Солнце воздух и вода задания. Внеклассное мероприятие на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Лето - замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды.

Воздушные ванны- начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках) .

Так же полезен дневной сон на воздухе. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму.

Закаливание солнцем

лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы.

Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в лёгкой одежде - белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте майку, ещё через несколько дней он может принимать процедуры голышом.

Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6-летних - до 20-25 минут и для 5-7-летних — до 20-30 минут.

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта лёгким, светлым головным убором.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день.

Внимание, мамы и папы: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребёнка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу.

Закаливание водой.

Наиболее доступная местная водная процедура — обливание ног. Из ковша быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды — 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры, ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания — постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого — босиком.

Систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры- способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Купание в открытых водоемах - самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети 2-3- летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Температура воды должна быть не менее 22-23 градусов С, воздуха 24-25 градусов C. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается

до 6-8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при меньшей температуре воздуха, но не ниже 18 градусов С.

Очень полезна закаливающая процедура, существенно снижающая частоту простудных заболеваний - хождение босиком.

Приучать к нему ребенка можно постепенно. Сначала малышу дают возможность побыть без обуви некоторое время на разостланном ковре или одеяле, затем в теплые летние дни позволяют побегать по нагретому песку или траве. Вначале продолжительность не превышает 30-40 мин. в день. Постепенно увеличивается.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

— предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

— постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца) ;

— закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

— добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение — жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие— бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость — нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит — хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон — спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут, во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей — неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т. п. Самое главное — не прекращайте закаливания!

Ход мероприятия .

Ведущий :

Здравствуй, солнце ясное

И земля прекрасная!

Здравствуй, матушка – природа

И хорошая погода!

Ведущий : Сегодня наша викторина посвящена трем природным стихиям: Солнцу, Воздуху и Воде.

Приветствие команд.

Ведущий : Здоровье – неоценимое счастье в жизни человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Что поможет нам это сделать? (спорт)

1. «Доскажи словечко».

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку

Быстро делаю…(зарядку)

Не обижен, но надут,

Его по полю ведут,

А ударят – нипочем

Не угнаться за…(мячом)

Два березовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи

И зовут их…(лыжи)

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим в перегонки,

А несут меня не кони,

А блестящие…(коньки)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

Не бруски набил я, планки,

Дайте снег! Готовы…(санки)

Силачом я стать хочу,

Прихожу я к силачу:

«Расскажите вот о чем:

Как вы стали силачом?»

Улыбнулся он в ответ:

«Очень просто: много лет,

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …(гантели)»

Дождик теплый и густой,

Это дождик не простой:

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет...

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками,

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками.

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло пробито,

На ночь вставлено.

(Прорубь.)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Это мой...

(Велосипед.)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих -

Что за кони у меня?

Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка

И, конечно…

(Тренировка.)

Люди, почему - то, не ценят то, что достается им даром. Например, здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берегут вещи, одежду, украшения. А здоровье – только тратят. Ленятся делать утреннюю зарядку, слишком много едят, портят глаза у телевизора. В общем, как будто нарочно делают все, чтобы здоровья стало меньше.

Ребята, не забывайте о том, что Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья! Давайте будем их восхвалять!

И следующее задание – 2. Изобразить солнце, воду и ветер всей командой. (лист, краски, карандаш…)

3. Собери пословицу и объясни ее.

Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

Была бы водица, а зелень зародится.

В запас воздухом не надышишься.

Живи разумом, так и лекаря не надо.

3. Вместо точек вставь недостающие слова. Задание для команд, …

Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием…(на солнце).

Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более…(20-30 минут).

Солнечные ванны принимай утром с…(7до 12 часов), когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно.

-… (голову) обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой.

Одна из самых эффективных процедур - это закаливание водой. Вода очищает и оздоравливает кожу, укрепляет нервную… (систему). Закаливание водой нужно проводить круглый год. Это может быть обтирание влажной … (губкой, полотенцем) после зарядки. Второй вид закаливания – обливание. В теплое время года обливание можно проводить на улице. А самый лучший способ закаливания в летнее время – это … (купапание) в реке, в море, озере. Купаться нельзя при насморке, кашле, недомогании.

Никогда не входи в … (неизвестный) водоем.

Начинающий должен плавать…(вдоль) берега.

После выхода из воды …(разотрись) полотенцем, переоденься в …(сухое).

А в это время - Конкурс капитанов.

(Кто быстрее закрутит ручку на карандаш)

+ «Кто быстрее надует шарик».

4. «Удержи шар в воздухе» для всей команды.

(Команды встают в тесный круг и дуют на шарик. Побеждает команда, удержавшая дольше всех шарик в воздухе).

5. найди продолжение.

К л ю ч: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 5; 5 – 1.

5. кроссворд. ребус.

Вопросы:

По горизонтали:

1. Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями

2. В детских играх, гимнастических упражнениях: шнур, через который прыгают, вертя его и перекидывая через себя

3. Планка на роликах с рулём

4. Вид легкой атлетики

5. Передвижение на ногах; передвижение длинным шагом с выпрямлением опорной ноги и с согнутыми в локтях руками

6. Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества

7. Действие по глаг. плавать

8. Составная часть физической культуры - комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований

9. От глагола: сделать/сделаться физически или нравственно крепким, стойким, выносливым

10. Вид спорта - групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма

11. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья

12. Небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты

13. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода

По вертикали:

1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие

2. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания, в декоративных целях

3. Совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма

4. Водная процедура

5. Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому, а также соответствующий вид спорта

6. Предмет для игры – сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивающий от твердой поверхности

7. Смесь газов, составляющая атмосферу Земли

Слова кроссворда:

По горизонтали:

1. велосипед

2. скакалка

3. самокат

6. витамин

7. плавание

9. закаливание

10. туризм

11. гигиена

12. солнце

По вертикали:

1. здоровье

2. бассейн

3. гимнастика

4. обливание

5. бадминтон

6. Блицопрос

У каждого из нас, к сожалению, есть вредные привычки. А ведь они плохо сказываются на нашем здоровье. Узнаем, что же мешает нам быть здоровыми, т.е поговорим о вредных привычках.

1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки?

(Зубы будут неровными.)

2. Как часто и зачем нужно мыть голову?

(Чтобы волосы были чистыми, не заводились вши и блохи, мыть 1 раз в 5–7 дней.)

3. Подружка просит вас дать ей свою расчёску, чтобы поправить свою прическу. Что вы сделаете?

а) предложите ей свою расчёску (0 баллов);

б) отдадите ей расческу, но потом больше ей пользоваться не будете, пока не помоете (1 балл);

в) вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расчёсками (3 балла).

4. Объясните, почему нельзя грызть ногти?

(Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов.)

6. К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы?

(Можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, можно проколоть нёбо или щеку, заразиться болезнями.)

7. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы?

(Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями.)

11. Подведение итогов конкурса. Награждение участников.

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! »

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливающих процедур, расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, формировать знания о том, что природа является источником здоровья.

Задачи:

Расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде; - познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека. - воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

2. беседа

Воспитатель: Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Это и есть тема сегодняшнего занятия.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ. Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.

Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорее
прибыть сюда.
Ваш Доктор ЗОЖ.

Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, шарик надутый воздухом, бутылку с водой)

Какие интересные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?

Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик, ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко.А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.

Иллюстрация солнца на доске.

А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.

А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?

Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.

Что мы любим делать на солнышке?

1. Загорать
2. Греться.
3. От солнышка всем светло и тепло.

Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры.

Какой вред может принести нам солнышко?

(обратить внимание на слайды)

1. Ожог кожи. 1. Даёт тепло растениям и животным.
2. Солнечный удар. 2. Загораем.
3. Гибнут растения, животные. 3. Солнце, как лекарство.

Ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

Беру шарик и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.

Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).

На доске вывешивается картинка с изображением воздуха .

Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.

Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.

Показываю детям веер. - Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер, это воздух, который мы привели в движение.

Зачем нам нужен воздух?

Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!

Давайте проведём опыт. Зажмите все - нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.

3. Опыт . У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа)

Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.

Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.

Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.

Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?

Должны проветривать помещение.

Открыть окно, двери.

Настежь дверь, окно иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить.
(Дети проходят и садятся за столы)

Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)

1. Черный дым из труб 1. Дышать свежим воздухом
2. Выхлопные газы от машин 2. Сажать деревья
3. Гниение мусора 3. Строить очистительные сооружения

Воздух - это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.

Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?

Это вода!

Вы слыхали о воде?
- Говорят она везде.
- В луже, море, океане.
- И водопроводном кране.

Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.

4.Опыт .

У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.

Какого она цвета? Безцветная.

Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?

Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.

Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.

5.Опыт .

Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.

Что выходит из кастрюльки или чайника? Это пар! Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье?

(обратить внимание детей на слайд)

1. Экономить воду 1. Пить чистую воду
2. Не засорять воду 2. Соблюдать правила личной гигиены

Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».

6.Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.

7.Итог : Сейчас на улице зима, холодно, поэтому я предлагаю вам взять яркие краски и нарисовать лучистое солнышко, чтобы в группе у нас стало немного теплее

Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим) , что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой) . Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Купание — прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1, 5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
  4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

  1. Обтирание — самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы) . Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
  2. Обливание — бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания — растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
  3. Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово) : лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды — трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.

Викторина
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

для детей старшей группы

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни; закрепить представления о том, что только закаливание и спорт делают человека сильным, здоровым и бодрым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

для детей старшей группы

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни; закрепить представления о том, что только закаливание и спорт делают человека сильным, здоровым и бодрым.

Ход викторины:

Участники викторины занимают места за партами. На каждом столе картинки с изображением различных видов спорта и спортивного инвентаря. В группе размещены иллюстрации и рисунки и плакаты с изображением детей, занимающихся спортом; выполняющих гигиенические и закаливающие процедуры; в книжном уголке размещены книги о здоровом образе жизни и пользе закаливания (К. Чуковского, С. Михалкова и др.).

Воспитатель. «Викторина - это игра, в которой я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Тема нашей игры «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - о здоровом образе жизни, о пользе закаливания, спортивных упражнений для вашего здоровья.

Мы поделимся на команды: «Солнышко» - это 1 ряд и «Ветерок» - это 2 ряд. В конце викторины определим победителя. Договорились?

Дети. Да

Воспитатель. Задание для команды «Солнышко». Слушайте все внимательно. Сначала я напомню вам одну печальную историю о мальчике Пете, прочитав отрывок из произведения. А вам предлагаю вспомнить автора и название.

«Это кто накрыт в кровати одеялами на вате?

Кто лежит на трех подушках пред столиком с едой?

И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,

Осторожно моет щеки кипяченою водой?

Это верно дряхлый дед сто четырнадцати лет?...

Если утром сладок сон – целый день в кровати он.

Если в тучах небосклон – целый день в галошах он.

Он растет, боясь мороза, у папы с мамой на виду,

Как растение мимоза в ботаническом саду»

Дети. Сергей Михалков «Про мимозу».

Воспитатель. Хорошо. А теперь задание для команды «Ветерок».

«Дядя Степа утром рано быстро вскакивал с дивана,

Окна настеж открывал, душ холодный принимал.

Чистить зубы дядя Степа никогда не забывал.»

Дети. Сергей Михалков «Дядя Степа».

Воспитатель. А сейчас я предлагаю командам проверить свои силы в бросании мешочков и колец в цель.

После проведения подвижных игр детям предлагается занять свои места за столами.

Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, посмотреть внимательно на картинки, которые у вас на столах. Что там изображено?

Дети. Различные виды спорта: летние и зимние.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о спорте:

«Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт – помошник! Спорт – здоровье!

Спорт – игра! Физкульт - Ура!

На прогулку мы пойдем и в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой каждый станет сильным, ловким.»

А сейчас я хочу послушать, каким видом спорта вы любите заниматься больше всего?

Дети рассказывают о своих увлечениях.

Воспитатель. А теперь загадки: сначала для команды «Солнышко» -

«Вот так чудо-чудеса! Подо мной два колеса,

Я ногами их верчу; И качу, качу, качу!

Этот конь не ест овса. Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем. Только лучше правь рулем». (Велосипед.)

А теперь для команды «Ветерок»:

«Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко,

Весело он скачет, А зовется……(Мячик.)

«Все лето стояли, зимы ожидали,

Дождались поры -- помчались с горы. (Санки.)

А сейчас:

«Я начну, а вы кончайте,

Дружно, хором отвечайте.

Игра веселая футбол,

Уже забили первый ……(гол)

Вот и пришло время подвести итоги нашей игры. Сегодня все дети (из обеих команд) хорошо и грамотно отвечали на вопросы; все вы знаете, что движение на свежем воздухе делает нас сильными, ловкими, закаленными; помните, что по утрам нужно умываться прохладной водой, летом купаться в речке или озере и играть на солнышке; и поэтому победила сегодня – дружба.