Сочинение на тему «Ценности моей семьи. Моральная ценность семьи

Между родными и близкими людьми появляется незримая духовная связь, которая ощущается с первых дней рождения человека. Ребенок растет в определенных условиях, впитывает вкусы и привычки окружающих его людей, находит ответы на возникающие в процессе взросления вопросы. Он существует в понятном для него социуме и становится частью общества с одинаковым восприятием и отношением к определенным действиям.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Вступая в брак, человек сталкивается с похожим или кардинально противоположным взаимодействием другого человека и его родственников. В результате, соединяются привычки, вкусы, культуры и формируются новые традиции, основанные на опыте предыдущих поколений. Так возникают семейные ценности, которые дополняются личным духовным вкладом каждой ячейки общества. Они являются тем фундаментом, который держит на себе отношения определенного количества людей, связанных родственными узами.

    Показать всё

    Понятие и значение семейных ценностей

    Семейные ценности - это качества, черты, поступки, которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми домочадцами и образуют прочный фундамент для родственных отношений. Постоянное общение с близкими, чувство уверенности в том, что рядом находятся родные доброжелательные люди, вселяет в человека спокойствие. Он всегда может надеяться на их поддержку и помощь в любой жизненной ситуации.

    Немаловажную роль играет фактор отсутствия одиночества, когда даже воспоминания могут стать источником воодушевления. Вместе со своими близкими проще перенести любое горе, справиться с трудной жизненной ситуацией, не сделать ошибок в будущем.

    Проведенные вместе праздники, отдых, досуг являются способом получения истинного удовольствия от жизни.

    Преимущества наличия семейных ценностей:

    1. 1. Постоянная возможность общаться с дорогими людьми. Счастье для человека заключается в возможности повстречаться с родственниками, перед которыми можно расслабиться, показаться таким, какой он есть на самом деле. Возможность почувствовать себя свободно и легко в нынешнем мире ценится высоко.
    2. 2. Формирование новой ячейки общества. Опыт предыдущих поколений будет полезен для создания своей семьи. Необязательно полностью копировать модель поведения родителей или других родственников, но основные аспекты для счастливой гармоничной жизни следует перенять.
    3. 3. Спланированные праздники . У человека есть уверенность в том, что во время проведения общего праздника он не будет одиноким. Есть прекрасные традиции встречать Новый год в кругу семьи, отмечать религиозные праздники, проводить вместе досуг.
    4. 4. Общие увлечения. Есть множество семей, в которых принято вместе заниматься рукоделием, земледелием, творчеством. Это может стать совместным бизнесом или просто способом провести время с пользой для себя.
    5. 5. Материальная поддержка. Традиция общих ценных подарков на свадьбу, день рождения и другие знаменательные события является своеобразным способом взаимопомощи. Им также пользуются в случае несчастий или форс-мажорных обстоятельств.
    6. 6. Моральный аспект. Наличие семейных ценностей не позволит члену дружной семьи поступить не по совести или совершить непоправимые ошибки.

    В современных школах огромное внимание уделяется семейным ценностям, по этой теме проводятся дополнительные уроки. Это решение обусловлено тем, что не у всех детей есть возможность увидеть наглядный пример у себя дома. В результате этих занятий ребенок поймет преимущества традиций и постарается создать их в своей взрослой жизни.

    Какие бывают виды ценностей?

    Существует множество видов ценностей. В каждой семье присутствует определенный их набор. Чем больше общих интересов, увлечений и воспоминаний, тем более сильное духовное родство ощущают родственники.

    Нравственные

    Под этими ценностями подразумевают любовь, доверие, верность, взаимопонимание, доброту, ответственность, уважение и прочие чувства и качества, которые объединяют людей. Очень важно, чтобы каждый из членов семьи старался дарить своим близким весь спектр своих положительных эмоций и избавляться от негатива. Люди должны общаться много и постоянно, это даст возможность избежать неприятных моментов.

    В жизни не все просто, но важно чувствовать, что дома ждут близкие, которые выслушают и придут на помощь.

    Высоконравственные люди никогда не воспользуются своим физическим и моральным преимуществом. Они всегда сострадательны и добродушны. Главное, чтобы взрослые обладали подобными качествами характера и научили этому своих детей. Тогда эта семья по праву будет называться ячейкой общества с высокими нравственными ценностями.

    Социальные

    Существует множество семей, члены которых продолжают дела своих предков. Это целые династии опытных врачей, военных, моряков, артистов, спортсменов и других профессий. С самого детства ребятам прививается любовь к общему делу. Они живут в специфической атмосфере тех плюсов и минусов, с которыми приходилось сталкиваться их родителям. Молодое поколение приходит на смену старшему и совершенствует его навыки. Данная традиция позволяет получать опытных специалистов в разных сферах деятельности и приносит большую пользу для страны.

    Такие династии становятся примером для окружающих и гордостью для всех, кто с ними общается.

    Культурные

    Многие семьи увлечены искусством. В их традиции входят посещения театров, выставок, вернисажей, концертов. Люди следят за премьерами и гастролями знаменитых артистов, знают репертуары культурных заведений. Существуют примеры, когда родственники планируют совместное посещение таких мероприятий раз в месяц или в неделю.

    Традицией становятся домашние чтения или творческие вечера, на которых люди демонстрируют свои таланты. Такое времяпрепровождение является очень полезным для развития подрастающего поколения. Глядя на старших, ребята сами стараются участвовать в мероприятиях. Им интересно сделать самостоятельную постановку кукольного спектакля или разыграть театральную сценку, чтобы повеселить родителей.

    Духовно-нравственные

    Такие семейные ценности часто основаны на религии. Люди одной веры любят проводить вместе свободное время. Они посещают религиозные заведения, придерживаются постов и традиций в питании. Нередко подобные семьи занимаются благотворительностью или организуют помощь нуждающимся. Вера становится основой их общения, и она облагораживает и объединяет людей в крепкую нерушимую семью.

    Прекрасным поводом встретиться за круглым столом является празднование религиозных праздников, к которым готовятся все родственники. Они заблаговременно подготавливают все необходимое, чтобы насладиться общением с единомышленниками.

    Национальные

    Каждый народ имеет свои определенные обряды, увлечения, вкусовые предпочтения. Мероприятия этнического характера объединяют не только большое количество людей, но и делают намного крепче каждую отдельную ячейку. По воле судьбы, некоторые соотечественники оказываются за границей. Именно вдали от Родины они особо сильно чувствуют свою национальную принадлежность и с трепетом относятся к традициям. Они собираются на праздники за общим столом, накрытым национальными блюдами, поют песни и вспоминают родную страну.

    Отмечая важное национальное событие со своими земляками, каждая маленькая семья имеет возможность соединиться и стать одним целым с большим количеством людей, которые вместе составляют единый народ.

    Традиционные и современные семейные ценности

    Существуют традиционные (классические) и современные (прогрессивные) семейные ценности. Традиции уходят своими корнями в глубокую древность, но с течением времени люди меняются. Они начинают дополнять прежние каноны своими нововведениями.

    Менталитет людей с годами меняется, но остаются определенные постулаты, которых некоторые семьи придерживаются до сих пор. При сохранении общих устоев у личности есть право выбора.

    Традиционные ценности брака

    Множество классических канонов сохраняется в поведении людей до сегодняшнего времени. Основным является проявление крепких искренних чувств, на которых держится семья.

    К традиционным ценностям относятся:

    1. 1. Патриархат. Это модель семьи, при которой мужчина главенствует в доме. Многие женщины до сих пор не согласны с равноправием, поскольку видят свое предназначение в хозяйственных делах и воспитании детей. Им не нужно принимать решения и думать о завтрашнем дне, для этого есть рядом муж.
    2. 2. Матриархат. Такая модель существовала в истории, встречается она и сегодня. Женщина берет на себя полное управление семьей, а мужчина без сожаления отдает ей право лидерства. Матриархат встречается намного реже, но люди его не забывают.
    3. 3. Многодетность. Эта традиция зародилась в древние века, но сегодня стала особо актуальной для современной семьи. Родители чувствуют облегчение, когда старший ребенок помогает младшему. Дети растут ответственными, воспитанными и добрыми. К тому же, государство всячески поощряет многодетные семьи материально.
    4. 4. Сватовство. При соблюдении этой традиции дети друзей находят совместное счастье. Ее преимущества заключаются в том, что людям не приходится знакомиться и нет возможности скрыть недостатки, которые присутствуют у жениха и невесты.

    Многие современные новобрачные предпочитают проводить свадьбы с соблюдением старинных обрядов. Определенные ритуалы присутствуют при других знаменательных торжествах, связанных с семьей и домочадцами.

    Современные ценности

    Многие семейные устои сейчас полностью изменили свои приоритеты. Общество стало более свободным и прогрессивным, поэтому появились новые традиции, которые считаются ценными.

    Новшествами являются:

    1. 1. Партнерские отношения. Речь идет о полном и безоговорочном равноправии между мужчиной и женщиной. Люди распределяют роли и обязанности, находят разумные компромиссы по всем вопросам. Каждый имеет возможность для самореализации и долю свободы. Оба партнера чувствуют себя комфортно и уверенно, поскольку все аспекты оговорены заранее.
    2. 2. Брачный контракт. С таким документом каждый партнер защищает себя от всевозможных рисков, которые способны разрушить семью.
    3. 3. Гражданский брак . Люди не торопятся связывать себя брачными узами, узаконенными государством. Они предпочитают лучше узнать друг друга, чтобы не ошибиться в выборе.
    4. 4. Позднее вступление в брак. Это отличительная черта современного человека, который не спешит начинать официальные отношения. Раньше подобное поведение считалось выходящим за нормы, сегодня у молодежи есть большой запас времени. Люди успевают выучиться, состояться в профессии, достичь материальной независимости и только потом создают семью.

    Люди должны чувствовать себя комфортно в любом статусе. Но главное – во всем чувствовать меру и не пренебрегать советами старших и опытом предков.

    Базовые семейные ценности

    Определение конкретных семейных ценностей для каждой ячейки общества будет своим. У каждой семьи оно базируется на собственной философии и личных наблюдениях.

    Но есть несколько основных постулатов, на которых основываются все счастливые семьи. Без них невозможна не только гармоничная жизнь, но и существование дружной ячейки в целом.

    Любовь

    Это необходимый аспект, который должен присутствовать во всех отношениях. Нежные чувства партнеров друг к другу, детям, родителям проявляются постоянно.

    В представлениях о традиционной классической семье прошлых поколений, после появления любви должен был следовать брак. Другое проявление чувств строго наказывалось общественным порицанием. В сегодняшнем мире люди получили достаточно много свободы. Они могут жить в гражданском браке или просто приходить в гости. При этом в их отношениях также присутствуют ценности и традиции.

    Любовь является именно той основой, на которой держатся все личные отношения. Не имеет никакого значения, находятся ли люди в официальном браке или живут без регистрации. Именно искренние чувства позволяют им находиться вместе и дарить их всем окружающим.

    Важно, чтобы любовь в достаточной мере получали дети и пожилые родственники, им она особенно необходима.

    Уважение

    Это важный аспект семейных ценностей. Все члены большой или маленькой семьи должны уважать друг друга и окружающих их людей. Супругам стоит быть внимательными к чувствам и настроению своего избранника, считаться с его точкой зрения и никогда не игнорировать мысли и предложения. Родителям рекомендуется воспринимать своих детей как полноценных личностей и никогда не применять авторитарности. Ребенок должен уважать своего отца и мать, а не бояться их наказаний. В этом есть суть воспитания.

    Немаловажное значение имеет почтительное отношение к бабушкам и дедушкам, к другим престарелым родственникам. Этому необходимо учить ребенка с первых лет жизни.

    Уважение должно оставаться даже тогда, когда по какой-либо причине уходит любовь и разрываются отношения. Негативными примерами являются случаи, когда после расставания родителей дети перестают поддерживать родственников с одной из сторон. Супруги должны оставить амбиции и сохранить прежние отношения между всеми членами семьи.

    Взаимопонимание

    Главным условием для функционирования любой семьи является взаимопонимание между ее членами. Важно, чтобы не только супруги умели слушать и слышать друг друга, но и все остальные домочадцы пытались найти общий язык. Существуют примеры, когда в доме царит полная идиллия и никогда не бывает ссор и скандалов.

    Дети считают, что мнение родителей неразделимо, поскольку они всегда придерживаются одной точки зрения (супруги обговаривают «взрослые» проблемы в отсутствие детей). Гуляющей с ребенком маме достаточно одного тихого слова, чтобы малыш отреагировал на ее замечание. Посторонние люди думают, что эта семья практически идеальна, хотя каждый понимает, что между людьми не может быть стопроцентного согласия по всем вопросам.

    Бывают и другие случаи, когда дети не слышат родителей, а мужья с женами находятся в постоянной конфронтации. Здесь можно говорить об отсутствии взаимопонимания. Каждый живет своими проблемами и игнорирует чужую точку зрения. Ни о каких ценностях не может идти и речи, пока не начнется искреннее общение с близким окружением.

    Ответственность

    У каждого члена семьи должна присутствовать определенная доля ответственности. Это относится к обязанностям, отношениям, рабочим аспектам. Эта черта характера позволяет каждому человеку достичь высот в своем духовном и физическом развитии.

    В нормальной здоровой семье все с удовольствием относятся к выполнению своих функций, поскольку считают этот процесс необходимым для внесения своего вклада в счастливую жизнь. Никто не прячется за спину другого человека и не старается переложить свои обязанности на родственника.

    Важным моментом считается воспитание подрастающего поколения в этом направлении. Дети должны осознавать, что являются частью семьи, на которую могут рассчитывать близкие люди. Им надо не только брать, но и отдавать, поскольку спрос будет с каждого по его возможностям. В этом случае между домочадцами складываются доверительные отношения и каждый ребенок ощущает себя нужной и значимой личностью.

    История одной из наших читательниц Алины Р.:

    Деньги всегда были моей главной проблемой. Из-за этого у меня была куча комплексов. Я считала себя неудачницей, проблемы на работе и в личной жизни преследовали меня. Однако я решила, что мне все равно нужна личная помощь. Иной раз кажется, что дело в тебе самом, все неудачи лишь следствие плохой энергии, сглаза или еще какой-то дурной силы.

    Но кто поможет в сложной жизненной ситуации, когда кажется что вся жизнь катится под откос и проходит мимо тебя. Сложно быть счастливой работая кассиром за 26 тысяч рублей, когда за аренду квартиры надо было отдавать 11. Каково было мое удивление, когда вся моя жизнь вдруг изменилась в одночасье в лучшую сторону. Я даже не могла представить, что можно зарабатывать столько денег, что какая-то безделушка на первый взгляд, могла так повлиять.

    Все началось с того, что я заказала себе личный...

#семья #нравственность #ценности

При постановке вопроса о семейных ценностях неизменно предполагается, что они заведомо обладают нравственным статусом. Многие философы считали семью институтом нравственности, социальной формой, которая по определению производит моральные ценности. Даже при осознании несовершенства наличных форм семьи, само ее существование продолжало считаться залогом моральности личности и общества. Однако поскольку исторические типы семьи многообразны и исторические формы морали также изменчивы, то нравственная самоценность семьи не является очевидной, и вопрос о соотношении семейных ценностей и нравственных ценностей нуждается в прояснении. В архаическом обществе архетип семьи был моделью
интерпретации любых, в том числе нравственных, отношений. Чтобы сориентироваться в ситуации, человек наделял ее участников семейными ролями. Фольклор пропитан идеями того, что семья - это первостепенная ценность, создать которую надо любой ценой. Само наличие у человека семьи служило критерием его моральной благонадежности. По словам одного австралийского аборигена, «тот, кто ведет себя правильно, не может лишиться всех родных». Архаический архетип семьи как критерия нравственности человека сохранялся даже тогда, когда система социальных отношений многократно переменилась.

Общество продолжало с подозрением относиться к сиротам не только по рациональным соображениям (плохая наследственность, неадекватное воспитание), но и в силу чисто первобытного предрассудка: человек без родственников - плохой человек. Архаические род и семья были построены по патриархальному принципу, который предполагал подчинение детей родителям, младших - старшим, женщин - мужчинам, давал представление о едином порядке вещей, незыблемость которого составило сердцевину традиционной нравственности. Отец семейства, следуя сложившимся культурным стереотипам, сам должен был проявлять заботу о духовно-нравственном воспитании членов семьи, приобщать их к ценностям традиции. Нравственное лидерство мужчины выражалось в том, что его жизнь строится по норме, а существование всех остальных - по его воле, которая наделяется атрибутами моральности. В традиционной культуре не считалось, что дети, вышедшие из младенческого возраста, заслуживают мягкого обращения и учета их интересов. Напротив, дети мыслились, как объект воспитания, который нужно как можно раньше любыми методами приобщить к сложившимся нормам.

Соответственно, семейные ценности традиционного общества - это патриархальные ценности, задающие вполне определенную матрицу нравственных ценностей, регулирующих отношения между полами и поколениями. С возникновением государства безусловный приоритет семейных ценностей был в некоторых цивилизациях поставлен под вопрос. Если в китайской традиции Поднебесная империя устойчиво мыслилась как большая семья, отношения в которой должны регулироваться правилами семейной почтительности, а не законами и принуждением, то уже древнеримское общество зафиксировало конфликт между гражданскими и семейными обязанностями человека, предпочитая первые вторым. Патриотизм, отношение человека к Родине как священной ценности подразумевал, что ради нее семейными интересами следует пожертвовать. Впоследствии различные системы нравственности настаивали на существование норм более важных, чем слепая преданность родне. В частности, в религиозной морали архетипу семьи было противопоставлено представление об индивидуальной душе, соотносящей себя с Богом. Поэтому человек может и должен любить Бога и Его нравственные правила больше, чем свои земные привязанности. В эпоху модерна произошел переход от большой патриархальной семьи традиционного общества к парной семье, что стало потрясением нравственных основ.

Семья из формы организации всей целостности человеческой жизни превратилась в локальное социальное образование, вовлеченное во взаимодействие с другими социальными единицами по универсальным правилам. Стремление человека традиционного общества укрыться в лоне семьи, просить совета у старших стало неодобрительно характеризоваться как «несамостоятельность», «бегство от свободы». Последовательное утверждение идеи равенства привело культуру модерна к формированию новой нравственной установки в семейной сфере: принципа равноправия моральных субъектов независимо от их пола и возраста. Кроме того, обоснование морали модерна осуществлялось не благодаря традиции, а с помощью рационального дискурса, в контексте которого все социальные практики должны соответствовать неким всеобщим моральным критериям. Семейные ценности перестали восприниматься как нравственные сами по себе, но должны были проходить проверку своего статуса, что уже свидетельствует об утрате ими самоценности

В современном обществе с очередным повышением социальной мобильности и изменением ценностных ориентаций, в условиях, когда семья перестала быть хозяйственной ячейкой, местом воспроизводства рабочей силы и даже репродукции человека, институт семьи настиг очередной кризис, который сопровождается активным поиском новых форм семейной жизни, что предполагает и поиск ее новых нравственных основ. В эпоху постмодерна семья выступает как важнейший источник идентичности, как сфера личностного самовыражения, ее главной функцией становится создание ниши для нравственных отношений. В условиях социальной непредсказуемости и отчуждения семья оказывается одной из немногих сфер полноценного саморазвития личности.

Строится она на тех же основаниях, что и любое другое сообщество: родственные отношения не являются ни «естественными», ни привилегированными, они вырабатываются как «договорные», «кумулятивные» привязанности . Семью укрепляет не кровное родство, брак или авторитет старших, но доверие и дружба, подлинная интимность отношений. В этом плане семейные связи становятся похожими на дружеские: «Принцип семьи - сообщества близких людей, преданных благу друг друга - несомненно, останется; но [теперь] родство может возникнуть из дружбы так же, как из кровных отношений» , - отмечает М. Френч. В свою очередь узы, подобные семейным (family-like ties), могут складываться и в дружеских сообществах .

В европейских странах речь идет не только о браках между геями, но и семьях геев, воспитывающих детей, а также о семьях, состоящих из нескольких гетеросексуальных женщин, воспитывающих детей совместно. «Просто вместе» - это не только название популярного французского романа, но и общее обозначение сущности современных семейных сообществ. Э. Гидденс пишет, что современный брак эволюционирует либо в дружбу, либо в «домашний очаг» - среду, в которой индивид обретает чувство безопасности и психологического комфорта . У. Бек среди прочих сценариев будущего семьи выделяет возникновение новых жизненных форм за пределами мужской и женской роли . Н. Гросс пишет, что детрадиционализация приводит к разрушению только так называемой регулятивной традиции брака и семьи, однако смыслообразующая традиция поддержания семейных связей на основе романтической любви и верности сохраняет свою роль в структуре интимности современных американцев . Таким образом, семья как сообщество может довольно далеко отойти от своего традиционного состава и функций, сохраняя при этом нравственное значение.

В постмодерных обществах ценность семьи не только не снизилась, но возросла. Почитание старших сменилось заботой о старших. Идеи толерантности, добровольности, равноправия и доверия стали основой новых норм, поддерживающих нравственные отношения в сообществах семейного типа. Дети становятся не только равноправными, но и главными (в силу их малочисленности и дорогостоящего воспитания) членами семьи. Исчезает разница между законными и «незаконными», родными и приемными детьми. Основой нравственности белорусского общества выступает традиционная нравственность и семья как ее доминанта. Семья образует ценностное ядро сознания взрослых белорусов, она занимает первую позицию, как среди базовых, так и среди инструментальных ценностей, ее значимость росла на протяжении последних десятилетий и превысила 90% .

Первое место семьи в иерархии ценностей является также наиболее важным общеевропейским приоритетом . Однако при всей приверженности семье белорусы недостаточно сильно осуждают те явления, которые фактически разрушают традиционную семью (развод, аборт, случайный секс) . Абстрактная ценность семьи слабо подкреплена инструментальными ценностями, позволяющими на практике создавать и поддерживать гармоничную семейную жизнь. Кроме того, содержание семейных ценностей давно и существенно модернизировано.

«В Беларуси в сознании населения доминирует эгалитарный тип семьи, обеспечивающий гендерное равенство и партнерство супругов в выполнении ими семейных обязанностей» . Притом, что семья у современной молодежи неизменно входит в пятерку ведущих жизненных ценностей, традиционная половая мораль, обеспечивавшая ее прочность, ушла в прошлое. Таким образом, при сохранении высочайшей ценности семьи происходит существенное изменение содержательного наполнения этой ценностной ориентации, относящейся к ядру нравственного сознания. Итак, в условиях динамичности семейных процессов и сосуществования семей различных типов современное общество не должно довольствоваться самоочевидной значимостью семейных ценностей. Следует тщательно формулировать ответ на вопрос: какой тип семьи общество нравственно одобряет, что является основанием этого одобрения, на основе каких именно нравственных ценностей нужно строить современную семью.

Литература

1. Гидденс, Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. - СПб., 2004.

2. Franch, M.M. Beyond power: on women, men and morals. - N.Y., 1985.

3. Spencer, L. Rethinking friendship: hidden solidarities today. - New Jersey, 2006.

4. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну. - М., 2000.

5. Gross, N. The detraditionalization of intimacy reconsidered // Sociological Theory. - 2005. - Vol. 23. - № 3. - P. 286-311.

6. Морозова, С.Н., БулынкоД.М. Динамика жизненных ценностей в структуре нормативного сознания населения Беларуси и стран ближнего зарубежья // Роль образовательных и исследовательских организаций в приграничном сотрудничестве: материалы междунар. семинара, Минск, 29 мая 2008 г. - Минск, 2008. - С. 84-107.

7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. - Минск, 2004.

8. Воднева, А.К., СидоренкоС.Ф. Семья // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / под ред. Д.М. Булынко, А.Н.Данилова, Д.Г. Ротмана. - Минск, 2009. - С. 53-74

Как вы понимаете ? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако постараемся выделить из них 10 основных.

Четко определенные помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в и уверенности для каждого члена семьи. Вот 10 основных семейных ценностей .

1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имейте в виду, что все люди разные. Создание прочных — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.

2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество . Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

5. Прощение. , которые обидели вас , очень важный выбор. Да, – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы , даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. , скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми .

9. Ответственность. Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими, сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье , создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.

Этика семейных отношений

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться - не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что "пожалуйста", "спасибо", "прости" не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных" находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: "Заплати за телефон". Он не обязан постоянно "просить" об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить "спасибо", когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: "Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу". За оказанную услугу он должен поблагодарить жену. Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на "нет" все вежливые выражения. Фраза: "Налей мне кофе" - может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: "Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе" - могут напоминать приказ. В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет жену "малышка", а она его "котик", однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.

У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу "бабушкой", а свекровь "тетей Машей", это невежливо.

Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них "хозяйка", они обе имеют равные права на это "звание", даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается "старшей" хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств. Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом. Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, Но это не значит, что они весь вечер должны провести В его обществе. Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению. Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:

говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;

замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;

заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;

говорить о ком-то в ее присутствии: "Это ведь старый человек";

в споре употреблять выражение: "В вашем возрасте. ";

дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;

повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется

не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;

не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;

не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;

не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;

не употреблять постоянно аргумент: "Вот в мое время. ";

реже рассказывать о своем прошлом;

свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща - осуждать зятя в присутствии дочери.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: "Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!", когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.

Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.

Если вы садитесь за стол, фраза: "Приятного аппетита" - вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: "Спасибо".

Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена - "вторая половина". Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.

Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:

подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;

хвалить стряпню жены;

на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;

делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;

проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;

время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;

в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;

навсегда забыть аргумент: "Я зарабатываю и требую, чтобы. ";

не ходить по квартире полуодетым;

уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;

выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;

беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.

Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.

Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:

выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;

старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;

не вторгайтесь в сферу его "священных интересов": не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;

если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: "Это все уже слышали";

не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;

не контролируйте мужа явно;.

ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;

хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;

не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;

не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т.к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.

В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: "Ты всегда.". Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, - он может ждать подобного и от своих близких. Самое главное - найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.

Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Вообще ссоры лучше гасить в зародыше, а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь "прижать его к стенке". Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.

Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: "Ты сошел с ума!" - лучше заменить вежливым: "Ты ошибаешься, дорогой". Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым - станьте для него примером.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам, постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.

Дети растут, и наступает возраст, который принято называть "трудным". Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Влияние семьи на формирование духовно-нравственного облика сотрудника ОВД

Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место:

Воспитание возможно в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме "круговой поруки", то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органов внутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение - это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Принуждение - данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности - в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку.

этика семья нравственный эстетический

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принцип творческой самодеятельности работников ОВД Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т.е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить. Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства. Принцип творческой самодеятельности работников ОВД. Необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять. Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. Отметим, что в наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Не случайно, что в нашей стране очень часто складываются целые династии военных. Не являются исключением и работники ОВД. Честь, преданность Родине и законопослушность передается у них фактически по наследству. Можно сказать, что служба Родине стала в некоторых семьях хорошей традицией. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая сознанием жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения к членам семьи, к другим людям, к обществу в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Список использованных источников

  • 1. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.
  • 2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
  • 3. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.
  • 4. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.
  • 5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
  • 6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.
  • 7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Моральная ценность семьи

Этика семейных отношений

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться - не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что "пожалуйста", "спасибо", "прости" не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных" находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: "Заплати за телефон". Он не обязан постоянно "просить" об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить "спасибо", когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: "Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу". За оказанную услугу он должен поблагодарить жену. Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на "нет" все вежливые выражения. Фраза: "Налей мне кофе" - может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: "Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе" - могут напоминать приказ. В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет жену "малышка", а она его "котик", однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.

У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу "бабушкой", а свекровь "тетей Машей", это невежливо.

Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них "хозяйка", они обе имеют равные права на это "звание", даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается "старшей" хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств. Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом. Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, Но это не значит, что они весь вечер должны провести В его обществе. Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению. Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:

говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;

замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;

заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;

говорить о ком-то в ее присутствии: "Это ведь старый человек";

в споре употреблять выражение: "В вашем возрасте. ";

считать, что удел свекрови - только домашние дела;

дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;

повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется

не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;

не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;

не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;

не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;

не употреблять постоянно аргумент: "Вот в мое время. ";

реже рассказывать о своем прошлом;

свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща - осуждать зятя в присутствии дочери.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: "Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!", когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.

Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.

Если вы садитесь за стол, фраза: "Приятного аппетита" - вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: "Спасибо".

Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена - "вторая половина". Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.

Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:

подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;

не читать газету за обедом;

хвалить стряпню жены;

на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;

делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;

проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;

время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;

в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;

навсегда забыть аргумент: "Я зарабатываю и требую, чтобы. ";

не ходить по квартире полуодетым;

уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;

выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;

беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.

Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.

Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:

выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;

старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;

не вторгайтесь в сферу его "священных интересов": не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;

если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: "Это все уже слышали";

не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;

не контролируйте мужа явно;.

ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;

хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;

не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;

не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т.к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.

В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: "Ты всегда.". Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, - он может ждать подобного и от своих близких. Самое главное - найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.

Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Вообще ссоры лучше гасить в зародыше, а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь "прижать его к стенке". Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.

Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: "Ты сошел с ума!" - лучше заменить вежливым: "Ты ошибаешься, дорогой". Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым - станьте для него примером.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам, постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.

Дети растут, и наступает возраст, который принято называть "трудным". Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Влияние семьи на формирование духовно-нравственного облика сотрудника ОВД

Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место:

1) авторитарного воспитания - ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания - склоняющегося к всепрощенчеству.

Воспитание возможно в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме "круговой поруки", то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органов внутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение - это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Моральный авторитет руководителя. Данный метод эффективен при условии, что и сам руководитель обладает высокой нравственной культурой.

Принуждение - данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности - в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку.

этика семья нравственный эстетический

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принцип творческой самодеятельности работников ОВД Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т.е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить. Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства. Принцип творческой самодеятельности работников ОВД. Необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять. Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. Отметим, что в наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Не случайно, что в нашей стране очень часто складываются целые династии военных. Не являются исключением и работники ОВД. Честь, преданность Родине и законопослушность передается у них фактически по наследству. Можно сказать, что служба Родине стала в некоторых семьях хорошей традицией. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая сознанием жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения к членам семьи, к другим людям, к обществу в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Список использованных источников

1. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

3. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.

4. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.

5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и функции семьи как ячейки общества и важнейшей школы нравов. Морально-нравственные основы семьи. Показатели, влияющие на степень и качество проявления статусных диспозиций в семье. Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2014

    Чистота и опрятный вид родителей как одно из средств сохранения их авторитета у детей. Сохранение чистоты и порядка в доме. Разделение домашних обязанностей между членами семьи. Основы хорошего воспитания ребенка. Преодоление "трудного" возраста ребенка.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Эстетическая и художественная культура - составляющие духовного облика личности. Цель и задачи эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание - целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность, критерии, задачи и понятия эстетического воспитания. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников, внеклассная работа как средство воспитания правильной эстетической культуры. Искусство как средство эстетического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Понятие эстетического воспитания и его функции. Художники-модельеры как законодатели в области моды. Эстетический идеал как важнейший критерий эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эстетизация - особенность социалистического общества.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Основные организационные и этические стандарты, нормы и ценности организации. Этическая ответственность организации перед обществом. Организация и управление предприятием как проблема управленческой этики. Специфика взаимодействия фирмы и сотрудника.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества. Анализ общих характеристик этики, применяемых в бизнесе, оценка их использования в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Священное Писание Ветхого и Нового Заветов как важнейшие источники Нравственного богословия. Христоцентричность морали Нового Завета. Отличие христианской этики от других этических систем. Характеристика периодов формирования христианской этики.