Спецоценка условий труда и льготная пенсия. Компенсации за работу во вредных условиях труда

Не только повышенная зарплата, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день являются компенсациями сотрудникам за работу во вредных и опасных условиях труда. Еще одним преимуществом проведения специальной оценки условий труда является возможность выхода на досрочную пенсию и получения льготной пенсии — немаловажный фактор для российских экономических реалий.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внес свои коррективы в систему пенсионного обеспечения российских граждан. С момента его вступления в силу в январе 2014 года итоги СОУТ учитываются при начислении досрочной пенсии. Однако некоторые работники воспринимают нововведения спецоценки как препятствие к раннему выходу на пенсию. В каких случаях результаты специальной оценки дают право на досрочное пенсионное обеспечение?

Условия выхода на досрочную пенсию

До того, как был принят закон о спецоценке, условий выхода на досрочную пенсию было два:

  • Наличие профессии в списках 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение ;
  • Наличие необходимого стажа работы по этой профессии.

Спецоценка ввела еще одно необходимое условие: установление на рабочем месте вредного (3) или опасного (4) класса условий труда.

Для многих работников это условие стало препятствием: если условия труда по факту спецоценки не обозначены как вредные или опасные, они лишаются права на досрочную пенсию даже если их профессии включены в упомянутые списки. Иными словами, многие работники, занятые, к примеру, в горнорудном, химическом, металлургическом или полиграфическом производстве, могут не получить своей досрочной пенсии, если условия труда на их рабочих местах будут признаны оптимальными или допустимыми.

Именно эта проблема составляет большую часть претензий и конфликтов, возникающих по результатам СОУТ. Накопление «вредного» стажа, необходимого условия для досрочной пенсии, приостанавливается при определении 1 или 2 класса вредности условий труда, и выход на пенсию, соответственно, ставится под вопрос.

Пенсионная реформа стартовала с 1 января 2019 года, что должно было отразиться и на досрочном выходе на пенсию. Но это, оказывается, не совсем так. Если работник осуществляет свою деятельность во вредных и опасных условиях, то реформа его не затрагивает. К ним относятся шахтеры, которые осуществляют деятельность в горах или под землей.

Страховые взносы и СОУТ

Практически сразу же после выхода закона о специальной оценке Пенсионный Фонд РФ опубликовал разъяснения № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов» . В соответствии с этим документом досрочная пенсия для работников, трудящихся в оптимальных и допустимых условиях труда, все-таки возможна.

Для выхода на досрочную пенсию работодатель обязан выплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, и эти тарифы он может продолжать выплачивать даже в случае установления на рабочем месте сотрудника 1 или 2 класса условий труда. По сути, если выплаты продолжаются — накопление необходимого стажа работника идет.

Сложно сказать, является ли специальная оценка действительно неодолимым препятствием для получения работником досрочной пенсии. С одной стороны, она действительно может остановить начисление необходимого стажа. С другой — с высокой долей вероятности на рабочих местах, оцененных как оптимальные и допустимые, действительно нет факторов, существенно влияющих на здоровье сотрудника. В перспективе спецоценка станет стимулом для работодателей создать максимально безопасные условия труда и послужить профилактикой тех самых профессиональных заболеваний, которые и приводят к выходу на досрочную пенсию. Если специальная оценка проведена профессионалами, объективна и точна — а добросовестность организаций и экспертов, проводящих СОУТ, всегда можно поверить через реестры — то она будет только преимуществом для начисления гарантий и компенсаций.

Приветствую, уважаемые друзья! Наверняка кто-нибудь из вас замечал такую закономерность: задаёшься вопросом, а ответ на него приходит как бы сам, как бы случайно. Так и в нашем случае с пресловутой специальной оценкой условий труда и её исходящими: льготами и компенсациями.

СОУТ: льготы и компенсации

Как минимум двое наших коллег за вчера и сегодня успели задаться вопросами относительно снижения класса условий труда, и как следствие аннулирования льгот и компенсаций, установленных ранее аттестацией рабочих мест по условиям труда.

А позавчера появилось письмо Департамента условий и охраны труда от 21 октября 2015 года № 15-1/В-4549 «О предоставлении гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда», в котором говорится следующее:

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» к моменту вступления в силу данного Федерального закона виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Указанное означает, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняется порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 31 декабря 2013 года размеры гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда, и не распространяется на гарантии (компенсации), предоставляемые работнику по иным, не предусмотренным статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям.

При этом в случае установления по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

Одновременно полагаем, что если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда не изменились или ухудшились, занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также, при необходимости, установлены в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С.Сергеев

Для закрепления данной темы опубликую здесь же вопрос, который сегодня пришёл от нашей коллеги Шестухиной Марины Александровны:

Добрый день, Антон!

После проведенной аттестации рабочих мест на нашем предприятии в 2012 году многие рабочие места были отнесены к вредным условиям труда 3 степени, но картами аттестации не предусмотрена 36 часовая рабочая неделя. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г № 421-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ « О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014г, в Трудовом кодексе РФ в статье 92, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю. Нужно ли нам переводить работников (с классом 3.3 по результатам аттестации) на 36 часовую рабочую неделю? Или ст. 92 ТК РФ работает только в отношении специальной оценки условий труда и нам руководствоваться этими изменениями в законе только после проведения на нашем предприятии специальной оценки условий труда в 2017 году?

Вопрос задан не случайно… Руководство нашего предприятия и высшее Руководство нашего Холдинга настаивает на том, чтобы работников (с классом 3.3 по результатам аттестации рабочих мест) переводили на 36 часовую рабочую неделю, согласно именно ст.92 ТК РФ!

На вопрос Марины Александровны ответила моя помощница по развитию официальной группы ОХРАНА ТРУДА ВКонтакте Светлана Подберезина:

До проведения СОУТ сохраняются в полном объеме все льготы и компенсации, установленные по результатам АРМ. Мало того, если улучшения условий труда в межоценочный период не проводилось, то снижать класс условий труда также не следует, что подтверждается судебной практикой и письмо Минтруда.
Сокращение продолжительности рабочей недели возможно по результатам внеочередной спецоценки при условии, выполнения мероприятий по улучшению условий труда или по желанию работодателя, но в первом случае вопросы возникнут у налоговой а части отнесения расходов, а во втором возникнут вопросы у работников (если оплата будет уменьшена) и решать их они пойдут в ГИТ.

На этом у меня всё. Надеюсь данная заметка поможет вам в принятии рабочих решений и предложений.

Закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников права на досрочный выход на пенсию. Но государство , вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, планировало стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда ...

Строго говоря, мы точно не знаем, что государство планировало. А что оно пытается сделать (на практике, фактически) - очевидно:
согласно закону о спецоценке класс вредности и / или даже опасности может быть снижен (со всеми вытекающими последствиями) при обеспечении рабочих СИЗ.
Извините, опячатка - не СИЗ, а СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ СИЗ (что подразумевает их надёжность в отношении сохранения жизни и здоровья рабочих). При этом - вопреки статье 219 ТК РФ - не разработаны критерии, позволяющие определить - какие именно СИЗ органов дыхания (по конструкции) способны обеспечить защиту в известных условиях работы...

Это также противоречит конвенции 148 МОТ, которая в статьях 9 и 10 достаточно однозначно отдаёт предпочтение улучшению условий труда, а не использованию СИЗ:
Статья 9
По мере возможности, на рабочих местах устраняется любой риск, вызываемый загрязнением воздуха, шумом и вибрацией:
a) - при помощи технических мер, применяемых к новым установкам или процессам в ходе проектирования или сооружения, или добавляемых к существующим установкам или процессам; или, если это невозможно,
b) - при помощи дополнительных организационных мер.
Статья 10
Если меры, принимаемые согласно статье 9, не приводят к снижению загрязнения воздуха, шума и вибрации на рабочих местах до уровней, указанных в статье 8, работодатель обеспечивает работников соответствующими средствами индивидуальной защиты...
Источник: три W .ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c148_ru.htm

Конвенция 148 МОТ ратифицирована РФ, но её выполнение, вероятно, потребует от работодателя дополнительных затрат (и некоторого изменения отношения к рабочим ), и уменьшит прибыль продавцов и изготовителей СИЗ, которые увеличили объём продаж СИЗ:
... за последние 5 лет объем продаж такой продукции вырос в 5 раз и составил больше 100 млрд руб. в год...
- вероятно, из-за систематичного и неуклонного ухудшения условий труда, которое фиксируется даже официальной статистикой.
Источник: Российская газета 23.04.2013 Н Швабауэр "Молоко за инициативу" три W .rg.ru/2013/04/23/trud.html

Такой подход МОТ - использование в первую очередь технических средств защиты и улучшение условий труда - объясняется вовсе не тем, что МОТ беспокоится о снижении производительности труда, неизбежного при использовании СИЗ, а тем, что даже в промышленно-развитых странах с достаточно хорошо работающей системой охраны труда использование СИЗ показало себя как последняя и как самая ненадёжная мера защиты жизни и здоровья . При технической способности фильтрующей полумаски - сертифицированной, индивидуально подобранной к лицу обученного и тренированного рабочего - снизить запылённость вдыхаемого воздуха в 10 раз в подавляющем большинстве случаев, её реальная эффективность в угольных шахтах Англии 2-8 раз.
Использование СИЗ может создавать опасность для жизни и здоровья рабочих. Например, в США при использовании респираторов с подачей сжатого воздуха по шлангу за 1984-1995 погибло 15 человек - из-за ошибочного подключения шлангов к трубопроводам с не пригодным для дыхания газом (покрашен в неправильный цвет и т.п.).

О возможности сохранения здоровья работающих в загрязнённой атмосфере при использовании СИЗОД и снижении классов вредности(при том порядке выбора и организации использования СИЗ органов дыхания, который имеется сейчас в РФ) лучше всего посмотреть приложенный внизу файл. Цензурно выражаясь - это бессмысленно.

Ну и о сертификации. Слово специалисту - интервью у Саввы Шипова, руководителя Росаккредитации:
- Всем известно, что многие сертификаты ничего не значат . Они не дают потребителям гарантий качества, производители их просто покупают, никаких испытаний не проводят. В интернет-поисковике можно найти недорогой сертификат на любой вкус. Выдача сертификатов наверняка большой теневой рынок.
- Я бы не стал говорить, что это сплошь теневой рынок, но серая его часть действительно немаленькая . Если говорить в целом об оценке соответствия и сертификации, то речь идет о сотнях миллиардов рублей в год . На этом рынке работают и добросовестные участники, и не очень.

Порядок обоснования компенсаций медицинским работникам «за вредность» существенно изменился с момента вступления в силу с 1 января 2014г. Федерального закона № 426 «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона № 421 «О внесении изменений в некоторые законодательный акты РФ в связи с вступлением в силу ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»» (данный закон внес изменения в Трудовой Кодекс РФ в части обоснования предоставления компенсаций). Данные изменения до сих пор вызывают изрядную путаницу в порядке применения нормативных документов и в порядке обоснования компенсаций, что наиболее наглядно проявилось в организациях здравоохранения.

Новые подходы применяются для медицинских организаций всех форм собственности, но наиболее актуальны для бюджетных организаций, потому что непосредственно связаны с подтверждением целевого расходования бюджетных средств на компенсации работникам.

Существующее до настоящего времени понятие «компенсации за вредность» не являются юридически корректными и не могут применяться в официальных документах организации, тем более в бухгалтерской документации.

Руководителям медицинских организаций, главным бухгалтерам, профсоюзам, самим работникам следует различать, что в настоящее время существуют разные системы компенсаций и стимулирования в отрасли, которые работодатель обязан предоставлять работникам. Это: компенсации за работу во вредных условиях труда («за вредность») и компенсации, не связанные с условиями труда (за принадлежность к медицине, за характер выполняемых работ, за «специфику», за принадлежность к некоторым отраслевым «спискам», стимулирующие). В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда, когда в картах АРМ могло указываться любое из перечисленных оснований для подтверждения прав работников на компенсации, в картах специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) теперь могут указываться только основания, связанные с фактически подтвержденными вредными условиями труда. В связи с распространенным вольным толкованием данного положения законодательства о специальной оценке условий труда, во 2-м квартале 2015г. планируется внесение соответствующих конкретизирующих изменений формулировок в ФЗ-426.

Компенсации «за вредность» являются в своем роде «дополнением» к другим компенсациям, которые предусмотрены медикам за сам факт работы в медицинских учреждениях, в медицинских должностях, выполняющими отдельные виды медицинских работ.

Так какие компенсации могут быть подтверждены в картах СОУТ на рабочих местах?

Трудовым Кодексом РФ предусмотрены следующие компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда:

  1. Доплаты к окладу в размере не менее 4% должностного оклада (статья 147).
  2. Дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (статья 117).
  3. Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (статья 92).

Данные компенсации устанавливаются только по результатам СОУТ или действующей (не более 5 лет с момента завершения) аттестации рабочих мест по условиям труда, которые подтверждают (не подтверждают) наличие на конкретном рабочем месте (независимо от наименования организации, подразделения, должности) вредных или опасных условий труда. Подтверждение вредных условий труда возможно только по результатам проведения инструментальных измерений факторов рабочей среды и трудового процесса. При этом следует учитывать, что:

Допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) . Данные условия труда являются безвредными, даже если на рабочем месте присутствует вредный фактор. Компенсации за них не предоставляются.

Вредными (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) .

Поэтому основной принцип реформирования системы предоставления компенсаций заключается в следующем: работодатель обязан предоставлять работнику компенсации только при подтверждении на конкретном рабочем месте вредных условий труда (3-й класс) с учетом новой редакции указанных статей ТК РФ. Во всех других случаях (2-й класс) работодатель не обязан

предоставлять компенсации, но они могут устанавливаться как дополнительные (повышенные) по Колдоговору или по трудовому договору с конкретным работником:

1-й класс (оптимальные условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

2-й класс (допустимые условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

3-й класс (вредные условия труда):

3.1- обязательные компенсации: доплаты

3.2- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск

3.3- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

3.4- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

4-й класс (опасные условия труда) - обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени.

Конкретные размеры компенсаций работодатель устанавливает самостоятельно с учетом мнения выборного органа трудового коллектива после завершения СОУТ (приказ, изменения в Колдоговор, в трудовой договор). В картах СОУТ на рабочем месте не устанавливается фактическое предоставление (отмена, уменьшение) и размер компенсаций работникам, занятым на данном рабочем месте, а только подтверждается право работника на конкретные компенсации. Реализация данных прав - обязанность работодателя. Общий порядок предоставления (отмены, изменения) компенсаций регламентируется статьей 219 ТК РФ.

При этом согласно статьи 15 ФЗ-421 отменить или уменьшить размеры компенсаций можно только после проведения СОУТ, которая подтвердит, что условия труда улучшены и стали безвредными (2-й класс). До этого работодатель не имеет права отменять или уменьшать компенсации.

Положения Коллективного договора или трудового договора, предусматривающие предоставление компенсаций и их размеры, также являются обязательными к исполнению до тех пор, пока не будет подтверждено улучшение условий труда (2-й класс по результатам СОУТ) и не внесены соответствующие изменения в эти документы.

Доплаты.

Для медицинских работников в целях совершенствования оплаты труда применяются несколько видов увеличения оплаты труда:

  1. Компенсационные доплаты к окладу за:

- работу во вредных или опасных условиях труда (статья 147 ТК РФ),

Работу в местностях с особыми климатическими условиями,

За работы, выполняемые в условиях, отклоняющихся от нормальных (различной квалификации, совмещение, сверхурочные, «ночные» и т.д.),

За работу с государственной тайной,

Персонифицированная доплата.

3. Стимулирующие доплаты: за стаж, за качество, за интенсивность и т.п.

Только один из перечисленных видов выплат, а именно «Компенсационные доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда», - устанавливается по результатам оценки условий труда (не ниже класса 3.1) и указывается (обосновывается право работников) в строке 040 карт СОУТ конкретного рабочего места.

Все другие виды выплат не зависят от условий труда и устанавливаются независимо от результатов оценки условий труда (приказ, Колдоговор, трудовой договор), поэтому в строке 040 карт СОУТ не указываются.

Дополнительный отпуск.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам предоставляется на общих основаниях - согласно статьи 117 ТК РФ при установлении класса условий труда на конкретном рабочем месте по результатам СОУТ не ниже 3.2 (независимо от наименования организации, подразделения, должности).

Действовавший до этого отраслевой Список 298 (1974года), на основании которого все медицинские работники имели право на дополнительный отпуск (и получают его до сих пор) в размере 6, 12 рабочих дней (некоторые категории - 18, 30 и более рабочих дней), в настоящее время не применяется (является нелегитимным), так как не приведен в соответствие с новой редакцией ТК и противоречит ФЗ-421. В картах СОУТ дополнительный отпуск на основании данного Списка не подтверждается.

Существует еще один действующий нормативно-правовой акт, подтверждающий права некоторых категорий медицинский работников на дополнительный отпуск - это Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников». Согласно этого документа дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложения.

Данное право работников на компенсацию также не связано с результатами оценки условий труда (3-м классом), а зависит только от «специфики» деятельности включенных в перечень организаций и видов работ, поэтому в картах СОУТ дополнительный отпуск на основании этого документа также не подтверждается.

Постановление № 482 действующее, может применяться, но при этом следует учитывать, что медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям (СОУТ), отпуск предоставляется по одному из оснований. Это означает, что если работнику устанавливается дополнительный отпуск в зависимости от результатов СОУТ (за класс условий не ниже 3.2), то постановление № 482 не применяется. А если компенсация устанавливается согласно этого постановления, то результаты оценки условий труда (класс) не учитываются.

Так что, работодатель в данном случае имеет «право выбора».

Следует иметь в виду, что помимо перечисленных, существует несколько оснований для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, они предусмотрены статьей 116 ТК РФ, это: за особый характер работы (постановление № 482), за ненормированный рабочий день, «северный» и др. Все они устанавливаются работодателем самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей (приказ, Колдоговор, трудовой договор) с учетом мнения выборного органа трудового коллектива, и не зависят от условий труда.

В строке 040 карт СОУТ конкретных рабочих мест подтверждается право на дополнительный оплачиваемый отпуск только по одному основанию - класс условий труда не ниже 3.2 по результатам СОУТ данного рабочего места (независимо от наименования организации, должности, выполняемых работ).

Сокращенная продолжительность рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени (менее 40 часов в неделю) медицинским работникам предоставляется также как и предыдущие рассмотренные компенсации - по 2-м основаниям.

В картах СОУТ подтверждается право работника, занятого на конкретном оцениваемом рабочем месте, если подтверждаются вредные условия труда (не ниже класса 3.3.).

Все другие основания не зависят от условий труда и «сокращенка» в этих случаях устанавливается на основании статьи 350 Трудового Кодекса «Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников» приказом, Колдоговором, трудовым договором. Это:

Продолжительность рабочего времени не более 39 часов, если работник является именно «Медицинским работником» согласно Номенклатуре должностей,

Продолжительность рабочего времени менее 39 часов в неделю, если наименование организации, должности, вид работ предусмотрен в Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

Обоснование прав работников на сокращенную продолжительность рабочего времени по этим документам, а также за работу женщин «на селе», за «северные», подлежит обязательному применению, но не указывается в картах СОУТ.

Некоторые другие вопросы «льгот» для медиков.

Льготные пенсии медицинским работникам предоставляются по 2-м основаниям:

  1. Пенсия «за выслугу лет». Данная пенсия предусмотрена Федеральным законом № 400 «О страховой пенсии в РФ», статья 30, п.1, п/п 20. Права на данные пенсии, а также льготный пенсионный стаж в данном случае не зависят от занятости работника во вредных условиях труда и устанавливаются в зависимости от наличия наименования организации, должности в списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002г. № 781. Пенсия по этому основанию не подтверждается в картах СОУТ рабочего места.
  2. Пенсия «за вредность». Именно такая льготная пенсия - за работу во вредных условиях труда - подтверждается в картах СОУТ и она зависит от выполнения 2-х основных условий:

Наличия наименования организации, должности, работ в пенсионных Списках № 1 и № 2 (рентгенологи, фтизиатры, психиатры и др.),

Подтверждения по результатам СОУТ класса условий труда не ниже 3.1 (независимо от какого именно вредного фактора).

Только в таком случае право работника на льготную пенсию по Спискам может быть подтверждено. При этом в льготный пенсионный стаж включаются периоды занятости не менее 80% смены в данных - вредных- условиях труда. Учет такого времени должен вести работодатель, в картах СОУТ это не отражается, так как СОУТ проводится не реже 1 раза в 5 лет и не может вести детальный учет рабочего времени за такой период.

Именно за такие - «вредные» - рабочие места работодатель обязан платить в Пенсионный Фонд РФ дополнительные взносы для формирования льготных пенсий своих работников («вредников»).

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.

В картах СОУТ подтверждается право работника на данную компенсацию только при наличии 3-х обязательных условий:

  1. Наличие вредного фактора в Перечне, утвержденном приказом МЗСР РФ от 16.02.2009г. № 45н.
  2. Наличие превышения данного фактора над гигиеническими нормативами (ПДК) по результатам СОУТ, в том числе по патогенным микроорганизмам в воздухе рабочей зоны и по ионизирующему излучение (проведение измерений, подтверждающих превышение - обязательно).
  3. Работа в данных условиях не менее половины смены.

Таким образом, проблемы обоснования и реализации прав медицинских работников на компенсации за работу во вредных условиях труда в настоящее время напрямую связаны с двумя основополагающими моментами. Это, во-первых, - знание законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда, которое претерпело крупномасштабные изменения в связи с введением в действие специальной оценки условий труда. И второе - с вопросом подтверждения реально существующих (не по Спискам, не потому, что «так было раньше» или «так кажется») вредных условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда

С 1 января этого года специальная оценка условий труд ач. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) заменила аттестацию рабочих мест.

О том, какие гарантии и компенсации и в каком размере работодатель обязан предоставлять работникам «за вредность» до проведения спецоценки, читайте:

С этой же даты вступили в силу изменения в ТК РФ, которые обязывают работодателя предоставлять гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Что подтверждается результатами спецоценки, а не аттестации.

В связи с этим появилось мнение, что работодатель не обязан предоставлять гарантии по результатам аттестации и советским Спискам до проведения спецоценки. Так ли это?

Как предоставлять компенсации «за вредность» до проведения спецоценки

Если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест, то ее результаты применяются для предоставления работникам гарантий и компенсаций «за вредность »п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Как подтвердил Минтруд, результаты проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 г. Поэтому требования отдельных представителей контролирующих органов на местах о незамедлительном проведении спецоценки незаконн ыРазъяснение Минтруда от 07.03.2014 .

Изменить гарантии и компенсации «вредникам» в худшую сторону по сравнению с действующими по состоянию на 01.01.2014 нельзя до проведения спецоценк ип. 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ) .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

“ До проведения работодателем специальной оценки условий труда работнику надо предоставлять те гарантии и компенсации, которые были предусмотрены до 1 января 2014 г. по результатам аттестации рабочих мест. При этом не имеет значения, когда с работником был заключен трудовой договор - до 1 января 2014 г. или после этой дат ы” .

Нельзя также до проведения спецоценки снизить уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых «вредникам» на основании советских Списков и других нормативных правовых актов СССР в части, не противоречащей ТК РФп. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ; Решения ВС от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 , от 04.06.2013 № АКПИ13-411 .

Что полагается работникам «за вредность» по результатам спецоценки

Теперь минимальные размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам «за вредность» прописаны прямо в ТК РФстатьи 92 , , , 219 ТК РФ . Ранее их устанавливало Правительств ост. 219 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) ; Постановление Правительства от 20.11.2008 № 870 .

Сразу скажем, что минимальные размеры гарантий и компенсаций не изменились. Однако по результатам спецоценки отдельные гарантии не положены не только работникам, занятым в оптимальных и допустимых условиях труда, как это было раньше, но и части «вредников».

Условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труд аст. 14 Закона № 426-ФЗ Повышение оплаты труд аст. 147 ТК РФ Дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ Сокращенное рабочее врем ястатьи 92 , 94 ТК РФ
Оптимальные (1 класс) Повышение оплаты труда по сравнению с нормальными условиями труда не производится Дополнительный отпуск «за вредность» не предоставляется Сокращение рабочего времени не производится
Допустимые (2 класс)
Вредные (3 класс):
  • <или> подкласс 3.1
Оплата труда повышается как минимум на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются локальным нормативным актом либо коллективным или трудовым договором
  • <или> подкласс 3.2
Предоставляется дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда
  • <или> подкласс 3.3
Продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (смену) (при 30-ча -совой рабочей неделе не может превышать 6 часов в день (смену)). Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть увеличена*:
  • продолжительность рабочей недели, но не более чем до 40 часов в неделю;
  • продолжительность ежедневной работы (смены): - при 36-ча -совой рабочей неделе - до 12 часов; - при 30-ча -совой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
Для этого с работником надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору
  • <или> подкласс 3.4
Опасные (4 класс)

* За работу свыше 36 часов работнику выплачивается отдельная денежная компенсация в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Компенсации работникам «за вредность» не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014, если спецоценка подтвердит, что у работника сохранились прежние условия труд ач. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . Это особенно важно в случаях, когда правила ТК меняются в худшую для работника сторону.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

“ По новым правилам ТК подклассы «вредности» 3.1 и 3.2 не дают работнику права на сокращенное рабочее время (36 часов)ст. 92 ТК РФ . При подклассе 3.1 не предоставляется дополнительный отпус кст. 117 ТК РФ . Тем не менее если данные компенсации были установлены работнику по результатам аттестации, проведенной до 01.01.2014, и спецоценка подтвердит сохранение прежних условий труда, то компенсации должны предоставляться по-прежнем уч. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ ” .

До 01.01.2014 ТК РФ запрещал заменять дополнительный отпуск «за вредность» денежной компенсаци йст. 126 ТК РФ (ред., действ. до 01.01.2014) . Теперь замена частично возможна. Работнику за часть отпуска «за вредность» свыше 7 календарных дней можно выплатить деньги. Возможность такой замены должна быть прописана в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре. В последнем также должен быть указан размер компенсации. А с работником надо будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указать на возможность замен ыстатьи 117 , 126 ТК РФ . Из чего можно исходить при определении размера компенсации?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Взамен дней дополнительного отпуска работнику надо выплатить средний заработок.

Сверх этого работнику надо также выплатить дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом (межотраслевом) соглашени и” .

Минздрав России

Теперь на вредных работах допускается увеличение продолжительности рабочей недели и рабочего днястатьи 92 , 94 ТК РФ .

Можно ли расценивать увеличение работы до 40 часов во вредных условиях как сверхурочную работу?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Согласно ТК РФ работа сверх 36 часов в данном случае не является сверхурочной. Поэтому при суммированном учете рабочего времени она должна учитываться по норме часов учетного периода. И в табеле учета рабочего времени ее нужно отражать как обычную работу. За такую работу, помимо оплаты за отработанные часы, нужно выплачивать дополнительную компенсацию в размере, определенном коллективным договором, но не ниже размера, установленного в отраслевом соглашени и” .

Минздрав России

Компенсационные выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛп. 3 ст. 217 НК РФ . Можно ли освобождать от налогообложения денежную компенсацию, выплачиваемую работнику за работу во вредных условиях свыше 36 часов в неделю? В Минфине считают, что нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“ Несмотря на то что выплата работнику за работу свыше 36 часов в неделю названа в ст. 92 ТК РФ компенсацией, она таковой в смысле ст. 164 ТК РФ не является. По сути, это компенсационная выплата за работу во вредных условиях, входящая в оплату труда. Оснований для освобождения таких выплат от НДФЛ в ст. 217 НК РФ не установлен о” .

Если для «вредников» введен суммированный учет, то продолжительность учетного периода не может превышать 3 месяцев (ранее -1 года)ст. 104 ТК РФ .

Повышенные или дополнительные по сравнению с ТК РФ компенсации, как и раньше, можно самостоятельно устанавливать коллективным договором или локальным нормативным акто мст. 219 ТК РФ .