Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Создание психологического комфорта в группах детского сада Комфортное пребывание ребенка детском саду

Дмитриева Мария Игоревна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад № 105 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга

Характеристика старшей группы

Количество детей

Возраст

Гендерные особенности

11 девочек

6 мальчиков

16 чел. - IIгр.

1 чел. - IIIгр.

5 чел. - ФФНР

12 чел. - ОНР

Количество детей

Возраст

Гендерные особенности

Физическое развитие (группа здоровья)

Речевое развитие (речевой диагноз)

11 девочек

6 мальчиков

16 чел. - IIгр.

1 чел. - IIIгр.

5 чел. - ФФНР

12 чел. - ОНР

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

Предметно-пространственная среда в старшей группе создана с учетом следующих критериев:

1) Безопасность:

Мебель закреплена, не создает препятствий для передвижения в групповой комнате. Освещение соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Игрушки для детей в группе не имеют острых углов, не токсичны, не имеют раздражающей окраски, используются строго в соответствии с возрастом. Соблюдается низкий уровень шума (детей приучают не кричать, разговаривать спокойным тоном, не издавать громких звуков предметами, игрушками; аудиозаписи и мультфильмы воспроизводятся на комфортном для восприятия уровне звука).

Для безопасного и психологически комфортного пребывания детей в группе придуманы «Правила поведения», обозначенные картинками-символами. Ребята рассматривают их и напоминают друг другу, что нужно играть дружно, не ссориться, вовремя убирать игрушки и т.д. Для решения конфликтных ситуаций дети используют «Ковер дружбы», для улучшения настроения - панно эмоций с пиктограммами, юмористические картинки и т.д.

2) Соответствие возрасту, актуальным и индивидуальным особенностям : вся мебель подобрана в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13; для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей используются материалы, понятные и интересные данной возрастной группе, а также, благодаря насыщенности предметно-пространственной среды, дети могут выбрать те игры, предметы, задания, которые соответствуют этапу их развития и являются актуальными в данный момент.

3) Особенности детского восприятия:

· Деятельностный характер : средства обучения и воспитания находятся на стеллажах и столах в свободном доступе; каждая пространственная зона насыщена элементами, дидактическими материалами, играми, с которыми ребенок может взаимодействовать самостоятельно, проявляя инициативность;

· Особенности восприятия и переработки информации : в группе есть материалы, подходящие визуалам (книги с иллюстрациями, мультфильмы, пазлы, пластилин, краски, цветная бумага и т.д.), аудиалам (музыка, аудиокниги, музыкальные инструменты), кинестетикам (спортивный инвентарь, конструкторы, материалы для экспериментирования - песок, глина, пластилин, бросовый, природный материал);

· Пространственное восприятие :

Пространство в группе разделено на зоны:

1. Рабочая зона (Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность)

2. Активная зона (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр)

3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, книжный уголок, центр речевого развития, уголок уединения).

Благодаря этому, дети хорошо ориентируются в групповой комнате, знают, где можно взять игры, материалы для творческой деятельности и т.д. и куда их необходимо положить обратно. В группе учитывается потребность детей в создании ограниченного пространства для игр, а также для уединения. Для этого используются передвижные ширмы (настольная, напольная), драпировка из тюля, при помощи которых дети могу сами обозначить границы уголка.

· Принцип «От простого к сложному»: игры, дидактический материал меняются в соответствии с актуальностью лексических тем, чтообеспечивает преемственность накопленных детьми знаний об окружающем мире от простого к более сложному и позволяет ребёнку закреплять полученные знания, легче воспринимать новый материал, проявлять пытливость и любознательность.

4) Интерьер группы:

В оформлении группы учитывается цветовая гамма: отсутствуют тёмные давящие цвета, такие как чёрный, коричневый и т.д. Основные цвета в интерьере - спокойные (оттенки зелёного, голубого, бежевого), в них окрашены крупные, статичные предметы обстановки, стены. Кроме того, в пространстве группы присутствуют яркие детали (игрушки, поделки, декор, элементы отделки), создающие приятные, позитивные ассоциации. В групповой комнате есть мягкие набивные кресла, диванчик, где каждый ребёнок, устав от игры, от общения со сверстниками, может спокойно отдохнуть в одиночестве. Комфортную атмосферу также создают такие элементы оформления, как уголок природы и погоды, комнатные растения, репродукции картин, коллажи и фотографии в интерьере групповой комнаты. Также используется эффект новизны (смена деталей оформления зон в группе), что позволяет поддерживать интерес, любознательность у детей.

5) Полифункциональность игрового оборудования:

Наличие мягких мобильных модулей, подушек, ширм, кукольной мебели позволяет трансформировать пространство той или иной зоны для того, чтобы разнообразить сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, спортивные игры и т.д., а также для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций среди детей в процессе игровой деятельности, что способствует созданию комфортной обстановки в группе.

Реализация образовательной программы

Образовательная область

Игры и пособия

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин (игрушек, продуктовый, одежды, цветочный), «Транспорт и дорожные знаки», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Пожарные», «Театр», «Космос», «Азбука пешехода», «Ассо-циация» (лото), «Буквы-цифры», «Назови лишний предмет», «Назови по порядку», «Най-ди различия», «Наши чувства и эмоции», пазлы, разрезные сюжетные картинки (десять-двадцать частей), «Русские узоры», «Страна эмоций», «Угадай профессию», лото на темы «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Технические приборы» и т. п.

Настольно-печатные игры:

Игра «Одень куклу» (одежда для мальчиков и девочек), «Накрой на стол», «Уголок желаний», «Притворщик» (на панно), «Так и не так», «Чудо-звери», «Дорожные знаки» (лото), «Как избежать неприятностей

Театрализованные игры:Би-ба-бо «Маша и медведь», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка»; Настольный театр «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»; теневой театр;

Плакаты по темам;

Познавательное развитие

Игры «Волшебный квадрат», «Волшебный круг», «Ко-лумбово яйцо», конструктор «Мозаика», «Логические блоки Дьенеша», «Сложи картинку», «Счетные палочки Кюизенера», плакат «Цифры», «Сложи узор», «Танграм», настольная игра «Валеология, или Здоровый малыш. Часть 1, 2», шнуровка;

Настольно-печатные игры:«Ассоциация» (лото), «Времена года», «Живое — неживое», «Животные и их детеныши», «Зоологиче-ское лото», «Кто где живет в воде», «Летает — ползает — прыгает», «Логопедическое лото», «Назови одним словом», «Найди различия», «Наша Родина», «Подбери узор», разрезные сюжетные картинки «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево», «Фруктовая мозаика», различные лото на темы «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» и т. п.;

конструктор (деревянный, пластмассовый, напольный), мягкие модули, LEGO, «Ферма»;

календарь природы, погоды, карты, атлас, глобусы; альбом по петербурговедению, куклы в национальных костюмах;

стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники; природный материал, емкости разной вместимости, лупа, микроскоп, бинокль, компас, разноцветные пластмассовые пластины;

Плакаты по темам и т.д.

Речевое развитие

Книги для чтения и рассматривания иллюстраций, аудио- и видеозаписи литературных произведений («Бобовое зернышко», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди»,«Лягушка- путешественница», «По щучьему веленью»), альбом с портретами писателей, пазлы, кубики по сказкам, игры «Парочки», «Литературные герои», ширмы (напольная, настольная), различные виды театров, игрушки-персонажи, уголок ряжения, алгоритмы-схемы для обучения рассказывания, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, настольная игра «Составь слово», плакат «Буквы», настольная разрезная азбука, фонетическое лото «Звонкий-глухой» и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Раскраски, трафареты, шаблоны, краски (гуашь, акварель), кисти, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветная бумага, ножницы, мелки (восковые, пастельные, сангина), мольберт, пластилин, доски, стеки, природный, бросовый материал;

альбом с репродукциями картин (пейзаж, натюрморт, портрет), художественная литература с иллюстрациями (сказки);

изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Хохлома, Гжель, Палех, Жостово), скульптура малых форм (глина, дерево, металл), игрушки, муляжи, гербарии, коллекция семян растений;

аудиозаписи (классика: П.И. Чайковский, А. Вивальди, Р.Шуман, В.Моцарт; детские песни; звуки природы), музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные, клавишные), нетрадиционные музыкальные инструменты (расческа, сосуды с различными наполнителями), звуковая лесенка, нотный стан на панно, портреты композиторов, альбом с изображениями музыкальных инструментов;

Настольно-печатные игры «Цвет», «Форма», «Ассоциации» и т.д., разрезные картинки, «Русские узоры», «Разноцветные узоры»;«Музыкальное домино» и т.д.

Физическое развитие

Кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, тряпичные), бадминтон; для утренней гимнастики - кубики, ленты, флажки, веревочки; игра «Поймай рыбку», настольная игра «Бадминтон», массажные мячи, коврики для профилактики плоскостопия; игры детский дартс, мишени для метания, «Городки», «Кольцеброс»;

Настольно-печатная игра «Виды спорта»;

Схемы комплекса утренней гимнастики, гимнастика для глаз (схема), иллюстративный материал «Виды спорта», «Олимпиада» и т.д.

Учет возрастных особеннон тей детей

Старший дошкольный возраст является особым этапом в развитии ребенка. Именно в этот период жизни начинают складываться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Активизация ростового процесса . За один год ребенок может вырасти на 7-10 см. У него совершенствуются движения, расширяется двигательный опыт, развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. Для развития различных групп мышц в нашем спортивном уголке присутствует разнообразный спортивный инвентарь.

При активном развитии крупных мышц туловища и конечностей всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. В связи с этим особое внимание уделяется разучиванию пальчиковых гимнастик (в том числе, при помощи схем, которыми дети пользуются самостоятельно), использованию массажных мячиков.

Интерес к своему здоровью. Дети старшего возраста углубляют свои представления о здоровье и здоровом образе жизни, приобретают сведения о своем организме, о гигиенических процедурах. Для этого в группе представлены карточки со схемами комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз, чистки зубов; картотека подвижных игр с картинками-подсказками; тематические плакаты, настольно-печатные игры (например, «Валеология, или Здоровый малыш. Часть 1, 2»).

Изменения высшей нервной деятельности . В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными, ребенок становится более вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий, активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками.

Для усвоения и закрепления установленных правил поведения дети используют карточки «Правила группы» на панно, куклы Веселинка и Грустинка (би-ба-бо), «Панно настроений», пиктограммы, настольные игры («Притворщик» (на панно), «Так и не так», «Путешествие в мир эмоций» и т.д.).

Расширение интеллектуальных возможностей. Период старшего дошкольного возраста называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии. Поэтому в нашей группе в книжном уголке представлены различные книги-энциклопедии (о космосе, о животных и растениях, о человеке, об истории древнего мира и пр.).

Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Для лучшего усвоения таких понятий, как времена года, дни недели, время, ориентировка в пространстве в группе имеются календарь природы и погоды, вкладыши, тематические раскраски.

Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, этот принцип используется в играх «Назови лишний предмет», «Най-ди различия», «Ассо-циация» (лото) и т.д.

Для развития логического мышления и памяти детей в группе в достаточном количестве представлены конструкторы, мозаики, кубики, головоломки, мнемотаблицы.

Совершенствование связной, монологической речи . У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный словарный запас. Продолжается обогащение лексики, увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного).

В этот же период в основном завершается усвоение грамматической системы языка. Возрастает количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных.

Вместе с тем можно отметить следующие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций.

Воспитателем проводится большая работа по развитию речи детей. Для закрепления результатов в самостоятельной деятельности дети могут использовать аудиозаписи пальчиковых гимнастик, детских песен, мнемодорожки для заучивания стихотворений, схемы для составления описательного рассказа, сюжетные картинки,настольная игра «Составь слово», плакат «Буквы», настольная разрезная азбука, азбука магнитная, дидактические игры по ознакомлению с окружающим, набор букв на фланелеграф, настольно-печатные игры с правилами, различные виды театра, демонстрационный материал по речевому этикету и т.д.

Возрастающая потребность детей в общении со сверстниками. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Для формирования и укрепления дружеских отношений между детьми в группе представлены разнообразные сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, материалы для изо-деятельности, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно насыщена и соответствует нормам ФГОС, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные зона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка. Имеются: мягкий диван, альбом семейных фотографий. Есть в группе сенсорная зона.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей» «Команда чемпионов», «Рыбалка». Стоительный магнитный конструктор, крупное лего, кубики. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье», «Больница», «Вет. клиника», «Аптека», «Дорога» «Библиотека» и т д. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

Особенностью детей с нарушением ОДА является то, что замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Такая организация пространства позволяет дошкольникам с ОВЗ выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.



Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, схемы для использования при конструкторских играх и др.)

Организация среды – это специальное оборудование зон, которые находятся в спальне, направленное на компенсацию состояния детей.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в помощи учителя-дефектолога следует выделить следующие развивающие среды, созданные в зоне дефектолога:

Сенсорная среда;

Моторно-двигательная среда;

Учебно-познавательная среда.

Зона учителя-дефектолога оснащена специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в зоне содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.

Наглядно-дидактический материал:

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:

Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

Пирамидки разного размера и разной конструкции.

Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

Аудиокассеты с записями различных звуков.

Набор муляжей фруктов и овощей.

Лото-вкладки.

Коробки-вкладыши разных размеров.

Машины и куклы разных размеров.

Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

Доски Сегена.

Наборы сыпучих материалов.

Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

Разрезные и парные картинки.

Логические блоки Дьенеша.

Цветные счётные палочки Кюизенера.

Шумовые коробочки.

Тактильные коврики.

-«Чудесный мешочек».

Объёмные формы;

Плоскостные фигуры;

Дидактическая игра «Бусы»;

Дидактическая игра «Заплатка»;

Дидактическая игра «Сравни и подбери»;

Дидактическая игра «Форма и цвет»;

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

Дидактическая игра «Что лишнее»;

Дидактическая игра «Навстречу радуге»;

Дидактическая игра «Фигуры и счет»;

Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, вязанные);

Трафареты, шаблоны;

Штриховки;

Материал для лепки, аппликации, рисования;

Предметы для развития конструктивного праксиса;

Наборы из геометрических фигур;

- «озорные прищепки»;

Поднос с манной крупой.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.

Сюжетные игрушки.

Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-

молоток, гаечный ключ, отвёртка.

Матрёшки.

Заводные игрушки.

Колокольчики, погремушки.

Пластмассовые игрушки.

Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ОО «ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ФЭМП

Наборное полотно.

Схема дни недели.

Прозрачные ёмкости.

Формы для песка.

Геометрические фигуры, объёмные формы.

Счётные палочки, полоски разной длины.

Мелкий счётный материал.

Индивидуальные карточки (для приёма наложения, и приложения)

Индивидуальный плоскостной счётный материал

Плоские предметы.

Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

Наборы цифр до 10. (пробки)

Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

Каврограф.

Рабочие тетради и альбомы.

Интерактивные игры по ФЭМП.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ФЦКМ

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий

Муляжи диких и домашних животных, фруктов, овощей, машин разных размеров и.т.д.

Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей

Различные варианты настольных игр по ФЦКМ.

Дидактическое пособие «Чудо дерево»

Кубики(из 4-6 частей)

Пазлы (профессии)

- Календарь природы

- Интерактивные игры по ФЦКМ.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ОО РЕЧИВОМУ РАЗВИТИЮ:

Детские книги.

Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

Иллюстрации разных времён года и частей суток.

Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.

Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

Различные варианты настольных игр для развития речи.

Дидактическое пособие «Чудо - дерево»

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАММОТЕ.

Схемы предложений на каждого ребёнка.

Предметные картинки для составление предложений.

Схемы для составление звукобуквенного анализа.

ИКТ игра «Игры для тигры».

ИКТ игра «Логопедические игры Попугай»

Буквы (большие и маленькие).

Касса букв.

Магнитная доска и буквы.

Липучки для написание букв, Ковролин (по кол-ву детей).

Поднос с манкой.

Диагностический материал

Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников

Пирамидка

Почтовый ящик

Матрешка

Счетные палочки

Цветные карандаши (фломастеры)

Сюжетные картинки (простой сюжет)

Бумага, карандаш

10 предметных картинок

Игра ”Цветик - семицветик” (для соотнесения цвета)

Разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена

Предметные картинки

Сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)

Игры для соотнесения по цвету и форме

Разрезные картинки (2-6 частей)

Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)

Игра «Времена года»

Конструктор

Предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)

Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)

Предметные картинки (сложная слоговая структура слов)

Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.

Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.

Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.

Однако, количество игр и пособий в соответствии с перечнем частично. Необходимо пополнить перечень играми и пособиями по познавательному развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению игр и пособий будет продолжена в разработанном плане в течение учебного года.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная средагруппы изоны учителя - дефектолога обеспечивает возможность проведения коррекционной работы индивидуально и малыми подгруппами общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.

Татьяна Николаевна Доронова использует термин “Взаимодействие “ детского сада и семьи, что предпологает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами. Родители выступают в позиции партнеров а не учеников воспитателей.

Почему необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону д.п.н.- это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить.

М.И.Лисина выделяет факторы влияющие на успешность воспитания ребенка, к ним относятся:

Предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами, полноценное участие взрослого в этот процесс.

Показать значимость и важность правильного развития ребенка.

Вовлечение родителей в жизнь группы важный момент значимости и важности общения с ребенком, повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей.

Последние десятилетия актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:

Индивидуальная работа.

Дифференцированный подход к семьям имеющим различный социальный статус и материальную возможность.

Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия доу с семьями воспитанников.С.В. Глебова д.п.н. считает - фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влечением.Потому то что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки оказываются более прочными и являются в полном смысле слова фундментом дальнейшего развития личности.

Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выготского,Л.С.Лисиной показали,что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.

В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать.

Т.Н. Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том что дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия взаимных симпатий.

Понимание того что развитие детей может быть эффективным только при непосредственном участии семьи, позволило определиться с основными положениями, рекомендациями по налаживанию контакта с семьей:

Т.Н. Доронова - активные формы привлечения родителей в образовательный процесс, участие родителей в составления индивидуального плана развития ребенка.

А.В. Козлова - сотрудничество всех участников образовательного процесса, устновления равноправных отношений между ними.

Анализ изученности теоритических предпосылок дал возможность определить ряд положений важных и значимых для работы с родителями. Цель заключается в формировании равноправных доверительных отношений с семьей. Для решения поставленных целей определенны следующие задачи:

Изучение семьи и ее индивидуальных особенностей.

Сформировать потребность субъектной позиции родителей в развитие детей.

Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка, было проведено анкетирование родителей “ Сотрудничество детского сада и семьи”. На основе собранных данных осуществлен анализ особенностей интересов детей и семьи, их традиций. Выработала тактику общения с каждым родителем, что помогло в лучшей ориентировке педагогических потребностях семьи. В учете ее индивидуальных особенностей и возможностей был разработан критерий “ Включенность родителей в образовательный процесс”Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях;

Посещение родительских собраний и консультаций.

Присутствие родителей на детских праздниках.

Участие в выставках, тематических встречах, в анкетирование.

Помощь родителей в оснащение педагогического процесса.

Позднее были выделены качественные показатели - инциативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Анализ полученных результатов позволил выделить три группы родителей.

Родители лидеры- которые умеют и с удовольствием учавствуют в воспитательно - образовательном процессе.

Родители исполнители - которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители сторонние наблюдатели.

Таким образом появилась возможность дифференцированного подхода к родителям, в выборе проведения активных форм работы.

Выделены наиболее эффективные формы работы:

Общие и групповые родительские собрания.

Консультации, также индивидуальные.

Выставки детских работ с участием родителей.

Дни добрых дел.

Участие родителей в подготовке к праздникам.

Работа с родительским комитетом группы.

Наглядная пропаганда.

Тематические встречи.

Совместное создание предметно- развивающейся среды.

Установились постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем на таких мероприятиях как “Дни добрых дел “: изготовление кукольного театра, ремонт игрушек, а также их изготовление, выбор мебели, помощь в создании предметно -развивающийся среды, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились чтобы детям в группе было хорошо и уютно.В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие.

Итог - эстетическое оформление группы, создан уют и комфортное пребывание детей.

На сегодняйший день сложилась определенная система в работе с родителями.Использование активных форм работы дало определенные результаты; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка, активное участие в создание портфолио.Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компитентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,эмоционально поддерживать своего ребенка.

По результатам моего наблюдения в группе нет родителей наблюдателей,на 30 % выросло число родителей лидеров и до 70 % выросло число родителей исполнителей.

Использованная литература:

Т.Н Доронова - активные формы работы с родителями.

А.В.Козлова -“Работа доу с семьей” .Москва 2008

Л. Свирская- “ Работа с семьей “ Линка -пресс.Москва 2008

Н.В.Микляева -“Создание условий эффективного взаимодействия с семьей”. Айрис-пресс.Москва 2008.

«Ничему меня не научит,

То, что тычет, талдычит, жучит…»

Психологический комфорт - это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Никакие успехи не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе, подавлении личности.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека, и детский сад - особое место в жизни большинства детей. Сегодня особенно остро стоит проблема психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия и комфорта. Очень важно в совместной деятельности создать детям эмоциональный комфорт.

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении, поможет ребенку в развитии и становлении себя как успешной личности.

Для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно.

Большая работа в создании психологического комфорта ребенка в детском саду принадлежит педагогу-психологу и воспитателям. Здесь особое значение имеет стиль общения и характер взаимоотношений педагога с детьми. Педагоги, для более благоприятного психологически комфортного пребывания ребенка в ДОУ помнят:

  • плохих детей не бывает, есть плохие педагоги и родители;
  • опираются на добровольную помощь ребенка;
  • строят педагогический процесс на волне успеха у ребенка;
  • являются инициаторами и участниками детских игр и забав;
  • ориентация на возрастные, половые и индивидуальные особенности ребенка;
  • привлекают родителей к воспитательно-образовательной работе и обращаются к ним за поддержкой.

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма, а также от физического состояния детей.

В нашем детском саду в течение года педагогом-психологом анализируется психологическое состояние ребенка группе сверстников. Это и наблюдение за свободной деятельностью детей, и анализ режима дня, и учебной нагрузки, и предметно-развивающей среды. Результатом которого является рекомендации и консультации по созданию психологически комфортной среды, как педагогам, так и родителям.

Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ:

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды : соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята);

4. Стиль поведения воспитателя . Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка

5. Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию.

В своей работе на занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу доброжелательности - это «эмоциональные поглаживания», одобрения, похвалы, добрый, ласковый тон. Нр: - Я рада видеть всех здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого конца занятий. - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашем кабинете тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Не реагирую отрицательно на ответы детей, чтобы не вызвать у них чувство страха, скованности, неуверенности в себе. Доброжелательность, положительная мимика лица, добрый взгляд помогают налаживать контакт с любым ребенком, даже самым зажатым. Особенность проведения занятий в Доу заключается в том, что основной вид деятельности - игровой. Игровая форма взаимодействия способствует приобретению знаний и развивает различные качества личности. А творчество, как известно, вплетено в игровую деятельность, причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат творческого процесса.

Также во время продуктивной деятельности применяю различные формы двигательной активности: динамические паузы, физминутки, что обеспечивает снятию утомляемости, напряжения в эмоционально-волевой сфере, повышению работоспособности у детей.

Ведь взаимодействие с ребенком должно приносить нашим детям чувство удовлетворения, легкости, радости, тем самым мотивируя ребенка к продуктивной деятельности. Чем благоприятнее условия, тем успешнее развитие ребенка.

Предлагаю вам проиграть одну из физминуток, которую я использую в процессе совместной деятельности с детьми.

Хомка, хомка, хомячок, (приседают)

Полосатенький бочок, (трут бока)

Хомка раненько встает, (встают)

Щечки моет, шейку трет. (движения по тексту)

Подметает хомка хатку, (наклон вниз)

И выходит на зарядку. (маршируют)

Раз, два, три, четыре, пять - (руки согнуты в локтях)

Хочет Хомка сильным стать (сгибают и разгибают руки)

Ручками похлопает, (хлопают руками)

Ножками потопает, (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет, (трут бока)

И опять гулять пойдет. (маршируют)