Занятия в ср гр по фгос. Конспект открытого занятие по фгос в средней группе «волшебные превращения

Средняя группа детского сада - интересный возраст. От вчерашних малышей дети пятого года жизни отличаются более высокой мысленной активностью, степенью восприятия, у ребят увеличивается устойчивость внимания, начинает формироваться образное мышление, а эти качества - необходимое условие для успешного освоения математики. В связи с этим представляют интерес открытые просмотры занятий по формированию элементарных математических понятий (ФЭМП), организуемые по требованиям ФГОС.

Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Открытый просмотр по ФЭМП - эффективная форма организации педагогического процесса в детском саду. Будучи одной из разновидностей , эта образовательная деятельность также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знакомство с новыми геометрическими фигурами (прямоугольник), развитие ориентировки в пространстве, расширение временных понятий. При этом открытое математическое занятие обычно затрагивает сразу несколько указанных задач.

Развивающие задачи открытого занятия связаны с развитием интеллектуальной сферы дошкольника - процессов мышления, внимания, усидчивости, становления правильной речи. При этом работа организуется таким образом, чтобы ребёнок выступал в роли деятеля, занимал активную позицию, максимально раскрывал свои способности.

Каждое открытое математическое занятие обязательно несёт в себе и воспитательное значение. Педагог должен подбирать тему, которая будет способствовать развитию в дошкольнике положительных нравственных качеств, например, любви к своему родному краю, стремлению бережно относиться к растениям и животным и т. д.

Продумывая содержание и структуру открытого математического занятия в средней группе, воспитателю следует ориентироваться на следующие важные аспекты.

  1. Содержательный. Открытый просмотр должен стать для коллег источником инновационного опыта, касаться актуальных проблем современной методики дошкольного образования, а также детской психологии. Новаторский подход может выражаться в самом содержании наглядного или раздаточного материала либо в каком-либо интересном методическом приёме, использовании ИКТ, необычной организации пространства и пр. Ведь показ традиционной математической деятельности не будет способствовать профессиональному росту присутствующих специалистов.
  2. Социальный. В процессе открытого занятия воспитатель создаёт для дошкольников ситуацию успеха. Для этого активно используется похвала, поощрения, предоставление ребёнку права на ошибку. Педагог демонстрирует сильные стороны детей, раскрывая их мыслительные и творческие способности.
  3. Прагматический. Открытые просмотры по ФЭМП являются для воспитанников средней группы дополнительным стимулом к познавательной деятельности. Им нравится игровая деятельность (которая всегда сопровождает такие мероприятия) и внимание со стороны взрослых.

На открытом занятии с детьми пятого года жизни необходимы:

  • чёткая организация и планирование каждого этапа образовательной деятельности (в отличие, например, от математического развлечения, где сценарий допускает импровизацию);
  • обязательное интригующее начало занятия, которое станет для детей мотивирующим моментом;
  • связность и логичность сюжета (обычно выбирается путешествие, помощь сказочному герою, достижение общей полезной цели);
  • индивидуальный подход к детям (психическое и соматическое развитие детей разное, например, у кого-то ещё есть проблемы с речью);
  • оригинальные наглядные пособия, которые приглашённые педагоги смогут изготовить и использовать в своей практике;
  • располагающий дружелюбный тон педагога, соответствующие мимика и жесты.

Чтобы открытое мероприятие прошло успешно, были реализованы все задуманные цели, раскрыта тема, воспитателю необходимо подготовить подробный конспект (который он согласовывает с методистом ДОУ). Там прописывается каждое действие педагога: вступительное слово, задания, вопросы, комментарии к ним по ходу занятия, ожидаемые ответы детей и пр.

Что касается организационных моментов, то открытое математическое занятие в средней группе проводится без «репетиции», имеет обычную для этого возраста продолжительность (20 минут). Хотя дети пятого года жизни - это уже не малыши, которые могут заплакать, увидев посторонних взрослых людей, всё же следует психологически подготовить ребят к мероприятию, а также заранее сообщить о нём родителям.

Гостям открытого просмотра всегда предоставляются рабочие места за спинами дошкольников (чтобы они не отвлекали детей от познавательной деятельности).

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на присутствующих взрослых, предлагает поздороваться с ними - тогда малыши не будут рассматривать их в ходе мероприятия.

Иногда на открытые просмотры приглашаются и родители - это полезно для укрепления семейных отношений и формирует у мам и пап реальное представление об уровне знаний и умений детей. В средней группе это можно практиковать, но с осторожностью, ведь всегда находятся такие дети, которые во время занятия могут встать и пойти к своей маме. Работу с остальными малышами в таком случае следует продолжать как обычно.

Методика проведения открытого занятия по математике в средней группе (структура и формы работы)

Открытый просмотр, будучи разновидностью образовательной деятельности, имеет определённую структуру.

В процессе открытого занятия педагог должен чередовать разные формы детской деятельности. Это оживит ход занятия и позволит раскрыть способности каждого ребёнка. Наиболее целесообразным будет комбинирование групповых и подгрупповых видов.

  • Коллективная деятельность:
    • фронтальный опрос;
    • дидактические игры;
    • физкультминутки;
    • пальчиковые игры;
    • подвижные игры математического содержания.
  • Индивидуальная работа с раздаточным материалом или поочерёдное выполнение заданий у доски.
  • Задания, выполняемые в парах (например, составить сериационный ряд из нескольких предметов).

Индивидуальная работа - важная часть открытого математического занятия

Подборка идей и авторских разработок по ФГОС

Варианты тем для средней группы

Воспитатель может выбрать для открытого просмотра любую тему. Большой популярностью пользуется сказочная тематика, когда все задания обыгрываются вокруг сюжета конкретной сказки, хорошо знакомой воспитанникам средней группы («Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка»). Такое занятие может иметь название, например, «В гости к сказке».

Темой для занятия может стать и сюжет мультфильма («Трое из Простоквашино», «В гостях у Винни Пуха»).

Оригинальная идея - подготовить сюжетную постановку, мини-спектакль, где дошкольники будут играть роль, например, геометрических фигур, рассказывая о себе и своих свойствах («Страна Фигуруния», «Царство Математики» и т. п.). А по ходу такого спектакля ребятам будут предлагаться интересные задания.

Открытое математическое занятие можно связать с природоведческой тематикой, изучением зверей, птиц, насекомых, растений («Математика в лесу», «Домашние животные», «Путешествие по реке» и т. д.).

В преддверии какого-либо праздника можно ввести в открытое математическое занятие праздничную тему и обозначить его, например, как «Подарки мамам» (с соответствующими презентами - бусами из геометрических фигур и т. п.).

Тему открытого математического занятия можно связать с Международным женским днём и подарить мамам бусы из геометрических фигур

Идеи для мотивирующего начала

Для воспитанников средней группы игровая составляющая математического занятия имеет первостепенное значение. Она должна присутствовать с самого начала образовательной деятельности, чтобы стимулировать познавательную активность малышей. При этом педагог может использовать различные виды мотивации.

Можно начать занятие с сюрпризного момента - неожиданно появляется необычный гость, который приносит детям интересные задания. Например, в групповую комнату «залетает» Карлсон (игрушка либо переодетый взрослый или ребёнок из подготовительной группы), который заявляет ребятам, что хочет вместе с ними пошалить.

Занятие можно начать с сюрпризного момента - появления известного сказочного героя

Другой вариант - к детям приходит Мишка из леса, который проснулся и пытается понять, какое сейчас время года. Пока Мишка спал, ему приснились загадки, игры и интересные математические задания, которые он принёс детям в конверте.

Также хорошо работает мотив помощи. Например, в процессе путешествия по сказкам ребята выручают из беды разных персонажей. Красной Шапочке волк порвал бусы, которые она несла в подарок бабушке - дошкольники выкладывают новые из геометрических фигур. Медведь развалил теремок, и теперь лесным зверюшкам негде жить - малыши строят новый.

В гости к ребятам приходит Зайка, у него несчастье - сломался домик, в котором он живёт. Чтобы помочь зайчику, найти и починить его домик, нужно пробраться через лес, преодолевая различные препятствия.

Игрушечный герой просит детей о помощи

Интересное решение: перед ребятами появляется воздушный шарик, который живёт в стране Математике и просит помочь ему вернуться домой.

Кукла Катя сообщает, что скоро 8 Марта, а она не знает, каким подарком порадовать свою маму. Дошкольники преподносят математические презенты: опять-таки бусы из геометрических фигур, выкладывают цветочки на магнитной доске и пр.

Дети всегда с радостью воспринимают предложение совершить путешествие. Например, в волшебную страну Играндию, где есть много интересных занятий и развлечений (а зовёт их туда кукла Умняшка).

Известный сказочный герой, например, Колобок, приглашает ребят в свою сказку. Чтобы там очутиться, воспитатель предлагает детям совершить «магические» действия - встать в кружок, закрыть глазки, хлопнуть в ладоши, обернуться вокруг себя.

Чтобы попасть в сказку, нужно выполнить определённые волшебные действия

Ещё один мотив, который также хорошо работает с воспитанниками средней группы - научить чему-то волшебного персонажа, ведь сам он этого не умеет. Например, к дошкольникам приходит Незнайка, который сообщает, что не умеет считать, не различает фигуры и просит его этому научить. Конечно же, малыши с радостью откликнутся на подобную просьбу, ведь она позволяет почувствовать свою значимость и самостоятельность.

Интересная идея - рассказать в начале занятия ребятам короткую сказку, которую воспитатель вполне может сочинить сам. Например, занятие, посвящённое геометрическим фигурам, можно начать с такой волшебной истории.

В стране геометрических фигур жили Квадрат и Прямоугольник. Прямоугольник считал себя некрасивым и неуклюжим. Если он встанет во весь рост, выглядит высоким и узким, а лёжа на боку - толстым и низким. Квадрат же гордился собой: его стороны равны, и он одинаково выглядит, как бы ни повернулся. Но вот однажды маленькая девочка заблудилась в лесу. Она встретила героев и обратилась к ним за помощью. Девочке нужно было забраться повыше, чтобы увидеть, где находится её дом. Взобравшись на Квадрат, она ничего не увидела. Когда же скромный Прямоугольник встал во весь рост, то девочка оказалась очень высоко и увидела, куда ей нужно идти. Друзья прошли провожать малышку. На их пути оказалась река. Квадрат не смог помочь девочке перебраться через реку - он плюхнулся в воду, а Прямоугольник лёг набок и превратился в мост. Девочка перебежала по нему и оказалась дома. Теперь герой знал, что он нужная и полезная фигура.

Иллюстрация к сказке про геометрические фигуры

Таблица: фрагменты конспектов открытых занятий по ФЭМП в средней группе

Автор и тема НОД Ход занятия
Вельгоша Н.И.
«Поможем друзьям»
(открытое занятие с использованием ИКТ)
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли герои одной сказки (слайд с персонажами сказки «Теремок»). Ребята отправляются в сказку (встают в круг, закрывают глаза, трижды хлопают в ладоши и кружатся вокруг себя).
Появляется мышка (слайд). Она сможет попасть в теремок, только если выполнит задание. Возле теремка растут цветы разного цвета и размера. На каждый цветочек нужно посадить бабочку соответствующего размера.
Мышку впускают в домик (каждый раз, когда зверюшку пускают в теремок, на экране появляется слайд).
Задание, чтобы помочь лягушке (слайд) – игра «Чудесный мешочек». Дети поочерёдно достают геометрические фигур, называют их и соотносят с фигурами, лежащими у них на тарелочках.
Задание «Дорисуй фигуру».
Слайд с изображением зайчика. Дошкольники должны посчитать, сколько раз зайка будет стучать по барабану, и показать соответствующую цифру.
Слайд с лисичкой. Она очень любит танцевать - проводится физкультминутка.
Слайд с Волком. На двери домика висит большой замок, от которого потерялся ключ. Нужно выложить его из счётных палочек по предложенному образцу.
Задание от Медведя (слайд). Он так долго спал, что перепутал части суток, считает, что ночью светло, а днём темно. Проводится словесная игра
Закончи предложение».
  • Спим ночью, а делаем зарядку… (утром)
  • Завтракаем утром, а ужинаем…(вечером)
  • Луна видна ночью, а солнце… (днём)
  • Ужинаем вечером, а обедаем…(днём)
  • Просыпаемся утром, а спать ложимся… (ночью)

Все звери оказываются в теремке. Теперь они станут жить весело и дружно. Ребята говорят вместе с воспитателем волшебные слова и снова оказываются в детском саду.
Подводится итог занятия: дети рассуждают, кто помог зверюшкам, кто из зверей понравился больше всего.

Максимова Э.А.
«Мишутка
в гостях
у ребят»
Загадка про медведя:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной… (медведь)
Появляется игрушечный Мишка, который проспал всю зиму и не может определить, какое же сейчас время года. А ещё ему приснился сон с разными математическими играми, загадками и заданиями. Они находятся в конверте.
Дети отгадывают загадки про части суток:
  • Спят медведи и слоны,
    Заяц спит и ёжик,
    Все вокруг уснуть должным
    Наши дети тоже.
    Когда все спят? (ночью)
  • Солнце яркое встаёт,
    Петушок в саду поёт,
    Наши дети просыпаются,
    В детский садик собираются.
    Когда это бывает? (утром)
  • Солнце в небе ярко светит,
    На прогулку вышли дети.
    Когда это бывает? (днём)

Проводится физкультминутка:

  • Медвежата в чаще жили,
    Головой своей крутили.
    Вот так, вот так,
    (круговые движения головой)
    Головой своей крутили.
  • Медвежата мёд искали,
    Дружно дерево качали
    (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
    Вот так, вот так,
    Дружно дерево качали.
  • А потом они ходили
    (ходьба по-медвежьи)
    И из речки воду пили.
    Вот так, вот так
    И из речки воду пили
    (наклоны туловища вперёд).
  • А потом они плясали
    (пружинки с поворотом туловища влево и вправо),
    Лапы выше поднимали
    (прыжки, хлопая руками вверху)
    Вот так, вот так,
    Лапы выше поднимали!

Мишка предлагает сыграть в словесную игру «Закончи предложение»:

  • Арбуз большой, а яблоко… (маленькое)
  • Шарф узкий, а плед…(широкий)
  • Грузовая машина высокая, а гоночная…(низкая)
  • Если стол выше стула, то стул …(ниже стола)
  • Если правая рука справа, то левая…(слева)
  • Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

Мишка предлагает сыграть в футбол: дети садятся за столы. Лист зелёного картона - это футбольное поле, на котором лежит мячик. По указанию педагога дети кладут мяч на середину игрового поля, в верхний угол справа и т. д.
Задание - отсчитать четыре жёлтые палочки и подумать, какую геометрическую фигуру можно из них составить (дошкольники выкладывают квадрат). Добавляется ещё одна палочка, ребята считают до пяти и обратно.
Довольный Мишутка уходит.

Козлова И.Г.
«Поможем Шарику

Любое открытое занятие в средней группе по ФГОС направлено на формирование определенных навыков. Рассмотрим несколько вариантов кратких конспектов, которые разработаны воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Любое открытое занятие в средней группе по ФГОС составляется по определенному алгоритму, подразумевает постановку целей и задач, разработку алгоритма действий. Кроме того, воспитатель указывает УДД, предполагаемый результат занятия.

Конспект по изобразительной деятельности

Любой конспект открытого занятия в средней группе направлен на гармоничное развитие личности детей.

Конспект занятия «Рисование поезда».

Целью является формирование навыков выделения отдельных частей предмета, их размеров, формы, расположения на бумаге.

Задачи занятия: усвоение правильных приемов использования карандаша для рисования неотрывных линий, аккуратное закрашивание картинок.

До начала занятия воспитатель демонстрируем детям изображения поездов, дает время на самостоятельное изучение фотографий.

В качестве основных материалов, которые потребуются во время работы, выделим листы бумаги, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель показывает малышам картинку поезда, затем ребята называют его части: колеса, вагоны, локомотив, трубу. Вместе с педагогом ребята определяют геометрическую форму этих составных частей поезда.

Конспект открытого занятия в средней группе по данной теме включает также перечень навыков, которые будут сформированы у детей по ходу занятия: мелкая моторика, представления о геометрических фигурах, аккуратность, усидчивость.

После того как образец будет рассмотрен, воспитатель убирает его. Дети должны нарисовать поезд по тому образу, который остался в их памяти. Сначала они рисуют вагоны, потом добавляют остальные части состава. После того как изображение будет готово, раскрашено, в качестве дополнения могут быть изображены рельсы, трава, небо. Такое открытое занятие по рисованию в средней группе проводится для демонстрации родителям тех навыков, которыми овладели их дети за учебный год.

В качестве завершающего этапа данного занятия воспитатель может запланировать представление рисунков, анализ их качества и правильности изображения.

Конспект занятия по художественной лепке

Открытое занятие в средней группе по ФГОС, направленное на формирование творческого мышления, фантазии, можно посвятить лепке домашних животных.

Конспект занятия «Лепка собаки».

Целью такого занятия является освоение навыков соединения отдельных деталей в единое целое.

Задачи: знакомство с различными геометрическими фигурами, строением животных.

Воспитатель готовит доски, на которых будут работать дети. В качестве наглядной модели для проведения занятия учитель может использовать игрушку собаки.

Такое открытое занятие в средней группе по ФГОС предполагает предварительную подготовку. Сначала ребята должны внимательно рассмотреть игрушку. Вместе с воспитателем они увидят овальную форму туловища, круглую голову, толстые и короткие лапки.

У детей уже есть навыки лепки, поэтому педагог только напоминает алгоритм действий. Сначала необходимо изготовить продолговатое туловище, потом можно приступать к изготовлению головы. Педагог обращает особое внимание на выпуклость мордочки, короткие лапки, плоские уши.

В конце проводимого занятия ребята демонстрируют друг другу свои творческие работы. Учитель обращает внимание на сходство полученных скульптур с оригиналом, подводит итоги.

Развитие логики

Любое открытое занятие по математике в средней группе направлено на развитие логического мышления дошкольников. Воспитатель особый акцент делает не на формирование вычислительных навыков, а на творческое развитие подрастающего поколения.

Занятие по математике «Путешествие в сказку»

Открытое занятие по математике в средней группе можно проводить в виде ролевой игры.

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах.

Занятие можно начать с приглашения малышей в математическую сказку. Воспитатель предлагает ребятам полететь с ним в волшебную страну Математику на ковре-самолете. Но сначала они должны «починить» его, поскольку ковер испортился и на нем уже невозможно летать. Дети должны подобрать те геометрические фигуры, которые потребуются для ремонта испорченного волшебного ковра.

Эта тема открытого занятия в средней группе по математике напрямую связана с волшебными превращениями, поэтому можно включать в ход занятия волшебные заклинания, вводить героев известных сказок. После того как работа по реставрации ковра будет завершена, малыши вместе с воспитателем располагаются на «самолете», закрывают глаза, попадают в сказочную страну Математику.

Здесь живут разные геометрические фигуры, каждая из которых рассказывает ребятам о своих свойствах. Для оживления круга, квадрата, овала, можно пригласить родителей, других воспитателей. Образное восприятие сложного математического материала направлено на формирование у дошкольников сходных и отличительных признаков между разными геометрическими фигурами.

В конце занятия ребята снова садятся на ковер-самолет, закрывают глаза, возвращаются в свою группу.

Музыкальное развитие

Любое открытое музыкальное занятие в средней группе проводится в полном соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к дошкольному образованию по новым федеральным образовательным стандартам.

Конспект занятия «Вместе весело шагать по просторам».

Целью данного музыкального занятия является разучивание песни.

Ребята не только разучивают вместе с воспитателем текст песенки, но и подбирают под музыку несложные ритмичные движения. Для заучивания слов используется методика «цепочки». Сначала учитель читает две строчки песни, ребята повторяют их друг за другом, затем произносятся и заучиваются еще две строчки. За одно занятие разучивается куплет и припев.

Особенность этого музыкального занятия заключается в том, что, помимо простого заучивания слов, воспитатель рассказывает детям о значимости дружбы.

Завершающим этапом музыкального урока станет совместное исполнение разученного куплета и припева песни.

Развитие речи в дошкольном учреждении

Помимо художественного творчества, развития логического мышления, формирования художественного вкуса у подрастающего поколения, основной задачей детского сада является развитие разговорной речи. Ее должно содержать любое открытое занятие в средней группе. Развитие речи в таком возрасте подразумевает использование ролевых игр.

Например, учитель предлагает детям инсценировку сказки «Репка». Для того чтобы вовлечь ребят в полноценную игру, воспитатель использует кукольный театр. Ребята сначала должны показать сказку, а потом рассказать об особенностях своего героя.

В инсценировке могут участвовать несколько «бригад актеров», воспитатель предлагает каждой группе свою задачу.

Физическое воспитание

Особое внимание в дошкольном образовании отводится формированию у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни. Любое открытое занятие по физкультуре в средней группе направлено на оздоровление дошкольников. Например, можно организовать для малышей шуточные «Веселые старты». Одна команда будет представлена ребятами, а во вторую группу воспитатель пригласит мультипликационных героев. Помимо развития выносливости, командного духа, координации движений, особое внимание уделяется формированию математических навыков, логического мышления.

Например, при забрасывании мячика в ведро, малышам придется рассчитать силу удара, иначе команда проиграет «мультяшкам».

Если такое спортивное занятие организовывается в канун новогоднего праздника, воспитатель предлагает родителям принять участие в мероприятии. Логическим завершением спортивных соревнований станет совместное чаепитие.

Заключение

В современной российской системе дошкольного образования наметились позитивные тенденции, направленные на формирование гармонически развитой личности, которая не будет испытывать проблем с социальной адаптацией. Любые занятия по художественной лепке, творческой живописи, логической математике, развитию речи осуществляются по специальной программе, которую воспитатель разрабатывает на основании требований федеральных стандартов второго поколения. Тематические планирования по всем направлениям деятельности сначала рассматриваются на методических объединениях педагогов, только после этого программы используют в работе с дошкольниками.

Если в традиционной системе, существовавшей во времена Советского Союза, детские дошкольные учреждения являлись центром подготовки к школьному процессу, обучению грамоте и основам арифметики, то в настоящее время перед ними поставлена совсем другая задача - развитие творческой личности, способной к самообразованию. Особое внимание отводится формированию гражданственности, чувства патриотизма в подрастающем поколении. Для этого на занятиях используется региональный компонент, дети узнают историю своего края, знакомятся с интересными людьми.

Воспитатели средних групп детского сада знают, как активны, любознательны и неутомимы четырёхлетние дети. Направить кипучую энергию маленьких исследователей на познание окружающего и другие увлекательные виды деятельности поможет чёткая организация и правильная мотивация. Именно в непосредственной организованной деятельности детвора сможет ярко и полно раскрыть свои способности и умения, и задача педагога - сделать каждое занятие с малышами увлекательным, ярким и максимально полезным для их развития.

Цель и задачи образовательной деятельности в средней группе детского сада

На пятом году жизни ребёнка (средняя группа детского сада) идёт стремительное развитие физических и психических процессов. Действия малыша становятся более точными, скоординированными, совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, крупная и мелкая моторика. Внимание и память переходят на качественно новый уровень, становятся произвольными, то есть ребёнок может запоминать и воспроизводить ту информацию, которая ему нужна и интересна. Дети овладевают первыми логическими операциями: поиском аналогий, сравнением, обобщением, исключением. Улучшается и обогащается речь. Ребёнок может высказывать простые суждения не только о том, что видит в данный момент, но и припоминая некоторые события, воображая их.

Таким образом, совершенствуются сразу три основных инструмента познания мира: движение, мышление и речь, что делает ребёнка этого возраста неутомимым исследователем окружающего мира. Не зря именно малышей средней группы называют маленькими почемучками. Но, кроме повышенного интереса к окружающему, четырёхлетним свойственна излишняя эмоциональность, высокая подвижность, неусидчивость, рассеянность внимания. Ведь им хочется успеть везде и сразу, всё исследовать и узнать.

Чтобы направить энергию непосед в полезное и безопасное русло, воспитатель средней группы включает малышей в интересные и разнообразные виды деятельности: подвижные и сюжетные игры, музыкальное и художественное творчество, ознакомление с детской литературой, бытовой труд, экспериментирование. Проводятся эти виды деятельности в разное время дня, в различных формах, с использованием богатого наглядного материала, атрибутики, фольклора.

Четырёхлетние дети энергичны и любопытны, и воспитателю необходимо направить эти качества на познание окружающего мира в развличных видах дятельности

Большое значение в развитии детворы имеет непосредственная образовательная деятельность (НОД) или занятие. НОД - это специально организованная педагогом деятельность, направленная на решение определённых образовательных задач.

Главная цель НОД - упорядочить и систематизировать процесс усвоения информации воспитанниками, создание условий для наиболее полного раскрытия способностей и умений каждого ребёнка. Задачи НОД разнообразны и обычно состоят из 1–2 обучающих, развивающих и воспитательных в соответствии с принципом триединства задач в педагогике. Планируя занятие, воспитатель ставит перед собой одну главную цель (чего нужно достигнуть в ходе занятия) и несколько путей её достижения (задач). Воспитанникам образовательные задачи подают в игровой форме, учитывая особенности возраста: не «научимся вырезать ножницами округлые формы из квадрата», а «поможем белочке собрать в корзину вкусные яблоки для мамы-белки».

Поскольку одним из ведущих в современной педагогике является принцип гуманизации образования, то воспитание в детях положительных моральных качеств должно присутствовать на каждом занятии и быть отражено в планировании. Обучающие и развивающие задачи воспитатель подбирает в соответствии с требованиями программы. В настоящее время существует множество методических пособий с готовыми разработками занятий по всем образовательным областям, так что определение задач непосредственной образовательной деятельности не вызывает трудностей даже у самых неопытных, начинающих педагогов.

Виды и формы непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ

Очень важно подобрать оптимальную форму и тип занятия. Ведь современные взгляды на дошкольную педагогику дают воспитателю большой простор для творчества, но в то же время требуют проявления креативности, новаторского подхода и нестандартного мышления. Чем же отличаются новые НОД от привычных занятий?

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, непосредственная образовательная деятельность должна строиться на основе партнёрства и взаимоуважения всех участников образовательного процесса, в то время как старая модель занятия копировала школьный урок и предполагала авторитарную, командную позицию воспитателя и зависимую, пассивную позицию детей.

Современный подход к дошкольной педагогике предполагает равенство детей и взрослого в образовательном процессе

Несмотря на то что «занятия-уроки» в детском саду ушли в прошлое, сам термин «занятия» используется педагогами как синоним НОД, но приобрёл новое содержание.

Таблица: отличие НОД от классического занятия

Аспекты занятия В авторитарной педагогике В педагогике партнёрства
Основы взаимоотношений между участниками.
  • Воспитатель - главная фигура, его все слушают молча. Дети - усваивают и воспроизводят информацию по требованию педагога.
  • Воспитатель знает, «как правильно». Помощь и участие детей в обсуждении информации не нужна, создаёт лишний шум.
  • И взрослый, и ребятишки - равноправные участники образовательного процесса. Они вместе работают над новой информацией, закрепляют и повторяют уже известное в процессе живого общения.
  • Приветствуется обращение к опыту детей, поощрение, просьба о помощи любому участнику, в том числе педагогу.
  • Взаимопомощь, совместное обсуждение, живое общение обязательны.
Организация пространства
  • Взрослый находится перед детьми и выше их, противопоставлен детскому коллективу.
  • В процессе выполнения каких-либо действий педагог непрерывно контролирует и оказывает помощь, «нависая» над детьми.
  • Педагог находится на одном уровне с детьми (сидит в одном кругу за столами или на ковре, едет в воображаемой машине, летит в самолёте и т. д.).
  • При оказании помощи воспитатель садится рядом с ребёнком, подзывает к себе.
Обстановка на занятии.
  • Полная тишина.
  • Дети сидят на определённых местах, которые запрещено менять.
  • Все начинают и заканчивают деятельность одновременно.
  • Допускается негромкое общение, вопросы, «рабочий гул».
  • Дети могут выбирать место, где будут сидеть, объединяясь в пары, тройки по привязанностям (дружат между собой, любят рисовать и т. д.).
  • Разрешён свободный выход из занятия при условии не создавать помехи для остальных.
  • Ребёнок, которому понравился один вид деятельности, может продолжать им заниматься, хотя другие приступили к новому.
Позиция участников занятия
  • Воспитатель говорит подавляющую часть занятия, даёт большие объёмы информации.
  • Дети пассивно воспринимают, воспроизводят услышанное, стараясь не ошибиться.
  • Взрослый стимулирует познавательную и речевую активность детей, вызывает их на диалог, учит делиться собственным мнением.
  • Дети активны, раскованны.
  • Ошибки не вызывают порицания, это обычная составляющая образовательного процесса. Правильный ответ ищут тут же все вместе, в живом общении.

На современном занятии есть место и забаве, и подвижной игре

Разумеется, провести полноценное занятие в соответствии с новыми требованиями педагог сможет только как следует подготовившись, чтобы обеспечить высокую динамичность и смену видов деятельности. Немаловажным является и количество детей. В отдельных случаях группу воспитанников делят на подгруппы по 10–12 человек. Кроме того, необходимо продумать и вид занятия. По основной дидактической задаче это может быть:

  • Усвоение нового материала.
  • Закрепление усвоенного ранее.
  • Творческое воспроизведение знаний, умений, навыков (мини-концерт, викторина, конкурс чтецов, драматизация художественного произведения небольших размеров, сказки).
  • Комбинированные (решаются две обучающие задачи).

По типу подачи знаний НОД бывают:

  • Классические или однотемные. Их структура наиболее проста: организация занятия, подача новой информации, закрепление в 1–2 дидактических играх, итог.
  • Комплексные. В них последовательно чередуются виды деятельности из разных образовательных областей, например, после чтения рассказа о животных идёт игра малой подвижности «Вообразим себя зверятами», потом дети рисуют героя произведения или лепят угощение для зверей.
  • Интегрированные. Элементы различных образовательных областей на таком занятии переплетаются так тесно, что их нельзя разделить. Представим, что на занятие «Осень золотая принесла подарки» явился добрый Гном. Сперва он проводит с детьми игру «Скажи наоборот» по явлениям осени (речевое + познавательное развитие), потом подвижную игру «Разложи овощи и фрукты по корзинам (физическое + познавательное развитие), а на память Гному дети рисуют улыбающиеся тучки и солнышко (художественно-эстетическое + социально-коммуникативное развитие).

Чтобы разнообразить образовател

Немирова Светлана Витальевна воспитатель МАДОУ «Надежда» ЯНАО, город Ноябрьск

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

Задачи:

  • закрепление знаний прямого счета в пределах пяти
  • умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного
  • продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 5
  • продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур
  • закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур

(дети заходят в группу, здороваются, садятся полукругом на ковре)

В: Ребята сегодня в нашей группе все необычно, к нам пришли гости. И я предлагаю всем вместе, отправится в сказочное путешествие, мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес.

Согласны? Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А я вам в этом помогу.

В: У меня есть волшебная книга. В ней записано много разных историй, волшебных и не очень (открывает волшебную книгу) . И я вам сегодня расскажу одну такую историю, которая произошла в волшебном лесу.

В этом лесу жила Лесная Фея. И как то раз решила она пересчитать деревья в своем лесу. Но это ей не удалось, так как она не запомнила все, что сосчитала, даже волшебная палочка ей не могла помочь в этом. Тогда ей на помощь пришел Лесовичок. Как вы думаете, что посоветовал Лесовичок

Лесной Фее? (ответы и догадки детей) .

А Лесовичок ей и говорит: «Чтобы не забыть, сколько посчитано деревьев, птиц или животных, все это нужно записать с помощью цифр. Пересчитал и

обозначил цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».

Но Лесная Фея загрустила, ведь она не знала как пишутся цифры. Ребята я предлагаю всем нам отправиться в волшебный лес и помочь Лесной Фее.

Сейчас я произнесу волшебные слова и мы перенесемся в волшебный лес, чтобы помочь Лесной Фее. Закрываем глазки и кружимся вокруг себя «Крибле-крабле- бумс…» (Музыка) Покружились.

Вот мы и оказались в волшебном лесу, садитесь за лесные столы. Ведь вы теперь юные помощники Лесовичка, помните об этом.

Лесную Фею ребята мы увидеть не сможем, так как мы не являемся жителями волшебного леса, а только гостями. Но зато Фея нас видит и слышит. И ждет нашей помощи.

1) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

В: Смотрите: Лесная Фея оставила свои карточки, наверное те, которые не смогла сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и приклеивают рядом нужную цифру) .

Сколько листочков? Покажите цифру 5

Сколько желудей? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? Может у кого то не получилось?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды) .

Я очень довольна вами. Молодцы.

2) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» (воспитатель открывает занавес у мольберта)

В: В волшебном лесу, наверное, был сильный ветер. Все цифры перепутались.

Какие цифры не на своем месте? (ответы детей) .

Какая цифра стоит перед цифрой 5?

Какая цифра стоит после цифры 3?

Какая цифра стоит между цифрами 2 и 4?

Правильно. Молодцы, я и Лесная Фея очень довольны вашими ответами.

3) ФИЗМИНУТКА (РЕЛАКС) «ПЕСЕНКА ЛЕСА»

В: Мы тоже немного отдохнем. Закройте глазки и послушайте песенку. Это

любимая песня Лесной Феи.

(дети ложатся на ковер со своими игрушками – звучит аудиозапись песни) .

4) ФИЗМИНУТКА «ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо. Дети машут руками к лицу.
Закачалось деревцо. Машут кистями рук слева направо.
Ветер тише, ветер тише. Присесть, руки вниз.
Деревце растёт всё выше. Встают, поднимают руки, машут кистями рук.

5) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»

В: Ветер не только цифры перепутал, он еще запутал части геометрических

фигур. Давайте попробуем их разобрать. Посмотрите внимательно на

геометрические фигуры и назовите их. Молодцы.

А давайте из этих геометрических фигур сложим, какой-нибудь предмет. (За

(дети по желанию собирают геометрические фигуры) .

Какие геометрические фигуры вы использовали?

Все фигуры замечательные.

Оставим эти фигуры в подарок Лесной Фее.

6) ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК»

В: Давайте наши подарки оставим на столе, а сами сядем на лесную полянку

(ковер) .

В: В волшебном лесу время тоже не стоит на месте, части суток сменяют

друг друга (показывает плакат на мольберте)

  1. Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)
  2. Сколько частей в сутках? (четыре)
  3. Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
  4. Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
  5. как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент?

(сегодня)

Лесная Фея очень довольна вами, но давайте расскажем ей и о временах года.

Я вам буду загадывать загадки о временах года, а вы попробуйте их отгадать.

(В. читает загадки о временах года) :

Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)

Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)

Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает? (Летом)

Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)

В: Сколько всего времен года ребята?

Давайте перечислим их еще раз.

7) ИГРА «НОЖКИ - ЛАДОШКИ»

В: Я думаю ребята, что нам пора немножко размяться. У меня есть ленточки

длинные и короткие. Если я вам буду показывать длинную ленточку, вы

будете хлопать в ладоши, а если короткую, то топать ножками.

Приготовьтесь и будьте внимательны - следите за моими действиями.

Хорошо, все были очень внимательны.

8) ИГРА «ПОДАРОК»

В: А вот здесь Лесная Фея оставила свой подарок для вас

(конвертик) . Посмотрите какие на нем узоры.

Что в правом верхнем углу?

Что в правом нижнем углу?

Что в левом верхнем углу?

Что в левом нижнем углу? А посередине?

Правильно. Молодцы.

А теперь давайте заглянем в него. Лесная Фея благодарит вас за то что вы

помогли ей выучить цифры, названия геометрических фигур, названия

времен года. И за это Лесная Фея отправила нам лесную посылку, но

отправила она ее в детский сад, а мы с вами находимся в лесу. Поэтому нам

пора возвращаться в детский сад. Крибли, крабли, бумс (покружились) и

очутились в своей группе.

В: Ребята, где мы сегодня были? (в волшебном лесу)

Что делали? (считали, называли цифры, играли, отгадывали загадки, называли части суток …)

Что вам понравилось больше всего?

А что вам показалось самым трудным?

Ну а мы будем ждать посылку из волшебного леса, я думаю, что после тихого часа ее нам доставят.

Спасибо большое, наше путешествие закончено.

«Повторение и закрепление пройденного материала»

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, продолжать закреплять знания детей соотносить цифру с количеством предметов

Задачи:

Закрепить знание детей о геометрических фигурах;

Закрепить знания о цифре, о цифровом ряде от 1 до 4;

Учить детей подбирать слова антонимы;

Упражнять детей в счёте, закрепить количественный и порядковый счёт

Продолжать закреплять знания детей соотносить цифру с количеством предметов;

Развивать математические способности детей, самостоятельность в работе;

Воспитывать доброту, желание помочь другу.

Ход занятия

(Дети заходят и встают полукругом перед столами, здороваются с гостями )

Ребята сегодня у нас необычный день нас ждут множество интересных игр

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (на самолете, на ракете, на поезде, на машине и т.д.)

Правильно говорите. Тс!? (звук приземления ракеты)

Пока мы тут с вами разговаривали о путешествии, кажется, кто-то пожаловал к нам в гости. (на магнитной доске незнайка и ракета )

Действительно это прилетел … (Незнайка)

Незнайка услышал, что вы будете сегодня играть, и ему захотелось посмотреть как играют дети в детском саду

А на чем прилетел Незнайка? А какая интересная ракета. Ребятами давайте рассмотрим ракету Незнайки.

На какую геометрическую фигуру похожа ракета? (на прямоугольник )

Из каких геометрические фигуры состоит ракета? (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник)

Молодцы ребята, понравился ракета? (да )

Ребята, Незнайка спрашивает, знаем ли мы с вами цифры. Незнайка, ребята цифры знают. В этом ты сам убедишься. Сейчас мы поиграем в игру «Живые цифры».

Игра «Живые цифры»

Никита, Лера, Дима и Саша превратятся в цифры и нам понадобится ведущий который расставит цифры по порядку, а ведущим будет Оля.

Оля, кого поставишь первым, а потом, и т.д..

Кто стоит первый, а кто второй, а кто третий, а кто четвертый?

А вы ребята как думаете, правильно ли ведущий расставил детей? (ответы детей ) и т.д.

Серёжа кто стоит первым, Никита К. а кто вторым, Матвей а кто третьим, ну а четвертым кто?

Молодцы!

Незнайка , а ребята знают сказки, мы хотим познакомить тебя с героями сказки «Три медведя»

Игра «Найди цифру»

Ребята, у вас на столах разложены тарелочки, а в них цифры. Давайте Незнайке покажем цифру, которая указывает, сколько избушек? (дети показывают )

Какая это цифра?? (один )

А давайтерасскажем стихотворение про цифру один.

Вот один, иль единица -
Очень тонкая, как спица.

А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько деревьев возле избушке?

Какую ты цифру показываешь Лера? (два )

Алеша, посмотри, сколько деревьев возле избушке? (два )

А какое стихотворение мы знаем про цифру два?

А вот это - цифра два.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.

Молодцы. Ребята а давайте сосчитаем сколько медведей живут в лесу?

Там жили… папа, мама и маленький медведь (показываю игрушки )

А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько их?

- Какую цифру показываешь...? (три )

Серёжа, сколько медведей было? (три )

Про цифру три, какое стихотворение знаем? Расскажи Лера.

А вот это - посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков.
Состоит из двух крючков.

Давайте покажем цифру, которая указывает, сколько окон в избушке?

Посчитай Сережа сколько окошек? (четыре ). Ты правильно показал? (да ) - А ты Вика, какую цифру поднял? (четыре )

Мы и про цифру четыре знаем стихотворение. Гляди, четыре - это стул,
Который я перевернул.

(провожу с детьми работу на интерактивной доске) - Ребята давайте угостим медвежат грушами. Пройдем к доске. - Сколько медведей живут в лесу? Рома сколько нам нужно взять груш? -Дима, покажи Незнайке сколько груш нам понадобится для угощения. - Правильно сосчитал, ребята?(Да)

Какие вы молодцы! А тебе Незнайка, ответы наших детей понравились?

А теперь давайте отдохнем, сделаем физкультминутку. - Выходите на середину ковра, становимся в круг. - Вот мы и отдохнули. А сейчас давайте присядем за столы.

Ребята я предложил угостить медвежат еще одним лакомством, малинкой, Давайте нарисуем малинку для медвежат.

Пройдемте за стол, подготовим пальчики к рисованию. (Пальчиковая игра.)

А рисование у нас с заданием. - У каждого на столе лежит карточка с цифрой, вам нужна нарисовать ягоды в соответствии с цифрой (столько же малинок сколько обозначает цифра на карточке). Посмотрите внимательно на карточки - Матвей, какая у тебя цифра на карточке, Сколько ты будешь рисовать ягод.

Какая цифра у тебя Аня? Сколько ты будешь рисовать ягод? (индивидуальная работа)

Ребята покажем Незнайке игру «Наоборот»? (да )

Игра «Наоборот»

Михаил Иванович большой- а мишутка? Дорожка к избушке широкая …- а к ручью?
Кустарники низкие - а деревья
Дорожка к ручью длинная - а к избушке?

Правильно все назвали.

Давайте попрощаемся с мишками, а мы поиграем ещё в одну игру, которая называется «Найди свой домик».

Подвижная игра «Найди свой домик»

Правила: На полу лежат 4 обруча внутри каждого обруча цифры, от 1 до 4. По номеру медальона дети ищут свои домики.

Молодцы, ребята.(хвалю детей) Незнайке очень понравилось с нами играть. И приглашает нас в путешествие. Хотите полететь на луну? Но только есть одно условие - занимать места в ракете согласно билетам - Посмотрите на билеты. какие геометрические фигуры и какого цвета. Точно такие фигуры ищите на стульях, внимательно посмотрите ещё раз на билеты и ищите свое место. Присаживайтесь. Скажем гостям досвидания. И отправляемся в путь.