План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Сказочная страна". Конспект ООД по развитию речи в логопедической старшей группе «Профессии на стройке

Д. Демихово

Конспект ООД по развитию речи

в подготовительной группе:

« Составление рассказа по сюжетным картинкам

по теме «Осень».

подготовила и провела

воспитатель

Программное содержание:

– закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе,

– обучать составлению связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам (по алгоритму),

– развивать умение передавать предметное содержание сюжетной картины,

– развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию,

– расширять и активизировать предметный словарь по данной теме,

– упражняться в правильном употреблении предлогов (в, над, под, на, по).

Словарная работа: дождливая, сырая, золотая, душистая, поздняя, бабье лето, алеть, багроветь (алые, багровые), мелкие моросящие дожди.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, игровая, физическая.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.

Оборудование: сюжетные картины по методике «Развитие речи в детском саду ».

Предварительная работа: сезонные изменения осенью жизнедеятельность диких животных в лесу, приметы осени – неживая природа, одежда людей в осенний период.

Воспитатель загадывает детям загадку. И обращает внимание, что отгадка и будет темой сегодняшнего занятия.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Правильно дети – это осень. Как и у нас с вами за окном. А кто нам назовёт осенние месяцы? (ответы детей). Все правильно.

А теперь ответьте мне, пожалуйста,: Какой бывает осень? (холодной, дождливой, сырой, золотой, душистой, поздней). Молодцы! Какую осень называют «ранней»? (это сентябрь, бабье лето, когда листья только начинают золотиться, алеть, багроветь, ещё насекомые не спрятались и природа нас может радовать солнечной погодой). Все правильно.

А что такое « золотая осень»? (дети отвечают – листья на деревьях будто золотом покрыты, под ногами шуршат и радуют глаз своей пёстротой. Это время листопада. Вкусно пахнет листвой). И это правильно.

А какой период осени мы называем «поздней»? (ответы детей – деревья роняют свою листву, почти все стоят голые, дуют холодные сильные ветра, идут мелкие моросящие дожди, по небу плывут серые низкие тучи, солнце почти не показывается на небе, птицы улетают в теплые края).

Ребята, вы просто молодцы, и на все мои вопросы ответили правильно. И сейчас нам предстоит творческая работа. Мы с вами превратимся в рассказчиков и будим придумывать свои истории. А истории будут на тему «Осень».

Воспитатель вывешивает на магнитную доску сюжетные картинки, на одной изображены звери в лесу, на другой – осенняя дождливая погода в городе. Но прежде чем мы начнем сочинять, давайте немного разомнемся и превратимся в осенние листочки.

Проводится физкультминутка:

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся вокруг себя),

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают на корточки).

И под ногами шуршат, шелестят (дети имитируют руками дуновение ветра и произносят звук «ш-шшшшш» - протяжно).

Будто опять закружиться хотят (дети кружатся).

Теперь ребята, можно продолжать. Вернемся к нашим сюжетный картинам. Как бы вы их озаглавили? (дети дают различные варианты, общим мнением выбирается название картины - «Звери готовятся к зиме» и « Дождливая осень в городе»).

Воспитатель обращает внимание на то, что дети уже умеют составлять рассказы по картинкам. Рассказ должен быть правильно построен, по определенной схеме - алгоритму. Воспитатель напоминает, что у любого рассказа должно быть:

Начало, основная часть - раскрытие сюжетной линии. заключение – вывод и свое отношение к картине.

Воспитатель поясняет, что сначала вы даёте название выбранной вами сюжетной картинке, затем, описываете место и время изображенное на картине, потом описываете действие или героев которые изображены здесь. И как итог – вывод.

Педагог путем вопросов, подготавливает детей к составлению историй – рассказов по данным картинам, уточняет основные фразы Ребенок вправе выбрать любую из двух предложенных. Воспитатель выслушивает рассказы тех детей, которые сами изъявили желание попробовать свои силы.

Подведение итогов.

– Чем мы с вами сегодня занимались?

– По каким картинам составляли рассказ?

Воспитатель в конце занятия подводит итог. Выслушивает мнение детей, что особенно получилось, чей рассказ оказался наиболее полным развернутым и грамотно построенным.

Молодцы ребята, вы сегодня замечательно потрудились, хорошо отвечали на вопросы. Работали дружно!

Организация: МКДОУ «Сказка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Кодинск

Ц

Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Интегрируемые образовательные области : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

    расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на стройке»;

    совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными);

    совершенствования навыка слогового анализа слов;

    совершенствование синтаксической стороны речи.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, связную речь;

    закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

    развивать речевой слух, фонематическое восприятие;

    развивать координации речи с движением. Общую и мелкую моторики.

Воспитательные:

    закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность;

    формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

    совершенствовать навыки работы в паре.

Виды детской деятельности: игровая, речевая,

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Форма проведения НОД : подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, логические рассуждения, практическая деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, ситуации занимательности и новизны, поощрение.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Предварительная работа : Беседа о профессиях на стройке, рассматривание картинок связанных со строительными профессиями. Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», Г. Люшнин «Строители», И. Соколов-Митков «Заячьи слёзы», С. Михалков «Три поросёнка», игра–драматизация по сказке. Организация сюжетно-ролевой игры «Строим дом». Дидактические игры: «Кому что?», «Угадай по описанию».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Многофукциональное игровое пособие «Волшебные круги», мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, магнитофон.

Раздаточный: Многофукциональное игровое пособие «Новоселье», фото детей группы размер 4х4, кирпичики.

Раздаточный:

Группа: старшая.

Количество участников: 8

Время реализации: 25 минут.

ХОД

I .Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона занятия.)

Звучит песенка из м/ф «Три поросёнка».

Педагог. Ребята, вы узнали из какой сказки эта песенка и кто её поёт?

Дети. «Три поросёнка».

Педагог. Как их зовут?

Дети. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Педагог. Что делали поросята в этой сказке?

Дети. Строили домики, чтобы спрятаться от волка.

Педагог. Сегодня мы тоже будем говорить о профессиях людей, работающих на стройке. А для начала давайте поиграем с поросятами и домиками.

II . Основная часть

1. Упражнение «Кто, где находится?» Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).

Слайд 1 Домики поросят.

Педагог. Давайте вспомним, из какого материала поросята строили домики.

Дети. В этой сказке поросята построили три домика. Ниф-Ниф построил домик из соломы, Наф-Наф - из веток, а Нуф-Нуф - из камней.

Слайд 2. Домики поросят и поросята.

Педагог . Расскажите, что делают поросята.

    1. й р е б е н о к. Ниф-Ниф стоит перед домиком.

      й ребенок. Наф-Наф прячется за домиком.

      й ребенок. Нуф-Нуф прячется в домике.

      й ребенок. Теперь Нуф-Нуф выглядывает из домика.

2. Игра «Волшебные круги» (совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных)

Дети стоят вокруг стола, перед ними на столе многофункциональное пособие «Волшебные круги». На одном круге изображены дома, на другом материалы из которых построены дома.

Педагог. Давайте ещё раз скажем, какие домики были у поросят. Помогут нам вот такие волшебные круги. Каждый из вас будет крутить круги по очереди и говорить, из чего сделан домик.

Педагог . Домик из соломы - какой?

1-й р е б е н о к. Соломенный.

Педагог. .Домик из дерева - какой?

    й ребенок. Деревянный.

Педагог . Домик из камня - какой?

    й ребенок. Каменный.

Педагог . Домик из глины - какой?

4 -й р е б е н о к. Глиняный.

Педагог . Крыша из железа - какая?

5-й ребенок. Железная.

Педагог . Домик из кирпича - какая?

6-й ребенок. Кирпичный.

3. Упражнение «Построй башню» (расширение глагольного словаря по теме «Профессии на стройке»).

Педагог достает контейнер с кирпичиками

Педагог . Поросята строили домики, а вы построите башню из кирпичиков. Тот, кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?», построит самую высокую башню. За каждое слово вы будете получать по кирпичику и строить свою башню. Вспоминайте, как поросята строили дома, подбирайте подходящие слова.

Дети подбирают слова (строить, плести, копать, складывать, крыть, красить, прибивать, штукатурить, стеклить, проводить, белить, утеплять, замазывать и т. п.), получают кирпичики, строят из них башни, определяют победителя.

4. Физкультурная пауза упражнение «Маляры» из музыкальной игровой зарядки автор Ю. Кудинов. Педагог приглашает детей выйти на ковёр.

5. Игра «Громко хлопай» (Развитие фонематического восприятия.)

Педагог просит детей остаться на ковре.

Педагог . Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Даня долго строит дом

Добрым делом занят он.

Дети. Д.

Педагог . Верно. Звук Д. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук Д.

Д,м,к,ж,д,р, з, д.

До, Та, Му, Да, Ко, Ду.

Дуб, зубы, тапки, Дрова, вата, кости, Добрый, светлый, Долгий.

6. Игра «Новоселье», «Определи количество слогов» (Развивать навыки слогового анализа слова).

Педагог просит детей сесть за столы, на который лежат аппликации домов пятиэтажных с пятью подъездами . На тарелочках фотографии детей своей группы размером как окно дома. Задание выполняют парами, один дом на двоих детей.

Педагог. Сейчас давайте поиграем. У вас на столах новые уже готовые к заселению дома. У нас новоселье, вам нужно расселить своих друзей. У кого имя состоит из одного слога поселить на первый этаж, из двух слогов на второй этаж, из трёх слогов на третий этаж.

Педагог. Молодцы, вы отлично справились с заданием и расселили своих друзей в новом доме.

7. Игра «Крути волчок, и назови кто лишний» (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что, развитие мышления)

Педагог просит детей подойти к столу с волчком и картинками, на которых изображены профессии людей.

Педагог . Предлагаю поиграть в игру «Крути волчок и назови кто лишний». По очереди будем крутить волчок, когда он остановится, нужно взять картинку, на которую показала стрелка, на ней изображены люди разных профессий, назвать какая профессия лишняя и почему.

Врач, воспитатель, каменщик, логопед.

Дети: Каменщик лишний, потому что он работает на стройке. А врач, воспитатель, логопед работают в детском саду.

Маляр, продавец, штукатур, архитектор.

Дети: Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур, архитектор работают на стройке.

Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник

Дети: Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. А крановщик, экскаваторщик, плотник работают на стройке.

Летчик, капитан, плотник, таксист.

Дети: Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан, таксист работают на транспорте.

Педагог : Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

III . Подведение итогов:

Ребята давайте вспомним, чем мы с вами занимались? Какие строительные профессии вы знаете? (ответы детей).

Молодцы, вы очень старались и у вас всё получилось.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

Цель:
Познакомить детей с понятиями «дружба», «друг»; воспитывать чувство взаимовыручки.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- развивать посредством игровой деятельности коммуникативные навыки;
- закреплять умение выполнять задания в команде;
- учить сохранять дружеские взаимоотношения в коллективе;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- развивать ритмичность речи, интонационную выразительность;
- воспитывать правильный умеренный темп речи;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывать культуру общения с собеседником;
- развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
- разучивание стихотворений о дружбе;
- чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»;
- разыгрывание ролей по сказкам М. Пляцковского;
- чтение художественной литературы;
- игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связности речи, для формирования произносительной стороны речи и развития фонематических функций;
- настольно-печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото», «Звуковые домик»;
- разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- рассматривание иллюстраций теме.
Материалы: игрушка сердце; карта для путешествия по острову; коврик; буквы; три конверта; шапочки; колокольчики; волшебная палочка; картонный круг, разрезанный на 3 части; поднос; разрезные картинки с фруктами, ягодами, овощами; цветы для сюрпризного момента; фартук; колпак; клей -карандаш; три обруча; иллюстрации к рассказу.Дети в группу, встают полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день.
Нам здороваться не лень.
Здравствуйте!
- Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей )
- Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты ).

Игра «Комплименты»

Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты.
- Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

Давайте сядем на коврик. А как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать? (ответы детей)
- Я хочу предложить вам послушать песню, чтобы вы быстрее догадались.
Звучит песня о дружбе.
Дети говорят, что эта песня о дружбе.
- Кто знает, что означают слова: дружба, друг, дружить …? (ответы детей.)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» )
- Ребята, а вы умеете дружить? А давайте проверим?
- Я предлагаю вам отправится в необычное путешествие на сказочный остров «Дружба». Хотите?
- Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д. ). Но остров у нас сказочный, то и транспорт должен быть сказочный? Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов ). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. А что это такое? (ответы детей ). Это карта, которая поможет нам путешествовать по острову. Занимайте свои места.(дети встают на свои места).
Звучит музыка

- Закройте глаза.

Звукоподражание:

Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
- Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
- Лопнули шины: с-с-с.
- Пролетаем над лесом. Деревья шумят: у-у-у
- Жуки жужжат: ж-ж-ж.
- Комары летят: з-з-з.
- Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. - Ковер-самолет опускается. Мы на острове.
- Здесь нас ждут испытания, которые научат нас дружить.
- Ребята, смотрим на карту. Что ждет нас впереди? (варианты ответы детей) .

Игра «Пройди по кочкам»

Это первое испытание. Вам нужно пройти через болото по кочкам. Но чтобы переправится с кочки на кочку, нужно выполнить задание. Если кто-то не справится, то нужно попросить помощи у друзей.
Воспитатель берт конверт, говорит первое задание.
- Я начну, а вы продолжите. Дружба начинается...(с улыбки, со знакомства, с доверия, с доброго слова, с веселья, с общих интересов)
Дети по очереди говорят продолжение фразы.
Дети переступают первую кочку.
- Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю, пусть приносит вам радость, примите мою благодарность, вы так добры, вы так любезны, на здоровье, вам признателен)
Дети переступают вторую кочку.

- Назовите слова извинения.(извините, простите, мне жаль, я хотел как лучше, не хотел обидеть, виноват, прошу прощения, не сердись на меня)
Дети переступают третью кочку.
- Молодцы! Справились с этим заданием. Идем дальше. Смотрим на карту.

Игра «Волшебный колокольчик»

Ребята, смотрите шапочки и колокольчики. Как вы думаете, для чего это? ( ответы детей)
- Ребята, это волшебные шапочки и колокольчики. Если надеть шапочку и позвонить в колокольчик, то сбудется самое заветное желание. У вас у всех есть желание? Давайте наденем шапочки, позвоним в колокольчик и загадаем желание. (дети по очереди звенят колокольчиками, но один колокольчик оказывается беззвучным).
- Что же делать, какая неприятность, как помочь другу загадать желание? (дети предлагают варианты решения проблемы, дают другу свой колокольчик).
- Правильно, ребята, настоящие друзья всегда помогают друг другу.
- Можем отправляться дальше.

Обсуждение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»

На магнитной доске иллюстрации к сказке.
"Урок дружбы"
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це¬лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска¬зал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрныш¬ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёр-нышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик ак¬куратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрны¬шек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться кры¬лышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це¬лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
- Ребята, вам знакомы эти приятели -воробьи? (Это Чирик и Чик )
-Ребята, что это? (волшебная палочка ). Где ее можно встретить? ( в сказке)
-Я вам буду задавать вопросы, а волшебная палочка будет указывать на того, кто будет отвечать. Обсуждение сказки
- Кто написал сказку про двух воробьев? ( М. Пляцковский)
- Как называется эта сказка? (« Урок дружбы» )
- Ребята, а кто из двух друзей воробьев жадный, а кто щедрый? (Чирик-щедрый, Чик- жадный )
- А почему вы так думаете? (Чик съел целый ящик пшена и не поделился с другом, а Чирик поделился десятью зернышками. Щедрый тот, кто может отдать последнее .)
-Кого можно считать настоящим другом и почему?(Чирика, потому что он поделился с другом.)
- Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)
- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)
- Как бы поступили бы вы в этой ситуации?

Молодцы, справились и с этим заданием. Получили хороший урок дружбы. Теперь мы знаем, что жадничать с друзьями нельзя.
Физкультминутка.
- А теперь отдохнем.

Физкультминутка

Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди

Игра «Дружба»

Смотрим на карту. Куда идти дальше? Впереди нас ждет поляна?
Дети садятся на мягкие модули по кругу.
- Ребята, а из-за чего могут поссориться друзья? А вы часто ссоритесь? Словом можно обидеть, оскорбить человека. Должны думать то, что вы говорите. А какие слова могут вас обидеть? А какие утешить? Иногда бывает, один человек может обидеть другого человека, выкрикнув ответ первым, опередить своего товарища. Из-за этого тоже происходят ссоры. Мы поиграем в игру, которая научит умению контролировать себя.
Я задаю вопрос, тот кто знает ответ, поднимет большой палец вверх. Отвечать можно после моих слов: « Раз, два, три говори!» , но шепотом.
- Если сегодня среда, то какой день был вчера?
-Между осенью и весной какое время года?
-Как называется замершая вода?
- Второй зимний месяц?
- Какой месяц в году последний?
- Молодцы! Но нас ждет последнее испытание. Продолжаем свой путь. Смотрим на карту.

Игра «Волшебная пиццерия»

Закройте глаза.
Звучит музыка.
- Попробуйте представить, что это за место. Ощутите запах свежего только что испеченного пирога, запах запеченных фруктов, овощей. Как вы думаете, что это за место? Кто что представлял? (ответы детей)
Воспитатель надевает фартук и колпак.
- Откройте глаза. Вы находитесь в волшебной пиццерии. В моей пиццерии всегда много посетителей. Секрет ее популярности заключается в том, что каждый может приготовить кусочек волшебной пиццы своими руками. Ваша задача украсить свой кусочек. Чем можно ее украсить? (ответы детей)
Воспитатель раздает части разрезанного картонного круга, которые имитируют части пиццы.
- Перед вами пласт теста.
- Разделитесь на пары, возьмите друг друга за руки или обнимитесь. Можете украшать свои кусочки. (Дети, взявшись за руки, свободными руками приклеивают овощи, фрукты, ягоды к картонному пирогу)
- Главное умение договариваться между собой и не помогать руками, которыми вы держитесь.
Воспитатель выкладывает готовые части на поднос.
- Посмотрите, какая красивая пицца получилась.
Воспитатель спрашивает, кто из чего делал пиццу.
- Вы делали из фруктов? Какая пицца получалась? ( фруктовая)
- Вы – из овощей? (овощная)
- Вы- из ягод?(ягодная)
- Из скольких частей состоит пицца? А сколько частей пиццы фруктовой (овощной, ягодной) получилось?
- Ребята, в нашей пицце не хватает приправы. Давайте сдобрим нашу пиццу самыми лучшими душевными качествами.
Дети говорят, какие чувства добавят в свою пиццу (доброту, любовь, нежность, ласку, веселье, радость и т.д.)
- Наша пицца получилась очень хорошей. Тесто было одинаковым, но каждый добавил свое. Я предлагаю подарить ее нашим гостям на память о нашей встрече.
- А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в д/с. Встанем на ковер -самолет. Закроем глаза. Представим, как мы летим высоко, высоко над лесами, над полями, над морями. Поддерживайте друг друга, чтобы не упасть. Вот мы и в д/с.
- Понравилось вам наше путешествие? Что нового узнали?
- Хочу поблагодарить вас. Вы были молодцы. Показали, как вы умеете дружить.
Воспитатель достает музыкальную шкатулку.
- А здесь подарок на память о нашем путешествии- волшебные цветы дружбы.

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе

Тема: «Бытовые приборы»

Программные задачи: коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей о бытовой технике и её назначении; о цвете, размере, форме и пользе отдельных приборов современной бытовой техники;

Активизировать словарь детей по теме «Бытовые приборы», совершенствовать грамматический строй (практическое употребление предлогов, словообразование), учить детей составлять рассказ по схеме, развивать связную речь детей;

коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мышление, координацию речи с движением;

коррекционно-воспитательные : воспитывать умение аккуратно обращаться с бытовыми приборами.

Оборудование: предметные картинки с изображением бытовых приборов, панно «Квартира», кукла, символы предлогов, сюжетные картинки, схемы для составления предложений.

1.Организационный момент.

Итак, ребята, начнем с занятия с добрых слов . Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

2.Введение в тему .

В: Ребята, вы помните сказку «Золушка»? /Выставляет изображение Золушки на мольберт. /Бедная девочка очень уставала, потому что, сама выполняла всю домашнюю работу.

Д: Она мыла посуду, топила дровами печь, подметала пол, стирала белье.

В: Давайте вспомним, какие предметы-помощники помогали ей в работе? (Чугунный утюг, веник, тряпка, ведро, + другие не по теме предметы.) Воспитатель выставляет нужные картинки на мольберт, называют предметы, какую работу они выполняют.

В: Как вы думаете, что могло бы облегчить труд Золушки?

Дети: Золушке могла бы помочь бытовая техника.

В: Что такое бытовая техника?

Д: Бытовая техника-это приборы, устройства, которые помогают человеку в жизни, в быту. Она создана для того, чтобы облегчить нашу жизнь.

3.Упражнение «Для чего нужны бытовые приборы?»

Для чего нужен утюг? (чайник, холодильник, телевизор, пылесос и т.д.)

4.Игра «Волшебник» (составление коротких описательных рассказов).

В: Большую помощь оказывают людям бытовые приборы, а вот у Золушки нет бытовой техники. Давайте поможем Золушке как можно больше узнать о бытовых приборах?

Логопед: Золушка, мы решили тебе помочь, чтобы облегчить твой труд. А, что это? И как ею пользоваться, вы тебя научим. Ребята «превратятся» в бытовые приборы и расскажут о них, а поможет им в этом такая схема – опора.

5. Рассматривание схемы описания приборов: например, я стиральная машина – я большая, электрическая, нужна людям для того, чтобы стирать белье. и т.д.).

6.Физминутка.

Нет, не надо горбить спины

Над корытом день за днем -
Ведь стиральная машина
Вмиг управится с бельем.

Задачи:

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в речь антонимы.

Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал: предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Ход занятия.

Воспитатель:

Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это

предметы. Как мы отличаем один предмет от другого?

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные

признаки и обобщает их наблюдения (буфет и шкаф отличаются по величине:

один высокий, другой ниже, один широкий, другой более узкий и т.п.).

Воспитатель:

Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны эти предметы (из дерева). Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (деревянные). Назовите, какие предметы делают из дерева?

– А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них одинаковый. Как мы сможем различить их? (по именам)

Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, а точнее – по названиям. Вот этот предмет как называется? (мяч). Что означает это слово мяч? (Это игрушка; она круглая, ...).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка – это ложка, Тряпка – это тряпка,

Ложкой суп едят. Тряпкой вытру стол.

Кошка – это кошка, Шапка – это шапка,

У кошки семь котят. Оделся и пошел.

А я придумал слово, Вот прыгает и скачет

Смешное слово – плим. Плим, плим, плим,

Я повторяю снова – И ничего не значит

Плим, плим, плим... Плим, плим, плим.

Воспитатель:

Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим».

ИГРА – ФИЗМИНУТКА

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

На прошлом занятии вы слушали сказку «Как комар- комарович спас всех комаров». Вспомните, какой был комар комарович (смелый). Да, смелый. А теперь подбелите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный).

А какой был медведь? (трусливый). Подберите к слову трусливый слова, близкие по значению (боязливый, пугливый). Да, правильно, слова боязливый и трусливый близкие по смыслу.

А теперь придумайте рассказ, в котором будут слова противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой...

Дети составляют рассказ, придумывают ему название, дают оценку.

Воспитатель:

К нам в гости Маша, она что то хочет нам сказать, давайте ее послушаем внимательно и поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко–громко люблю»; «Папа, иди шепотом».

После каждого предложения воспитатель задает вопросы: «Можно ли так сказать?», «Как сказать правильно?». Если кто–то отвечает неправильно, он обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?».

Воспитатель: