Комоедица — праздник весеннего равноденствия. Празднование Весеннего Равноденствия в разных культурах и традициях

В России нет другого праздника, столь тесно связанного со всей многосложной и драматической тысячелетней историей нашего народа. Эта страница поможет глубже и яснее понять историю русского народа и истоки его современного состояния.

Масленица 2017 - с 20 по 26 февраля.

Четыре великих солнечных праздника
наших древних предков (язычников)
Дни весеннего равноденствия (Комоедица), летнего солнцестояния (Купайла),
осеннего равноденствия (Вересень) и зимнего солнцестояния (Йоль-солнцеворот).

Современные схемы древнеславянских солнечных праздников:

1. Комоедица - 2-недельное празднование Дня весеннего равноденствия (начало астрономической весны), прощание с Зимой и сжигание чучела Марены (Зимы), торжественная встреча Весны и начала древнеславянского Нового года

Славянский языческий храм. Канун праздника Комоедицы.Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.

Комоедица (или Комоедицы ) во времена религии друидов (волхвов) и до XVI века - языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю, начало астрономической весны), после которого день начинает становиться длиннее ночи, Ярило-солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, и празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).

Комоедица - один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные жертвы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда правило - «первый блин комам» , т.е. медведям).

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Также у древних символом солнца были ватрушки .

2-недельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.

В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба - блинов, переряживание и т. д.).

На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение - после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года.

Тогда нынешних еженедельных выходных дней еще не было, и люди все короткое русское лето непрестанно от восхода до заката трудились, чтобы обеспечить пропитание себе и домашним животным на всю предстоящую долгую и холодную русскую зиму, запасти топливо, поправить или заново построить свои жилища, помещения для скота, подготовить одежду и пр. (как говорили, «готовь сани летом…»).

Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.
Давно утрачен первоначальный языческий смысл древнего священного праздника Комоедицы славянской религии волхвов - начала славянского Нового года, который до XIV века на Руси начинался с марта и был связан с днем весеннего равноденствия, когда славяне торжественно встречали Весну священную.

После принятия на Руси христианства и последовавшего запрета языческих обычаев (в те жестокие средневековые времена воинствующие христианские архипастыри не были настроены делиться сбором прибылей с другими верованиями), христианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным языческим праздником.

Некоторое миролюбие к другим верованиям появилось у православных архипастырей лишь под твердым воздействием монголо-татарского владычества, которое в равной степени (как и ныне в РФ) признавало все религии, и бороться им между собой жестко запрещало. За межконфессиональную борьбу монголы нещадно карали на месте, попросту ломая хребет слишком увлеченным борцам всякого религиозного фундаментализма путем притягивания пяток к затылку.

Но и после этого именно прежнее славянское язычество, представлявшее среди русского народа главную конкуренцию христианским церковникам, православная церковь на дух не переносила, борясь с ним самыми жестокими способами.

Новый всплеск жестокой борьбы церковников с народным славянским язычеством начался после развала Великой монгольской империи, в которую дотоле входила и Русь. Тогда мрак жуткого православного фанатизма тяжко накрыл всю Россию, надолго отбросив страну в развитии на многие века назад, Православное мракобесие вновь, как и во времена прежних рюриковичей, расцвело пышным цветом, опять кровью и пытками принуждая народ к своим порядкам.

Когда в течение нескольких столетий церковники все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной традицией, которую они вели самыми жестокими и кровавыми способами (Иисус Христос содрогнулся бы от безмерной жестокости жадных до прибылей «последователей» Его великого Учения о человеческой доброте), церковные архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри».

В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы.
Церковь просто приватизировала, как и многое другое, древнейший народный праздник встречи Весны и, по своему церковному обычаю, эту встречу извратила и опошлила.
И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать Масленицу с прежним разгульным размахом.

«ПОДМЕННЫЕ» ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ, УЧРЕЖДЕННЫЕ ЦЕРКОВЬЮ В ЗАМЕНУ ВЕЛИКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ СОЛНЕЧНЫХ ПРАЗДНИКОВ


1) Ныне Масленица (сырная седмица) - это один из четырех праздников Русской православной Церкви , введенных христианами взамен прежних языческих великих солнечных праздников (и в разной степени «сдвинутых» во времени, чтобы они не совпадали с языческими празднованиями и не попадали на христианские посты, когда праздновать запрещено). Т.к. День весеннего равноденствия попадает на христианский Великий пост, Масленица сдвинута церковниками на последнюю неделю перед Великим постом и утратила древний смысл торжественной встречи астрономической весны.


2) Второй «подменный» праздник - православный день Ивана Купалы, заменивший славянский День Купайлы (день вступления в права могучего летнего солнца-Купайлы), языческое празднование Дня летнего солнцестояния.
Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня. Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю, дата рождения Иоанна Крестителя (24 июня по ст. стилю) у нее приходится на 7 июля по новому стилю.


3) Третий - Рождество Пресвятой Богородицы, заменившее прежний славянский Вересень, языческое празднование вступления в права стареющего мудрого осеннего солнца-старика Световита в День осеннего равноденствия, древний праздник собранного урожая.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября по новому стилю (8 сентября по ст. стилю), т.е. в День осеннего равноденствия.


4) Четвертый - Рождество Христово, в 273 году н. э. заменившее языческое празднование Рождества солнца-младенца Коляды утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году).
В мире Рождество Христово празднуется 25 декабря. Живущие по старому юлианскому календарю русские православные празднуют этот праздник тоже 25 декабря по ст. стилю, т.е. 7 января по новому стилю.

Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на Великий пост , когда праздники и веселья Церковью строго запрещены, церковники «сдвинули» праздник во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно́го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.

Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего языческого , чтобы уничтожить и стереть былые традиции из памяти народа. И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.По примеру церковников, в недавнее время подобная подмена праздника была сделана российской властью, заменившей всенародное празднование 7 ноября годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на празднование дня воцарения Дома Романовых 4 ноября, прежде ежегодно широко отмечавшееся в бывшей царской России (чтобы нынешний российский народ поскорее позабыл, что негодную власть можно запросто свергать). Согласно социальным опросам, большинство нынешних россиян даже не догадывается, что празднует в день 4 ноября - как положено во всякий праздник, в этот день россияне выпивают и закусывают, чтобы весело было.
Впрочем, для подмены даже не обязательно менять даты празднества - в 1992 году власти мудро подменили «1 мая - международный День солидарности трудящихся в борьбе за экономические и политические права» на безликий российский «Первомай - День Весны и Труда», в который никто не работает, все старательно пьют водку, а милиции запрещается забирать пьяных на улицах. Празднично выпив и закусив, народ о какой-то борьбе за какие-то свои права уже не вспоминает - что и требуется властям.Существенное смещение к началу года заменившего Комоедицу насильственно введенного церковного праздника делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний языческий лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.
Так что наши мудрые древние предки-язычники встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих православные россияне.

Новый церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей) . Церковная «сырная седмица» стала предшествовать Великому посту .

В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица .

Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые языческие обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу . Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского императора Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств (об этом см. ниже).

Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается праздником и НАРОДНЫМ СВЕТСКИМ (всенародный обжорный и пьяный разгул), иРЕЛИГИОЗНЫМ ХРИСТИАНСКИМ (это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - см. ниже ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ ).

Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего.

На современных «католических» масленичных карнавалах в Венеции , Риме , Рио-де-Жанейро и широких празднествах во многих других местах Европы и Америки о предстоящем Великом посте мало кто вспоминает, а многие весело празднующие туристы даже не догадываются, продолжая праздник и после наступления католического Великого поста. Например, в Аргентине масленичные карнавалы, начавшись в определенное Церковью время, продолжаются целых два месяца, т.е. весь Великий пост и даже после его окончания, пока народ не устанет. Столетиями вытравливаемая христианскими церковниками народная традиция древнего праздника продолжает проявляться в полной мере.

Конечно, в вечно скудной и постоянно борющейся за свое выживание России ежегодные столь широкие, яркие и богато украшенные всенародные масленичные празднования невозможны, хотя в последние годы российские власти пытаются организовать нечто подобное по примеру народов европейской культуры. Кое-что доброе из этого получается, но общая скудность народа пока не преодолена.

С 2002 года в Москве, с подачи тогдашнего московского мэра Лужкова, празднование народной Масленицы возродили, но почему-то стали начинать праздновать ее В ПОНЕДЕЛЬНИК , одновременно с началом церковной «сырной седмицы», хотя во все времена традиционное начало празднованиянародной Масленицы у русских приходилось НА ВОСКРЕСЕНЬЕ за неделю до Великого поста - на так называемое «мясное заговенье» , когда в последний раз разрешалось есть мясо, т.е. на день раньше начала церковной Масленицы (церковной «сырной седмицы», начинающейся в понедельник). Так еще раз проявилась жесткая интегрированность нынешней российский демократической власти с церковной, но всегда народная Масленица, в отличие от церковной «сырной седмицы» (недели), начиналась в воскресенье «мясного заговенья» и продолжалась 8 дней.

Не следует путать, как это сейчас часто случается, нынешнюю народную Масленицу с языческой Комоедицей - это разные праздники (как приведенные выше примеры празднований в России 7 ноября и 4 ноября).

Нынешняя народная Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним языческим праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия .

И смысл нынешней народной Масленицы , тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы .
- Комоедица - это торжественная встреча нашими древними предками наступления для Природы астрономической весны и начала древнеславянского Нового года, а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ.
- Церковная Сырная седмица - это подготовительная неделя к Великому посту, последняя неделя перед Великим постом. Посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая Масленицы. В продолжение церковной Сырной седмицы (Масленицы) не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица – это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.
- Определенной церковным календарем народной Масленице (просторечное название Сырной седмицы) праздновать, собственно говоря, нечего - это просто устойство некой гулянки, которой церковники заменили языческую Комоедицу, чтобы стереть ее из памяти. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы (Масленицы) начинается введенный церковниками долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно.
Если некоторые обычаи живших в жаркой пустыне и породивших христианство древних евреев еще допустимы в теплой Европе, то они весьма глупы, а то и вредны в России - самой холодной стране на свете. Холоднее России только Антарктида, но люди там не живут; среднегодовая температура в России +4 о C, 64% территории - вечная мерзлота. Перенимать чужие обычаи можно, но с умом, а не бездумным обезьянничаньем.

Конечно, никакое христианство , ныне расколотое на католичество , протестантизм , лютеранство и др., а также на более 17-ти разных православных автокефальных (возглавляемых патриархами, РПЦ среди них 5-я) и автономных (возглавляемых митрополитами) церквей , не может определять или переносить даты праздников других верований, тем более, даты астрономических событий.

Древний языческий праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы это 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием - это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной природе .

День весеннего равноденствия - начало астрономической весны , которое никакие церковники и никакой Бог «переместить» не в силах.

И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу - светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы.

В последние десятилетия в Европе и в Северной Америке празднование «языческого» Дня весеннего равноденствия год от года становится все более популярным и массовым, все больше людей в разных странах хотят изучать и празднично чтить исконные традиции своих народов, ранее церковниками старательно, а то и жестоко стиравшиеся из народной памяти.

У нас в России таких энтузиастов изучения давней истории и игрового костюмированного восстановления традиций пока немного - сказывается нынешняя эмоциональная и финансовая ограниченность большинства россиян, чаще воспринимающих праздники лишь как повод дополнительно выпить.

В некоторых странах День весеннего равноденствия является официальным всенародным праздником и выходным днем.

У православных христиан это замечательное для всей природы время попадает на Великий пост , потому скудно и тоскливо называется «весна постная» .

Три Масленицы на Руси:

1. Древняя языческая Комоедица

Великий солнечный праздник - торжественная встреча даруемой небом Весны священной.

Праздник древнейших земледельческих культов, дошедший до нас из времен мезолита.

Неделя до и неделя после Дня весеннего равноденствия - начала астрономической весны.

2. Церковная сырная (мясопустная) седмица

7-дневный православный церковный праздник с понедельника по «прощеное» воскресенье.

Последняя из 3-х седмица (неделя) перед Великим постом.
Ей предшествуют еще 2 церковные седмицы подготовки к Великому посту - «всеядная» и «рябая».

3. Народная Масленица

Проводимый в дни церковной сырной седмицы 8-дневный разгульный, пьяный и обжорный русский светский праздник c воскресенья «мясного заговенья» по «прощеное» воскресенье. Светское празднование Масленицы учреждено царским Указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов (см. ниже петровский «ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР»).

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ КРАТКО:

  • Масленица НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней - этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны).
    «Сырная», или «мясопустная» седмица (ее народное название Масленица), введенная церковью взамен дотоле традиционного языческого празднования Комоедицы, - это один из элементов борьбы христианства с язычеством (с религиозными конкурентами).
    Соотношение церковной Масленицы и древней языческой Комоедицы подобно соотношению празднеств Дня царского Дома Романовых 4 ноября и прежнего революционного 7 ноября.
    То, что некоторые люди во время празднования церковной Масленицы не соблюдают строгие церковные установления и предаются пьяному разгулу, ни в коей мере не делает этот праздник языческим, т.е. относящимся к исконной древней религии славян.
  • Масленица (масленичная неделя) - христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья «мясного заговенья» запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло; отсюда в XVI веке, вскоре после введения церковниками «сырной седмицы» («мясопустной седмицы»), появилось ее народное название - Масленица.
  • Даты празднования Масленицы «подвижные», т.к. жестко связаны с определяемыми по лунному календарю «подвижными» датами Пасхи и предшествующего ей 7-недельного Великого поста - это последняя неделя перед Великим постом.
  • Древние языческие съедобные символы солнца, непременно использующиеся в праздновании Масленицы, - блины и ватрушки.
  • В последний день Масленицы, «прощеное воскресенье», сжигают соломенное чучело надоевшей Зимы (Марены), а не Масленицы, как многие ошибочно полагают.
  • В католичестве церковный праздник Масленицы называется карнавал.
  • Языческий праздник весеннего равноденствия сохранился в мусульманстве - это праздникНавруз.
  • Комоедица, великий языческий солнечный праздник наших древних славянских предков, всегда остается на своем месте (день весеннего равноденствия) и может ежегодно весело отмечаться всеми желающими чтить традиции своих древних предков; в некоторых странах это государственный праздник и выходной день.
  • Рекомендуется читать эту страницу по порядку от начала до конца.

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Из истории языческой Комоедицы,
церковной сырной (мясопустной) седмицы
и народной Масленицы

Масленица (до XVI века в народе праздновалась языческая Комоедица, посвященная встрече весны в День весеннего равноденствия, день начала астрономической весны) - христианская постная праздничная неделя (в питании запрещается мясо), введенная церковниками в XVI веке взамен запрещенной церковью Комоедицы, одного из 4-х древнейших солнечных праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех «варварских» народов Европы;
- прежде Комоедица - великий древнеславянский языческий 2-недельный праздник торжественной встречи Весны и начала древнеславянского Нового года в День весеннего равноденствия, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам; празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после;
- возникновение у человечества 4-х великих солнечных праздников (отмечаемых в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний) восходит к временам Верхнего палеолита (древнего каменного века послеледникового периода), потому в той или иной форме эти праздники присутствуют в культурах всех народов Евразии и Северной Африки;
- после принятия христианства на Руси празднование славянской языческой Комоедицы, как и других языческих праздников, было строго запрещено и тяжко каралось;
- после долгой и безуспешной борьбы властей и церковников с празднованием Комоедицы, в XVI веке в России она была заменена на празднование церковной «сырной» (или «мясопустной») седмицы, определенной церковниками на последнюю неделю перед Великим постом;
- в том же XVI веке «сырная» седмица получила в народе наименование «Масленица», и назначенный церковниками праздник раскололся на два по сути разных празднования:
- церковная «сырная» седмица - последняя неделя подготовки к Великому посту,
- и народная Масленица - обжорное, пьяное и разгульное празднество;
(примечание: народная Масленица не является языческим празднованием)
- современные традиции празднования народной Масленицы на Руси оформились во времена царствования Петра I, который своим Указом ввел этот веселый разгульный праздник как организуемый светскими властями, обязательный для всего народа и проводимый по образу и подобию празднований традиционных европейских масленичных карнавалов;
ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР
- по Указу Петра I празднование Масленицы именовалось «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор» и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее; для организации празднований была учреждена своеобразная шутовская «орденская организация», объединявшая царских единомышленников;
- главной чертой «Собора», что явствует из названия, являлось отчётливое пародирование обрядов католической (собор возглавлял «Князь-папа», которого выбирали всепьянейшие «кардиналы») и православной церквей;
- «Собор» был создан с главной целью - дискредитации церкви и, наряду с бритьём бород, входит в общий ряд разрушения стереотипов старорусской повседневной жизни, в практике Собора использовалось большое количество матерной лексики и водочных возлияний;
- «Собор» просуществовал около 30 лет - с начала 1690-х до середины 1720-х годов, внеся свою лепту в восприятие царя рядом слоёв общества как Антихриста;
- «Всешутейший собор» относился к проявлениям типичного для Петра I (как и для ряда его предшественников, прежде всего Ивана Грозного) «антиповедения», опирающегося на народные представления и святочные маскарадные традиции;
- по старой дореволюционной орфографии писали «Масляница».

Самый магический день в году, который обладает немыслимой силой!

День весеннего равноденствия является символом прихода тепла и завершения зимних холодов. Древний праздник имеет множество традиций, которые соблюдаются и по сей день.

Весна вступает в свои права, пробуждая природу и выводя людей из зимней спячки. День равноденствия символизирует наступление долгожданного теплого периода, когда зима полностью уступает место весенним погожим дням. Этот день обладает особой энергетикой, поэтому многие стараются приурочить к нему всевозможные ритуалы на любовь, достаток и избавление от проблем.

Когда будет день равноденствия

У наших предков весеннее равноденствие было праздником прихода долгожданной весны. Отмечали это событие шумными гуляньями, славили Солнце и проводили обряды, направленные на обретение благополучия.

На самом же деле день весеннего равноденствия связан с переходом Солнца через экватор.

Равноденствие наступит 20 марта в 19 часов 15 минут по московскому времени в 2018 году. Это значит, что 20 марта день по продолжительности сравняется с ночью, а затем будет увеличиваться, принося не только больше света, но и позитивное настроение людям.

Весеннее равноденствие в астрологии

20 марта наступает новый астрологический год. Солнце перейдет в созвездие Овна, обновив цикл. Именно поэтому все гороскопы начинаются с этого Знака. В этот день астрологи отмечают профессиональный праздник, а в нескольких странах празднуют наступление Нового года.

Не только астрологи, но и экстрасенсы считают день весеннего равноденствия уникальным событием. В это время на Землю обрушивается мощный поток энергии, которую можно использовать для выполнения различных обрядов и ритуалов.

20 марта вы сможете воспользоваться энергетикой Солнца, привлечь в свою жизнь благополучие, процветание и любовь. Экстрасенсы утверждают, что в такой день обязательно происходят чудеса, важно только верить. Привлечь желаемое силой мысли не составит труда, если вы будете уверены в своих силах.

Обычаи, традиции, обряды в день весеннего равноденствия

Наши предки в этот день отмечали и праздник, посвященный богине весны – Остаре, которая обеспечивала равновесие между ночью и днем. Считалось, что в данный период богиня и сама обновляется, восстанавливая свою девственность и энергию. Фигурка богини представлена в виде непорочной девы, которую держит под руку молодой юноша. На Руси к празднику весеннего равноденствия относились серьезно. Устраивались массовые гулянья, любой человек мог зайти к соседу и угоститься с его стола любым лакомством – это считалось добрым знаком. Люди верили, что чем большее количество людей войдет в избу за угощениями, тем счастливее будет год для владельцев жилища.

Хозяюшки специально к празднику выпекали ржаные сдобные лепешки, украшали их сахарным сиропом и пшеничными зернами. Кроме сладких сытных лепешек женщины окрашивали куриные яйца. Для этого использовали природные материалы – луковую шелуху, морковный и свекольный сок. Также хозяйки пекли пресное печенье в форме птиц. Им угощали односельчан, часть печенья отдавали на съедение гусям, курам, индюкам. Мужчины мастерили скворечники и крепили их к стволам деревьев. Внутрь скворечников обязательно клали небольшое количество раскрошенного пресного печенья.

Вечером, как правило, начинались песни и пляски, отовсюду слышались переливистые звуки гуслей и гармони. Под конец праздника делали большое чучело из соломы и сжигали его. Чем выше и шире получалось чучело, тем ярче и дольше оно горело, озаряя все вокруг. Люди верили, что высокое, яркое и чистое пламя – залог сытой и счастливой жизни в наступившем году.

Как празднуют весеннее равноденствие в разных странах

Весеннее равноденствие в Индии совпадает с местным фестивалем красок. Поэтому праздник длится в течение двух суток. В первый день все веселятся, поют, танцуют, лакомятся традиционными угощениями. Утром следующего дня начинается шествие представителей всех существующих в Индии каст. Люди обмениваются поздравлениями, осыпая друг друга разноцветным порошком, приготовленным из куркумы, халди, билвы и т.д. Считается, что это приносит богатство, любовь и счастье.

Германцы обожествляют Зарю и Восточное направление (часть света). В этот день запрещается кушать любое мясо, кроме кролика. Излюбленным мужским увлечением является охота на зайцев. Одну из заячьих тушек обязательно приносят в жертву верховной богине Фрейе – покровительнице любви, брачных союзов, семьи, детей.

В Японии тщательно готовятся к весеннему равноденствию. За день до праздника люди убирают все помещения своих жилищ. Особое внимание уделяется чистке домашних алтарей, которые украшаются цветами. Около фотоснимков умерших предков обязательно ставится несколько небольших чашей округлой формы. Предварительно они наполняются освещенной крупой и водой.

Что можно и что нельзя делать в день равноденствия

Этот праздник издревле считался магическим. Предания говорят, что в этот день на судьбу человека могут оказать влияние даже его собственные мысли. Поэтому думать следует исключительно о хорошем. Выяснение отношений, ссоры, проявление злости, агрессии и гнева может обернуться возникновением проблем. Грустить в праздник не рекомендуется, иначе Боги разозлятся и не одарят всевозможными благами. Нужно встречать весну как можно хлебосольнее и веселее. Чем шикарнее будет стол и больше гостей, сидящих за ним, тем счастливее для хозяев выдастся год.

Многие до сих пор чтят традиции праздника и в день весеннего равноденствия пекут пряники в виде птичек. Их необходимо раздать родственникам, друзьям и знакомым. Чтобы проверить, какое здоровье ждет в наступившем году, люди выходили на улицу, и каждый подбрасывал в небо свой пряник. Чье угощение взлетало выше, тому можно было не переживать за собственное здоровье в течение всего года. Благодаря этой примете пряники называются «жаворонками».

Предположим, вы решили последовать описанной выше традиции и спечь пряники в виде жаворонков. Когда будете кушать выпечку, не съедайте голову птички, кушайте только туловище. Считается, что этим вы уберегаете себя и своих родных от несчастных случаев и болезней. Головы нужно отдать скотине. Даже лютым врагам и обидчикам в День весеннего равноденствия нельзя желать зла. Специалисты уверяют, что крамольные мысли и плохие слова, сказанные в адрес человека, могут доставить ему серьезные неприятности. Причем все плохое, посланное другим, обязательно вернется в удвоенном количестве.

Гадания и магия в день весеннего равноденствия

Некоторые девушки и парни в этот день после захода Солнца приступали к гаданиям. Кто-то хотел узнать о замужестве (женитьбе), кто-то – улучшить свою внешнюю привлекательность, а некоторые просто желали выяснить, что их ждет в скором будущем.

Так, при выпекании пряников-жаворонков девушки клали в сырое тесто мелкие предметы. Каждый из них имел свое предсказание. Например:

♦ колечко – готовься к свадьбе;
♦ гвоздик – будет повод для печали;
♦ монета – будешь жить в достатке;
♦ ключ – наследство, прибыль, станешь владельцем нового жилья;
♦ бусина – вскоре наступит долгожданная беременность;
♦ пуговичка – предстоят многочисленные обновы;
♦ серьга – к встречи с суженным (суженной).

Вечером каждый по очереди брал по одному прянику и разламывал. По найденному предмету и судили о будущем.

На восходе или закате Солнца в День весеннего равноденствия можно провести ритуал на благополучие. Для этого необходимо приготовить две свечи – белого и черного цвета. Они будут символизировать свет и тьму. Также приготовьте горшочек с землей и семена, предварительно размоченные в воде. Зажгите свечи, рядом с собой расположите горшочек и семена. Сконцентрируйтесь и начинайте мысленно рассказывать семенам, какую жизнь вы хотите иметь, что желаете поменять в своей судьбе. Как можно четче визуализируйте образ своего счастливого существования. Затем посадите семена в землю и полейте водой. По мере того, как семена будут прорастать, ваша жизнь начнет меняться в желаемую сторону.

Воплотить мечты в действительность поможет уникальная медитативная практика. Занятие следует проводить в полном одиночестве, создав для себя уютную атмосферу в помещении. Зажгите свечу. Присядьте в кресло или прилягте на диван. Закройте глаза. Для глубокого расслабления можно использовать дыхательную гимнастику. Начинайте разыгрывать в своем воображении ситуации с учетом того, что ваша мечта уже исполнилась. К примеру, вообразите, как вы живете, какой автомобиль имеете, во что одеты, с кем общаетесь, что кушаете, какие заведения посещаете и т.п. Нужно максимально глубоко погрузиться во внутренний мир и проникнуться своим желанием.

Теперь представьте, что перед вами в воздухе материализовался большой полупрозрачный шар золотистого цвета. Заходите в него и усилием воли устремляйтесь ввысь. Далее попробуйте мысленно раствориться во Вселенной. Спустя какое-то время вы должны ощутить прилив сил. Это значит, что положительная космическая энергия возымела мощное действие на ваше подсознание. С этого момента в вашей жизни начнут постепенно происходить изменения.

Весеннее равноденствие – одно из самых удивительных природных явлений. Хорошо, что до наших дней сохранились те крупицы информации о том, какие традиции чтили и как отмечали праздник весны в древности. В этот день каждый может напиться из неиссякаемого источника космической энергии, укрепить здоровье, улучшить материальное положение и, встав утром, сказать: «Здравствуй, Солнце!»

Нам известно немало астрономических явлений. И почти все они, так или иначе, нашли отображение в языческой культуре и религии наших предков - славян. Например, затмение солнца воспринималось ими как страшное знамение, гнев богов. То же самое справедливо было и по отношению к таковому ночного светила. При "падении звезды" - метеорном дожде - древние загадывали желание и осознавали, что в это мгновение чья-то душа отправилась к праотцам. Интересен в интерпретации славян и , который ежегодно отмечается в 20-х числах марта, а в 2019 году данный праздник выпадает на 20 число марта. О нем и других фактах, связанных с указанной датой, вы узнаете, если прочтете внимательно настоящий материал.


Слово астрономам

Для начала посмотрим на весеннее равноденствия глазами ученых, предметом исследования которых являются небесные тела, космос и происходящие в нем процессы. Один раз в цикл, состоящий из 365-ти дней, происходит фактическая смена времен года: пьедестал покидает зима, уступая трон младшей жизнерадостной сестре. Говоря языком астрономов, Солнце переходит из южного полушария небесной сферы в северное. Соответственно, в последнем наступает астрономическая весна. Именно этот момент носит название весеннего равноденствия и характеризуется еще и тем, что день и ночь совпадают по продолжительности.

Что происходит в день весеннего равноденствия с небесными телами: Землей и Солнцем? Очень любопытная вещь, надо сказать. Центр дневного светила в пределах видимости по эклиптике пересекает экватор неба, а наша планета располагается по отношению к Солнцу таким образом, что оба ее полушария подвергаются примерно одинаковому воздействию ультрафиолета. Это наблюдается не только в 20-х числах первого весеннего месяца, но также и осенью, в день осеннего равноденствия.

Почему у праздника - Дня весеннего равноденствия - нет точной постоянной даты? Дело в том, что тропический год, равный временному периоду между последовательными прохождениями дневным светилом точки равноденствия, отличается от длительности того или иного календарного года. В добавок, моменты эти не совпадают с началом календарных суток. Вот и вся причина.

Если год високосный, зима с весной встречаются раньше на 18 часов 11 минут и 14 секунд, чем в предыдущем 365-дневном цикле. В год обычный данное явление следует ожидать, напротив, позже, нежели в прошлом на 5 часов 48 минут и 46 секунд.



Языческая история праздника

У наших предков славян было несколько важных торжеств, проводимых в течение года. Два из них отмечались язычниками весной: и Комоедица. Согласно распространенной версии, это один и тот же праздник. У древних славян была Комоедица, и была значительно позже по времени, чем проводится сегодня в рамках православной традиции под названием "Масленица".


Просто Церковь приняла решение соединить таким образом существовавшие испокон веков весенние народные торжества с религиозной датой, поскольку по времени Масленица совпадает с сырной или мясопустной седмицей, предваряющей . В течение указанной недели разрешается по церковному уставу вкушать молочные продукты, рыбу и куриные яйца, мясо же находится под строгим запретом.

Что касается Комоедицы, то данное весеннее торжество выпадало в минувшие времена, когда не было на Руси еще христианства, аккурат на Великий пост. Оно длилось две недели (неделю до интересующей нас даты и неделю - после) и было посвящено проводам зимы, встрече весны и Нового славянского года. Название же свое праздник получил благодаря еще одной немаловажной традиции, существовавшей у древних славян: почитание Медвежьего бога Кома. В день весеннего равноденствия, который как раз-таки отмечался в составе мартовской Комоедицы и не имел никакого отношения к нынешней Масленице. утвержденной Церковью, язычники пекли блины и угощали ими Медового зверя. Вспомните привычную фразу, произносимую в процессе приготовления блинов, если начальный не удается: "Первый блин комом". Так вот, в оригинале она звучит как "первый блин комам", то есть медведям.


Почему именно блин? Да потому что он напоминал славянам по форме, температуре и цвету небесное светило, а именно солнце символизирует вступление в свои права весны и дает всему живому возможность жить и развиваться. Лакомясь блинами в Комоедицу, в том числе - в день весеннего равноденствия, древние верили: они получают с каждым кусочком частичку животворного тепла и солнечного света.


Комоедица праздновалась язычниками широко, включала в себя проведение обрядов, сочетавших магию и религию; веселые игры, пляски и, конечно же, застолье. Разумеется, церковники не могли позволить людям такое поведение в Великий пост, поэтому и перенесли торжество пораньше. Но вместе с этим утратило свое символическое значение, носившее ключевой характер Комоедицы весеннее равноденствие, с чем можно только смириться.

Славянские традиции

Главный момент Комоедицы окутан разного рода мифами. Касаются они главным образом обрядовой части дня весеннего равноденствия. Впрочем, собственно, а почему мифами? Ведь многие обычаи дошли до нас и с успехом осуществляются нашими современниками.

Например, в праздник весеннего равноденствия женщины пекли и пекут фигурки птичек из теста. Их наши древние предки подкидывали вверх, а затем ловили. Считалось, что такими действиями возможно привлечь в свою жизнь здоровье, счастье, процветание. Существует даже пословица, свидетельствующая об истинности указанного выше утверждения: "Жаворонков пеките - здоровье ловите".

Кроме блинов, популярными в Комоедицу были и куриные яйца. Славяне считали их символом новой жизни, а еще плодородия. Наши предки красили яйца (улавливаете связь с аналогичной предпасхальной традицией?), рисовали на них знаки, олицетворявшие Землю и дневное небесное светило, использовали для изготовления защитных оберегов и талисманов.

В период, когда день равнялся ночи, активизировались колдуны и ведьмы. В День весеннего равноденствия, в темное время суток они устраивали шабаш, чтобы подпитаться энергией просыпающейся от зимнего сна природы, провести определенные магические ритуалы и отпраздновать свою свободу.


Собирались слуги нечисти, как правило, на Ведьминой Горе, аналог которой встречался в той или иной местности.

В день весеннего равноденствия девушки гадали. Они использовали для этих целей печеных "жаворонков": прятали заранее в плюшки разные мелочи – пуговку, монетку, колечко и пр., оговаривая прежде значение каждой вещицы. Потом ели фигурки и узнавали по сюрпризу внутри, чего ожидать в будущем. Кроме того, красные девицы занимались ворожбой.

Напоследок совет: постарайтесь в День весеннего равноденствия думать только о хорошем. Солнце дарит нам достаточно мощный заряд бодрости. Негативные же мысли, по мнению энергетиков, имеют слишком высокий риск материализоваться.

Даждьбожий Великодень, Масляна, Комоедица - названия одного из четырех главных праздников календаря

История этого праздника уходит корнями в седую старину, к архаичным языческим временам. Считалось, что в этот день 25 марта (березозола) годовое колесо поворачивало к лету, начиналась светлая (явная) половина года. Древние верили, что небесные врата в этот день отверзались, и добрые боги возвращались к людям, а из рая (Ирия) на птичьих крыльях прилетали души почивших предков, чтобы навестить своих внучат. А еще большинство славянских народов считало именно этот день началом нового года.

Действительно, день весеннего равноденствия - праздник, имеющий космическое значение, ведь именно с этой даты день становился длиннее ночи.

Празднование Масляны сопровождалось объемной, часто многодневной, обрядовой частью. Важнейшее значение уделялось зазыванию весны. В разных регионах Руси ход празднования мог в какой-то степени отличаться, однако, существовали характерные общие особенности.

Само празднование, как правило, происходило на свежем воздухе. Молодежь делилась на 2 условных войска, одно из которых «добывало» Весну, а другое боронило Зиму, но в конце, конечно же, сдавалось. Если позволяла погода, строилась и бралась приступом Устраивались показательные бои между «воинами» с обеих сторон, но побеждали непременно сторонники Весны. Борьба весны и зимы, холода и тепла не случайно воспевалась именно в день весеннего равноденствия, когда и день с ночью как бы борятся, меряются силами. Как логическое завершение «войны», и как главный смысл праздничного обряда, в конце сжигалось чучело Марены-Зимы, сделанное девушками из соломы и ветоши. Горел огонь крадного костра, а вместе с ним горела-догорала зима, давая дорогу молодой Весне.

Повсеместно на Комоедицу пекли блины - «комы» (отсюда и название). Румяный круглый блинок олицетворял собой Солнце. Еще одно угощение - мелкие булочки, закрученные особым образом в форме птичек, как символ возвращающихся, как тогда считалось, из Ирия, Вообще же, угощения в день у славян были щедры и богаты. Кроме блинов и булочек-птичек подавались разнообразные мясные и рыбные блюда, выпечка, сладости, хмельные напитки.

С приходом на Русь христианства Масленица, как и другие древние праздники, попала под запрет. Однако на протяжении нескольких веков народ продолжал праздновать день весеннего равноденствия, как, впрочем, и большинство других праздников. И лишь в XVII веке интерес церкви к гонению древних праздников постепенно утих. Перестав считаться «бесовским весельем», Масленица была наполнена новым смыслом - православным. Сохранился даже явно языческий (идолопоклоннический) обычай сжигать чучело зимы. Ставший частью православного календаря, праздник Масленица уже не совпадает с датой равноденствия и несет только обрядовую нагрузку - после богатого и щедрого масленичного стола начинается один из самых

Сегодня древний, исконно русский праздник любим и почитаем многими. Празднование Масленицы, сохранившее все отголоски древнего почитания весеннего равноденствия, в последнее время происходит всё с большим размахом, привлекая огромное количество участников.

В России праздник день весеннего равноденствия наступит 21 марта в четверг 2019 года. Четвертый день недели будет не совсем обычный день, т.к. светлое время суток полностью совпадает с ночью. Для большинства жителей, населяющих нашу планету, весеннее равноденствие (Vernal Equinox) является особым днём, имеющим свои традиции и обычаи.
На вопрос когда будет весеннее равноденствие четко ответить нельзя, т.к. чёткой даты нет, когда день полностью равен ночи нет. Для каждого года существует своя дата. Это связано с тем, что в нашем календаре есть високосный год.

По лунному календарю 21 марта 2019 года день проходит в фазе «Полная Луна 15 день . Луна в знаке зодиака Весы, Благоприятное время для стабилизации и спокойствия. Если у вас запланированы важные дела и вам нужно принять серьезное решение, лучше перенести все это на другой день. Займитесь обучением сегодня: Интересная книга в руках, принесет пользу. Посвятите время себе.

Приметы на день весеннего равноденствия

Люди в древности верили, что в день весеннего равноденствия можно определить, какая будет погода, в предстоящем году - и если день равноденствия был морозным, это означало, что тепло придёт не скоро. Люди говорили, что впереди у них ещё будут «сорок морозов».

В Древней Руси это торжество старались отметить со всем размахом и весельем. Люди думали, чем веселее они будут праздновать день равноденствия, тем удачнее и урожайнее будет год.

Древние славяне ходили по земле, и пытались отыскать сорок проталин. Это, по их мнению, означало бы, что в эту весну им улыбнётся счастье.

В день равноденствия люди старались не впускать в свой разум дурные мысли. Они были убеждены, что всё, о чём они думают, может сбыться, так как мысли в этот день имели особенную силу.

В связи с этим, также они верили и в то, что, если загадать желание, и думать о нём в день равноденствия, то это желание непременно должно сбыться.

Традиции Древней Руси

У древних славян этот магический праздник называли днём Сороки. Русские люди считали, что на равноденствие с юга возвращается огромное количество представителей пернатого мира. И, по их мнению, это было сорок птиц. Так его и прозвали день Сороки. Первым, кто возвращался, был жаворонок, поэтому он являлся символом данного праздничного дня.

По традиции в день равноденствия хозяйки даже печенье выпекали в форме птицы. Тому же, кому первому посчастливилось увидеть символ праздника, прилетающего жаворонка, каждый житель деревни должен был подарить, испечённое на этот день печенье. Оставшимся печеньем угощали деревенских детей, с тем, чтобы они привлекали в каждый дом других жаворонков, несущих, согласно существующим в то время верованиям, весну, богатство и счастье. Детишки прикрепляли к палкам особые куклы, которые назывались Мартинички, а также подаренное печенье. Затем они мчались с этим палками на ближайшую возвышенность и пели песни, зазывая, таким образом, весну в деревню.

Старшие жители деревень пели веснянки на возвышенностях. Если же вершины вблизи деревни не было, данное действо совершалось в местах, где стаял снег, и была открытая земля.

В эту ночь в деревне практически все бодрствовали, а на женщин была возложена обязанность вслушиваться, в окружающую тишину, чтобы услышать магический и неуловимый звук, означающий по поверьям древних людей, что «год ломается».

А ещё древние славяне полагали, что в равноденствия на землю к людям сходит верховное божество Солнце, с тем, чтобы посмотреть, как они живут. И именно тогда, у всех людей появлялась возможность попросить помощи у этого языческого Бога.

Гадание в день весеннего равноденствия