Военно-патриотическое воспитание и основы подготовки к военной службе. Военно-патриотическое воспитание

Геополитическое противостояние и накал международной обстановки просто обязывает со всей ответственностью относиться к защите своей Родины. Одним из способов защиты своей родной земли является военно-патриотическое воспитание молодежи в России. Цель воспитания – вырастить морально зрелых людей, верных своему воинскому и конституционному долгу.

Военно-патриотическое воспитание заключается в трех основных направлениях :

  • Приобщение к военным победам российского народа.
  • Организация военно-спортивных игр.
  • Взаимосвязь между воинскими и школьными коллективами.

Значительную роль в патриотическом воспитании играет школа, семья, а также специально организованные центры. Основные дал Президент России, Владимир Путин.

Жизнь поставила совершенно новые задачи, мы оказались в центре самой настоящей войны. Вот только она ведется не пушками и ракетами, а словом. Словом, можно ранить и вылечить, поэтому нужно растить таких молодых людей, которые будут готовы отличить правду от лжи и всегда оставаться верными своему Отечеству.

Государству нужно воспитать мужественных, здоровых и смелых людей, готовых учиться и работать на ее благо, а не смотреть в сторону эмиграции в призрачно лучший западный мир. Правильно воспитанная молодежь должна стать на защиту своей семьи, родного края и государства.

В свете подобных задач заметно возрастает роль правильного военно-патриотического воспитания молодежи. Именно это воспитание внесет вклад при подготовке сильных и умелых защитников России.

Три направления патриотического воспитания молодежи

  1. Приобщение к боевым традициям народа, почитание его побед.

Это направление включает следующие мероприятия:

  • Увековечивание погибших в борьбе за независимость России. Для этого организовывают не только разовые посещения памятников и братских могил в большие государственные праздники, но и учат брать шефство над братским захоронением. Поощряется участие в почетном карауле в рамках вахты памяти. Уход за памятниками становится не обязанностью, а делом чести.
  • Проводятся уроки Мужества, организовываются встречи с ветеранами войны. Важно правильно настроить молодежь, подготовить морально к подобным мероприятиям. Воспитанники участвуют в поздравлениях, сами придумывают программу, вкладывают душу.
  • Празднование памятных дат – к великим праздникам, связанными со славными победами в военной истории России, организовывается посещение музеев, проводятся выставки, конкурсы, викторины, просмотр тематических видеофильмов.

Самое главное – помнить, что военно-патриотическое воспитание является системным процессом. Его основы закладываются в детском саду и школе.

  1. Организация военно-спортивных игр.

Сложные и местами пафосные в сознании молодежи речи нужно подкреплять более интересными развлекательными мероприятиями. Среди них можно выделить военно-спортивные игры. Например, «Зарница» или «Орленок».

Также нужно организовать посещение юношами, особенно выпускных классов, воинских частей. Возможно, что кто-то найдет здесь свое призвание, профессию на всю жизнь. Общение с военными укрепляет дух патриотизма, который делает обычных людей Гражданами своего Отечества.

Создание кабинета ОБЖ

Внешкольное воспитание – это интересно и продуктивно, но основные скрепы по патриотическому воспитанию закладываются именно на уроках. Важным уроком в плане формирования гражданского сознания является ОБЖ.

В школах иногда легкомысленно относятся к этому предмету, считая его подобием вспомогательного факультатива. Специальный кабинет есть далеко не во всех образовательных учреждениях, поэтому дадим базовые советы по его созданию. Важно обустроить , здесь размещают материалы по воспитанию школьников на традициях предыдущих поколений. На стенах размещают символику России, можно указать информацию о соотечественниках-героях России.

Кабинет ОБЖ можно использовать не только для профильных занятий по предмету. На его базе проводят уроки Мужества, занятия по истории или литературе с патриотической составляющей, здесь организовываются встречи с военнослужащими и ветеранами. В специализированном кабинете ОБЖ удобно проводить просмотры патриотических видеофильмов и занятия военно-прикладных кружков.

Путин о патриотическом воспитании молодежи

Президент России призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее, бороться с фальсификациями истории. По словам Владимира Путина, патриотическое воспитание просто обязано стать органичной частью общества. Об этом президент заявил в процессе 37-го заседания российского оргкомитета «Победа», которое проводилось в Большом Кремлевском дворце.

Владимир Путин четко обозначил задачи, которые стоят перед современным российским обществом в плане воспитания подрастающего поколения:

  1. Уважение к ветеранам.

Читайте еще: Актуальные вопросы патриотического воспитания

Центры патриотического воспитания

Главной целью деятельности центров патриотического воспитания является подготовка юношей к несению воинской службы. Также осуществляется поддержка ученических и студенческих инициатив, которые связаны с воспитанием чувства гражданственности. В центры приходят люди, искренне любящие свою школу, университет, родной край, страну в целом. Должно быть стойкое желание изменить общество, начав с себя.

Чем занимаются центры патриотического воспитания?

На центры возложены следующие обязанности:

  • Обучение основам несения воинской службы путем проведения военных сборов для учащихся старших классов.
  • Проводится повышение уровня физической подготовки юношей, чтобы она стала надлежащей для несения воинской службы.
  • Ориентация на успешную сдачу норм ГТО по физической подготовке.
  • Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе.

От каждого из нас зависит правильное военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Не стоит бездействовать и возлагать всю ответственность за процесс на педагогов. Посильный вклад в развитие сознания молодежи может сделать каждый, начинать нужно со своей семьи и со своего близкого окружения.

Преподаватель – организатор ОБЖ

Максимова Галина Ивановна

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

и во внеурочной деятельности

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы, у значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.

Выпускник школы, будущий защитник Отечества, должен быть высокообразованным, физически развитым молодым человеком, обладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

При составлении плана стараюсь работать в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата.

На занятиях по «Основам военной службы и ОБЖ» учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовки.

Занятия проводятся по следующим темам: строевая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, уставы вооруженных сил, огневая подготовка. В результате у многих изменилась негативное отношение к службе в Вооруженных Силах.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров. Поэтому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. В нашей школе проводится внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию.

Традицией в школе стало проведение в школе месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, месячник «Пожарная безопасность», проведение Дня призывника, Вахты памяти, Дня Победы, военно-спортивной игры «Зарница».

В ходе работы по гражданско-патриотическому воспитанию родились и другие традиции: шефство над местами захоронения и памятниками, помощь ветеранам. Все мероприятия в рамках месячника, начинаются и завершаются торжественной линейкой, где сначала раздаются путевые листы с запланированными мероприятиями, а по окончании вручаются грамоты и подарки. Все это оставляет неизгладимый след в душах ребят.

Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравится ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивной игре «А ну-ка, парни!», «Силовое четырехборье», «Стрелковый турнир», в военно-спортивной игре «России верные сыны!». Традиционным стало проведение операции «Память» (возложение цветов к памятнику павловцев, погибших в ВОВ), поздравление ветеранов на дому, выпуск стенгазет, посвященных годовщинам великих сражений, юбилейным датам Великих полководцев, подвигам земляков- Героев ВОВ, Дню защитника Отечества, оформление уголка «Наши выпускники на защите Отечества».

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Юноши посещают различные, как школьные кружки и секции, так спортивные секции на базе физкультурно-оздоровительного комплекса. В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны, труженики тыла, военнослужащие запаса, представители военного комиссариата к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся предусматривает формирование развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания, обучения в школе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем:

    Собирают материал об учителях, работавших в Школе № 2, участников военных событий 1941-1945 гг.

    Собирают материал о выпускниках, служивших в Афганистане и Чечне.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся. В Музее есть постоянно действующий экскурсовод Юндина Р.М., выступает перед учащимися и гостями школы и проводит экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: - первый директор «Белошевский А.Л. – участник ВОВ»; «Учителя и выпускники нашей школы - защитники Отечества”.

Много побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. 1941 год - на защиту Родины встали и жители города Красный Сулин, среди них были и учащиеся нашей школы. Участники поисковых отрядов нашли и встретились с ветеранами, участниками войны. И сегодня фотографии ветеранов войны занимают почетное место в нашем школьном музее:Куценко Николай Андреевич, Ряднов Петр Стефанович, Грабович Иван Георгиевич, Фатеев Василий Иванович, Шаповалов Иван Григорьевич, Демкин Николай Григорьевич, Гузеева Лидия Васильевна, Белошевский Анатолий Леонтьевич, Бондаренко Тихон Иванович,

Чеботарев Алексей Константинович. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Посещая школьный музей и знакомясь с биографией космонавта героя РФ генерал-майора Корзуна Валерия Григорьевича, выпускником нашей школы, учащиеся воспитывают в себе дисциплинированность, смелость, физические качества и положительное отношение к учебе. Многие ребята задумались над выбором профессии.

Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.


Введение

Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе

Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе

Заключение

Список литературы


Введение


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

1. Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе


Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде - наносное, просто бравация и самоутверждение. Они нормальные, они всё понимают и всё ценят, и всё берегут. Они бываю настоящими, если с ними по-настоящему, если им доверяют.

Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

За последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?

Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ в редакции 1998 года.

В марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФО воинской обязанности и военной службе, которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.

Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

  1. Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
  2. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.
  3. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  4. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.
  5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  6. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
  7. Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.
  8. Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.

Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием.

При составлении проекта плана, работаю в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, необходимо учитывать рекомендации военного комиссариата, общественных организаций. Только после этого план представляется директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом.

военный патриотический гражданский конституционный

2. Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе


Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по предмету Основы военной службы, ОБЖ необходимо проводить по программе разработанной городским методическим объединением и военным комиссариатом города с учащимися 10-11 классов по 2 часа в неделю по разделам:

  1. Армия России - история и традиции.
  2. Тактическая подготовка.
  3. Огневая подготовка.
  4. Строевая подготовка
  5. Общевоинские уставы.
  6. Военная топография.
  7. ОБЖ и гражданская оборона, а также в конце учебного года планируются и проводятся 3-х дневные полевые занятия с юношами 10 классов.

На занятиях по Основам военной службы и ОБЖ учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.

На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

На занятиях должна быть введена единая военизированная форма одежды для учащихся, урок начинать с построения взвода по отделениям, доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида учащихся.

То есть, урок необходимо проводить согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в гимназии.

Создание системы военно-патриотической работы в гимназии предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в гимназии (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в гимназии.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Высокое качество уроков невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в школе нужно вести работу по её созданию и совершенствованию.

В школах необходимо создавать военный кабинет, оборудованный красочными стендами по всем разделам предмета, техническими средствами. хорошо иметь видеосистему с набором учебных и художественных фильмов по военной тематике.

В настоящее время, прежде всего, нужно определиться с тем, что включать в план изучения в рамках курса ОБЖ, а что в рамках других предметов и курсов, и не смешивать несовместимое. Например, вопросы изучения военной службы, на наш взгляд, более правильным было бы вынести в отдельный предмет, как это было до распада СССР. Это позволило бы в большем объеме и с большей эффективностью изучать вопросы строительства Вооруженных Сил, традиций и символов армии и флота, отрабатывать строевые приемы, обучать основам тактики общевойскового боя, огневой подготовки, военной топографии и т.п.

Наряду с отмеченными недостатками, анализ содержания учебников и учебных пособий по курсу ОБЖ показал следующее. Во-первых, по форме они ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенного как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Их структура произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. При изложении материала больше внимания в них отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях, и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточность информации вкупе с поверхностностью делают материал трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.

В настоящее время в курс ОБЖ для старших классов пытаются втиснуть вопросы по основам военной службы. Иначе как профанацией это не назовешь. Действительно, школа и не учит воевать, но учит умению оберегать и защищать свой дом, семью, Родину. Кстати, региональные СМИ в Башкортостане активно поддерживают политику своего руководства - проводят военно-патриотические конкурсы, смотры патриотических песен "Когда поют солдаты", широко освещают и пропагандируют военно-прикладные соревнования "Витязь", призывают учащихся следить за памятниками и монументами. Весомый вклад в военно-патриотическое воспитание вносит радиожурнал "Армейский марш", рассказывающий о ветеранах Великой Отечественной войны, передающий репортажи и интервью с допризывной молодежью, с воинами-уроженцами республики в местах их службы. Поэтому не случайно, что военный комиссариат республики многие годы подряд занимает достойное место среди регионов России по призыву молодежи на военную службу.

Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины.

Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу.

В повседневной работе, на педагогических советах необходимо акцентировать внимание предметников на большие возможности для военно-патриотического воспитания на уроках любого предмета.

Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о воине и армии, о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств.

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литература. Анализ программ, действовавших в советской школе, показывает, что литературное образование было в значительной мере ориентировано на решение задач патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учили любить Отечество, свой героический народ, показывали боевые и трудовые традиции.

Проведенный нами анализ действующих в настоящее время программно-методических материалов по литературе показал, что из школьной программы изъято большое количество произведений военно-патриотической направленности. Не входит в школьную программу "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, не изучается "Молодая гвардия" А. Фадеева, мало кто из учащихся знает "Судьбу человека" М. Шолохова, "Русский характер" А. Толстого. Произведения, освещающие тему Великой Отечественной войны, изучаются поверхностно. В обзорную литературу входят произведения К. Симонова, А. Твардовского, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Кондратьева, В. Некрасова и др., но нет в этом списке произведений Э. Асадова, В. Каверина, В. Кожевникова, А. Чаковского и др. При этом обзорное изучение, в отличие от текстуального, не предполагает детального углубления. Один из пунктов Требований к уровню подготовки выпускников по литературе гласит: "Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции". В связи с этим, на наш взгляд, необходимо на уроках литературы изучение романов и повестей, в которых остро звучит тема Родины: "Зарницы войны" Э. Асадова, "Выбор" Ю. Бондарева, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева, "Март-апрель" В. Кожевникова, "Судьба" П. Проскурина, "Живые и мертвые" К. Симонова, "Война" И. Стаднюка, "Блокада" А. Чаковского и др.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далёкого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ. Преподаватели русского языка и литературы могут активно использовать творческие работы учащихся на военно-патриотические темы.

В процессе изучения основ физики, химии, биологии географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы. Школьники знакомятся с применением законов физики,химии, биологии в военном деле, влиянием научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, содержание которых отражена военная тематика.

Так, например: можно интересно провести открытый урок физики, на котором рассказать, как советские физики в годы войны за кратчайший срок изобрели способ размагничивания корпусов кораблей и тем самым спасли жизнь многих тысяч моряков от подрывов на минах. Можно также выступить на уроке и рассказать о применении достижении физики в современных видах оружия.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров.

Наличие в школе хотя бы одного компьютерного класса, оснащённого современными компьютерами, позволит в полной мере реализовать эти возможности. Пока на уроках школьники могут играть в военные компьютерные игры, но это позволяет до разработки специальных обучающих программ, развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как: быстроту реакции, навыки работы на сложной боевой технике.

Необходимо ориентировать юношей на выработку качеств необходимых солдату:

  1. высокая работоспособность;
  2. выносливость;
  3. чёткая координация и точность движений.

Посещение занятий по Основам военной службы и ОБЖ в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднимается их общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору военной профессии.


Заключение


В заключение реферата, хотелось бы отметить еще один момент. Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы военно-патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. Но представители традиционных конфессий не привлекаются к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий. В этой связи следует упомянуть об учебниках по граждановедению. Некоторые из них совершенно лишены того, что делает человека гражданином, - уважения к духовным истокам национальной культуры.

Без педагогических инноваций в содержании учебных программ, учебников и учебных пособий невозможно в настоящее время воспитывать патриотизм у учащихся. Здесь уместно привести мнение Т.И. Тюляевой о том, что "в сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувство национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России..."


Список литературы


1.Закон РФ О воинской обязанности и военной службе. 1998 г

.О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях

.Научно-популярный журнал Военные знания № 1-12, 2000 г. М.

.Информационно-методическое издание для преподавателей Основы безопасности жизнедеятельности, № 1-12, 2000 г.М.

.Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие (очерки о военном искусстве полководцев, завершивших Великую Отечественную войну). 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.

.Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 класс. М., 2005.

.Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.

.5. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

.Райхлина Е.Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2003.

.Литература 5-11 класс: Программно-методические материалы / Сост. Т.А. Калганова. М., 2007.

.Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

.Тюляева Т.И. Об учебниках истории в общеобразовательных учреждениях РФ // Программно-методические материалы. История 5-9 кл. / Сост. Т.И.Тюляева. 4-е изд., стереотип. М., 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Формы и методы патриотического воспитания обучающихся

Курганский С.М.
заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания школьников в условиях образовательного процесса.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности ученика. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, т. к. это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотиче­ского воспитания, адекватных совре­менным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Актуальность патриотического воспитания определяется:

    расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;

    генезисом новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики;

    рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятилетий механизма социализации поколений, что связано с разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострением социальных противоречий в обществе;

    ростом нигилизма, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;

    идеологией реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью;

    вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских, ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

    утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

    создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

    воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

    привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

    привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

    создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации (далее – СМИ) при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

    формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Принципы и направления патриотического воспитания

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания относятся:

    научность;

    гуманизм;

    демократизм;

    приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

    системность;

    преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;

    направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

    многообразие форм, методов и средств воспитания.

С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 1 общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:

    духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);

    нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);

    историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

    государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Рассмотрим основные направления патриотического воспитания.

1. Социальное.

    воспитание сознательного отношения к учебе;

    воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

    формирование общности интересов детей и родителей через совместные творческие дела и знакомство с историей своей семьи;

    формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.

    организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

    изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

    проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;

    организация совместных коллективных творческих дел;

    организация и проведение благотворительных акций;

    организация работы с родителями.

2. Политическое.

    воспитание правовой культуры;

    знакомство с правовыми нормами и процедурами;

    выработка правовой культуры;

    развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

    изучение символики России, края, города, школы;

    оформление уголка символики;

    проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

    изучение родного края и страны через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;

    сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;

    совершенствование системы классного и школьного самоуправления;

    организация встреч с выпускниками школы, ветеранами войн, передовиками производства;

    организация шефства над ветеранами Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям населения;

    акция «Ветеран живет рядом».

3. Экономическое.

    воспитание экономической культуры мышления у обучающихся;

    формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

    изучение предмета «Экономика»;

    организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;

    оформление выставок;

    участие детей в общественно полезном труде;

    организация профориентационной работы с обучающимися.

4. Нравственное.

    воспитание любви к Родине;

    воспитание чувства прекрасного;

    воспитание уважения к российским традициям (в т. ч. религиозным);

    формирование общечеловеческих ценностей.

    соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

    участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

    ознакомление обучающихся с общечеловеческими ценностями, социальными нормами поведения;

    знакомство с различными видами искусств;

    изучение истории России, символики, геральдики;

    проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т. д.);

    проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

    оформление стендов: «Гордость школы», «Наши выпускники – заслуженные люди города»;

    организация различных выставок;

    проведение культурных мероприятий для творческой самореализации.

Виды деятельности

Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся ОО:

1. Классно-урочная деятельность:

    уроки-практикумы;

    игровые формы обучения;

    интегрированные уроки;

    коллективное взаимообучение.

2. Внеурочная деятельность:

    исторические декады;

    проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;

    викторины, олимпиады, конференции;

    познавательные классные часы.

3. Творческо-поисковая деятельность:

    организация работы школьного музея, экскурсионная работа;

    метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;

    творческие работы;

    приемы театрализации.

4. Диагностическая деятельность:

    анкетирование обучающихся;

    определение уровня воспитанности;

    диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;

    описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;

    анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т. д.;

    сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, уже достигнутыми показателями.

5. Изучение передового педагогического опыта:

    участие в районных семинарах, заседаниях районных методических объеди-нений заместителей руководителя ОО по воспитательной работе;

    изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию обу-чающихся;

    изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию обучающихся.

6. Взаимодействие с общественными организациями:

    проведение мероприятий патриотической направленности совместно с организациями дополнительного образования детей, библиотекой, советом ветеранов, внешними общественными организациями;

    участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых общественными организациями.

Формы и методы работы

Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых различных форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании.

Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями, способствующими реализации основных задач патриотического воспитания. Кроме того, они синтезируют основные элементы как общего, так и специального содержания военно-патриотического воспитания в тесно взаимосвязанном и взаимодополняемом виде. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическим и практико-прикладным компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

1. Работа с педагогическим коллективом:

    педагогический совет;

    педсовет-практикум;

    совещание при руководителе ОО;

    совещание при заместителях руководителя ОО;

    научно-практическая конференция;

    методический семинар;

    семинар-практикум;

    лекторий;

    заседание методического объединения классных руководителей;

    педагогическая дискуссия;

    круглый стол;

    презентация;

    практические занятия;

    анкетирование;

    конкурс методических разработок и т. д.

2. Работа с родителями обучающихся:

    общешкольное родительское собрание;

    родительское собрание в классе;

    родительская конференция;

    педагогический лекторий;

    родительские чтения;

    дискуссия;

    устный журнал;

    родительский вечер;

    диспут, дебаты;

    круглый стол;

    психолого-педагогический практикум;

    клуб интересных и полезных встреч;

    презентация;

    родительская гостиная;

    тематический диалог;

  • индивидуальная работа;

    размещение информации на школьном сайте;

    публикация статей в СМИ и т. д.

3. Работа с детьми и подростками:

    тематический воспитательный классный час;

    тематический вечер, направленный на изучение национальной символики и геральдики;

    организация работы объединений дополнительного образования краеведческой направленности;

    организация волонтерского движения;

    информационный час, единый день информирования;

    информационный марафон;

    обзор прессы, основных событий в мире, организация подписки на периодические издания СМИ;

    оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны, историю возникновения и развития ОО;

    видеолекторий, кинолекторий;

    тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Независимости;

    смотр-конкурс патриотической песни, художественной самодеятельности, фестиваль военной песни;

    краеведческая и поисковая работа, создание музея;

    посещение музеев;

    кружковая работа;

    выпуск газет;

    конкурсные программы, викторины;

    выставка рисунков и поделок;

    праздники и вечера;

    проведение поисковой работы по истории родной школы, города;

    изучение истории своей семьи, семейных традиций;

    изучение жизни и деятельности выдающихся людей города, учителей школы, выпускников, ветеранов войны;

    военно-спортивные игры, сборы;

    спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, посещение обучающимися спортивных секций, День здоровья, туристские слеты и др.;

    использование государственной символики при проведении торжественных школьных мероприятий; встречи с работниками военкомата, воинами российской армии, курсантами военных училищ;

    переписка с выпускниками школы, служащими в армии;

    встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках;

    шефство над ветеранами войны и труда;

    использование мемориальных досок;

    экскурсии по историческим местам, походы по местам боевой славы;

    шефская помощь ветеранам войны и труда;

    смотр строя и песни;

    конкурс рисунков и плакатов;

    уход за памятниками и мемориалами;

    оформление альбомов и стендов;

    работа с архивными материалами;

    устные журналы;

    исторические, военные викторины;

    конференция;

    посадка и уход за зелеными насаждениями;

    трудовые десанты с целью поддержания чистоты и порядка в скверах, парках и на улицах города;

    трудовые, экологические и благотворительные акции;

    спортивные соревнования и праздники;

    беседа, лекция;

    индивидуальная работа;

    ролевая игра;

    урок Мужества, «Вахта памяти»;

    уроки (урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование);

    социологическое исследование;

    викторина, фотовыставка, интеллектуально-познавательная игра;

    круглый стол, брейн-ринг, КВН;

    конкурсно-развлекательная и игровая программа;

    театрализованное представление, музыкальное шоу;

    литературный и тематический вечер;

    читательская конференция;

    вечер вопросов и ответов, встречи с интересными людьми;

    тренинговое занятие;

    оснащение фойе, холлов и учебных аудиторий государственной символикой Российской Федерации;

    акции «Милосердие», «Спешите делать добро» и др.;

    создание обучающимися видео- и документальных фильмов «Хроника Победы», «Летопись войны в нашей семье» и др.

    использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб-странички, электронные журналы, участие в интернет-конференциях, интернет-форумах).

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Примерный план патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации на учебный год

Цель: развитие высокой социальной активности обучающихся, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Задачи:

    продолжить создание системы патриотического воспитания;

    совершенствовать нормативно-правовую и организационно-методическую базу патриотического воспитания в ОО;

    привлекать педагогический коллектив и родительскую общественность;

    проводить научно обоснованную организационную и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Создание и систематизация нормативной базы патриотического воспитания обучающихся

Обеспечение учителей методическими материалами по патриотическому воспитанию

Сентябрь

Руководитель ОО

Использование наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов, интернет-ресурсов на уроках и внеклассной работе

В течение учебного года

Зам. руководителя по УВР

Оформление уголков патриотического воспитания в рекреациях шко­лы, школьном музее, создание специальных стендовых композиций

Сентябрь

Зам. руководителя по ВР

Разработка школьных, классных программ по патриотическому воспитанию и дальнейшая их реализация

Сентябрь

Зам. руководителя по УВР

Ноябрь

Зам. руководителя по ВР

Подготовка буклета «В помощь учителям и классным руководителям. Секреты педагогического мастерства», посвященного патриотическому направлению в воспитательной работе

Декабрь

Зам. руководителя по ВР

Оформление книжной выставки в библиотеке:
1. Народ и армия в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
2. Наука, искусство и культура страны в 1941–1945 гг.
3. Тяжелые дороги войны

В течение учебного года

Зав. библиотекой

Пополнение библиотечного фонда методической литературой по патриотическому воспитанию

В течение учебного года

Зав. библиотекой

Формирование фонда записей на электронных носителях художественно-патриотических литературных и музыкальных произведений, образовательных программ по отечественной истории и культуре, воспоминаний участников военных конфликтов

В течение учебного года

Зав. библиотекой

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников

В течение учебного года

Зам. руководителя по ВР

Обновление мобильных стендов «Государственная символика», «Путешествие по России», «Мои права и обязанности»

В течение учебного года

Зам. руководителя по ВР

Обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе

В течение учебного года

Зам. руководителя по ВР

Разработка плана летнего профильного лагеря по патриотическому воспитанию обучающихся

В течение учебного года

Зам. руководителя по ВР

Отслеживание результатов работы по патриотическому воспитанию (через анкетирование, тесты и др.)

В течение учебного года

Зам. руководителя по ВР

Работа с педагогическим коллективом

Педагогический совет «Формирование опыта гражданского поведения, развития социальной и правовой компетентности обучающихся адекватно возрасту и особенностям класса»

Сентябрь

Зам. руководителя по ВР

Педсовет-практикум «Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у обучающихся школы»

Январь

Зам. руководителя по ВР

Научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

Октябрь

Зам. руководителя по ВР

Совещание при руководителе ОО:
1. Школьная библиотека как центр патриотического воспитания.
2. Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий.
3. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития патриотического воспитания обучающихся

Октябрь Декабрь Апрель

Зам. руководителя по ВР

Учебно-методические семинары для классных руководителей по теме «Теория и практика патриотического воспитания»:
1. Формы внеурочной деятельности, используемые при формировании патриотического воспитания.
2. Роль школьного музея в воспитании патриотизма обучающихся в современных условиях».
3. Новые технологии патриотического и гражданского воспитания.
4. Патриотическое воспитание обучающихся через систему поисковой историко-краеведческой деятельности

Сентябрь Ноябрь Февраль Апрель

Зам. руководителя по ВР

Семинар-практикум «Совершенствование системы патриотического воспитания обучающихся, готовности их к достойному служению Отечеству»

Ноябрь

Зам. руководителя по ВР

Лекторий для педагогического коллектива по теме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития»:
1. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе.
2. Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования.
3. Особенности патриотического воспитания обучающихся.
4. Патриотическое воспитание в работе учителя начальных классов

1 раз в четверть

Зам. руководителя по ВР

Лекция-демонстрация «Патриотическое воспитание как элемент формирования личности»

Декабрь

Зам. руководителя по ВР

Семинар-тренинг «Взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в патриотическом воспитании»

Март

Зам. руководителя по ВР

Педагогическая дискуссия «Патриотизм XXI века: формирование на традициях прошлого и современного опыта»

Февраль

Зам. руководителя по ВР

Круглый стол «Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у обучающихся гражданского сознания»

Ноябрь

Зам. руководителя по ВР

Презентация «Гуманизация и активизация патриотического воспитания обучающихся школы»

Сентябрь

Зам. руководителя по ВР

Работа с родителями обучающихся

Общешкольное родительское собрание «Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений»

Сентябрь

Зам. руководителя по УВР

Родительские собрания в классах:
1. Воспитание патриота Отечества.
2. Патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы

Сентябрь Апрель

Классные руководители

Научно-практическая конференция «Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений»

Январь

Зам. руководителя по НМР

Родительский лекторий по теме «Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края»:
1. В патриотизме – будущее молодежи.
2. Исторические традиции патриотического воспитания в России

Октябрь Апрель

Зам. руководителя по ВР

Родительские чтения «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России»

Март

Зам. руководителя по НМР

Круглый стол «Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны»

Октябрь

Зам. руководителя по ВР

Родительский ринг «Патриотическое воспитание школьников: что могут сделать родители?»

Ноябрь

Зам. руководителя по ВР

Дискуссия «Нужно ли растить патриотов?»

Декабрь

Зам. руководителя по ВР

Устный журнал «Роль создания семейного альбома в формировании базовых национальных ценностей у подрастающего поколения»

Январь

Зам. руководителя по ВР

Родительский вечер «Воспитание любви к родному городу и семье»

Февраль

Классные руководители

Тренинги родительской эффективности:
1. Роль родителей в патриотическом воспитании школьников.
2. Гражданин воспитывается с детства

1 раз в полугодие

Классные руководители

Практикум «С чего начинается патриотическое воспитание?»

Декабрь

Зам. руководителя по ВР

Практический семинар «Патриотическое воспитание в семье»

Январь

Классные руководители

Конкурс родительских сочинений «Патриотизм – не лозунг и не фраза, а ежедневные полезные дела»

Февраль

Классные руководители

Клуб интересных и полезных встреч:
1. Встреча с воинами-интернационалистами «Афганистан: наша память и боль».
2. Встреча поколений «И помнит мир спасенный»

Февраль Май

Классные руководители

Родительский КВН «Растим патриотов»

Февраль

Классные руководители

Индивидуальные тематические консультации:
1. Патриотическое воспитание.
2. Воспитание патриотических чувств у младших школьников.
3. Основы патриотического воспитания старшеклассников.
4. Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине

В течение учебного года

Зам. руководителя по ВР

Работа с обучающимися

Научно-практическая конференция «Патриотизм народов России. Традиции и современность» (8–11-е классы)

Ноябрь

Зам. руководителя по НМР

Исследовательские работы (5–11-е классы) на тему «Об исторических победах советских войск в годы Великой Отечественной войны, боевых традициях армии и флота, современных буднях Вооруженных Сил Российской Федерации»

В течение учебного года

Зам. руководителя по НМР

Проектная деятельность. Защита проектов (5–10-е классы):
«Моя малая Родина»;
«Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвящено победе в Отечественной войне 1812 года;
«История моей семьи в Великой Отечественной войне»;
«Наши папы – солдаты»;
«Святой Руси отважные сыны»;
«Жизнь во имя Отечества»

В течение учебного года

Зам. руководителя по НМР

Тренинги (5–11-е классы):
«Мы – патриоты России».
«Растим патриотов России»

1 раз в полугодие

Зам. руководителя по ВР

Диспуты (6–9-е классы):
«Защитник Родины. Каким ему быть?».
«Что значит быть гражданином своей страны?»

1 раз в полугодие

Зам. руководителя по ВР

«Дискуссионные качели» на тему «Любовь и война» (9–11-е классы)

Март

Классные руководители

Школьные дебаты «Права человека – глазами детей» (6–8-е классы)

Октябрь

Классные руководители

Интеллектуально-спортивные соревнования «Российский солдат умом и силой богат» (9–10-е классы)

Ноябрь

Учителя физкультуры

Семинар «Листая страницы истории», посвященный Дню народного единства и сохранению русской государственности

Октябрь

Учителя истории

КВН по патриотическому воспитанию:
«Земля наш общий дом» (7–9-е классы);
«Моя малая Родина» (10–11-е классы)

Ноябрь

Классные руководители

Игровая программа «Три поля русской славы», посвященная Куликовской битве, Бородинскому сражению (6–8-е классы)

Март

Классные руководители

Сюжетно-ролевые игры (2–8-е классы):
1. Одежда древних русичей.
2. Книгопечатание на Руси.
3. Русские мореплаватели.
4. Народные игры и игрища

В течение учебного года

Классные руководители

Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, посвященной Дню защитников Отечества (10–11-е классы)

Февраль

Преподаватель ОБЖ

Спартакиада допризывной молодежи (10–11-е классы)

Октябрь

Преподаватель ОБЖ

Спортивные соревнования по многоборью, общевойсковой подготовке, военно-прикладным видам спорта «К защите Родины готов» (9–11-е классы)

Февраль

Преподаватель ОБЖ

Военно-спортивная игра «Зарница» (6–7-е классы)

Апрель

Преподаватель ОБЖ

Брейн-ринг «Быть патриотом – значит…» (8–9-е классы)

Май

Классные руководители

Фестиваль юных туристов и путешественников «Одиссея» ­(5–8-е классы)

Май

Преподаватель ОБЖ

Конкурсно-развлекательная программа «Военная история России» (9–10-е классы)

Февраль

Преподаватель ОБЖ

Круглый стол «И гордо реет флаг державный», посвященный истории государственной символики РФ (7–9-е классы)

Ноябрь

Классные руководители

Смотр строя и песни «Статен в строю, силен в бою!» (6–8-е классы)

Февраль

Преподаватель ОБЖ

Военно-спортивные игры:
«А ну-ка, парни!» (9–11-е классы);
«А ну-ка, мальчишки!» (7–8-е классы);
«Вперед, мальчишки!» (5–6-е классы)

Февраль

Преподаватель ОБЖ

Конкурсы:
стенгазет «Мы за мир на планете» (5–8-е классы);
рисунков «Я против терроризма» (2–8-е классы);
фотографий «Пусть всегда будет солнце!» (5–8-е классы);
кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (7–8-е классы);
ретрофотографий «Загляните в семейный альбом» – история одной фотографии (5–9-е классы);
инсценированной песни «Спой песню, как бывало…» (7–8-е классы);
чтецов «Этих дней не смолкнет слава» (4–7-е классы);
рефератов «Внуки твои, Победа!» (8–10-е классы);
интеллектуально-творческих работ юных краеведов «Мой край» (6–9-е классы);
видеороликов, сюжетов, презентаций «Дети – цветы жизни», посвященный Дню защиты детей;
изделий художественного творчества и народных ремесел «Мастерами славится Россия» (4–9-е классы)

В течение учебного года

Классные руководители

Историко-краеведческая игра «Наследники» (7–8-е классы)

Декабрь

Классные руководители

Конкурс на лучшее знание государственной символики России (6–8-е классы)

Ноябрь

Классные руководители

Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Февраль Май

Классные руководители

Урок Памяти «Не даром помнит вся Россия…»

Сентябрь

Классные руководители

Выставка-панорама стенгазет, рисунков, рефератов, сочинений, посвященных Дню защитника Отечества (1–11-е классы)

Январь

Классные руководители

Турниры:
по шашкам (1–4-е классы);
настольному теннису (5–8-е классы);
мини-футболу (6–9-е классы);
пионерболу (5–8-е классы)

В течение учебного года

Учителя физкультуры

Конкурс творческих сочинений (5–11-е классы):
«Есть профессия – Родину защищать!»;
«Дорога жизни» блокадного Ленинграда;
«Расскажу о солдате»

В течение учебного года

Учителя русского языка и литературы

Фестиваль военной песни (7–8-е классы)

Октябрь

Классные руководители

Музейный урок «Колокола нашей памяти» (5–8-е классы)

Декабрь Февраль Апрель

Классные руководители

Читательская конференция (2–11-е классы):
1. Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей.
2. Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны (по роману Ю.В. Бондарева «Горячий снег»).
3. Неизвестная война в произведениях Л. Соболева.
4. История моей семьи в истории моей страны

В течение учебного года

Зав. библиотекой

Фотовыставка «Я гражданин России!», посвященная Дню Конституции (7–9 классы)

Ноябрь

Зам. руководителя по ВР

Библиотечный урок (1–11-е классы):
«Я здесь расту, и край мне этот дорог»;
«Мой дом – мой мир»;
«И помнят славные потомки про подвиг Бородино»;
«С чего начинается Родина?»

В течение учебного года

Зав. библиотекой

Литературно-музыкальная композиция (5–11-е классы):
«Сороковые – роковые»;
«Ты в памяти моем – Афганистан»;
«Но выстоял великий Сталинград!»

В течение учебного года

Классные руководители

Акция (1–11-е классы):
«Память» (семейный альбом);
«Подарок ветерану»;
«Опаленные войной»;
«Милосердие»;
«Георгиевская ленточка»;
«Мы граждане России»;
«Поделись теплотой своей детской души»;
«Малым рекам чистые берега»

В течение учебного года

Зам. руководителя по ВР

Познавательные викторины (1–11-е классы):
«Что мы знаем о войне?»;
«Кто лучше всех знает Россию?»;
«Фильмы о войне»;
«Интеллектуальный марш-бросок»

В течение учебного года

Классные руководители

Классные часы:
1–4-е классы:
«Дети военной поры»;
«Первая победа в Великой Отечественной войне»;
«О подвигах, доблести, о славе»;
«Поклонимся Великим тем годам».
5–8-е классы:
«Помни имя свое!»;
«Русский характер»;
«Наш край в годы войны»;
«Есть слово такое – выстоять!»;
«Россия – наш дом».
9–11-е классы:
«Они сражались за Родину!»;
«Героические подвиги наших земляков»;
«Он тогда не вернулся из боя»;
«Полководцы Великой Отечественной войны»

В течение учебного года

Классные руководители

Единый урок патриотизма «Вечной памятью живы!» (1–11-е классы)

Май

Классные руководители

Тематические часы общения:
«Сталинградская битва»;
«Курская дуга»;
«Блокадный Ленинград»;
«Ледовое побоище» (победа русских воинов на Чудском озере в 1242 г.);
«Смутное время» (освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского)

В течение учебного года

Классные руководители

Социологическое исследование «Национальная самобытность русского народа (менталитет)» (10–11-е классы)

Февраль

Социальный педагог

Социологический опрос «Чем я могу быть полезен Родине» (7–8-е классы)

Март

Социальный педагог

Анкетирование:
«Ценностные ориентации учащихся» (8–10-е классы);
«Что ты понимаешь под словом “патриотизм”»? (5–8-е классы);
«Как ты относишься к символам России?» (5–9-е классы);
«Считаешь ли себя патриотом?» (9–11-е классы)

В течение учебного года

Социальный педагог

Тестирование «Как ты воспринимаешь информацию о великих битвах на Руси, о военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе?» (9–11-е классы)

Февраль

Социальный педагог

1 Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (в ред. от 07.10.2013) «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы”». >>вернуться в текст