Важность экологического образования в доу. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И.Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью». Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.

Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н.Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Это представления, отражающие:

· целостность живого, являющуюся следствием взаимодействия структуры и функций и важнейшим условием существования живого организма;

· системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству, представленных в росте, развитии и размножении живых существ; приспособленность живого к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся;

· детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живое при этом должно рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

· системную организованность живого: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности.

· Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.

Рассмотрим основные понятия, связанные с проблемой экологического образования детей дошкольного возраста.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

«Методика экологического образования дошкольников -- это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению»

Теоретическую основу методики экологического образования дошкольников составляют базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста. Методологическую - науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

· углубить и расширить экологические знания;

· привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

· развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности,

· сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.

Термин «экологическая культура» в одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура -- это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни

Образование - это созидание человека как человека. Оно предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку простейших умений и навыков - необходимого условия подготовки человека к жизни в обществе, во-вторых, неотделимое от процесса формирования образа, духовного образа человека, его мировоззренческих - нравственных установок, ценностных ориентаций, т.е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания. Экологическое образование также заключает познавательную составляющую. Успешное формирование экологической культуры возможно лишь как следствие единого - познавательно-воспитательного процесса экологического образования. Экологическое образование дошкольника способно выполнить эту свою ведущую роль лишь в том случае, если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни ребенка.

Компонентами процесса экологического образования являются:

1. Цели, принципы, задачи

3. Методы, формы, средства

4. Условия

5. Результаты

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Формулировка цели, задач во многом определяет содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование -- это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры -- «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Экологическое образование и воспитание осуществляются в неразрывной связи с умственным воспитанием, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности, эстетическим - развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся, нравственным - формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности являются понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

На основе анализа методической литературы были выделены задачи экологического образования детей дошкольного возраста:

· формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

· развитие познавательного интереса к миру природы;

· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

· формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

· освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

· формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным, планомерно и систематически осуществляемым процессом овладения экологическими зун, имеет определенные цели и задачи, направленные на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников.

Именно в этот период начинается формирование экологической культуры человека. Неслучайно термины «экологическое воспитание», «экологическое образование» стали обычными в лексиконе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Появились многочисленные разработки экологических мероприятий, проводимых с дошкольниками. В то же время практика показывает, что многие возможности формирования отношений детей с природой не реализуются. Допускаются ошибки терминологического характера.

Цель настоящей статьи - помочь педагогам разобраться в некоторых теоретических вопросах организации экологического образования детей дошкольного возраста.

В образовании дошкольников есть аспект, который можно рассматривать как некое противоречие. С одной стороны, общепризнано, что в ДОО реализуется экологическое образование - проводятся многочисленные экологические мероприятия (игры, проекты, праздники); в вузах будущие педагоги изучают курс «Экологическое образование детей»; изданы соответствующие учебные пособия .

С другой стороны, в главном нормативном документе - Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - экологическое образование не представлено, отсутствуют термины «экология» или «экологическое образование». Речь идет лишь о развитии первичных представлений о планете Земля, об особенностях ее природы, об освоении ребенком начальных знаний о природном мире, элементарных представлений из области живой природы, естествознания. Не используется термин «экология» и в Примерных образовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Успех», «Мир открытий»). Казалось бы, речь должна идти лишь о естествоведческом, но не об экологическом образовании детей.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к определению экологии.

Экология

Ключевой составляющей понятия «экология» является «взаимодействие», «связь». Первоначально, еще со времен Э. Геккеля, который впервые в 1864 г. ввел этот термин, и долгое время после этого экология обозначала область знаний о связях живых организмов - растений, животных, их сообществ - с окружающей средой, т. е. была разделом биологии. Позднее это понятие стало расширяться, в негобыл включен и человек.

На современном этапе экологию можно определить как науку, рассматривающую взаимоотношения живых организмов, включая и человека, и их сообществ с окружающей средой.

При этом под окружающей средой можно понимать как среду природную, так и среду в целом (природную, социальную, вещественную). В первом случае говорят об экологии в узком смысле, во втором - в широком.

В экологическом образовании детей, как правило, ограничиваются экологией в узком смысле, т.е. рассматривают взаимоотношения человека с природной средой. И это правильно, иначе объекты, к которым формируется отношение детей, размываются, их становится чрезмерно много. Да и сама экологическая проблема возникла именно из-за того, что в результате деятельности человека стала разрушаться природная среда.

Итак, понятие «экология» включает две составляющие: природу как биологические объекты, как природную среду и связи между ними. Следовательно, подготовка дошкольника к последующему полноценному освоению экологии включает:

  • а) формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия - объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание);
  • б) формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные.

Изучению связей (причинно-следственных) в дошкольном образовании в настоящее время уделяется необходимое внимание, однако это не всегда связано с экологическим образованием. Тогда как в образовательной системе «Школа 2100» это направление работы к нему непосредственно привязано. Как отмечают авторы пособия «Здравствуй, мир!», экологическое образование они начинают с идеи, сформулированной экологом Барри Коммонером: «все связано со всем» . И это является началом формирования соответствующего универсального учебного действия, означенного во ФГОС начального образования как «выявление причинно-следственных связей».

Однако во ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы ». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.

Экологическое образование

Теперь о понятии «экологическое образование». В педагогической литературе можно встретить множество определений понятия «образование». Поэтому во избежание разночтений вспомним, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2014 г.) образование рассматривается как единый процесс воспитания и обучения.

В этом случае экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение.

Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий , под экологическим воспитанием - формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений .

В других современных источниках, в том числе относящихся к дошкольному образованию , в понятие «образование» наряду с обучением, воспитанием включается и развитие .

Учитывая сказанное, экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой .

(Здесь необходимо обратить внимание, что многие педагоги придерживаются старых терминологических представлений и в своих разработках образовательных мероприятий выделяют цели образования, цели воспитания и цели развития, что в свете сказанного логически неверно: цели образования уже включают в себя реализацию целей воспитания и целей развития.)

Цель экологического образования - формирование экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Ни то ни другое у дошкольников сформировано быть не может. Поэтому при работе сними можно говорить лишь о предпосылках или начале формирования экологической культуры.

Принципы и модели экологического образования

В теории экологического образования одним из первых был сформулирован принцип междисциплинарности , который предполагает формирование экологических знаний, умений, отношений в процессе изучения всех или почти всех учебных дисциплин. Применительно к дошкольному образованию этот принцип нацеливает педагогов на осуществление экологического образования в рамках всех названных во ФГОС образовательных областей.

В настоящее время известны три модели экологического образования : однопредметная, многопредметная и смешанная.

  • Однопредметная модель реализуется в рамках специального экологического курса (в дошкольном образовании это «Юный эколог» и др.) или интегрированной дисциплины экологической направленности.
  • Многопредметная модель реализуется за счет насыщения экологическим материалом всех или почти всех учебных дисциплин.
  • Смешанная модель предполагает изучение экологических вопросов в каждом учебном предмете и целостно в специальном предмете (предметах).

Очевидно, что наиболее эффективна смешанная модель.

Экологический подход в образовании дошкольников

В содержание экологического образования дошкольников включаются знания, относящиеся к тому или иному разделу научной экологии. Например, в примерной основной программе «Мир открытий» предполагается формирование первичных представлений о том, что в природе все взаимосвязано, а человек - часть природы,а также о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания .

Однако гораздо большие возможности для экологического образования детей представляет не собственно экологическое содержание программ или занятий, а реализация педагогом экологического подхода в образовании.

Под экологическим подходом понимается включение экологических аспектов в большинство рассматриваемых с детьми вопросов, соотнесение изучаемых объектов с человеком, его поведением, деятельностью. С.Н. Николаева включает «экологический подход» в определение понятия «экологическое воспитание дошкольников»:«... это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии» .

В этой же работе С.Н. Николаевой есть разделы «Экологический подход к пониманию разнообразия в живой природе», «Экологический подход в упорядочении представлений о многообразии в живой природе». Понятно, что только этим использование экологического подхода не ограничивается.

Практически любой рассматриваемый естествоведческий, а иногда и обществоведческий вопрос может включать в себя и экологическую составляющую. Например, при изучении растения рассматриваются не только его внешний вид или строение, но и влияние на его рост и развитие экологических факторов: влаги, света, тепла. При изучении природных зон обсуждаются не только особенности климата, растительного и животного мира, но и вопросы адаптации организмов к условиям среды (например: почему у карликовой березы неглубокая корневая система, низкий искривленный ствол? почему медведь, обитающий в ледяной пустыне, белый? и т.п.).

Возрастные особенности отношения дошкольников к природе

Их необходимо учитывать в образовании детей. После рождения ребенок не в состоянии идентифицировать себя и окружающую среду. Еще Ж. Пиаже установил, что основной чертой отношения к миру у дошкольника является эгоцентризм. Ребенок четко не дифференцирует свое Я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира свои собственные побуждения. Результатом является антропоморфизм, т. е. наделение объектов и явлений окружающего мира свойствами, присущими самому ребенку. Эта особенность восприятия во многом сохраняется и у младших школьников, а частично и у взрослых людей.

И после того как ребенок начинает осознавать разницу между своим Я и окружающими объектами и явлениями, он еще определенное время не разделяет среду на природную, техногенную и социальную. Отношения в мире людей дети переносят и на отношения в мире природы и в мире вещей. Это проявляется в олицетворении. Олицетворение - наделение объектов и явлений природы качествами, свойствами человека определенного типа: например, лису - хитростью, зайца - трусостью. Такие отношения во многом сохраняются и у младших школьников, часто и позже.

На ранних этапах развития ребенка педагог поддерживает антропоморфизацию природы, побуждает сопереживать животному, растению: «не трогай котенка - ему больно так же, как тебе», «не ломай ветки - растению больно».

Пример игровой ситуации: воспитатель обращается к детям с предложением ответить на полученную телеграмму.

«Мы первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень».
(По В. Бианки. «Телеграммы из леса».)

При работе со старшими дошкольниками в содержание игры, построенной на очеловечивании природы, начинают вводить экологические сведения. Вот пример игровой ситуации, аналогичной описанной выше.

Педагог зачитывает телеграмму из леса.

«Мне нужна помощь! Срочная!
Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле - на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Срочно.
Ваш Дятел».

Здесь дети уже получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.

Названные особенности восприятия детьми природных объектов (очеловечивание, олицетворение) предоставляют возможность для интеграции собственно экологического воспитания и воспитания нравственного.

Деятельностный подход в экологическом образовании

В последнее время, особенно в связи с введением ФГОС, возросло внимание к деятельностному подходу. Под этим углом зрения можно рассматривать и экологическое образование дошкольников.

Обратимся к определению: «Деятельность - это специфическая форма отношений к окружающему миру... включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» . Иными словами, структурными элементами деятельности являются: цель - процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств, - результат.

Для каждой ступени образования выделяются ведущие способы деятельности, выполнение которой формирует центральные психологические новообразования. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике работы ДОО широкое распространение получили экологические игры.

Наряду с игрой во ФГОС ДО называются и другие виды деятельности: познавательная, исследовательская, продуктивная. Каждый из названных видов деятельности дошкольника может и должен быть введен в структуру экологического образования.

Что касается познавательной деятельности, следует обратить внимание на логические ошибки, допускаемые работниками дошкольных учреждений при классификации объектов живой природы.

К примеру, иногда воспитатели говорят: «Надо охранять всех: и животных, и птиц, и насекомых». Логическая ошибка заключается в том, что и птицы, и насекомые, и рыбы - это всё животные (животный мир). Правильно построенная фраза должна звучать так: «Надо охранять всех: и зверей (млекопитающих), и птиц, и насекомых».

Такие неточности встречаются часто. Например, в уголках природы выделяются отделы «Животные», «Птицы», «Обитатели водоемов». В результате у детей формируется неверное представление о системе живой природы, которое приходится исправлять в начальной школе.

В этой связи особого обсуждения в плане реализации деятельностного подхода заслуживает проектная деятельность . В настоящее время проектная деятельность в дошкольных учреждениях, в том числе и экологической направленности, получила широкое распространение. В то же время в Стандарте дошкольного образования проектная деятельность не упомянута. Речь может идти не об экологической деятельности детей, а об экологических проектах.

Экологические проекты - это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности (рисуют животных, экологические ситуации; конструируют птичьи домики и т.п.). Собственно же проектированием здесь занимается взрослый (педагог, родители).

Нами затронуты лишь некоторые аспекты экологического образования дошкольников. Реальная же практика гораздо многообразнее.

Источники

  1. 1. Вахрушев А.А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11.
  2. 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Academia, 2002.
  3. 3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Academia, 2008.
  4. 4. Мир открытий: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Цветной мир, 2012.
  5. 5. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  6. 6. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2011.

А. МИРОНОВ,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Миронов А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 31-35.

На наших занятиях мы с вами будем говорить о теории и методике экологического образования дошкольников. И первое с чего мы должны начать, это с определения вопросов которые нам будет необходимо рассмотреть.

Первое что мы должны будем сделать, это вспомнить и уточнить первостепенные экологические понятия, знание которых необходимо для правильного подбора материала к занятиям и для их построения.

После этого можно переходить к рассмотрению методики преподавания ЭО в ДОУ.

Методика преподавания ЭО, как и методика преподавания любого другого предмета, является самостоятельной дисциплиной (наукой) и призвана отвечать на ряд вопросов:

Зачем учить ? – отвечая на этот вопрос, методика определяет цели и задачи преподавания данного предмета.

Чему учить ? – ответ на этот вопрос отражается в отборе содержания образования.

В свою очередь, цели, задачи и содержание находят свое отражение в программах. (базисных или авторских)

Как учить ? – ответом на этот вопрос является перечень форм и методов проведения занятий.

Соответственно рассматривая методику ЭО дошкольников, мы с вами должны рассмотреть:

Цели и задачи ЭО

Особенности отбора содержания ЭО дошкольников

Существующие программы ЭО

Формы и методы ЭО.

Первое что мы должны сделать, прежде чем начать разговор об экологическом образовании - вспомнить ряд экологических терминов. Это необходимо сделать потому что, воспитатели, занимаясь экологическим образованием, зачастую трактуют эти термины достаточно вольно. Чтобы этого не происходило, давайте обозначим эти термины в адаптированном (несколько упрощенном) виде.

Экология – биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биосфера - одна из оболочек Земли, в которой обитают живые организмы. Она включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть литосферы. Определение биосферы было дано В.И. Вернадским. В биосфере все живые организмы тесно связаны между собой.

Ноосфера . Этот термин встречается в ряде программ экологического образования дошкольников. Ноосфера - это биосфера, измененная человеком.

Экосистема . Это устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой. Экосистемы могут быть очень разными - от огромных экосистем тропических лесов до небольших экосистем пня, аквариума. Термин предложен английским экологом А.Тэнсли. Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и биосфера в целом.

Окружающая среда включает в себя как природную, так и искусственную (созданную человеком) среду.



Местообитание . В природе каждый вид имеет свое местообитание. Это понятие включает всю территорию, на которой живет, охотится, передвигается животное. Для медведя местообитание - лес, для щуки - река, для муравьев - небольшая опушка. Иногда местообитанием называют нору животного – это неправильно.

Экологические факторы (факторы среды) - это, во-первых, условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что организм потребляет или использует для своего существования, например, пища). В детском саду экологические факторы часто изучаются при выращивании растений и в процессе наблюдений в живых уголках.

Экологическая ниша . Употребление в этом словосочетании слова «ниша» приводит к тому, что многие педагоги представляют себе экологическую нишу как некое углубление, укрытие. На самом деле это определенное место в пространстве, пища, которой питается животное или растение, время, когда он это делает (например, по образу жизни различают ночных и дневных птиц, зверей, насекомых). Поэтому нельзя создавать макеты экологических ниш в виде шкафчиков или этажерок с полочками, на которых размещаются те или иные природные сообщества (на одной полке водоем, на другой - лес и т.п.), как это делают в некоторых детских садах.

Сообщество (биоценоз ). Этот термин часто употребляется в программах по дошкольному образованию, в методической литературе. Биоценоз - совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве. Примеры биоценозов: лес, луг, водоем. Выделяют фитоценоз (сообщество растений) и зооценоз (сообщество животных). Биоценоз - это термин, поэтому лучше не говорить детям: «Мы пойдем в лесной биоценоз», - а просто сообщить им: «Мы пойдем в лес».

Биогеоценоз . Этот термин также иногда употребляется в методических рекомендациях для педагогов, однако его нередко путают с биоценозом. Биогеоценоз - это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горных пород, гидрологических условий, растительности, животного мира, мира микроорганизмов и почвы). То есть, помимо живых организмов, биогеоценоз включает и связанные с ними компоненты неживой природы.

Мы с вами дали определения наиболее значимых экологических терминов, однако, нужно запомнить, что при работе с детьми данные термины не используются!

Понятие «экологическое образование»

Следующий вопрос, который мы будем должны рассмотреть, это понятие ЭО.

Говоря об экологическом образовании в дошкольной педагогике нужно отметить, что это новое направление, которое в настоящий момент все еще проходит этап становления.

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речи не велось вовсе. В настоящее же время экологическое образование стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны.

Практически во всех современных комплексных, базисных программах выделены разделы по экологическому воспитанию дошкольников. Помимо этого, существует ряд дополнительных программ так же направленных на экологическое образование дошкольников.

Базовой основой для данных разделов и программ является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой». Однако это несколько неправильный подход.

Экологическое образование – напрямую связано с наукой экологией и ее различными ответвлениями. Поэтому в основе экологического образования должны лежать ведущие идеи экологии, такие как: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Естественно эти идеи должны быть адаптированы на дошкольный возраст.

Что понимается под экологическим образованием в целом.

В настоящее время «нет однозначного и приемлемого определения понятия «экологическое образование».

В проекте «Национальной стратегии экологического образования в РФ» от 1990г., дается следующее определение экологического образования : «Под экологическим образованием подразумевается целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания человека с целью формирования у него экологической культуры, ценностных ориентаций и норм поведения в области культурного природопользования и охраны окружающей среды, а также процесс и результат усвоения систематических ЗУН в области воздействия на окружающую среду, состоянии окружающей среды и последствий изменения окружающей среды».

С.Н. Николаева дает более простое определение: «экологическое образование соединяет в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания».

И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г.А. Ягодин считает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура ». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования.

Мы с вами будем рассматривать понятие «Экологическая культура - как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Т.е. второй вариант, экологическая культура как конечная цель, результат ЭО.

Кроме термина «экологическая культура», в программах и пособиях чаще всего используется еще один термин - «экологическое воспитание».

Такая ситуация объясняется тем, что раньше по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», который подразумевал одновременное воспитание и обучение ребенка. Соответственно, в дошкольном воспитании был выделен особый раздел «экологическое воспитание».

Однако в последние годы в дошкольной педагогике появились такие выражения как «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады были официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, термин «экологическое воспитание» был заменен термином «экологическое образование дошкольников».

Вы понимаете, что в понятия «воспитание» и «обучение» вкладывается разный смысл. Поэтому важно помнить, несмотря на то, что мы говорим об экологическом образовании дошкольников, для детей дошкольного возраста важнее воспитание, чем обучение. Это нужно помнить не только при составлении конспектов занятий по экологическому образованию, но и в целом во всей работе воспитателя (проводит ли он занятия, ведет ли детей на прогулку, читает ли им книги пр.).

Подводя итог, повторюсь, что термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.

Термин «экологическое образование» включает в себя процессы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Определившись с понятием «экологическое образование» необходимо рассмотреть цели и задачи, которые должны быть реализованы в процессе его осуществления.

Так, С.Н. Николаева в качестве цели экологического образования предлагает «воспитание начал экологической культуры»,

Н.А. Соломонова считает целью «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни»,

А.В. Королева, под целью ЭО понимает - воспитание ответственного отношения к природе,

Н.Е. Орлихина предлагает другую цель - воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала,

Т.В. Потапова перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает

Развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания;

Элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы;

Элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека;

Формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности.

Этот комплекс целей больше похож на комплекс задач, поскольку слишком детализирован. Однако в коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается - подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Почему мы говорим о разнообразии целей ЭО. Говорить об этом очень важно. Ведь воспитателю необходимо из всего многообразия программ выбрать для своей работы одну. Помочь в осуществлении этого выбора, как раз и поможет знание целей программ. Соотнесение целей и задач, которые стоят перед всем дошкольным учреждением, своего видения экологического образования, индивидуальных особенностей детей с указанными авторами целями поможет осуществить правильный выбор программы для работы с детьми.

Итак, мы выяснили, что в качестве целей экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Для достижения цели ЭО нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.

Рассмотрим эти задачи:

1 - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника. Эти знания должны быть направлены, прежде всего, на становление осознанно-правильного отношения к природе;

2 - развитие познавательного интереса к миру природы;

3 - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

4 - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

5 - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

6 - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций. Сюда включается восприятие себя как части природы, понимание взаимосвязи человека и природы, понимание самоценности и многообразия значений природы, понимание ценности общения с природой;

7 - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

8 - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

9 - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

В зависимости от целей ЭО одни из перечисленных задач являются первостепенными, наиболее значимыми, а другие уходят на второй план. Т.о. для разных программ характерно разное сочетание указанных задач

Формулировка цели, задач во многом определяет содержание образования.

Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

Давайте рассмотрим эти составляющие:

1. Во-первых, это традиционные для отечественной педагогики в целом (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, которые базируются на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Эти подходы способствовали развитию в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, способствовали развитию познавательного интереса. Т.е. данный подход рассматривает природу как универсальный объект для обучения ребенка.

2. Другой составляющей современного экологического образования являются народные традиции . Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, демонстрировали характер использования природных ресурсов. Дети дошкольного возраста всегда проявляли, проявляют и будут проявлять большой интерес к народным традициям, к играм, сказкам, загадкам. Это делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.

3. Еще одна составляющая экологического образования дошкольников - мировой опыт . Впрочем, заимствование иностранного опыта преподавания можно отметить не только в дошкольных учреждениях, а также в средней и высшей школе.

Что касается экологического образования в дошкольных учреждениях, то в настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления. Наиболее известной является программа «Ощущение чуда», элементы которой используются в работе с детьми дошкольного возраста. Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям (т.е. не соответствуют первым двум составляющим, о которых мы только что говорили) и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.

4. Последняя, не менее значимая, чем предыдущие, составляющая – это содержание современной школьной экологии . Эта составляющая должна обеспечивать преемственность экологического образования между «дошкольным и начальным» звеном. Однако, это не означает что содержание и методы школьного экологического образования должны механически переноситься в дошкольные учреждения.

В начале 90-х годов в отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений иногда пытались переносить содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад. Такой подход привел к потере интереса детей к занятиям и к перегрузке их излишней информацией. Это было связано с несколькими проблемами:

Прежде всего, с тем, что воспитатели не имели должной подготовки и необходимого запаса знаний,

Другая проблема, напрямую связана с первой, и заключается в том, что преподносимая детям информация недостаточно адаптировалась, воспитатели старались строго следовать терминологии которая предлагалась в научной литературе. Такая информация, как вы понимаете, являлась не только недоступной, но и ненужной для дошкольников.

Все составляющие должны быть обязательно учтены при отборе содержания ЭО дошкольников. Однако этого не достаточно.

Информации в области экологии сейчас огромное количество. Поэтому важно четко определиться какую информацию нужно доносить до детей, а какая информация является лишней. Нужную информацию, входящую в содержание ЭО помогает отобрать ряд принципов.

Говоря о принципах отбора содержания ЭО дошкольников нужно помнить, что ЭО дошкольников – это первая ступень ЭО личности, которая затем будет продолжена в школе. Для чего это необходимо? Это необходимо для того, чтобы правильно обозначить принципы отбора содержания. В целом принципы отбора дошкольного и школьного образования в рамках преемственности должны быть согласованы.

Чтобы этого добиться нужно, рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, а затем адаптировать их, конкретизировать и дополнить новыми принципами, специфическими для дошкольного звена.

При этом важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. Главное они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.

Исходя из этого, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников, включающий в себя:

Общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.),

Принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.),

Принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников.

Рассмотрим эти принципы несколько подробнее.

Научность . Принцип научности предполагает включение в содержание ЭОД основных идей и понятий современной науки. Перечислим эти идеи и понятия.

Идеи : единства живого и неживого в природе; единства человека и природы; многообразия живых организмов и их экологического единства.

Понятия : растения, животные, человек, живой организм, среда, неживая природа и пр.

Т.о. принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний.

В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение. Поскольку в ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Поэтому важно оценивать как разработки, так и наглядные пособия с точки зрения наличия в них ошибок. Неправильная информация приводит к формированию у детей искаженных представлений об окружающем мире, а также нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения.

Например, дети часто в книжках, в различных пособиях, на рисунках, по телевизору наблюдают такую картинку: ежик на спине тащит грибы и яблоки. Соответственно 94% дошкольников утверждают, что еж питается яблоками, грибами, орехами, 5% затрудняются с ответом, а правильный ответ дает только 1% детей.

Доступность . Следующим крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает не только определенный уровень изложения материала, но и его эмоциональную окраску.

Согласно данному принципу в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности.

Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений и животных. Поэтому в этом возрасте рекомендуется знакомить детей с теми объектами природы, которые часто встречаются в их ближайшем окружении, а при наблюдении за ними воспитателю необходимо указывать небольшое количество признаков.

Кроме этого малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому в наблюдениях важно указывать на возникновение частных, локальных связей, например:

Идет дождь – на земле появились лужи

Стало холодно – следует надеть шапку или пальто

Дети средней группы могут освоить конкретные представления об объектах. Поэтому им можно предлагать более расчлененные знания об объекте и указывать на множество его признаков; давать более точные сведения об образе жизни животных и растений и уходе за ними.

Пятилетние дети уже готовы к освоению разнообразных по содержанию связей: морфо-функциональных, временных, причинно-следственных, это так же нужно учитывать при отборе содержания ЭО.

Для детей старшего дошкольного возраста изложение материала может идти уже на уровне обобщенных представлений или предметных понятий.

Например, дети осваивают понятие «рыбы». В этом случае важно обозначить такие моменты, как: «Рыбы – это животные, которые приспособились к жизни в воде, поэтому у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью. Рыбы дышат жабрами, плавают с помощью плавников. Размножаются рыбы, откладывая икру или рождая мальков».

Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это дает возможность говорить сними о более сложных вещах: давать им сведения об экосистемах, об их структуре, о взаимосвязи растений и животных, о роли человека в этом.

Главная проблема молодых воспитателей в реализации этого принципа, это избыток именно научных знаний и сложности в изложении материала на том языке, который доступен детям. С опытом это проходит, но на первых порах нужно внимательно следить за тем соответствует ли подобранный вами материал для занятий возрастным особенностям детей, и за тем как вы это материал детям преподносите.

Например, в одной методической разработке мне встретилась следующая информация, которую предлагалось озвучить детям: «...за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода». Этим грешат многие разработки. Если вы берете за основу чужую разработку, внимательно прочитайте и проверьте, не содержит ли она такой информации, которая будет детям непонятна и недоступна.

Поэтому мы и говорим о том, что не нужно в общении с детьми употреблять ту терминологию, о которой мы говорили в начале. Из этого вытекает следующий принцип.

Гуманистичность . Этот принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Т.о. содержание ЭО должно способствовать формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность . Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - дети учатся прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).

В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка принцип прогностичности ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, а так же сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.

Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.

Деятельностность . Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. В процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда».

Одно дело - провести беседу о правилах поведения, и совсем другое - создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать эти правила на практике. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Традиционно этот принцип реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на участке. Однако с позиции ЭО необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.д.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Целостность . Этот принцип отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода (в отличие от поурочных занятий в школе с преобладанием однопредметного подхода).

Экологическое содержание могут иметь абсолютно любые занятия в ДОУ – и занятия по математике, и по развитию речи, лепка, аппликация и прочее. В этом заключается огромное преимущество ЭО, возможность интеграции его с любым другим видом образовательной деятельности в ДОУ.

Данный принцип наиболее полно реализуется в программе «Наш дом - природа» которая предполагает вначале введение ребенка в целостный мир природы и только затем - рассмотрение ее отдельных компонентов (воды, воздуха, почвы и т.п.).

Конструктивизм . Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация (приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации).

При этом, крайне важно подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно из ближайшего окружения.

В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат негативную информацию.

Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком минус) будет подана информация для ребенка, тем эффективнее окажется результат.

Уже в пятилетнем возрасте детям рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили землю» («страшный дождик, опасный и ядовитый», после которого «...пожелтели листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах появились черные пятна»), рассказывают об «отравленном воздухе», «воде, которую невозможно пить».

Особенно такой негативизм характерен при рассмотрении темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают» и которых человек должен спасти.

Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т.д.

Этот подход является абсолютно неправильным.

Яркий пример - плакат в защиту природы, выполненный воспитателями для выставки в одном из дошкольных учреждений: на одной половине листа бумаги на разноцветном фоне нарисована половина улыбающегося лица ребенка, на другой половине, закрашенной в черный цвет, к лицу ребенка в качестве продолжения дорисован череп. Вряд ли такой агитационный материал окажет положительное воздействие на детей, скорее, он их испугает, вызовет неприятие экологических проблем.

Задачи же экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» - вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.

Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же в крайне эмоциональной окраске, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов и т.п. Так, по рассказам педагогов, один мальчик, прослушав, как убивают бельков, в течение нескольких дней находился в подавленном состоянии и даже плакал. Главное, из-за чего он переживал, - невозможность хоть как-то повлиять на ситуацию.

Несмотря на свою важность, данный принцип, к сожалению, не всегда реализуется на практике.

Регионализм . В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Согласно этого принципа, для целей экологического образования должны быть подобраны объекты и явления, которые доступны для понимания ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

Иногда воспитатели в содержание занятий включают информацию о кислотных дождях, уменьшении озонового слоя и т.п. Изучение подобных глобальных проблем на занятиях представляется нецелесообразным. Почему?

Потому что все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией и воспринимаются детьми с трудом. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители, детей же нужно знакомить с помещением дошкольного учреждения и его территорией, с его собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом или рекой. И в ходе этого знакомства озвучивать различные экологические проблемы рассматриваемого объекта.

Так же представляется нецелесообразным и знакомство дошкольников с такими темами, как экологическая обстановка всего региона («Экология воды или воздуха… области»).

Принцип регионализма проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы. Рекомендуется подбирать объекты для изучения характерные прежде всего для своего края, региона или области.

Это очень важный момент, так как результаты проведенных исследований (Рыжова) показывают, что многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними.

Системность . Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. В экологическом образовании дошкольников данный принцип реализуется в ходе формирования системы знаний и организации системы различных видов детской деятельности. При этом важно обращать внимание на последовательность усвоения знаний. Каждое вновь формирующееся представление или понятие должно вытекать из предыдущего.

К сожалению, в большинстве дошкольных учреждений работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не систематизирована.

Преемственность . Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов, а также и внутри детского сада, внутри группы, так как реализация целей экологического образования начинается с младшей группы и продолжается до подготовительной.

Согласно рассмотренным принципам содержание экологического образования должно включать в себя следующие направления экологии:

Первое направление это биоэкология (классическая экология), это направление предполагает включение знаний о живом организме, о связях между организмом и средой, организмом и экосистемой и т.п.

Следующее направление экологии, которое должно найти отражение в содержании ЭОД это социальная экология (в том числе и экология человека) Включение в содержание ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.

Включение социального направления дает возможность детям познакомится с тем, как экологически грамотно вести себя не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме. В настоящее время вопросам экологической безопасности в образовательных программах для дошкольников уделяется недостаточно внимания, в то время как другие вопросы безопасности, например, правила поведения на автодорогах, активно изучаются. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и т.п.

Последнее направление прикладная экология (охрана природы) предполагает включение информации об охране редких растений и животных, о Красной книге, о заповедниках. При этом не нужно предлагать детям запомнить довольно большое количество названий живых организмов, которых они никогда не видели и, вполне вероятно, не увидят в дальнейшем.

При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении детей с причинами их исчезновения. Так же важно уделять внимание формированию у детей навыков поведения, которые необходимы для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой). В вопросах приобщения детей к природоохранным мероприятиям большую роль играет и формирование у них эмоционального отношения к рассматриваемым природным объектам ближайшего окружения.

Cмотрите так же...
Методика экологического образования
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Парциальные программы
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение - метод чувственного познания природы.
Значение иллюстративных пособий.
Структура детского экспериментирования.
Методика проведения опыта.
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
Требования к организации труда в уголке природы
Игра, как метод ознакомления детей с природой
Моделирование
Рассказ воспитателя.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовка и проведение занятий.
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Элементарная поисковая деятельность.
Экологические праздники и развлечения
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
Комната природы
Лаборатория
Уголок живой природы
Размещение растений и животных в уголке природы
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Содержанке млекопитающих.
Содержание птиц в живом уголке
Содержание земноводных и пресмыкающихся
Содержание рыбок
Содержание животных на участке детского сада
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
Планировка цветников.
Огород
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Работа с календарем природы
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
Наблюдения и труд на участке детского сада
Ознакомление с природой на занятиях
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
. Диагностика педагогического процесса.
Диагностические задания (Суркова С.А.)
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
All Pages

Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания , формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Реализация экологического образования в России началась в конце 60 -х годов. Первоначально этот процесс характеризовался включением в него элементов экологической грамотности . В настоящее время главной целью экологического образования выступает формирование экологической культуры . Экологическая культура - качественное новообразование личности, часть ее общей культуры.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

В “Программе воспитания в детском саду ” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи :

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Система экологического образования в дошкольных учреждениях включает следующие взаимосвязанные компоненты : экологизация различных видов деятельности детей, экологическое просвещение родителей, подготовка и переподготовка педагогических кадров, экологизация развивающей предметной среды, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями. При этом при экологическом образовании детей дошкольного возраста должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа , выявлена необходимость его экологической направленности .

Становление экологического образования дошкольников происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов , таких как: народные традиции, тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром; и современного школьного экологического образования.

В настоящее время осуществляется перестройка путей дошкольного и школьного экологического образования на новый образ жизни, мышления и поведения в окружающем мире, основанный на психологической активности людей к экологической деятельности, на экологической этике добра и милосердия, на экологизации сознания в целом. Это позволит формировать у детей умение адаптироваться к природной среде и вырабатывать навыки экологически целесообразного поведения.