Пасхальная радость! сценарий. Пасхальная радость: как встретить главный православный праздник

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Н аступила весна!

С овсем скоро наступит и весна души — Великий пост!

А затем и праздников Праздник — Светлое Христово Воскресение ПАСХА!

К Пасхе нужно готовиться заранее. Уже сейчас. А также не только можно, но и нужно готовиться в дни Великого поста.

Т ем более, если Вы являетесь преподавателем Воскресной школы, или школьным педагогом, готовящим вместе с учениками Пасхальное выступление 🙂

Д ети очень любят примерить на себя разные роли, и этому весьма способствует их яркая детская фантазия. Посему возможностью внести в их души и сердца самую главную мысль всей нашей жизни, что Христос Воскрес и даровал нам Жизнь Вечную, нужно обязательно воспользоваться!

И звестный российский писатель, поэт и драматург, монах Варнава (Санин) потрудился на славу! Он подготовил не просто Пасхальный сценарий, о. Варнава написал самый настоящий детский Пасхальный спектакль, в котором затронул актуальные детские проблемки, мешающие многим девочкам и мальчикам чувствовать Пасхальную радость!..

П осему постановка сего проникновенного, весьма поучительного, сдобренного живым юмором и по настоящему Пасхального сценария дадут прекрасные духовные плоды Небесной радости не только в детских сердцах, но и в сердцах взрослых зрителей!

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ!
(сценарий)

Н а сцене – взрослые и дети-актеры, одетые в костюмы: солнца, луны, медведя, птицы, муравья, бабочки, тюльпана и деревьев (береза, яблоня). К ним подходит мальчик лет 12-14.

В едущий (чрезвычайно торжественно):

- К то это не слыхал, да пусть услышит,
Как в день Пасхальный чистые сердца,
И все, что ходит, плавает и дышит, -
Без устали приветствует Творца.

Береза, бабочка, тюльпан и птичка по очереди декламируют:

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

М альчик каждый раз звонко отвечает:

- В оистину воскресе!

П тицы, звери, деревья, взявшись за руки, начинают радостно кружиться в хороводе. В центре хоровода – мальчик.

Н еожиданно раздается громкая современная музыка, услышав которую хоровод останавливается.

Н а сцену выходит второй мальчик. В руках у него удочка и пустое ведерко. За плечами рюкзак. На ушах – большие наушники.

П ервый мальчик, выходя из хоровода, обращается к нему, как к давнему приятелю:

- Х ристос воскресе!

- А ? Что? – крутя головой, не слышит тот.

П ервый мальчик предлагает ему снять наушники, тот выполняет просьбу, и тогда весь хоровод дружно восклицает:

- Х ристос воскресе!

- Н у и что? — недоуменно пожимает плечами второй мальчик.

П тицы, звери, деревья в полном недоумении разводят крыльями, лапами и ветвями.

В торой мальчик продолжает, обращаясь к первому:

- И вообще, чего это ты такой радостный?

Первый мальчик:

- Т ак ведь — такой день! Такой день!…

В торой мальчик:

- Н у какой еще – такой? День, как день. Точнее, утро… Ничего хорошего. У меня вся рыбалка вон сорвалась. Хотя ни свет ни заря встал… (громко зевает).

П ервый мальчик:

- А я вообще еще не ложился!

В торой мальчик:

- К ак это?

П ервый мальчик:

- Т ак ведь ночью в храме Пасхальная служба была! А потом и уходить не хотелось! Смотри, даже солнце сегодня играет! Говорят, так всегда на Пасху бывает!

С олнце выходит на центр сцены и начинает танцевать, размахивая разноцветными платками.

- О птический обман или к перемене погоде. То-то рыба сегодня даже не клевала! – отмахивается второй мальчик.

- Д а будет тебе! – примирительно улыбается ему первый мальчик и вновь с воодушевлением восклицает: — Христос воскресе!

- А я тут при чем? –хмуро отзывается второй мальчик.

П ервый мальчик:

- К ак это при чем?!! Тебя что – все это совершенно не волнует?

В торой мальчик:

- Д а у меня одно только желание – поскорее добраться домой и отдохнуть!

П ервый мальчик делает жест хороводу, и муравей подносит скамейку. Незаметно ставит ее и удаляется

- О! – замечая скамейку, удивляется второй мальчик. – Откуда она тут взялась? Ведь ее только что не было!

П ервый мальчик:

— В день, когда свершилось величайшее в мире чудо, разве не может быть чего-нибудь необычного?

В торой мальчик:

— Н е знаю, лично я ни в какие в чудеса не верю! Но передохнуть, пожалуй, не прочь!

С этими словами он садится нам скамейку.

— Н у что я могу еще сказать, — с сочувствием глядя на него, говорит первый мальчик. – Мне нужно идти, родители могут волноваться. Одно пожелаю: помоги тебе Господи все понять и…принять!

П ервый мальчик уходит.
Природа замирает.
Только солнце продолжает «играть».
Второй мальчик прикрывает глаза, блаженно вытягивает ноги и вновь натягивает на уши наушники.
Выходя на сцену, к нему подсаживается старичок в восточном халате. Тут же к старичку подбегает птичка и доверчиво кладет ему голову на плечо. Старичок тихонько покашливает, привлекая к себе внимание.
Второй мальчик приоткрывает один глаз и с недоумением косится на него.

С таричок:

- М узыку слушаешь? Можно и мне!

В торой мальчик с усмешкой:

- А это не из вашего времени!

Н о наушники все же протягивает.

П тичка закрывает крылышками уши. То же самое, морщась, делает и весь хоровод.

С таричок, едва приложив наушники к уху, вздрагивает и, возвращая их, говорит:

- Д а, действительно, даже в моем языческом, третьем веке от Рождества Христова, такого не бывало. Правда, когда некоторые жрецы, например Кибелы, били в свои бубны, тоже было несносно громко. Но все же, прости, не до такой степени…

В торой мальчик (в сторону):

- С транный он какой-то… Ученый историк на пенсии, что ли?

С таричок, словно услышав его мысли:

- Н ет, я не историк, хотя, действительно, из истории. Ты лучше мне вот что скажи: ну, дослушаешь, к примеру, ты эту свою музыку. А потом что?

В торой мальчик:

- К ак что? Другой диск поставлю!

С таричок:

- А когда и он надоест?

В торой мальчик:

- Т ретий найдется!

С таричок:

- Д опустим, даже десятый. Но вот и он наскучит! Что тогда станешь делать?

В торой мальчик (с вызовом):

- А у меня… электронные игры есть!

С таричок, качая головой:

- Д -да…Разве Бог создал тебя для этого? Разве в этом смысл жизни?

В торой мальчик:

- А что, меня вполне все устраивает! Спасибо, что про игру напомнили! Сейчас поиграю!

В торой мальчик достает из рюкзака игровую приставку.

- В от, хотя бы в охоту на медведя!

У слышав это, медведь в хороводе с опаской прячется за деревья.

С таричок уходит.

В торой мальчик с азартом начинает стучать клавишами.

- Б ог… — ворчит он. – А где Он? И разве смысл жизни не в том, чтобы… просто приятно в свое удовольствие жить?

О дин за другим к нему начинают подходить участники хоровода. И хотя он то и дело отмахивается, они читают ему стихи.

С олнце:

Б ог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех — на свете понимает!
Он – Спаситель, мой и твой,
Он повсюду!
Он – живой!!!

Б абочка:

Б ог создал огонь и воду,
Воздух, землю, — всю природу
И природа без конца
Славит своего Творца!

Л уна:

С лавят Бога беспрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!

М едведь:

С лавят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна —
Даже, если ночь темна!

М уравей:

С лавят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!

Я блоня:

С лавит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!

П тица:

П тицы чествуют Творца
И зимой, и летом,
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!

М едведь:

З вери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!

С олнце:

К ак величественно море
Катит волны на просторе,
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!

Л уна:

У крашая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне, —
Славят Бога в вышине!

В се хором:

В сё, что на Земле живёт,
Всё, что дышит, ест и пьёт,
Это — Божии созданья,
Часть большого мирозданья!

С олнце:

С олнце дарит людям свет,
Ласку и тепло.
Если б не его рассвет —
Было бы светло?..

Л уна:

Н очью — холодна, бледна
Появляется луна.
Эта спутница земная
Иногда и днем видна!

П тица:

З вёзды вечером зажглись,
Маленькие, смотрят вниз,
До утра дрожат, мигая, —
Больше всей Земли любая!

Б ереза:

В небесах запела птица,
Радуясь рассвету.
Как же нам не восхититься,
Слыша песню эту?

Т юльпан:

Н а лужайке там и тут —
Дивные цветы цветут,
Колокольчики, ромашки,
А на них — жучки-букашки!

М уравей:

П рилетит, спеша пчела
В сад, где вишня расцвела
И — скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!

С олнце:

И здалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»

Б ереза:

П обежал ручей, сверкая
Под весенним солнцем —
Будто радуга, играя
Льётся за оконцем!

М уравей:

М альчик оглядел цветок,
Тронул каждый лепесток
И восторг в его глазах:
Что ж тогда на Небесах?!

В се очень громко хором:

С олнце с самого утра
Говорит: «Вставать пора!»
Открываем глазки:
Всё вокруг — как в сказке!

В торой мальчик приподнимает голову и в испуге отшатывается:

Р ядом с ним сидит уже второй старичок в монашеской скуфейке, который кормит ломтем хлеба приветливо подковылявшего к нему медведя.

В торой старичок:

- Н е бойся, радость моя!

В торой мальчик:

- А он что – и правда живой?

В торой старичок:

- К онечно! Можешь даже проверить!

В торой мальчик осторожно дотрагивается пальцем до медведя и неожиданно с облегчением выдыхает:

- У ф-ф! А то я уж думал доигрался до всяких видений с этими играми! Но… почему он тогда нас не съест?

В торой старичок:

- З ачем? Бог создал нас так, чтобы все жили в мире и были вечно счастливы!

В торой мальчик недоверчиво смотрит на него. А тот, словно продолжая предыдущий разговор, говорит:

- В от, закончишь ты слушать свою музыку и играть в эти свои игры. А потом?

В торой мальчик:

- П отом — завтра пойду в школу!

В торой старичок:

- Х орошо! Ну, а когда закончишь ее?

В торой мальчик:

- П оступлю в институт!

В торой старичок:

В торой мальчик:

В торой старичок:

- Д опустим, станешь. А затем?

В торой мальчик:

- Ч то затем? Состарюсь…

В торой старичок:

- А потом — что?

В торой мальчик, опуская голову и вздыхая, чуть слышно:

- Ч то-что… Известно что…

В торой старичок, отпуская медведя, ласково кладет ладонь на плечо второго мальчика:

- В том-то и дело, что не все, видно, тебе известно, коли ты так мрачно говоришь об этом. Да еще в такой самый светлый день! Ведь Христос и воскрес-то из мертвых для того, чтобы мы были не просто счастливы, а блаженны, что значит — счастье в высшей мере! Причем, не год или два, а — всегда, вечно! Но – и жить тебе для этого отныне надо так, чтобы удостоиться этой блаженной вечности! Ты представляешь, радость моя, какое это великое счастье?! Вечно быть с Богом!!!

З вери, птицы, деревья бросаются обнимать друг друга от радости.

В торой мальчик, осмысливая услышанное, потирает лоб и даже не замечает, как уходит второй старичок.

Н аконец, он поднимает голову и говорит:

- Э то что: я уснул, и мне все приснилось? Но все равно… Какая разница? Спал – не спал… Не такой я уж и глупый, чтобы не понять всего этого! Так вот, значит, в чем смысл жизни! И вот почему все так ликуют сегодня. Ведь страшно даже подумать: если бы только Христос не воскрес… Если бы Он не воскрес!

В се актеры, играющие зверей, птиц, деревья, хватаются за головы. Медведь успокаивающе гладит по головке муравья.

В торой мальчик задумчиво продолжает:

- Н ет, только не это! Тогда — все на свете действительно разом потеряло бы всякую радость! Всякий смысл!

П осле этого солнце отворачивается и начинает медленно уходить. Но тут его приостанавливает луна, которая говорит что-то ему, с надеждой показывая на второго мальчика.

А тот наконец заканчивает:

- А так… так… Он ведь воскрес!!!

С олнце радостно бросается к хороводу.
Вся природа опять начинает ликовать.
Второй мальчик порывисто вскакивает со скамейки, которую тут же уносит муравей, и подбегает к хороводу.

- Х ристос воскресе! – кричит мальчик хороводу.

- В оистину воскресе! – слышен дружный ответ.

П тицы, звери, деревья радостно поют, кружась в хороводе, в центре которого мальчик и танцующее, «играющее» всеми красками солнце.

Д ети-актеры вновь декламируют.

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

К аждому второй мальчик радостно отвечает:

- В оистину воскресе!

В едущий – заканчивая, наконец, то, на чем остановился в самом начале, торжественно говорит:

Максим Терехов

Впервые настоящую пасхальную радость я ощутил на Новый год. Это было в середине 90-х годов. Мы с женой еще были неофитами, а открытых церквей было мало, и мы только начинали свою церковную жизнь в одном из храмов на окраине Москвы. В этот год первое января выпало на воскресенье – малая Пасха для любого христианина. И вот мы по совету своего духовника стали готовиться к Причастию на Новый год. Кто помнит, в СССР это был самый радостный и светлый праздник. После Причастия мы возвращались и испытывали совершенно новые для себя чувства. В метро ехали редкие помятые праздником пассажиры. Большинству из них было тяжело после разгульной ночи. Перед нами сидела красивая и очень несчастная девушка. Было видно, что ей очень плохо. С нами был наш годовалый сын Павел. Он привлек ее внимание, и она протянула ему апельсин. «Ваааа!» – раздался Пашкин голос, и довольный ребенок вцепился в оранжевый предмет. От такой непосредственной реакции девушка повеселела. Сам Новый год перестал быть для меня главным и важным праздником.

К настоящей пасхальной радости надо готовиться постом и молитвой. Большинство «захожан» смотрят с любопытством и недоверием на ночной крестный ход и если входят в храм после него, то быстро покидают богослужение. Они уносят с собой лишь малую толику этой радости. Долгие службы Страстной седмицы для них тоже неведомы, а ведь именно сопереживание Христу в это время, реальное ощущение утраты позволяют почувствовать во всей полноте и радость Воскресения. Христианская скорбь имеет совершенно иное свойство. В глубине сердца всегда есть надежда и реальное знание о будущей радости. Это чувство в свое время позволило не уйти от Креста женам-мироносицам и апостолу Иоанну.

Не уйти от Креста!
Лишь горячее чистое сердце
Может в этой беде
Страх и слабость в ногах
Побороть!
Возлюбили Христа
Мироносицы, сильные духом,
Был живым в их сердцах
Снятый с Крестного Древа
Господь!
Как же были рады все эти святые люди Воскресению Христову!

Перед этим событием Христос явил нам другое чудо – воскрешение Лазаря Четверодневного. Всякий, уверовавший и последовавший за Христом, воскреснет, когда Христос этого пожелает, и радуемся мы еще и нашей сопричастности этому чуду.

Помимо служб, которые мы стараемся посетить перед Пасхой, есть еще и радостные хлопоты. Мы убираем дом в Чистый четверг, печем куличи и красим пасхальные яйца. В каждой христианской семье есть свои Марфы и Марии, избирающие тот или иной маленький подвиг перед Пасхой. Оба подвига важны и нужны, но благое внимание Марии к словам Христа и молитва стоят выше. Однако детям зачастую понятней подвиг Марфы, который венчается замечательными украшениями на куличах и пасхальных яйцах. Многие пожилые люди вернулись в церковь именно благодаря светлым детским воспоминаниям об этих замечательных обычаях.

Однако эти ставшие привычными предпраздничные хлопоты иногда запоминаются из-за необычных событий. Я помню, одно из них произошло в нашей семье прямо перед Пасхой. Надо было освятить куличи, крашеные яйца и творожную пасху, которые моя жена приготовила сама. Решили всей семьей в церковь не ехать, а взять лишь часть детей в помощь. Старший сын и его шестилетний брат должны были остаться с младшими трехлетними сестрами-двойняшками и всячески их развлекать и утешать. Троих детей и жену я взял с собой в храм. Очередь оказалась большой, а погода холодной. Я поехал домой за теплыми вещами, оставив всю компанию в очереди.

Ничего не подозревая, я зашел в дом и увидел шестилетнего Васю. У него на руках была одна из девочек и ужасно орала. Другая была рядом и пыталась утешить сестру. «А где же старший»? – задал я себе вполне уместный для этой ситуации вопрос и быстро пошел на кухню, где явно кто-то был.

– Вылезай! – услышал заговорщицкий шепот.

Я увидел незнакомого парня лет двенадцати, который проворно встал на подоконник и выпрыгнул в окно. Ко мне повернул голову удивленный старший сын и очень искренне произнес:

– Папа, ну как же ты неудачно пришел…

Выяснилось, что он совершенно забыл родительский запрет не пускать кого бы то ни было в дом, когда нет родителей. А приходивший парень – это его новый друг, которому нужен был их общий паяльник, чтобы припаять к магнитофону антенну. Тут я увидел маленький магнитофон, забытый другом при поспешном бегстве.

– А зачем же через окно? – спросил я у сына.
– Я решил, что так будет лучше, – ответил он.

И опять пришлось объяснять, что он здесь и сейчас был самым старшим и именно он должен делать так, чтобы сестры не плакали и не ссорились, а вовсе не Вася, которому самому еще только шесть лет. Проведя беседу, я поехал в храм, где в очереди встретил друзей и потряс их своими свежими впечатлениями от визита домой.

– Да, у нас так с седьмого этажа не прыгнешь, – сказали друзья.

«Да, хорошо, что у нас первый», – подумал я, мысленно молясь о детях. Батюшка окропил наши корзинки и подносы с яичками, пасхой и куличами, на душе стало радостно и хорошо. Дома мы застали мирную идиллию: старшие дети занимались младшими, никто не плакал. Пасхальная радость начинала наполнять и наш дом!

Тепло дохнуло мягкой лаской...
Тепло дохнуло мягкой лаской,
Уютной, теплой детской сказкой.
Зеленый лист звенит весной,
Бежит мальчишка «заводной»…

Звонарь пасхальным дивным звоном
Разлил окрест благую весть,
Что Воскресение свершилось
И правда в этом мире есть!

В зале оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей).На стенах панно «Кулич-город», «Храм», большое пасхальное яйцо, звонница с керамическими колокольчиками.
Дети сидят полукругом вместе с родителями.

Исполняется тропарь.

Ведущий:
Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопиться радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения. Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. «Ночь долгая и темная - поглощена, мрачная смерть сокрыта, Христос является пред всеми светлее солнца. Господь из невозможного творит неожиданное», - говорит Святитель Иоанн Златоуст. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

Дети исполняют песню «Чудо выше всех чудес».

Ребенок-чтец:
После долгого говенья
Причастившись на Страстной,
Православные с волненьем
К службе шествуют ночной.
С яйцами и куличами,
С пасхами и со свечами.
С крестным ходом, с дружным пеньем
Мы встречаем Воскресенье.
Солнце пляшет и играет,
Бог всю тварь благословляет,
От земли и до небес
Все поет Христос Воскрес!

Ребенок исполняет песню «Песенка про ангелов». («Праздники в воскресной школе». - М., 2000.)

Дети подходят к звоннице и читают:

Ребенок-чтец 1:
Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!
Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Ребенок-чтец 2:
Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!
Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!
Веселись и славословь - нынче царствует любовь!
Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Дети старшей группы с колокольчиками в руках поют и звонят.

Звонят, звонят колокола, динь-дон,
Настала светлая пора, динь-дон,
И льется музыка с небес, динь-дон,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети подготовительной группы играют на колоколах детской звонницы.

Ведущий:
Христос Воскресе! Радостно трепещет сердце. Пасха - воистину праздникам праздник.
А совсем недавно люди шли в церковь с вербочками, чтобы встретить Христа радостно, торжественно.

Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.

Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).

Ведущий:
Мы знаем, что в светлый праздник Пасхи есть обычай дарить яйца.
А какие же буквы можно увидеть на пасхальных яйцах? (отвечают дети) .
Христос Воскресе! - застыло на лакированном яичке.

Ребенок-чтец:
Я разрисовал яичко
Ветка, а на ветке птичка.
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье.
По середочке – узор,
А внизу - Христос Воскресе!

По тексту стихотворения дети составляют большую картину из рисунков. (Пасхальное яйцо, ветки вербы, птичка, буквы ХВ, храм, облако).

Ведущий:
Христос Воскресе! - какие чудесные слова, в них и победная весть жизни над смертью, и радость вечной жизни.

Двое детей читают стихотворение. У одного в руке белое яйцо, у другого - красное.

Ребенок-чтец 1:
Дорого яичко ко Христову дню.
И не знал я долго: как и почему?
Только слова Богу Он мне Сам открыл,
Чтобы я яичко красное ценил.
Взял я как-то в руки свежее яйцо.
И смотрел я долго с думой на него.
Ни костей, ни клюва, ни пера, ни ног.
В том яйце я птицы увидать не смог.
Как же так бывает, где найти ответ,
Птичка вдруг выходит из яйца, на свет.

Ребенок-чтец 2:
В этом вот и чудо Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Тот пример я понял, сердцу дорогой,
Так Господь когда-то сотворил со мной.
Та же сила Божья, прах мой соберет,
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой, чудо из чудес,
Первенец из мертвых Сам Христос Воскрес.
На кресте Он умер, так Он нас любил,
Что за нас, за грешных, кровь Свою пролил.
И с тех пор яичко, красное как кровь,
Мне напоминает про Его любовь.

Ведущий:
Христос Воскресе! - приветствуют друг друга люди.
Христос Воскресе! - вторят им птицы.
Христос Воскресе! - звонят колокола в храмах.

Ребенок-чтец:
"В светлую ночь"
В эту ночь спать грешно;
Посмотри-ка в окно;
Всюду свет, люди ждут,
Скоро в церковь пойдут.
В полночь звон прогудит,
В небеса полетит,
И разбудит волной
Небеса он с землей.
В эту ночь спать грешно,
Скоро полночь... Темно...
Тем, кто, бодрствуя, ждет,
Светлый праздник идет!

Детям предлагают послушать рассказ (читает воспитатель или кто-то из родителей.)
"Радость утра" Валерия Миловатского.

"Радость утра"
Над городом – полупрозрачная ночь. В эту пору в Петербурге бывают именно такие чуткие ночи. Все спят. Лишь один мальчик не спит – он ждёт. Его папа – лесовод, уехал осматривать новые посадки и обещал вернуться на Пасху. И мальчик ждал его.

А ещё, мама, укладывая его спать, сказала, что этой ночью начнётся Пасха – и он боялся пропустить момент, когда воскреснет Христос. Ему хотелось увидеть: рассеется вдруг тьма, и станет светло как днём, и возликуют и ангелы, и птицы, и звери, и вся земля…
Лёжа в постели, он долго вслушивался в тишину, вглядывался в ночное небо в окне – и ждал. Какие – то шорохи, вздохи, скрипы, мерцания, когда он прикрывал глаза, заставляли его вздрагивать. Иногда он слышал глухие удары – это, видимо, льдины, идущие по Неве, ударяли в набережную.

В углу, напротив кровати, горела лампадочка перед образом святого Серафима Саровского. Это мальчика ободряло и успокаивало. И вспоминал он, то ли наяву, то ли во сне…
В те годы, когда жил великий Пушкин, в России появился небывалый святой. Он во всякий день приветствовал всех словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Потому что сам в это крепко верил и хотел, чтобы все люди тоже уверовали в Воскресение, очнулись от своего неверия. В тайне он вершил подвиг своей жизни – не один раз был в лапах смерти: умирал от болезней, убивали его разбойники, но чудесно спасала его Богородица, которой он непрестанно молился. Добровольно он подвергал себя тяжелейшим испытаниям. Тысячу дней и ночей, молясь, стоял он на коленях на камне под открытым небом. А сколько ещё неизвестных подвигов он совершил!

И Богом даровано ему было многое. Радость обнимала всех, кто приходил к нему; иные видели сияние, которое излучало его лицо. Всякого он готов был утешить, приголубить и слово сказать приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл. Ради этой радости и нёс он тяжкий крест, потому что «истинная радость есть плод и спутник креста». Святой старец Воскресения, старец радости, любви и победы, как он любил детей!
И мальчик увидел этого светозарного старца, увидел золотые купола храмов. И от этого сияния все оживало вокруг: цвели яблоки, жужжали пчелы; даже старый полузасохший ясень распустил свои полупрозрачные, как ангельские перья, листочки. Мальчик смотрел на это во все глаза – ему хотелось бегать, обнимать каждую яблоньку…
И он хотел бы остаться там, в этом чудесном сне, но что – то необычайное, ликующее колокольным звоном подхватило его, достигло глубины души и наполнило радостью и любовью.

Нельзя было не проснуться – для того, чтобы ощутить и увидеть это. Оно звучало, звало, сияло, оно было полно такой звонкой силы, что хотелось броситься ему в объятия. Ему любящему и единственному – воскресшему и воскрешающему Иисусу Христу. Он был за пределами сна – тут мальчик понял, что он спал, и испугался, что проспал самое важно, чего нельзя было пропустить.

И сквозь сон, сквозь закрытые веки он почувствовал, что пришёл какой – то особенный день – и надо быстрей выпрыгнуть из своего сна навстречу этому необычному дню. Когда он раскрыл глаза – день звенел, сверкал, сам воздух пел: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!»
«Христос Воскресе!» - сказал отец, и они расцеловались. Отец взял сына на руки, поднёс к окну, открыл его и сказал: «Смотри, как всё цветёт! Вот оно, Воскресение! Вчера до позднего вечера я обходил дальний участок леса. Ночью я возвращался через лес. Было темно и жутковато. Лишь звёзды светили. И я подумал: «А ведь в эту ночь воскрес Христос».

И крикнул громко на весь лес: «Слава тебе, Господи! Слава Воскресению Твоему!» И вдруг тёмное лесное небо осветилось множеством разноцветных сполохов. Радуги волнами просияли на небе, освещая тёмный лес, как будто бы ангелы с небес ответили: «Воистину Воскресе!» а ты в это время, наверное, крепко спал, радость моя!»

Звучит колокольный звон (аудиокассета), открывается занавес, за которым на стене оформлен "Храм".
Все дети подходят к "храму".

Ребенок-чтец:
Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.

Дети исполняют песню "Храм".
По традиции, дети и родители идут в расположенный рядом с детским садом храм и звонят в колокола.
Праздник заканчивается пасхальной трапезой и пасхальными играми.

По сути это не просто главный, а самый первый христианский праздник, который ученики Спасителя начали торжествовать с самого момента события, то есть, узнав о воскресении Иисуса Христа. Так что история Пасхи началась в 33 году нашей эры. И до сих пор всякий день после субботы – радостный, важный, его еще называют «малой Пасхой». Хотя Воскресение вспоминают каждую неделю, но особенно торжественно его отмечают раз в году. Дату главного события Евангелия православные вычисляют по лунно-солнечному календарю.

Песах и Пасха – разный смысл

Светлое Воскресение часто называют Пасхой, потому что оно случилось в Иерусалиме именно в дни еврейской Пасхи. В Сионской горнице Христос придал празднику новый смысл: заменил Собой место жертвенного агнца. Апостол Павел в Послании к коринфянам именно так называет Спасителя: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Однако слово прижилось в европейских и славянских языках.

Слово «пэсах» означает «миновать, проходить мимо». Еврейский праздник совершается в память исхода из египетского рабства. Для христиан исход из плена преобразился в переход от смерти к жизни, потому что Христос победил смерть, открыл двери Рая, закрытые для человека со времен грехопадения. И на каждой пасхальной проповеди обязательно звучат слова Послания Иоанна Богослова: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!».

Пасха в славянской традиции

До крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году среди его родных и подданных были христиане. Его бабушка, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе в 957 году. А Повесть временных лет свидетельствует о еще более ранней дате: в летописи сказано, что в 945 году в Киеве стоял соборный храм Святого Ильи. А раз так, то наверняка славяне праздновали и Пасху, согласуясь с апостольскими заветами.

5 любопытных обычаев

Среди особенностей празднования есть такие, о которых, ты, возможно, раньше не слышала. Проверь.

1 Пасха - это не один день. Церковь торжествует целых 40 дней, ровно столько Спаситель пребывал на земле от Своего воскресения до вознесения.

2 Первую неделю после праздника - Светлую седмицу - церковь призывает не поститься (проще говоря, на пост введен запрет), а причащаться можно каждый день, если нет канонических препятствий.

3 Божественная Литургия в первые семь дней после Пасхи короткая, радостная, праздничная. Думается, что это удобно для начинающих воцерковляться, кому было бы тяжело выстоять долгую службу.

4 Царские врата открыты всю неделю. Возле них на столе полагают большой круглый хлеб - Артос, который в субботу Светлой седмицы раздробляют и раздают всем после Литургии.

5 в течение первой праздничной недели разрешен каждому. Но в разных храмах по‑разному: иногда вход на колокольню открыт, иногда звонарь собирает группу. Пожалуй, это исключительная традиция празднования Пасхи в России.

1 Освятить , и желательно утром или днем накануне праздника, то есть в субботу. Вечером тоже можно прийти, но это чревато: попадешь в очередь, не успеешь, да и батюшки к концу дня уже уставшие.

2 Можно взять с собой спички, если во время освящения еды планируешь украшать свой кулич церковной свечой и зажигать ее.

3 Если ты планируешь причаститься, узнай о времени исповеди. Иногда таинство идет только утром в субботу, а иногда в субботу вечером. В разных приходах свои особенности.

4 Надеть красный платок и платье - благочестивая традиция. Облачения священников и свечи в на пасхальном богослужении будут красными - цвет символизирует кровь, которую Христос пролил за людей.

5 Крестный ход происходит около полуночи. Все идут вокруг храма с зажженными свечами. Бывает досадно, когда они гаснут на ветру. Вместо восковой свечи можно заранее купить в лавке маленький светильник из красного стекла.

6 Если думаешь взять на ночную Литургию детей, узнай, какие для них есть «опции» в выбранном тобой храме. Многое зависит от архитектуры: иногда место для уставших деток есть высоко на хорах, или же храм такой просторный, что для них выделают особенный уголок, где можно поиграть, а то и подремать. Для этих целей родители берут с собой складные стульчики со спинкой или коврики.

7 Идти на ночное богослужение не обязательно. Оно торжественно, таинственно, необычно, однако в не всем по душе многолюдие. Спешим порадовать: воскресным утром в храмах народу меньше, а Литургия и радость те же - пасхальные.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Конспект развлечения

в старшей группе

Тема: «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ»

Воспитатель: Юрьева Ю. Е.

2016 год

Цель: Ознакомление детей с традициями русского народного праздниками «Пасха».

Задачи:

Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с православными праздниками и традициями;

Познакомить детей с историей возникновения праздника «Пасха»;

Дать детям представления о воскрешении Иисуса Христа;

Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров;

Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам.

Методы и приемы:

- наглядные: показ предметов, использование ИКТ и дидактических пособий;

Словесные: рассказ, беседа;

Практические: дидактические игры.

Виды мышления:

- наглядно-действенное;

Наглядно-образное;

Словесно-логическое.

Материал и оборудование:

Икона «Пасха»;

Корзина с яйцами, куличами, пасхой;

Желоб, ложки, большие кубы (для игры);

Ваза с вербой, подсолнухами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Дети входят в зал под звон колоколов, рассаживаются на места.

ВЕДУЩИЙ:

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресение,

Его второй день рождения..

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – ПАСХА

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас услышали пасхальный звон колоколов. Этот звон мы слышим в церквах и в храмах.

Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить светлый праздник «Пасху» (показ иконы «Пасха»). «Пасха» - освобождение, избавление от смерти. «А кто воскрес в этот день? (ответы детей). Имя его Иисус - значит спаситель. Его также стали называть «Христос» - это значит - царь. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы открыть нам великие тайны жизни и добра.

И после своего воскресения он помогает добрым, искренним людям. Он учит нас добру, любви, а за это искупает наши грехи. И если вы, ребята, будете любить друг друга, птиц, животных, природу и будете защищать слабых, помогать старшим, то Иисус возрадуется на небесах.

1 Ребенок:

Летят слова в простор небес-

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли.

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир.

2 Ребёнок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес,

Христос воскрес!

Христос воскрес!

3 Ребёнок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

ВЕДУЩИЙ: А что обязательно готовят к пасхе, кто знает? (ответы детей) Правильно, на праздник пасхи на Руси пекли куличи и красили яйца. Расписывали их разными цветами радуги. Яйца, которые красили в один цвет, назывались крашенки. Яйца, которые украшали разными узорами, картинками называли писанки, а яйца, которые украшали пятнышками цветными, называли крапанки.

ВЕДУЩИЙ: В Великий пост перед Пасхой всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весѐлые развлечения. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весѐлыми играми, хороводами, танцами и песнями.

ВЕДУЩИЙ: Вот и пришла пора поиграть, да позабавиться!

Белое, круглое

Долго спокойно лежало,

Потом затрещало, закричало –

И неживое живым стало. (Яйцо)

ИГРА «БЕГ С ЯЙЦОМ» Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 стула.

Головоломка «Радужное лукошко».

Перед каждой командой кладётся - Колумбово яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

ИГРА-ХОРОВОД «КАТИСЬ, КАТИСЬ, ЯИЧКО» Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Дети поют:

Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, дети говорят:

В кружочек, выходите

И вдвоем для нас спляшите. Все хлопают. Дети пляшут в центре круга.

Ведущий: Существует легенда, согласно которой во времена существования Римской империи, люди могли посетить императора с прошением, только принеся ему что-либо в дар. Богачи несли в подарок правителю золото, а Мария Магдалина решила принести императору Тиберию куриное яйцо и весть о воскресении Христа. Протянув свой подарок, она сказала «Христос воскрес!», но император рассмеялся и ответил, что поверит в эту новость, только если это белое яйцо сменит свой цвет на красный. В тот же момент свершилось чудо, и яйцо стало ярко красным. Тогда удивленный донельзя император произнес «Воистину воскрес!».

Отсюда и пошел обычай красить яйца и здороваться на Пасху этими словосочетаниями.

Игра «Раскрась яйцо».

Две команды. На середину зала выносят два мольберта с прикреплёнными белыми яйцами из бумаги. На столе разложены разные фигурки из бумаги и клей. Дети по очереди подбегают к столу, берут любую фигурки, мажут её клеем. Затем подходят к мольберту и приклеивают, по-своему желанию, на яичко)

ВЕДУЩИЙ: А сейчас встаньте в круг. У меня есть для вас сюрприз. Достает бутафорские разноцветные яйца. Поиграем!

Эстафета «Собери все яйца».

Перед командами 2 корзинки, а в обруче напротив яйца. Участники добежав до обруча берут яйцо и возвращаются к корзинке, кладут яйцо в корзинку и передают эстафету следующему. Кто из команд быстрее соберёт все яички в корзинки.

Игра «Кто быстрее докатит яичко»

Дети делятся на команды. Стоящие впереди дети берут клюшки и яйца (от Киндера). Дети должны клюшками докатить яйца до условленного места и вернуться с клюшкой и яйцом. Следующему ребенку берет клюшку и яйцо и идет до условленного места и возвращается обратно. Выигрывает группа, первыми прокатившая яйца.

ИГРА «ГОРКА»

Поставить горку для катания яиц. Играющий катит яйцо по «горке», у кого яйцо укатится дальше тот и побеждает.

Конкурс «Найди яичко»

Все дети выходят из помещения, где проводится Пасха в детском саду. В это время воспитатели прячут в зале яички: шоколадные, вареные, пластмассовые. Каждому ребенку дается по корзинке. Тот, кто соберет больше всего яичек, выиграл.

Игра «Шапки»

Каждому ребенку раздается по шапке. Когда все дети отворачиваются, ведущий подкладывает яичко в одну из шапок. Игроки по очереди пытаются догадаться, у кого лежит яичко. Тот, кто угадает, становится ведущим.

«Боулинг»

Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга. Отойдите на 10 шагов от них. Возьмите небольшой мягкий мяч и покатите его или бросьте. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе, при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход. Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А Ваше яйцо остается в общей игре. Задача – собрать больше яиц.

Сдувание яйца.

Команда, которая «передует» яйцо на территорию противника, выигрывает.

Игра «Прокати яичко».

Дети прокатывают яичко по наклонной досочке - жолобку, у кого яичко дальше укатится, той команде очко.

Игра «За двумя зайцами».

Перед детьми кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Игра: «Раскрути яйцо».

Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Победитель заберет яйца проигравших.

Игра: «Катание яиц навстречу друг другу».

Игра проводится на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

Игра: «Сюрприз»

По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами познакомились с народными обычаями, традициями православного праздника Пасха.

1-й ребенок.

Встало солнышко над лесом,

Осветило ярко лес,

Вся листва зашелестела:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2-й ребенок.

Птицы весело щебечут,

Взвились стайкой до небес

Ветерок понес их песню:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес! »

3-й ребенок.

Рыжий кот на одеяло

Ко мне тихонечко залез

И мурлычет мне на ухо:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

ВЕДУЩИЙ:

Поздравляем вас с Пасхой Святой!

Праздник - добрый, красивый, большой.

Пусть духовность всегда торжествует,

Вера в Бога надежду дарует!

И в честь праздника Пасхи прозвучит праздничный колокольный звон Троицкой Сергиевой Лавры.

3. ПАСХАЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Дети расходятся по группам.