Конспект НОД в средней группе по экспериментированию «Путешествие капельки Капитошки. Конспект занятия по экспериментированию в средней группе

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Воздух – невидимка». Цели: Образовательные: - Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека; -Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, способствовать формированию у детей познавательного интереса; - Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: - Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Воспитательные: - Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - Воспитывать любознательность и взаимопомощь; - Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Материал: - Полиэтиленовые мешочки(по количеству детей); - Стаканчики с водой, коктельные трубочки(по количеству детей); - Тазик с водой, стакан, салфетки; - Парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик. Место проведения - Групповая комната Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но, невидим он для нас! Что это? Эксперимент № 1 « Какой воздух?» Дети: Воздух! Воспитатель: Воздух? А что это такое? Вы видели воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать? Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный. Воспитатель: Вы хотите воздух увидеть? Его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Тогда возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Каким стал пакет? Дети: Он стал круглым. Воспитатель: Пакет полон воздуха. Но, здесь ничего не видно. Почему? Дети: Воздух прозрачный, невидимый. Воспитатель: А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал тоненьким. Почему7 Дети: В нем нет воздуха. Воспитатель: Вывод- воздух невидимый и, чтобы его увидеть, воздух надо поймать. И мы это смогли сделать! Воспитатель: А сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой пакет воды. Чем они похожи? Дети: Они оба прозрачные. Воспитатель: А как узнать, в котором воздух? Вот, возьмите и подержите. Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий. Воспитатель: Вывод- воздух легкий. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? Вот, вода нам нужна, чтобы пить, варить еду, умываться, стирать. А воздух для чего нужен? Дети: Дышать. Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать? Дети: Нет, очень тяжело. Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха. Сделаем Вывод- воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха. Эксперимент № 2 « Где живет воздух?» Воспитатель: Ребята, мы уже с вами знаем, что воздух вокруг нас, мы им дышим, мы его ловили. А где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом, может ли воздух жить внутри нас? Дети: Может. Воспитатель: И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите, что это? Дети: Соломинки. Воспитатель: Да, это соломинки стаканчик с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют. Что происходит? Что вы видите? Дети: Пузырьки поднимаются вверх. Воспитатель: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но, как он попадает к вам? Через нос? Дети: Да. Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем (2-3 раза). Дыхательная гимнастика « Обдуваем плечики». Вывод- человек не может жить без воздуха. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке стакан. В нем что-то есть? Дети: Нет, он пустой. Воспитатель: Я его переверну вверх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна. Воспитатель достает из воды стакан и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к выводу: снаружи стакан мокрый, а внутри сухой. Воспитатель: Почему вода не попала внутрь? Дети: Там был воздух. Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный. Что нового узнали? Дети: Воздух живет в стакане, в воде и в нас тоже. Физминутка: Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли, друга повстречали. - Здравствуй, здравствуй милый друг, Ты посмотри вокруг, Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись. Эксперимент № 3 « Как помогает воздух?» Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой – парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы думаете: какой шарик упадет раньше? Дети: С парашютом.Без него. Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель опускает одновременно оба шарика. Дети: Быстрее упал без парашюта. Воспитатель: Как, вы, думаете почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта? Дети: Ему помог воздух. Воспитатель: Правильно. Воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите, с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает воздух? Дети: Воздух помогает человеку, если он прыгает с парашюта. Воспитатель: Вот, спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух? Какой он? Где живет? И кому помогает? Вывод: - Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; - Чтобы увидеть воздух, его надо поймать; - Воздух легче воды; - Воздух находится даже внутри людей; - Без воздуха ничто живое не может жить; - Воздух помогает человеку. Аутотренинг: Закройте глаза, мы с вами отдыхаем. « Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый и свежий воздух. Нам хорошо и приятно». Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетел шарик. Его надуло ветром. Посмотрите, какой он веселый. Давайте его украсим. (Дети украшают шарик салфетками, намоченными водой).

МКДОУ
«БОЛЬШЕНИЧКИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЮ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ КАПИТОШКИ».
Средний дошкольный возраст

Конспект НОД в средней группе .
Цель : Создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования (опыты с водой)

Задачи:
Образовательные
— формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов
— обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

Развивающие
— развивать познавательную активность,- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания,
— самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать;
— развивать двигательную активность детей.

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников
Развивать фантазию и воображение.

Методы и приёмы : практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент. , вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные,словесные.

Материал и оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки, ложки, сахар, бутылка с водой, камешки, молоко, сок, салфетки, презентация «кому нужна вода», запись музыки. «журчание воды», гром, капли дождя,зук льющейся воды, картинки с изображением воды в природе, капельки из бумаги по количеству детей, воронка для опыта,полоски цветной бумаги разного цвета.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : беседы о воде, просмотр мультфильмов «приключение Капитошки» ,чтение художественной,чтение экологической сказки «путешествие Капитошки» ,стихов, загадок, чтение потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.

Дети заходят в зал.

Орг. Момент:
Приветствие «Здравствуй солнце золотое»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями).

Воспитатель : Ребята посмотрите какое красивое солнышко светит (слайд 1)
Что это ребята какая большая туча над нашим солнышком.
(раздается звук грома и шум дождя, Воспитатель с детьми входят в группу и слышат шум дождя, раскрывают зонтик.

Воспитатель : Спрячемся под зонтом, чтобы не намокнуть. Сильный дождик, капельки так и падают со всех сторон.
Зонтик буду я держать
И стараться их считать,
1, 2, 3, 4, 5,
Что же падает опять? (Капли)
Ставит зонтик на пол, дети трогают его.

Воспитатель : Каким стал наш зонтик после дождя, ребята?
(мокрым, сырым) Капитошка: Это мы его намочили — я и мои подружки. Мы живем в тучке и когда нам становится тесно, мы падаем на землю. Летом, осенью и весной мы падаем дождем, а зимой – снегом.
(песенка капитошки )

Воспитатель : Смотрите ребята кто к нам в гости пришел? Кто ты.
Капитошка : Вы сможете узнать, кто я, если отгадаете загадку (Читает) .
Отгадайте загадки:
Если пить мы захотим, Мы с ней очень крепко дружим,
То ее мы вскипятим. Утром моемся под душем.
(Вода) (Вода.)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).

.Капитошка : Вы правы я капелька воды — Капитошка.

Воспитатель : Как вы думаете как он к нам попал? (ответы
водичка. А кому нужна водичка? (ответы детей) (слайд 3)Ребята скажите, а зачем нужна вода людям (ответы детей)(Слайд 4) Какие вы молодцы!!

А зачем ты к нам пришла?
— Капитошка :На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу, какими свойствами я обладаю?

Ребята поможем нашей гостье ответить на интересующие ее вопросы.

Капитошка : мне сказали,что у вас в группе живут мои сестрички-капельки. это правда?.
Воспитатель : Ребята давайте поможем Капитошке найти её сестричек. Путешествуют – поиск капелек по группе:
(там где живут капельки, мы отметим эмблемками капли) .
1. Подходят к графину с водой, (вода нужна, чтобы ее пить.)
2. К умывальной комнате, (мыть руки, умываться, мыть игрушки, быть чистоплотными)
3. Около мойки, (для мытья посуды.)
4. К аквариуму, (рыбы живут в воде, без нее они погибнут.)
5. К цветам.

Воспитатель: Вот видишь, капелька как вода важна, видишь как много твоих подружек в нашей группе давайте, расскажем капельке кому нужна вода.
(растениям, животным, человеку).
— А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.
— А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.
— А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная,а еще воду нужно беречь.Но иногда – вода может изменить свои свойства.

Капитошка: Я маленькая капелька
Живу среди воды
Сегодня приглашаю вас
В чудесный мир воды.

Ребята, у Капитошки есть своя волшебная лаборатория воды, в которой можно проводить разные опыта с водой. Она приглашает нас туда узнать, как вода может изменяться. Но чтобы туда попасть Капитошка приготовила нам сюрприз.(звучит музыка ручейка).
Давайте превратимся в ручеек из маленьких капелек отправимся в наше путешествие в страну волшебной воды.(одеваем на голову капельки) .(звучит музыка ручейка).
Воспитатель: сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории.

Опыт :Вода
Перед каждым ребенком 2 стакана с водой.Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.
Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
( Жидкая).

ОПЫТ «Какую форму имеет вода?»(слайд)
Ребята посмотрите у вас на столе бутылка с водой. Обратите внимание вода приняла форму бутылки. А теперь откройте бутылку и налей те ее в стакан Обратите внимание вода приняла форму стакана. Скажите вода имеет форму. (ответы детей) Правильно вода принимает форму того сосуда в который ее налить. ,какую только захотим,такую форму придадим.

ОПЫТ «Вода – не имеет вкуса и запаха» в стакан добавляем аромат масла лимона

Опыт вода – растворитель. сладкая, соленная.
Ребята возьмите ложечку и попробуйте воду на вкус. Скажите она имеет вкус.(ответы детей)А теперь возьмите сахар и добавте в стакан и размешайте, в другой стакан-соль. Скажите а теперь вкус у воды есть?(ответы детей)Правильно вода принимает вкус того вещества которое в него добавили.
А сейчас отдохнем!
(физкультминутка)
Тра-та-та, тра-та-та, (прыжки)
Тихо плещется вода!
Мы плывем по теплой речке
(плавательные движения)
В небе тучки как овечки.
Разбежались, кто куда (потягивание – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок (садятся)

ОПЫТ «Вода – прозрачная» какого цвета вода? Ребята скажите у воды есть цвет.(ответы детей)Возьмите цветные полоски и выберете цвет.какой цвет?(ответы детей)А теперь возьмите камушек и бросьте в стакан с молоком. Вы его видите?(ответы детей) -значит, мы делаем заключение, что вода прозрачна.
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода – прозрачна!

Пальчиковая игра «Облака»
Маленькое облако округлить руки, пальцы сцепить в «замок»
По небу плывет. качать руками влево и вправо
Маленькое облако
Ветерок несет.
Поднимает облако поднять сцепленные руки и потянуться вверх
На утес могучий,
Превращает облако развести руки в стороны, и хлопнуть в ладоши, и изобразить В грозовую тучу. Дождик

Опыт : грязная и чистая вода.(очистка воды.)
— Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная).
— Существуют разные способы очистки воды
Воспитатель: Ребята посмотрите перед вами две емкости с грязной водой. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
(Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.)

Воспитатель : Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить, эту или ту?
Дети: Вот эту.
Воспитатель: Почему?
(Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.)

Воспитатель : Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё ватку и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
(Вода стала чистой).

Воспитатель : А что стало с нашей ваткой?
Дети: ватка стала грязной.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас делали с водой?
Дети: Мы очистили воду от грязи. Грязь осталась на ватке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.
Где водится грязь, там лягушки живут
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть
Чтоб мы не боялись и мыться и пить.
Ну вот, Капитошка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода и где ты можешь встретить своих сестричек. Ребята, а вы запомнили эти свойства?. Перечислите:
— Вода не имеет формы.
— Вода не имеет запаха и вкуса.
— Вода – растворитель.
— Воду можно очистить.
Капитошка: Спасибо, ребята, я сегодня узнала много о себе. А теперь я хочу с вами поиграть: игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
***
А когда наступит лето
Я один пойду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?

Воспитатель: Ребята, хотите послушать стихотворение о воде? Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана – кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду – зря, зря, зря. А то пройдёт немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет.
— А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду?
Дети: Чтобы воды было много, чтобы в речке была воды, и можно было в ней купаться.

Воспитатель: Вода из большой реки течёт по трубам и попадает к нам в детский сад, в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран.
Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут, не унывая,
У реки быстрей, потом…
А потом и синь морская!
А за нею океан.
Воду зря выпуская,
Закрывай покрепче кран!

Воспитатель : Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда!(СЛАЙД ВЫ СЫХАЛИ О ВОДЕ)
Капитошка: Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды вам не прожить! Вы меня в пруду найдёте, И в сыром лесном болоте, Путешествует всегда Ваша спутница – вода!

Капитошка : Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе Волшебную фруктовую Капельку, которая будет поить вас живительной силой.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка!
Капитошка : И вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
.Капитошка: а теперь мне пора возвращатся к своим сестричкам.

Подведение итогов : Молодцы ребята. Сегодня вы узнали много нового. Узнали, как вода меняет свои свойства, какую воду можно пить и как бережно относиться к ней.
Капитошка: А теперь, чтобы капелька не грустила, давайте возьмем ее подружек и сделаем лужицу.
Пусть они веселятся и водят хоровод.
— Ребята вам понравилось наше путешествие?
— Что больше всего запомнилось?
Вы стали настоящими экспериментаторами. Давайте еще раз вспомним что вы сегодня выявили в ходе экспериментов.(ответы детей) : Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы давай те себе похлопаем!!

Название: Конспект НОД в средней группе по экспериментированию «Путешествие капельки Капитошки»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ БОЛЬШЕНИЧКИНСКИЙ Д.С.
Месторасположение: Красноярский край,Минусинский р-он,с. Большая Ничка

Анна Скрипаль
Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»

Цель :

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека . 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .

4. Активизировать речь и обогащать словарь : воздух бесцветный , невидим, не имеет запаха.

5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа : беседа о воздухе и его свойствах , наблюдение за воздухом на прогулке , рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воде.

Материал : Вода.

Оборудование : Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.

Ход занятия:

Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.

Загадка :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух )

Правильно, это воздух ! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас ! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе . Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя (воспитатель надевает на себя и детей белые халаты и защитные очки) .

Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты ). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием . Только для начала запомним правила безопасности :

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

Толкаться, спорить;

Трогать оборудование, приборы;

Засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты ? (Дети отвечают)

Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Итак, приступаем к работе.

Опыт №1. «Как поймать воздух

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух ? Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его .

Пакет полон воздуха , он похож на воздушный шарик . Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим , бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент .

Опыт №2. «Пузыри»

На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель : Как вы думаете, есть ли воздух в банке ?

Ответ детей : Есть.

Воспитатель : Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?

Ответ детей : (Пузыри) .

Воспитатель : как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки , заняла его место , а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды .

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Ответ детей : Мыльные.

Воспитатель : Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?

Ответ детей : Воздух .

Воспитатель : Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Воспитатель : Ребята, скажите мне, воздух имеет форму .

Дети : нет.

Воспитатель : Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.

Опыт № 3. «Воздух внутри нас »

Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки) . А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух ) .

Воспитатель : Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает» . Правила следующие :

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да» , «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый ? (Бывает) .

Воздух бывает чистый ? (Бывает) .

Воздух бывает пушистый ? (Не бывает) .

Воздух бывает легкий ? (Бывает) .

Воздух бывает грязный ? (Бывает) .

Воздух бывает сердитый ? (Не бывает) .

Воздух бывает холодный ? (Бывает) .

Воздух бывает полосатый ? (Не бывает) .

Опыт № 4. «Кораблики»

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Воспитатель : Что делают кораблики?

Ответ детей : Стоят на месте.

Воспитатель : А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

Ответ детей : плавают.

Воспитатель : Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется , получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди , раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами . Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

Дети садятся на стульчики.

Скажите, а у воздуха есть запах ? Вдохните (запаха нет) . Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет .

Они передаются воздухом , и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю , а там ватка смоченная детским кремом) . Воздух донёс до наших носиков запах крема.

Вывод : воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух . Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать) . Ребята, а зачем нужен воздух , мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух . Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке : голова находится прямо – «вдох» , голова повернута направо – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову опускаем к подбородку – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову поднимаем наверх – «выдох» , голова прямо – «вдох» . Выполняем упражнение 5-10 раз.

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)

Воспитатель : видимо, без воздуха и , правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух , кто не может жить без него? (люди, животные, растения.) .

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, кому же нужен воздух ? (проводится д\и «Кому нужен воздух » : Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух ). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха , он нужен всему живому.

Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе .

(глядя на схемы (если дети затрудняются, помочь им) Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находится внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Рефлексия :

Воспитатель : Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся.

Ответ детей : Давайте.

Воспитатель : Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.

1.Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2.Познакомить со свойством воды;

3.Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе;

4.Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей;

5.Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: Картинки, символы, предметы для экспериментирования: стаканчики, вода, молоко, сок, камешки, краски.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Вода», рассматривание иллюстраций, проведение опытов.

Организационный момент.

Объявление темы.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты - мой друг

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята давайте с вами поздороваемся с весёлой песенкой:

Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп

Здравствуйте ножки, топ-топ-топ

Здравствуйте щёчки, плюм-плюм-плюм

Пухленькие щёчки, плюм-плюм-плюм

Здравствуйте зубки,

Здравствуйте губки,

Здравствуй мой носик, бим-бим-бим

Здравствуйте дети! Здравствуйте!

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о воде. И для этого у нас есть небольшая лаборатория где мы с вами будем проводить опыты, проходите.

В: Ребята посмотрите, кток нам пришёл сегодня в гости? (показываю капельку) Кто это?

Д: Капелька!

В: Да, ребята, это Капелька воды, а посмотрите какая она грустная. У неё случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что дети в д/с знают всё и обо всём, правда?

В:Садитесь, ребята на стульчики, а ты Капелька внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать!

Скажите, капелька из чего состоит?

Д: Из воды.

В:А где же она живёт?

В: Молодцы, правильно. Капелька это часть воды. А где мы можем увидеть воду?

Д: В реке, в море, в кране.

В: Ребята а Капельке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна?

Д/И: «Кому нужна вода?»

Дети поочерёдно выбирают картинку и выставляют на стенд.

Картинки: деревьев, цветов, людей, животных, птицы, растения и т. д.

В: Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома в детском саду?

Д: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;

В: Молодцы, ребята! Вы сказали всё правильно и всё назвали. Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.

П/И: «Речка, земля, озеро»

В: Ну что продолжим. Вы знаете, что вода волшебная. С ней можно проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?

Проходите к столу.

Опыт№1 «Вода течёт»

В: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

В: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Вот мы с вами это и выяснили.

Опыт№2 «Определение прозрачности воды»

В: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода?(дети показывают). А как вы догадались?

Д: Молоко белого цвета.

В: Молодцы правильно! Теперь, в стакане с водой и в стакан с молоком я опускаю камушки, посмотрите, что вы заметили? Видно их

Д: ответы детей.

В: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.

Опыт№3 «Определение вкуса воды»

В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите тубочки и поробуйте сок. Какой у сока вкус?

Д: Ответы детей.

В: Правильно, ребята. Атеперь попробуйте воду. Какая вода на вкус.

Д: Ответы детей.

В: Правильно, вода без вкусная, вы молодцы и все сказали правильно!

Опыт№4 «Вода принимает форму»

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, куда её вливают.

Опыт№5 «Разноцветная вода»

Предложить детям окрасить воду акварельными красками.

В: Ребята а сейчас на секунду закройте глазки. А теперь, посмотрите какая Капелька стала радостная, и довольная, вы ей очень помогли! А чтобы капелька ничего не забыла, давайте ей напомним всё, о чём мы сегодня узнали, для этого вернёмся все на свои места.

Дети поочереди выствляют на доску символы воды, и обьясняют её значение.

В: Капелька всё запомнила и в благодарность за вашу помощь приготовила вам сюрприз! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек «Капелек». Дружите с ними и берегите их! А Капельке пора прощаться с нами! До свидания!

Занятия для детей 3-5 лет. Воздух-невидимка

Разработала: Кубасова Надежда Валерьевна воспитатель Кожильской СОШ сельско-хозяйственного направления Глазовского района Удмуртской республики.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-5 лет. Может использоваться как в непосредственно образовательной деятельности так и как вовремя прогулки или вечернее время.
Задача. Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.
Материал, инструменты, оборудование. Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик.
Эксперимент №1 Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух.
Дети подходят к воспитателю и интересуются: А что вы делаете?
Воспитатель : Воздух ловлю. Посмотрите я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал, а вы хотите попробовать поймать воздух? (воспитатель раздает детям пакеты. Дети рассматривают его и определяют, что находится внутри- пакет плоский, пустой.)
Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.
Воспитатель: Что случилось с пакетом?

Дети: Он стал круглым.
Воспитатель: Чем заполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.
Чем они похожи?


Дети: Они оба прозрачные.
Воспитатель: А как узнать в котором воздух? Вот подержите.


Дети: Вода тяжелая,а воздух легкий.
Воспитатель: Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтоб пить,варить еду, умываться, стирать, а воздух для чего?
Дети: Дышать.
Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать?
Дети: Нет. Очень тяжело.
Воспитатель : Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель : И так что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.

Эксперимент №2. Где живет воздух?
Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас мы им дышим и мы его ловили, а где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом может ли воздух жить внутри нас?
Дети: Может.
Воспитатель: Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети: Он улетит.
Воспитатель : Кто же его толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель : Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?
Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель: Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна.


Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям.
Дети обследуют его и приходят к выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.
Воспитатель : Почему вода не попала внутрь?
Дети: Потому что там был воздух.
Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете что станет с салфеткой?
Дети: Она промокнет. Останется сухой.
Воспитатель: Мнения разделились. Проверим.
Дети выполняют опыт.
Воспитатель : Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Погрузили?
Дети: Да.
Воспитатель: Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?


Дети: У меня сухая. И у меня сухая.
Воспитатель: Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?


Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: А откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель : Молодцы. (воспитатель пускает мыльные пузыри) А что находиться в внутри мыльных пузырей?
Дети: Воздух(дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»)
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.

Эксперимент №3. Как помогает воздух?
Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой- парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы
думаете какой шарик упадет раньше?
Дети: С парашютом. Без парашюта.
Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют что быстрее упадет на землю.
Дети: Быстрее упал без парашюта.
Воспитатель: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?
Дети: Ему помог воздух.
Воспитатель: Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу Посмотрите с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся.
Что же мы узнали? Кому помогает воздух.
Дети: Воздух помогает человеку если он прыгает с парашюта.
Воспитатель : Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю.


Литература.
О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом».