Сценарий рождественского праздника «Волшебные слова. «рождества волшебные мгновенья

Сценарий

Новогоднего праздника

Герои

3 ведущих

Фея

Баба – Яга

Леший

Дед Мороз

Снегурочка

Песни

Замела метелица город мой

В новогоднем лесу

Кто же это

Про Деда Мороза

Тик-так

Медвежий сон

Хоровод

Наша ёлочка

Верим с детства мы календарю

Новогодний балл

Танцы

Летка - енька

Леший

Новогодний рокен - рол

Акробатический этюд

    Ведущий

Звучит фоновая музыка

Презентация

1 слайд

Под Новый год, под Новый год

Мечта и быль встречаются.

Под Новый год, под Новый год

Чудеса случаются.

2 Ведущий

Их отыскать совсем легко,

Коль веришь в чудеса.

От удивленья широко

Открой свои глаза.

1 Ведущий

Под Новый год, под Новый год

Бывают превращения,

И каждый, несомненно, ждет

В сказку приглашения.

2 Ведущиё

Пусть превратится хмурый день

В улыбок торжество.

Ах, как приятно для людей

Такое волшебство.

Песня «Замела метелица» в исполнении 2Б.

Презентация

2 слайд

Дети на сцене поют песню

После песни мальчик кидает снежок и разбивает стекло.

Дети кричат «Ты что разбил?»

Гаснет свет.

Презентация

3 слайд

Ха-ха-ха, ишь, развеселились! Подарков вам захотелось! А вот и не будет вам никакого нового года. Вы разбили волшебные часы и время остановилось. Больше никогда не наступит Новый год!

Сим-салабим!
Сим-салабим!
Дай чудесам сотвориться моим!
Звезды погасните. Все замирайте.
Сим-салабим!
Получайте!

Звук метели. Гаснет ёлка.

Дети кричат, убегают со сцены

Ведущие заходят на сцену

1 Ведущий

Ой, что – то холодно стало!

Ёжатся, переминаются с ноги на ногу.

Алёна Александровна

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!

Что случилось?

Я слышала какие – то крики.

2 Ведущий

Ребята играли в снежки и нечаянно разбили волшебные часы.

1 Ведущий

Снежная королева заколдовала нашу ёлочку и сказала, что не наступит Новый год.

Алёна Александровна

Да не расстраивайтесь. Мы обязательно, что нибудь придумаем.

Если вместе соберёмся,

Если за руки возьмёмся,

Дружно встанем в хоровод

Значит, будет Новый год!

Исполнение песни «С детства верим мы календарю».

2 Ведущий

Мы с весёлым смехом
Все вбежали в зал,
И лесную гостью каждый увидал
Высока, красива, зелена, стройна,
Разными огнями светилась вся она.

1 Ведущий

А теперь печальная ёлочка стоит

Не горит огнями,

Кажется, грустит.

Алёна Александровна

Ребята, Новый Год – это всегда волшебство. И ёлочка у нас непростая, а волшебная. Стоит найти на ёлочке нужную игрушку и её оживить то произойдёт чудо!

А какие игрушки могут быть на ёлочке, вы знаете, ребята?

Игра

Мы начнем, а вы давайте,

Хором, дружно отвечайте.

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет… (от елки).

И качаются игрушки - Флаги, звездочки… (хлопушки).

Ну и ёлка, просто диво! Как нарядна, как… (красива)!

Ветви слабо шелестят, Бусы яркие… (блестят).

Белоус и краснонос

Под ветвями Дед…..(Мороз).

Свечи мы зажгём на ней,

Сотни крошечных… (огней).

Двери настежь, точно в сказке,

Все встречают каждый год

Светлый праздник, чудный праздник,

Ну конечно Новый…..(год)!

2 Ведущий

Посмотрите, какую я нашла игрушку!

1 Ведущий

Это – же часы. А что если мы их оживим!

2 Ведущий

Тогда вернётся время. И ничто нам не помешает встретить Новый год.

1 Ведущий

А как это сделать?

Алёна Александровна

Чтобы оживить любую игрушку, надо сказать слова: " Сказка, сказка отворись, поскорее к нам явись!"

Ребята, давайте все вместе скажем. " Сказка, сказка отворись, поскорее к нам явись!"

2 Ведущий

(Прислушивается к часам)

Часы не тикают! Чуда не произошло!

Алёна Александровна

Видно Снежная королева хорошо постаралась. Одним заклинанием не обойтись.

1 Ведущий

Силы волшебные нам помогите.

Путь дорожку укажите.

Где искать спасенья нам?

Чтоб поверить чудесам!

2 Ведущий

А может, мы заглянем в сказку. И бодрая фея с помощью своей волшебной палочки обязательно нам поможет.

1 Ведущий

Но как мы к ней попадём? Путь то очень длинный!

Алёна Александровна

Я знаю! Посмотрите, сколько в зале весёлых и озорных ребят. С их помощью мы доберёмся быстро.

Сбирайтесь в путь дорогу

Веселей честной народ

Будем весело шагать

Будем петь и танцевать!

Танец «Летка – енька»

Играет музыка. Появляется маленькая фея.

Ведущие

Здравствуй, фея!

Фея

Здравствуйте ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. Я знаю о вашем горе. Я не волшебница, я только учусь, но я знаю, что добро, и дружба творят настоящие чудеса, особенно под Новый год. Нужно только всем вместе загадать желание. Давайте все загадаем желание, чтобы стрелки часов опять отмеряли время и Новый год обязательно наступил.

Исполняет песню «Детские желания»

2 Ведущая

Фея и твоя волшебная палочка не помогла. Часы не тикают!

Алёна Александровна

Ребята, а кто под Новый год исполняет все детские желания?

(Дед Мороз)

1 Ведущая

У него волшебный посох. Ура, у нас есть ещё шанс!

Фея

Я слышала, что Снежная королева постаралась и в лесу, замела все тропинки и дорожки! Как же Дед Мороз к нам попадёт и нам поможет?

Алёна Александровна

А ребята у нас шустрые и быстрые. Они сейчас быстро выметут все тропинки. Правда, ребята!

Становитесь в две команды.

Игра «Промети тропинки»

2 Ведущий

А чтобы веселее был путь у Деда Мороза

Становитесь в хоровод

Песней встретим Новый год!

Песня «В новогоднем лесу» 1-2 класс

«В лесу родилась ёлочка» 3-4 класс

Алёна Александровна

Давайте дети позовем Дедушку Мороза и Снегурочку. Крикнем дружно.

Дедушка Мороз, Снегурочка, мы вас ждём!

Под музыку вбегают в зал Баба – Яга и Леший переодетые в Деда Мороза и Снегурочку.

Баба – Яга

(Громко ругая Лешего)

Да, поторапливайся, ноги твои еловые, ведь опоздаем, не успеем, Леший тебя задери.

Леший

Это как это он меня задерет, если я сам и есть Леший.

Ты что, Яга, спятила?

Баба – Яга

Да тише ты, язычок-то поприкуси. Не Яга я тебе сейчас, а Снегурочка. И ты не Леший, а Дед Мороз, запомнил? У нас и посох волшебный есть. (Показывает на украшенную метлу). Смотри не перепутай, а то Змей Горыныч тебе покажет.

Леший

Ой, дети! Кажись, пришли.

Баба – Яга

Внимание! Начинаем операцию, за мной!

Детям. Здравствуйте, детишки, девочки и мальчики.

Лешему. Да, говори чего-нибудь.

Леший

А если я не знаю, что говорить.

Баба – Яга

Тогда хоть за мной повторяй.

Леший

Здрасьте, детишки, девчонки и мальчишки.

Баба – Яга

Мы с Дедом Морозом пришли к вам на праздничек.

Леший

Мы с Дедом Морозом пришли...

Баба – Яга

(толкает)

Думай, что говоришь. Скажи, зачем мы пришли.

Леший

Мы пришли, чтобы отобрать у вас часы. (Баба Яга его толкает). То есть вас развеселить и исполнит все наши ….то есть ваши желания.

Баба - Яга

Ну вот пора и ёлку зажигать.

Леший

Ёлку? Зачем?

Баба - Яга

Положено так. Чтобы на новогоднем празднике ёлка горела.

Леший

Ну, положено, так положено (достает спички), мне-то что, поджигать так поджигать. А жаль, красивая была ёлочка.

Баба – Яга

(отнимает спички)

Да ты что, пожар, что ли, хочешь устроить. Ёлочку надо зажигать словами: «Ёлка, а-ну, гори!» Давай вместе.

Баба – Яга и Леший.

Ёлка, а-ну, гори!

Ребята, скажем вместе: Ёлка, а – ну, гори!

Баба - Яга

А ну ее, и так обойдемся. Давай лучше повеселимся с ребятами, как положено Деду Морозу и Снегурочке.

Леший

Новым годом! С Новым годом!
Праздник радостный у всех.
Пусть звенят под каждым сводом
Песни, музыка и смех!

Исполняют песню «Медвежий сон» (1 – 2 классы)

Новогодний рокен – рол (3 – 4 классы)

Леший

Смотри, Яга, то есть Снегурочка, какие тут дети весёлые. Ой, боюсь, не видать нам часов как своих ушей.

Баба - Яга

А ты бы поменьше болтал, да побольше думал. Весёлые та они весёлые, да не такие ловкие как мы.

Алёна Александровна

Дед Мороз, Снегурочка! Ребята у нас ловкие. Правда, ребята!

Леший

Это просто замечательно! Давайте посоревнуемся. Одна команда Снегурочки, другая Деда Мороза. Посмотрим, кто победит.

Игра «Снежки»

1 Ведущий

Дед Мороз помоги нам исполнить наше желание, оживи часы, чтобы поскорей наступил Новый год!

Леший

Да конечно ребятки! Для чего мы со Снегуркой к вам пришли! Снегурочка – красотулечка помоги же старенькому Дедушке сотворить чудо.

( Яга берёт часы. Леший пытается отобрать)

Баба - Яга

Отдай, я можно сказать жизнью рисковала, в костюмчики переодевалась!

(Они бегают по залу с криками «отдай», «караул убивают» ). Вместе с часами скрываются.

2 Ведущий

Да это же были не настоящие Дед Мороз и Снегурочка!

Алёна Александровна

Вы знаете, ребята кто это был? Конечно это Яга и Леший. Они каждый год нам стараются испортить праздник.

1 Ведущий

Как же мы могли им поверить? Что же теперь будет!

Алёна Александровна

Фея, помоги нам позвать настоящего Деда Мороза и Снегурочку.

Фея

Ой, девочки и мальчики,
Стынут наши пальчики,
Щиплет щеки, щиплет нос,
Видно, близко Дед Мороз.

2 Ведущий

Что ж, тогда давай вдвоем

Песню про него споём.

1 Ведущий

Не вдвоем, а чтобы в зале

Все ребята подпевали.

Алёна Александровна

Становитесь ребята в хоровод

Песня «Кто же это»

Под музыку выходят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз

Здравствуйте, взрослые.

Снегурочка

Здравствуйте, дети!

Дед Мороз

Я - Дед Мороз самый лучший на свете!
Помню, ровно год назад видел этих я ребят,
Год промчался, словно час, я и не заметил,
Вот я снова среди вас, дорогие дети!

Снегурочка

Рада видеть вас, друзья!
Очень к вам спешила я,
Ведь сегодня день рожденья
Отмечает новый год!
Будет много здесь веселья.
Веселись и пой, народ!

Песня « Про Деда Мороза»

Дед Мороз

Ай да ёлка, просто диво, так нарядна, так красива,
Я у многих бывал, лучше ёлки не видал!

1 Ведущий

Дед Мороз у нас Новый год не состоится! (грустно)

Дед Мороз

Это ещё почему?

2 Ведущий

Ребята играли в снежки и нечаянно разбили волшебные часы. Снежная королева заколдовала ёлку.

1 Ведущий

Мы хотели оживить другие часы, что только не делали! Но чуда не произошло!

2 Ведущий

Да ещё Яга и Леший нас обманули и украли часы.

Дед Мороз

Да, ну и дала у вас. Но не переживайте! У меня же есть волшебный посох!

Ну – ка, нечисти лесные

Собирайтесь, все сюда!

Я приказываю вам

Часы немедленно отдать!

А не то как закручу

И в ледышку превращу!

Танец «Леший»

После танца выходят Леший и Яга

Баба – Яга, Леший

Вы простите нас, ребятушки

Не будьте слишком строгими,

Мы согласны поменяться

Разрешите нам остаться!

Отдают часы Деду Морозу.

Дед Мороз

В новогодний праздник этот
Мы прощаем всех на свете,
Не сержусь на вас и я.
С новым годом вас, друзья.

Раз, два, три!

Ну - ка часики мои,

Оживите в этот час

Мы не можем жить без вас!

(Часы начинают тикать)

Ведущие

Ура, Новый год состоится!

Снегурочка

Пусть чудо не раз в вашей жизни случится,
Пусть радостью светятся детские лица!
Улыбок вам, шуток, коньков и салазок,

Дед Мороз

Снежков, каруселей, катаний, гуляний,
И самых волшебных и радостных сказок,
И исполненья заветных желаний!

Снегурочка

Часы уже отсчитывают время. Скоро Новый год!

Возьмемся за руки, друзья,

И встанем в хоровод!

Не каждый день, а раз в году

Приходит Новый год!

Песня «Тик – так»

(Дети остаются в кругу)

Дед Мороз

Чтобы ёлка встрепенулась, поглядела веселей,

Всем ребятам улыбнулась,

Огоньки зажжём на ней!

Дружно вместе скажем с вами:

«Ёлочка, зажгись огнями!»

Снегурочка

Очень тихо говорите,

Ну-ка, гости помогите!

Скажем громко, с полной силой:

«Стань же, ёлочка, красивой!»

Дед Мороз

Всё же тихо, всё же слабо.

Нам всем вместе крикнуть надо,

Лишь скажу я: «Раз, два, три!- чудо елочка, гори!»

Зажигается ёлка.

Снегурочка

Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие и тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!
(Ведущий играет, стараясь запутать детей)

Игра «Елочки бывают»

Снегурочка

Как весело, как весело,
Как радостно кругом.
Мы песней ёлку встретили,
И песню ей споём!

Песня «Наша ёлочка»

Дед Мороз

Что ж, петь вы мастера!
Вот вам для отдыха игра!
Кто со мной готов сразиться -
Пошалить и порезвиться?
В «Заморозку» поиграю -
Уши, нос вам пощипаю.

Снегурочка

Сейчас двоим из вас я вручу рукавицы Деда Мороза. Как только я хлопну в ладоши и скажу "начали", вы начинаете играть, т.е. передавать рукавицу соседу по кругу, а он передаст дальше, и еще дальше. Вы должны передавать рукавицы все время, пока я читаю стихотворение. А как только я скажу "стоп", надо остановиться. Тот из вас, у кого в руках окажется рукавица, будет считаться "замороженным", т.е. он превратится в снежный сугроб. Чтобы "разморозиться", ему придется выполнить сверхсложное задание. Ясно? Тогда приготовились...
Эй, приятель, не зевай,
Рукавицу передай.
Передай ее по кругу,
Передай ее друг другу!
Не успеешь передать – Будешь целый век страдать.
Превратишься ты в сугроб,
Как услышишь слово "Стоп!".
(вывести «замороженных» в центр круга)
Снегурочка:
Вот, Сколько наморозил наш дедушка мороз. А теперь их нужно "разморозить".

Игра «Руковичка»

Дед Мороз

А теперь размораживаю вас:

А на улице – мороз
Ну-ка все потерли нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Быстро взялись все за уши!
Покрутили, повертели,
Вот и уши отлетели!
У кого не отлетели –
С нами дальше полетели!
Головою покачали
По коленкам постучали!
По плечам похлопали!
А теперь потопали!
Ну, согрелись вы? И все же
Потанцуем, кто как сможет!

Плясовая. Танцуют дед Мороз, Снегурочка и дети.

Дед Мороз

Ну, спасибо вам, ребята,
Поплясали вы со мной.
А теперь мне покажите,
У кого талант какой?

Алёна

Александровна

У нас есть чем вас удивить.

Встречайте победителя школьного конкурса «Минута славы»

Выступление ребят.

Дед Мороз

Танцевали вы и пели,
Веселились от души!
Маскарадные костюмы
У вас тоже хороши!

Снегурочка

Кто трудился, не ленился,
Кто потратил уйму сил,
Кто фантазию, уменье при пошиве применил -
Лучших ждёт награда-приз.
Что за приз - пока сюрприз.

Парад новогодних костюмов .

(Дети проходят с зала по сцене вслед за Снегурочкой. Герои праздника раздают сладкие призы. После этого, дети садятся на свои места)

Снегурочка

Дедушка! А как же быть ребятам, которые сегодня не стали надевать карнавальные костюмы?

Дед Мороз

Ну а вы друзья давайте

Веселитесь от души

Покажите вашу удаль

До чего ж все хороши!

(Дети пляшут и получают подарки)

Снегурочка

Танцев много в этом мире,
Все не сможем сосчитать!
Круг пошире, круг пошире,
Снова будем танцевать!
Танцевальный марафон начинается,
Все танцуют и друг другу улыбаются!

Песня «Хоровод»

(Дети садятся на свои места)

Дед Мороз

Пора, друзья, проститься нужно.
Всех поздравляю от души.
Пусть новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши.

Снегурочка

Всех подружек поздравляю,
Поздравляю всех друзей!
И от всей души желаю
Я вам самых светлых дней,
Хорошо повеселиться,
Никогда не знать невзгод!

Фея

Но, а главное – учиться
На отлично круглый год.

1 Ведущий

Пусть Новый год, который вы встречаете,

Счастливым годом в вашу жизнь войдет.

2 Ведущий

И все хорошее, о чем мечтаете,

Пусть сбудется и обязательно придёт.

Алёна Александровна

До свидания, Дед Мороз и Снегурочка!

Дед Мороз и Снегурочка

До свидания друзья! До новых встреч!

Песня «Новогодний балл»

Новогодняя дискотека

Мгновенья Рождества

В преддверии Рождества хочется поговорить об этом прекрасном празднике. В последнее время стало весьма популярным обращение к народным традициям, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с православной культурой. Пасха, Рождество стали практически государственными праздниками, всё больше людей приходит в церковь, в школе с 4 класса начинают преподавать основы православной культуры, многие школы на праздничных мероприятиях так или иначе касаются народных традиций. Наша гимназия, в которой я являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем театральной студии, не исключение. Весь второй класс дети изучают русский фольклор: приметы, песни, танцы, праздники (Покров, Масленица, Сороки, Егорьев день, Вербное Воскресенье, Пасха). Празднование Рождества сразу после выхода с зимних каникул является устоявшейся доброй традицией. Год назад, на Святки воспитанники студии выступали с Рождественской постановкой в Воскресной школе одного из храмов города и получили ни с чем не сравнимый опыт и сильнейшие эмоциональные впечатления. Нас очень тепло приняли, воспитанники Воскресной школы показали нам свой спектакль с прекрасным музыкальным оформлением, декорациями и костюмами, великолепным актёрским мастерством.

Мы не планировали это выступление заранее. Просто вышло так, что, начав подготовку к традиционному Рождественскому концерту, я поняла: второклассники ничего не знают про сам праздник. Вот как выглядел ответ на вопрос «Что вы знаете о Рождестве?», если суммировать всё, что я услышала: это праздник, когда прилетает на оленях Санта-Клаус и кладёт в носок подарки, а ещё бывают яркие фейерверки. Хочу подчеркнуть, у детей была неделя на подготовку ответа. В конечном итоге, занятие я посвятила истории праздника, надеясь, что какие-то из рождественских традиций дети смогут вспомнить хотя бы их опыта детского сада. Напоследок я решила провести параллель между традициями Хэллоуина и Рождества. И дети, не сумевшие назвать ни одной рождественской традиции, подробно поведали мне о Хэллоуине. Я, признаться, растерялась. Потом моя растерянность постепенно переросла в возмущение: как, почему, откуда наши дети знают чуждую культуру и абсолютно не владеют информацией о своих корнях? Спору нет, знание иностранных традиций полезно, прекрасно и оказывает общекультурное развивающее действие. Но почему собственные традиции стали отходить на второй план? Результатом моего праведного возмущения стали два дополнительных занятия, посвящённых Рождеству в русской православной и общей христианской традиции, а также выступление не только в стенах родной гимназии, но и, как было сказано выше, в Воскресной школе церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в посёлке Александровская, близ Санкт-Петербурга. Соавтором сценария, который я хочу предложить вашему вниманию, стала моя коллега – педагог-организатор гимназии, руководитель объединения «Художественное слово» Шульга Елена Владимировна.

Спектакль посвящён возрождению одного из величественных храмов Царского Села – Екатерининского собора. «Мгновенья Рождества» – таково его название, по жанровой принадлежности можно отнести к театральной миниатюре, по содержанию – к музыкальному спектаклю-концерту. Он не несёт глубинной религиозной нагрузки. Основная цель – знакомство зрителей (и исполнителей!) с народными традициями, обычаями и, конечно же, классическими примерами музыкального и литературного наследия, создание праздничного настроение и пробуждение в воспитанниках интереса к истории и культуре России посредством доступного детскому восприятию материала: знакомых образов, незатейливых напевов колядок, красочных народных костюмов. Подчеркну: при том, что в основе спектакля лежат русские традиции, его можно считать интернациональным. Это своего рода синтез европейской и русской традиций, заключающийся в следующих особенностях сценария: соединение инструментальной и вокальной музыки, академического исполнения «Тихой ночи» Ф.Грубера с народной манерой исполнения колядок a capella, стройного звучания Лондонского симфонического оркестра с незатейливыми звуками народных шумовых инструментов (ложек, трещёток, бубнов), строгих костюмов чтецов-ведущих с яркими народными рубахами и сарафанами колядовщиков, авторского стихотворного текста с текстами колядок.

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ «МГНОВЕНЬЯ РОЖДЕСТВА»

Действующие лица:

Чтецы-ведущие

2 Звезды - девочки в костюмах звезд (блестящие длинные платья и головные уборы)

Дева Мария - девочка в прямом длинном платье, с широким платком на голове, куклой, олицетворяющей Младенца Христа, в руках

Бык

Воробьи

Кошка

Пёс

Козлик

Ослик

Колядовщики

Все участники, кроме чтецов, звезды и Марии, одеты в русские народные костюмы. У детей, играющих животных, соответствующие образу шапочки-маски на головах.

Пустая сцена. В центре стоит задрапированный стул. Звучит фонограмма «Тихая ночь» в исполнении Лондонского симфонического оркестра. На сцену поднимаются два ведущих, останавливаются на авансцене, растягивая широкую полупрозрачную ткань с изображением Рождественской звезды посередине. Следом за ними выходят и рассаживаются на своих местах позади импровизированного занавеса артисты в костюмах животных и Мария. Последними из-за кулис появляются и останавливаются рядом с ведущими четверо чтецов. Музыка становится тише.

Ведущие - Давным-давно на площади центральной

Екатерининский Собор стоял.

Не зная о судьбе своей печальной

Там колокол людей на службу звал.

В любое время года к дверям Храма

С надеждою и верой шёл народ.

И детвора рождественские драмы

Разыгрывала там из года в год. (музыка затихает)

И в наши дни стараются ребята

Не забывать былые времена.

Жива в нас память предков! И поныне

Мы помним дни Святого Рождества.

Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Участники поют 1 куплет.

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

Чтецы уходят. На их место выходят Звезды. Фонограмма затихает. Девочки читают стихотворение Б.Никоновой «Сон звезды»

В час рождественского утра
Стал светлеть простор небесный,
Долгой ночью весь усыпан
Ярких звезд толпою тесной.
Тихо гаснуть стали звезды,
И звезда звезде сказала:

Снилось мне, что этой ночью
На земле я побывала!
Освещенный зал мне снился,
И толпа кругом людская.
И детей там было много
Даже счесть их не смогла я…
Как смеялись дети звонко!
Как у них сияли глазки!
Сколько видела тогда я
У людей любви и ласки!

Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Участники поют 2 куплет.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.

Ведущие собирают «занавес» и уходят. На сцене в окружении зверей остаётся Мария, сидящая на стуле и прижимающая к себе младенца. Артисты разыгрывают по ролям стихотворение С.Чёрного «Рождественское»

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребёнка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Ребёнок – исполнитель роли Ослика, выбегает на середину сцены и читает четверостишие-переход к колядкам.

«Христос рождается!»

Поют ребята, обходя селенья.

И слышит православный люд

О Рождестве Христовом пенье.

С весёлым криками на сцену выбегают колядовщики. У них в руках шумовые инструменты (трещётки, бубны, деревянные ложки). Трое ребят выносят подарки Младенцу Христу: овечку, носочки и кувшин с молоком, которые они с поклоном подносят Деве Марии на соответствующие слова куплета. (ПРИМЕЧАНИЕ: если дети не могут петь a capella, можно записать фонограмму на синтезаторе или подыграть на фортепиано, не усложняя фактуру)

1. Все идут, спешат на праздник с радостью на сердце,
Все несут свои подарки Дивному Младенцу.

2. Я принес Тебе, Дитя, добрую овечку,

Можешь с нею Ты играть у Своего крылечка.

3. Ну, а я несу немножко молочка Тебе,

Чтобы личико цвело Твое светлое.

4. Ну, а я несу Тебе теплые носочки,
Чтоб они, Малыш, согрели Твои резвы ножки.

Вперёд выходят два колядовщика и читают стихотворение-связку.

На Рождество, на Рождество

Всегда мороз и смех,

Искрится снегом торжество,

Христос в душе у всех.

Вторую колядку ребята исполняют тем же составом. К звучанию народных инструментов обязательно нужно добавить танцевальные элементы: притопы, повороты вокруг себя, хлопки. Мария не поёт и не танцует, только слегка покачивается, баюкая Младенца.

1.Пойдем вместе в Вифлеем: ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)

Припев: Может нам Святая Дева даст Младенца покачать (2 раза)

2. Будем весело играть: Ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)
Припев:…

3. Мальчики на дудочках (мальчики имитируют игру на дудочке. если есть, можно подключить различные свистульки).
Припев: …

4. Девочки на бубнах (девочки играют на бубнах)

Припев: …

5. Пойдем вместе в Вифлеем. Ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)
Припев: …

Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Выходят все ведущие. Фонограмма постепенно становится тише. Ведущие читают заключительные стихи.

Прошли года. И снова стены Храма

Святой Екатерины вознеслись.

И в праздники, и в будни утром рано

Вновь с колокольни звоны полились.

Давайте помнить города истоки,

Историю живую изучать.

И как прекрасно, что мы с вами можем

Ему свои творенья посвящать!

Фонограмма становится громче. Все участники исполняют заключительный куплет Рождественского гимна «Ночь тиха».

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.

Общий поклон.


Действующие лица: Ведущий, Булькин (бывший пират и продавец игрушечных корабликов) Пулькин (бывший садовник)

Вступление
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы снова встретились с вами в этом уютном зале теплой и дружной компанией, хотя на улице дует ветер, и падает пушистый белый снег. Но наша встреча сегодня будет необычной. Мы попадем с вами в Волшебную школу. Она называется так не потому, что там учат на волшебников, а потому, что там будут проходить необычные уроки с весельем и радостью, которые учат любить всех людей, независимо от того, знакомые они или незнакомые, худые они или толстенькие, в очках они или без очков… всех-всех. А главное, что нашим Учителем сегодня будет Сам Всемогущий Бог. А вот какие у нас с вами будут уроки:
1. Урок Доброй Вести.
2. Урок Любви.
3. Урок Волшебных Красок.
И звонки у нас тоже будут необыкновенными, праздничными, Рождественскими!

1 звонок (ребенок)
Я – колокольчик самый большой,
Звоню, на урок призывая,
И вам сообщаю: Родился Христос!
Для нас это радость большая!
Урок доброй совести

Ведущий:
Вот и начался наш первый необыкновенный урок. Господь в Библии рассказывает нам историю, которую вы все хорошо знаете, Рождение Сына Его – Иисуса Христа. Вы сейчас мне и поможете вспомнить ее.
1. В каком городе родился Иисус Христос?
2. Как звали мать Иисуса?
3. Как звали отца Иисуса?
4. Где родился наш Спаситель?
5. Кто правил тогда в стране?
6. Кто пришел навестить новорожденного?
7. Какие дары принесли волхвы Иисусу?
8. Кто оповестил пастухов о рождении Христа?
Когда Иисус Христос родился, то в небе появилось небесное воинство, т.е. ангелы, которые прославляли Христа.

Ангелы (дети)

1. Пускай несется слава в вышних,
На землю мир ниспослан свыше,
Благоволенье в человеках
Пусть будет ныне и вовеки.

2. Всевышний нас послал сюда
Сказать о Рождестве Христа,
Лежит в пещере Он овечьей,
Простой Младенец человечий.

3. Не бойтесь, люди, не пугайтесь,
Найти Младенца постарайтесь,
Он – верный Путь!
Он – правды светоч!
В Нем жизнь и истина!
В Нем счастья вечность!

4. И пусть хвала прольется ныне
За то, что Бог явился в Сыне,
Что образ принял человека,
Да будет честь Ему вовеки!

5. Пусть весть о чуде воплощенья
Несется эхом в даль веков,
Чрез толщу лет и поколений
В сердцах людских родится вновь!

Ведущий:
« Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!» Вот какую добрую весть принес ангел на землю с рождением Иисуса Христа. А как вы думаете, почему Господь назвал Рождение Своего Сына доброй вестью? (ответ детей) Да, потому, что Иисус Христос принес на землю мир, покой, спасение, вечную жизнь, любовь и победу над смертью.

2 звонок (ребенок)
Я – колокольчик голосистый.
«Кончился урок»,- звоню.
В Вифлееме Царь родился –
Эту весть я всем несу!

Перемена .

Ведущий:
Вот и закончился наш первый урок. Пора нам передохнуть и поиграть немножко.
Игра: У дедушки Абрама.
У дедушки Абрама есть 40 сыновей,
Есть 40 сыновей и 40 дочерей.
Все не пили и не ели,
Все на дедушку смотрели.

3 звонок (ребенок)
Я – хоть тихий колокольчик,
Голос мой не звонкий,
Но скажу о Рождестве
Голосочком тонким!

Урок любви

Ведущий:
Любовь-любовь, вот чего люди ищут всю свою жизнь. А бывает ли она на самом деле? А какие виды любви вы знаете? (ответы детей)
Давайте немного поиграем. Разделимся на две команды и будем придумывать песни со словом "любовь", "любимые" и т.д.(играем)
Иисус Христос принес в мир самую высшую любовь – жертвенную. Он умер за нас, чтобы простить нам все наши плохие проступки и дать нам вечную жизнь. А что значит любить? (ответы детей)
Господь говорит нам: "Любовь долготерпит, милосердствует, не превозносится над другими, не гордится, не бесчинствует, т.е. не творит беспорядков, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, но всегда надеется на лучшее, не завидует, все переносит и никогда не перестанет". А почему любовь никогда не перестанет? (ответы детей) А потому, что Сам Всемогущий Господь – есть Любовь, а Он вечен.

4 звонок (ребенок)
Я – маленький колокольчик,
Звоню по мере сил,
Как родился в мир Спаситель,
Как для сердца Он мне мил!

Перемена
Игра: Запомните друг друга .

5 звонок (ребенок)
Я – Колокольчик звонкий!
Всем звоню сегодня,
Что родился в яслях
Мой Иисус Христос!

Урок волшебных красок

Ведущий:
А сейчас мы с вами будем рисовать, но не обыкновенно рисовать, как вы рисуете на своих уроках рисования, потому что краски у нас волшебные. Они могут говорить. Давайте их послушаем. (Рисуем черным цветом)

Черный цвет (ребенок)

Черный цвет, угрюмый, страшный,
Говорит нам о грехе.
Этот грех – как день ненастный,
Неспокойно на душе.

(Рисуем красным цветом)

Красный цвет (ребенок)

От грехов освобожденье
Нам дарует красный цвет.
Кровь Христа – в ней искупленье,
Избавление от бед.
(Полностью стираем с доски)

Белый цвет (ребенок)

Даровал нам Бог Прощенье,
Наше сердце обновил.
Дал нам белые одежды
И в любви усыновил.

(Рисуем зеленым цветом)

Зеленый цвет (ребенок)

Цвет зеленый – рост духовный,
Возрастать нам нужно всем.
И когда тебе под сотню,
И когда лишь только семь.

(Рисуем желтым цветом)

Желтый цвет (ребенок)

Желтый цвет сияньем славы
Встретит нас у переправы.
Никогда не будет слез
Там, где царствует Христос!

Ведущий:
Пусть цвета сегодня, люди,
Вам о многом говорят.
Берегите ваши души,
Чтоб войти в Небесный град.

6 звонок (ребенок)
Я – колокольчик мелодичный,
Мой голосок звучит для вас,
И в этот час я возвещаю,
Что Иисус рожден для нас.

Перемена
Игры: «Рыболов», «Скакалки», «Камень, ножницы, бумага» , «Шарики», «Мандарины»

Входят в зал Булькин и Пулькин.

Б. – Вот она – школа бездельников.
П. – Волшебная!
Б. – Ты погляди, какая роскошная елка! Чудное место для разбойников. А мне так надоело продавать мальчишкам и девчонкам заводные пароходики, орать все время глупости: «Кому с трубой? Кому без трубы?..» Тьфу!
П. – А меня прогнали! Я был таким хорошим садовником. Искал жуков-короедов, червяков и мошек, букашек и таракашек внутри каждого яблочка и каждой груши. Я так старался, так старался... (Облизывается)
Б. – Проклятье! Меня тоже хотели списать на берег. Меня! Самого лучшего на свете... продавца!
П. – Тебя? Бывалого моряка? Настоящего морского волка? За что?
Б. – Я так трудился, так трудился!.. Когда в магазин приходили всякие маленькие мерзавчики, я вместо глупых заводных пароходиков продавал им самые чудесные, самые веселые, самые забавные игрушки. Ха-ха... Мягкие тапочки с канцелярскими кнопками внутри. Водяные пистолетики с едкими чернилами вместо воды. Рогатки, веревки, чтобы натягивать их на дорожке, где ходят всякие задумчивые глупые люди с книжками, с газетами...
П. – Какие ты хорошие продавал игрушки!
Б. – Да-да! Я продавал им булыжнички, чтобы метко пулять в окна. Ха-ха! Замечательно! У меня много таких чудесных игрушек (Хлопает по карманам) Только дарить некому.
П. – Почему некому? Вон сколько мальчишек и девчонок. Здравствуйте!
Вед. – Здравствуйте! А кто вы такие?
Б. – Ха, мы разбойники!
П. – Какие разбойники? Какие такие разбойники? (Дергает за рукав Булькина) Он пошутил. Он очень веселый. Он знаете кто? Знаменитый учитель! Хе-хе!.. Я тоже учитель. Самый настоящий учитель. Давайте знакомится. (Подходят к детям, спрашивают имена и придумывают обзывалки)
Б. – Разве так надо знакомится? Я вас сейчас научу. Ну-ка, мальчик назови мне какую-нибудь обезьяну! (Называет обезьяну) Очень приятно! Будем знакомы! А меня зовут учитель Булькин. Ха-ха-ха-ха!
П. – Ученье – свет, а неученье – тьма. Не пей сырую воду. Руки мой перед едой.
Б. – Но не мылом и водой, а чернилами. Семь раз отрежь, один раз отмерь. Вот видите, какие мы научные-разнаучные.
П. – Мой знаменитый ученый друг знает много веселых сказок. Уважаемый коллега, не расскажете ли вы ребяткам интересную сказку?
Б. - Пожалуйста-препожалуйста! Один добрый, замечательный, умный серый волк съел одну девочку. Ну совсем танюсенькую, вроде как ты, мальчик. И надел ее красную шапочку. Бабушка видит, знакомая шапочка, и говорит: «Почему, девочка, у тебя такой симпатичный хвостик?» - «Это не хвостик, - отвечал вежливый серый волк, это кисточка от шапочки...» И с большим аппетитом скушал бабушку.
П. - А я знаю веселые детские песенки. Вот, например, один козлик ушел от своей любимой бабушки в темный лес. Осталась от козлика одна косточка. Хе-хе!.. ужасно забавная песенка... Неужели вам никогда не пели таких чудесных песен? Вам, наверное, скучно? Школа какая-то! А какие у вас тут уроки бывают?
Дети: Урок Доброй Вести Урок Любви Урок Волшебных красок
Б. – А на разбойников вас не учили? На самых настоящих морских разбойников? (Дети отвечают) Ой, это так интересно! Лево руля, право руля! Полный вперед! Ух, красота!
П. – Милые дети, я знаю тысячу разных уроков и Веселья и Радости! Мне совсем не жалко, я расскажу, я всех научу. Ой, какие веселые уроки знаю! Хе-хе!
Б. – Он такой умный учитель.
П. – Слушайте меня! Урок первый: как стать веселым, если у вас плохое настроение... Поймайте кошку, привяжите ей на хвост пять железных банок. А потом надо крикнуть «Брысь!» Она побежит... Это очень-очень смешно. Хе-хе!
Б. – Ха-ха-ха! Ой, ха-ха! Вот уморил.
П. – Вот видите, как весело.
Б. – Ай, молодец! Я и не знал, какой ты на самом деле ученый!
П. – А вот второй урок: Если вас ничего на свете не радует, заверните в яркий фантик от конфетки горькую-прегорькую таблетку, позовите знакомую девочку и скажите: « Кушай, пожалуйста, конфетку, она сладкая!..» Девочка развернет фантик, откусит горькую таблеточку... Ой, как будет смешно! Ай, как будет радостно!
Б. – Ой не могу! Хо-хо-хо! А я тоже кое-что знаю! Когда на тебя шмякнулось какое-нибудь горе, надо взять в руки водяной пистолетик, налить в него черные-пречерные чернила, позвать кого-нибудь и нажать курок и пистолетик выстрелит... Ой, смешно! Ой, не могу!.. Едкими чернилами... Ужасно весело!
П. – Минуточку-минуточку! А я веселее знаю. Смотрите на меня, дорогие детки! Вот я достаю камень...
Вед. - Постойте-постойте! Вы что здесь устроили! Нам не нужны такие учителя, которые учат нас делать своим близким плохое. Наш Учитель нас учит другому: «Возлюби ближнего своего, как самого себя!»
Б. - Ну, нам тогда здесь нечего делать. Пойдем, друг, нас здесь не понимают. (Уходят)
Вед. – Скажите же, ребята, можно ли так себя вести? Этому ли нас учит Великий и праведный Господь? Он учит так: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Прощальный звонок

Ведущий:
Ну, вот прозвенел и последний, волшебный звонок, уроки закончились, но праздник Христова Рождества пусть продолжается целый год. (Входят Булькин и Пулькин с тортами и подарками)
А вот и наши провинившиеся. Они у нас стали хорошими, воспитанными и даже принесли вам подарки. Итак, Волшебная школа закрывается! До встречи, друзья!

Действующие лица: Рассказчица, Рождественское чудо, Горожанин, маленькая девочка Катя, мама Кати.

На сцене стоит лоток с корзинами полными снегом (ватой, или чем-то другим, что имитирует снег). Появляется Рассказчица.

Рассказчица :
В одном небольшом городишке уже несколько десятилетий не было снега. Жители потеряли радость, веру в волшебство. Новогодние и рождественские праздники не были такими особенными. Они стали обыденностью, к которой так привыкли горожане. Кое-где, а точнее сказать в некоторых домах, еще зажигались огни гирлянд, а кто-то даже украшал крыши домов и лужайки ненастоящим снегом. Позволить себе его могли немногие, так как он очень дорого стоил. Но, в один прекрасный зимний день, снег на улицы города вернулся. Об этом и будет наша рождественская история. Устраивайтесь поудобнее в своих креслах дорогие зрители, сейчас начнется волшебство.

На сцене появляется мама с дочкой.

Девочка Катя :
Снег! Продаем снег!

Мама :
Катя, ты все неправильно делаешь. Слушай как надо. Пригодится в будущем, ведь совсем скоро, ты заменишь меня.

Девочка Катя :
А где же будешь ты?

Мама :
Я буду на другом конце города, если все удачно сложиться, то мы сможем открыть еще один лоток! Вот тогда доченька мы заживем!

Девочка Катя :
Но, его сейчас особо не покупают.

Мама :
Слушай и учись! Вот как надо покупателей зазывать!
Снег пушистый, снег искрится,
Снег подарит волшебство,
Всем желаниям поможет сбыться,
С ним вам будет хорошо!
К вам тогда нагрянут гости,
Радость, счастье к вам придет,
Цены низкие сегодня,
Кто снежок себе возьмет?

(Появляется горожанин)

Горожанин :
Ко мне внучка приехать скоро должна, хочу подарить праздник ей. Она заслужила его, она у меня умница. Сколько стоит снег?

Мама :
Вам какой? Более пушистый, или блестящий, еще есть прошлогодний, он дешевле, но не такой красивый конечно.

Горожанин :
Было время, снег покрывал все крыши и улицы, и все были счастливы. Сколько пушистый стоит?

Мама :
900 за кг.

Горожанин :
Дороговато конечно, но, что не сделаешь для своей любимой внученьке. Мне, пожалуйста, 2, 5 кг, на дом доставите?

Мама :
Да. Адрес напишите, я пришлю помощника.

(Горожанин удалился)

Девочка Катя :
Мам, я замерзла, я домой хочу.

Мама :
Подожди маленькая, может еще кто-то купит. Мы же только вышли.

Девочка Катя :
Мам, снег больше никому не нужен, никому. Он больше не приносит радость.

Мама :
Мой милый ангелочек, мне и самой не очень это все нравится! Я же цветочница, а это просто новая работа, которая приносит хоть какую-то прибыль, понимаешь?

Девочка Катя :
Я домой хочу!

Мама :
Собирайся, пойдем. Ведь все-таки канун Рождества.

(Занавес опускается)

Рассказчица :
Вечер был таким же, как и все предыдущие. Мама на кухне что-то готовила, а малышка игралась в своей комнате. Затем был ужин, сказка на ночь и поцелуй в щечку. Каждую ночь, когда мама покидала комнату дочери, она вставала, подходила к окну и просила вернуть в город снег. Все было обыденно, до сегодняшней ночи.

(Занавес поднимается. Смена декораций. На сцене девочка Катя)

Девочка Катя :
Снег, снежочек, ты вернись,
Город в сказку окуни,
Подари всем волшебство,
Нужно очень нам оно.
Я хочу в снежки играть,
Снеговика с друзьями собирать,
Я хочу ловить снежинки,
И в сугробах утопать!
Пожалуйста, снег, очень прошу, пойди. Я так хочу вернуть людям радость.

(Раздается стук)

Девочка Катя :
Кто здесь?

(На сцене появляется Рождественское чудо)

Рождественское чудо :
Не бойся, я не обижу тебя!

Девочка Катя :
Кто ты?

Рождественское чудо :
Я то, к чему ты каждый год обращаешься! Я Чудо Рождества!

Девочка Катя :
Ты сможешь снег вернуть?

Рождественское чудо :
Да, но только не сразу, тебе придется доказать мне, что я пришло не напрасно!

Девочка Катя :
Хочешь, поздравок тебе прочту,
Я давно его уж сочинила,
Хочешь, торт тебе куплю,
Я немножечко скопила!
Хочешь, песенку спою,
С мамой вместе мы учили,
Хочешь, отдам игрушки я свои,
Лишь бы снега много было!

Рождественское чудо :
Ты доброе дитя, не спорю,
Но снег так просто не вернуть,
Нужно несколько загадок,
Взять и разгадать!

Девочка Катя :
Я могу маму позвать, она у меня любит загадки!

Рождественское чудо :
Нет, все зависит только от тебя! Если ты не сможешь, то никто не сможет!

(В сценарий можно вставить несколько для взаимодействия со зрителями, тогда время проведения может немного увеличится)

Девочка Катя :
Я согласна, задавай загадки свои!

(Задается несколько интересных загадок)

Рождественское чудо :
Какая ты молодец! Будет тебе снег! Утром, обещаю, он вернется!

Девочка Катя :
Почему утром?
Рождественское чудо :
Ведь утром Рождество!

(Занавес опускается. Меняются декорации)

Рассказчица :
Девочка отправилась спать. Утром ей показалось, что все это ей приснилось, когда выглянув в окно, она увидела на подоконнике снег. Она выбежала из комнаты на улицу, где уже собрались все горожане.

(Занавес поднимается. На сцене мама и Катя. Играет песня Jingle Bells, или любая другая рождественская мелодия)

Мама :
Не могу поверить! Снег! Дочка, смотри, он настоящий!

Девочка Катя :
Вот и радость возвратилась,
Вот и снег, пушистый снег,
Со мной счастье приключилось,
Снег кружиться, белый снег!

Мама :
Веру в чудо не теряйте!
Верьте, верьте вы всегда,
Рождество пора чудесная,
Это время волшебства!
Будет пусть душа открыта,
Дайте волю вы местам,
Чудеса будут повсюду,
Нужно верить только вам!

Рассказчица :
С тех пор, каждую зиму в городе шел снег. Катя с мамой вновь начали продавать цветы, а в город вернулась долгожданная радость и вера в чудеса, которых так не хватало жителям. Теперь, огоньки мерцали во всех окнах и переулках, и снеговики охраняли каждый двор.

«РОЖДЕСТВА ВОЛШЕБНЫЕ МГНОВЕНЬЯ»

фольклорный час для детей 7-10 лет

В доме собрались друзья,

Будет торжество.

Прочь унынье и печаль –

Нынче Рождество!

Близится самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово. Что же такое Рождество? Рождество - это празднование рождения Иисуса Христа. В России этот день приходится на 7 января.

Вот и праздник Рождества –

Елку подрубили,

И в одежду торжества

Пышно нарядили.

В эти дни скажу вам, дети,

Есть обычай у людей:

Убирать роскошно елку

В звезды яркие свечей.

Каждый год она сияет

В день великий торжества

И огнями возвещает

Светлый праздник Рождества.

Ребята, а вы знаете, почему на Рождество наряжают елку, а не какое-то другое дерево? (Дети вспоминают прочитанные рассказы, легенды, притчи о елке.)

Елка была удостоена этого за свою скромность, смирение и кротость.

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку. Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, 200-300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

(Наряжаем маленькую елочку так, как наряжали елку наши предки).

Какой это был овощ? Правильно, картофель. Сначала это были посеребренные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола. А какой сладостью украшали на Руси елку? Да, пряником.

Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз. Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и, конечно же, пряники.

А какая главная игрушка Рождества? Еще его называют добрым вестником Рождества. Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль, бумага, пух, перья.

Первым елочным библейским украшением была Вифлеемская звезда. Особой радостью было изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит: «Когда родился Божественный младенец, все возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести свои дары Христу. Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустилась на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что когда младенец проснулся, его глаза остановились на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки. Ангел спустился с небес и сказал елке: «Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездами, которые будут украшать твои ветви».

Нет ни одного другого праздника на Руси, который сопровождался таким богатым набором обычаев, обрядов и примет, как Рождественский праздник. Поздравляли с праздником не просто словами, а специальными песнями – колядками, а те, кто их пел, называли колядующими. Отсюда и другое название праздника – Коляда.

Пришла Коляда накануне Рождества!

Дайте коровку, масляную головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужимиста!

Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.

Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и богатством!

И создай вам Господь еще лучше того!

Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!

Золотая голова, шелковая борода!

Ты подай пирожка ради праздника Христова

Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!

Дети и молодежь наряжались, кто во что горазд: попрошайками или стариками, ходили по домам с песнями-колядками. По обычаю колядующих надо встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год. Все, что в домах давали, дети складывали в мешок, а потом вместе съедали.

Раз уж на праздник собиралось много молодежи, значит там и не обходилось без хороводов и игр. Например, играли в «Молчанку». По команде «1, 2, 3» все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание. Кто не удержался, того наказывали (шутя, конечно): надо было съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя с головы до ног холодной водой. Вот как бывало! Давайте и мы с вами немного поиграем.

Игра «Передай снеговика» : дети стоят в кругу и под музыку передают из рук в руки игрушку. С окончанием музыки передавать игрушку прекращают. Выигрывает тот, кто останется последним.

Сейчас, ребята, предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

  • В каком городе родился Иисус Христос? (В Вифлееме) ;
  • Когда отмечается Рождество в России? (7 января) ;
  • Время, когда проходят рождественские праздники с народными играми и песнями, называется: (Святки) ;
  • Литературный жанр, непосредственно связанный с Рождеством. (Рождественская сказка) ;
  • Что использовали для освещения елки, пока не изобрели электрические гирлянды? (Свечки) ;
  • В какой сказке в середине зимы распустились подснежники? («12 месяцев») ;
  • Как называются святочные песни? (Колядки) .

Много событий и перемен в праздновании Рождества произошло за это долгий период времени. Но Светлое Рождество Христово с его чудесными обычаями по-прежнему способствует общению людей, приносит им духовную радость, согревая надеждой на лучшее будущее.

Использованная литература:

  1. Беспалова, И.Н. Рождественский сундучок / И.Н. Беспалова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 173 с.
  2. Щербакова, А.А. «Мерцала звезда по пути в Вифлеем…» / А.А. Щербакова.- Читаем, учимся, играем.- 2010.- №10.- С. 18-21

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. kladraz.ru
  2. festival.1september.ru
  3. www.o-detstve.ru
  4. www.portal-slovo.ru

Составитель: зав. Детской библиотекой им. А.П. Гайдара Иванова И.В.