Оздоровительно-закаливающие мероприятия. Закаливающие процедуры в детском саду

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из видов закаливания применяются в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий.

Закаливание - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на постепенное повышение сопротивляемости организма к тем или иным неблагоприятным факторам внешней среды: холода, жары, пониженного атмосферного давления, солнечной радиации. Механизм терморегуляции человека заключается в оперативном реагировании сосудов на угрозу охлаждения или перегрева организма путем их сужения/расширения, что приводит к ограничению, либо повышению теплоотдачи. Таким образом, при различных внешних температурах соблюдается баланс между теплоотдачей и теплопродукцией.

Для закаливания используют естественные факторы природы — воздух, воду, солнце. В результате систематического закаливания происходят приспособительные реакции, способствующие расширению диапазона переносимых колебаний внешней температуры. Закаленный человек не только хорошо переносит охлаждение, у него значительно повышается устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии), обладают хорошим здоровьем, аппетитом. Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы человека, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у человека отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов:

  1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

Например: постепенное облегчение одежды в весеннее время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т.д.

    Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Важно помнить о принципе постепенности. Невозможно купание в открытом водоеме, если предварительно не были проведены процедуры обтирания и обливания.

    Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты. Поэтому необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется.

    Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывании на свежем воздухе, соблюдение режима дня…

    Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущими занятиями. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели - укрепление здоровья воспитанников.

    Также важно отметить, что при проведении закаливающих процедур нужно учитывать климатические и погодные условия. Следует помнить, что неблагоприятные погодные условия не должны стать причиной отмены мероприятия закаливания, всегда можно подобрать наиболее подходящие для данного сезона, погоды.

    Существует много методик закаливания детского организма. В ДОУ закаливающие мероприятия проводятся согласно под наблюдением медицинского персонала, рекомендациям врача, применимых конкретно к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Но тем не менее воспитатель обязан знать, уметь, понимать необходимость проведения закаливающих мероприятий.

    Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной форме одежды в помещении и на открытом воздухе.

    Виды и системы закаливания в детском саду

    В отечественных детских образовательных учреждениях (в доу) самые популярные виды закаливания — это водные и воздушные процедуры. Остановимся на них подробнее.

    Процедуры воздушного закаливания в детском саду предполагают:

  • поддерживание постоянной температуры воздуха в помещении (игровая комната и спальня) в пределах 18-22°С;
  • относительную влажность воздуха 40-60%;
  • ежедневные прогулки при безветренной погоде до -5°С;
  • сквозное проветривание помещений группы в то время, когда дети находятся на прогулке;
  • физические упражнения при открытом окне (контрастное воздушное закаливание).

Водное закаливание — еще один эффективный метод. Он включает в себя следующее:

  • растирание влажным полотенцем;
  • полоскание горла прохладной водой;
  • ванночки для ног с постепенным снижением температуры воды и увеличением времени.

Из методов нетрадиционного закаливания в детском саду можно отметить солевое закаливание. Оно состоит в следующем. Ребенок в течение нескольких минут ходит по «дорожке здоровья» , накрытому смоченной 10%-ным солевым раствором салфеткой, потом столько же времени ходит по сухой поверхности, затем процедура повторяется. Такое чередование придаст необходимый контраст, а участие соли и массажных элементов способствует закаливанию кожи стоп и профилактике плоскостопия.

Следует отметить, что все описанные выше процедуры по закаливанию в детском саду следует начинать летом. Стартуют постепенно, медленно снижая температуру и увеличивая длительность каждой процедуры. Комплексы закаливания в детском саду всегда находятся под контролем медицинского работника. За три летних месяца детский организм привыкает к прохладе и контрасту, и к осени сопротивляемость детей вирусным инфекциям становится значительно выше.

Солнечные ванны. Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). Однако в городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный - поэтому для принятия солнечных ванн остается утреннее время. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима. Так как дети летом проводят основное время на улице, то перед педагогом стоит важная задача в организации деятельности детей (подбор разных игр, упражнений двигательной активности, трудовой деятельности, игры с песком, водой, наблюдений и т.д….) Специальные методы закаливания - полоскание полости рта водой комнатной температуры.

По этой причине закаливание целесообразно проводить не только в будние дни, но и дома в выходные. Для этого достаточно соблюдать как минимум соответствующий режим дня и температурный режим помещения, также желательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Кроме собственно закаливающих процедур, огромную роль в оздоровлении детей играет режим дня. Это приемы пищи, прогулки и сон ежедневно в одно и то же время и в одних и тех же условиях. В каждом детсаду существуют медицинские требования в отношении микроклимата в помещениях группы (они одинаковы для всех и обязательны к соблюдению). А поскольку закаливание — это целый комплекс мер, то в идеале оно должно носить индивидуальный характер, учитывая состояние здоровья каждого ребенка. Как вариант — это разделение детей на две группы (абсолютно здоровых и тех, кто недавно переболел или только начинает закаливаться).

Проведение оздоровительных мероприятий детей ДОУ невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах ДОУ оформлены стенды для родителей, регулярно проводятся консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы - снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.

1. Значение, цели и задачи закаливающих мероприятий в режиме дня в ДОП

Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой врачи считают закаливание детей в дошкольном отделении.

Основная цель, преследуемая работниками дошкольных отделений общеобразовательныхучреждений - это система проводимых мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма ребенка к перепадам суточных и сезонных температур, негативному воздействию атмосферного давления, изменению магнитных и электрических полей Земли и других разнообразных неблагоприятных процессов, которым подвергается ребенок за время своей жизни. Закаленный организм ребенка дошкольного возраста абсолютно не реагирует на подобные негативные атмосферные и температурные изменения. Однако, совершенно невозможно закалить ребенка один раз на всю жизнь.

Э.Я. Степаненкова отмечает, что в дошкольных учреждениях в целях закаливания детей исполь-зуются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обти-рание, обливание, душ, купание). Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям ок-ружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).

Закаливающие мероприятия наиболее эффективны, считает Э.Я. Степаненкова, в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содей-ствует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В про-цессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто.

Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ре-бенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоцио-нальный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.

Закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс тре-бует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет спо-собность приспособления к условиям окружающей среды, сопро-тивляемость различным неблагоприятным воздействиям.

Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он вклю-чает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой — определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение уста-новленной длительности прогулок и режима двигательной актив-ности детей, сон на веранде с открытыми окнами). Все это, считает А.В. Кенеман, обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем бла-гоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние психики), сте-реотипизирует условия и поведение ребенка в дошкольном отделении.

2. Структура, содержание и организация закаливающих мероприятий

Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, про-должительность; необходим индивидуальный подход в соответствии рекомендациями врача. К основным средствам закаливания, при-меняемые в дошкольных учреждениях, относятся:

1. Воздушные ванны - обеспечивают непосредственное воздей-ствие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двига-тельной деятельности детей. Наиболее целесообразным и есте-ственным видом такой воздушной ванны является утренняя гим-настика, проводимая на воздухе и в помещении при открытых окнах, фрамугах. Кроме того, воздушные ванны дети получают во время физкультурного занятия на воздухе и в помещении по назначению врача, преимущественно в старшей и подготовитель-ной к школе группах.

Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые вхо-дят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением одежды детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.

Однако, несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительно-го регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Недостаточная зрелость у детей терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду определяют необходимость дви-гательной активности детей во время купания. Простые веселые игры в воде, организуемые воспитателем с небольшими подгруппами (6—8 человек), вызывают у детей положительные эмоции, а мышечные движения усиливают теплообразование. Благодаря это-му ребенок чувствует себя хорошо, не мерзнет и не боится воды.

Купание с целью закаливания рекомендуется в программе для средней, старшей и подготовительной групп детей. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с надувными игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость. Купание хорошо сочетается с гидроаэро-бикой. Тщательная проверка места купания, одновременное пребыва-ние в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрослых, соблюдение всех указаний врача — обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания опреде-ляется для каждой возрастной группы врачом детского учрежде-ния. При этом учитываются температура воздуха и воды, погодные условия, а также степень достигнутой закаленности организма ре-бенка.

2. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая об-менные процессы. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, ко-торые обладают бактерицидным действием (останавливающим раз-витие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляю-щим костно-мышечную систему), эритемным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар).

Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка тре-бует особой осторожности. При неумеренном использовании сол-нечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (воз-буждение и нарушение сна, резкое расширение сосудов, ухудше-ние состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнеч-ные ванны должны проводиться только в соответствии с назначе-нием врача, с обязательным учетом индивидуальных особенно-стей детей.

3. Водные мероприятия — это обтирание, обливание, душ, ку-пание (в бассейне, в реке, в озере, в море). Основанием для назна-чения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особен-ностей и состояния здоровья детей. В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, сти-мулирующего ребенка к движениям. С 3 лет ребенок приучается действовать самостоятельно.

При обтирании, состоящем из легких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действо-вать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полу-круге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находит-ся в движении, не мерзнет и получает под руководством воспита-теля необходимый жизненный навык.

Обливание по своему воздействию на организм ребенка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систе-му, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка расти-рая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

Во многих детских учреждениях при систематическом закали-вании практикуется по рекомендации врачей обливание до пояса после утренней гимнастики (преимущественно в подготовитель-ных группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса — наиболее доступная процедура в раз-личных условиях, поэтому именно к этому виду закаливания це-лесообразно приучать детей.

Купание как регулярная ежедневная процедура — прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохлад-ная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми луча-ми, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказыва-ет чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоционально-положительное состояние.

3. Методика проведения закаливающих мероприятий в старшей группе ДО

Основные задачи закаливания - укрепления здоровья детей, развития выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Руководствуясь требованиями «Программы», необходимо ввести закаливания детского организма в практику физического воспитания детей во всех детских садах и во всех возрастных группах.

Примерная схема закаливания детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом:

1. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

2. Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

3. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +16, зимой до +18. Дети моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя.

4. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой—в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

5.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

6. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3 часов.

7. В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы следующие закаливающие мероприятия:

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°);
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику);
  • Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю;
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин;
  • Фитонциды (лук, чеснок);
  • Прогулки: утренняя 7.00 - 8.00; дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.30;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Сон без маек;
  • Дыхательная гимнастика в кроватях;
  • Обширное умывание, ходьба босиком;
  • Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: проведению закаливания на достаточно высоком уровне способствуют наличие методического обеспечения, знание и применение разнообразных методических приемов со стороны инструктора по физической культуре, правильная структура гимнастики, подбор упражнений согласно возрасту детей. Все структурные части закаливания выдержаны по времени.

Музыкальное сопровождение; не громкая, спокойная, доброжелательная речь взрослых, использование педагогами методов одобрения и поощрения способствуют созданию комфортных условий, помогают большинству детей получать удовольствие от закаливающих процедур.

Опыт лучших детских садов и дошкольных отделений общеобразовательных организайий подтверждает, что систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регу-лярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в дет-ском учреждении, только тогда оно приобретает привычный ха-рактер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями.

Модель закаливающих мероприятий

в старше-подготовительной группе

№ п/п

Виды закаливания

старше - подготовительная группа

1.

Полоскание рта

После каждого приема пищи

2.

Чистка зубов

После завтрака

3.

Ходьба босиком

Во время физкультурного занятия и гимнастики после сна

4 .

Ходьба босиком в летний период

Ежедневно до 7 минут

5 .

Обширное умывание и растирание

После всех физкультурных мероприятий: (утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультурных занятий

6 .

Воздушные ванны

(нахождение детей в спортивном зале в трусах, без маек, босиком)

Во время физкультурных мероприятий

8.

Погружение ног и ходьба по воде

I , II , III , IV квартал

температура воды 18 градусов

9.

Сквозное проветривание помещений

Ежедневно в отсутствии детей

10.

Обеспечение температурного режима в помещении

Ежедневно

11.

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

В течение года по плану

12.

Режим прогулок

Ежедневно

13.

Сон с доступом свежего воздуха(без маек)

Ежедневно

14.

Проведение солнечных ванн (по возрастающей)

Ежедневно до 30 минут

При ё мы закаливающий мероприятий

Наименование

Методика проведения

Обширное умывание

1.Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

2.Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать « раз».

3.Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать « раз».

4.Намочить обе ладошки и умыть лицо.

5.Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

Примечание: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз», «два» и т.д. В старших группах они старательно обмываются водой их - под крана.

Наименование

Методика проведения

Обливание ног

1.В мойку ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш.

2.Ребенок садиться на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает о голень и стопу одной ноги, затем голень и стопу другой ноги.

Примечание : При проведении процедуры пол около ногомойки застилается ковриком.

Наименование

Методика проведения

Погружение ног в воду и ходьба по воде

1. В ногомойку наливается вода.

2.Ребенок входит в воду с одной стороны ногомойки, а выходит - с другой стороны.

3.Насухо вытирает, энергичными движениями, ноги ножным полотенцем

Примечание: по мере привыкания ребенок немного стоит в воде (для отсчете времени говорит « один, раз, три, четыре и т.д.)

Наименование

Методика проведения

Полоскание рта

1.Полоскание проводиться кипяченой водой.

2.Вода разливается в кружки.

3.Ребенок берет кружку, набирает в рот немного воды и производит во рту «журчащие движения» с одной щеки на другую.

4.Затем воду выплевывает.

5.Процедура проводиться несколько раз.

Наименование

Методика проведения

Чистка зубов

1.Чистка зубов проводиться с использованием кипяченой водой.

2.Вода разливается в кружки.

3.Ребенок берет кружку, моет щетку, кладет зубную пастус горошину и производит возвратно - поступательные движения по зубам вправо и влево затем, вверх и вниз, движения щеткой из-за щеки.

4.Небольшим количеством воды прополаскивает рот.

5.Затем воду выплевывает.

План закаливающих мероприятий старшая группа.

1. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

2. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.

3. Чесночные «киндеры»

4. Аромотерапия (лук, чеснок)

5. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя

6. Оптимальный двигательный режим

7. Гимнастика после сна

8. Закаливание: рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия

9. Обширное умывание.

Обширное умывание

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» обмоем кисть руки, - обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» с другою повтори. - обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» до локтя намочили, - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» - с другою повторили - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» по шее провели, - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» смелее по груди. » - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» лицо свое обмоем, - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» с рук усталость смоем - ополаскивает руки.

«Девять» воду отжимай - отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» сухо вытирай- вытирает руки насухо.

Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки»

1. «Потягушки» - и. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, вытянуть носки ног.

2. «Тренируют лапки» - и. п. : то же. Поднять ноги вверх, руками коснуться ног.

3. «Пугливые мышки» - и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподняться на вытянутых руках, повернуть голову вправо-влево.

4. «Проворные мышки» - и. п. : стоя на четвереньках, голова опущена. Прогнуть спину, голову поднять вверх.

5. «Гибкие спинки» - и. п. : то же. Повторить упражнение № 4 с раскачиванием вперёд-назад.

6. «Мышка в норке» - и. п. : стоя, руки вдоль туловища. Присесть и сгруппироваться.

(часть первая- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь январь.)

1. «Солнышко просыпается» - и. п. : лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево - вправо. (4 раза.)

2. «Солнышко купается» - и. п. : то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза.)

3. «Солнечная зарядка» - и. п. : то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх – вперёд. (4 раза.)

4. «Солнышко поднимается» - и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Я – большое солнышко» - и. п. : стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Ходьба на месте обычная.

Гимнастика после сна «Пробуждение солнышка»

(часть вторая- февраль, март, апрель, май) \

6. «Вот как солнышко встаёт» - и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз, медленно вставать, руки вперёд - вверх на каждое слово.

7. «Выше, выше, выше» - и. п. : стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

8. «К ночи солнышко зайдёт» - и. п. : то же. Присесть на корточки, руки опустить.

9. «Ниже, ниже, ниже» - и. п. : сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз-вверх-вниз.

10. «Хорошо, хорошо» - и. п. : стоя. Хлопки в ладоши.

11. «Солнышко смеётся» - и. п. : стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

12. «А под солнышком таким веселей живётся» - и. п. : то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза) .

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете ___ покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус-тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем -

растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца

другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их

друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к

груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных реф-лекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками» 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху) .

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на.

Система закаливающих мероприятий

Система закаливающих мероприятий осуществляемая в детском саду

Возрастные группы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.1. Воздушно-

температурный режим:

от +20 до + 22 ° С

от +20 до + 22 ° С

от +18 до + 20 ° С

от +18 до + 20 ° С

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

Одностороннее проветривание

Допускается снижение температуры на 1-2 ° С

Сквозное проветривание (в отсутствии детей):

В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).

Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная до 16 ° С. Проводится до возвращения детей за 20-30 мин.

Утром перед приходом детей

К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.

Перед возвращением детей с дневной прогулки

20 ° С

20 ° С

18 ° С

18 ° С

Во время дневного сна, вечерней прогулки

В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении

Прием детей на воздухе

Утренняя гимнастика

В летний период на улице.

В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная

НОД по физическому развитию

2 раза в неделю в физкультурное занятие в зале при + 19 ° С. Форма спортивная.

Одно занятие круглогодично на воздухе до - 10 ° С

Прогулка

Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. В холодное время года:

до - 15 ° С

до - 18 ° С

до - 20 ° С, при скорости ветра не более 15 м\с

Закаливание в процессе прогулки

Закаливание солнцем в весенне-летний период начинается с 5-6 мин. до 10 мин одномоментно (40 -50 мин. суммарно), остальное время прогулка в тени деревьев.

при неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин.

Дневной сон

Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры

19 ° С

19 ° С

19 ° С

19 ° С

После дневного сна

В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы

1.2. Водные процедуры:

Гигиенические процедуры

Умывание,

мытье рук до локтя водой комнатной температуры. Ополаскивание ног после летней прогулки. Игры с водой.