Семейные традиции примеры в садик. Работа в проекте «Семья

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Существуют традиции семейные, корпоративные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.

Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы:

    «Утро радостных встреч».
    Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

    «Календарь настроения».
    Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

    «Отмечаем день рождения».
    Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

    «Неделя экскурсий».
    Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.

    «Экскурсия в школу».
    Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению.

    «Прогулки по нашему поселку».
    Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства.

    «Семейная мастерская».
    Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

    «Книжкин день рождения».
    Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

    «Дорогой памяти».
    Цель: Вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства.

    «Мы идем в музей».
    Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

    «Украсим наш сад цветами».
    Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе.

    «Чистая пятница».
    Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.

    «Мы всегда вместе».
    Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.

Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.

  • «День знаний» (1 сентября)
  • «Осенины»
  • «День воспитателя» (27 сентября)
  • «День музыки» (1 октября)
  • «День народного единства» (4 ноября)
  • «День ребенка» (20 ноября)
  • «День матери» (27 ноября)
  • «Новый год»
  • «День защитника Отечества» (23 февраля)
  • «Масленица»
  • «Международный женский день 8Марта»
  • «Международный день птиц» (1 апреля)
  • «День смеха» (1 апреля)
  • «День космонавтики» (12 апреля)
  • «Международный день земли» (22 апреля)
  • «Пасха»
  • «День труда» (1 мая)
  • «День Победы» (9 мая)
  • «Международный день защиты детей»
  • «День России» (12 июня)

Список литературы:

  1. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».
  2. Шапошникова С.В. «Групповая традиция в детском саду».

Жанна Рушановна Федина

В нашем садике проводился конкурс "Семейные традиции ".

Дети и родители с удовольствием в нём приняли участие.

Цель : возрождение семейных традиций

Семейные традиции - это атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех жителей дома. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример.

В каждой семье есть свои традиции : это летний отдых, воскресные прогулки, совместный обед, вечернее чаепитие. и т. д. Некоторые семьи хранят традиции еще своих предков . А у других семей нет никаких традиций .

Участвуя в конкурсе , родители задумываются над этой проблемой и естественно, придумывают свои традиции , которые, быть может в будущем, сохранятся в их семье. Традиция это ведь что-то закономерное, повторяющееся, запоминающееся. Очень хороша кухня для создания семейных традиций . Будет просто замечательно, если семья собирается в воскресенье на воскресный ужин, или обед. Или внучата помогают бабушке печь пирожки, а может быть, мама и папа вместе с ребенком лепят пельмени. А может это будет поездка на природу или на рыбалку.

Для чего нужны традиции ? Что дают они ребенку? Во первых - это гордость за свою семью, во вторых - незабываемые впечатления, в - третьих - стабильность в семье.

Патриотическое воспитание - важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства - это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.

Цели создания и работы патриотического уголка в детском саду

Патриотическое воспитание дошкольников - обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм - это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль.

Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

Какими правилами необходимо руководствоваться при организации патриотического уголка

  • Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
  • Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
  • Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
  • Использование этих материалов в НОД.

Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности - создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

Паспорт патриотического уголка, как часть паспорта группы, можно увидеть на примере .

Патриотический уголок

По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка

  • Знания о государстве.
  • Информация о родном крае (области, автономии).
  • Изучение народных традиций и культуры.
  • Малая родина - дом, где мы живём.
  • Семья - самое важное в жизни.

Таблица: особенности подборки материала в зависимости от возраста детей

Государство Родной край Народная культура Малая родина Семья, семейные традиции и нравственность Художественная литература
Младшие Символика государства: изображение герба, государственного флага.
Портрет президента.
Иллюстрации красоты и природного богатства родного края Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды;традиционные игрушки России(из соломы, из ниток) Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты - города, района, своего детского сада. Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому.
Мой дом: изображение различных архитектурных зданий, отличающихся внешнему виду и назначению.
Поведение: иллюстрации и папки, рассказывающие о правилах поведения в различных ситуациях.
Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае
Средняя Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды. Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки. Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же.
Старшая и подготовительная К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
Выделяются новые подразделы:
  • Россия - мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах.
  • На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.
Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом страны. Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
  • Уклад жизни на Руси.
  • Традиции национального костюма.
  • Народный календарь.
  • Русская игрушка.
  • Народные праздники.
Появляются отдельные рубрики:»Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города. Семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое дерево моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы». Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны.
Добавляется новый раздел:
«Православи».
Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях.

Оформление патриотического уголка своими руками

Каким требованиям должно удовлетворять оформление уголка

  1. Логика размещения материала.
  2. Эстетичность и привлекательность оформления.
  3. Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
  4. Соответствие материала возрасту детей.
  5. Творческий подход педагога в оформлении уголка.

В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой.

Какого типа материалы можно использовать в оформлении

  • Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
  • Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
  • Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
  • Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
  • Творчество самих воспитанников.
  • Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).

Подборка эскизов оформления патриотического уголка

  • Фотографии интересных идей в оформлении и техника создания российского флага своими руками в статье «Патриотический уголок в детском саду» .
  • Фотографии стендов и макетов по разным направлениям работы представлены в статье Милиты Зарицкой «Патриотический уголок в детском саду «.
  • Визуальная экскурсия в статье Светланы Гребановой «Оформление патриотического уголка группы» .

Фотогалерея: примеры оформления патриотического уголка

Представлены особенности национального края Государственная символика и кукла в народной одежде Красочное представление народной культуры Показаны дидактические игры по военной тематике

Использование стендов, выполненных на заказ, имеет свои положительные стороны: компактное сочетание государственной символики, яркость красок, возможность использовать собственный эскиз при оформлении заказа.

Фотогалерея: стенды для патриотического уголка

Раздел государственной символики Такой стенд подойдет для младшей группы
Такая информация несомненно будет интересна всем мальчикам в группе

Какое название можно дать патриотическому уголку

Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:

  • Моя Родина.
  • Родной край.
  • Уголок России.
  • Вперёд, Россия!

    С чего начинается Родина.

    Наша Родина - Россия.

  • Любимый край.
  • Люби и знай свой край.
  • Мы живём в России.

Видео: патриотические уголки в детских садах

Работа в патриотическом уголке детского сада

Кроме размещения информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Проводятся мероприятия, относящиеся к этому направлению воспитательного процесса.

Примеры организации патриотического воспитания :

  • Наша Родина - Россия (пример оформления папки по данной тематике и возможные варианты сообщений).
  • Материалы для папок в патриотическом уголке представлены Еленой Поликарповой в статье «Уголок патриотического воспитания» .
  • Статья Инны Дмитриенко «Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию» с примерами проводимых мероприятий.

Примеры конспектов мероприятий по патриотической тематике

Конспект открытого мероприятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему «Родина моя» .

Конспект занятия в младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию - таблица

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Россия - Родина моя»
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края
2. Закрепить название «Россия»
3. Закрепить знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре.
4. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать уважительное отношение к Российской геральдике.
Пособия и материалы: картинки с изображением солдата, Российского флага, цветные карандаши, контур флага; картинки с изображением растений, животных и птиц, флага.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят в круг:
«Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.».
2.Основная часть.
- Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живём?Россия.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде.
Вы любите путешествовать?
(Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.)
- Отправляемся. Счастливого пути! Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.

«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка. Наша первая остановка называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины?
(дети рассматривают картинки деревьев)
Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц)
Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)
- Молодцы. Поехали дальше. Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Останавливаемся. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»).
- Молодцы, ребята. Поехали дальше. Звук поезда
- Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка «Военная».
Дети выходят из поезда, слышится марш.
- Какая это музыка? (ответы детей). Кто под неё марширует (солдаты). Звучит марш на военных парадах (звучит запись). Под эту музыку маршируют солдаты.
- Посмотрите, ребята, на этой картинке кто-то изображён. Кто это? (солдат)..
В: А, как вы догадались, что это солдат? Да, он одет в форму и у него в руках оружие.
В: Правильно! Молодцы! Когда много солдат, то получается целая армия! Как вы думаете, ребята, для чего же нужна армия?
- Да, ребята, чтобы защищать людей нашей огромной Родины от тех, кто захочет напасть на неё, т. е. от врагов.
Для того, чтобы защищать нашу Родину солдаты много тренируются, чтобы стать сильными, храбрыми. А мы хотим стать такими как они? (ответы детей). Для этого нам надо тоже потренироваться.
Физкультминутка.
1,2- стоит ракета, 3,4 - самолёт.
1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт.
1,2,3,4- руки выше, плечи шире.
1, 2, 3,4 - и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, правой - два,
Посмотрите все на нас!
3.Практическая часть.
- Ребята, давайте пройдём к столам.
Дети садятся за столы.
- Посмотрите, как вы думаете, что это? (на доске картинка с изображением флага)
- Ребята, это флаг нашей Родины. Давайте посмотрим: какие цвета есть у нашего флага.
Я - белый цвет - свобода, гордость, слава.
Я - синий цвет - покров родной страны.
Я - красный цвет - могучая держава.
Все вместе мы - едины и сильны!
Посмотрите, ребята, у меня есть три полоски цветной бумаги. Сейчас мы с вами будем учить расположение цветов на флаге России. И будем делать флаг своими руками
Показ воспитателем порядка выполнения работы.
У вас на столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.
- Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине.
4.Итог
. О чём мы сегодня говорили? Что мы увидели? Что научились делать? А вам понравилось наше путешествие?
- В конце нашего путешествия послушайте стихотворение «Наша Родина»
- Родина
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
А теперь садимся опять в поезд и возвращаемся в детский сад.

Конечно, для ребёнка любовь к Родине - это любовь к семье, к своим близким, к тем, кто его окружает. Но ребёнок растёт и вместе с ним расширяется круг его интересов: друзья, двор, в котором есть столько интересного, родной город, с теми дорогими местами, которые есть у каждого. Взрослый человек понимает, Родина - эта та страна, которая досталась тебе в наследство от твоих предков и теперь ты за неё отвечаешь.

Непонимание между родителями и детьми негативно отражается в первую очередь, на ребенке. Многие родители в выходные и праздничные дни стараются занять ребенка просмотром телевизора или игрой на компьютере.

Очень сложно порой донести до родителей и объяснить, что малыша надо не только вкусно накормить и модно одеть, но и общаться с ним, научить его общаться, размышлять.

Как это изменить? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей активными участниками педагогического процесса?

Это происходит не только потому, что родители очень заняты. Порой они не знают, как организовать досуг детей в домашних условиях. Какие семейные традиции могут этому поспособствовать?

Что же такое семейные традиции? В толковых словарях это понятие раскрывается следующим образом: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Поэтому, мы начали работать над проблемой формирования семейных традиций воспитанников детского сада, используя такую форму организации совместной деятельности детей и воспитывающих взрослых, как образовательный проект.

Исходя из цели проекта, мы использовали активные формы работы с родителями и разработали план реализации проекта.
Чтобы изучить семьи воспитанников, получить информацию об интересах родителей, выявить проблемы по вопросам семейного воспитания и организации совместного проведения времени в семье, а в дальнейшем направлять и просвещать родителей в вопросах развития ребёнка, провели анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания.

По результатам анкетирования были выявлены семьи, испытывающие затруднения в организации семейного отдыха. С данными семьями проводились: консультации о семейных традициях, индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». В уголке для родителей разместили памятку «Как организовать семейные праздники».

С целью формирования семейных традиций, было проведено Родительское собрание в форме Гостиной, в ходе которой мы пытались заинтересовать детей и родителей изучением истории происхождения своей семьи; прививали уважение к семейным традициям, способствовали становлению личности дошкольников с помощью изучения жизни своих предков и родословной.

В приближении праздников, посвященных Международному женскому дню, разработали план взаимодействия сотрудников детского сада и родителей по проведению совместного мероприятия. Творческая группа коллектива модифицировала сценарий утренника «Манин день», к реализации которого активно подключились родители воспитанников старшей группы.

Итогом работы по реализации данного проекта стала фото выставка «Мы отдыхаем».

Что могут дать семейные традиции человеку? Они способствуют всестороннему развитию ребенка. Ведь традиции предполагают неоднократное повторение каких-то действий, т.е., стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ней, он со временем перестает бояться неизвестности. А зачем пугаться, если все постоянно, стабильно, и близкие рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто менторов, но и друзей, с которыми интересно совместно проводить свободное время.

Для взрослого семейные традиции дают ощущение единства со своими родственниками, сближают, укрепляют чувства. Ведь нередко это минуты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими людьми, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

И, наконец, это культурное обогащение семьи. Она становится полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой неоценимый вклад в дальнейшее развитие нашей страны.

Это далеко не все положительные стороны семейных традиций. Но даже этого уже достаточно, чтобы задуматься: а чем живет моя семья?

Актуальность

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

  • Повышение престижа семьи;
  • Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

Методы проектирования:

  • Прогнозирование;
  • Планирование;
  • Моделирование.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 5-6 лет.

Проект реализуется в 5 этапов.

1 этап «Выбор темы»

Катя и Даша пришли в детский сад с загорелыми лицами после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети стали интересоваться, как они загорели, ведь на улице ещё снег лежит. Оказалось, что они катались на лыжах весь день, поэтому и загорели. Девочки и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, на утреннем круге были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на свои вопросы?
  • Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру
  • Где работают родители
  • Где учится брат, сестра
  • Когда у меня день рождения
  • Когда день рождения у брата, у сестры
  • Свой адрес
  • Что такое семейные традиции?
  • Что такое реликвия?
  • Кто самый главный в семье?
  • Что лежит у бабушки в сундуке?
  • Кем работали бабушка и дедушка?
  • Зачем празднуют день рождения?
  • Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
  • Когда мы поедем на дачу, в деревню?
  • Спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки
  • Спросить у воспитателя
  • Спросить у сестры, брата
  • Спросить у друзей
  • Сходить на экскурсию
  • В книгах
  • В энциклопедии
  • Сходить в кино
  • Спросить у тех, кто работает в музее

2 этап «Сбор сведений»

Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:

  • Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
  • Изучить историю составления родословной;
  • Организовать встречи с родителями и специалистами;
  • Привнесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
  • Организовать игровую деятельность;
  • Организовать экскурсию.

3 этап «Выбор проектов»

Задача воспитателя – помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.

Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.

Возможные проекты по теме «Семья»

4 этап «Реализация проектов»

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Разделы программы Виды деятельности Сроки
Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевая игра «Военные учения», «Служба спасения», «Строительство», «Дом», «Семья», Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
  • Дидактические игры «Моя квартира», Кому что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?».
  • Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Репка», «Самый маленький гном».
  • Строительные игры «Мебель для дома».
  • Инсценировка «Три мамы».
  • Оформление родительского стенда на тему: «Во что играли наши бабушки».
Февраль
Социальное развитие
  • Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Беседа на тему: «Права и обязанности в семье».
  • Знакомство с правовым словариком на тему: «Я и СЕМЬЯ».
  • Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций.
  • Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
  • Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»
  • Знакомство с семейными реликвиями.
  • Беседа на тему: «Что я знаю о своём родном городе Новосибирске».
  • Беседа на тему: «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями».
Февраль
Коммуникативное развитие
  • Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».
  • Беседы на тему «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей».
  • Беседа: «Кто может служить в армии», повторение стихов, песен о Российской армии.
  • Оформление родительского стенда к празднику «День Защитников Отечества»
  • Спортивная эстафета «Юные солдаты» с участием пап.
  • Беседа о международном женском дне», разучивание стихов, песен о маме, сценки «Три мамы», показ дефиле.
  • Оформление родительского стенда к празднику «8 Марта».
  • Проведение утренника, посвящённого «8 Марта».
Февраль
Здоровье и физическое развитие
  • Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
  • Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на лыжах, коньках, санках.
Февраль
Познавательное развитие
  • Фотовыставка «Семейные увлечения».
  • Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта».
  • Участие в конкурсе «Лучший букет для мамы» своими руками.
  • Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?».
  • Составление словарика имён членов семьи «Значение имени».
  • Выставка «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.
Февраль
Эстетическое развитие
  • Художественное творчество: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Мой дедушка», «Дома на нашей улице».
  • Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л.Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».
  • Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Февраль
Взаимодействие с родителями
  • Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
  • Анкетирование на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка».
  • Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
  • Мини проект «Счастливый выходной день».
  • Фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция».
  • Семейный конкурс «Снежных фигур» на территории детского сада.
  • Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц.
  • Презентация проекта «Генеалогическое древо семьи».
Февраль

Схема осуществления проекта «Семья . Семейные традиции».

5 этап «Презентация»

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Игра-драматизация по сказке «Самый маленький гном».

Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».

«Генеалогическое древо семьи».

Результат.

  1. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
  2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  3. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
  4. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
  5. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.

Используемая литература:

  1. Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
  3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  4. Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
  5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
  6. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
  7. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
  8. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
  9. Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.