Младенец 6 мес. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Прибавки в росте и весе для полугодовалого ребенка

В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.

Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.

Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.



Способности малыша в 6 месяцев

Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:

  • физическому;
  • осязательному;
  • эмоциональному;
  • интеллектуальному.

Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.


Малыш умеет:

  • Переворачиваться на бок и перекатываться на спину, чуть позже на живот.
  • Хватает ножки ручками и поднимает к ним голову.
  • Цепко держит игрушку в руках, перекладывает из руки в руку, берет ее из любого положения, а не только из рук мамы.
  • Может держать одновременно две погремушки в обеих руках, как правило, малыш начинает стучать ими друг о друга.
  • Делает подобие «мостика», упираясь головой и ногами в дно кроватки.
  • Раскачивается, стоя на четвереньках.
  • Старается ползти, «подползая» к интересующему его предмету.
  • Учится сидеть.
  • Старается вставать рядом с удобной опорой.

Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.

Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.



Малыш должен:

  • Тянуть предметы в рот.

Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.

Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.


Развитие малыша в эмоциональном и интеллектуальном плане

Ребенок способен:

  • Заниматься игрушками: рассматривать их, стучать, выбрасывать и подбирать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Лепетать;
  • Различать эмоции (положительные и отрицательные);
  • Различать своих и чужих;
  • Понимать, о каком предмете идет речь, находить его взглядом.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.

Развиваемся и играем одновременно!

Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.

Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:

  • Развивающие коврики и дуги. Данный вид игрушек помогает детям устанавливать причинно-следственные связи. Например, малыш нажимает на кнопочку – зажигается лампочка, ребенок ударяет по игрушке – она смеется и т. д. Кроме того, застегивание и расстегивание замочков, нажатие на кнопочки, игра с липучками помогают развивать мелкую моторику рук.
  • Головоломки-спирали, по которым нужно передвигать бусины. Такая игрушка развивает мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы она была сделана качественно: не имела острых углов и бусины были бы надежно закреплены.
  • «Ударные» игрушки. Имеются в виду пищащие молоточки, барабанчики, деревянные ложки. Малыши очень любят стучать, осознавая, что их действие производит громкий звук. Подобные манипуляции делает ребенок в 6 месяцев с огромным удовольствием!
  • Заводные игрушки. Данный вид игрушек стимулирует у малыша двигательную активность. Ребенку так хочется догнать ползущего жучка или скачущего зайчика, что он поневоле начинает двигаться в его сторону.
  • Прорезыватели в форме игрушек. В шесть месяцев у ребенка уже начинают зудеть десны в ожидании появления первого зуба, и малышу хочется их чем-то почесать. Специальные аптечные прорезыватели выполнены из разрешенного материала, имеют шероховатости для лучшего стимулирования десен, их можно замораживать. Это их свойство пригодится впоследствии, когда у ребенка «полезут» зубы.

Еще одним способом отвлечь ребенка являются . Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.

Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.

Любимый малыш прошел первый этап своего развития и отметил первый «юбилей». За это время он окреп, подрос, приобрел много навыков и знаний. Развитие ребенка в 6 месяцев принесет новые достижения.

Мышцы малютки крепнут, что позволит ему сидеть самостоятельно и готовиться к ползанью. Стремительно развивается интеллект крохи. Он учится речи и преодолевает новые логические задачи.

Таблица

К шестимесячному возрасту малыш удваивает свою массу тела в сравнении с весом при появлении на свет и вырастает в среднем на 15 см. Ширина плеч в идеале должна составлять ¼ от длины самого тела. Показатели роста, веса, объема головы зависят от многих факторов, но основную роль играет наследственность.

Однако существует норма, на которую ориентируются педиатры и родители. Ниже представлена таблица с данными, разработанными ВОЗ. По ней видно, что физическое развитие девочки в 6 месяцев немного отличается от развития мальчика. Показатели для обоих полов соответствуют норме, если данные роста, веса, объема головы находятся в интервале от «ниже среднего» до «выше среднего» включительно.

Рост, вес, окружность головы шестимесячного ребенка

Показатели

Мальчики

Окружность головы, см

Окружность головы, см

Очень низкий

Ниже среднего

Выше среднего

Очень высокий

Как оценить правильность развития?

Для каждой мамы важно, чтоб малыш рос здоровым. Оценить физическое развитие ребенка 6 месяцев можно и самостоятельно, проведя несколько тестов. Следует знать, что наблюдения нужно проводить, когда кроха сытый и отдохнувший. Тесты для проверки:

  1. Если выложить малыша на животик, то он, крепко опираясь на вытянутые руки, поднимает тело и голову под углом в 45-90° к плоскости.
  2. В положении лежа на спине нужно дать крохе крепко обхватить свои большие пальцы и немного подтянуть к себе. Развитие ребенка в 6 месяцев, в отличие от младшего возраста, позволит ему с радостью сделать попытку приподняться. При этом кроха хорошо контролирует голову, а также может касаться подбородком груди.
  3. Поставив малютку на ноги и поддерживая его при этом под мышками, можно увидеть новый навык, которому научился малыш в 6 месяцев. Развитие позволит ему удержать массу тела на ножках пару секунд, при этом распрямляя стопы.
  4. Если предложить ребенку красивую игрушку, то полугодовалый кроха сумеет не только удержать ее, но и переложить из руки в руку.
  5. Необходимо заинтересовать малыша ярким новым предметом на столе, затем, как только ребенок протянет к нему руку, начать перемешать его и сбросить на пол. Взаимодействие с окружающим миром - это навык, который уже освоил грудничок 6 месяцев. Развитие в шестимесячном возрасте характеризуется тем, что кроха будет следить за заинтересовавшим его предметом, пока он не пропадет из поля зрения.

Изменения в поведении

Шестимесячный кроха начинает осознавать, что такое эмоции. Он проявляет их в соответствии с ситуацией и тонко чувствует настроение близких людей. Если родители весело беседуют и шутят, то малыш тоже улыбается и радостно оживляется. А вот сердитый тон в общении портит ему настроение. Малютка хмурится, настораживается и даже может заплакать.

Смех, радость, оживление, слезы, жесты, изменение мимики лица - это нормальная реакция на окружающий мир, которую может проявить младенец 6 месяцев. Развитие шестимесячного ребенка, в отличие от более раннего возраста, имеет еще одну яркую особенность - он четко может отличить чужих и близких людей в окружении и по-разному на них реагирует. Если дети в 3-4 месяца идут на руки ко всем без разбора, то в шестимесячном возрасте они посторонних людей воспринимают с осторожностью. При виде незнакомца малыш застывает, внимательно изучает новую персону, а потом реагирует улыбкой, оживлением или плачем. Появление близких людей, а особенно мамочки, он всегда встречает с восторгом и лепетом.

Интеллект

Кроха начинает понимать значение человеческих эмоций и смотреть на мир осознанно. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что малыш знает, как зовут его, брата (сестру) и всех остальных из близкого окружения. Вместе с этим приходит понимание простых слов («на», «дай», «нет», «пока») и выражений («пойдем кушать», «идем гулять», «пора купаться»). Он распознает предметы, используемые ежедневно или встречающиеся в одном и том же месте, например соску, бутылочку, часы на стене. В этом возрасте формируется пассивный словарный запас. Со временем, после многократного изучения, услышав повторное произнесение названия предмета, малютка будет смотреть именно на него. Рецептивные навыки речи приходят раньше, чем само умение произносить слова, поэтому крайне важны общение и занятия с крохой.

Речь

Начиная с шестимесячного возраста, у ребенка стартует новый период в развитии речи. В это время он уже пытается принять участие в общении с близкими людьми. Кроха не просто лепечет, а начинает тренировать интонацию. Он повышает или понижает голос в ответ на реакцию собеседника. Развитие речи в 6 месяцев позволяет малышу осознанно произносить первые звуковые образования. У него получаются различные слоги, состоящие из гласных и согласных звуков. Сочетания «ме-ме», «да-де», «пе-па», «ге-хе» и прочие подобные образования составляют звуковой «репертуар», который произносит малыш в 6 месяцев.

Развитие правильной речи шестимесячном возрасте - это не наличие всех перечисленных выше гласных и согласных, а изменяющаяся высота интонации и тона, а также ударения в звуковых образованиях.

Проблемы в развитии

Все родители хотят, чтоб их кроха развивался правильно. Но, к сожалению, бывают некоторые отклонения, требующие коррекции и внимания специалиста. Например, если кроха в шесть месяцев не может произносить никакие гласные звуки - это повод для консультации у педиатра. Родителей должны насторожить такие результаты наблюдения за малышом:

  • у него прекратилось гуление и лепетание;
  • малютка абсолютно не реагирует на мимику окружающих, не смотрит в лицо при общении с ним;
  • постоянная негативная реакция на физический контакт: кроха не просто недовольно отталкивает близких, когда он недоволен, а делает это всегда;
  • ребенок не проявляет эмоций: нет улыбки, жестов, оживления;
  • отсутствие реакции на разные интонации голоса мамы или неадекватное их восприятие.

Особенности в развитии девочки

В вертикальном положении кроха открывает мир в новых красках. Сидение - один из главных навыков, который сопровождает развитие ребенка 6 месяцев. Девочка отличается своей физиологией от мальчиков, поэтому родители дочек задают специалистам вполне закономерный и своевременный вопрос: "Когда можно присаживать малышку с опорой?"

Согласно мнению педиатров, здоровые шестимесячные девочки с нормальным развитием могут сидеть с опорой или поддержкой родителя, а к семи месяцам уже способны делать это самостоятельно. Ни в коем случае не следует искусственно сажать малышку до 6 месяцев. Если в пятимесячном возрасте ее мышцы окрепли, и она самостоятельно займет полусидячее положение, нет смысла укладывать крошку обратно в горизонтальное. Малышка все равно примет ту позу, в которой ей интересно. Оставив дочку на непродолжительное время полусидя, затем можно отвлечь ее чем-то интересным, переложить на животик или взять на руки. Необходимо наблюдать, чтобы девочка в этом возрасте сидела не более часа в день.

Ребенку 6 месяцев: развитие, питание и первый прикорм

В шестимесячном возрасте у крохи могут появиться первые зубки. Чаще всего первыми вырастают нижние резцы. Бывает, конечно, зубки запаздывают, но яркая особенность в развитии малыша - это его интерес к пище, которую ест вся семья.

Вот и наступил момент первого прикорма. По данным исследований, сегодня педиатры рекомендуют сначала вводить в меню ребенка однокомпонентное пюре из белых или зеленых овощей. Для знакомства отлично подойдут кабачки, брокколи или цветная капуста. Можно выбрать специальный готовый продукт или сделать пюре самостоятельно. Новое блюдо можно предлагать только здоровому младенцу в хорошем настроении. Лучше это делать в первой половине дня. Начинать нужно с одной чайной ложечки, постепенно доводя порцию до 180 г и заменяя одно молочное кормление. При знакомстве с любым новый продуктом обязателен контроль реакции организма (характера стула и состояния кожи).

Проблемы с введением прикорма

Кроха не всегда с радостью воспринимает новую пищу. Он может расстроиться и выплюнуть пюре.

Как же поступить маме? Советов много, но каждый малыш индивидуален. Можно на следующий день предложить другой овощ, например, вместо непонравившейся брокколи дать на пробу кабачок. Некоторые мамы добавляют в пюре немного грудного молока, чтоб вкус блюда казался малютке родным. Если это не помогает, то лучше отложить введение прикорма на несколько дней, а затем попробовать снова. Самое главное - это не ругать и не кормить кроху насильно. Основной продукт питания для шестимесячного ребенка - это грудное молоко или смесь, поэтому разумнее отложить знакомство с новой пищей на некоторое время, чем торопиться и вызывать у малыша отрицательные эмоции. Спустя 3-4 недели после успешного введения овощей можно пробовать каши.

Развлечения и занятия

На правильное развитие ребенка в 6 месяцев влияют не только сбалансированное питание, качественный уход и сон, но и занятия в игровой форме, направленные на совершенствование движений и развитие интеллекта. Очень важно в этот период и постоянное общение с близкими людьми. Можно петь крохе песни, читать веселые детские стихотворения, смотреть книжки-картинки и просто рассказывать обо всем, выделяя ключевые слова. Например, проехал автобус, нужно указать: «Смотри, автобус. Где автобус?» При общении развивается пассивный запас речи.

В шестимесячном возрасте крохе будут интересны плавающие фигурки для купания, закрывающиеся коробочки с содержимым, плотные книжки-картинки, мячики, юла, пирамидка, мягкие зверьки со звуком эффектом, пластиковое зеркальце, жевательные игрушки. Не следует давать в руки малютке мелкие предметы. Любая игрушка, приобретенная для него, должна быть безопасной и обязательно сертифицированной.

Итоги

Первое полугодие в жизни крохи - это неспокойный и сложный период. К его окончанию шестимесячный малыш многого достиг:

  • свободно управляет головой и туловищем;
  • может повернуться в любом направлении;
  • точным и скоординированным движением ручки берет понравившуюся игрушку;
  • с легкостью переворачивается как с живота на спину, так и наоборот;
  • знает свое имя;
  • уверенно сидит с поддержкой или опорой;
  • у него появляются зубки;
  • он впервые произносит осознанные звуковые образования, включающие согласные;
  • получает первую пищу для взрослых;
  • демонстрирует свое настроение и эмоции;
  • сопоставляет предметы и их названия.

Все перечисленные навыки присущи здоровому ребенку 6 месяцев. Развитие, питание, уход и любовь родителей сыграли главную роль во всех достижениях крохи. Забота и поддержка мамы и папы помогут малышу преодолеть все трудности и вырасти здоровым и умным ребенком.

Девиз шестого месяца: жизнь - это движение, за крохой глаз да глаз!

Начиная с пяти месяцев малыш демонстрирует свои двигательные навыки. Лежать в кроватке и переворачиваться со спинки на животик уже скучно. Пора исследовать квартиру самому! К счастью, из кроватки он сам не выберется, но все равно не стоит оставлять надолго ребенка одного.

Лучшее место для игр и тренировок - это ковер на полу. Малыш уже предпринимает попытки попробовать на вкус пальчики своих ножек, ползти и садиться.

Сейчас все больше и больше ребенок нуждается в общении, постоянно требует внимания к себе. Даже одевание-переодевание для малыша - знак внимания, особенно если вы будете при этом напевать песенки или проговаривать любимые потешки. А если вы заняты и в данный момент не можете подойти к ребенку, а он уже начинает капризничать, знакомые песенки в мамином исполнении помогут ненадолго успокоить карапуза.

Не пугайтесь, если малыш набирает вес слишком быстро. До полугода ежемесячная прибавка не более 2 кг - нормальна. Сейчас ребенок начнет активно двигаться, - и этот процесс немного приостановится.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то на шестом месяце можно начинать вводить каши в качестве прикорма. В любом случае, прислушивайтесь к педиатру в этом вопросе. Одному ребенку назначают прикорм раньше, другому - позже, в зависимости от конкретных условий.

Что умеет малыш на шестом месяце жизни?

  • Ребенок уже переворачивается со спинки на живот и наоборот. Если он делает это еще плохо, посоветуйтесь с педиатром, он обязательно подскажет упражнения, которые помогут научить этому вашего малыша. Также, возможно, назначит массаж и гимнастику для укрепления мышц.
  • Малыш подтягивается на ручках, пытаясь приподняться. Помогайте ему в этом: держите за ручки и немного притягивайте вверх.
  • Пытается ползти. Не мешайте ребенку в этом, даже помогайте. Подставляйте руки под ножки в качестве опоры, пусть малыш от них отталкивается. Если ребенок научиться ползать еще до того, как сидеть, то это очень хорошо. Ползание укрепляет мышцы спины.
  • Пытается сесть. Сидеть ребеночку на шестом месяце жизни еще рано даже в подушках, лучше повременить, пока не окрепнут мышцы спины. В этом ему помогут специальные упражнения. Хотя к концу месяца можно присаживать ребенка на несколько минут, придерживая его.
  • Лежа на животике, ребенок на шестом месяце жизни может приподняться на прямых ручках.
  • Начинает говорить слогами «ба», «па», «ма». Разговаривайте с малышом, и он вас будет удивлять все новыми и новыми «словами».
  • Помогает рассказывать потешки , может напевно гулить или в такт песенке «подпевать».
  • Изучает предметы вокруг себя и все старается попробовать на зуб. Будьте бдительны, чтобы ребенку в руки не попали опасные предметы. В их числе могут оказаться и детские игрушки с мелкими деталями или из небезопасного состава.
  • На шестом месяце жизни ребенок свободно владеет пальчиками: играет игрушками, берет их в ручки, перекладывает из одной в другую. А если не хочет отдавать вам погремушку - это очень хорошо. Малыш не просто держит ее, он осознанно держит и не отдает предмет, который ему нравится.
  • Разделяет людей на своих и чужих. Голос папы, вернувшегося вечером домой, ребенок узнает, даже если папа еще в прихожей.
  • Может увлечься игрушками на время до 10-15 минут.
  • С удовольствием будет изучать всякие баночки и коробочки , открывать их и закрывать по миллиону раз.
  • Радуется интересной игрушке и расстраивается, если ее забирают.
  • С интересом прислушивается к звукам музыки, в зависимости от музыки может демонстрировать, нравится она ему или нет.
  • Если дать ребенку мячик, на шестом месяце жизни он должен уметь взять его в ручки, растопырив пальчики.
  • Лежа на спинке, малыш следит за вами , когда вы ходите по комнате, вертит головой в ту сторону, где вы.
  • Если ребенку ввели уже прикорм, то он с готовностью открывает ротик , чтобы проглотить содержимое ложки.


Режим дня ребенка на шестом месяце жизни

Если родители уже успели привыкнуть к более-менее продолжительному ночному сну, то сейчас все снова может измениться. На шестом месяце жизни у ребенка активно начинают резаться зубки, появляются обильные слюни, десны зудят и чешутся, от этого малыш может стать капризным.

Давайте малышу в часы бодрствования специальные игрушки-прорезыватели для массажа десен. Многие мамы используют вместо игрушек сушки или сухие корки хлеба, но лучше этого не делать. Ребенок может размочить сушку и откусить достаточно большой кусочек, которым просто подавится.

К этому моменту режим дня ребенка уже сформирован.

Малыш на шестом месяце жизни днем спит три раза примерно по два часа. Первый раз через полтора-два часа после пробуждения. Второй - днём (с 12 до 14 часов), а третий - вечером (с 17 до 19 часов).

Ночью ребенок засыпает в 22 часа и может проспать до часов 6 утра без перерыва. Конечно, все это очень индивидуально и зависит от каждого конкретного малыша.

Нарушение сна или ухудшение аппетита не всегда следствие роста зубов. Вполне вероятно, что ребенок капризничает из-за пропущенной или слишком короткой прогулки на свежем воздухе.

Также если вы начали вводить прикорм, то следите за тем, чтобы не давать в один день несколько новых продуктов или сразу большой объем нового продукта. Пищеварение ребенка тоже может влиять на сон.

В любом случае, соблюдение режима дня поможет вам и вашему малышу оставаться спокойным и уравновешенным. Малыш привыкает к определенным процедурам отхода ко сну и довольно быстро засыпает, спокойно спит ночью, весел и бодр днем.


Игры и занятия с малышом на шестом месяце жизни

  • Игра в «ку-ку» по-прежнему очень нравится малышу и будет нравится еще долго. Прячьтесь-появляйтесь, - и ребенок будет смеяться. Можно немного видоизменить игру: накрывать пеленочкой лицо малыша, он уже должен уметь ее снимать, при этом говорите «ку-ку».
  • Купите малышу носочки с колокольчиком, поставьте ребенка на ножки, и пусть он ими потопает. Ему наверняка понравится эта игра.
  • Дайте ребенку в ручки новый белый предмет , а потом новый яркий. Второй предмет малыш должен разглядывать дольше, чем первый.
  • На шестом месяце жизни уже можно и нужно читать книжки с яркими и красочными картинками , называйте животных, произносите звуки, которые свойственны этим животным.
  • Показывайте на себе и на ребенке нос, рот, глаза, бровки, ушки и тому подобное. При этом обязательно называйте.
  • Носите малыша по квартире, он с удовольствием будет рассматривать все вокруг. Показывайте и называйте предметы в комнате, игрушки. Только не сюсюкайте, а правильно выговаривайте все названия.
  • Давайте ребенку трогать различные предметы: холодное - горячее, мягкое - твердое…Произносите эти слова вслух.
  • Все свои действия сопровождайте объяснениями , рассказывайте, что вы делаете.
  • Убирайте на время игрушки , которые уже надоели, заменяйте их новыми. Игрушки должны быть разными по цвету и по составу (пластмасса, ткань, резина, дерево).
  • Можно сшить небольшие подушечки, которые будут легко помещаться в ладошке малыша, с разными наполнителями (гречка, рис, крупные макароны).
  • Ребенку на шестом месяце жизни очень нравится бросать предметы на пол. Расположитесь на краю дивана или кровати, подавайте малышу игрушки, а он пусть бросает. Только следите, чтобы ребенок не упал.
  • Самыми популярными игрушками сейчас становятся музыкальные игрушки, пищалки, погремушки . Ребенок изучает причинно-следственные связи.

Диагностика проблем в развитии ребенка на шестом месяце жизни

На проблемы в развитии могут указывать некоторые симптомы. Например, ребенок на шестом месяце жизни мало улыбается или не улыбается вовсе. Не реагирует на ласковую речь. Также малыш не должен резко запрокидывать голову или закатывать зрачки при испуге. Все это должно насторожить родителей и стать поводом для визита к невропатологу. Помните, что это не приговор! Своевременное обращение к врачу - залог успешного лечения!

Если ребенок постоянно спит с открытым ртом, то нужно обратиться к педиатру. Возможно, у малыша заложен нос или аденоиды.

Прививки ребенку в 5 месяцев: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-3), против полиомиелита (ОПВ-3) и против гепатита В (ВГВ-3).

Что уже умел делать ваш ребенок в пять месяцев? Когда вы стали вводить ребенку прикорм?

Вот и исполнилось вашему малышу 6 месяцев. Поздравляем! Это первый юбилей в жизни вашей крошки. Наступает очень трогательный и безумно интересный период новых открытий. За это время ваш ребенок из беспомощного младенца стал крепким малышом, который пытается быть самостоятельным, настойчиво требует повышенного внимания и каждый день радует вас новыми навыками. Чтобы помочь малышу правильно и активно развиваться, познавая мир, нужно знать, что же должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

За шестой месяц жизни малыш должен набрать приблизительно 600 - 650 гр. и вырасти на 2,5 - 3 см.

Среднестатистические показатели прибавки роста и веса ребенка на 6 месяце жизни приведены ниже в таблице.

Стоит заметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на показатели его физического развития, в первую очередь, влияют наследственность и качество питания. Поэтому не нужно переживать, если показатели роста и веса вашего малыша не вписываются в пределы вышеуказанных норм. Принято считать, что в 6 месяцев ребенок должен весить в два раза больше в сравнении с массой при рождении, а его рост к этому времени увеличится на 15 - 17 см.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

К шести месяцам ребенок начинает полноценно ощущать свое тело, его движения из хаотичных постепенно становятся четкими и целеустремленными. Психическое и эмоциональное развитие малыша стремительно набирает оборотов. Давайте перечислим навыки, которые приобретает ребенок в 6 месяцев:

  • поведение становится более осмысленным;
  • знает свое имя и откликается на него;
  • переворачивается со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно подтягивается за ваши руки с положения лежа;
  • пытается ползать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • может самостоятельно играться непродолжительное время (10-15 минут);
  • сидит с поддержкой;
  • прислушивается к окружающим бытовым звукам;
  • внимательно следит за действиями взрослых;
  • изучает игрушки и подручные предметы на ощупь, вкус;
  • узнает родных по голосу;
  • совершенствуется лепет.

Можно ли сажать ребенка в 6 месяцев

Вопрос о том, когда же можно сажать ребенка интересует всех родителей без исключения. Многим кажется, что именно это является первой ступенькой, которая символизирует своеобразную зрелость и самостоятельность малыша. Из положения сидя так интересно наблюдать, что делает мама, можно самому дотянутся за яркой игрушкой и самостоятельно потрогать свои пальчики на ножках.

Каждая мама ждет этого момента с приятным волнением. Ей кажется, что теперь будет намного легче занять малыша игрушками, оставив его самого на некоторое время. Но нужно ли спешить в этом вопросе и готов ли ваш ребенок к этому? Давайте разберемся вместе.

Период, когда малыш начинает сидеть, у каждого ребенка индивидуален. Он зависит в первую очередь от степени развития мышечной и костной систем. Современные педиатры считают, что среднестатистический ребенок в 6 месяцев способен сидеть при поддержке взрослого, а в 7 - 8 месяцев легко садиться из положения «на четвереньках» или «лежа».. Возможные отклонения на месяц-полтора также считаются нормой.

Не нужно специально высаживать ребенка до этого возраста. Такими действиями вы можете только навредить не созревшему организму. Если мышцы не укреплены, то кости и позвоночник подвергаются сильной нагрузке, что в будущем приведет к искривлению позвоночника. Наберитесь терпения! В один прекрасный момент малыш даст вам сигнал о том, что он готов изучать мир в более вертикальном положении.

С целью подготовки к периоду, когда ребенка можно сажать, применяется профилактический массаж и специальная гимнастика.

Массаж и гимнастика в 6 месяцев

Всем известно, что профилактический массаж и гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При регулярном проведении, эти занятия способствуют:

  • укрепление мускулатуры;
  • развитию двигательных навыков малыша;
  • улучшают кровообращение;
  • укрепляют сердечно-сосудистую систему;
  • положительно влияют на развитие нервной системы.

Упражнения советуют проводить в одно и то же время дня за 30 минут до кормления или через 40-60 минут после него в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 22-24 °C. Нежелательно делать гимнастику и массаж перед ночным сном во избежании перевозбуждения нервной системы малыша. Во время массажа можно включить детские песенки или приятную негромкую музыку. Таким образом вы превратите полезные занятия в игру, за что малыш вас отблагодарит улыбкой и хорошим настроением во время проведения процедур. Со многими массажными элементами вы уже знакомы из предыдущих месяцев жизни вашего младенца, но все же стоит еще раз обратить внимание на правильное проведение каждого упражнения.

Название Описание и цель проведения
Поглаживание
  • подготавливает малыша к проведению комплекса упражнений, способствует расслаблению и установки контакта с человеком, который проводит массаж;
  • спокойными поглаживающими движениями погладить спинку, животик, ручки и ножки ребенка
Массаж ручек (с проведением пальчиковых игр)
  • улучшает кровообращение пальчиков, стимулирует развитие мелкой моторики;
  • массажными движениями разработать ладошки малыша, уделив внимание каждому пальчику на ручках
Сведение рук на груди
  • развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди (упражнение повторить 6-8 раз);
  • при скрещении чередовать руки ребенка (сначала вверху должна быть левая рука, затем правая)
Поочередное и одновременное сгибание ног
  • способствует развитию мышц и суставов ног;
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взять малыша за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях (согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе);
  • все приемы нужно повторить 4 - 6 раз.
Поворот со спины на живот, держась за руку
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взрослый захватывает только одну ручку малыша;
  • легко подтягивая за руку, ребенка стимулируют осуществить поворот практически самостоятельно;
  • выполнить 2-3 раза в каждую сторону.
Ползание
  • способствует развитию у ребенка навыка ползания;
  • исходное положение – лежа на животе;
  • следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки (указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша);
  • осторожно согнуть ноги ребенка и спустя 1-2 секунды - разогнуть;
  • после выполнения этого упражнения 3-4 раза, ребенок самостоятельно попытается ползти.
Доставание игрушки
  • исходное положение - сидя;
  • перемещая в пространстве яркую игрушку, взрослый побуждает малыша дотягиваться до нее ручками;
  • повторить 6- 8 раз.
Поднимание выпрямленных ног
  • способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка;
  • исходное положение - лежа на спине;
  • взять малыша за голени (большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках);
  • ноги ребенка аккуратно выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить;
  • упражнение повторить 5- 7 раз.
Массаж живота
  • исходное положение - лежа на спине;
  • поочередное применение приемов поглаживания, растирания и пощипывания.

Следует помнить, что при возникновении любых вопросов по поводу массажа и гимнастики в домашних условиях следует проконсультироваться со специалистом.

Режим дня и питание 6-месячного ребенка

К этому возрасту у малыша уже вырабатывается своеобразный режим дня, который во многом зависит от привычек и режима дня родителей. Сколько же ребенок должен спать в 6 месяцев? Сколько бодрствовать? Когда гулять? Приблизительный график представлен в таблице.

Время Действие
6.30-7.30 Подъем, гигиенические процедуры, утренняя зарядка
8.00
8.30-10.30 Прогулка на свежем воздухе (сон)
11.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь). В это время желательно введение прикорма.
11.30-12.30 Игры и занятия с малышом
13.00-14.30 Дневной сон
15.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь)
15.30-16.30 Бодрствование (возможно проведение массажа и гимнастики)
17.00-18.30 Дневной сон
19.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь)
19.30-20.30 Игры
20.30-21.00 Проведение гигиенических процедур, купание малыша
21.00 Кормление (грудь или адаптированная детская смесь) и сон

Шесть месяцев - это время введения прикорма. Стоит заметить, что прикорм не замещает кормление грудью, а только дополняет его, постепенно подготавливая детский организм к взрослой пищи. Шестимесячный малыш все так же нуждается в материнском молоке, так как около 70 процентов энергии в этом возрасте он получает именно с грудного молока.

Сроки и последовательность введения прикорма зависят от:

  • индивидуальных особенностей;
  • вида вскармливания;
  • состояния здоровья малыша.

Перед принятием решения о введении прикорма нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Именно он поможет вам определится какие продукты стоит ввести в рацион ребенка в первую очередь. При наличии недостатка веса или склонности к жидкому стулу, специалисты рекомендуют начать прикорм с безмолочных каш, если же вашего малыша беспокоят запоры (при этом его вес находится в пределах нормы) - с однокомпонентного овощного пюре.

  • Новые продукты не нужно вводить, если малыш болен или у него появилась сыпь.
  • Прикорм стоит давать в первой половине дня до кормления грудью или смесью.
  • Педиатры советуют начинать с половины чайной ложки и постепенно (за 5-7 дней) довести объем порции до суточной нормы.
  • Новое блюдо можно предложить не раньше, чем через 2 недели употребления первого.
  • Несмотря на материнское желание и порыв накормить малыша чем-то новым и вкусным, нужно помнить, что грудное молоко является основным и самым полезным видом питания для 6- месячного ребенка.

Чтобы малыш развивался гармонично и правильно следует соблюдать все рекомендации по уходу.

Процедуру купания желательно проводить каждый день в одно и то же время. Категорически запрещается оставлять ребенка без присмотра в ванной, даже при наличии там небольшого количества воды. Все гигиенические процедуры рекомендуют проводить после того, как малыш высушен, согрет и укутан, чтобы избежать возможного переохлаждения и простудных заболеваний.

Чистку ушек нужно проводить не чаще 1 раза в неделю с помощью специальных детских ушных палочек с ограничителем. Нельзя использовать обычные ушные палочки. Ребенок может внезапно повернутся и вы можете случайно повредить ушко.

Ногти малышу необходимо стричь по мере их отрастания. Для этого используют специальные детские ножницы с закругленными концами. Специалисты советуют на ручках ноготки стричь закругленно, а на ножках - прямо, чтобы предупредить возможность врастания ногтя.

Нельзя игнорировать уход и за кожей головы. К этому возрасту возможно появления корочек на головке малыша. Их легко можно убрать с помощью обычного детского масла, которое можно нанести на головку (на 15-20 минут) до купания. После этой процедуры они легко вычесываются.

Волосы ребенку нужно расчесывать каждый день специальной мягкой щеткой. Если челочка у малыша отросла длинная и лезет в глаза ее можно заколоть или подстричь. Многие считают, что деток до года стричь не желательно. Это все суеверия, научных доказательств вреда данной процедуры не существует. Поэтому если малышу мешают отросшие волосики, вы можете без угрызения совести их подстричь.

Подготовка к вакцинации

Вакцинация - очень важный и необходимый шаг в жизни каждого малыша, проведение которого вызывает много переживаний и вопросов у родителей. Но все сомнения и волнения уйдут на задний план,если вы будете знать как правильно подготовить ребенка к этому событию. Нужно отметить, что в большинстве случаев, прививки хорошо переносятся детьми и без всякой подготовки. Главное знать при каких состояниях противопоказано введение вакцины. Не стоит делать прививку если на данный момент у малыша наблюдается аллергическая реакция, есть небольшой насморк или ребенок простужен. Эта предосторожность необходима для предотвращения наложения побочных эффектов прививки на существующие симптомы заболевания.

За несколько дней до проведения вакцинации не следует вводить в рацион ребенка новые продукты питания. Если ребенок находится на грудном вскармливании – матери лучше отказаться от новых продуктов и питаться как обычно. Это поможет избежать возникновения аллергических реакций, которые могут быть спутаны с действием прививки.

Перед проведением прививки нужно, чтоб ребенка осмотрел педиатр, при необходимости сдать общий анализ крови и мочи. И главное не беспокоиться, ведь только вакцинация может защитить вашего малыша от опасных инфекционных заболеваний.

Играем вместе

Игры с 6-месячным малышом приносят море удовольствия и положительных эмоций. Для малышей этого возраста наиболее подходящими и интересными будут такие игрушки:

  • мобиль;
  • разнообразные музыкальные игрушки (барабан, колокольчики, пианино);
  • игрушки с зеркальными поверхностями;
  • мягкая книжка с картинками;
  • большой мяч;
  • диск с цветными секторами;
  • погремушки с цветными шариками внутри.

Основными требованиями к игрушкам для 6-месячных детей являются следующие:

  • Игрушки должны быть сделаны из безопасного материала и иметь соответствующие сертификаты качества.
  • Игрушки не должны иметь острых частей или очень мелких деталей.
  • Должны соответствовать возрасту и весу ребенка.
  • Желательно, чтоб они поддавались периодическому мытью, так как детки этого возраста постоянно берут их в рот.
  • Мягкие игрушки должны быть гипоаллергенными.

С этого возраста детки начинают хорошо понимать игры со взрослыми. Не упускайте такую возможность и чаще играйте вместе с вашим малышом. Это поможет ему быстрее развиваться и хорошо познавать окружающий мир. Поиграйте с ним в «ладушки», в «ку-ку», вместе рассматривайте детские книжки, танцуйте, пойте песенки и постоянно разговаривайте. И спустя некоторое время, ребенок сам даст вам понять что ему нравится больше всего, захлопав в ладошки или потянувшись за любимой книжкой.

Чем больше дать малышу свободы, тем быстрее он освоит новые движения и навыки. Можно просто за ним наблюдать и помогать ему осваивать интересный мир вокруг него. Единственное, о чем необходимо позаботиться, это о безопасности той зоны, в которой находится ребенок.

Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.

Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.

Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета . В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».

Учимся понимать друг друга

К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.

Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.

Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.

По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.

Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.

Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.

Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.

Занятия с ребенком в 6 месяцев

Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры (кубик льда или только что сваренное яйцо), текстуры, жидкости и сыпучие вещества. Окружите любимое чадо разнообразными наглядными материалами – это могут быть и детские картинки, и репродукции картин, и фотографии.

Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и поступит по ней со всех сторон. Как правило, малышам нравится «игрушки» взрослых. Подержите младенца перед большим зеркалом, где он мог бы видеть себя во весь рост. Пусть кроха внимательно рассмотрит сове изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, посему ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели «уйдут» от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за сыном или дочкой. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Физическое развитие ребенка на 6 месяце

Учите ребенка поднимать и опускать ручки. Для этого посадите малыша в высокий детский стул и, опустив его руки вниз, спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой я большой!» Вскоре малыш сам начнет играть с вами в эту игру.

Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленках у мамы или папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Прикрепите к передней спинке детской кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед. В теплое время года выйдите с ребенком на улицу и в месте, где есть небольшой уклон, расстелите на траве одеяло. Положите кроху на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.