Нод по формированию элементарных математических представлений. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ «Книга сказок

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Волшебный теремок»

Программные задачи:
Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
Закрепить умение соотносить количество предметов с числом;
Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение;
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла бибабо - мышка, карточки с цифрами и предметными картинками, геометрические фигуры , игрушки (пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, Маша и медведь, один ежик) , четыре обруча, бубен.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) , карточки с цифрами.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Мышка: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мышка-норушка из сказки «Теремок». Послушайте, какая история сегодня со мной приключилась.
Прибежала я к теремку, остановилась и спрашиваю: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос у теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания». Вы поможете мне выполнить задания, которые дал волшебный Теремок?
А задания такие:
Задание № 1.

«Назови геометрические фигуры»

Что это? (Квадрат)

А кто может назвать эту фигуру? (Прямоугольник)
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? (ответы детей)
- Как можно проверить? (Наложить их друг на друга)
- Что теперь мы видим? Что можем сказать? (Две стороны у прямоугольника длиннее, чем квадрата, а две другие одинаковые)
- А чем отличается квадрат от треугольника? (У треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны)
- Чем отличается круг от квадрата? (У круга нет углов и сторон)
Задание № 2.

«Покажи правильно»

(Воспитатель называет геометрические фигуры, а дети поднимают ту геометрическую фигуру, которую называет воспитатель).
Задание 3.

«Найди место фигуре»

(На полу лежат четыре обруча, в центре каждого геометрическая фигура.
Воспитатель раздает детям по одной геометрической фигуре)

Воспитатель: Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит, вам надо найти обруч с вашей геометрической фигурой и встать вокруг него. (Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются своими фигурами)
Задание № 4.

«Ударь в бубен столько раз, сколько показывает цифра»

(Воспитатель поднимает карточку с цифрой, ребенок должен ударить в бубен столько раз, сколько показывает цифра).

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так
(поднять руки вверх и делать наклоны в стороны)
Дружно дерево качали.
А потом они ходили (ходьба по- медвежьи)
И из речки воду пили:
Вот так, вот так (наклоны туловища вперед)
И из речки воду пили.
А потом они плясали, («пружинки»)
Лапы выше поднимали:
Вот так, вот так (прыжки, хлопая вверху руками)
Лапы выше поднимали.
Задание № 5.

«Посчитай правильно»

(Воспитатель выставляет на мольберт предметные картинки. Дети должны правильно соотнести количество предметов с числом).
Задание № 6.

«Найди домик каждому числу»

(Воспитатель раздает карточку с цифрой каждому ребенку.
На пяти столах лежат игрушки: пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, два героя из сказки «Маша и медведь» и один ежик. Воспитатель раздает детям карточки с цифрой и показывает пять домиков, где живут игрушки.
По сигналу дети находят домик своей цифре и встают возле него. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли все нашли свой домик.

Можно поменяться карточками и поиграть еще несколько раз).
Воспитатель: Ребята, вы правильно справились со всеми заданиями, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки-норушки. Давайте попрощаемся с Мышкой, ей надо спешить в свою сказку. А если Мышке-норушке опять будет нужна наша помощь, то мы ей обязательно поможем. Правда, ребята?
Мышка: Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания.
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости? Какая история с ней приключилась? Как мы смогли ей помочь? Какие задания мы выполняли? Вам понравилось помогать Мышке-норушке? (Ответы детей).

Подробности

Мишина Галина Анатольевна , старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Светлячок» г.о. Химки Московской области

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Тема: « Игра – путешествие в страну Математика».

Возраст: 6 – 7 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие

  • Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
  • Закреплять знания о днях недели, временах года.
  • Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
  • Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Здоровье сберегающие

  • Учить детей следить за своей осанкой.
  • Продолжать развивать координацию движения.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Социализация:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Труд:

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словес ный.

Практический.

Материал: Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками, мультимедийная презентация, указка, сундук с раскрасками. Раздаточный: Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, ламинированные листы картона белого цвета.

Ход НОД:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Основная часть (22 мин.)

III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)

СЛАЙД 1.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3.

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.

Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)

У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука, Татьяна нам расскажет об этом стихотворение.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя....(достойно)

Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

СЛАЙД 2.

И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?

(дети высказывают свои предположения)

Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).

Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)

Правильно, карта!

СЛАЙД 3.

А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после вторника?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются выходные дни?

7. Сколько времён года?

8. Какое время года наступает за зимой?

9. Какое время года наступает за летом?

10. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг , четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

СЛАЙД 4.

Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду».

Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте .

У вас на столах в конвертах лежат карточки с числами от одного до десяти. Разложите пожалуйста эти карточки по порядку, начиная с карточки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право. (дети выполняют задание)

Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.

Дидактическая игра «Соседи числа».

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

Маша назови соседей числа 5.

Леонид назови соседей числа 8.

Настя назови соседей числа 3.

Дидактическая игра «Разноцветные деревья».

Цель: упражнять детей в порядковом счете, в умении соотносить число с местом предмета в заданном ряду.

Ребята в Числограде есть парк где растут разноцветные деревья. Посчитайте и покажите карточкой с числом сколько всего деревьев растут в парке.

Покажите карточкой с числом какое по счёту в парке жёлтое дерево, если считать слева на право.

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что дерево с жёлтой кроной пятое по счёту если считать слева на право).

Покажите карточкой с числом какое по счету голубое дерево, если считать с право на лево?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что голубое дерево седьмое по счёту если считать с право на лево).

Покажите карточкой с числом какое по счёту серое дерево если считать слева на право?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что серое дерево девятое по счёту если считать слева на право).

Молодцы! Задание выполнено! Уберите карточки с числами в конверт.

(дети убирают карточки, воспитатель убирает мольберт)

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания - руки вперёд.)

Сверху мостик - погляди.

(Потягивания - руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

СЛАЙД 7.

Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

– Здесь в мире и согласии живут все животные.

СЛАЙД 8.

Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?

Дидактическая игра «Весёлые задачи».

Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. 1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2. Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной,

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

СЛАЙД9.

- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок. Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.

Мы так долго занимались. Н аши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

И ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их) Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту) Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.

Головою не верти, Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

СЛАЙД 10.

Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

По каким признакам можно их разделить на группы? - Сколько фигур войдут в группу больших геометрических фигур? (6) - Настя назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу маленьких геометрических фигур (9)

Сколько фигур войдут в группу треугольников? (3) - Ярослав, назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу трапеций? (2)

Максим, назови эти фигуры. - Сколько фигур войдут в группу красных фигур?

Маша, назови их.

Дидактическая игра «Собери узор».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра. - Попробуем? -Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.

Круг расположите в центре листа.

Квадрат - в левом верхнем углу листа.

Овал - в правом верхнем углу листа.

Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.

Треугольник – в левом нижнем углу ковра.

Ромб посередине над кругом.

Трапецию посередине под кругом.

СЛАЙД 11. - Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.

СЛАЙД 12.

Итог занятия.

А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.

Дети делают свой выбор.

За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам целый сундук с математическими раскрасками, сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.

Список литературы :

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

для детей старшего возраста

«На островах математики»

Выполнила:

Прокопович И.Г.

п.Мулымья 2015 г.

Цель : развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательная . Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах, продолжать учить детей считать в пределах 10, находить соседей чисел, сравнивать числа, развивать пространственное представление, логическое мышление, внимание, мелкую моторику. Умение отвечать на вопросы, упр-ть в произношении звуков «С», «У».

Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение.

Воспитательная . Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Оборудование: письмо, математические задачи, цифры, листы бумаги, ручка, ножницы, квадраты. Слайды с изображением остравов «Цифроград», «Компьютеров», «Мастерилка», смайлики.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: (слайд 1) Кем то придумано просто и мудро,

Про встречи здороваться «Доброе утро!»,

«Доброе утро!» солнцу и птицам,

«Доброе утро!»улыбчивым лицам.

К нам сегодня пришли гости, давайте скажем всем «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята,в наш детский сад пришло письмо, давайте его прочитаем.

«У меня в стране беда,ваша помощь мне нужна

Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания, трудные задания.
К нам на остров поспешите и порядок наведите!

Царица Математики»

Воспитатель:Отправимся в путешествие?

Дети: Да,отправимся.

Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие?

Дети: На самолёте,поезде,ракете, машине, вертолёте, пароходе.

Воспитатель : Вы всё правильно назвали, на всех видах транспорта можно отправиться путешествовать. А хотите полететь на ковре самолёте?

Дети:Да.

Воспитатель:Мы отправимся на ковре самолёте. Но самолёт не простой он может полететь, когда мы решим математические задачки. Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети:Готовы. (Все садятся на ковёр)

1.Пять ворон на крышу сели.

да ещё две прилетели

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело

- Дети: Семь ворон. (5+2=7)

2.На блюдце у Андрюши

четыре жёлтых груши

Есть ребёнок захотел и две груши съел?(4-2=2)

Сколько осталось груш?

Дети: Две груши.

Воспитатель:Как вы догадались, что две груши?

Дети (групповые и индивидуальные ответы)

Воспитатель: Молодцы, правильно решили задачу.

3.Мурка-кошка мышеловка,

Съела 3 мышей в кладовке

И сейчас к норе подкралась,

Цап ещё одна попалась,

Вот так Мурка,сколько ей

Удалось поймать мышей?

Дети: четыре мышки. (3+1=4)

Воспитатель: А как вы догадалась? (ответы детей) Правильно, четыре мыши поймала кошка.

Воспитатель: Молодцы, решили все задачи.

Дыхательная гимнастика. «Надуваем ковер самолет» (дети «насосом надувают» ковер-самолет) произношение звука «С».

«Полетели» произношение звука «У» (слайд 2)

Воспитатель:Вот мы с вами прилетели на 1остров,который называется Цифроград. Здесь живут цифры (слайд 3)

1 задание «Разложите цифровой ряд от 1-10»

2 задание «Разложите цифровой ряд от 5-9, от 2-8»

3 задание «Назовите соседей числа 5,9,4»

4 задание «Назовите число больше 7, но меньше 9», «Назовите число меньше 5,но больше 3»

5 задание (самостоятельно) «Сравните числа» (поставить знак дольше, меньше или равно)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся на другой остров.

Чтобы попасть на этот остров нужно знать дни недели.

Дети называют дни недели.

Игра «Дни недели»

(дети выполняют движения соотв.тексту)

(слайды « Дни недели»)

В понедельник я купался, а во вторник рисовал.

В среду долго умывался, а в четверг футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал.

Воспитатель: Какой второй день недели? Какой пятый? А какой день середина недели? (ответы детей)

Мы с вами попали на остров Компьютеров. (слайд 4).А компьютеры не работают. Вы сможете починить компьютеры? (Ответы детей)

Воспитатель: Для этого нужно геометрические фигуры нарисовать в определенном порядке.(Дети рисуют геометрические фигуры):

В правом верхнем углу- прямоугольник

В левом нижнем углу- квадрат

В левом верхнем углу -круг

В правом нижнем углу – треугольник

В центре- овал.

Дети выполняют задания.

Воспитатель: Какая геометрическая фигура в правом верхнем углу? Где находится круг? и.т.д. (ответы детей)

Молодцы, ребятки, справились с заданием. Исправили все компьютеры.

Физминутка «Ракета»

Раз, два- стоит ракета, Три – четыре- самолет

1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет,

1,2,3,4-руки выше, плечи шире.

1,2,3,4- и на месте походили.

Мы с вами попали на остров Мастерилка. (слайд 5)

Воспитатель: Ребята перед вами квадрат.Сколько у квадрата углов (сторон)?

Дети: четыре.

Воспитатель:А сейчас превратите квадрат в фигуру без начала и конца.Дети с помощью ножниц обрезают углы у квадрата.

Воспитатель: какая фигура получилась? - Дети(индивидуальные и хоровой ответы): круг.

Воспитатель: Молодцы,с этим заданием справились.

Воспитатель: Превратите квадрат в 4 треугольника. Подумайте,как нужно разрезать квадрат?

Как получили треугольники?

Дети: Сложили по диагонали два раза и разрезали по линии сгиба.

Воспитатель: Молодцы,дети. Справились и с этим заданием.

Я думаю Царице Математике понравится, что вы справились со всеми заданиями.

Вам понравилось наше путешествие?

Если понравилось, то почему - чем занимались, что было трудным, что интересным. (Дети вспоминают и рассказывают).

А нам пора возвращаться в детский сад. Если вам понравилось наше путешествие-то выберите веселый смайлик, если нет- то грустный.

Дети занимают места на ковре-самолете и «улетают» в группу (произношение звука «У»). (слайд 6)

г. Саратова

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказкам».

Составитель:

Воспитатель: Антошина Л.В.,

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Задачи:

Формирующие:

  • Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Закреплять умение считать в пределах 5 и отвечать на вопросы: «Сколько?» , «Который по счету?» .
  • Закреплять понятие о времени суток.
  • Учить составлять целое из частей.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности в работе подгруппами
  • Развивать зрительное восприятие
  • Развивать двигательную активность

Воспитательные:

  • Воспитывать желание оказывать помощь, быть отзывчивыми.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

  • фланелиграф;
  • кукла Маша;
  • шапочка Красной шапочки;
  • картинки с изображением героев сказки «Теремок» ;
  • изображения деятельности человека в разное время суток;
  • разрезные картинки для работы в подгруппах;
  • «Ковёр-самолёт» , геометрические фигуры - «заплатки» , (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) ;
  • полоски разной длинны.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности»
  • Дидактическая игра «Когда это бывает?»
  • Чтение сказок

ХОД НОД

Организационный момент.

Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, все дети любят сказки. Скажите, вы какие сказки знаете? Давайте, сочиним свою сказку. А как можно сочинить сказку, что для этого нужно, вы как думаете? Решено, мы отправляемся в сказку за сказочными предметами! А попасть в сказку можно, как вы думаете?

Ребята, сегодня утром, когда я пришла в группу, то обнаружила странный предмет, как вы думаете, что это такое? Конечно, это волшебный «ковер-самолет» мы на нем и отправимся путешествовать.

На полу лежит «ковер-самолет» , а на нем дырки в виде геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, ковер долго лежал и не использовался и его прогрызли мыши, он оказался в дырках. Мы не сможем отправиться на нем в путешествие, пока не починим его - поставим заплатки.

На разносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки» , которые подходят для «дырки» на ковре, называя, какую геометрическую фигуру они берут.

Воспитатель: Вот и готов ковер – самолёт. Можно отправляться в путь. Занимайте места на ковре – самолете. Отправляемся в полет (дети встают вокруг «ковра– самолета» ) .

С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?

Попадём на нём мы в сказку, а в какую? Вот подсказка (конверт с загадкой) :

На полянке дом стоял,
Кто – то в домик забежал.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…
Это сказка... (ТЕРЕМОК) .

Воспитатель: Мы прилетели в сказку «Теремок» . Смотрите, нас встречают все жители Теремка. Давайте их сосчитаем.

Сколько всего жителей?

Кто стоит 3 по счету?

Кто стоит 5?

Лиса, какая по счету? Лягушка?

Воспитатель: Ребята, чем заканчивается сказка? Давайте поможем героям сказки построить новый дом.

Д/ игра «Разрезные картинки»

Дети из коробки достают части картинок. Деталь с одной стороны цветная, а с другой - это часть изображения. Дети делятся на подгруппы согласно цветам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие сказочные дома получились. Скажите, они одинаковые по размеру? Кто может жить в большом тереме? В теремке поменьше? В самом маленьком?

Вот мы и помогли героям Теремка справиться с трудностями, а теперь нам нужно лететь дальше. Какой волшебный предмет мы возьмем из этой сказки? Летим дальше (дети встают вокруг «ковра– самолета» ) .

Физминутка: шуточная игра «Мы сейчас пойдем налево» (аудиозапись)
Мы сейчас пойдем налево - 1,2,3.
А теперь пойдем направо - 1,2,3.
В круг скорее соберемся - 1,2,3.
И обратно разойдемся - 1,2,3.
Мы попрыгаем на ножке - 1,2,3.
И покружимся немножко - 1,2,3.
Присядем, на дорожку - 1,2,3.
Встанем, за руки возьмемся - 1,2,3.
(повторяется с ускорением) - 1,2,3.

Воспитатель:

(конверт с шапочкой красного цвета)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто – то потерял шапочку. Как вы думаете, чья она? В какую сказку мы попали?

Воспитатель: Скажите, в сказке К.Ш. шла, по какой дороге к бабушке? А волк? Кто пришел быстрее? Почему? Ребята, нам нужно проводить Красную Шапочку к домику её бабушки, но так, чтобы К.Ш. пришла быстрее волка. Какую дорожку мы выберем для К.Ш.? А для волка?

Д/ игра «Дорожки»

На полу лежат полоски длинные и короткие. Девочки выбирают короткие полоски, а мальчики длинные, составляя из них длинную и короткую дорожки.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы и пришли к домику бабушки? Какой предмет мы возьмем из этой сказки? Пора нам возвращаться в детский сад (дети встают вокруг «ковра– самолета» ) .


Воспитатель:

С вами мы опять в полёте на ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?

Сядем в сказке, в этом месте – будет очень интересно! (воздушный шар с загадкой) :

Сказка о девочке, чьё имя чаще всего используется в сказках и начинается со звука /М/

Воспитатель:

Она в коробе сидит,
Далеко она глядит.

Как вы думаете, в какую сказку мы попали?

Правильно – это сказка «Маша и медведь» . Посмотрите, Маша сидит около корзины с пирожками и ждет, когда же придет Мишка, чтобы отнести корзину в деревню. Мишка сказал, что он вернется вечером, но когда наступит вечер, Маша не знает. Ребята, нужно Машеньке помочь!

Д/игра «Время суток» .

Картинки с изображением частей суток на 4-х разных мольбертах. На разносе картинки по количеству детей с изображением занятий человека в разное время суток. Дети берут картинки с разноса и соотносят их карточкам с частями суток.

Воспитатель: Молодцы ребята, научили Машу определять части суток, а теперь нам пора в путь. Какой предмет мы возьмем из этой сказки? (дети встают вокруг «ковра– самолета» ) .

С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлиться.

Рефлексия.

Вот мы и в группе. Вам понравилось путешествие по сказкам. На чём путешествовали?

В каких сказках мы побывали? Какие волшебные предметы привезли с собой?

Итог:

Давайте сочинять сказку (дети вместе с воспитателем сочиняют свою сказку с использованием тех предметов и участием тех героев, которые были взяты из других сказок) .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79

г. Саратова

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе по мотивам сказки «Кот, петух и лиса»

Составитель:

Воспитатели: Антошина Л.В., Чупахина С.А.

г. Саратов 2016 – 2017 уч. год.


Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по мотивам сказки «Кот, петух и лиса» для детей средней группы (4 – 5 лет). Данная образовательная ситуация построена на интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Обучающие задачи:
- закрепить геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- закрепить понятия «широкий», «узкий»
- закрепить знания о числах в пределах 5;
- закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;
- закрепить ориентировку в пространстве
- совершенствовать счетные навыки,
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать умение прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;
- Воспитывать умение работать самостоятельно;
- Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;
- Воспитывать желание помогать героям сказки;
- Воспитывать желание работать сообща.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
-Вагончики с цифрами
- Фигурки зверей (1 заяц, 2 белки, 3 медведя, 4 волка, 5 ежиков.)
- Фигурки сказочных персонажей конусного театра (кот, петух и лиса)
- Несколько видов конструктора на выбор
- Голубая ткань (речка)
Раздаточный материал:
- Лист бумаги на каждого ребенка с изображение елки и геометрических фигур;
- карандаши;
Ход НОД:
Звучит аудиозапись голоса кошки (кота).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто же это к нам пожаловал?
Открывает дверь, достает фигурку кота с письмом, здороваются.
«Ребята, вам интересно, зачем котик к нам пожаловал?»
Включается аудиозапись, где кот рассказал о своей беде: пока он был на охоте, друга-Петушка похитила лиса и оставила на лавочке у окна письмо. Кот просит его прочесть. Содержание: «Котик, я верну петушка, если ты выполнишь мои задания, которые ты встретишь по пути к моему домику. Желаю удачи. Лиса».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как же котик один справится? Ребята, нас много, может быть мы поможем котику освободить петушка?
ДЕТИ: Поможем!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте встанем в круг, возьмемся за ручки и улыбнемся друг другу. Только таким дружным и смелым ребятам не страшны любые трудности и препятствия. Нам пора!
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где лежат вагончики с цифрами 1-5 и вырезанные из бумаги звери.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Внимание, первое задание лисы: нужно рассадить всех зверей в вагончики, и каждая семья должна ехать в своем вагончике.
Кто и сколько зверят едут в первом вагончике? Во втором, третьем, четвертом, пятом?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, мы справились с первым задание и двигаемся дальше к домику лисы.
На столах для каждого ребенка заготовлен лист бумаги с изображением елки (из трех треугольников разного размера и одного прямоугольника). На этом же листе изображения трех треугольников разного размера, прямоугольник, круги, квадраты.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, какие деревья нам встречаются на пути? Чтобы они нас пропустили нужно выполнить задание: найти рядом с елочкой фигуры, из которых она состоит и закрасить их.
Дети выполняют задание.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот вышли мы на полянку, думаю, совсем скоро мы дойдем до домика лисы. А пока нам стоит передохнуть. Какая красивая елочка на полянке. Давайте мы возле нее поиграем.
Физминутка: шуточная игра «Мы сейчас пойдем налево» (аудиозапись)
Мы сейчас пойдем налево
А теперь пойдем направо
К елке быстро соберемся
И обратно разойдемся
Мы попрыгаем на ножке
И покружимся немножко
Присядем, на дорожку
Встанем, за руки возьмемся
(повторяется с ускорением)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пора в путь, петушок заждался….Ребята, перед нами речка. И я читаю следующее задание лисы: нужно построить два мостика через речку: для нас и для зверят. Какие же мостики мы должны построить?
ДЕТИ: Широкий и узкий (предлагают варианты из чего). Можно из деталей деревянного конструктора.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Предлагаю ускорить работу: девочки строят мостик узкий – для зверят, мальчики – широкий. Ну вот, я вижу мы подошли к домику лисы. Нас уже встречают…
Макет домика, перед ним фигурки лисы и петушка. Петушок благодарит детей и котика и угощает сладкими горошками.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы помогли коту? А какие задания мы выполнили? Чем мы помогли зверятам? Как мы их рассадили в вагончики? Из каких фигур состояла елочка? Сколько фигур нужно было закрасить? Какой мостик мы построили для зверят, для ребят? Что нам помогло преодолеть препятствия?

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений.

Тема: ««Путешествие в сказочный лес»

Цели:

1. Учить сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины.

2. Развивать способность составлять логическую последовательность, распознавать нелепицы.

3. Формировать навык порядкового счёта до 5.

4. Развивать умение ориентироваться на плоскости: прохождение лабиринта.

5. Развивать умение соотносить фрагмент с формой и узором всего рисунка.

6. Развивать моторику руки, координацию движений, внимание.

7. Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Материал к занятию: мультимедийная презентация: «Что перепутал Лунтик? », «Сказка о велосипеде». Игра «Зарядка по карточкам», картинки к игре «Распредели по порядку», игра «Спрячь лягушат от цапли», упражнение «Мышка ходит в норке». Макет сказочного леса, верёвка, «дорожки здоровья».

Ход занятия.

Под музыку (ритмичную, но не громкую) дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей.

Приветствуют гостей и садятся на ковёр, впереди девочки, за ними мальчики. На экране появляется изображение Лунтика (слайд №1) за кадром слова из мультфильма. Открывается дверь и входит сам Лунтик (ребёнок) .

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я попал к вам на Землю с Луны. И многое здесь мне не понятно, поэтому я пришел к вам за помощью. Помогите мне разобраться. (Передает конверт воспитателю) .

Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику? Лунтик будь нашем гостем, садись к ребятам и вместе со всеми внимательно смотри и слушай. Ребята, посмотрите на экран. Лунтик нарисовал картину (слайд №2) , но что-то в ней не так. Давайте исправим его ошибки.

Ребята, посмотрите на картинку, скажите, что на ней нарисовано неправильно? (Времена года, природные зоны)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

«Сказка о велосипеде» (Слайд № 3-7)

Педагог рассказывает детям сказку.

«В сарае у бабушки стоял старый велосипед. Одно колесо у него было. (большое, другое. (маленькое). Большое колесо подумало: «Я больше, поэтому я и важнее. Зачем мне нужно это маленькое колесо? » - и ночью потихоньку открутило болтик у маленького колеса. Утром внук Сеня захотел покататься, взял велосипед и поехал. Открученный болтик отлетел от маленького колеса, колесо откатилось, и мальчик упал. Ему было очень больно и обидно. Он потёр ушибленную коленку и совсем расстроился, ведь велосипед теперь был с одним колесом »

Ребята, можно кататься на таком велосипеде? (Нет.)

«. А большому колесу стало стыдно, и оно созналось, что поступило так потому, что решило обойтись без маленького колеса.

Пришлось велосипед отнести в ремонт. Мастер прикрутил маленькое колесо и сказал: «Неважно, что одно колесо у велосипеда больше, а другое меньше, главное, что их два, а иногда и три, а ведь на одном колесе кататься нельзя"».

Посмотрите, сколько велосипедов? (Три.) А сколько колёс у каждого велосипеда? (Два.) Правильно, молодцы!

Лунтик: Ребята, а вы хотите пойти со мной в мой сказочный лес, там у меня есть ещё интересные задания?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, давайте встанем и пойдем за Лунтиком. Лунтик ведет ребят в лес по «дорожкам здоровья» под музыку, дети занимают свои места (на массажных цветах).

Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно. Какое сейчас время года? (Зима) А в сказочном лесу цветут цветы, поют птицы. (Муз. сопровождение: пение птиц). В какое же время года мы с вами попали?

Дети: Лето!

Воспитатель: Продолжаем путешествие по сказочному лесу. Стихотворение с движениями «Счёт до пяти»:

Шел один я по дорожке,

Шли со мной мои две ножки.

Вдруг на встречу три мышонка:

Ой, мы видели котенка.

У него четыре лапки,

В лапках острые царапки один, два, три, четыре, пять,

Надо быстро убегать!

Игра «Спрячь лягушат от цапли».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас на пути болото!

Сейчас я вам раздам карточки.

Педагог делит группу пополам: одной части отдаёт карточки с изображением лягушат, второй - карточки с изображением геометрических фигур («заплатки»). Дети должны подобрать фигуру-«заплатку» (спрятать лягушат от цапли) так, чтобы она подходила по форме и цвету к карточкам, на которых изображены лягушки.

Воспитатель: Вы должны подобрать карточки по форме и цвету. Итак, под музыку ищем пару. Приготовились, начали.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, все ли справились с заданием.

Молодцы, ребята! Отпустим лягушат в болото.

Игра «зарядка по карточкам».

Воспитатель: Я вам буду показывать карточки с изображением движений, а вы выполнять (музыка: пение птиц) .

Упражнение «Мышка ходит в норке».

Воспитатель: Следующее задание, которое встретилось у нас на пути - лабиринт у мышки в норке. Вы должны пройти по веревке от одного конца к другому приставным шагом (выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы.

Лунтик: Ой, ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Молодцы!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Лунтик останется в своём сказочном лесу. Давайте попрощаемся с ним (Звучит музыка) .

Ребята возвращаются в детский сад по «дорожкам здоровья» и садятся на ковёр.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А нравится,

ребята, вам в нашем детском саду? Давайте вспомним с вами распорядок дня в детском саду.

На столе перед доской разложена серия сюжетных картинок, нарушая логическую последовательность. Дети помогают расположить карточки по порядку, закрепляя их на магнитной доске. Под музыку, с помощью воспитателя, дети последовательно располагают события, изображённые на карточках. Педагог просит назвать, что изображено на карточках.

Воспитатель: Молодцы!

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, кто приходил к нам в гости? Что вам больше всего понравилось (ответы детей)

На этом наше занятие окончено. Попрощайтесь с гостями.

Тема: «На лесной полянке»

Задачи:

Образовательная:

Закреплять представления о числах в пределах пяти, их отношениях, упражнять в использовании терминов, обозначающих величину.

Развивающая:

Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику. Активизировать речь. Развивать у детей умение давать развёрнутые ответы.

Воспитательная:

Побуждать детей к доброжелательному отношению к животному миру, эмоциональную отзывчивость,побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Воспитывать интерес к математике.

Тип занятия: закрепление

Оборудование: конверт с письмом, счётные палочки на каждого ребёнка, схема «морковка» из палочек на каждого ребёнка, цифры от 1 до 5, мяч, на мольберте картинки: 5 бабочек, 4 улитки, 3 божьи коровки, 2 осы, 1 паучок; цифры от 1 до 5; бабочка на палочке. Проектор, экран, ноутбук. Дорожка.

Предварительная работа:Повторение названий диких животных, насекомых. Составление картинок из счётных палочек. Дидактические игры: «Считай не ошибись», «Сложи по порядку», «Скажи наоборот»

Методические приёмы:использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка, хождение по дорожке.

Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная.

Ход занятия

Организация

Время

1.Организационно-мотивационный этап

3 мин

Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг.

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.

Ребята, а хотели бы вы сейчас побывать на лесной полянке, где поют птички, порхают бабочки, пахнет молодой травой?

Дети: Да!

А в этом нам поможет “волшебный экран”. Сейчас мы с вами закроем глаза и произнесём волшебные слова.(Дети произносят слова, открывают глаза и видят на “волшебном экране” изображение лесной поляны)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

На полянке очутитесь.

Слайд №1 (лесная полянка, поют птицы)

Вот, ребята, мы на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво! Подождите, ребята – тут какое-то письмо! Какое интересное, послушайте:“Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. Злой колдун заколдовал нас. Помогите нам, пожалуйста!”

Что ж, ребята, нужно обязательно выручить зверей. Но для этого нужно правильно выполнить все задания. Садитесь на свои места.

2.Основной этап

15мин

Задание №1 «Путаница»

Чтобы расколдовать первого жителя леса, мы должны выполнить задание. Злой колдун хочет поиграть с вами. Он очень любит менять цифры местами. А вы должны будете расставить цифры по порядку.

(На доске располагаются цифры от 1 до 5. Воспитатель просит детей закрыть глаза и меняет цифры местами. Дети открывают глаза и восстанавливают порядок чисел.)

Ребята колдуну не удалось нас запутать. Мы справились с заданием и расколдовали первого жителя леса – медвежонка.

Слайд №2: (медвежонок)

После каждого выполненного задания появляется «расколдованный» лесной житель.

Задание №2:«Сложи по схеме»

А для того, чтобы расколдовать следующего лесного жителя, нужно приготовить для него угощение. Отгадайте загадку:

Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая.(Морковь)

Правильно, это морковь! Сложите из счётных палочек по схеме морковь.

Молодцы! Справились с заданием! Как вы думаете, какой лесной житель любит морковь? Правильно, мы с вами расколдовали зайчика.

Слайд №3: (зайчик с морковкой)

Азайчонок приглашает нас на полянку немного отдохнуть.К нему нас приведёт эта тропинка. Давайте выпрямим спины, поставим руки на пояс и пойдём по ней друг за другом(дети друг за другом идут по дорожке)

Слайд №4: (физминутка с зайчиком)

Дети смотрят на экран и выполняют движения.

Слайд №5: (полянка)

Задание №3 «Исправь ошибку»

Мы немного отдохнули! Расколдовать следующего жителя леса мы сможем, если выполним задание «Исправь ошибку».Садитесь на свои места.(Дети садятся за столы). – А на полянке живёт ещё и много разных насекомых.Каких насекомых вы видите? Посмотрите, соответствует ли количество картинок цифре, которая стоит рядом.(На мольберте: 5 бабочек - цифра 5, 4 улитки - цифра 4, 3 божьи коровки – цифра 3, 2 осы– цифра2, 1 паучок – цифра. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет цифры местами, убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и находят ошибки).

Молодцы, справились и с этим заданием! Мы расколдовали лисичку.

Слайд №6 (лисичка)

Задание №4 «Наоборот» с мячом.

Осталось выполнить последнее задание, которое называется «Скажи наоборот»

Дорога - широкая, а тропинка …(узкая)
У синички хвост короткий, а у сороки …(длинный)

Сосна высокая, а елочка …(низкая)

Колготки длинные, а носочки …(короткие)

Паутинка тонкая, а веревка…(толстая)

Солнце большое, азвездочка …(маленькая)

Куст-низкий, а дерево …(высокое)

Ручеёк узкий, а река …(широкая)

Слайд №7 (белочка)

Молодцы ребята, вы расколдовали всех жителей нашей сказочной полянки.

Слайд №8 (все жители полянки)

3. Заключительный этап. Рефлексия.

2мин

Ребята, ну а теперь нам пора отправляться в детский сад.

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском садуочутитесь.

Мы в детском саду.

Слайд №9: (Детский сад)

А к нам с полянки прилетела бабочка. Она очень хочет узнать понравилось ли вам помогать жителям полянки. Какое задание оказалось для вас самым сложным? Какое самым интересным? Какое задание больше всего понравилось? (Дети передают друг другу бабочку и высказывают мнение)