Воспитание как социальный институт возникла. Социальное воспитание как социальный институт
Современные социальные институты – высокоорганизованные формы жизнедеятельности, отвечающие за отражение в человеке экономических, культурных, правовых требований общественного строя. Задача их – воздействовать на поведение, мировоззрение индивида установленными социумом правилами, ценностями, нормами, принципами, законами; через специальные органы, организации, структуры.
Человечество благодаря институтам создало мощную действенную систему социализации каждого его члена.
Воспитание как социальный институт возникло в виде необходимости осуществления управляемой, для передачи культуры, норм, опыта. Первостепенная задача воспитывающей деятельности – подготовить достойных членов общества.
Классификация институтов
- государство;
- брак, семья;
- культура;
- здравоохранение;
- наука, обучение;
- средства массовой информации;
- труд, производственная деятельность;
- образование, право;
- воспитательная деятельность.
Каждый из них регулирует определенные отношения (религиозные, политические, духовные), принятые данным обществом, способствует его развитию, поддержанию целостности, устойчивости.
- Реляционные (производственная деятельность, труд) определяют ролевую структуру;
- Регулятивные (здравоохранение, государство, образование) определяют границы личностной независимости человека при достижении им общественных, личных целей
Функции институтов
Существует два основных вида функций: общие и отдельные.
- укрепление, воспроизводство норм, отношений, ценностей;
- регулирование, корректировка межличностных отношений;
- организация взаимодействия;
- накопление, передача опыта, приобщение к культурным ценностям.
Специальные:
Воспитание – основа формирования личности
Социальное воспитание – составляющая процесса социализации, установившаяся исторически деятельность членов социума, создающая направленное действие по взращиванию членов общества. Многокомпонентная система, обладающая ресурсами: материальными, человеческими, духовными, состоящая из многочисленных государственных, негосударственных учреждений.
Институт социального воспитания – структура, отвечающая за подготовку молодого поколения к независимой самостоятельной общественной жизни, содействующая адаптации, развитию совместно с обществом.
Состав института социального воспитания
Составляющие:
- Семейное, религиозное, социальное, коррекционное воспитание;
- Совокупность ролей (учитель, ученик, воспитуемый, воспитатель, руководители организаций, служб, служители церкви);
- Организации, структуры;
- Системы воспитания;
- Органы контроля, управления;
- Набор санкций, правил, обязанностей, прав, закрепленных государственными документами, неформальными уставами;
- ресурсы: личностные, духовные, информационные, материальные.
Функции воспитательной деятельности
Главная функция – поддержание внутренней стабильности общества, структуры, внутренних связей.
Функцией определяются задачи:
- планомерное формирование индивидов;
- подготовка человеческого капитала, ресурсов, соответствующих общепринятой культуре, нормам, правилам;
- передача культурных ценностей, отвечающих за стабильность общества;
- учет интересов возрастных, половых, социальных групп, регулирование внутриобщественных отношений;
- изменение, адаптация членов социума;
- селекция членов общества.
Выделяются многочисленные скрытые функции, зависящие от формы общественного устройства, отношений, особенностей культуры, политической системы, режима.
Развитие социальных институтов
Воспитание – развивающийся процесс, возникающий на зрелом этапе развития общества. Вскоре он отделяется от социализации.
Развитие его связано с изменением общественного строя, изменением оценок, норм, требований к качествам человека.
Наблюдаются тенденции изменения направлений воспитания:
Основные социальные институты
Составные части воспитания – семейное, социальное, религиозное, коррекционное, а также диссоциальное, отличающиеся задачами, содержанием, методами.
Институты воспитательного процесса: семья, образовательные воспитательные учреждения, общественные, религиозные организации, культурные учреждения, средства массовой коммуникации, находящиеся в постоянном сотрудничестве и взаимодополняемости. Они отвечают за нормальную социализацию человека, направленно воздействуют на формирование значимых, необходимых качеств личности.
Особую роль играют общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические, ВУЗы, специальные, коррекционные учреждения образования, досуговые, оздоровительные, общественные организации, аппарат управления, учреждения культуры, разрешенные религиозные организации.
Важнейшие из них – семья и школа.
Семья как социальный институт
Семья – группа, участники которой связаны между собой родственными отношениями, браком на законодательном уровне, общностью быта, досуга, взаимной ответственностью. Главная ее задача – помогать развитию подрастающего поколения, его социализации. Семья – первый источник социализации индивида. С ранних лет нахождения в составе семейной общности происходит зарождение основных характеристик и качеств личности, эмоций, навыков, необходимых для дальнейшего оптимального вхождения человека в окружение.
Воспитательная, социализирующая функция зависит от факторов:
- материальное положение;
- статус;
- профессия, образование родителей;
- культурный, интеллектуальный уровень;
- микроклимат, эмоциональная атмосфера;
- категория.
Семья – комплексное образование с многообразием форм взаимоотношений, процессов, формирующая основные общественные функции маленького человека. Она удовлетворяет потребности ребенка. При поступлении в школу, ребенок – уже наполовину сформированная личность.
Семейные ценности накладывает отпечаток на последующее развитие ребенка. Эта структура определяет дальнейшую жизнь человека. Все, что дети приобретают благодаря родителям, сохраняется надолго. Важность определяется также тем, что люди находятся в семье всю жизнь. По длительности влияния ей нет равных. Она предоставляет ребенку минимум, необходимый для становления личности.
Школа – орган управления социализацией
В учебных, воспитательных заведениях ребенок обучается значительную часть жизни (минимум 11 лет с дошкольным учебным заведением). На ребенка влияют взрослые и сверстники. Воспитательный процесс – основная задача работы школы. , отделяющий их от общеобразовательных:
- содействие эмансипации ребенка (развитию самостоятельности);
- усвоение общественно значимых ценностей, норм, стандартов;
- усвоение ролей, дифференциации;
- устранение ошибок семьи.
Учебное заведение обладает методами, формами работы,формирующими любые качества личности, гарантирующие поддержку нуждающихся, корректирующими нарушения личностного развития.
Школа может воспитывать ценные качества, одновременно не допускать формирования вредных качеств, значительно ограничивать воздействие факторов стихийной социализации, негативно влияющих на становление зарождающейся личности.
Институты влияют на индивида комплексно. Рациональное их взаимодействие, осуществление своего влияния с соблюдением всех гуманных принципов формирует активную личность, соответствующую требованиям среды, современного окружения.
Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное воспитание
Введение
Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.
Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации, но не затрагивается специфика семейного, религиозного, социального и коррекционно-адаптационного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.
Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Это определение не является общепринятым. Оно лишь одно в ряду многих.
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
· воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
· воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
· воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
· воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).
С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.
В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит».
В последние десятилетия подход к воспитанию и, соответственно, определение его как педагогического понятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.
Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:
· совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и др. формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;
· социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.
В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:
· любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;
· развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;
· общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.
Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточная. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание:
· семейное (Family Education);
· религиозное (Religious Education);
· социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).
Воспитание - конкретно историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
Воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).
Воспитание как социальный институт возник для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.
Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.
Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:
· воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
· воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
· в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
· появляется коррекционное воспитание;
· складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
· меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
· растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.
Воспитание как социальный институт включает в себя:
· совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
· набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
· воспитательные организации различных видов и типов;
· системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
· набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
· ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).
Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:
· создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспитания;
· подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
· обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее преемственности и обновлению;
· способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
· социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
· адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания - составных частей воспитания как социального института.
В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.
Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.
Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».
Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.
Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют на воспитание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного общества (В. Розин).
С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.
В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерен переход от одного типа общества к другому, или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «другого» человека и делать это «по-другому».
В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».
Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.
Из истории социального воспитания
В процессе исторического развития в любом обществе воспитание проходит свой собственный путь становления.
- Ранние этапы развития человечества. Специального периода, подготавливающего к взрослой жизни, не существовало. Воспитание и стихийная социализация были тесно взаимосвязаны, синкретичны. Дети активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности (бытовой, производственной, ритуальной) взрослых. Воспитание ограничивалось усвоением житейских правил, жизненно-практического опыта, передающегося из поколения в поколение.
- Раннеклассовые общества. Детей начинают специально подготавливать для жизнедеятельности в конкретном социуме. Процесс воспитания выделяется в относительно независимую часть процесса социализации, однако стихийная составляющая этого процесса еще просматривается в развитии разных возрастных групп. Как семейное воспитание, так и зарождающееся религиозное воспитание, было ориентировано на формирование у индивида позитивных, с точки зрения общества, качеств, развитие задатков и способностей, характерных тому или иному сословию. Происходит социальная дифференциация воспитания. Появляются специализированные воспитательные организации (для господствующих сословий).
- Средние века. В Европе широко распространяются различные воспитательные учреждения для детей ремесленников и торговцев (гильдейские школы, цеховые или ремесленные школы). Развитие фабричного и мануфактурного производства сопровождается появлением школ для детей рабочих, организовывались школы для крестьянских детей.
- Новое время. Становление гражданского общества, развитие промышленности и внедрение капиталистических отношений в сельскую местность повысили требования к подготовке рабочей силы всех сфер общественной и социально-экономической жизни. Развитие системы социального воспитания привело к всеобщему начальному, всеобщему среднему образованию. Подготовка ко взрослой жизни выделилась в самостоятельную сферу. Возникают контркультурные организации в сфере религиозной, политической и социальной жизни проводящие диссоциальное воспитание (криминальные структуры, квазирелигиозные секты, экстремистские организации и т.д.).
- Новейшее время. Воспитание реализуется через институты семьи, культуры, религиозные институты, образование (начальное, среднее, высшее). Появляется коррекционное воспитание. Происходит окончательное оформление воспитания в специфический социальный институт. Оно становится специальной функцией государства и общества.
Воспитание как социальный институт
Воспитание как социальный институт появилось для следующих задачь:
- развития социально-контролируемой социализации;
- передачи социальных норм и культурных ценностей;
- реализации социального и коррекционного воспитания.
Замечание 1
Как институт воспитание обладает структурными, более-менее оформленными элементами, имеющими определенные специфические черты в социальном, семейном, диссоциальном, религиозном и коррекционном воспитании.
Структурные элементы социального института воспитания:
- функции,
- ресурсы, организации и группы для реализации соответствующих функций;
- набор социальных ролей;
- набор санкций (поощрительные, наказывающие, осуждающие).
Замечание 2
Воспитание выполняет в общественной жизни как явные, так и латентные функции.
Общие явные, или осознаваемые функции воспитания:
- систематическое и последовательное создание условий, обеспечивающих целенаправленное развитие членов общества, удовлетворения ими реализуемых в процессе воспитания или через другие социальные институты, потребностей;
- подготовка «человеческого материала», адекватного общественной культуре и ценностям, необходимого для устойчивого развития и функционирования общества;
- гарантия стабильной общественной жизнедеятельности через передачу культурных ценностей, обеспечение преемственности культуры и ее обновления;
- содействие интеграции гармонизации интересов общества, половозрелых, социально-профессиональных, этноконфессиональных групп и стремлений, действий отдельных членов общества.
Скрытые, или латентные функции воспитания многочисленны и предопределены культурой общества, видом воспитания. Существуют общие скрытые функции:
- социальный отбор членов общества;
- адаптация членов общества к изменяющейся социокультурной ситуации.
Функции процесса воспитания
Для реализации функций процесса воспитания необходимы определенные ресурсы, группы и организации. Понятие ресурсы включает:
- личностные ресурсы субъектов воспитания;
- различные ценности, которые передаются в процессе воспитания;
- материальные ресурсы – оборудование, пособия, инфраструктура и т.д.;
- финансовые ресурсы – частные инвестиции, бюджетные, внебюджетные, доходы семьи и др.
Социальные роли, необходимые для осуществления функций воспитания:
- различного возраста воспитуемые;
- воспитатели-профессионалы (воспитатели, преподаватели, руководители творческих объединений, тренеры, социальные педагоги и работники, няни, гувернеры и т.д.);
- родственники, участвующие в семейном воспитании;
- руководители, методические и технические специалисты, участвующие в разработке и внедрении различных воспитательных программ на всех уровнях;
- единоверцы и священнослужители;
- лидеры тоталитарных и криминальных сообществ.
Образование - это совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний. Сторонники структурного функционализма делают акцент на анализе его основных функций. Это хорошо видно из определения образования, сформулированного Э. Дюркгеймом. Французский социолог под образованием понимал то влияние, которое оказывается взрослым поколением на тех, кто еще не готов к социальной жизни. «Его цель - вызвать и развивать в ребенке некоторое число физических, интеллектуальных и моральных качеств, требуемых от него как политическим сообществом в целом, так и особой группой, к которой он определенным образом предназначен».
Существенный вклад в исследование феномена образования был сделан Т. Парсонсом, который обращал внимание на селективную роль школы. Любое учебное заведение, оценивая успехи и способности учащихся, предопределяет их будущие социальные статусы. Особенностью образовательных учреждений выступает манера общения между педагогом и учениками. Большое количество учеников в классах, множество учебных дисциплин и специалистов, их преподающих, препятствуют установлению личных отношений между учащимся и преподавателем. Ученики начинают воспринимать своих наставников не как личности, а как функции. Тем самым осуществляется подготовка вступающего в социальную жизнь поколения к восприятию социальных ролей и ролевого поведения.
Содержанием роли учащегося являются ожидания роста интеллектуального уровня, знаний и квалификации. Поощрение учителем стремления к росту образованности порождает дух соревновательности в учебной группе. Однако почти в любом классе есть плохо адаптированные к подобным ожиданиям учащиеся. Они демонстрируют низкие результаты и антиинтеллектуальныеустремления. Так возникает структурная дифференциация в среде учащихся. Происходит приобщение к позитивным и негативным санкциям, привилегиям и дефициту ресурсов.
Специфическую роль в системе образования, по Парсонсу, играют университеты. Они способствуют освоению профессиональных ролей, воспроизводству профессиональных школ и соответствующих им субкультур, развитию теоретического и прикладного знания.
Наиболее общими функциями образования американский социолог считал академическую, дистрибутивную, экономическую и политическую социализации.
Академическая функция сводится к формированию универсальных познавательных навыков освоения нового знания. Дистрибутивная функция заключается в подготовке индивидов к выполнению ролей в системе общественного разделения труда и конкурсном отборе наиболее способных и талантливых к выполнению наиболее сложных и престижных ролей. Экономическая функция заключается в подготовке через систему образования квалифицированной рабочей силы. Функция политической социализации сводится к усвоению норм и ценностей, способствующих поддержанию существующей социальной системы и ее интеграции.
Центральный элемент образовательного процесса - образовательное знание. Этот специфический вид знания, передаваемый преподавателем и усваиваемый учащимся, не является в полной мере научным, поскольку выступает в упрощенной и адаптированной форме. Образовательное знание преследует цель социализирующего воздействия и потому включает в себя мировоззренческий компонент. Подчеркивая этот аспект системы образования, немецкий социолог К. Манхейм писал: «Образование может быть правильно понято лишь тогда, когда мы будем рассматривать его как один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля».
Сторонники конфликтного направления задаются вопросами о том, какие группы контролируют образовательные процессы и какие цели они при этом преследуют; каковы принципы формирования образовательных программ; по каким критериям из огромнейшего объема знаний отбирается необходимый учебный материал. Некоторые социологи считают, что образование включаетне только трансформацию и усвоение знаний, но и их «пассивное потребление», некритическое восприятие существующего социального порядка; вырабатывает конформистский тип поведения, уважение к дисциплине, авторитету, иерархии. Такой результат достигается не преднамеренно, а стихийно, благодаря установленным процедурам и регламентации.
Образование открывает значительные возможности для самореализации личности. Футурологи утверждают, что главной целью системы образования XXIв. станет развитие личности. Интересны принципы глобального образования, сформулированные Р. Хэнви:
формирование широкого мировоззрения, позволяющего осознать бесконечное многообразие мира и признать равноправными различные взгляды на мироустройство;
формирование понимания глобальных проблем. Каждый должен осознать взаимозависимость людей в глобальном сообществе, влияние социума на каждого человека и каждого человека на социум;
воспитание толерантности к другой культуре, способности к межкультурному взаимодействию и диалогу различных культур;
выработка системного мышления, умения видеть за различными частями целое, а за целым - богатство и разнообразие его внутреннего содержания и взаимосвязей;
выработка умения выявлять смысл и мотивы любой деятельности.
Структуру образования составляют учебные заведения, социальные роли учителя и ученика, администратора и организатора в области образования, учебный процесс как вид социокультурной деятельности и социализации. В качестве специфических норм выступают стандарты необходимого объема знаний для каждого уровня и каждой формы образования. Механизмами социального контроля в сфере образования служат экзамены, собеседования, письменные и -практические работы, тестирование учащихся, по результатам которых оценивается результативность интериоризации образовательного знания.
Специфика системы образования, его нормы и формы зависят от национальных культурных форм, определяются национальными и историческими традициями каждого сообщества.
В современных развитых обществах образуется целая система социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения определенных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и т. д.).
Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.
Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:
1) воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
2) воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
3) в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
4) появляется коррекционное воспитание;
5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
17б 6) меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
7) растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.
Воспитание как социальный институт включает в себя:
1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
2) набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп; воспитательные организации различных видов и типов;
3) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
4) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
5) ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и др.).
14. Социальное воспитание. Воспитание как одна из составляющих социализации
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Попутно заметим, что на ранних стадиях существования любого общества, а также в современных архаичных обществах воспитание и социализация синкретичны, нерасчленены. Воспитание отличается от хаотичной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие.
Немецкий ученый М. Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д. Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации, но не затрагивается специфика семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное формирование человека, последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Для определения понятия «воспитание» многие исследователи выделяют:
1) воспитание в широком социальном смысле, т. е. формирование человека под влиянием общества. Воспитание отождествляют с социализацией;
2) воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
3) воспитание в узком педагогическом смысле, а именно воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
4) воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).