О. Георгий Чистяков - «Пасхальная радость

Праздник «Пасхальная радость»

Цель: познакомить детей с православным праздником Пасха.

Задачи: - продолжать расширять представление детей о православных праздниках; - познакомить учащихся с народными традициями и обычаями праздника «Пасхи»; - работать над выразительностью речи детей;

Развивать творческие способности детей.

Танец ангелов.

Ангел 1: Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они,

Вестники Божьей любви.

Ангел 2: Христос воскрес! Христос воскрес!

Исчезла ночи мгла.

Сияет светом звон небес, поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос, Спаситель наш воскрес!

Тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых,смертиюсмерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Колокольный звон. Выходят ведущие и ребенок.

Ведущий 1: Пусть звонят колокола весенние,

Возвестят Христово Воскресение!

С чистым сердцем похристосуемся, люди,

Став добрее, вместе зло забудем.

Ребенок : Немало праздников на свете

Встречают взрослые и лети.

Но праздник Пасхи - день чудес,

Из мертвых Бог - Христос Воскрес!

Ведущий 2: День этот всех нас собирает,

Летит молитва до небес,

И славят люди в вышних Бога,

Христос Воскрес!

Дети: Воистину Воскрес!

Песня «Детский хор поёт…»

Ведущий 1: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник - светлое Христово Воскресение.

Ведущий 2: Неразрывно с этим праздником идет другой, который православные отмечают за неделю до Воскресения Христова СЛАЙД 8 – Вход Господень во Иерусалим, или Вербное воскресение.Напомним историю этого праздника.

Ведущий 1: После того как Христос воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который умершим 4 дня пролежал в пещере, весть об этом великом чуде разнеслась по всем окрестностям Иерусалима и на следующий день, когда Христос только приблизился к городу, народ толпами встречал Его, многие снимали с себя верхние одежды и постилали под ноги Христу, все держали в руках пальмовые ветви, с которыми обычно встречали царей, и кричали «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!».

Ведущий 2: В нашей стране пальмовые ветви были заменены на вербные, т.к. верба первой зацветает после зимних холодов.В этот день мы тоже встречаем Христа в храме словами Осанна в вышних, и просим, чтобы Господь дал нам силы и мудрости не предать Его и не распять своими грехами, как те люди, встречающие Его в Иерусалиме за неделю до Пасхи.

Чтец 1: На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Танец «Вербочки»

Ведущий 1: Святая Пасха - это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресение.

Ведущий 2: Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопится радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения.

Ведущий 1 : Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

1 ребенок: Утро! Небо ярко блещет

Светлой алою зарей.

Громко песня раздается

Над проснувшейся землей.

2 ребенок: То замрет, то снова льется

В трелях трели без конца.

Это птичек славят хоры

В песнях радостных Творца.

Песня «Божий день»

Ведущий 1: Пасха – праздник праздников, торжество из торжеств. А как же правильно праздновать Пасху?

Ведущий 2: Основными атрибутами этого праздника в народе считают крашеные яйца, пасхи и куличи. Но неужели только за столом можно ощутить эту радость?

Ведущий 1: Конечно же, нет! Ключевым моментом праздника является пасхальная служба в храме. Начинается она в ночь с субботы на воскресенье. Верующие собираются в храме и ждут заветных минут. Вот священники выходят из алтаря, вынося плащаницу с изображением Христа во гробе, и приглашают всех на крестный ход вокруг храма – символ погребения Иисуса Христа.

Ведущий 2: Вот, обойдя вокруг храма с пением погребальных молитв, священники и народ останавливаются перед запертыми дверьми церкви. В какой-то момент толпа замирает, все ждут двух самых важных слов

Ведущий 1: И ровно в 12 часов ночи священники начинают тихо петь тропарь Пасхи. Вначале это еле уловимый шепот, второй раз уже слышат все, стоящие ближе, и в третий раз радость и ликование достигает предела и слова тропаря врезаются в толпу – хочется тоже петь, но ожидание продолжается… Открывается дверь храма, священник поворачивается к пришедшим и громко возглашает: «Христос воскресе!»

Ведущий 2: Толпа взрывается в едином порыве: «Воистину воскресе!»

Ведущий 1: Эта волна прокатывается по всему двору, входя в сердце каждому – равнодушных не бывает – одни смеются, другие плачут от радости, третьи целуют и обнимают друг друга. Вот она – пасхальная радость!

Чтец 2: Радость от земли и до небес:

Он – воскрес! Воистину воскрес!

Он воскрес... И это Воскресение

Дарует нам вечное спасение!

Разлилась потоком радость Воскресенья,

Ближним и далеким во Христе спасенье!

Золотое солнце озарило дали.

Новая поется песня без печали.

Песня «Праздник Воскресенья»

Ведущий 2: Пасхальное богослужение заканчивается обычно под утро. Люди, возвращаясь из церкви, поздравляют друг друга с праздником словами: Христос воскресе! А им отвечают: «Воистину воскрес!»

Ведущий 1: В православных семьях принято после праздничной службы разговляться. Что же это значит? Пост еще называют говением, отсюда разговляться – прекращать поститься. Разговляются прежде освященным куличом и пасхальным яичком, а уж потом переходят к другим кушаньям.

Чтец 3: После долгого говенья,

Причастившись на Страстной,

Православные с волненьем

К службе шествуют ночной.

С яйцами и куличами,

С пасхами и со свечами.

С крестным ходом, с дружным пеньем

Мы встречаем Воскресенье.

Ведущий 2: Еще одна добрая традиция Пасхи – христосоваться –трижды целоваться в щеку поздравляя друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Ведущий 1: Целых 40 дней после пасхи принято вместо «Здравствуй» говорить «Христос воскресе!». А неделя после Пасхи называется Светлой. В народе про нее говорят вся неделя как один день. Это значит, что пасхальная радость продолжается всю неделю. В эти дни, кажется, сама природа ликует с нами, прославляя Великого Творца.

Ведущий 2: Еще одна приятная пасхальная традиция – дарить друг другу маленькие подарки: открытки, сладости, сувениры, сделанные своими руками.

Ведущий 1: Пасхальные открытки особенно популярны. Но интересно то, что символом Пасхи в западных странах считается кролик, а на Руси – цыпленок. СЛАЙД 27. Желтенькие, только-только появившиеся на свет пушистые комочки символизируют приход весны и начало жизни.

Ведущий 2: Встречайте учащихся младших классов с танцем «Цыплятки».

Танец «Цыплятки»

Ведущий 2: Пасха – самый главный христианский праздник. Пасха – это конец и одновременно начало жизни. Для современного человека это значит, что греховная жизнь наша должна закончиться в великую субботу, а в воскресенье начаться новая жизнь с Богом.

Дети выносят нарисованный глобус. Музыка фоном.

1-й ребенок : Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?

2-й ребенок : Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?

3-й ребенок : В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?

4-й ребенок : За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?

Все : Ну конечно, это Бог.

5-й ребенок : Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.

6-й ребенок : Вот за что и почему
Благодарны мы Ему.

Ведущий 1: Прославлять красоту Божьего мира можно не только в молитвах и песнях. Учащиеся 6 «Б» класса подготовили танец под песню американского певца Луи Армстронга «Как прекрасен мир!». Для Бога нет национальностей, все мы для Него – дети! И на каком языке мы бы не говорили – Господь слышит наше сердце.

Танец «Медленный фокстрот»


1-й: Дивным узором цветы расцвели.
Господи, слава Тебе!

2-й: Благоухает дыханье земли.
Господи, слава Тебе!

1-й: Птицы поют в тайниках своих гнезд.
Господи, слава Тебе!

2-й: Вечность сияет в мерцании звезд.
Господи, слава Тебе!

1-й: Дети уснули, набегавшись днем.

Господи, слава Тебе!

2-й: Ангелы их осенили крылом.

Господи, слава Тебе!

1-й: Все успокоено гаснет окрест.

Господи, слава Тебе!

2-й: Но не погаснет над церковью крест.

Вместе: Господи, слава Тебе!

Песня «Чудо выше всех чудес»
Слово батюшке.

Максим Терехов

Впервые настоящую пасхальную радость я ощутил на Новый год. Это было в середине 90-х годов. Мы с женой еще были неофитами, а открытых церквей было мало, и мы только начинали свою церковную жизнь в одном из храмов на окраине Москвы. В этот год первое января выпало на воскресенье – малая Пасха для любого христианина. И вот мы по совету своего духовника стали готовиться к Причастию на Новый год. Кто помнит, в СССР это был самый радостный и светлый праздник. После Причастия мы возвращались и испытывали совершенно новые для себя чувства. В метро ехали редкие помятые праздником пассажиры. Большинству из них было тяжело после разгульной ночи. Перед нами сидела красивая и очень несчастная девушка. Было видно, что ей очень плохо. С нами был наш годовалый сын Павел. Он привлек ее внимание, и она протянула ему апельсин. «Ваааа!» – раздался Пашкин голос, и довольный ребенок вцепился в оранжевый предмет. От такой непосредственной реакции девушка повеселела. Сам Новый год перестал быть для меня главным и важным праздником.

К настоящей пасхальной радости надо готовиться постом и молитвой. Большинство «захожан» смотрят с любопытством и недоверием на ночной крестный ход и если входят в храм после него, то быстро покидают богослужение. Они уносят с собой лишь малую толику этой радости. Долгие службы Страстной седмицы для них тоже неведомы, а ведь именно сопереживание Христу в это время, реальное ощущение утраты позволяют почувствовать во всей полноте и радость Воскресения. Христианская скорбь имеет совершенно иное свойство. В глубине сердца всегда есть надежда и реальное знание о будущей радости. Это чувство в свое время позволило не уйти от Креста женам-мироносицам и апостолу Иоанну.

Не уйти от Креста!
Лишь горячее чистое сердце
Может в этой беде
Страх и слабость в ногах
Побороть!
Возлюбили Христа
Мироносицы, сильные духом,
Был живым в их сердцах
Снятый с Крестного Древа
Господь!
Как же были рады все эти святые люди Воскресению Христову!

Перед этим событием Христос явил нам другое чудо – воскрешение Лазаря Четверодневного. Всякий, уверовавший и последовавший за Христом, воскреснет, когда Христос этого пожелает, и радуемся мы еще и нашей сопричастности этому чуду.

Помимо служб, которые мы стараемся посетить перед Пасхой, есть еще и радостные хлопоты. Мы убираем дом в Чистый четверг, печем куличи и красим пасхальные яйца. В каждой христианской семье есть свои Марфы и Марии, избирающие тот или иной маленький подвиг перед Пасхой. Оба подвига важны и нужны, но благое внимание Марии к словам Христа и молитва стоят выше. Однако детям зачастую понятней подвиг Марфы, который венчается замечательными украшениями на куличах и пасхальных яйцах. Многие пожилые люди вернулись в церковь именно благодаря светлым детским воспоминаниям об этих замечательных обычаях.

Однако эти ставшие привычными предпраздничные хлопоты иногда запоминаются из-за необычных событий. Я помню, одно из них произошло в нашей семье прямо перед Пасхой. Надо было освятить куличи, крашеные яйца и творожную пасху, которые моя жена приготовила сама. Решили всей семьей в церковь не ехать, а взять лишь часть детей в помощь. Старший сын и его шестилетний брат должны были остаться с младшими трехлетними сестрами-двойняшками и всячески их развлекать и утешать. Троих детей и жену я взял с собой в храм. Очередь оказалась большой, а погода холодной. Я поехал домой за теплыми вещами, оставив всю компанию в очереди.

Ничего не подозревая, я зашел в дом и увидел шестилетнего Васю. У него на руках была одна из девочек и ужасно орала. Другая была рядом и пыталась утешить сестру. «А где же старший»? – задал я себе вполне уместный для этой ситуации вопрос и быстро пошел на кухню, где явно кто-то был.

– Вылезай! – услышал заговорщицкий шепот.

Я увидел незнакомого парня лет двенадцати, который проворно встал на подоконник и выпрыгнул в окно. Ко мне повернул голову удивленный старший сын и очень искренне произнес:

– Папа, ну как же ты неудачно пришел…

Выяснилось, что он совершенно забыл родительский запрет не пускать кого бы то ни было в дом, когда нет родителей. А приходивший парень – это его новый друг, которому нужен был их общий паяльник, чтобы припаять к магнитофону антенну. Тут я увидел маленький магнитофон, забытый другом при поспешном бегстве.

– А зачем же через окно? – спросил я у сына.
– Я решил, что так будет лучше, – ответил он.

И опять пришлось объяснять, что он здесь и сейчас был самым старшим и именно он должен делать так, чтобы сестры не плакали и не ссорились, а вовсе не Вася, которому самому еще только шесть лет. Проведя беседу, я поехал в храм, где в очереди встретил друзей и потряс их своими свежими впечатлениями от визита домой.

– Да, у нас так с седьмого этажа не прыгнешь, – сказали друзья.

«Да, хорошо, что у нас первый», – подумал я, мысленно молясь о детях. Батюшка окропил наши корзинки и подносы с яичками, пасхой и куличами, на душе стало радостно и хорошо. Дома мы застали мирную идиллию: старшие дети занимались младшими, никто не плакал. Пасхальная радость начинала наполнять и наш дом!

Тепло дохнуло мягкой лаской...
Тепло дохнуло мягкой лаской,
Уютной, теплой детской сказкой.
Зеленый лист звенит весной,
Бежит мальчишка «заводной»…

Звонарь пасхальным дивным звоном
Разлил окрест благую весть,
Что Воскресение свершилось
И правда в этом мире есть!

Пасхальная радость

В наши дни почти не осталось историков, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20–е годы I в. н. э Современная наука (в отличие от того, что думали историки в XIX и в начале XX вв.) согласна с тем, что рассказ евангелистов основан на исторических фактах. И чем дальше она развивается, тем яснее становится, насколько точно изложили Марк, Матфеи, Лука и Иоанн описанные ими события. Иисус был распят и умер на кресте, что произошло, скорее всего, 7 апреля 30 г. и. э., накануне праздника Пасхи, как об этом рассказывает евангелист Иоанн (19: 14, 31).

Но есть вопрос, в отношении которого наука бессильна, - это вопрос о воскресении Христа из мёртвых. Наука бессильна как доказать, так и опровергнуть этот факт, а поэтому каждый человек волен понимать весть о том, что «Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ», по–своему. В этом и заключается основное содержание

веры каждого христианина.

"Верую во Иисуса Христа… страдающего, погребённого и воскресшего в третий день", - говорится в Символе веры. Размышляя об этом нельзя не вспомнить, что сам латинский глагол credere происходит от cor dare, то есть «отдавать сердце» или «принимать сердцем». Именно сердцем и только в тех случаях, когда рассудок, ум (ratio) оказывается бессильным.”

В последних главах каждого из четырёх Евангелий рассказывается о том, что учениками Иисуса после смерти их Учителя овладела глубокая печаль. Они было надеялись, что Иисус долженн принести избавление, ожиданием которого народ Израиля жил к тому времени уже более тысячи лет, а Он позорно погиб на Кресте. Женщины, побывавшие у гробницы на заре первого дня недели, рассказали, что она пуста, что они видели ангелов, возвестивших, что Иисус жив, но учеников эти рассказы сначала ни в чём не убедили.

В пустую гробницу вошёл ученик, о котором говорится, что его особенно любил Иисус (возможно, это был Иоанн Богослов), - «вошёл и уверовал». Приходят к вере и другие ученики, причем каждый идёт к ней своим собственным путем. В Евангелиях рассказывается, что ученикам является воскресший Христос, но и это, как сообщает Матфей, убеждает не всех: кое–кто

относится к этим явлениям с сомнением. Вера – это то, чему научить нельзя, человека приводит к ней только его личный мистический опыт…

Мало–помалу «скорбь обращается в радость». Само слово «радость» - одно из ключевых, постоянно повторяющихся в Евангелии. «Я возвещаю вам великую радость», - восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам сам Христос. В Прощальной беседе с апостолами не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что?то страшное, Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час её; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова вижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанн, 16:21-22).

«Радуйтесь», - говорит воскресший Христос жёнам–мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово.

«Всегда радуйтесь», - наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связа-

на и главная из христианских добродетелей – любовь.

В греческом языке есть четыре слова, переводящиеся на русский как «любовь»:

эрос, филиа, сторгэ и агапэ.

Эрос - это та любовь, что приводит юношу и девушку в объятия друг друга, по словам древнегреческой поэтессы Сапфо (VI в. до н. э.), она «словно ветер с горы на дубы налетающий»,

филиа - любовь друзей, когда, как говорит Аристотель, «одна душа живет в двух телах».

Сторгэ - любовь родителей к детям, а агапэ - любовь христиан, причем не только друг к другу, а к каждому человеку вне зависимости от его религиозных убеждений. Об этой любви говорит Иисус ученикам в прощальной беседе: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По этому узнано все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн, 13:34–35).

Как понять, чем различаются между собой агапэ и филиа? Последняя основана на общих взглядах, интересах, пристрастиях, на общих воспоминаниях и т. д. В общем, это ясно. А агапэ? Это греческое слово ни в славянский, ни в русский языки не вошло, поэтому почувствовать, в какие тона оно окрашено, нам, думающим по–русски, невозможно. В английском и немецком это слово (love или Liebe) тоже слилось со сло-

вами, обозначавшими другие виды любви (эрос, сторге, агапэ).

На помощь приходит перевод Библии на латинский язык, сделанный в к. IV в. н. э. блаженным Иеронимом, о котором было рассказано выше. Иероним для передачи такого понятия как «агапэ» ввел в латинский язык слово «charitas» и стал писать через «ch». Раньше в написании через «с» оно содержало в себе корень прилагательного carus (дорогой, милый); теперь, благодаря новому написанию, в нем явственно слышалось греческое слово «хара» (радость), та самая радость, о которой так много говорится в Евангелии.

Итак, в новом слове слилось воедино значение двух корней, латинского и греческого. Таким образом, charitas, а следовательно, и агапэ - это радостное отношение к каждому как к милому и дорогому, тесно связанное с радостной вестью о том, что Христос воскрес из мёртвых. Нельзя в этой связи не вспомнить о русском подвижнике XIX в. преподобном Серафиме Саровском, который всякого приходящего к нему паломника любовно встречал словами «Христос воскресе, радость моя». Не знавший, разумеется, о филологических изысканиях блаженного Иеронима, он чистым сердцем своим понял, что такое агапэ, и передал это нам в прекрасной и до предела лаконичной формуле.

Преподобный Серафим Саровский понимал агапэ как активную, несущую людям добро силу. Как говорится в обращённом к этому святому акафисте, «ты предал себя на служение всем, приходящим к тебе, повеление Богоматери, исполняя, и был недоумевающим советник Благой, унывающим - утешитель, заблуждающихся - кроткое вразумление, болящих - врач и целитель».

Видели в агапэ радостное служение людям и другие святые. Хорошо сказано об этом в жизнеописании средневекового французского подвижника св. Одилона (умер в 1049 г.):

«Он был до того щедр по отношению к нищим, что ты бы увидел в нём не того, кто распределяет, а человека, который неумеренно расточает. От того, что он делал милостыню, он радовался больше, чем мог бы радоваться скряга от роста своего богатства. Что сказать ещё? Палка для слепых, хлеб для голодающих, надежда для несчастных, утешение для плачущих - вот кем был Одилон».

Радость от начала до конца освещает всё пасхальное богослужение. Мы плохо знаем, как праздновалась Пасха до начала VIII в., когда Иоанн Дамаскин составил тот Пасхальный канон, который и теперь поётся в пасхальную ночь в каждом православном храме. Не раньше этого времени появились и те латинские песнопения, которые сохранили католики римского обряда. А какие

тексты звучали во время пасхальной службы до этого времени?

Сравним песнопения из Цветной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов, использующихся на Пасху православными) с текстами из средневековых Миссалов, по которым служили на Западе, и мы сразу увидим, что и здесь и там заметное место в богослужении занимает стих из псалма 117:

Сей день, который сотворил Господь,

Возрадуемся и возвеселимся в оный.

Камень, который отвергли строители,

Он лёг во главу угла,

Это - от Господа,

Чудо это в очах наших.

Христос, отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из гроба и наполнил весь мир радостью или «радование миру даровал», как говорит Иоанн Дамаскин. О том, что этот псалом звучал во время пасхального богослужения, говорит и то, что и теперь его начало читается в прокимне

(так называются два стиха из псалмов, которые звучат перед чтением Апостола во время литургии):

Славьте Господа, ибо Он благ,

Ибо во век милость Его.

В настоящее время православными в Пасхальную ночь читается начало Евангелия от Иоанна («В начале было Слоио»), а католиками его рассказ о воскресении (Иоанн, 20:1–9), однако в древнейше времена с пасхальной литургией было связано другое евангельское чтение - слова Иисуса о добром Пастыре:

«Я - Пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает овец… Я душу Мою полагаю за овец, никто не брал её от Меня, но Я полагаю её Сам. Власть имею положить её и власть имею снова принять её» (Иоанн, 10:11–18).

Здесь говорится о том, что Иисус сознательно идет на смерть ради своих овец.

Как воскликнет потом апостол Павел «Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (К Римлянам, 4: 25). Добрый Пастырь знает своих овец но имени и поэтому зовёт к Себе не всех вместе, а каждого в отдельности. Ведь вера заключается не в том, что человек следует обычаям, установлениям и традициям или соблюдает те или иные обряды. Она живёт в его сердце, в самой его глубине.

Как добрый пастух всегда находится при овцах в отличие от наёмника, который «видит, как волк приходит, и оставляет овец, и бежит», так и воскресший Христос невидимо пребывает среди людей «во все дни до скончания века». Почувствовать это даёт возможность пасхальное богослужение. К образу Христа как доброго Пастыря прибегает и святой Григорий Назианзин, известный богослов, церковный поэт и проповедник, бывший в конце IV в. епископом в Константинополе и называющийся обычно вселенским учителем и святителем (то есть епископом), в своей пасхальной проповеди.

«Он нашёл тебя, - говорит Назианзин, обращаясь к своему слушателю, - заблудившегося и поднял на те самые плечи, на которых нёс Свой Крест, чтобы вернуть тебя к горней жизни».

Христиане первых веков вообще любили изображать Христа в виде Доброго Пастыря либо держащим на плечах обретенную овцу, либо сидящим на камне в окружении своих овец, как на известнейшей мозаике из Равенны, хорошую копию которой можно увидеть в Музее изобразительных искусств в Москве.

В Национальной библиотеке в Париже хранится рукопись с латинским пасхальным гимном, которрый считается одним из самых древних дошедших до нас песнопений в день Пасхи. Начинается он с цитаты из

псалма 117 ("Сей день…") и воспевает воскресшего Христа как Доброго Пастыря:

Ныне день, когда Христос наш

Драгоценный

Искупил своею кровью

Грех вселенной,

И овцу, что заблудилась,

Пастырь добрый

Возвратил в её овчарню,

В дом Отцовский,

И восстал из гроба властно

Пастырь добрый.

В день субботний встал из гроба

До рассвета

И явил себя Марии

Магдалине;

Вот бегут ученики и

Сообщают,

Что Господь восстал из гроба,

Как предрёк Он.

Говорит Господь: Мария,

Дай быстрее

Знать Петру с учениками,

Что Господь их

Ныне встал из гроба, смерти

Победитель.

Будет ждать всех вас Он вместе

В Галилее,

Там увидите Его вы,

Как предрёк Он.

А была это Мария

Магдалина,

Из которой выгнал сразу

Он семь бесов,

Та, которая, понявши,

Что грешила,

Пав к ногам Христа Иисуса,

Зарыдала

И прощения просила

Прегрешений.

Смерть грехом пришла на землю

Совершённым

Из?за заповеди первым

Человеком;

От него и до Иисуса

Пребывала.

Через крест весь мир для жизни

Возродил Он

И восстал из гроба властно

Пастырь добрый.

Если о гимнах Амвросия Медиоланского мы говорим, что язык их прост, то здесь придётся сказать, что он прост до невероятного, прост даже для школяра, начавшего учить латынь месяц или 2 тому назад. Удивительно то, что простота не делает текст примитивным. Смысл его понятен и тем, кто латынь понимал с большим трудом и поэтому не мог разобраться в содержании Евангелия, прочитанного во вре-

мя мессы, а таких людей в VII?VIII вв. было немало. Гимн «Ныне день» - это своего рода перевод евангельского чтения на язык, понятный каждому.

В начале VIII в. Иоанн Дамаскин (умер ок. 749 г.) составляет на греческом языке новый пасхальный канон, который полностью вытесняет певшиеся ранее песнопения. Но откуда брал Дамаскин темы, слова и образы для своего канона? Из гимнов, молитв и проповедей, составленных его предшественниками. Одним из его источников была проповедь, некогда сказанная на Пасху Григорием Назианзином (IV в.).

Святой Григорий Богослов был настоящим поэтом, причем оставался он им не только в стихах, но и в своих проповедях, и в богословских трактатах. Его прозаические тексты Дамаскин лишь слегка изменяет, укладывает в размер, который уже угадывается в ритмизованной прозе Назианзина, и они превращаются в стихи. Свою проповедь Григорий начинает такими словами:

«На страже моей стану, говорит чудный Аввакум. - Стану с ним и я… стоял я и смотрел: и вот муж… и образ его как образ Ангела, и одежда его как блистание мимо летящей молнии. Он воздал руку к востоку и воскликнул громким голосом:…ныне спасение миру! Христос из мертвых, восстаньте с ним и вы».

А вот что получается у Дамаскина:

На божественной страже

Богоглаголивый Аввакум

Да станет с нами и покажет

Светоносного Ангела,

Ясно глаголющего:

Ныне спасение миру,

Ибо воскресе Христос,

Воскресения день,

Просветимся, о люди, Пасха,

Господня Пасха,

Ибо от смерти к жизни

И от земли к небесам

Христос Бог нас привёл

Песнь победную поющих.

Итак, выражение «Пасха, Господня Пасха» взято у Назианзина, а «от смерти к жизни» из Нового Завета, точнее, из 1–го посл. Иоанна Богослов (3:14), наконец, общая тема песни – из библейской книги «Исход», как это бывает в I песне всякого канона. В целом песнь звучит как эпиникий (именно это слово стоит в грече –

ском оригинале); так в древности назывались песни в честь победителя.

Известнее всего эпиникии Пиндара (522 - 446 до н. э.), мастерству которого, без сомнения, подражает Дамаскин, создавая свои песнопения для большого хора. Но сегодня в качестве победителя прославляется не герой оды Пиндара, а Христос, одержавший победу над смертью. Говоря о том, что Христос «привел», то есть перевел, человечество от земли к небесам, Дамаскин напоминает слушателю, что Моисей перевел народ израильский через Красное море.

Так византийский гимнограф соединяет почерпнутое из Ветхого Завета содержание с формой, взятой из древнегреческой поэзии, и в то же время ставит в свой хор Григория Богослова рядом с евангелистом Иоанном. Они, невидимые для глаза не очень искушенного слушателя, стоят рядом с видимыми певчими, и таким образом вся церковь, как земная, так и небесная, воспевает Христово воскресение.

Но вернемся к цитате из Григория Назианзина. Слова «праздников праздник и торжество торжеств» у Дамаскина находят себе место в заключительной части канона, эта формула вкладывается в песнь трех отроков из Книги пророка Даниила. И все же Центральное место в каноне у Дамаскиина занимают жёны–мироносицы.

Напоминающие о мироносицах строфы разбросаны по всему канону. И это не случайно, ведь крестный ход, с которым обходят верующие вокруг храма во тьме пасхальной ночи, должен напомнить как том, как шли к гробнице Иисуса эти женщины. Они не знали и даже мечтать не могли о том, что их любимый Учитель воскрес из мёртвых, а шли к Его гробнице, горько плача, для того чтобы закончить незавершённое в спешке, ибо уже наступала суббота (день полного покоя), погребение: вот почему они несли с собой благовония:

Зачем миро со слезами рыдания

Вы смешиваете, о ученицы, -

Блистающий у гроба ангел

Так спрашивал у мироносиц.

Загляните во гроб и уразумейте,

Что Спаситель воскрес из гроба –

так поётся об этом во время воскресной утрени. Женщины всегда эмоциональнее мужчин, и тут сердцем они сразу прянимают весть, которую умом понять нельзя: Христос воскрес. Пройдут века, и Блез Паскаль скажет"У сердца есть свои резоны, которых не знает разум». В сердце, а не в yме рождается всякая молитва, но в молитвах пасхальных это проявляется особенно ярко. Дамаскиновский канон весь пронизан пасхальной радостью.

Воскресшего увидев Сына Твоего и Бога,

радуйся с ангелами, Богоблагодатная, чистая.

Та, которая «радуйся» первой,

Как всеобщей радости виновница

Услышала, Богоматерь Всенепорочная.

Ангел возгласил Благодатной:

Чистая Дева, радуйся.

И я повторяю: радуйся

Ибо воскрес Твой Сын

В третий день от гроба,

Воскресивши мертвых,

Люди, веселитесь.

Пасха, радостию друг друга

Обнимем, о Пасха.

Но пасхальная радость - это радость особая. Вот как пишет об этом современный французский богослов Ален Килиси:"Пасхальная радость не громогласна, это радость, идущая изнутри. Бесполезно хлопать в ладоши и кричать «ура», чтоб рассказать о том, как она нас наполняет, ибо ту глубокую радость, которая дается нам в пасхальные дни, даётся в глубины нашего сердца, этим не передашь. Посмотрите на Марию Магдалину. В то утро она была поружена в скорбь. Она пришла, чтоб бодртвовать над умершим и плакать, она всё время повторяет и людям и ангелам одну и

ту же фразу: «Взяли Господа моего, и не знаю, где положили его».

В этой фразе выражается скорбный опыт верующего человека во всей его полноте - жизнь без Бога невыносима. Когда же сам Иисус приходит, чтобы утешить ее, но не открывается, как это всегда бывает во время явлений, она его не узнает. Она не узнает его, пока Иисус не окликает ее по имени. И сразу сердце ее как волна наполняют радость, счастье и мир.

Она хочет Его обнять, но Господь не позволяет ей сделать этого. Она должна будет довольствоваться тем, что его видела, слышала, прикоснулась к нему, но на мгновение. Она сохранит только ту радость, которая теперь внутри ее сердца, хотя, конечно, эта радость, наполняющая и освещающая ее изнутри, огромна. Но передать ее трудно. Как рассказать об этом, Мария не знает: «Я видела Господа, и Он сказал мне это». Таков и наш собственный опыт. Наша радость огромна, наше сердце потрясено, но что сказать тому, кого не было там, когда Он явился, чтобы тот понял это?»

Ален Килиси до предела откровенно рассказывает о тех трудностях, с которыми сталкивается каждый по–настоящему верующий человек: «Я верю, но как рассказать об этом?» Трудности эти объясняются самим феноменом веры, ибо она представляет собою чувство, живущее в глубине серд-

ца и не контролируемое рассудком, поэтому в словах пасхальных песнопений даётся лишь общий абрис той радости, которую переживает христианин, который, как некогда сказал Н. Гумилёв,"любит мир и верит в Бога".

Пасхальные песнопения, составленнные латинскими гимнографами, много более лаконичны, чем дамаскиновский канон. Зато другой латинский текст, секвенция"Жертве пасхальной…", пережил все литургические реформы и по–прежнему звучит во–время пасхальной мессы перед Евангелием:

Жертве пасхальной

Да принесут христиане гимн похвальный.

Агнец овец искупил,

Христос невинный к Отцу грешников препроводил.

Следующая строфа этой секвенции воспроизводит своим звучанием звон пасхальных колоколов:

Mors et vita du?ello conflixere mira?ndo d?us

Vitae mort?u–us regnat viv?us

Что значит:

Непостижимо, но жизнь со смертью вступила в бой,

Жизни вождь, умерши, царствует живой.

Язык не в силах рассказать,

Не в силах буква передать,

Что значит Господа принять

И с Иисусом пребывать –

так писал об этом в ХII в. Бернард Клервосский.

Другая пасхальная песнь «О, дочери и сыновья…» составлена почти исключително из евангельских текстов, к которым автором добавлены лишь отдельные слова: приходится только удивляться тому как удалось ему уложить эти строки в размер и зарифмовать. В центре этого написанного терцинами гимна рассказ о явлении Христа апостолу Фоме Близнецу (по гречески Дидиму):

Когда Дидим услышал весть

Признать, что Иисус воскрес

Он отказался наотрез.

Вот раны на руках, гляди,

И на ногах, и на груди,

Фома, и веру обрети.

Теперь Фома увидеть смог

Его ладони, руки, бок

И произносит: Ты – мой Бог.

Блажен, о тот, кто не видал,

Но сердцем веру воспринял,

Он жизнь вечную стяжал.

Речь идёт всё о том же. Вера не основывается ни на политических, ни на философских или иных убеждениях, она живет в глубине человеческого сердца и освещает его изнутри.

Полутьма, в которую уже погрузился храм (напомню, что гимн этот пели вечером!) заставляет вспомнить о полумраке той горницы, где «вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, пришёл Иисус и стал посередине и говорит им: мир вам!» (Иоанн: 20, 19).

Звуки гимна затихают и молящийся, опустив голову на пюпитр, в глубокой тишине замолчавшего храма почти видит воскресшего Иисуса и почти слышит Его слова «мир вам». Это и есть пасхальная радость.

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

Пасхальная трапеза Но и Евхаристическая трапеза, образующая и являющая Церковь, не есть некое абстрактное установление, выдуманное учениками Христа. Как Сам Христос, восприняв человеческую природу, обновил и очистил ее, так и Церковь преображает историческую плоть

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Пасхальная седмица Впервые теперь празднование Пасхи удлинилось с одного дня до целой седмицы в соответствие неделе страстей Господних. Св. Златоуст проповедовал ежедневно на этой седмице: «в течение 7 дней последующих мы составляем собрания и предлагаем вам духовную

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

Пасхальная радость и пастырская скорбь Христос воскресе, мои дорогие читатели! И да воскресит Он и наши сердца, да согреет их любовью к Себе, да вдохнет дух жизни в наши измученные, как бы замерзшие души!..Нет в человеческом языке слов более сладостных, более

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

4. Суд Пилата и пасхальная «амнистия» Образ Понтия Пилата, префекта Иудеи (26–36 н. э.), в известных нам источниках двойственный. То, что мы читаем во внебиблейских источниках, не вполне вяжется с тем, что мы читаем в Евангелиях. Внебиблейские авторы рисуют его как жестокого и

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Пасхальная вера Сейчас мы видим лишь тень будущего. Нам лишь временами дано ощущать несказанную радость - ту радость, которая влечет нас в мир иной и которую у нас никто не отнимет. Мы будто заключены в темной комнате - сцена из пьесы Сартра «За запертой дверью», - но

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Пасхальная трапеза Праздник Пасхи был главным в иудейском календаре. В этот день каждый иудей, независимо от достатка, должен был наесться досыта. У кого денег на праздничный стол не хватало, мог получить государственную помощь.Основным блюдом пасхального стола был

Из книги Пасха Красная автора Павлова Нина Александровна

Из книги Красная пасха автора Павлова Нина Александровна

Пасхальная ночь Местные жители вспоминают, как еще в недавние времена на Пасху по домам ходили отряды активистов и, шныряя по чужому жилью, как у себя дома, искали пасхальные яйца и куличи. Пойманных «с поличным» клеймили потом на собраниях, изгоняя с работы. Возможно,

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

“ПАСХАЛЬНАЯ ПАНИХИДА” Выше было сказано, что Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. Здесь также пророк, вероятнее всего, имеет в виду ту радость, какою будут радоваться

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион спением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. И возвратятся избавленные Господом и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их... Молитву предшествующего

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Все, что говорил выше (ст. 1-10) Христос, сказано с тою целью, чтобы апостолы могли усвоить себе радость Христову - ту радость, какую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час.

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Пасхальная песня Утекли в глубь земли воды талые, Напитав её силой весны. К свету вылезли листики малые - Кельи почек им стали тесны. Мать – и – мачехи жёлтые венчики Золотятся в подсохших местах. Воробьи, как живые бубенчики, Безмятежно звенят на кустах. Сердцу

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА

Из книги автора

Пасхальная баба Тесто для бабы делают всегда намного жиже, чем для кулича, почти полужидкое. Не надо делать бабу слишком большого размера – ее трудно пропечь.Мука по потребности, 1 ? стакана сахарного песка, 1 ? стакана молока, 50 г свежих дрожжей, разведенных в? стакана воды

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Н аступила весна!

С овсем скоро наступит и весна души — Великий пост!

А затем и праздников Праздник — Светлое Христово Воскресение ПАСХА!

К Пасхе нужно готовиться заранее. Уже сейчас. А также не только можно, но и нужно готовиться в дни Великого поста.

Т ем более, если Вы являетесь преподавателем Воскресной школы, или школьным педагогом, готовящим вместе с учениками Пасхальное выступление 🙂

Д ети очень любят примерить на себя разные роли, и этому весьма способствует их яркая детская фантазия. Посему возможностью внести в их души и сердца самую главную мысль всей нашей жизни, что Христос Воскрес и даровал нам Жизнь Вечную, нужно обязательно воспользоваться!

И звестный российский писатель, поэт и драматург, монах Варнава (Санин) потрудился на славу! Он подготовил не просто Пасхальный сценарий, о. Варнава написал самый настоящий детский Пасхальный спектакль, в котором затронул актуальные детские проблемки, мешающие многим девочкам и мальчикам чувствовать Пасхальную радость!..

П осему постановка сего проникновенного, весьма поучительного, сдобренного живым юмором и по настоящему Пасхального сценария дадут прекрасные духовные плоды Небесной радости не только в детских сердцах, но и в сердцах взрослых зрителей!

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ!
(сценарий)

Н а сцене – взрослые и дети-актеры, одетые в костюмы: солнца, луны, медведя, птицы, муравья, бабочки, тюльпана и деревьев (береза, яблоня). К ним подходит мальчик лет 12-14.

В едущий (чрезвычайно торжественно):

- К то это не слыхал, да пусть услышит,
Как в день Пасхальный чистые сердца,
И все, что ходит, плавает и дышит, -
Без устали приветствует Творца.

Береза, бабочка, тюльпан и птичка по очереди декламируют:

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

М альчик каждый раз звонко отвечает:

- В оистину воскресе!

П тицы, звери, деревья, взявшись за руки, начинают радостно кружиться в хороводе. В центре хоровода – мальчик.

Н еожиданно раздается громкая современная музыка, услышав которую хоровод останавливается.

Н а сцену выходит второй мальчик. В руках у него удочка и пустое ведерко. За плечами рюкзак. На ушах – большие наушники.

П ервый мальчик, выходя из хоровода, обращается к нему, как к давнему приятелю:

- Х ристос воскресе!

- А ? Что? – крутя головой, не слышит тот.

П ервый мальчик предлагает ему снять наушники, тот выполняет просьбу, и тогда весь хоровод дружно восклицает:

- Х ристос воскресе!

- Н у и что? — недоуменно пожимает плечами второй мальчик.

П тицы, звери, деревья в полном недоумении разводят крыльями, лапами и ветвями.

В торой мальчик продолжает, обращаясь к первому:

- И вообще, чего это ты такой радостный?

Первый мальчик:

- Т ак ведь — такой день! Такой день!…

В торой мальчик:

- Н у какой еще – такой? День, как день. Точнее, утро… Ничего хорошего. У меня вся рыбалка вон сорвалась. Хотя ни свет ни заря встал… (громко зевает).

П ервый мальчик:

- А я вообще еще не ложился!

В торой мальчик:

- К ак это?

П ервый мальчик:

- Т ак ведь ночью в храме Пасхальная служба была! А потом и уходить не хотелось! Смотри, даже солнце сегодня играет! Говорят, так всегда на Пасху бывает!

С олнце выходит на центр сцены и начинает танцевать, размахивая разноцветными платками.

- О птический обман или к перемене погоде. То-то рыба сегодня даже не клевала! – отмахивается второй мальчик.

- Д а будет тебе! – примирительно улыбается ему первый мальчик и вновь с воодушевлением восклицает: — Христос воскресе!

- А я тут при чем? –хмуро отзывается второй мальчик.

П ервый мальчик:

- К ак это при чем?!! Тебя что – все это совершенно не волнует?

В торой мальчик:

- Д а у меня одно только желание – поскорее добраться домой и отдохнуть!

П ервый мальчик делает жест хороводу, и муравей подносит скамейку. Незаметно ставит ее и удаляется

- О! – замечая скамейку, удивляется второй мальчик. – Откуда она тут взялась? Ведь ее только что не было!

П ервый мальчик:

— В день, когда свершилось величайшее в мире чудо, разве не может быть чего-нибудь необычного?

В торой мальчик:

— Н е знаю, лично я ни в какие в чудеса не верю! Но передохнуть, пожалуй, не прочь!

С этими словами он садится нам скамейку.

— Н у что я могу еще сказать, — с сочувствием глядя на него, говорит первый мальчик. – Мне нужно идти, родители могут волноваться. Одно пожелаю: помоги тебе Господи все понять и…принять!

П ервый мальчик уходит.
Природа замирает.
Только солнце продолжает «играть».
Второй мальчик прикрывает глаза, блаженно вытягивает ноги и вновь натягивает на уши наушники.
Выходя на сцену, к нему подсаживается старичок в восточном халате. Тут же к старичку подбегает птичка и доверчиво кладет ему голову на плечо. Старичок тихонько покашливает, привлекая к себе внимание.
Второй мальчик приоткрывает один глаз и с недоумением косится на него.

С таричок:

- М узыку слушаешь? Можно и мне!

В торой мальчик с усмешкой:

- А это не из вашего времени!

Н о наушники все же протягивает.

П тичка закрывает крылышками уши. То же самое, морщась, делает и весь хоровод.

С таричок, едва приложив наушники к уху, вздрагивает и, возвращая их, говорит:

- Д а, действительно, даже в моем языческом, третьем веке от Рождества Христова, такого не бывало. Правда, когда некоторые жрецы, например Кибелы, били в свои бубны, тоже было несносно громко. Но все же, прости, не до такой степени…

В торой мальчик (в сторону):

- С транный он какой-то… Ученый историк на пенсии, что ли?

С таричок, словно услышав его мысли:

- Н ет, я не историк, хотя, действительно, из истории. Ты лучше мне вот что скажи: ну, дослушаешь, к примеру, ты эту свою музыку. А потом что?

В торой мальчик:

- К ак что? Другой диск поставлю!

С таричок:

- А когда и он надоест?

В торой мальчик:

- Т ретий найдется!

С таричок:

- Д опустим, даже десятый. Но вот и он наскучит! Что тогда станешь делать?

В торой мальчик (с вызовом):

- А у меня… электронные игры есть!

С таричок, качая головой:

- Д -да…Разве Бог создал тебя для этого? Разве в этом смысл жизни?

В торой мальчик:

- А что, меня вполне все устраивает! Спасибо, что про игру напомнили! Сейчас поиграю!

В торой мальчик достает из рюкзака игровую приставку.

- В от, хотя бы в охоту на медведя!

У слышав это, медведь в хороводе с опаской прячется за деревья.

С таричок уходит.

В торой мальчик с азартом начинает стучать клавишами.

- Б ог… — ворчит он. – А где Он? И разве смысл жизни не в том, чтобы… просто приятно в свое удовольствие жить?

О дин за другим к нему начинают подходить участники хоровода. И хотя он то и дело отмахивается, они читают ему стихи.

С олнце:

Б ог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех — на свете понимает!
Он – Спаситель, мой и твой,
Он повсюду!
Он – живой!!!

Б абочка:

Б ог создал огонь и воду,
Воздух, землю, — всю природу
И природа без конца
Славит своего Творца!

Л уна:

С лавят Бога беспрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!

М едведь:

С лавят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна —
Даже, если ночь темна!

М уравей:

С лавят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!

Я блоня:

С лавит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!

П тица:

П тицы чествуют Творца
И зимой, и летом,
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!

М едведь:

З вери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!

С олнце:

К ак величественно море
Катит волны на просторе,
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!

Л уна:

У крашая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне, —
Славят Бога в вышине!

В се хором:

В сё, что на Земле живёт,
Всё, что дышит, ест и пьёт,
Это — Божии созданья,
Часть большого мирозданья!

С олнце:

С олнце дарит людям свет,
Ласку и тепло.
Если б не его рассвет —
Было бы светло?..

Л уна:

Н очью — холодна, бледна
Появляется луна.
Эта спутница земная
Иногда и днем видна!

П тица:

З вёзды вечером зажглись,
Маленькие, смотрят вниз,
До утра дрожат, мигая, —
Больше всей Земли любая!

Б ереза:

В небесах запела птица,
Радуясь рассвету.
Как же нам не восхититься,
Слыша песню эту?

Т юльпан:

Н а лужайке там и тут —
Дивные цветы цветут,
Колокольчики, ромашки,
А на них — жучки-букашки!

М уравей:

П рилетит, спеша пчела
В сад, где вишня расцвела
И — скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!

С олнце:

И здалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»

Б ереза:

П обежал ручей, сверкая
Под весенним солнцем —
Будто радуга, играя
Льётся за оконцем!

М уравей:

М альчик оглядел цветок,
Тронул каждый лепесток
И восторг в его глазах:
Что ж тогда на Небесах?!

В се очень громко хором:

С олнце с самого утра
Говорит: «Вставать пора!»
Открываем глазки:
Всё вокруг — как в сказке!

В торой мальчик приподнимает голову и в испуге отшатывается:

Р ядом с ним сидит уже второй старичок в монашеской скуфейке, который кормит ломтем хлеба приветливо подковылявшего к нему медведя.

В торой старичок:

- Н е бойся, радость моя!

В торой мальчик:

- А он что – и правда живой?

В торой старичок:

- К онечно! Можешь даже проверить!

В торой мальчик осторожно дотрагивается пальцем до медведя и неожиданно с облегчением выдыхает:

- У ф-ф! А то я уж думал доигрался до всяких видений с этими играми! Но… почему он тогда нас не съест?

В торой старичок:

- З ачем? Бог создал нас так, чтобы все жили в мире и были вечно счастливы!

В торой мальчик недоверчиво смотрит на него. А тот, словно продолжая предыдущий разговор, говорит:

- В от, закончишь ты слушать свою музыку и играть в эти свои игры. А потом?

В торой мальчик:

- П отом — завтра пойду в школу!

В торой старичок:

- Х орошо! Ну, а когда закончишь ее?

В торой мальчик:

- П оступлю в институт!

В торой старичок:

В торой мальчик:

В торой старичок:

- Д опустим, станешь. А затем?

В торой мальчик:

- Ч то затем? Состарюсь…

В торой старичок:

- А потом — что?

В торой мальчик, опуская голову и вздыхая, чуть слышно:

- Ч то-что… Известно что…

В торой старичок, отпуская медведя, ласково кладет ладонь на плечо второго мальчика:

- В том-то и дело, что не все, видно, тебе известно, коли ты так мрачно говоришь об этом. Да еще в такой самый светлый день! Ведь Христос и воскрес-то из мертвых для того, чтобы мы были не просто счастливы, а блаженны, что значит — счастье в высшей мере! Причем, не год или два, а — всегда, вечно! Но – и жить тебе для этого отныне надо так, чтобы удостоиться этой блаженной вечности! Ты представляешь, радость моя, какое это великое счастье?! Вечно быть с Богом!!!

З вери, птицы, деревья бросаются обнимать друг друга от радости.

В торой мальчик, осмысливая услышанное, потирает лоб и даже не замечает, как уходит второй старичок.

Н аконец, он поднимает голову и говорит:

- Э то что: я уснул, и мне все приснилось? Но все равно… Какая разница? Спал – не спал… Не такой я уж и глупый, чтобы не понять всего этого! Так вот, значит, в чем смысл жизни! И вот почему все так ликуют сегодня. Ведь страшно даже подумать: если бы только Христос не воскрес… Если бы Он не воскрес!

В се актеры, играющие зверей, птиц, деревья, хватаются за головы. Медведь успокаивающе гладит по головке муравья.

В торой мальчик задумчиво продолжает:

- Н ет, только не это! Тогда — все на свете действительно разом потеряло бы всякую радость! Всякий смысл!

П осле этого солнце отворачивается и начинает медленно уходить. Но тут его приостанавливает луна, которая говорит что-то ему, с надеждой показывая на второго мальчика.

А тот наконец заканчивает:

- А так… так… Он ведь воскрес!!!

С олнце радостно бросается к хороводу.
Вся природа опять начинает ликовать.
Второй мальчик порывисто вскакивает со скамейки, которую тут же уносит муравей, и подбегает к хороводу.

- Х ристос воскресе! – кричит мальчик хороводу.

- В оистину воскресе! – слышен дружный ответ.

П тицы, звери, деревья радостно поют, кружась в хороводе, в центре которого мальчик и танцующее, «играющее» всеми красками солнце.

Д ети-актеры вновь декламируют.

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

К аждому второй мальчик радостно отвечает:

- В оистину воскресе!

В едущий – заканчивая, наконец, то, на чем остановился в самом начале, торжественно говорит:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Конспект развлечения

в старшей группе

Тема: «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

Воспитатель: Юрьева Ю. Е.

2016 год

Цель: Ознакомление детей с традициями русского народного праздниками «Пасха».

Задачи:

Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с православными праздниками и традициями;

Познакомить детей с историей возникновения праздника «Пасха»;

Дать детям представления о воскрешении Иисуса Христа;

Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров;

Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам.

Методы и приемы:

- наглядные: показ предметов, использование ИКТ и дидактических пособий;

Словесные: рассказ, беседа;

Практические: дидактические игры.

Виды мышления:

- наглядно-действенное;

Наглядно-образное;

Словесно-логическое.

Материал и оборудование:

Икона «Пасха»;

Корзина с яйцами, куличами, пасхой;

Желоб, ложки, большие кубы (для игры);

Ваза с вербой, подсолнухами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Дети входят в зал под звон колоколов, рассаживаются на места.

ВЕДУЩИЙ:

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения..

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – ПАСХА

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас услышали пасхальный звон колоколов. Этот звон мы слышим в церквах и в храмах.

Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить светлый праздник «Пасху» (показ иконы «Пасха»). «Пасха» - освобождение, избавление от смерти. «А кто воскрес в этот день? (ответы детей). Имя его Иисус - значит спаситель. Его также стали называть «Христос» - это значит - царь. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы открыть нам великие тайны жизни и добра.

И после своего воскресения он помогает добрым, искренним людям. Он учит нас добру, любви, а за это искупает наши грехи. И если вы, ребята, будете любить друг друга, птиц, животных, природу и будете защищать слабых, помогать старшим, то Иисус возрадуется на небесах.

1 Ребенок:

Летят слова в простор небес-

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли.

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир.

2 Ребёнок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес,

Христос воскрес!

Христос воскрес!

3 Ребёнок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

ВЕДУЩИЙ: А что обязательно готовят к пасхе, кто знает? (ответы детей) Правильно, на праздник пасхи на Руси пекли куличи и красили яйца. Расписывали их разными цветами радуги. Яйца, которые красили в один цвет, назывались крашенки. Яйца, которые украшали разными узорами, картинками называли писанки, а яйца, которые украшали пятнышками цветными, называли крапанки.

ВЕДУЩИЙ: В Великий пост перед Пасхой всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весѐлые развлечения. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весѐлыми играми, хороводами, танцами и песнями.

ВЕДУЩИЙ: Вот и пришла пора поиграть, да позабавиться!

Белое, круглое

Долго спокойно лежало,

Потом затрещало, закричало –

И неживое живым стало. (Яйцо)

ИГРА «БЕГ С ЯЙЦОМ» Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 стула.

Головоломка «Радужное лукошко».

Перед каждой командой кладётся - Колумбово яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

ИГРА-ХОРОВОД «КАТИСЬ, КАТИСЬ, ЯИЧКО» Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Дети поют:

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, дети говорят:

В кружочек, выходите

И вдвоем для нас спляшите. Все хлопают. Дети пляшут в центре круга.

Ведущий: Существует легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар. Богачи несли в подарок правителю золото, а Мария Магдалина решила принести императору Тиберию куриное яйцо и весть о воскресении Христа. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит свой цвет на красный. В тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивленный донельзя император произнес «Воистину воскрес!».

Отсюда и пошел обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями.

Игра «Раскрась яйцо».

Две команды. На середину зала выносят два мольберта с прикреплёнными белыми яйцами из бумаги. На столе разложены разные фигурки из бумаги и клей. Дети по очереди подбегают к столу, берут любую фигурки, мажут её клеем. Затем подходят к мольберту и приклеивают, по-своему желанию, на яичко)

ВЕДУЩИЙ: А сейчас встаньте в круг. У меня есть для вас сюрприз. Достает бутафорские разноцветные яйца. Поиграем!

Эстафета «Собери все яйца».

Перед командами 2 корзинки, а в обруче напротив яйца. Участники добежав до обруча берут яйцо и возвращаются к корзинке, кладут яйцо в корзинку и передают эстафету следующему. Кто из команд быстрее соберёт все яички в корзинки.

Игра «Кто быстрее докатит яичко»

Дети делятся на команды. Стоящие впереди дети берут клюшки и яйца (от Киндера). Дети должны клюшками докатить яйца до условленного места и вернуться с клюшкой и яйцом. Следующему ребенку берет клюшку и яйцо и идет до условленного места и возвращается обратно. Выигрывает группа, первыми прокатившая яйца.

ИГРА «ГОРКА»

Поставить горку для катания яиц. Играющий катит яйцо по «горке», у кого яйцо укатится дальше тот и побеждает.

Конкурс «Найди яичко»

Все дети выходят из помещения, где проводится Пасха в детском саду. В это время воспитатели прячут в зале яички: шоколадные, вареные, пластмассовые. Каждому ребенку дается по корзинке. Тот, кто соберет больше всего яичек, выиграл.

Игра «Шапки»

Каждому ребенку раздается по шапке. Когда все дети отворачиваются, ведущий подкладывает яичко в одну из шапок. Игроки по очереди пытаются догадаться, у кого лежит яичко. Тот, кто угадает, становится ведущим.

«Боулинг»

Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга. Отойдите на 10 шагов от них. Возьмите небольшой мягкий мяч и покатите его или бросьте. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе, при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход. Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А Ваше яйцо остается в общей игре. Задача – собрать больше яиц.

Сдувание яйца.

Команда, которая «передует» яйцо на территорию противника, выигрывает.

Игра «Прокати яичко».

Дети прокатывают яичко по наклонной досочке - жолобку, у кого яичко дальше укатится, той команде очко.

Игра «За двумя зайцами».

Перед детьми кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Игра: «Раскрути яйцо».

Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Победитель заберет яйца проигравших.

Игра: «Катание яиц навстречу друг другу».

Игра проводится на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

Игра: «Сюрприз»

По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомились с народными обычаями, традициями православного праздника Пасха.

1-й ребенок.

Встало солнышко над лесом,

Осветило ярко лес,

Вся листва зашелестела:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2-й ребенок.

Птицы весело щебечут,

Взвились стайкой до небес

Ветерок понес их песню:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес! »

3-й ребенок.

Рыжий кот на одеяло

Ко мне тихонечко залез

И мурлычет мне на ухо:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

ВЕДУЩИЙ:

Поздравляем вас с Пасхой Святой!

Праздник - добрый, красивый, большой.

Пусть духовность всегда торжествует,

Вера в Бога надежду дарует!

И в честь праздника Пасхи прозвучит праздничный колокольный звон Троицкой Сергиевой Лавры.

3. ПАСХАЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Дети расходятся по группам.