Системно-векторная психология. Ребенок матерится: он ругается, а мы краснеем

Экология жизни. Дети: Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.

Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того, «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторый взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают что так можно заставить себя уважать и бояться.

Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно, - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Важно научить подростка по-разному выражать свои чувства и переживания, выплескивать агрессию - найти способы без мата!

Что делать?

Практические советы:

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого. И потеряв интерес, забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то «подцепил». И если не акцентировать на нем внимание, то словечко так же и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, как правило, малыш и сам не знает, что говорит. Объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и поэтому мы их избегаем.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства , как бы говоря: «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если маты уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ , то это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос «Почему тебе можно, а мне нельзя?» и т.д.

Ни в коем случает нельзя стыдить ребенка, тем более на людях.

Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово, еще не делает егоизвращенцем.

Нельзя просто запретить ругаться матом, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

Главные выводы: если матерятся маленькие - основная тактика - не реагируем (именно бурная реакция взрослых может послужить стимулом к употреблению мата), если ругаются матом подростки - не проходим мимо.

Интересно знать:

Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на «грязности » понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями. опубликовано

Кто-то использует ругательства для того, чтобы оскорбить и унизить собеседника, кто-то - для того, чтоб добавить речи экспрессивности и весомости, кто-то - просто желая казаться своим в определенной компании. Некоторые ругань матом считают полностью неприемлемой, другие не находят в этом ничего особенного и воспринимают ее просто как часть народной культуры. Однако в подавляющем большинстве случаев и те, и другие соглашаются, что для детей ругательства неприемлемы. Во все времена и во всех культурах дети всегда ассоциируются с чем-то светлым и чистым, а непристойная брань даже самыми ярыми ее почитателями не позиционируется как что-то чистое.

Однако так как дети живут не в строгой изоляции, а в социуме, матерная брань проникает и в их разговоры. К сожалению, в последнее время родители всё чаще сталкиваются с тем, что ребенок ругается матом в школе. Что делать в таком случае? Важно понимать причины этого явления, побуждения, подтолкнувшие ребенка использовать крепкие выражения, и цель, которую он хочет этим достичь. Тогда можно своевременно, мягко и грамотно скорректировать поведение малыша.

Первый шок

Итак, малыш только-только научился говорить. Он еще с трудом выговаривает некоторые слова. И тут наряду с умиляющим лепетом отчетливо звучит матерное слово или выражение. Родители в шоке! Далее события развиваются по одному из накатанных сценариев. Первый: ребенка ругают и строго-настрого запрещают впредь произносить такие слова. Второй: за первым шоком следует сперва нервный смешок, а потом и вполне полноценный искренний хохот. Ну надо же! Такой маленький, а туда же! Как прикольно! В интернете легко можно найти множество видеороликов с материалом о том, как дети ругаются матом. Приколы такого рода пользуются огромной популярностью. А выставляют своих чад на всеобщее обозрение чаще всего сами же родители.

Скорая помощь

Почему же совсем маленький ребенок ругается матом? Что делать родителям? Очень важно помнить, что в возрасте двух-трех лет ваш малыш просто не может понимать значения этих слов. Просто дети схватывают всё на лету и стараются тут же использовать. А вот в этот момент стоит задуматься о том, откуда вообще малыш услышал такие слова. Если в вашей семье принято использовать или, пусть в редких случаях, но всё же допустимо, то будьте готовы к тому, что рано или поздно ребенок последует вашему примеру. Поэтому в первую очередь стоит следить за чистотой собственной речи.

Кроме того, матерные выражения маленький ребенок может услышать от старших братьев и сестер или их друзей, гостей, на прогулке или из телевизора. Проанализируйте и оградите малыша от опасности «заразиться» неприятными для вас словами. В случае, если вы услышали от двухлетнего карапуза брань, просто проигнорируйте её. Ни в коем случае не реагируйте бурно! Особенно пагубен в этом случае смех. Ведь, поняв, что доставил вам радость, малыш будет снова и снова пробовать вызвать эту реакцию. Если же не обратить внимания, велика вероятность, что ребенок просто забудет непонятное для него слово. Однако помните, что этот подход эффективен исключительно с детьми двух-трех лет. Когда ребенок растет, меняется его восприятие. Надо менять и подходы.

Попытки манипуляции

В возрасте трех-пяти лет маленький ребенок ругается матом уже осознанно. Естественно, он еще не понимает полностью значения используемых слов. Но то, что эти слова - плохие, он уже осознает. Интересно, что использование ругательств может быть сигналом о том, что ребенок отчаянно пытается хоть как-нибудь привлечь к себе внимание родителей. Механизм этого явления достаточно прост, а логика поистине детская.

Представьте простую повседневную ситуацию: родители полностью поглощены заботой о своём малыше - тем, чтоб качественно накормить, вовремя уложить спать, красиво одеть и купить хорошие развивающие игрушки. Но вот на то, чтобы уделить малышу достаточно личного времени, сил, как правило, уже не остаётся. «Иди поиграй», «посмотри телевизор», «малыш, мама устала….». И ребёнок уходит. Но желание внимания остается. И вот однажды, произнеся новенькое словечко, он получает такое желанное внимание! В особо запущенных случаях ребенка не остановит даже то, что это будет бурная реакция и даже наказание. Главное, он теперь чувствует, что мама и папа интересуются им.

Прояснение ситуации

Как и в случае с совсем маленькими детьми, тут важно не реагировать слишком бурно. Можно поинтересоваться, где ребенок услышал такие слова. Так как к этому возрасту круг общения расширяется, источником может оказаться друг в садике или сосед. Внимательно посмотрите на реакцию. Ожидает ли ребенок особого отношения к сказанному? Может, он всё ещё просто не понимает значения слов? Или же ребенок ругается матом уже осознанно, понимая, что это какие-то особенные выражения?

Сядьте и спокойно, а главное - прямо и уважительно объясните значение этих слов. Скажите, что их используют для того, чтобы обидеть другого. А разве хорошие мальчики и девочки хотят обижать своих друзей? Ну а если другие детки говорят такое, то, наверное, они еще совсем маленькие и глупенькие. И сами не знают, что говорят. А глупости повторять за другими не стоит. Папе и маме это не нравится.

И, конечно же, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Намного легче вложить в него хорошее сейчас, чем искоренять плохое потом. Не забывайте, что в этом нежном возрасте дети не просто быстро усваивают всю поступающую информацию. Происходит формирование личности, в котором вы можете и должны принимать самое непосредственное участие.

Проблемы начальных классов

В младших классах ребенок ругается матом чаще всего для того, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Но иногда это может происходить и как попытка насолить родителям. В этом возрасте ребенок уже полностью осознает, что подобные обороты речи родителям не нравятся. И с его стороны это может быть своеобразной местью за отказ что-то купить или за наказание.

Ещё причина может крыться в реакции самих родителей на действия ребенка. Если дети слышат в свой адрес слова «глупец», «негодяй», «тупица», то и для того, чтобы насолить родителям? они станут использовать ту же модель поведения. И, конечно же, не станут проверять свой лексикон на предмет цензуры.

Учите думать о смысле слов

Задумываясь над тем, матом, всегда начинайте с анализа своего отношения, своего способа общения. И не только с самим ребенком, но и с супругом, и с другими членами семьи. Исключите словесные обиды из своих разговоров и старайтесь не смотреть, хотя бы при детях, те фильмы и сериалы, где подобный стиль общения выставляется безобидным, забавным и остроумным.

А услышав из уст школьника нецензурную речь, попросите его объяснить значение этого слова. Почему он использовал его в этом предложении? Какая тут связь? А нужно ли оно там? А почему именно его? Будьте абсолютно спокойны. Пусть ребенок видит, что не достигает желаемого шокирующего эффекта, а, наоборот, выглядит глупым несмышлёнышем.

Попытки завоевания признания

В возрасте 10-11 лет часто ребенок ругается матом в школе, копируя поведение либо сверстников, либо кумира, будь то актер, спортсмен или даже один из вымышленных персонажей. Таким способом он пытается получить признание своих друзей и выделиться из толпы. Психологи считают, что, применяя в речи бранные слова, дети дают выход нереализованной энергии. Поэтому, по их мнению, те, кто посещает спортивные секции, занимаются каким-то хобби или имеют дополнительные внеклассные занятия, менее склонны к употреблению матерных выражений. Однако эти данные спорные, поэтому считать дополнительную нагрузку панацеей было бы не очень мудро.

Важность проницательности

Корректируя поведение и речь ребенка, важно понять, почему именно ребенок ругается матом. Если ваш сын или дочь кому-то подражают, попробуйте мягко указать на другой пример. И сделать это важно без перегибов. Поймите, что именно привлекает ребенка. Отвага? Смекалка? Популярность? Тут важна проницательность. Поняв, что нравится ребенку, подберите более достойный пример. Это потребует времени, но оно того стоит.

А что, если дело в желании украсить свою речь? Сделать её выразительной и яркой? Покажите, что использование брани только обедняет разговор. Просто проанализируйте вместе, о чем свидетельствуют нескончаемые добавления матерных выражений. Да просто о том, что у человека бедный словарный запас. Подчеркните, что, выражаясь грамотно и ёмко, можно выгодно выделиться своей речью.

Подростковые проблемы

Сложнее всего, конечно, с подростками. Если, понимая, почему дети ругаются матом, сравнительно легко устранить эту проблему, то с подростками легких путей ждать не приходится. Они ощущают себя вполне взрослыми и самостоятельными и часто просто бунтуют против системы, против устоявшихся правил, стремясь доказать собственную независимость и индивидуальность.

Однако стоит объяснить, что вы как родитель имеете полное право устанавливать правила в своем доме. И подросток обязан им подчиняться. Родители могут запретить употреблять брань в своем присутствии. Кроме того, не лишним будет рассказать и о происхождении подобной речи. А заодно и поинтересоваться, действительно ли ваш сын или дочь хочет, чтобы его ассоциировали с преступной средой. Это может подействовать отрезвляюще.

Чего делать не следует

Если ребенок ругается матом, никогда не реагируйте слишком бурно. Не устанавливайте немотивированные запреты. Обязательно объясните, почему вы не хотите слышать брань из уст ребенка. Также не вводите двойных стандартов. Если ругаться нельзя никому, то и вас это тоже касается. И было бы правильно не отчитывать ребенка на глазах у других. Выясните всё наедине. Проявляйте уважение к чувствам сына или дочери. Тогда вы с полным основанием сможете ожидать, что и они станут проявлять уважение к вам.

Произнесенное ребенком матерное слово может прогреметь, как гром среди ясного неба. Такая проблема случается даже в самых интеллигентных и благополучных семьях, в которых вообще не звучит нецензурная лексика. Источники, из которых сын или дочка может почерпнуть «знания», – телевидение, интернет, соседи, друзья и так далее. Что делать в такой ситуации родителям? Реакция должна быть адекватна возрасту ребенка и обстоятельствам, в которых было сказано ругательство.

Родителей матерное слово из уст ребенка может по-настоящему шокировать

Мат – насколько все плохо?

Можно ли ребенку употреблять в речи маты? Дурно это или нормально? Дать ответы на эти вопросы способны только его родители. В некоторых семьях на «матерном языке» разговаривают все и считают, что так и должно быть, это никого не касается. Однако большинство людей воспринимает нецензурную лексику негативно, особенно из уст ребенка.


Нужно объяснить ребенку, что матом ругаются недалекие и неуверенные в себе люди

Причины нецензурщины и реакция на нее специфичны для каждого возраста. Стоит отметить, что временные границы носят ориентировочный характер, поскольку психоэмоциональное созревание каждого ребенка индивидуально.

От 2 до 5 лет: что делать с маленьким «болтуном»?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Мат, произнесенный ребенком в 2 года, чаще всего является результатом речевого подражания. Услышав новое слово от разгневанного папы или проходившей мимо тети, малыш повторяет его, абсолютно не понимая смысла. В такой ситуации лучше всего никак не реагировать. Важно не рассмеяться и не умилиться, иначе кроха будет стараться радовать родителей, продолжая повторять забавное для всех выражение. Категорически нельзя ругать его. Он просто не поймет причину этого. Кроме того, это приведет к заострению внимания на проблеме.

В 3-5 лет малыш уже может уловить эмоцию, с которой был произнесен мат, и сделать для себя вывод, что это слово следует говорить тогда, когда на кого-то или на что-то злишься. Кроме того, дети в данный период примеряют на себя разные модели поведения, тестируя реакцию родителей и проверяя границы дозволенного.

Сыну или дочке в 3-4 года нужно сказать, что подобные фразы являются грубыми ругательствами и обижают окружающих. Следует сделать спокойное и строгое внушение: «У нас в семье такие выражения не произносят».


Нужно спокойно и корректно объяснить ребенку, что в его семье такие слова не используются

Если инцидент произошел в присутствии других людей, не стоит немедленно реагировать, а тем более – стыдить ребенка. Желательно перевести разговор в другое русло или пошутить. Воспитательную беседу лучше провести в спокойной обстановке без посторонних.

От 5 до 8 лет: как образумить бранящегося?

В 5-7 лет мотив для ругани в детском саду (в школе) или дома – желание привлечь внимание родителей. Разумеется, сквернословие вызывает негативную реакцию, но для малыша, которому не хватает участия в его жизни со стороны мамы и папы, крики, возмущение и наказания являются проявлением внимания.

С сыном или дочкой нужно поговорить о поведении. Пусть ребенок объяснит, что он на самом деле хочет сказать, когда произносит маты, как он понимает их смысл. Вполне вероятно, что наследник не до конца осознает, что именно означают нецензурные выражения. Важно донести, что произносить такие слова дурно.

Родителям обязательно следует проанализировать, как часто они общаются с ребенком, как выстраивают отношения. Если коммуникация сводится только к бытовому обслуживанию, проверке домашних заданий и «чтению моралей», то желание малыша привлечь внимание вполне законно. Стоит интересоваться увлечениями ребенка, беседовать с ним о его переживаниях, проводить досуг вместе.


Если в семье ребенок предоставлен сам себе, результаты этого могут быть неутешительными

В 7-8 лет чадо переживает кризис, проявляющийся в стремлении к самостоятельности. Ему необходимо разумное расширение границ свободы. Если родители продолжают предъявлять жесткие или противоречивые требования, то это неизбежно приводит к протесту, который иногда выражается в произнесении грубых слов. Следует постепенно снимать всеохватывающую опеку, предоставлять право выбора, но продолжать мягко контролировать ребенка.

Еще одной причиной нецензурной лексики в речи наследника может быть неумение выражать гнев по-другому. Его необходимо учить контролировать свои эмоции:

  • пусть произнесет, что именно его не устраивает, на что/кого он злится - разумеется, без нецензурщины;
  • важно выразить ему свою поддержку;
  • следует узнать у отпрыска, какой цели он хочет добиться в данной ситуации, помочь в ее реализации или предложить альтернативу.

Главное, чтобы ребенок знал: он не должен стыдиться своих эмоций и может рассчитывать на родителей. Следует научить его справляться с гневом без оскорбления других людей.


Гнев - нормальная эмоция, однако выражать ее необходимо без нецензурных слов

От 8 до 10 лет: как отучить ругаться?

В 8-10 лет дети часто выбирают себе образец для подражания, причем не всегда положительный. Это может быть друг, герой фильма/мультфильма, певец. Если «идеал» матерится, то ребенок будет следовать его примеру, желая казаться таким же взрослым, сильным, мужественным или веселым.

Задача родителей в такой ситуации – объяснить, почему нельзя ругаться. Не стоит «втаптывать в грязь» героя. Лучше сказать, что выбранный ребенком образец обладает определенными положительными чертами, но у него есть и недостатки, например, употребление нецензурных слов. Важно акцентировать внимание на том, что один из атрибутов взрослости – самостоятельность в формулировании мнений и принятии решений, а не слепое подражание «идеалу». Стоит попытаться натолкнуть его на выбор другого образца. Кроме того, важно следить за тем, какие фильмы, передачи и мультфильмы смотрит отпрыск.

Если десятилетний ребенок ругается матом, он может таким образом компенсировать свою неуспешность в одной из сфер социальной жизни: у него не складываются отношения с родителями, одноклассниками или не получается хорошо играть в футбол. При этом он слышит критику и упреки. В его голову закрадывается мысль: «Раз все считают меня плохим, я стану таким». В результате в его речи появляются нецензурные слова.

Родителям необходимо поднимать самооценку отпрыска, признавать его успехи, помогать ему налаживать контакты, а также перестать «прессинговать» его. Например, если комната сына находится в ужасном беспорядке, нельзя обзывать его неряхой и лентяем. Лучше сказать ему о своих чувствах: «Меня расстраивает, что ты до сих пор не сделал уборку».


Иногда детский мат - способ самоутвердиться и доказать свою значимость

От 10 до 16 лет: как найти общий язык?

В подростковый период дети ругаются матом с целью самоутверждения среди сверстников и вливания в коллектив. Ребенку кажется, что его не примут и не поймут, если он не будет употреблять «крепкие словечки» в личном общении с приятелями или в социальных сетях.

Для ребенка в 10-14 лет мат – способ защиты от враждебного мира. За нецензурными словами он скрывает свои слабости и страхи. Ему кажется, что произнося маты, он становится взрослее, а также внушает страх и уважением окружающим.

Мат может быть формой проявления агрессии. Психологи считают, что это нормальный этап в развитии личности, каждый ребенок должен его пройти. Не выплеснувшаяся в свое время агрессия способна привести к различным психологическим проблемам в будущем.

Если у ребенка нет особых сложностей в семье или в коллективе, то к 14-16 годам необходимость в нецензурных словах отпадает сама по себе. Он употребляет грубую лексику все реже, обычно для выражения эмоций, а затем его речь очищается.


Если подросток живет в благополучной семье, то примерно к 16 годам его речь очищается

Что делать родителям, если отпрыск в детском или подростковом возрасте начал ругаться? Способы коррекции поведения зависят от возраста чада, его характера и психоэмоционального состояния, но есть некоторые общие рекомендации:

  1. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не слышал мата от окружающих людей, прежде всего от родителей. В противном случае объяснять ему что-либо бесполезно.
  2. Во время разговора о матах следует обратить внимание отпрыска на то, насколько плохо они звучат, как неприятно их слышать. Важно указать, что обычно мат является частью речи тех людей, которым не удалось достичь успеха в жизни. Однако не нужно обобщать – одно нецензурное слово не делает из ребенка преступника или маньяка.
  3. Если с чадом была проведена воспитательная беседа, но он продолжает ругаться, имеет смысл наказать его, но не слишком жестко. Например, стоит лишить его просмотра мультфильма. При этом надо четко объяснить, почему он наказан.
  4. Отучить подростка от ругательств сложнее всего. Строгие меры обычно только усугубляют проблему. В этом случае важно установить доверительные отношения с сыном или дочкой, провести разговор «по душам», попытаться разобраться, почему он ругается, предложить другие способы коммуникации.
  5. Оригинальный способ борьбы с матом – превращение его из «запретного плода» в доступный. Возможный вариант действий – дать ребенку почитать словарь ненормативной лексики.

Употребление мата в речи можно сравнить с зависимостью. Она менее разрушительно воздействует на организм, чем никотин или алкоголь, но приводит к обеднению словарного запаса. Нужно следить за тем, что влияет на культуру речи ребенка, корректировать негативные моменты. Важно не просто запретить нецензурную лексику, а доступно объяснить, что в ней плохого и чем она может навредить. Если у родителей не получается самостоятельно справиться с проблемой, лучше обратиться к психологу. Устойчивое употребление матов ребенком указывает на сложности с самоидентификацией и коммуникацией в семье.

Матерное слово, произнесенное ребенком, шокирует, а если дело происходит на семейном обеде в кругу близких - и вовсе вызывает у родителей желание провалиться под землю. Но так ли страшен мат? Нужно ли с ним бороться всеми доступными способами? И как сделать так, чтобы ребенок «следил за языком» хотя бы в приличном обществе?

Мифы о мате

В общественном сознании матерная брань обросла массой заблуждений, мешающих понять истинную сущность мата и создающих проблемы в отношениях родителей и детей. Вот некоторые из них.

Ребенок «нахватается» на улице, а материться будет везде

Про мат люди узнают от сверстников - но это не значит, что ребенка нужно ограждать от влияния «улицы». Дорасти до 10 лет и не услышать ни одного бранного слова невозможно. Даже если окружить ребенка детьми академиков, материться «научит» сантехник, пришедший менять унитаз, или папин друг дядя Боря, ударившийся мизинцем о табуретку.

К тому же тепличная среда приведет к злоупотреблению бранными словами, когда перед ребенком наконец откроется мир трех запретных корней. Любой знает, что есть алкоголики, но далеко не каждый закладывает за воротник. Ребенок все равно узнает про мат, но лишь от вас зависит, станет ли он закоренелым матерщинником.

Материться - аморально

Родители чрезмерно строго относятся к мату. И если в устах взрослого мат бывает допустим, то в речи ребенка вызывает у взрослых реакцию сродни цунами.

Существует плохое и некрасивое поведение. Мучить животных и обманывать - плохо. Ставить локти на стол или ковыряться в носу - некрасиво. Мат относится ко второй категории. Если на улице вас обматерит дворник, приятного будет мало. Но если он набросится с кулаками, будет хуже.

Человек, который матерится, ведет себя некультурно, но НЕ плохо: не обманывает, не подставляет. Порой мат используется, чтобы оскорбить другого, но здесь мат - лишь симптом, и проблема не в нем, а в отношении между людьми.

Мат нужно «выжигать» из речи ребенка всеми доступными способами

Следствие предыдущего заблуждения. Услышав мат в устах пятилетки, родители реагируют так, будто ребенок не ругнулся, а ударил кого-то. Не спасает даже ситуация «матоупотребления» - многие готовы «выдрать» ребенка, даже если он упал с велосипеда и ругается от боли.

«Когда мне было лет пять, я пошла гулять на улицу в новом платье. А моя погодка-соседка, с которой у нас, как сейчас говорят, были контры, решила сделать мне гадость, подставила ножку, и я плюхнулась в лужу. Было и больно и обидно, я, рыдая, прибежала домой, и родители бросили меня успокаивать, обещая пойти поговорить с родителями той девочки. Но когда я случайно среди рыданий назвала ее „сукой“, ситуация повернулась таким образом, что вроде мне и поделом. Самое смешное, что кто такая эта самая сука, я тогда даже не знала». Лера.

Излишняя борьба с бранью выстроит стену отчуждения между ребенком и взрослым - и потом вы не услышите от отпрыска не только матерного, но и цензурного слова.

Некоторые родители не находят ничего лучшего, как с детства оградить ребенка от общения с матерящимися сверстниками - и к средней школе (когда начинают материться все) ребенок либо поставит под сомнение авторитет родителей, либо может стать изгоем - что скажется на развитии куда хуже, чем мат.

Люди матерятся из-за небольшого словарного запаса

Это заблуждение приводит к не самым лучшим последствиям - родители, сталкиваясь с проблемой мата, не понимают, что причину нужно искать в другом: не пихать ребенку томики Пушкина, а искать, где действительно собака зарыта.

Мат - признак низкого интеллекта говорящего

Учитывая отношение к мату, обсценная лексика создает вокруг матерящегося ореол «плохиша», к которому цепляются самые разные неприятные характеристики. Но мат не свидетельствует о проблемах с мозгами. Выдающаяся лингвистка Галкина-Федорук стала притчей во языцех на филологических факультетах всего Советского Союза. Каждый раз, когда на МГУшном филфаке останавливался лифт, в котором ехала пожилая профессор, ученая обкладывала ситуацию таким матом, что, по слухам, лифтеры факультета иногда специально останавливали кабину, чтобы послушать профессора и перенять у нее опыт.

Матерщинниками были и Пушкин, и Раневская. А к нашему современнику Сергею Шнурову можно относиться по-разному, но назвать глупым человеком сложно.

Психологический смысл мата

Мат совершенно не связан ни с низким интеллектом, ни с низкой культурой человека. Но у него есть вполне конкретные психологические причины, которые важно понимать.

Мат как угроза

Мат у людей играет роль рычания животных. Кошка предупреждающе зашипит, пытаясь решить конфликт мирно, человек ругнется, предупреждая, что он уже на взводе. Мат - промежуточная стадия перед нападением. Поэтому услышать мат от подростка из плохой компании или военного вероятнее, чем из уст ученого - тот не испытывает постоянной угрозы от окружающих. А заядлым матерщинникам можно посочувствовать - неуверенность заставляет их всегда чувствовать себя в кольце врагов.

Мат как символ доминирования

Эта функция мата распространена в иерархических обществах самого разного типа. Существуют компании, руководители которых могут добавить в свою речь «перцу», но подчиненные должны следить за языком. Существуют семьи, в которых родители могут материться, а у детей еще молоко на губах не обсохло. В этом случае мат становится привилегией, отличающей тех, «кому можно», от тех, «кому нельзя».

«Мой научник, с виду интеллигентнейший человек, ругался не все время, но с завидной периодичностью, даже на лекциях бывало. Это специально не обговаривалось, но всем было ясно, что если ругнуться при нем, последует дичайший разнос». Всеволод.

Мат как разрядка

Исследования показывают: мат уменьшает боль и снимает накопившееся напряжение. Это объясняет особенность анекдотов, которые без мата не смешны - ведь теряют «курок» разрядки. Но «целебными» свойствами мат обладает, если употребляется человеком редко.

Мат и чувство принадлежности

Советские интеллигенты определяли своего по фразам «Аннушка уже разлила масло» и «Пилите, Шура, пилите», петербуржец выходит покурить не в подъезд, а «на лестницу», чиновник «производит поливку» растений, а знание тонких различий между «академиком» и «апельсином» делает своим в воровской среде.

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещенные» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Мат и «тимбилдинг»

«Сплачивающие» свойства брани полезны и на работе: уместное употребление матерных слов сплачивает коллектив и мобилизует на решение сложной задачи. По версии исследователей, если член коллектива в сердцах произносит «нехорошие» слова, это усиливает доверие и опять же разряжает атмосферу. Но материть нужно общую проблему, а не друг друга, и лишь в исключительных случаях: непрекращающаяся ругань грузчиков с роялем лишь создает между ними дополнительное напряжение.

Если ребенок матерится

Отнеситесь к ситуации спокойно

Ребенок никого не ударил - а произнес «неприличное» сочетание звуков. Есть плохое поведение и некультурное - и между ними нужно видеть разницу. На матерную брань нужно реагировать, но, чтобы сделать это правильно, мат следует воспринимать как мат, а не как падающее небо.

Поймите, почему ребенок ругается

Маленькие дети не понимают смысл мата: для них ругань - стремление познать все стороны мира (которое можно задушить на корню неадекватной реакцией). Дети постарше часто используют мат для провокации - чтобы нарушить правила взрослых. И тут нужно понять, что заставило ребенка «напасть» на родителей.

А подростки с матом на короткой ноге и прекрасно знают, где его «можно» использовать (в компании сверстников), а где нельзя. Мат в присутствии родителей может быть сказан либо случайно («на автомате»), либо если эмоции сложно выразить по-другому - в ситуации боли или сильного гнева.

Найдите адекватный ответ

Если ребенок еще не понимает значение мата, его можно отругать и даже выпороть - и потерять любое доверие с его стороны. Или честно объяснить, что означают эти слова и почему их лучше не использовать. Если ребенок матерится из «вредности», ругать его - все равно что вытирать воду с пола, забыв перекрыть фонтанирующий кран. Разберитесь, что вызывает недовольство отпрыска и как - при учете интересов обеих сторон - решить проблему.

Когда подросток матерится по «уважительным причинам», эксцесс можно простить - показать, что вы понимаете ситуацию и уважаете его чувства. «Тогда ребенок окончательно потеряет тормоза!» Возможно. Или поймет, что вы «адекватный предок» и с вами можно иметь дело. А если вы еще и постараетесь мягко и ненавязчиво (мягко и ненавязчиво!) узнать, в чем дело, это станет толчком к развитию доверительных отношений с чадом. Если же подросток выругался случайно, просто попросите его оставить эти слова для «оболтусов-друзей».

Чего делать нельзя

Не запрещайте мат просто так

То, что материться нехорошо, многие родители считают очевидным. Для взрослого - да. Но ребенку это нужно объяснять. Запрет из серии «потому что я так сказала», только напугает ребенка или заставит действовать наперекор.

«Однажды в детстве я пришла из школы и спросила у моей любимейшей бабушки, что означает слово из трех букв. А любимейшая бабушка в прямом смысле слова съездила мне по губам и сказала, что мама придет „и еще с тобой поговорит“. Я была в шоке, и мысль даже была вообще не говорить больше ничего. Слава богу, вечером пришла мама и вломила не мне, а любимой бабушке. Вот только бабушка после этого дня любимой быть перестала». Жанна.

Не обобщайте

Даже если вы считаете, что материться ужасно, говорите именно об этом, а не о том, что ребенок в целом плохой (хотя это нужно помнить всегда, когда вы хотите отчитать ребенка).

Не делайте из мухи слона

Говорите ребенку правду и не преувеличивайте «ужасность» мата. Во-первых, врать плохо (это правило важно помнить и детям, и родителям), а во-вторых, вы можете попасть в неловкую ситуацию, когда ребенок услышит «плохие» слова от папы, смотрящего футбол.

Не стыдите ребенка прилюдно

Если ребенок ругнулся в компании ваших приятелей, близких или людей на улице - не надо ставить его к позорному столбу и призывать к «расправе» над чадом окружающих. Понятно, что родителям за ребенка стыдно - но это не значит, что нужно стыдить его. Окружающие вскоре забудут про оплошность ребенка, а чувство обиды и позора ребенок пронесет через всю жизнь. В обществе поменяйте тему, а о вредности мата поговорите дома.


Ненормативная лексика - бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью.

Иногда мы и сами не замечаем, как проскальзывают в речи матерные слова, но дети примечают все и, как показывает практика, именно такую лексику повторяют особенно охотно.

Если в семье используются нецензурные выражения – в ссорах, в разговоре, в экстренных ситуациях – не стоит требовать от ребенка, чтобы он их не повторял. Это выльется лишь в неразрешимое противоречие из разряда "им можно, а мне нельзя". Поэтому начинать всегда нужно с себя.


Как правильно реагировать

Реакция родителей на матерные слова из уст ребенка должна зависеть от возраста малыша:

  • Дети 2-5 лет – используют мат неосознанно, не понимая истинного значения слов.
Как реагировать? Совет психолога

"Реакция родителя только такая – не замечать! Потому что если родитель выскажется по поводу речи ребенка, произойдет так называемая фиксация. Что такое фиксация – ребенок видит, что то, что он говорит, вызвало большой интерес и эмоциональную реакцию у взрослого. И ему неважно, что это была негативная реакция. Главное, что такие слова очень сильно привлекли внимание взрослого.

И значит для ребенка это становится вдвойне интересно! "Запретный плод самый сладкий" – помните такое выражение? И тогда малыш хочет применять такие слова как можно больше. Если же взрослые в первый раз проигнорируют матерщинные слова ребенка, то он решит, что это не так занимательно и просто не будет их применять. По крайней мере, какое-то время", – советует Ирэна Пахомова, семейный психолог-консультант.

  • Дети 6-12 лет и старше уже понимают, что нарушают правила, когда ругаются матом. Но продолжают это делать по разным причинам – для самоутверждения, чтобы влиться в коллектив, выглядеть старше, сильнее, круче. Как правило, уже после 12 лет мат или становится нормой общения или же перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации.

Как реагировать? Совет психолога

"Если родители услышали от своего ребенка бранную речь, то вместо того, чтобы ругать его, надо сперва понять причину, разобраться, что побудило к подобным действиям. Причины могут быть разные, но в основном они связаны с защитной реакцией. И не только ребенка, но и взрослого человека. Люди прибегают к мату, когда им страшно, когда они хотят казаться сильнее и влиятельнее, чем они есть на самом деле, т.е. из-за неуверенности в себе. Иногда мат – это некий осознанный протест против установленных норм и правил.

Распознав мотив поведения ребенка, можно переходить к действию – откровенному разговору в доброжелательном тоне и разъяснению. Поговорите о том, почему люди используют в своей речи мат. Довольно часто учащиеся приходят к выводу, что ругательства употребляются, когда человеку плохо или как попытка восполнить бедность словарного запаса. Необходимо научить ребенка анализировать свои поступки и чувства, правильно реагировать на раздражители, проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов, высказывать замещающие слова или фразы, обыгрывать ситуацию с юмором. И, конечно же, чаще разговаривать с ним и на личном примере объяснять, что такое хорошо и плохо", –говорит Ирина Стасенко, педагог-психолог ГБОУ Романовская школа.

Если ребенок ругается при посторонних

Если ребенок произнес матерное слово при посторонних – лучше сделать вид, что вы не заметили этого, а затем наедине поговорить о том, почему вам это неприятно. Важно говорить о себе и своих чувствах.

"Нужно обозначить свои чувства по поводу того, что вы слышите. И потом добавить: "Я прошу тебя при мне таких слов не произносить". "Почему только при мне?" – спросите вы. Потому что в данный момент вы находитесь рядом с ребенком и вы несете ответственность за те чувства и мысли, которые у вас возникают, когда вы слышите нецензурную речь своего ребенка. И поэтому вы договариваетесь именно о взаимодействии с вами. Все остальные люди, которые могут слышать речь малыша – это их ответственность, как реагировать и как договариваться с ребенком о способах и стилях взаимодействия", – говорит Ирэна Пахомова, семейный психолог-консультант.

Главное правило – любые воспитательные меры применять наедине с ребенком. Если вы начнете отчитывать его публично, он может почувствовать себя униженным и захочет в следующий раз поставить вас в еще более неудобное положение.


Еще несколько советов

Если ребенок сам пришел к вам и спрашивает, что означает матерное слово, то, прежде всего, выходите из ступора и постарайтесь не ужасаться, а спокойно и доступно объяснить не только значение, но и правила употребления таких слов и отношение к такого рода лексике в вашей семье.

К примеру, вы можете рассказать, что табуированные выражения пришли к нам из древности – на бескрайних просторах между Гималаями и Междуречьем жили немногочисленные племена пращуров индоевропейцев, которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому огромное значение придавалось детородной функции.

А слова, связанные с детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали произносить "всуе", чтобы не сглазить, не навести порчу. Нарушали табу только колдуны, за ними неприкасаемые и рабы, которым закон был не писан.


Интересно? Безусловно! И поверьте, если копнуть глубже, чем просто "можно" и "нельзя", а покопаться в истории возникновения и этимологии матерных слов, то в вашем арсенале появится как минимум 3 ярких истории (по количеству наиболее часто употребляемых матерных выражений), которые смогут увести интерес ребенка от простого обывательского употребления к исследовательскому. Ведь обсценная лексика - объект изучения для многих талантливых ученых.

Литература и источники