкость - это не норма, а, к сожалению, патология. Эти дети легко складывают ноги в позу «лягушки», без труда делают шпагат. Нередко таких детей с радостью принимают в секции художественной или спортивной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят больших нагрузок и в конце концов отчисляются. Однако этих занятий оказывается достаточно, чтобы сформировалась патология позвоночника - сколиоз. Таких детишек нетрудно узнать: у них часто отчетливо выявляется защитное напряжение шейно-затылочных мышц, нередко имеется легкая кривошея, лопатки торчат, подобно крыльям, так называемые «крыловидные лопатки», они могут стоять на разных уровнях, как и плечи. В профиль видно, что у ребенка вялая осанка, сутулая спина.

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Поскольку высший аналитический центр - кора головного мозга - у ребенка первых месяцев жизни еще не способна функционировать в объеме, достаточном для автономного существования в окружающей среде, природа подстраховывает маленького человека, при помощи так называемых безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы - простейшие "автоматические" действия, контролируемые более примитивными центрами головного и спинного мозга. Одни рефлексы у новорожденных имеются уже на момент рождения, другие развиваются несколько позже. Различны безусловные рефлексы новорожденных и по продолжительности своего существования: одни из них сохраняются у человека на протяжении всей жизни, другие носят преходящий (транзиторный) характер. Еще больше безусловные рефлексы отличаются друг от друга по свои задачам и проявлениям - но биологический смысл их всегда универсален: защищая жизненно важные органы и позволяя приспособиться к условиям окружающей среды, они, по сути дела, обеспечивают выживание человеческого существа на разных этапах его жизни.

Безусловные рефлексы, как, например, роговичный (проявляется "экстренным" миганием века даже при очень легком касании роговицы глаза) носят ярко выраженный защитный характер и потому проявляются уже у новорожденного ребенка, а сохраняются на протяжении всей жизни человека. То же самое, в принципе, можно сказать и о конъюнктивальном, глоточном и некоторых других рефлексах новорожденных. Пожизненно сохраняется и глотательный рефлекс - так же как и сухожильные рефлексы, методика "молоточковой" проверки которых хорошо знакома взрослым людям, бывавшим на приеме у невропатолога.

Другие безусловные рефлексы новорожденных, мудрено именуемые двигательными сегментарным и надсегментарными позотоническими автоматизмами, сохраняются лишь на протяжении нескольких месяцев.

О них стоит поговорить поподробнее - поскольку родителям не раз и не два доведется увидеть, как детский невропатолог или педиатр проводят их оценку.

Среди двигательных сегментарных рефлексов выделяют особую группу - т.н. оральные автоматизмы новорожденных. Оральные - это значит "ротовые". Сегменты ствола мозга, отвечающие за их появление, по сути дела, обеспечивают малыша возможностью принятия пищи.

Рефлекс, именуемый сосательным, проявляется у ребенка в ответ на любое значимое раздражение ротовой полости - будь то помещение в нее соска груди матери, соски-пустышки, медицинского шпателя и т.п. Малыш тут же приступает к ртимичным сосательным движениям. Этот важнейший рефлекс присутствует уже у новорожденного (для недоношенных детей он является критерием зрелости) и сохраняется обычно весь первый год жизни.

Хоботковый рефлекс - выпячивание губ малыша в виде своеобразного "хоботка" в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка - одного из важнейших "сосательных" мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.

Поисковый рефлекс Куссмауля - еще один оральный автоматизм, свойственный новорожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно "искать" материнскую грудь: при этом нижняя губа опускается, "тянется" в сторону раздражителя, туда же отклоняется и язык малыша. Важный момент: при проверке этого рефлекса не стоит прикасаться к губам ребенка (получите хоботковый рефлекс:). И еще: раздражение области угла рта действительно должно быть легчайшим - если малыш ощутит хотя дискофорт, то вместо демонстрации поискового рефлекса, он отвернет голову в противоположную сторону и немедленно выскажет свое неудовольствие Вашими манипуляциями в частности и Вашим присутствием в мире вообще:) Рефлекс Куссмауля обычно сохраняется в первые 3-5 месяцев жизни, но иногда может "работать" и дольше.

Последний из основных оральных автоматизмов - ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть его заключается в следующем: умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Как и поисковый автоматизм Куссмауля, рефлекс Бабкина особенно хорошо выражен перед кормлением ребенка - т.е. когда он совершенно не против, говоря словами Винни-Пуха, "немного подкрепиться". Автоматизм Бабкина - один из древнейших механизмов выживания, свойственных новорожденному человеку: в таком раннем возрасте руки малыша снабжены лишь одной из бесчисленного множества возможных функцией - помогать всему организму искать пропитание. Обычно этот рефлекс хорошо выражен до двухмесячного возраста, затем он начинает относительно быстро угасать. Ослабление или асимметрия этого рефлекса у новорожденных, равно как и сохранение его у детей старше 2-3 месяцев жизни может говорить о возможной патологии его нервной системы - это значит, что малыша следует непременно показать опытному детскому невропатологу. Впрочем, такого рода "сигнальные" функции имеются практически у всех безусловных рефлексов, свойственных маленьким детям - и именно поэтому мы сочли нужным написать для родителей данную заметку.

Следующая группа безусловных рефлексов новорожденных и грудных детей - это так называемые спинальные двигательные автоматизмы. Они не менее разнообразны, чем оральные, и, пожалуй, не менее важны для выживания малыша во внешней среде.

К спинальным двигательным автоматизмам относится защитный рефлекс новорожденного . Попробуйте выложить ребенка на живот - и он тут же "автоматически" повернет голову в сторону. Биологический смысл этого рефлекса понятен и без долгих объяснений - он позволяет малышу дышать даже в таком недобном положении, как позиция "ничком". Рефлекс обычно присутствует уже в первые часы жизни.

Рефлекс ползания Бауэра - еще один спинальный автоматизм, присутствующий у ребенка с первых суток жизни. Будучи выложенным на живот и почувствовав приставленные к его подошвам ладони взрослого, малыш постарается оттолкнуться от них, как от опоры. И продвинется вперед. Некоторые новорожденные стремятся осуществить ползательные движения и без опоры - это так называемое спонтанное рефлекторное ползание. В норме как рефлекс Бауэра, так и спонтанное ползание могут существовать до 4 месяцев жизни, после чего угасают.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы также представляют собой запрограммированные двигательные акты, контролируемые спинным мозгом. Если придать телу новорожденного вертикальное положение и обеспечить соприкосновение подошв его стоп с горизонтальной твердой поверхностью, то малыш выпрямит ножки и будет "стоять" (с поддержкой, разумеется - неспособность стоять самостоятельно, именуемая физиологической астазией-абазией, сохраняется у детей вплоть до возраста 8-12 месяцев). Если же "стоящего" таким образом новорожденного несколько наклонить вперед, сместив центр тяжести тела, то малыш тут же начинает "переступать" ножками - это и есть автоматическая ходьба. При ее осуществлении многие дети перекрещивают ножки на уровне нижних третей голеней - пугаться этого не следует: несколько повышенный тонус приводящих мышц бедра в первые 1,5 месяца жизни вполне физиологичен.

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона - автоматизмы, биологическая суть которых заключается в поддержании неразрывной связи с матерью (в самом прямом понимании этого термина). Хорошее развитие этого рефлекса у приматов позволяет детенышам крепко держаться за материнскую шерсть в то время, когда самка передвигается. Унаследовав от своих эволюционных предшественников эти автоматизмы, новорожденный человек бессознательно сжимает пальцы ладоней, если в таковые что-либо вкладывается. Иногда такой захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за предложенные пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона). Хватательный рефлекс считается физиологичными вплоть до 4 месячного возраста - дальше он исчезает, а на смену ему приходит произвольное, вполне сознательное захватывание предметов руками.

Рефлекс Галанта выражается в изгибании спинки новорожденного в ответ на тактильное раздражение его кожи в так называемой паравертебральной области - т.е. отступив на 1-1,5 см от длинной оси позвоночника. Малыш при этом выгибает спину, образуя дугу, открытую в сторону раздражителя. Этот рефлекс обычно сохраняется до 3-4 месяцев жизни.

Значительно более неприятной для ребенка бывает оценка другого, несколько схожего с рефлексом Галанта, спинального автоматизма - рефлекса Переза. Проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подущечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша. Обычно в ответ на такое раздражение ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и... плачет. Учитывая резко отрицательную эмоциональную реакцию малыша, проверку этого, к сожалению, довольно информативного для оценки нервной системы ребенка, рефлекса врач обычно осуществляет в последнюю очередь.

Рефлекс Моро - последний из рассматриваемых в этой заметке спинальных автоматизмов - может быть вызван у малыша первых месяцев жизни разными способами: хлопком ладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременно на расстоянии 15 см справа и слева от его головки; внезапным пассивным разгибанием ножек лежащего ребенка; приподниманием нижней половины его туловища за выпрямленные ноги. Реакция малыша на эти раздражения протекает в две фазы: сначала ребенок резко отводит ручки в стороны, одновременно раскрывая кулачки, затем - как бы охватывает себя руками.

Дети первого года жизни обладают и так называемыми надсегментраными позотоническими автоматизмами. Последние подразделяются на миелэнцефальныые (контролируемые продолговатым мозгом)и мезенцефальные (управляемые центрами среднего мозга). Впрочем, думается, что такие детали врядли будут интересны нашим читателям, потому сразу перейдем к описанию надсегментарных рефлексов - актов, своевременное появление и угасание которых чрезвычайно важно для последующего овладения малышом такими основополагающими моторными умениями как сидение, стояние, ползание и хождение. Итак,

Симметричный шейный тонический рефлекс заключается в сгибании ручек и разгибании ножек малыша при пассивном сгибании его головки (мягком приведении подбородка к груди). Рефлекс же, название которого отличается от вышеупомянутого всего лишь на одну-единственную букву (асимметричный шейный тонический) проверяется и выглядит совершенно иначе: если поврнуть головку лежащего на спине малыша в сторону (так, что бы подбородок ребенка оказался на уровне плеча), то маленький человек разогнет ручку и ножку, к которым обращено его лицо, и согнет противоположные руку и ногу.

В норме мышечный тонус у малыша, лежащего на спине, существенно отличается от тонуса, наблюдающегося в положении на животе. Причиной этого является еще один надсегментарный позотонический автоматизм - лабиринтный тонический рефлекс. Именно он "заставляет" максимально "работать" мускулы-сгибатели, когда малыш лежит на животе и "тренирует" мышцы-разгибатели, когда их хозяин лежит на спине.

И оба шейных рефлекса, и лабиринтный рефлекс имеются у детей уже в периоде новорожденности, а угасают обычно к началу третьего месяца жизни. Впрочем, у детей, родившихся недоношенными, эти миелэнцефальные рефлексы могут сохраняться и несколько дольше. Однако во втором полугодии жизни данные автоматизмы непременно должны редуцироваться - иначе у малыша будет иметь место задержка развития моторных навыков.

По мере того, как рефлексы, контролируемые продолговатым мозгом, угасают, у малыша начинают проявляться мезенцефальные автоматизмы - так называемые цепные симметричные рефлексы. Главный эффект этих безусловно-рефлекторных актов, контролируемых уже не продолговатым, а средним мозгом - выпрямление туловища при изменениях положения головы в пространстве и адекватная установка рук, ног, таза.

Шейная выпрямляющая реакция представляет собой последующий поворот туловища в сторону, куда прежде повернулась голова малыша. Функционирование этого автоматизма помогает ребенку научиться двигательному умению, столь радующему родителей - повороту со спины на бок. В возрасте 6-8 месяцев на смену этому простому автоматизму приходит другой - выпрямляющий рефлекс туловища. После поворота головы в сторону, малыш, следуя командам своего среднего мозга, поворачивает в ту же сторону плечевой пояс, туловище, а затем и таз. Такая ротация тела вокруг продольной оси является абсолютным условием для овладения поворотами со спины на живот и с живота на спину, навыками самостоятельного усаживания, вставания и т.д. С каждым прожитым месяцем выпрямляющие реакции малыша усложняются, видоизменяясь в сложные произвольные двигательные акты.

К мезэнцефальным надсегментарным автоматизмам относятся и защитная реакция рук, и рефлекс Ландау. Первая проявляется в различных движениях ручек (вытягивании вперед, разведении и т.д.) в ответ на изменение положения тела ребенка в пространстве. Второй легко проверить, придав ребенку "положение пловца" - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки.

Разговор о безусловных рефлексах новорожденных и грудных детей можно продолжать долго - но, думается, что и вышеприведенной информации вполне достаточно для того, чтобы родителям стало ясно: заложенная в генах программа моторного развития малыша первого года жизни достаточно жестка и консервативна. Именно поэтому регулярная проверка рефлексов и оценка динамики их развития очень важна при медицинском наблюдении за ребенком. Зачастую именно проблемы с функционированием безусловно-рефлекторных актов могут оказаться самыми первыми видимыми симптомами серьезной патологии со стороны центральной нервной системы малыша - и поэтому внимательно следите за тем, как Ваш доктор проверяет рефлексы ребенка. И не стесняйтесь задавать врачу вопросы, если Вас что-то беспокоит или интересует.