Юсуповы в париже дом моды. История бренда IRFE

IRFE трубил в рог и восхвалял чрезмерную роскошь, вопиющую красоту и непростительно диковинную экзотику. Он творил драгоценное искусство, окружая себя княжнами и аристократками, черным бархатом и золотым шелком. Столы банкетов IRFE ломились от лукулловых обедов, а за его коллекциями приезжали даже искушенные в делах моды американские миллионерши. Он впитал в себя кровь Романовых, вкус императорской знати и оригинальность самого эксцентричного князя России.


Иллюстратор Наиля Бутусова, nailyabutusova.com

Легендарный Дом моды IRFE – жемчужина истории российской моды. Оригинальность и стиль, ставшие его почерком, во многом были заслугой эпатажного хозяина ателье, самого Фе́ликса Фе́ликсовича Юсу́пова, графа Сумаро́кова-Эльстона. С трудом во всей истории русской моды можно отыскать второго такого. Любитель авантюр, участник убийства Распутина, офицер и монархист, русский Казанова и сердцеед, Феликс Юсупов к тому же обладал незаурядным вкусом, что и позволило ему начать в Париже модное дело.

Попав в Париж вместе с волной эмигрантов и женой, Феликс Юсупов словно исполнил свое предназначение: открыл в 1924 году на улице Дюфо модный Дом. Есть легенда, что для этого Феликсу пришлось расстаться с одним из самых дорогих бриллиантов Картье. Он был назван IRFE – по первым буквам имен основателей Ирины и Феликса Юсуповых. Весь первый этаж дома превратился в ателье, создающее рафинированно-театральные, оригинальные, не похожие на другие наряды. Феликс будто родился под счастливой звездой: его одежда пользовалась успехом, его замечали, к нему тянулись. Российские дизайнеры и по сей день стремятся повторить его успех.

Обладая невыразимым обаянием, князь нанимал на работу друзей и других эмигрантов из России. Ему удалось сделать манекенщицей свою жену и ее знакомых. Он так увлекся новым делом, что не заметил, как прогремел первый залп успеха. Это произошло в отеле Ritz. Сотни гостей пришли, чтобы увидеть первую коллекцию знаменитой четы. Люди ехали со всех уголков земли, чтобы познакомиться с русским Домом моды.

Прекрасный князь с глазами хищника и его экзотичные наряды

Сама персона экстравагантного князя наделяла вещи модного Дома неповторимым очарованием. Приезжающие в ателье американки нет-нет да просили украдкой взглянуть на хозяина. Скоро Париж и весь модный мир наполнился слухами. Одни говорили, что прекрасный и таинственный князь влюбляет в себя даже мужчин, вторые рассказывали про реки вкусного чая, текущие из самоваров его дома, третьи – что его глаза блестят как глаза хищника в темноте.

Упиваясь успехом и вкусом своего величия, Феликс решил продолжить коммерческую деятельность. Взяв в партнеры барона Эдмона де Зюиланома, он открыл небольшой магазинчик фарфора, принялся оформлять рестораны и даже открывать свои собственные. Скоро брат Ирины Юсуповой возглавил филиал IRFE. Второй открылся в Лондоне. А третий – в самом Берлине. Сам Феликс продолжал покрываться ореолами тайн. Его фигура стала самой желанной на всех светских вечерах, о его русской красоте начали ходить легенды. Люди уже интересовались не столько коллекциями русских дизайнеров, сколько тайнами души хозяина Дома.

Наряды, создаваемые IRFE, и, правда, были безукоризненны. Прекрасный вкус Феликса, детство, проведенное среди бриллиантов и роскошных туалетов матери, его неукротимое воображение – все это повлияло на формирование почерка модного Дома. Интерьеры, которые создавал князь, славились восточным колоритом, океаном роскоши, своей вопиющей и неприличной экзотичностью, русским стилем.

Ирина Романова – хозяйка IRFE с лицом без возраста

Но слухи ходили не только вокруг красивого князя. Взгляды мужчин и женщин то и дело обращались на его жену, выступающую в роли манекенщицы. Ее красота была поразительна. Хрупкая, эфемерная, похожая на куколку из французского театра, она околдовывала своей внешностью, демонстрируя наряды отечественного Дома моды. Надо ли говорить, что после ее выхода дамам не терпелось приобрести платья. Ее называли женщиной с лицом без возраста и звали фотографироваться во все журналы. Vogue в 1926 году напишет, что каждая коллекция IRFE – это селекционная работа, исключающая любые неудачные модели.

Благодаря Ирине Юсуповой модный Дом приобрел свое стилизованное лицо: андрогинные, вытянутые девушки с бледно-мраморной кожей и короткими стрижками. Аристократичные, тонкокостные, худые – такими запомнились модели знаменитого ателье Юсуповых. Ирина занималась подбором манекенщиц, приглашала русских девушек, своих приятельниц, в числе которых были княжны и графини. К примеру, наряды Дома постоянно демонстрировала княгиня Мия Оболенская. Модные дизайнеры всей Европы завидовали красоте манекенщиц IRFE.

Ликвидация Дома моды и его воскрешение

В 1926 году Дом IRFE начал выпускать собственную парфюмерию. Это были четыре лимитированных аромата: Blonde – для нежных блондинок, Brunette – для знойных брюнеток, Titiane – для рыженьких и русых девушек. А для дам, которых Феликс величал «женщинами элегантного возраста», был создан аромат Grey Silver. К созданию парфюмерии супружеская чета также приглашала своих друзей; плакат к ароматам нарисовала принцесса Маргарита Греческая. Сегодня купить одежду российских дизайнеров начала 20 века и их парфюмерию очень сложно – и найти можно только в винтажных коллекциях.

О ликвидации Дома Европе стало известно в 1931 году. Расточительный князь, поднимающий красоту на все мыслимые и немыслимые пьедесталы, не смог справиться с финансовыми потоками и направить их в единое русло. Однако парфюмерию модный Дом продолжал выпускать еще несколько лет после банкротства. Но нет ярких звезд, чей свет просто исчез бы бесследно. Дом моды IRFE был открыт вновь. Это случилось через 90 лет после его закрытия.

Старинные платья русского модного Дома IRFE можно увидеть в музее Метрополитен Нью-Йорка и в частной французской коллекции. Прикоснуться к легенде могут и гости Парижа, наведавшиеся на улицу Дюфо, где все эти годы стены дома IRFE хранят о нем память. Сегодня владелица модного Дома Ольга Сорокина держит двери ателье открытыми для всех жителей и гостей Парижа. Кроме того, многие российские марки одежды по-прежнему считают старинный Дом образцом творческого пути.

Основатели Дома моды *Ирфе* супруги Юсуповы | Фото: inshe.tv


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.



Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века - та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление - при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала - она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.




В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.




Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен - «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».









У Ирины был безупречный вкус, а у Феликса - неуемная фантазия, что стало залогом успеха их общего дела. Супруги Юсуповы стали законодателями французской моды 1920-х гг. Вскоре они открыли филиалы в Туке - курортном городе в Нормандии, а также в Лондоне и Берлине. Феликс также открыл магазин юсуповского фарфора, участвовал в оформлении 3-х парижских ресторанов, в 1926 г. они с Ириной выпустили духи «Ирфе».





И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.


Говорят, что мы обращаемся к нашим корням, в самых крайних обстоятельствах. Только тогда, когда наступают тяжелые времена. Вы заметили, что мы переживаем времена великих возвращений к корням? Но где та самая точка отсчёта, когда мы начали вспоминать кто мы и откуда? Возможно это началось в лихие девяностые, когда улицам стали возвращать их исторические названия и Проспект Карла Марса вновь стал Охотным рядом, или когда детей стали называть старо-славянскими именами Дементий, Устин, Пелагея или Стефания. Или когда ЦУМ отреставрировали и вернули ему звание центрального универсального магазина, с новым брендовым содержанием. А потом родилось всеобщее желание познать своё генеалогическое древо и тайну фамилии. Кинематограф среагировал молниеносно, как ему и полагается, и стали появляться фильмы и сериалы начиная от «Романовы венценосная семья «и «Адмирал » до «Бедная Настя » и « «.

Что касается моды за обращение к корням у нас отвечали такие мэтры как Вячеслав Зайцев с его исконно русским мотивом в создании костюма. Многие несведущие люди говорили, что у нас нет никаких модных корней кроме кокошника и что возвращаться нам по сути некуда, только в красный сарафан. Это величайшая модная безграмотность!

Вчера состоялось открытие корнера Irfe в ЦУМе. Воспользовавшись Интернетом и прочитав многочисленные новости на модных порталах, вы узнаете, что Irfe появился в Париже в 1924 году, но связан с Россией: имя бренда состоит из инициалов основателей - Ирины Романовой и князя Феликса Юсупова . Более грамотные в истории моды люди знают, что дом в котором манекенщицами работали русские княгини и графини имел шумный успех, отличался изяществом кроя и изысканностью ручной работы, разорился всего через семь лет существования, потому что у графа Юсупова не было «коммерческой жилки». Но давайте выясним как вообще русский граф и его жена смогли открыть свой модный дом в Париже.

Феликс и Ирина Юсуповы

Начало.

Наше великое модное прошлое началось в эмиграции. В 19010 -1920 переживала бум на женский труд. после веков бесправия квалифицированный женский труд стал востребованным. Связанно это было с колоссальными потерями стран участниц Первой мировой войны. В России ситуация осложнялась Гражданской войной и террором большевиков. Спасая себя и свою жизнь около десяти миллионов россиян всех сословий покинули нашу страну. Особенно притягательной для эмиграции была Франция. Царская Россия была союзницей Франции в Первой мировой войне. Французике граждане работали в русских домах в качестве гувернанток, и между странами были радушные отношения. Вспомним, что французский язык был обязательным в аристократических русских семьях. все выпускники гимназий владели французским и их охотно принимали на работу во франции, как дешевую рабочую силу из России. В годы после окончания Первой Мировой войны модный бизнес Парижа начал расправлять крылья. американцы вновь потянулись за одеждой от-кутюр, французский франк обесценился и доллары имели очень высокий курс. Новые дома мод появлялись как грибы после дождя. все искали оригинального, свежего, экзотичного. Именно такой послевоенной экзотикой стали русские модные дома, которые внезапно открылись в Париже 1920-х годов. их хозяйками стали энергичные и одарённые дамы из первой волны эмиграции, часто знавшие секреты высокой моды так как сами являлись клиентками модных домов Парижа. Аристократки и представительницы древнейших родов России обладали навыками рукоделия и враждённым вкусом. Главными русскими модными домами в Париже стали «Китмир», основанный кузиной императора Николая II великой княгиней марией Павловной. Дом моды «Тао» был основан княжнами Трубецкой и Оболенской совместно с госпожой Анненковой. Дом моды «Поль Каре» владелицей которого являлась княжна Лобановой-Ростовской. Дом моды «Андриас» баронессы Кассандры Аккурти. И, конечно же, модный дом «Ирфе» — дом княжеской четы самых богатых людей России Ирины и Феликса Юсуповых.

Рассвет

И дея открытия собственного дома моды возникла у Юсупова по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году. Дело “Ирфе” было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо — часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. Дела шли успешно, что позволило Юсуповым открыть новый магазин в Париже близ Пляс де ла Мадлен, а затем были открыты еще три филиала – в Лондоне, Берлине и в Туке, известном курортном местечке в Нормандии. В 1926 г. дом ИРФЕ совместно с мастерской по вышивке Kitmir стал предлагать изящные вечерние платья. Модели демонстрировали туалеты из крепсатина, вышитые бисером, платья декорировались драпировкой и причудливыми многослойными валиками.

Журнал “Vogue ” в 1926 представляет платья “Летучая мышь” очень оригинального кроя и “Кувшинки”, напоминавшие по форме русскую рубаху.

Благодаря успеху “Ирфе” князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов.

Эскизы спортивного костюма и платья ИРФЕ

Закат.

В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова “Конец Распутина”. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме “Ирфе”, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома “Ирфе” и “Итеб”. В 1929 году разразился финансовый кризис на Уолл-стрит, который принес новые убытки Юсуповым и отразился на состоятельных американских клиентах их дома моды. Дела пошли столь плохо, что парижские банки отказались выдавать кредиты князю Юсупову. Русский дом ИРФЕ просуществовал в Париже семь лет.

Становится понятно, что это великое наследие русской моды, хоть и существовавшей в Париже.

Возрождение.

Естественно узнав об возрождении «ИРФЕ» главным вопросом стало: «Кто?» И ответ на этот вопрос один! Только один без всяческих интерпретаций.

В 2006 году спустя 80 лет после закрытие модного дома 26-ти летняя Белорусская модель Ольга Сорокина вместе с одним знакомым парижским аристократов, вооружились пером, специальной бумагой и написали внучке и наследнице князя Ксении Шереметьевой — Сфири и неожиданно Ольга получила благословение на возрождение дома. Вскоре в Париже был открыт первый Show — room бренда Irfe. Открыв его в доме 4 по улице Фобур Сент-Оноре. Ольга привнесла в обновленный дом свое видение моды, свое понимание и собственный стиль, сохранив дух и творческий подход предков.

Ксения Шереметьева — Сфири

Сама же Ольга Сорокина родилась в Витебске. В возрасте 18 лет сбежала в Москву. За каких-то два года успела поработать на показах в Москве, Нью-Йорке, Милане. А осенью 2005-го стала самой востребованной моделью сезона и победительницей конкурса Fashion TV First Face Model Awards , проходившего во время Российской недели моды. Никакого фамильного родства между Ольгой и Юсуповыми нет.

Ольга Сорокина

Сейчас Irfe представлен в 85 магазинах в 23 странах мира. По случаю открытия корнера гостям вечера представится возможность увидеть исторические документы, фотографии, книги и журналы 1920-30-х годов в рамках выставки, проходящей в корнере IRFE с 16 марта по 18 апреля 2011 года.

Корнер Irfe в ЦУМе

ФОТОГРАФИИ, ВИДЕО С ОТКРЫТИЯ в ЦУМе И КОЛЛЕКЦИЯ IRFE S/S 2011, F/W 2011-2012:

Интерьер бутика Irfe в ЦУМе

Платье и сумочка Irfe

Витрина Irfe

Аксессуары Irfe

Ольга Сорокина (Irfe) и антон Севидов (Tesla boy)

Один из старейших домов моды был основан в Париже в 1924 году князем Феликсом Юсуповым и его женой Ириной Романовой . Название дома моды состоит из первых слогов их имен, Ирина и Феликс.

Принцесса Ирина, урожденная Романова, была племянницей царя Николая II и любимой внучкой царя Александра III . В 1914, эта ослепительная красавица вышла замуж за князя Феликса Юсупова, потомка одной из старейших семей России.

Феликс был известен своей удивительной внешностью, учился в Оксфорде и унаследовал огромное состояние, как говорили, больше, чем у самого царя. Благодаря своему социальному положению и браку, он часто посещал самые почтенные семьи русской империи и самых прославленных представителей европейской аристократии. Князь рос в роскошном дворце, принадлежавшем его семье. Он научился любить красоту и восхищаться совершенством благодаря его близким. Особенно его матери, княгине Зинаиде, чья элегантность была широко известна, и ее сказочной коллекции ювелирных изделий, содержащих бесценные бриллианты и жемчуг. Эта среда позже вдохновит Феликса, когда он будет создавать модный дизайн для дома IRFE и украшать его помещения.

Церемония свадьбы Феликса и Ирины была одним из последних великолепных шоу при императорском дворе перед тем, как Европа погрузилась в хаос Первой мировой войны. Потом была русская революция, которая заставила чету Юсуповых бежать в изгнание. Супруги обосновались в Булони, за пределами Парижа, в начале двадцатых годов, а затем переехали в небольшой дом в городе, где они жили среди ауры романтики и ностальгии. Там князь создал очаровательный маленький театр, где впоследствии был открыт дом моды IRFE.

Ослепительный успех

Дом моды быстро завоевал признание состоятельных европейских и американских клиентов, которые были ослеплены его аристократическими основателями. О первой коллекции восхищенно писал французский Vogue : «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».

Дом IRFE имел студию по улице 19, Rue Du phot в Париже, а затем были открыты три новых отделения в Нормандии, Лондоне и Берлине. Успех был также связан с его основательницей, Ириной Романовой, которая в Париже 20-х годов славилась необыкновенной утонченной красотой. Эфемерная, с лицом без возраста, «чистокровная» Романова, она фотографировалась в платьях дома IRFE у многих знаменитых фотографов тех лет, хоть никогда и не была манекенщицей в полном смысле этого слова.

В 1926 году домом IRFE была создана парфюмерная линия. Они выпускались ограниченным тиражом, и были задуманы для четырех категорий женщин: Blonde для блондинок, Brunette для брюнеток, Titiane для рыжих и Grey Silver для женщин в возрасте.

Дом IRFE закрылся в 1931 году. Только выпуск духов с их легендарным ароматом продолжался до 1940 года.

Князь Феликс Юсупов умер в Париже 27 сентября 1967 в возрасте восьмидесяти лет, затем умерла его жена 26 февраля 1970 года, в возрасте 74 лет, также в Париже.

Их дочь Ирина, вышла замуж за графа Николая Шереметева и родила дочь, Ксению, названную в честь ее великой бабушки, Великой Княгини Ксении, сестры Николая II. Ирина сейчас живет в Париже и Афинах.

Ольга Сорокина. Возрождение IRFE

В 2006 году — молодая парижанка русского происхождения, в прошлом модель, встретила Ксению Шереметеву-Сфири — наследницу Юсуповых и решила посвятить себя делу создания и возрождения легендарного Дома. Так IRFE обрел новую владелицу и жизнь. Ретроспектива с символичным названием Ренессанс состоялась в Palais de Tokyo (Париж) и общество смогло снова открыть для себя IRFE.

После восьмидесятилетнего перерыва дом моды снова открыт его новой владелицей Ольгой Сорокиной в Париже на Rue du Faubourg Saint-Honoré. Вся одежда pret-a-porter изготавливается на лучших французских и итальянских фабриках. Стремясь вернуться в ряды самых великих домов моды в мире, IRFE планирует открыть флагманский магазин в Париже. Ольга мечтает добавить ювелирные изделия и часы класса люкс к своему ассортименту дизайнерской одежды и аксессуаров.

Ольга перенесла свой образ жизни и видение моды в современные коллекции IRFE, сохранив при этом историческое наследие Дома. «Я выделила основные элементы IRFE, это: аристократический романтизм, русская культура и история. Попыталась перевести это на язык «fashion» и выделила несколько направлений. Аристократический романтизм превратился в «BAROQUE’N’ROLL «, культура в – «BETWEENBALLETANDFASHION «. Я связываю это не только со своей работой моделью и увлечением балетом, для меня балет является отражением культуры России. Я попыталась создать современный силуэт балерины. «FASHION » – это современная одежда, так как IRFE сегодняшнего дня – это тренды. «SPORTANDCHIC «, потому что в 20-е годы IRFE создавал спортивную одежду для тенниса.

«Я должна смотреть вперед, а не оглядываться назад, чтобы вписать новую страницу в историю Дома моды IRFE», — говорит Ольга Сорокина. «Приступив к созданию первой коллекции после почти 80-ти лет забвения, я поставила перед собой и своей командой задачу сделать так, как будто он не прекращал работу все эти годы».

В «предреволюционном» , если так можно сказать, поколении известного княжеского семейства Юсуповых было двое сыновей: Николай и Феликс. Семейное же придание гласило, что над их родом тяготеет проклятие за то, что их предки еще при царе Алексее Михайловиче изменили магометанству и приняли православие.

Суть неотвратимой кары заключалась в том, что все, кроме одного, наследники, родившиеся в семье, не доживали до 26 лет.

Именно в этом возрасте на дуэли, имевшей целью развязать любовный треугольник, погиб старший из
братьев, Николай.



Князь Феликс Юсупов

Феликс остался наследником колоссального состояния. Дворцы, земельные угодья, драгоценности
исключительно художественного и исторического значения, великолепные собрания живописи, фарфора,
бронзы накапливались веками - все поколения Юсуповых, помимо государственной службы, энергично
занимались коллекционированием и знали толк в красоте.

Юный Феликс еще во время учебы в Англии оформлял свои апартаменты по собственным эскизам. В убранстве
комнат чувствовались приверженность хозяина-студента новейшим эстетическим взглядам, особое понимание стиля,
цвета, формы.


«
Валентин Серов -князь Феликс Юсупов – 1903

«Стены были белы. На полу - черный ковер, на окнах - оранжевые шелковые занавески. На стульях - яркая
индийская обивка в синих разводах под цвет фаянса. Стол по вечерам освещала лампа из синего стекла и
серебряные канделябры с оранжевыми абажурами».
Ох уж этот черный ковер! Многочисленные посетители юсуповской квартиры сначала ошарашенно смотрели на сию
новинку, а потом… заказывали себе то же самое. Мода на черные ковры охватила весь Лондон.

…Между тем жизнь Феликса выходила на новый для него виток. В феврале 1914 года состоялась его свадьба с
племянницей царя Ириной Романовой.



Ее высочество княжна Ирина Александровна Романова

Она доводилась внучкой императору Александру III. Эта девушка с точеным профилем считалась первой
красавицей Петербурга. Венчалась Ирина в хрустальной с алмазами диадеме и в кружевной фате, принадлежавшей
некогда казненной французской королеве Марии-Антуанетте.



Феликс и Ирина Юсуповы

После убийства ненавистного «старца» и высылки Феликса из столицы супруги были разлучены. Но февральская
революция буквально как героя вызволила князя из заточения. Грянувшая почти следом Октябрьская совершенно
иначе смотрела на Юсупова и ему подобных.



Ирина Феликсовна Юсупова – 1928 год

И вскоре Феликс и Ирина Юсуповы с маленькой дочкой, названной в честь матери тоже Ириной, устремились в Крым,
еще свободный от большевиков. Но революционный вал докатился и до этих мест. Однажды утром, открыв глаза,
Феликс увидел перед собой дуло револьвера.



Супруги Феликс и Ирина Юсуповы

И вот 13 апреля 1919 года Юсуповы в последний раз смотрели на родной берег с палубы корабля.

Русский Париж… Подобное словосочетание, наверное, так и останется единственным и неповторимым явлением в
истории человечества. Город в городе, где беженцы из России так или иначе сумели обустроиться согласно
национальным пристрастиям и привычкам. Школы, церкви, больницы, рестораны, высшие учебные заведения,
мастерские, библиотеки, театры, клубы, консерватория, благотворительные и научные общества, богадельни,
приюты для сирот, парикмахерские и адвокатские бюро, военные училища и прочее с неизменным добавлением -
«русский», «русская». В этом городе-призраке с размытыми очертаниями шла четко налаженная жизнь по
православному календарю с такой богатой и разнообразной культурной программой на каждый вечер, которая
сегодня воспринимается как нечто фантастическое.

Этот небольшой сколок с огромной России состоял из разномастного населения: молодых и старых, гениев и
неучей, светлых душ и отпетых мерзавцев, из элиты, обладавшей определенными финансовыми возможностями, и
совершенно неимущих. Подавляющее же большинство эмигрантов довезли до берегов Сены лишь родную пыль на
подошвах ботинок. Вот почему для очень и очень многих русских вопрос заработка десятилетиями оставался
наиважнейшим из всех других.



Князь Феликс Юсупов 1925, художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна...

Князь Юсупов, обосновавшись в Париже и призвав на помощь все свои европейские связи, не жалея ни времени,
ни сил, ни денег, помогал неимущим соотечественникам заработать на жизнь. Особенно трудно было женщинам,
зачастую оставшимся без мужской поддержки и, как правило, не имевшим никакой специальности.

Организованная им контора по трудоустройству в первые годы эмиграции помогала спасти многих. По инициативе
князя был открыт салон красоты, где русские дамы под руководством парижских специалистов осваивали азы массажа
и макияжа, чтобы открыть собственное дело.

На деньги Юсупова стала действовать Школа прикладных искусств имени Строганова, готовившая учеников для
работы на эмигрантских художественных предприятиях, а также в Доме моды Феликса Юсупова.



Реклама модного дома, который назвали по первым буквам своих имен – «ИРФЕ»

Дом моды стал, пожалуй, самым крупным творческим проектом князя. Цель его была все та же - побольше рабочих
мест для своих. Юсуповский Дом на улице Дюто назывался «Ирфе» - по сочетанию первых слогов имен его
основателей: Ирина - Феликс



Галина Серебрякова. Ирина Юсупова, 1924 г.

Элегантная, высокая, стройная принцесса крови Ирина Юсупова оказалась дельной и энергичной сподвижницей мужа.
Всегда имевшая тягу к прикладным искусствам и великолепный вкус, она сразу придала «Ирфе» оттенок
особой респектабельности. Только что родившееся детище обзаводилось завидной клиентурой. Еще бы!
Посетительниц встречал сам легендарный князь, красота которого продолжала оставаться неотразимой. «Клиентки
были всех национальностей. Приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара.
Другая, американка, захотела видеть «князя», у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у
хищника», - вспоминал впоследствии хозяин «Ирфе».

Однако настоящую славу «Ирфе» создало необыкновенное дефиле, прошедшее в отеле «Риц». Манекенщицы, все как на
подбор красавицы, руководимые Ириной Юсуповой, появились перед публикой уже после показа ведущих Домов моды.
В результате демонстрация первой юсуповской коллекции одежды стерла у зрителей все прежние впечатления почти
без следа.



Ирина Юсупова в наряде Модного дома Ирфе

А между тем той же Ирине потребовалось собрать в кулак все свое мужество и самообладание для того, чтобы
предстать перед публикой в облике манекенщицы. Определенная часть эмиграции, причем очень авторитетная,
крайне негативно относилась к подобным предприятиям, считая их немыслимыми и унизительными для
представительниц столбового российского дворянства.



Ирина Юсупова

Но все негодующие возгласы утонули в том море восторга, который захватил изощренную парижскую публику в
незабываемый вечер дебюта «Ирфе». Газеты писали: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность
работы и художественное видение цвета сразу поставили это скромное ателье в ранг больших Домов моды».

Со временем Юсуповы открыли еще три филиала Дома: в Туке - популярном курорте в Нормандии, Лондоне и Берлине.
Пресса была крайне благосклонна к их деятельности, неизменно отмечая растущий профессионализм и строгость
отбора моделей для коллекций, не жалея красок для описания особенностей кроя, а также исключительного качества
кружев и эксклюзивно расписанных тканей, и подчеркивая поиски оригинального в модельной стратегии Юсупова.
В 1926-м неугомонный Юсупов создал и выпустил в продажу духи «Ирфе». Причем продавались они трех видов -
для белокурых, темноволосых и рыжих покупательниц.



Князь Феликс Феликсович Юсупов умер 27 сентября 1967 года в Париже в возрасте 80 лет.



Княгиня Ирина Александровна Юсупова умерла 26 февраля 1970 года в Париже в возрасте 74 лет.