Сценка отдых на сенокосе русская. Простор.net - центр христианских ресурсов


Июль в деревне - пора заготовки сена. Начинается сенокос. Жара, мухи и овода. « Эх, лето красное!! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» . Пушкин знал, о чем писал..... А Вам приходилось бывать в русской деревне во время сенокоса? Эх..солнце, ветерок, запах скошенной травы..везде она лежит сушится...... и клевер сочный...и молоко живое....А в русских избах прохладно, тихо, только мухи жужжат и бьются по стеклу....
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля...

Там - сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Сенокос. Заготовка кормов на предстоящюю зиму,для жвачных животных является неотъемлемой частью жизни в деревне.Сроки начала сенокоса приурочивают обычно к петрову дню(12 июля),но конечно все зависит от погодных условий.

Давно не выходил я по утрам,
Взглянуть на Землю, посмотреть рассвет…
Сказать спасибо Небесам
За то что вижу белый свет.

Дает мне силы воздух чистый,
Подбадривает ветерок.
Неподалеку заяц шустрый
Испуганно утёк.

Пройтись по утренней росе
С косою на плечах,
И солнце греет плечи мне,
И я пошел в «размах».

Не передать словами чувства,
И запах скошенной травы…
И все ж становится мне грустно…
Недалеко ведь до зимы…

Сенокос продолжался дней двадцать, а то затягивался и на месяц, и соответствующий настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали - покупатели были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай, баранки и водку (выпивка за счет общины называлась "мирское"), закуску приносил каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.

Мне часто грезятся ночами
Места, знакомые до слез,
Где липы - в утренней печали,
Где родники – среди берез…

Где Волги тихие разливы,
Где васильковые поля,
Где яблони цветут и сливы,
Где ночью – трели соловья!

Где в деревнЯх, проснувшись рано
Мужья уходят на луга,
А жены, в светлых сарафанах,
Им носят завтрак в узелках.

Стучат бруски по звонким косам,
Размерены и взмах, и вздох,
И в травах, от росы белёсых,
Крикливых птиц переполох…

А ближе к полудню - мальчишек
Отцы пошлют разбить валки…
А на столах – картошка дышит,
И зреют в печках пироги

Ах, славное какое время!
В нём – детство, лето, сенокос…
И дед, и бабушка в деревне…
И старый дом среди берез…

Сенокос, сенокос!
Луг остался без волос!
Он пострижен косами,
Он побрызган росами.
Как причёска эта
Хороша для лета!

4 июля 2016 г. в живописном месте, в окрестностях деревни Ташла прошел районный фольклорный праздник сенокоса «Звени коса». В конкурсе участвовали команды из 10 сельских Домов культуры: Имендяшевский СДК - команда «Уклы кая», Бурлинский СДК - команда «Бурлинский косцы», Зилимкарановский СДК - команда «Сильные, ловкие», Ковардинский и Юлуковский СДК - команда «Единая сила», Табынский СДК - команда «Ромашка», Ташлинский СДК и Мендимский СК - команда «Клевер», Утяковский СДК - команда «Напевы Зигана», Янгискаинский СДК - команда «Душица - матрешка», Ташбукановский СДК - команда «Цветок розы», Антоновский СК - команда «Утренние зори».

Все команды были подготовлены и с ловкостью справлялись со всеми конкурсами. В конкурсе косцов участвовало 18 участников. В тройку лучших вошли Осипов Михаил, Губайдуллин Аскар и победителем стал молодой, высокий, рослый парень из деревни Мендим. Ширина его покоса составляла 2,5 метра. Косит легко, оставляя за собой свежескошенный широкий ряд. Женщины из команды поддерживали их, угощали айраном и квасом.
Затем все подключились к конкурсу «копнометание». Отличились быстротой выполнения и слаженностью Зилимкарановцы. За 3 минуты 59 секунд, они первыми собрали свою копку. Затем завершили свою работу Бурлинский, Табынский, Янгискаинский СДК.

А затем пришло время и конкурсу «Стог- art - объект» т.е. из стогов изготавливались дизайнерский фигуры. Вот уж где разгулялась фантазия: у Табынских казаков стог нарядили под казачку, Ташлинцы сделали чертика, Бурлинцы - «Трынчиху», Утяковцы - «Цветы Башкортостана», Янгискаинцы назвали свою композицию «Сделал дело - гуляй смело», соломенный мужичок играет на гармошке, а татарочка танцует, Зилимкарановцы назвали свою композицию «Королева лета» и вновь оказались лучшими. Следующий конкурс назывался «Полевая трапеза». Учитывался ассортимент национальных блюд. Утяковцы и Ковардинцы приготовили около 20 блюд, богатые столы были у Имендяшевцев, Зилимкарановцев и Утяковцев. Табынский СДК - отличился эстетичностью оформления блюд.

В конкурсе «Приготовление фиточая и знание лекарственных растений» не было равных Утяковцам, Ташлинцам, Ташбукановцам, Янгискаинцам.

Закончился праздник - концертом. Звучали песни, частушки под баян, курай, кубыз. В конкурсе участвовали народный хор «Землячки» и фольклорный коллектив Районного Дворца Культуры под руководством заслуженного работника РБ З.А. Зайнышевой. Лились наперебой сенокосные частушки на башкирском, русском, чувашском, татарском языке.

Итог праздника: Диплом 1 степени получили Зилимкарановцы, Диплом 2 степени - Утяковцы, Диплом 3 степени - Ташлинцы. Вот так и завершился праздник, остались положительные эмоции и хорошее настроение.

Лето – традиционная пора большинства праздников народного православного календаря. Дышится легко, разнотравьем душистых лугов, настроение – солнечное, когда даже солнца нет, в общем, лето – это хорошо! Причем, раньше, в советское время, по разным причинам, народный праздник в любом селе отмечали массово – сказывалось внимание колхозов и совхозов к соцкультбыту, к возможности в страдную пору сделать жизнь селянина-труженика поярче! Сейчас народные праздники проводятся в основном, как правило, клубными досуговыми учреждениями – чтобы народ не забыл, а молодежь знала – ЧТО такое народные традиции, народные праздники!

Вот такой праздник – Берегини-покосницы состоялся на любимой населением площадке возле Шамординского сельского Дома культуры. Его инициаторами и организаторами стали, естественно, работники последнего.

Начало июля – замечательная пора, это время сенокоса. По церковному календарю это время после Петрова дня (с 8 по 25 июля), когда травы набирают наибольшую силу. Именно с этого дня начинался луговой покос, на который люди выходили как на праздник, себя показать, на других посмотреть, одевались во все самые лучшие наряды

Девушки в русских костюмах, стог сена, шалаши – ведь покос на селе длился не один день, в нем участвовала так или иначе вся деревня, с утра звучащая музыка привлекли к месту проведения праздника не один десяток людей.

Сценарий праздника включал в себя представление Берегини – покосницы, постановочную картину «Косцы», народные игры и забавы возле стога сена, фольклорные песни в исполнении старейшей жительницы села Анны Гореленко, стилизованные хороводы, песни, угощение. Все это, собранное воедино, и показанное зрителям, заставило умилиться русским народным праздникам вообще и дотошности и старанию работников Шамординского СДК – Н. Шило, В, Гришечкиной, Е. Симочкиной, - при участии заместителя главы местной администрации В.А. Моисеевой.

Интересными стали рассказы о сенокосных традициях на Руси, о тряпичных куклах Берегинях, которые изготовляли хозяйки и брали их на сенокос. Садили под стожки и она оберегала руки хозяйки от порезов и повреждений, приносила удачу.

Приглашенные зрители и гости не остались в стороне от чудесного настроения, созданного праздником: некоторые из них стали сами активно участвовать в проведении игр, предлагать свои игры, активно петь известные песни про сенокос, участвовать в викторине на знание пословиц о сенокосе. Местный баянист дядя Леша на красивом баяне своими баянными наигрышами и переливами тоже внес свою лепту в красоту праздника. За угощением состоялся обмен опытом местных жителей по использованию целебных свойств трав, народном лечении травами.

Дети вспоминали пословицы о сенокосе, где ведущая начинала пословицу, а дети предлагали свои варианты. Играли в различные народные игры: «Заря-зарница», «Шел козел по лесу», «Ой, вставала я ранёшенько» и другие. Участвовали в командных эстафетных играх – «кто быстрее оббежит вокруг копны», по плетению самой длинной косы из трав и другие. Взрослые вместе с детьми водили хороводы, пели песни, частушки.

На мероприятии царила теплая атмосфера праздника. Все присутствующие получили заряд бодрости и позитива, настоящее удовольствие от праздника, целями которого были - возрождение национальных традиций сенокоса разных народов живущих в селе, популяризация здорового образа жизни, воспитание подрастающего поколения и уважения к сельскому труду, экологии, открытие целебных свойств лекарственных растений.

Отрадно, что в проведении праздника участвовали люди практически всех возрастов – от пятилетнего - до большого уважаемого!

Сенокос под дождем

Основным действом стала реконструкция сенокосного обряда с вовлечением в него зрителей - обучение косьбе, покос, ворошение сена, метание стога. Также прошли мастер-классы по различным способам косьбы и соревнование косарей. Для участников была предусмотрена традиционная трапеза на покосе и угощение деревенским квасом.

В общем, хорошая, интересная идея. Предполагалось, что все участники и гости прибудут на остров Княжестров в покосных костюмах. Этакая ролевая игра. На деле же получилось не так, как виделось изначально.

Во-первых, изрядно все подпортил дождь. Мероприятие в формате open air предполагает все же в наших широтах наличие варианта на случай плохой погоды. Можно было бы придумать какие-нибудь навесы над сценой или хотя бы над зрителями. Или же переместить «праздничное действие» в пустующий ДК (все равно артисты большую часть времени провели там, спасаясь от непогоды). Да и косить сено в дождь - сильное нарушение традиций. Если уж показывать все а-ля натюрель, то давайте уж тогда действительно «взаправду» - в хорошую погоду или схематично на закрытой площадке.

Во-вторых, место проведение тоже, на мой взгляд, не самое удачное. Нет, я ничего в принципе не имею против замечательной деревни Кузьмино: живописные озера, луга, приветливые жители... Дело в другом - не приехать, не уехать. Остров. И нет мостов. Только корыто-катер, который делает пару рейсов за сутки. Артисты оказались заложниками. Вроде бы и домой можно было бы уйти промокшим, замерзшим, но не вплавь же до Лявли добираться. Многие жаловались, что встали в 5 утра, чтобы к 9 часам оказаться на причале, а уехать с острова стало возможным только после четырех часов вечера. Можно было бы на это закрыть глаза, кабы не возраст участников - дети и пожилые женщины. А что вы хотели? Кто нынче занимается в фольклорных коллективах? Да и будь путь до деревни менее кучеряв, можно было бы и артистов побольше пригласить, и мастеров, и даже провести мини-ярмарку.

Львиная доля ответственности за проведение праздника легла на плечи директора Княжестровского ДК и местного главы. Остров еще ни разу не принимал у себя мероприятие областного масштаба. Видя, как стараются хозяева, можно только сказать одно: молодцы, действительно старались и переживали.

Перебор с аутентичностью

В 2013 году фестиваль «Круглый год: праздник «Сенокос» вошел в проект правительства Архангельской области «Созвездие северных фестивалей» и получил финансовую поддержку министерства культуры региона в рамках государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера на 2013-2015 годы». То есть деньги были выделены областью. А проводил мероприятие отдел культуры администрации Приморского района. Получился праздник скомканным. Кажется, будь в воскресенье погода повеселее, мало что изменилось бы. Сложилось впечатление, что мероприятие прошло для галочки, для отчета, мол, вот мы провели, деньги освоили... Зрителей из местных жителей почти не было, массовку формировали из музыкальных коллективов Приморского района, некоторые участники которых жаловались, что готовили концертные номера для фестиваля, а на деле приехали на «дефиле в народных костюмах». Кстати, о костюмах. Даже журналистам было доведено об особом «дресс-коде». Дескать, не пустим без сарафана и платка, и никаких современных сумок и мобильных - все исключительно «покосное»: узелки, корзинки... Ну, журналисты народ такой - похихикали над креативом да и наплевали: неужто мы фотоаппараты, камеры и диктофоны распихаем по карманам? А вот артистам просто в приказном порядке велели: быть аутентичными, хоть ты тресни. И косы с граблями с собой захватить из дома! Представляете картину (а что представлять, некоторые это в живую видели): стоит на автобусной остановке группа людей в русских сарафанах, рубашках, с косами, узелками, корзинами, в которые бережно упакованы телефоны, ключи, лекарства, кошельки, все на самый низ, под бутерброды, ибо не сумка, на замок не запрешь, а воры не дремлют... Стоит эта группа и объясняет зевакам, что не из дурдома, а на сенокос. Ну, на праздник. Кто призыв руководства мимо ушей пропустил - благополучно переоделся по прибытии на место. Не без приключений, правда, но репутация «нормального» в глазах «неосенокосенной» части человечества все же превыше. Устроителям следующего народного праздника все-таки надо думать об этом. Как не крути, не в XIX веке живем. Даже пробитые ролевики, те, что чтят историю Древней Руси, на свои слеты не в кольчугах едут...

Можно, конечно, было сделать скидку на то, что такое крупное мероприятие не каждый месяц проходит, поэтому не так много опыта. Но, господа, это далеко не первый опен-эйр в Архангельской области! Спросите знающих, подскажут! Те же ролевики, имея нулевой бюджет, умудряются так отыгрывать на своих сходках, что ни у кого даже не возникает сомнения - машина времени существует.

«Созвездие северных фестивалей» - своего рода нарождающийся бренд, посему и подходить к нему не мешало бы с большей долей ответственности, ведь в первую очередь судят по уровню организации, а не за красоту кокошника. Этак можно прослыть такими провинциальными фестивальщиками, что в следующий раз никто и не поедет. А то и с аутентичностью перебор, и люди увидели не праздничный сенокос, а печальную реальность современного сельского быта.

Но за одно все же огромное спасибо - за приглашение фольклорного ансамбля «Белозорие» из Ленинградской области. Покорили.

Июль, самый жаркий месяц лета, называют в народе сенозарником, страдником, приберихой, макушкой лета. Весь день нещадно палит, печет высокое солнце. В воздухе стоит марево тепла, излучаемого землей, душно и жарко. Так и тянет куда-нибудь в тень, чтобы отдохнуть в прохладе кустов и деревьев. На лугах в полном разгаре сенокос, который в деревнях начинался 7 июля. Об этой поре наши предки говорили: «Сбил сеногарник спесь, что некогда и присесть», а поэт Николай Рыленков написал так:

«Пора страды горячая не в тягость
Тому, кто с детства знает наперед,
Что без него не сварит пива август,
Гостей за стол сентябрь не позовет».

Да, покос и заготовка травы на корм домашнему скоту в русской деревне считался одной из приятнейших сельских работ. Июльские теплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов - все вместе имеет что-то обаятельное и отрадно действующее на душу. Как не любить это удивительное время?

Вообще, при уборке сена бывает много хлопот, особенно если тучка набежит или пойдет дождь. Тут не зевай, сено быстро убирай. Об этом как нельзя лучше знает Лидия Васильевна Каргина, проживающая в деревне Большие Дворища.

В гости к семидесятичетырехлетней пенсионерке мы заглянули не случайно. Лидия Васильевна вовсю сенокосит. Несмотря на возраст, она до сих пор ведет свое хозяйство. Молодая козочка, четыре козленка, больше десятка куриц - без живности и постоянного движения Лидия Васильевна не представляет своей жизни. Без коровы Лидия Васильевна только семь лет. Супруг умер молодой, держала корову без него: детей нужно было поднимать.

…В день нашего приезда она ворочала сено на овиннике за домом. Легкое светлое платье, платок на голове, грабли, черенок которых от трудовых мозолистых рук стал гладким и блестящим. Все, как и полагается на сенокосе. Жары Лидия Васильевна не боится. Косить, правда, выходит часа в четыре утра, по росе. Как говорят, звени коса, пока роса. Проводя бруском вдоль лезвия косы с той и другой стороны, она оттачивает свою помощницу, и звенит над лугом звонкая мелодия сенокоса…

Во время разговора Лидия Васильевна вспомнила молодость, да пору сенокосную.

В 10 лет я загребала сено, опахивала лошадей от овода. В 14 лет меня отправили на дальние покосы за 13 километров. В семье нас было двое: я и брат, который родился 25 мая 1941 года. Мама наша овдовела в 28 лет: папа погиб на фронте. Помимо нас матери пришлось воспитывать своих брата и сестру. Вот, помню, отправили меня на дальний сенокос, а я реветь. Мне бригадир и говорит: «Не реви, будешь для нас гороховый кисель варить на тагане».

Начинали раньше косить 7 июля, как расцветает ромашка - последний цвет. Бригадир дает команду косить, выходим бригадой, но не каждого в бригаду-то брали. Обрабатывать кого-то не больно работящего тоже никому не хотелось. Все выходили на сенокос нарядные, как на праздник, хоть и бедно жили. Потом жнитва, лен теребить… все по-разному. Утром выходили в 3-4 часа косить. Косили семьями. Устанем, сядем отдохнуть, запоем песню. Частушки любили шуточные:

«Сенокосила, косила,
сенокос убористый,
Залетке первая заметка -
Неразговористый!»

Несмотря на тяжелую работу, во время сенокоса и свидания были. Вот и мы с мужем познакомились в сенокосную пору, в Ильинскую пятницу, перед Ильиным днем. Конечно, работать было тяжело. Еда была простая: яйца, лук зеленый да окрошка. Но, знаете, все были дружные, друг другу помогали, было весело, а главное спокойно. Утром косили. Как сено подсохнет, ворочали, укладывали в копны, на другой день растрясали. Сараи для сена были на каждом гуменнике. Сено совхозное убирали в сарай, свое - на поветь. На дальних покосах тоже сараи были, стога метали редко. Когда сараи нарушились, их не стали ремонтировать, метали стога и скирды. На сенокос всех посылали, с любой работы. Это была общая забота, общее дело.

Работа работой, но веселились от души. Ходили в другие деревни на праздники. В Купальник, 7 июля, в соседней деревне был праздник, в Петров день - в Останине.

Здоровье пока терпимо, поэтому кошу руками сама, дети приезжают на выходной, помогают. Брат рядом живет, тоже иногда подсобит. Меня дочь ругает, говорит, что пора бы отдыхать, а я не могу иначе. Козочка в этот год молодая, доит первым. Кур 15 штук, два петуха, в прошлый год было 30 цыплят. Нынче одна курочка 11 штук привела, одного, правда, украли. Сейчас вот семь куриц клохчут, сидят одна на другой. Я их уже и купала, и в ванну и в подклет сажала, все равно сидят! Так что яйцами я обеспечиваю и детей, и внуков. У меня шесть девочек-припевочек: первая уже замужем, последняя - пятиклассница.

Вот спрашиваете про сенокос, а ведь как раньше говорили: сенокос - устав житью! А как по-другому? Раньше без коровы никто не жил. Если коровы нет на дворе, это какой хозяин? Корова на дворе и кусок на столе! Молоко я люблю, постряпать люблю. Магазина нет, куда идти за молоком? Тут и молоко, и сыр делаю. Когда две козы в прошлый год было, так и сметаны набью. К нам ездит автолавка, так вот Виктор Васильевич меня и спрашивает, почему молоко никогда не беру? Я отвечаю: «У меня две сталинские коровы!». Сталинскими коровами называли коз за их хитрые глаза. А еще козы обладают хорошей памятью, они мудрые: худое сено есть не будут.

Лидия Васильевна пригласила нас на чай из самовара. Стала хлопотать, накрывая на стол. Поставила самовар, сварила яиц.

Вода у нас вкусная! - разливая чай из пышущего жаром самовара, приговаривает она. - А у меня ведь и гости из-за границы даже бывали, очень понравилось. Удивились, как я хозяйство одна веду, дрова колю. Только головой качали. А мы, деревенские бабы, ко всему привыкшие. Никакой работы не боимся!

Вот и подумалось, что, скорее всего, с сенокосом и своей козой эта энергичная женщина не расстанется долго, а все потому что привыкла, да к тому же всю жизнь Лидия Васильевна работала ветеринарным фельдшером в родном хозяйстве. Только вот колхоз менял свое название не один раз: «Большедворищенский», «Союз», а уходила на пенсию она из «Грязовецкого».

Так и живет в труде, не унывая, Лидия Васильевна. Одна беда: сократили почтальона, два года сидит деревня без газет и журналов. Магазина нет уже три года: не могут найти продавца. Вот и получается, что вести свое хозяйство ей необходимо, пока есть на это силы.

…На повети пахнет свежим сеном, под потолком висят березовые веники. Лидия Васильевна открывает калитку, выходящую на задний двор.

Вот какая благодать здесь у нас! Выйдешь на волю, все твое и жить хочется!

В гостях побывала
Е. Щучкина.