Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Беседы на актуальные темы с младшими школьниками материал на тему Беседы с детьми в начальной школе

Беседа для учащихся начальных классов «Поведение на улице»

Цель: формировать навык культурного поведения на улице.

Ход мероприятия

Культура общения — это не только умение принять гостей, хорошо вести себя в театре или в библиотеке. Это еще и поведение на улице. А что значит вести себя на улице правильно? Какие правила мы должны соблюдать?

Ситуация 1 . Представьте, что мы с вами на улице наблюдаем за группой ребят, которые громко смеются, разговаривают друг с другом, не обращают внимания на прохожих, нечаянно задевая их...

— Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать внимание окружающих. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Выводы : воспитанный человек не разговаривает и не хохочет слишком громко; не стоит посередине улицы, обходит встречных прохожих с правой стороны; ни в коем случае не мешает движению пешеходов, не толкается.

Ситуация 2. Пожилая женщина попросила ребят говорить тише на улице. Ребята же ответили: «А что, мы мешаем? А может, вы нам больше мешаете».

— Прокомментируйте поведение учащихся. (Ответы детей.)

Вывод: культурный человек не делает замечаний незнакомым людям, не вступает в перепалку, тем более если перед ним пожилой человек.

Ситуация 3 . Мама с маленькой Катей пришла в сквер. Кате в сквере не понравилось, потому что на газонах валялось много пустых бутылок, пакетов, ореховой скорлупы... «Как здесь грязно! Пойдем, мама, отсюда!» — попросила Катя маму и потянула ее прочь из сквера.

— Кто виноват в том, что в сквере так грязно? (Ответы детей.)

Маленький дворник с огромной метлой,

Что ты сегодня усталый и злой?

«Встал я с рассветом, метлой помахал,

Двор весь подмел я и мусор собрал.

Сел отдохнуть... Оглянулся — позор!

Снова повсюду откуда-то сор».

М. Хаткина

Вывод: культурный человек не позволит себе есть, сидя в сквере, и тут же выбрасывать на газоны обертки от конфет, орешков, чипсов и т. д.

Французские школьники, их учителя и родители придумали интересную акцию: они купили зеленые резиновые перчатки, зеленые полиэтиленовые мешки и с плакатами «Пусть Земля будет чистой!» вышли на улицы городов. Защитники чистоты собрали много мусора, а родители вывезли зеленые мешки с мусором на свалку. Прекрасная акция, но лучше давайте не сорить!

Игровой момент: восстановите пословицу.

(Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!)

Ситуация 3. Вы приехали в чужой район крупного города. Вам трудно сориентироваться.

— Как вы обратитесь к прохожим, чтобы узнать дорогу? (Ответы детей.)

— Какими словами следует поблагодарить прохожего, давшего ответ на ваш вопрос? (Ответы детей.)

Запомните, что слова «спасибо», «благодарю вас» как нельзя лучше подходят к данной ситуации.

— А как вы ответите человеку, который обратился к вам с просьбой объяснить дорогу, если сами точно не знаете, как пройти в нужное место? (Ответы детей.)

Вывод: вежливый отказ — тоже признак хорошего тона.

Запомните: в различных ситуациях на улице нужно помнить о вежливости. Используйте чаще слова-просьбы «будьте добры», «прошу вас», «будьте любезны», «могу ли я обратиться к вам с просьбой» и др.

Разделы: Внеклассная работа

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок. Надеюсь, что данные методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ, студентам при проведении этических бесед.

Алёна Семикова
Этические беседы с дошкольниками

Этические беседы

Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому , что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы . Дошкольники узнают , что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Цель этической беседы – формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы. Дети усваивают основное правило : надо помогать другим людям, если они в этом нуждаются. Тот, кто помогает, поступает хорошо. У детей формируется понятие о добром поступке. Самостоятельно дети не могут сделать такое обобщение, конечно, помогает взрослый. Это длительный процесс, требующий решения задач :

1. Научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий.

2. Дать представление о моральной стороне человеческих отношений (опираться на жизненные образцы, образы художественной литературы) .

3. Учить соблюдать правила поведения.

4. Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

5. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо) .

Этические беседы можно начинать проводить с четырёхлетнего возраста, так как в этот период у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на воспринимаемые предметы и явления. Дети в этом возрасте уже осваивают содержание многих сказок, стихов, рассказов. В этом возрасте дети могут отвечать на вопросы, выражать своё отношение к героям произведения. Также у детей проявляется свой собственный опыт отношений с окружающими. Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных педагогических условий, которые необходимо создавать для морального воспитания детей дошкольного возраста :

1. Чёткая постановка задач морального обучения и воспитания.

2. Гуманное отношение взрослых к детям.

3. Организация активной практической и интеллектуальной деятельности детей, формирующей гуманные взаимоотношения.

Материалом для таких бесед могут служить различные факты из жизни детей, также произведения художественной литературы. В ходе такой беседы дошкольники осваивают моральные нормы, знакомятся с этическими понятиями , расширяется словарь.

Первоначально, при ознакомлении с художественными произведениями, детей не удовлетворяет неопределённая ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Положительное эмоциональное отношение к товарищу, симпатия, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и так далее) .

В процессе беседы обсуждаемым фактам , событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Дошкольники охотно подражают тому, что одобряется. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

Взрослый должен корректировать высказывания дошкольников , помогать адекватно выражать свою мысль и поддерживать различные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов.

Детям нравится, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению со взрослым, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если взрослый не будет поддерживать эмоциональное отношение детей к беседе , не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни взрослый должен опираться на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости) .

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно, так как дети ещё достаточно плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети не могут совладать со своими желаниями («я хочу» , иногда проявляют упрямство и так далее. Принцип построения беседы может быть довольно разнообразным. Надо заинтересовать детей, ввести их в мир сказки. Например, можно так провести игровое мероприятие по этической беседе по сказке «Жадный кармашек» .

Воспитатель приглашает всех детей сесть на коврик и передавать друг другу волшебный клубочек. Когда дети передают клубочек, они при этом должны сказать доброе пожелание друг для друга.

Сегодня к нам пришла сказка, которая живёт в кармашке у каждого из вас. Воспитатель находит у себя в кармашке звёздочку. На звёздочке написана сказка «Жадный кармашек» . Вы внимательно послушайте сказку и подумайте, случайно эта сказка не про ваш кармашек? (дети встают и садятся на стульчики) Воспитатель эмоционально читает сказку.

Сказка «Жадный кармашек»

Беседа по содержанию сказки :

Почему сказка называется «жадный кармашек» ?

Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?

Почему всё не поместилось в кармашек?

Как надо было поступить?

Что такое жадность?

Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?

Кого можно назвать жадным?

Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)

Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета) .

Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки» . Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.

Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре) . Оценить поступки детей. Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы : дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку. Воспитатель подводит итог : Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.

Можно проводить этические беседы отдельно с девочками и мальчиками.

Например, такие этические беседы с мальчиками :

Тема : «Мальчики – будущие мужчины» .

Каким должен быть мальчик?

Чем мальчик отличается от девочки?

Что должен уметь мальчик (мужчина?

Что ты ценишь в себе как в мальчике?

Что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и

Ты когда – нибудь хотел быть девочкой?

Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?

Тема : «Мальчики – защитники слабых (девочек) ».

Почему нужно защищать слабых?

Что нужно делать, чтобы стать сильным?

Можно ли доказывать правоту «не кулаками» ?

Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?

Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?

Как бороться со страхом?

Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов,

стихотворений?

Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

Например, такие темы этических бесед с девочками :

Тема : «Девочки – маленькие принцессы» .

Можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они

Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?

Как девочка должна вести себя, чтобы понравится мальчику?

Нравятся ли тебе капризные девочки?

Похожа ли ты на маленькую принцессу?

Назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою

ценность.

Какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?

Тема : «Девочки – маленькие хозяюшки» .

Что и как ты делаешь в семье?

Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу,

вышивать, наводить порядок?

Что значит заботиться о ком либо?

Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или

Какую помощь девочка может оказать мальчику?

О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли они тебе?

Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?

Как научиться быть «хозяюшкой» ?

Подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем обычную беседу . Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями. В этических беседах с дошкольниками должны присутствовать элементы занимательности. Надо помнить, что успех этической беседы зависит от того , насколько теплым будет характер беседы , раскроют ли в ней дети свою душу.

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Разрабатывая конкретную тему для обобщающей беседы учителю надо иметь в виду: события общественной жизни страны, содержание учебного материала, уровень знаний детей о нормах нравственности.

Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, учитель должен быть внимателен к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных школьников. На уроках, переменах, в играх, во внеклассной работе можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Все это дает возможность учителю составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы.

Возможны различные варианты последовательности проведения обобщающих бесед. Так, если иметь в виду развитие жизни детского коллектива, то в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе. В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, спортивных состязаний, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме. Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний. Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу мы относим: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кино- и диафильмы. Такого материала, адресованного непосредственно школьникам, в том числе и учащимся I-III классов, в настоящее время достаточно много. Но учителю подчас бывает трудно его найти, объединить по темам, дополнить одни источники другими. Поэтому небольшая часть иллюстративного материала включена в содержание пособия.

Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников. Необходимо специально учить детей приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.

В процессе подготовки к беседе дети получают различного рода задания. Содержание задания, его объем зависят от темы беседы, изучаемого явления, от возраста и развития детей.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование - обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Методика, которая предусматривает только передачу готовых знаний, не отвечает основному требованию, предъявленному нашим обществом школе,- воспитывать активных и сознательных граждан. Правильно поступает учитель, который, проводя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям. При этом надо иметь в виду некоторые особенности детских суждений. Иногда младшие школьники по одному лишь факту делают обобщения. Например, «он плохой - сегодня не выучил уроки». Нужно научить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помочь его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». Некоторые понятия в речи учителя могут быть незнакомы детям: «равнодушный», «постоянный», «преданный». Их надо вводить в детскую речь с полным раскрытием содержания. Часто дети затрудняются указать существенные признаки нравственного качества, называя второстепенные. При анализе моральных качеств нельзя их изолировать друг от друга, надо подчеркивать их взаимосвязи, обусловленность. Так, детям нужно помочь увидеть, что чувство собственного достоинства легко превращается в высокомерие, если оно не связано с уважением к другим людям; в честолюбие и тщеславие - если не воспитывается чувство долга и скромности. Имеется и обратная связь: вежливость может превратиться в угодничество, скромность - в смирение, если не воспитывается чувство человеческого достоинства.

При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если учитель знает, что у детей недостаточный объем знаний о нравственных нормах, следует задавать вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах с детьми на моральные темы можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • 1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему-либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу.
  • 2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. Такие вопросы заставляют ребенка соединять воедино мысли, слова и действия людей, покажут ему всю сложность человеческого поведения.
  • 3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. Для этого ребенок должен обратиться к уже имеющемуся у него опыту, сравнить пережитое им самим с действиями тех людей, о поступках которых он узнает (читает), перенести на себя то, что пережили другие люди (поставить себя на место другого).
  • 4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Конечно, не обязательно в каждой беседе ставить вопросы, направленные на осознание всех сторон морали. В одном случае учитель может обратить внимание детей на обсуждение мотивов поступка, в другом - на нравственную оценку поступков, в третьем - на нравственные последствия какого-то действия. Но важно, чтобы в совокупности всех бесед основные положения морали стали известны детям. Повторяемость вопросов из беседы в беседу, анализ типичных ситуаций помогает детям видеть нравственную сторону общественной жизни, событий в коллективе, в поступках, чувствах и высказываниях людей, противоречия в развитии моральных явлений. Они учатся подвергать нравственной оценке свои поступки и поступки товарищей. В беседах младшие школьники постепенно усваивают приемы анализа нравственных явлений. Это дает возможность учителю разнообразить построение беседы, подачу фактического материала с целью повышения его эмоциональности и образности.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализирующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель, как старший их наставник.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для учеников форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа.

Успешное накопление школьником опыта гуманных, коллективных отношений, нравственного поведения осуществляется в повседневной жизни, в учебной, общественно полезной трудовой и игровой деятельности. Именно здесь он привыкает руководствоваться нравственными правилами, нормами, принципами: поэтому очень важна правильная организация воспитательной работы в коллективе после проведения этической беседы.

Прежде всего, учителю начальных классов надо обратить внимание на формирование общественного мнения в детском коллективе. Общественное мнение способствует созданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы, ответственности перед товарищами, нетерпимости к нарушениям общественной дисциплины. Возможность открыто выразить свои суждения, мысли, сомнения способствует воспитанию собственного достоинства, ответственности, что в свою очередь побуждает детей к самоконтролю. Общественное мнение стимулирует положительные и тормозит отрицательные проявления в характере и поведении школьников. Учителю надо иметь в виду, что значимость общественного мнения для школьников I класса, второклассников и третьеклассников различна. У учащихся I класса лишь намечается тенденция к признанию требований и норм общественного мнения, абсолютное большинство детей этого возраста считают значимым для себя мнение учителя. Во II и III классах повышается роль мнения коллектива.

Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Коллективную деятельность школьников целесообразно огранизовывать так, чтобы дети могли обсуждать процесс и результаты своих усилий, оценивать свои успехи и достижения товарищей, практически утверждать нравственные нормы коллективной жизни.

Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Общественное мнение коллектива младших школьников имеет ряд особенностей проявления, которые обусловливаются составом коллектива, уровнем его развития, возрастом детей. Категоричность, ситуативность, неустойчивость общественного мнения могут приводить к тому, что объектом непосредственного действия общественного мнения оказываются не всегда самые важные и значимые в воспитательном отношении события общественной жизни. Цель педагогического руководства должна заключаться в выборе объекта действия общественного мнения, способов его влияния на личность, форм предъявления требований, а не сводиться к простому контролю или назиданию.

В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:

  • 1. Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
  • 2. Беседы, связанные с обсуждением книги.
  • 3. Беседы, в основе которых лежат проблемы общие для всех школ, актуальные для всех в настоящий момент.
  • 4. Беседы, связанные с просмотром диафильмов и кинофильмов.
  • 5. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.
  • 6. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми. Такие беседы в основном проводятся в III классе.
  • 7. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми (II-III классы).

К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует прибегать в таких случаях:

когда художественное произведение позволяет детям осмыслить действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ «чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить жизнь коллектива, свои поступки;

когда учитель хочет опосредованно показать детям образец нравственного поведения, вооружить их знанием того, какие поступки поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие - осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);

когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию) собственных наблюдений, чувственно-образных представлений о нравственных явлениях общественной жизни.

Выбирая для обсуждения рассказ или группу рассказов, надо иметь в виду их художественную ценность, доступность для младших школьников, образность и эмоциональность изложения, наличие моральных переживаний, описания событий и фактов, требующих размышлений, нахождения выхода из проблемной ситуации.

Когда учитель подбирает для беседы несколько рассказов, можно подобрать их так, чтобы дети увидели проявление одних и тех же нравственных качеств в разных обстоятельствах. Для другой беседы надо подобрать такие рассказы, в которых в схожих ситуациях разные люди проявляют себя по-разному. Интересно проходят беседы, когда используемые рассказы не имеют конца или учитель специально «обрывает» их в кульминационном моменте с тем, чтобы дети «дописали» их. Для этических бесед с первоклассниками хороши небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений. Приведем пример беседы в I классе в связи с чтением рассказа Ю. Ермолаева «Навестили».

Учительница выразительно читает рассказ. После чтения рассказа задается вопрос: «Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте?» Несколько секунд дети молчат, их поразила изложенная в рассказе ситуация, поднимается много рук, всем хочется высказать свое мнение о происшедшем. Ответы детей разные: они пришли навестить больного Толика. Они совсем не думали о больном Толике. Они опоздали в школу, поэтому зашли к Толику.

Учительница: Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища?

Ответы: 1) Нет, не из добрых; 2) Они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу; 3) Они решили обмануть учительницу, сказать, что были у больного товарища.

Учительница: Что обидело Толика?

Ответы: 1) Сначала Толик обрадовался, он подумал, что ребята помнят о нем, пришли навестить. А когда узнал, что ребята пришли к нему, потому что опоздали в школу и боялись, что учительница их отругает за опоздание, ему стало грустно; 2) Толику стало грустно еще и потому, что ребята стали говорить, что их даже похвалят за то, что они навестили его.

Учительница: Как можно назвать поступок Алика и Кости?

Ответы: 1) Нечестным; 2) Трусливым; 3) Они испугались замечания учительницы.

Учительница: Почувствовали ребята, что они обидели Толика?

Ответы: 1) Нет, они о нем совсем не думали; 2) Они нечуткие.

Учительница: Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать?

Дети затрудняются ответить. Учительница старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова - «равнодушный». Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (Дети молчат.)

Учительница говорит сама: «Такого человека называют равнодушным,». Дети быстро подхватывают это определение, вспоминают рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла», где мальчики оказались равнодушными, бесчувственными к судьбе беззащитного котенка.

Учительница: Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. (С места кто-то из ребят дополняет «равнодушными». Учительница одобрила это дополнение.) Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Учительница конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)

Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям.

Ответы: 1) Пустые колосья никакой пользы не приносят; 2) Эти мальчики, как пустые колосья, никакой пользы людям не приносят, они равнодушные, нечуткие.

Учительница: Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа?

Ответы: 1) Не нужно поступать так, как поступили мальчики; 2) Надо быть чуткими; 3) Надо помогать товарищу и не считать, что за это тебя должны хвалить; 4) Нельзя быть равнодушным к беде товарища.

Учительница обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»

  • - Надо всегда помогать товарищу.
  • - Надо быть чутким.
  • - Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
  • - Быть честным в дружбе и искренним.
  • - Нельзя хвастаться хорошими поступками.
  • - Не надо менять друзей.
  • - Надо быть постоянным в дружбе.

В процессе беседы под руководством учителя дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рассказа. Беседы, связанные с обсуждением повести (книги), возможны во II и III классах. Подготовительную работу учитель проводит вместе с библиотекарем. Книга, которая выбрана для обсуждения, должна быть прочитана всеми детьми. Учитель заранее готовит вопросы, вокруг которых должна завязаться беседа.

При подготовке к обсуждению книги детям можно дать задание нарисовать иллюстрации к прочитанной повести и постараться в рисунке передать переживания героев. Детские рисунки следует оформить на стенде, показать родителям на ближайшем родительском собрании. Беседу надо построить так, чтобы дети могли аргументировать свои мысли, опираясь на текст повести.

Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми, проводятся, главным образом, в III классе. Вопросы детей обычно конкретны, касаются частного случая, но они заключают в себе проблему, в которой младший школьник не может разобраться самостоятельно. Чаще всего это проблемы товарищества и дружбы («Можно ли дружить втроем?», «Ругать ли друг друга за измену?», «Надо ли мстить за измену?»), честности, правдивости («Я вру. А как остановиться?»), доброты («Если мне сделали зло, должен ли я простить или отомстить?»), смелости («Как стать смелым?», «Я боюсь темноты, боюсь говорить правду, просто молчу») и т. д.

Беседы на основе небольших сочинений, написанных самими детьми, также проводятся в основном во II-III классах. Назовем примерные темы таких сочинений: «О моем друге»; «Как я сумел преодолеть свою лень»; «О нашем классном коллективе»; «Что мне рассказал папа о своей работе». Эффективность этических бесед возрастает в том случае, если их проводят все учителя начальных классов. Проведение бесед требует от учителя методической подготовки. В Кунцевском отделе народного образования Москвы был организован методический семинар, на занятиях которого учителя получали теоретические знания по методике воспитательной работы и особенно проведения бесед. На занятиях читались лекции, учителя выступали с анализом проведенных бесед, обобщением своего опыта. Кроме того, были выделены опорные школы, в которых проводились открытые беседы с последующим их разбором. На базе опорных школ проводились семинары для методистов начальных классов Москвы, работали проблемные курсы Института усовершенствования учителей. Таким образом, методические разработки учителей Кунцевского района становились достоянием и других учителей города. В конце каждого года проводились конференции с выступлениями учителей об опыте работы и намечался перспективный план на будущий год. Программа семинара включала в себя работу по трем направлениям: изучение теоретических вопросов нравственного воспитания младших школьников; разработку методики проведения этических бесед с детьми; проведение открытых этических бесед с их последующим коллективным обсуждением.

Приведем для примера конкретную тематику семинарских занятий, теоретические вопросы нравственного воспитания школьников:

  • 1. Актуальные проблемы нравственного воспитания школьников на современном этапе развития общества и общеобразовательной школы.
  • 2. Диагностика процесса нравственного воспитания и уровня воспитанности школьников.
  • 3. Формирование нравственного сознания и поведения в их единстве.

Методика проведения этических бесед с подростками.

  • 1. Преемственность в нравственном просвещении дошкольников, младших школьников и подростков.
  • 2. Требования к отбору содержания этических бесед.
  • 3. Приемы активизации школьников в процессе этической беседы.
  • 4. Требования к направленности и содержанию вопросов учителя в ходе этической беседы.
  • 5. Возможности и приемы использования статей т художественной литературы в этических беседах.

Открытые беседы и их коллективное обсуждение

  • 1. Требования к оформлению методических материалов по этической беседе (план беседы, краткое содержание беседы, иллюстративный материал, основные вопросы для обсуждения).
  • 2. Основные вопросы, вокруг которых строится обсуждение проведенной беседы (актуальность беседы, исходя из воспитательных задач, доступность и «интересность» материала, активность школьников).
  • 3. Трудности, недочеты проведения данной беседы, пожелания по совершенствованию методики проведения этических бесед.

Такая организация работы дала положительные результаты. У учителей повысился интерес к воспитательной деятельности. Постоянный обмен мнениями, обсуждение методических находок способствовали накоплению опыта проведения бесед. Систематическая работа с детьми, открытые уроки, беседы, различные воспитательные мероприятия заставляли искать эффективные приемы в нравственном просвещении школьников. Учителя научились добиваться новых положительных результатов не за счет дополнительной затраты времени, а за счет возбуждения активности самих детей, направления их усилий на усвоение норм и правил поведения.

Систематические беседы с детьми обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах. Например, данные опроса детей через восемь месяцев после проведения беседы о товариществе показывают, что нравственные знания не только не «убывают», но и происходит «наращение» новых. Дети указывают на такие проявления настоящего товарищества, о которых они раньше не упоминали, это: требовательность к своему другу, умение указать ему на его недостатки, хороший товарищ сопереживает не только горю других, но и радости, проявляет справедливость, оказывает помощь во всем. Дети связывают интересы личной дружбы с интересами коллектива.

Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки.

Этические беседы с детьми дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями на младшего школьника.

Воспитательная работа не сводится к этическим беседам (некоторые учителя это склонны делать). Поэтому, планируя воспитательную работу в целом, педагог должен представлять весь объем работы с детьми, в которой беседа на темы морали не является единственной и ведущей формой. Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения школьников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.

На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т.е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него напряжения мысли, анализа личного опыта. Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения, фактов, проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.

Эффективность нравственного просвещения младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родители должны знать, какие нормы нравственности преподносит учитель их детям, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются поступки детей по нравственному критерию, содержание общественного мнения в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности этического просвещения младших школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты (положительные и отрицательные) воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки. Таким образом, обеспечивается непрерывность воспитания детей.

Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития.

Цель этического просвещения - переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности ребенка, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.

Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках школьников, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед.