Развитие связной речи открытое занятие. Конспект открытого интегрированного занятия по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе (ОНР) "В поисках сокровищ"

Конспект занятия по развитию речи связной речи

Тема: Пересказ сказки «Лиса и журавль».

Цель: Обучение пересказу сказки близко к тексту по ролям.

Образовательные задачи.

- Обучать построению полных распространенных предложений.

Обучать пересказу близко к тексту.

Обучать образованию относительных прилагательных.

Развивающие задачи.

Развивать диалогическую речь.

Развивать творческие способности.

Активизировать и обогащать словарь.

Развивать память.

Воспитательные задачи.

Воспитывать гостеприимство, дружелюбие.

Оборудование.

Маски Лисы и Журавля, глиняная и деревянная посуда, магнитофон, русские народные мелодии.

Ход занятия

    Организационный момент.

(играет русская народная музыка, дети подходят к столу, на котором стоит глиняная и деревянная посуда: кувшин, тарелка (мелкая), ложки, кружки.

Л.: Дети, что стоит на этом столе?

Д.: Это посуда.

Л.: А какая здесь посуда? Назовите ее и скажите, из каких материалов она сделана?

Д.: На столе стоит глиняный кувшин (глиняный горшок, деревянная тарелка, деревянные ложки).

Л.: А когда была такая посуда?

Д.: В далекие времена, в деревенских домах. Сейчас такой посуды мало.

Л.: А какую посуду сейчас используют?

Д.: Стеклянную, фарфоровую, железную, чугунную, хрустальную.

Основная часть.

    Игра «Чего не стало?»

Л.: Сейчас я буду убирать какой – либо предмет, а вам надо будет сказать, чего не стало.

Д.: Не стало глиняного кувшина (деревянных ложек, деревянных кружек).

Л.: Что же осталось?

Д.: Остались глиняный кувшин и деревянная тарелка.

Л.: Сейчас я вам прочитаю сказку, в которой главные герои тоже хорошо знают эту посуду.

    Первичное прочтение сказки, беседа о прочитанном.

Л.: К кому в гости приходил журавль?

Д.: Журавль ходил в гости к лисе.

Л.: Чем угощала Лиса Журавля?

Д.: Лиса угощала Журавля манной кашей.

Л.: Во что она налила кашу?

Д.: Лиса размазала кашу по тарелке.

Л.: Смог ли Журавль съесть кашу?

Д.: Нет, он стучал, стучал по тарелке клювом, но так ничего и не съел.

Л.: Что же Лиса?

Д.: А Лиса слизала всю кашу.

Д.: Лисица пошла в гости к Журавлю. Он приготовил окрошку и налил ее в кувшин с узким горлышком.

Л.: Смогла ли Лиса поесть окрошки?

Д.: Нет, она вертелась вокруг кувшина, лизала ее, а поесть не смогла.

Л.: Чем закончилась сказка?

Д.: Лиса и Журавль не дружили больше.

Л.: Чему учит сказка?

Д.: Люди будут относится к тебе так, как ты сам к ним будешь относится.

    Физминутка.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

(Ходьба с высоким подниманием коленей).

    Повторное чтение сказки, драматизация.

    Повторное чтение с установкой на запоминание.

    Драматизация сказки (детям по очереди раздаются маски Лисы и Журавля). Сказка разыгрывается по ролям 2 – 3 раза.

Итог занятия.

Какую сказку мы прочитали?

Почему не получилось дружбы между Лисой и Журавлем?

Чему учит сказка?

Мы с вами сделаем из бумаги Лису и Журавля, раскрасим их так, какими они вам запомнились.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Представленные материалы будут интересны воспитателям подготовительных групп.

Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Коррекционо-образовательные задачи:

  • Закреплять словарьдетей по теме «Дом и его части»;
  • Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;
  • Учить связно , последовательно излагать ход рассказа, используя наглядную схему-образец;
  • Развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание;
  • Закреплять знания о геометрических фигурах и цвете;
  • Закреплять навыки порядкового счета;

Коррекционо-развивающие задачи:

  • Развиватьсвязную речь, внимание, память, творческое воображение;
  • Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве;
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику рук;
  • Развивать логическое мышление;

Коррекционо-воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества;
  • учить выслушивать высказывания товарищей;
  • формировать умение работать в команде.

Оборудование: ПК, проектор, экран, конверты с пазлами, конверты с набором геометрических фигур, сундук с заданиями, мяч, магнитная доска.

Ход занятия

Эмоциональный настрой

Воспитатель. Дети, сегодня занятие не обычное, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. Поздоровались – больше внимания на гостей не обращаем.

I. Организационный момент

Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!

Воспитатель Дети, где мы очутились? Мы с вами очутились в гостях, а у кого сейчас узнаем. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.

Посмотрите, вот что сегодня я нашла на пороге этого дома. Это шкатулка. Посмотрим, что в ней лежит? Записка. Давайте ее прочитаем.

Воспитатель читает записку:

«Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Если вы читаете это письмо, то попали по адресу. Добро пожаловать в мой дом. Разложите вложенные карточки и составите из них слово и тогда вы узнаете кто Я».

Воспитатель развешивает карточки на магнитной доске.

Воспитатель. Артем, подойди к доске и составь слово. Прочитай, что у тебя получилось.

Ребенок по карточкам составляют слово «Кузя»

Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя? Где он живет?

Дети. От Кузи. Это домовенок Кузя. В домах.

Воспитатель. Здесь еще что-то написано:

«Я оставил вам видеосообщение. Воспользуйтесь моим ноутбуком для просмотра».

«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его в этой комнате. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, то найдете сокровище. Желаю удачи».

Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать сокровище?

Дети. Да!

II. Основная часть

Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание.

Айгуль, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 1.

Воспитатель. Слушайте первое задание домового:«Ребята, дома бывают разные и высокие, и низкие, и строят их из разных материалов. Ваше задание правильно назвать, из каких строительных материалов построены дома, где я успел погостить»

Игра «Назови, какой дом»

Воспитатель: Дети, из чего можно построить дом?

Дети: Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла.

На экране выставляются картинки с изображением домов из разных строительных материалов.

Воспитатель: Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.

Из соломы? Соломенный.

Из дерева? Деревянный.

Из камня? Каменный.

Из бетона? Бетонный.

Из глины? Глиняный.

Изо льда? Ледяной.

Из бумаги? Бумажный.

А какой дом будет прочным? Ответы детей.

Если дом из одного этажа, то он какой? Одноэтажный.

Если дом из трех этажей, то он какой? Трехэтажный.

Если дом из девяти этажей, то он какой? Девятиэтажный.

Если у дома много этажей, то он какой? Многоэтажный.

Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Смотрим на карту. Второе задание, где у нас находится? Вот, нашли. Айлита, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 2.

Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.

Воспитатель. Слушайте задание домовенка:

«Ребята, я знаю, что у всех есть свой дом и у животных тоже. Я предлагаю вам сыграть в игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.

У медведя дом медвежий.

  • У лисы чей дом? – Лисий.
  • У зайца чей дом? – Заячий.
  • У волка чей дом? – Волчий.
  • У белки чей дом? – Беличий.
  • У барсука чей дом? – Барсучий.
  • У собаки чей дом? – Собачий.
  • У кошки чей дом? – Кошачий.
  • У мыши чей дом? – Мышиный.

Воспитатель. Справились мы с этой задачей. Предлагаю сесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.Можно искать дальше, но и здесь есть буква – это «Н», с № 2. Смотрим на карту, ищем третье задание.­Арина, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 3.

Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.

Слушайте внимательно задание:

«Вы очень находчивые ребята! Разложите пазлы из желтых конвертов в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится целая картина».

Прежде чем выполнять задание я предлагаю вам превратиться в строителей и построить свой дом:

Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы , изображая крышу дома.)

Воспитатель: Дети, молодцы! Открываем желтые конверты и приступаем к заданию. Что у вас получилось?

Дети: У нас получился дом.

Воспитатель: Убираем пазлы в конверт. Сейчас на экране будут появляться детали дома, а вам нужно будет рассказать, для чего они нужны.

Игра «Для того, чтобы»

Крыша дому нужна для того, чтобы была защита от осадков.

Двери дому нужны для того, чтобы…

Окна дому нужны для того, чтобы…

Стены дому нужны для того, чтобы…

Труба дому нужна для того, чтобы…

Балкон дому нужен для того, чтобы…

Крыльцо дому нужно для того, чтобы…

Лифт дому нужен, для того чтобы …

Мебель дому нужна для того, чтобы …

Воспитатель. Молодцы! И с этим заданием справились! Нашли букву «И» под № 3. Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Для этого встанем в красивый круг в центре зала.

Физкультминутка: «Игрушечная стройка»

Получили мы подарки: (Дети изображают, как выкладывают)
Кирпичи, бруски и арки. (предметы из коробки.)
Из коробки мы берем, (Кулачок ставят на кулачок.)
Строим мы красивый дом. (Стучим кулачками.)
Строим быстро, строим скоро, (Дети садятся на корточки)
Без цемента из раствора. (постепенно выпрямляясь)
Дом растет все выше, выше, (а потом встают на носки.)
Есть карниз, труба и крыша. (Сомкнуть руки над головой.)

Воспитатель. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.

Ищем следующее задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. Илья, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 4.

Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.

Вот, записка:

«Ребята, я знаю, что вы очень творческие и любите фантазировать, поэтому приготовил для вас именно это задание – головоломку. Предлагаю вам построить каждому свой дом».

Воспитатель. Возьмите и откройте белые конверты. Аккуратно выложите содержимое на стол. Составьте из них силуэт дома. (Дети выполняют. )

Вопросы детям во время работы: сосчитай, сколько геометрических фигур? Одного ли они цвета? (11 геом. фигур одного цвета)

Какие геометрические фигуры есть в наборе? (2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников – 1 большой и 4 маленьких. )

Какая геометрическая фигура находится выше/ниже/слева/справа от геометрической фигуры?

Воспитатель. Мне очень понравились ваши дома. Уберем геометрические фигуры в конверт. Получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Маша, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 5.

Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.

«Ребята, вы все живете в разных домах: высоких и низких, кирпичных и деревянных. Я высылаю таблицу, по которой предлагаю рассказать про свой дом. Задание не простое,но я уверен, что вы справитесь».

Игра «Расскажи про свой дом»

Составление рассказа по мнемотаблице.

Воспитатель. Илья, расскажи про свой дом. Айгуль, расскажи про свой дом. Артем, расскажи про свой дом. Маша, расскажи про свой дом.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с №5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Выходит домовенок Кузя.

Кузя. «Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот…

Воспитатель. Айлита, подойди к доске и составь слово по цифрам. Прочитай что у тебя получилось. (книга)

Кузя . В ней можно найти ответы на многие вопросы. Вот вам карта с координатами сокровища. (Дети находят сокровища). Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания».

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Дети, о чем мы сегодня говорили?

Кузя . Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Какие задания были для вас сложными?

Воспитатель. Дети, вам понравилось в гостях у Кузи? На этом наше путешествие окончено. Попрощаемся с Кузей.

Неганова Светлана Фаритовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: р.п. Приютово Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Структура занятия по развитию связной речи"
Дата публикации: 22.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 "Алёнушка" р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СООБЩЕНИЕ

на тему:

Структура занятия по развитию связной речи.

Выполнила:

учитель - логопед

Неганова С.Ф.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.

"Развитие

связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л.С.

Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)

Овладение связной устной речью –

важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Основной формой логопедических занятий по развитию связной речи являются

фронтальные, которые проводятся один раз в неделю. Фронтальное занятие по

развитию связной речи является своеобразным итогом проведенной совместно с

воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме.

Логопед проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность

детей, проверяет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и

трудности. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный

материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки,

опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Виды занятий по развитию речи

1 – составление пересказа текста

2 – составление рассказа по сюжетной картине или картине известного

художника

составление рассказа по серии сюжетных картин

4 - составление описательного рассказа

5 – составление пересказа с элементами драматизации

6 – составление творческого рассказа

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному

высказыванию.

Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных

или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах

деятельности.

Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые

должны быть четко сформулированы.

Так же следует:

отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели

занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к

речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается

ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и

взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного

закрепления нового материала;

Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические

упражнения;

Предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном

подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную

деятельность;

Включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием

речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой

Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В.

Структура фронтальных занятий включает три базовые части.

I. Оргмомент

Эта часть фронтального занятия помогает логопеду настроить детей на работу,

активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно

предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях

речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных

упражнений, методы и приемы, мобилизующие познавательный потенциал:

Ритуальные приветствия.

Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение

коллектива.

Эмоциональный настрой.

Речевые игры с мячом.

Психогимнастика.

II. Основная часть занятия

Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно

выделить следующие:

Введение в тему.

Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность

при помощи проблемной или игровой ситуации. Учитель-логопед подводит детей к

цели занятия: Например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе

в гости. В этой части целесообразно использовать отгадывание и загадывание загадок

о персонажах. А также включить упражнения Например: При пересказа детьми

рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост?, чья голова?".

Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Что же

Знакомство с текстом рассказа или содержанием сюжетных картин.

Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию

текста . Моделирование связного рассказа.

Эта подчасть является самой информативной. Логопед знакомит детей с

небольшими текстами литературных произведений (различных русских

народных сказок или сказок и рассказов детских писателей), предлагает детям

рассмотреть сюжетные картины или серию сюжетных картин. А затем -

просит детей ответить на ряд вопросов по содержанию прочитанного текста

или картины. Логопед должен постепенно приучать детей давать полные

ответы на вопросы, используя прием повторения в начале ответа части вопроса.

На данном этапе можно применять методику моделирования сюжета с

помощью условно-наглядной схемы.

Глухов В.П. для ее составления использует размещенные на штативе блоки-

квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа.

Ткаченко Т.А. в своей методике использует опорные сигналы, это

схематические картинки.

Т. В. Большева предлагает в качестве наглядности использовать

мнемотаблицы и мнемодорожки.

Словарная работа.

Учитель-логопед обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте,

объясняет их значение. Здесь можно использовать прием исследования

слова. (как добыть информацию: подумать самому, спросить у взрослого,

Физкультурная минутка.

Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под

влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных

психических процессов - памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с

удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в

соответствии с текстом, который зачитывает педагог.

Актуализация знаний

Логопед читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное

составление наглядной схемы; Обращает внимание детей на последовательность

рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных

рассказов.

Составление устного связного монологического высказывания детьми.

Логопед предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии

картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой.

Также есть серия фронтальных занятий, на которых дети составляют пересказ

по следам прочитанной сказки, с элементами драматизации и использованием

различных предметов. Эти занятия очень нравятся детям. Они помогают каждому

ребенку по желанию принять участие в знакомой сказке и сыграть по-своему

выбранную роль сказочного персонажа. Очень важно, с каким настроением логопед

слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и

отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему

воспитаннику. И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагога

могут парализовать выступление самого способного ребенка.

III. Подведение итогов занятия

После выполнения всех заданий и упражнений основной части педагог вместе

с детьми анализирует рассказы детей, отмечает такие качества как полнота,

последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту,

картине и серии картин. Особенно обращает внимание детей на удачное

использование средств образной выразительности, проявление элементов

творчества.

В заключении дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности,

которые возникли при выполнении заданий. Логопед может задавать вопросы:

интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?» Также

необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.

Описание материала . Предлагаю конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем) «Волшебная корзинка осени». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы массового и коррекционного детского сада.

Конспект занятия по развитию связной речи

Старшая возрастная группа

Тема : Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем)

«Волшебная корзинка осени»

Программное содержание:

Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах. Расширять конкретные знания об их свойствах, вкусовых ощущениях, визуальных характеристиках.

Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал к занятию:

Разрезные картинки с осенней тематикой, опорные картинки-схемы, музыкальная запись «Осенний вальс», корзинка с настоящими овощами и фруктами, опорные схемы.

Ход занятия:

Вводная часть.

Приветствие педагога.

Ребята, составьте картинки из частей, которые лежат у вас на столах.

Какое время года вы видите на картинках?

Дети отвечают:

1 часть

Звучит музыка «Осенний вальс». Заходит Осень с корзинкой овощей и фруктов.

Здравствуйте, дети, вот и пришёл мой черёд вступить в свои права. Вы рады встрече со мной?

Какие месяцы осени вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц следующий?

А вы знаете, что осень - самое богатое время года? Посмотрите, все деревья «в золоте».

А какой богатый урожай овощей и фруктов!?

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете доставать из моей корзинки.

Загадки:

1) Этот овощ быстро очень

Разгадаем, между прочим.

Он щекастый, красный, гладкий,

Он растет у всех на грядке.

Положи его на солнце.

Он дозреет у оконца,

Этот толстенький сеньор

Всем известный.....

(Помидор)

2) Без окон, без дверей

Полна горница людей.

3) Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Ответ: Яблоко)

4) Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

(Ответ: Банан)

5) Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

6) Зреет он на огороде,

Слывёт ягодой в народе.

Гладкий, синенький пан -

С тонкой шкурой …

(Баклажан)

Предлагаю Вам поиграть в игру «Повара»

Игра «Повара»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными.

Что можно приготовить из помидора?

Ответы детей:

Томатный сок, помидорный салат. А ещё его можно добавлять в супы.

Какие вкусные блюда и напитки из яблока вы знаете?

Ответы детей:

Яблочный пирог, фруктовый салат, яблочный сок,...

Осень и дети вспоминают и называют блюда из различных овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребятки, а сейчас давайте вместе будем ласково называть наши любимые овощи и фрукты.

Банан - бананчик

Огурец - огурчик

Помидор-помидорчик

Ананас - ананасик

Яблоко-яблочко

Апельсин - апельсинчик

Лук - лучок

Чеснок - чесночок

Физ.минутка «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

3 часть

Ребята, вы ответили на мои загадки. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали.

На фланелеграф помещает схему, по которой дети описывают фрукты и овощи, а Осень отгадывает.

1 ребёнок:

Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.

Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат.

Загадки загадывают несколько детей.

Релаксационная пауза.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Я превращаю вас в осенние листочки и мы под музыку закружимся по группе, а затем, когда музыка зазвучит тише, вы все приляжете на коврик.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образо­вательных учреждений. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недо­развитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:

· конспекты фронтальных занятий I, II, III перио­дов обучения;

· три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению гра­моте»;

· три тетради взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя;

· конспекты занятий по развитию связной речи и
демонстрационный материал к ним.

В данном пособии вниманию педагогов предлага­ется перспективный тематический план и 32 конспекта занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обу­чения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.

На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

Составление описательного рассказа с опорой на схему;

Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной карти­не с образцом-рассказом логопеда и без него;

Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с измене­нием главных действующих лиц и добавлением
последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

Составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевы­ми умениями и навыками для составления переска­зов и самостоятельных монологических высказыва­ний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

недели Темы № зан.
Сентябрь
1,2 Обследование речи детей
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания
Октябрь
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сиг­налов
Ноябрь
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помо­щью сюжетных картин
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Составление описательного рассказа с опо­рой на схему

Перспективный тематический план занятий II период обучения (декабрь, январь, февраль)

недели Темы № зан.
Декабрь
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ лого­педа)
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
Январь
1-2 Каникулы
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Февраль
Пересказ сказки «Две косы»
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыб­ка»
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Все хорошо, что хоро­шо кончается» по сюжетной картине с приду­мыванием предшествующих и последующих событий

III период обучения (март, апрель, май)

недели Темы № зан.
Март
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием пред­шествующих и последующих событий
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий
Апрель
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных дейс­твующих лиц и добавлением последующих событий
Составление рассказа «Кто кормит нас вкус­но и полезно» (из коллективного опыта)
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумывани­ем предшествующих событий
Май
Составление рассказа «Человек» по серии картин
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом)
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Занятие 1.

Рассказывание по теме «Осень»

Цели:

коррекиионно-образовательная:

Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
коррекиионно-развиваюшие:

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

Активизировать словарь по данной теме;
коррекиионно-воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к сезонным изме­нениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка уро­жая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), кор­зина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

О каком времени года говорилось в стихотво­рении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое листопад?

2. Объявление темы.

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3. Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) - желтеют, опа­дают и т.д.

Дождь осенью - моросит, идет и т.д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие?) - желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) - холодный, морося­щий.

Погода осенью (какая?) - пасмурная, дождли­вая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) - ранней - с разно­цветными листьями, поздней - голые.

5. Физкильтминитка.

6. Чтение письма.

Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет кор­зинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям при­дется самим догадаться, о чем там было написано. Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые логопед старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает... (из-за туч). Деревья надели... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик... (моросит) и заставля­ет прятаться... (по домам). Птицы собираются в стаи... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.

8. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Занятие 2.


Похожая информация.