Сценарий "день пушкинского лицея" методическая разработка на тему. Внеклассное мероприятие « Царскосельский лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию Сценария мероприятия ко дню пушкинского лицея

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

Сценарий праздничного мероприятия

Для создания праздничной атмосферы необходимо особое оформление школы. Ее большой вестибюль превращается в «улицу XIX века». Стены декорированы под улицы Петербурга с их мостиками, деревьями, скамейками. Вдоль школьных лестниц развешаны «порт­реты той эпохи» кисти со­временных школьных художников. Иногда это копии с известных пор­третов Тропинина и Кипренского, чаще - самостоятельные портре­ты. (Иногда под порт­ретом можно прочитать юмористи­ческое пояснение: «Работа неизве­стного художника XX века».)

Заседание Клуба Веселых и Находчивых:

На заседании соревнуются команды школьников и учителей.

1. Чья команда дольше сможет цитировать строчки из стихов Пушкина?

2. Чья команда назовет наибольшее чис­ло имен тех, кто учился в Царскосельском лицее?

3. Написать письмо на заданную тему, где встречаются десять слов, предложенных зрите­лями из зала.

4. Каждой коман­де необходимо выбрать «художника». Они на глазах зрителей постараются на­рисовать портрет Пушкина, руко­водствуясь эпитетами, также пред­ложенными ребятами из зала.

5. Необходимо изобразить из­вестную «сцену у фонтана» мими­кой, без слов.

После КВНа – ярмарка развлечений, на которой проводятся конкурсы, игры, гадания и, естественно, танцы.

Идеи конкурсов:

☺ лучшая прическа и платье в сти­ле XIX века;

☺ лучший комплимент;

☺ самый высокий каблук (в конкур­се могут участвовать особы как женского, так и мужеского по­ла. Парни, не сломайте ноги!);

☺ самый эстетичный поцелуй со столбом;

☺ самый милый реверанс.

К наглядным материалам стоит прибавить такие, которые бы дава­ли школьникам полезные знания об истории Лицея, об отдельных выпускниках, знакомили бы с об­разцами поэзии соучеников Пуш­кина. Можно приготовить стенды с характеристиками лицеистов, дан­ными им современниками, это имело бы важное воспитательное значение, позволило бы сегодняш­ним детям задуматься и о своих ха­рактерах. Не лишними оказались бы шуточные стихи, эпиграммы, остроты лицеистов, посвященные друг другу, и, конечно, все те мысли, которые высказывались ими по поводу своего учебного заведения.

Предлагаем вам образцы такого материала.

Характеристики лицеистов, данные им современниками:

Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев об Иване Пущине: «Кто любит Пу­щина, тот уж сам непременно ред­кий человек».

Директор Лицея И. Малинов­ский об Антоне Дельвиге: «В его играх и шутках проявляется опре­деленное ироническое остроумие, которое после нескольких сатири­ческих стихотворений сделало его любимцем товарищей».

А. С. Пушкин об Антоне Дельви­ге: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроен­ная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас».

Профессор географии, всеобщей и российской истории Иван Кайданов о Федоре Матюшкине: «Дарова­ний очень хороших и весьма приле­жен. Уроки всегда слушает с великим вниманием и по всему приметно ока­зывает очень хорошие успехи».

Директор Лицея Е. А. Энгельгардт о Михаиле Яковлеве: «Та­лантлив во всем, особенно же в риторике, мимике и музыке. Ему очень нравится подражать другим как во внешности, так и в научных занятиях. Здесь он заходит так да­леко, что не может скрыть своего стремления к подражанию даже от тех, кому он подражает или кого передразнивает... У него есть склонность к сатире, но несравненно меньшая, чем у Пушкина».

Стихи А. С. Пушкина и его одноклассников, посвященные лицею:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Не мило мне на новоселье:

Здесь все увяло, там цвело;

Одно и есть мое веселье -

Увидеть Царское Село.

А. А. Дельвиг (1798 – 1831)

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

Как, укрывшись молчаливо

В нашем темном уголке,

С Вакхом нежились лениво,

Школьной стражи вдалеке?

Помнишь ли друзей шептанье

Вкруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье -

Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, сколь прекрасно

Токи дымные текли!..

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали...

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно -

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

А. С. Пушкин. Воспоминание (К Пущину). 1815.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья, -

Что было и не будет вновь...

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла... но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

А. С. Пушкин. В альбом Пущину. 1817

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья,

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ль смертельной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

А. С. Пушкин. Разлука. 1817

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее.

И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений.

А. С. Пушкин. « Чем чаще празднует Лицей... » , 1831

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче, и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности, и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

А. С. Пушкин. « Была пора: наш праздник молодой... » , 1836

«Ах, братец, если бы ты был столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя, братец, не найти на целом свете».

Не тужи, любезный Пущин,

Будешь в гвардию ты пущен...

Мы ж нули, мы нули,

Ай люли, люли, люли.

«Императрица-мать Мария Феодоровна решила узнать, хоро­шо ли кормят. Подошла к Корни­лову, оперлась сзади на его плечи, чтобы он не приподнимался, и спросила его: «Карош суп?» Кор­нилов, испугавшись или смутив­шись, отвечал почему-то по-фран­цузски: «Да, мосье». Императрица улыбнулась и пошла дальше, не делая больше любезных вопросов, а наш Корнилов тут же попал на зубок; долго преследовала его кличка Мосье".

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

А. С. Пушкин. Эпиграмма

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю не стесняясь,

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны -

Надоедливее и крикливее,

Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу;

Мне претят ссоры

и препирательства,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

И если быть откровенным,

Я сказал бы, что я еще люблю...

Если бы не был в Лицее.

А. С. Пушкин. Мой портрет. 1814. (Оригинал - по-французски)

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

А. С. Пушкин. Дельвигу. 1817

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

(О Дельвиге)

Остряк любезный, по рукам!

Полней бокал досуга!

И вылей сотню эпиграмм

На недруга и друга.

(Об Илличевском)

А ты, который с детских лет

Одним весельем дышишь,

Забавный, право, ты поэт,

Хоть плохо басни пишешь...

(О Яковлеве)

А. С. Пушкин. Пирующие студенты. 1814

Не помешают также кроссвор­ды, литературные викторины, ре­бусы, связанные с жизнью Лицея и творчеством А. С. Пушкина.

Использованная литература:

1. Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2002, №6.

Разработала: учитель начальных классов Норбу Т.О.

Сценарий Дня лицея для начальной школы

Под торжественные фанфары на сцену поднимаются 2 ведущих…

Вед.: Настал поистине чудесный праздник,

Которого давно мы ждали.

Сегодня лицеистов день,

И собрались мы в этом зале.

Улыбки расцвели вокруг,

И день теплее стал практически

И вновь друзей собрал вокруг

Родной Лицей экономический.

Вед.: Чем чаще празднует лицей

Очередную годовщину.

Тем шире старый круг друзей

В семью стесняются едину!

Гудит словно улей сегодня лицей,

Собрал в этот день он друзей и гостей.

Живём все мы дружной лицейской семьей,

В лицей приглашаем с открытой душой!

(музыкальная отбивка)

Вед: Добрый день дорогие друзья, лицеисты, педагоги, родители, уважаемые гости !

Вед : Мы приветствуем всё лицейское братство на одном из важных и значимых событий в жизни лицея!

Вед: С праздником вас, друзья! С Днём Лицеиста!

Вед: Лицей... Волшебные звуки этого греческого слова волнуют
душу. Оно во все времена писалось с большой буквы и произносилось с выражением гордости и почтительности.

Вед: Современные лицеи сегодня продолжают традиции первых лицеев. Они воспитывают личность образованную, нравственную, гуманную, милосердную. Братство лицеистов объединяет добрые традиции, интересы, стремление к знаниям.

Вед: Для приветствия будущих лицеистов мы приглашаем директора лицея…

(выступление директора)

Вед.: О, сколько же открытий чудных сумеет сделать лицеист.
Вначале будет очень трудно, ведь путь к познаниям тернист!
Хотя в лицее вам не только дадут развитие уму, Но и полет души высокой здесь чужд не будет никому.

Вед: По традиции каждый год всех, кто вливается в лицейское братство, посвящают в лицеисты. Сегодня, вступив в ряды лицейского братства, ………. учащихся вправе будут носить это звание.

Вед: Но сначала необходимо проверить вас, готовы ли вы принять имя лицеиста… Мы проверим, достойны ли вы этого звания?

Выступление 1 классов:

У нас сегодня праздник,

Сегодня лицеистов день,

И в зале очень много

Учителей, гостей.

Ещё мы только начали

Свой долгий школьный путь,

Но нам совсем не страшно -

Нисколечко, ничуть!

Ах, какие у нас лицеисты!

Можно ли их не любить?

Печали свои и тревоги

Привыкли мы с ними делить!

Сегодня в этот праздник

Молчать о вас нельзя!

Вы – товарищи наши,

Старшие наши друзья!

Песня 2 «В» классы«Школа, школа…»

Танец «Кадриль…»

Вед.: Теперь мы точно уверены, что первоклассники достойны вступить в дружное лицейское братство

Вед .: Но уверены ли мы, что они для этого достаточно взрослые? Давайте спросим у второклассников, которые только недавно в него вступили?

Песня 2 классы «Мы маленькие дети»

Вед .: Я оказался прав! Они совсем ещё дети и ответственность достойного звания лицеиста для них может оказаться непосильной ношей…

3 класс: Знаю, этот путь нелегок,

И на нем соблазнов много.

Но себя не обмануть,

И учиться как-нибудь

Лицеисту будет стыдно,

И смешно, и несолидно.

3 класс : Да, пусть уроков много разных -

Все они не любят праздных,

Мы совсем не любим лени,

Все предметы одолеем!

Мы питаемся отлично

И одеваемся прилично!

И к творчеству всегда готовы,

Как стих про 33 коровы…

Песня 2 «а» класс «Стихи»

Вед .: Мы убедились, что ученики наши ценят дружбу, умеют быть ответственными и творчески подходить к решению любых проблем!

Вед.: Да. Они готовы к тому, чтобы принять звание Лицеиста!

Наступила торжественная минута для тех, кто впервые сегодня произнесёт клятву, и по праву будет носить гордое звание – лицеист Экономического лицея. Мы просим встать всех учеников 1 классов, а также …. перечисляются ученики 2,3,4 классов, вновь прибывшие в этом году)

Вед .: Вы готовы принести клятву лицеиста? Тогда будьте внимательны и повторяйте за мной!

Вед .: Вступив в ряды экономистов

Клянусь учиться и учиться.

Вед .: Клянусь учителей всех знать

По отчеству всегда их звать.

Вед .: Клянусь прилежным быть в душе

И не сорить ничем нигде!

Вед. : Клянусь участвовать в турнирах

Лицей свой прославлять по миру!

Вед.: Клянусь учиться на пятерки

Прочесть Макконнелла до корки.

Вед.: Заветам Смита верным быть

И клятву эту не забыть!

Вед: Вас посвятили, и сердечно с открытием мы поздравляем всех.

Пусть вам отныне и навечно всегда сопутствует успех!
Вед: Чтоб в этом здании царили лишь ум, талант и доброта,
И чтоб друг другу вы дарили дела, участье и сердца.
Вед: Традиционно администрация лицея награждает тех, у кого есть особые успехи в освоении разных наук, тех, кто с достоинством несёт высокое звание лицеиста, кто неустанно проявляет любовь к жизни, к знаниям, к наукам, стремление быть первым.

Вед.: Для награждения победителей конкурсов лицейской недели мы вновь приглашаем директора лицея ФИ и завуча по воспитательной работе ФИ

Награждение…

Вед.: Достойным будет ваш путь пусть и дальше!

Пусть не будет в нем лести и фальши,

Пусть никто не сможет вас упрекнуть,

Что неправильным выбран ваш путь!

Вед .: Приглашаем учеников 2 «б» класса для творческого поздравления!

2 «б» класс:

Школьная страна! Открыты в классы двери.
В классы непростые -нашего лицея!
Новые науки, новые друзья -
Станет интересной жизнь твоя, моя.

Года пролетят быстро, незаметно.
В науках очень многих нам станет все известно.
Будем все работать, не жалея сил,
Чтоб каждый день в лицее радость приносил.

Исписать бумаги придется нам немало.
Но должны мы знать с самого начала:
Гением, как Пушкин, станет только тот,
Кто прольет немалый, да, немалый пот.

Песня 2 «в» класс «Куда уходит детство»

Танец 4 классы «Анайларым…»

Вед.: Лицей! Счастливые года! Лицей, мы молоды всегда!

Тебя, наступят времена, прославят наши имена!

Вед : Лицей - созвучие сердец! Лицей - для наших душ творец!

Гордимся именем твоим. Лицей так будь всегда таким!

Вед : Желаем творческих удач,

Здоровья крепкого желаем,

От всей начальной школы вас

С Днём лицеиста поздравляем!

Финальная музыка

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Анапская централизованная библиотечная система»

Детско-юношеская библиотека – филиал №1

Сценарий


19 октября – День Царскосельского лицея

Анапа, 2013

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

А.С.Пушкин «Была пора»

За 33 года существования Царскосельский Лицей закончили 286 человек, в том числе 234 по гражданской части, 50 – по военной, 2 – по морской.

Царскосельский лицей останется навсегда в истории России как одно из передовых учебных заведений первой четверти 19 века.

Ведущий (1): 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники…

Ведущий (2): В лицее они сдружились, писали стихи, издавали журналы, озорничали. Время их учебы совпало с событиями Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения. Они быстро повзрослели, возмужали. В 1825 году некоторые стали участниками декабристского восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ведущий (1): В наши дни слово «лицей» вновь стало современным и даже модным. Потребность называть так школы, где идет поиск новых программ и новых способов обучения, естественна и понятна: обаяние пушкинских стихов наделило это слово силой. Теперь каждый знает: лицей – школа любимая, удавшаяся, воспитавшая многих замечательных людей.

Но прежде всего лицей – это школа, где прошла юность Александра Пушкина, где «развился его характер – любящий, пылкий и независимый».

Чтец (1): «Новое заведение, - вспоминал И.И.Пущин, - которое самым своим названием поражало публику в России – не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками».

Ведущий (2): Прообразом Царскосельского лицея был лицей греческий. Лицеем, или ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, в красивом живописном месте.

Подобно древней школе, пушкинский лицей разместился в небольшой городке – Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения для Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в этом учебном заведении.

Ведущий (1): Создание лицея было неразрывно связано с широким планами государственного преобразования России в начале царствования императора Александра I. Пушкинская строка «дней Александровых прекрасное начало» доносит до нас атмосферу необыкновенного общественного подъема тех лет. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе свободолюбивым швейцарцем Лагарпом, поощрял любые формы общественной деятельности, результатом которой стали многочисленные проекты и постановления.

Ведущий (2): Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В.Ф.Малиновский, выпускник Московского университета.

Ведущий (1): В 1802 году наряду с восемью новыми министерствами учреждается Министерство народного просвещения, создаются учебные округа, открываются новые университеты, которые становятся центрами науки. Министерство народного просвещения разрабатывает школьный устав и проводит в жизнь учебную реформу. Н.М.Карамзин в это время писал…

Чтец (2): «…Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения, каким ныне может гордиться Россия».

Ведущий (2): Среди садов и парков города Пушкина возвышается светлое здание лицея. Здесь учился Александр Сергеевич Пушкин. Всю жизнь хранил он в сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях. В лицее родилась вдохновенная муза поэта, и «старик Державин» благословил ее рождение. В Царском Селе познакомился Пушкин с историком Н.М.Карамзиным, с поэтами В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, М.А.Дмитриевым, П.А.Вяземским и с философом П.Я.Чаадаевым. В лицее окрепла дружба с будущим декабристом Иваном Пущиным, с верным товарищем Иваном Малиновским, завязалась идейная и поэтическая близость с А.А.Дельвигом и В.К.Кюхельбекером, участником восстания 14 декабря 1825 года. В Царском Селе были одержаны первые творческие победы, родились «души прекрасные порывы», здесь вспыхнула «сердца первая любовь»…

Ведущий (1): В посвящении лицейской годовщине – 19 октября 1825 года – опальный Пушкин, находившийся тогда в ссылке в Михайловском, писал…

Чтец (1): …Вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…

Но многие, ль и там из вас пируют?...

Ведущий (2): Здесь поэт вспоминает друзей и прежде всего певца, композитора Николая Корсакова, умершего в Италии, затем обращается к мореплавателю Федору Матюшкину. За этими строками звучат слова, которые были повторены поколениями лицеистов, те слова, что высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в лицейском саду:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Ведущий (1): В изгнании, где особенно ценится чувство дружбы, где так ощущается то, что осталось вдали, поэт вспоминает тех, кого любил с юности, кого ценил, кому был предан сердцем. Трех друзей Пушкин обнял в глуши Псковской губернии. Двое из них, Пущин и Дельвиг, приехали сюда навестить поэта, третий, Горчаков, оказался здесь у своего дядюшки. Александр Сергеевич был благодарен И.И.Пущину и А.А.Дельвигу, приехавшим к нему, рад встрече с А.М.Горчаковым…

Чтец (2): …И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада;

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я…

Ведущий (2): Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н.Ф.Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку.

Ведущий (1): Приглашенный из Швейцарии профессор Д.И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Немецкому лицеистов обучал профессор Ф.Л. де Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Декции по военным наукам читал профессор А.М.Пушкин, по историческим – автор нескольких учебников, профессор И.К.Кайданов.

Ведущий (2): Преподавателем нравственных наук был А.П.Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Лицеисты с большим уважением относились к профессору. Недаром поэт в стихотворении «19 октября» сказал…

Чтец (1): Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Ведущий (1): В Царском Селе прошли юные годы поэта. Он любил бескрайние парки – рукотворные «сады лицея» - Екатерининский, Александровский и Бабловский с их искусственными водоемами, каскадами, гротами и насыпными горками. Здесь смещались все эпохи и стили, от пышного, причудливого барокко до строгого классицизма, от турецких павильонов до «китайщины» и более поздней готики. На Камероновой галерее, как в пантеоне, застыли лики древних героев, поэтов и философов.

Напоенные романтикой «сады прекрасные» волновали воображение юноши, будили в нем патриотические и лирические строки стихов. На протяжении жизни Пушкин, как паломник, возвращался в Царское Село, к стенам лицея, и, как первую любовь, он пронес через всю жизнь благодарную память о тех, кто был с ним в те далекие годы.

Это преданное чувство к лицею, его садам поэт передал не только лицеистам последующих лет, но и почитателям его гения, которые приезжали сюда прежде и приезжают сегодня, посещают мемориальный музей – пушкинский лицей, пушкинские парки, лицейский сад, где стоит памятник поэту, воспетый А.Яхонтовым, И.Анненским, В.Палей, Э.Голлербахом, В.Рождественским и поэтами последующих лет.

Чтец (2): Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.А.Ахматова «В Царском Селе»
Ведущий (2): Лицеистам предоставлялась возможность заниматься изящными искусствами и гимнастическими упражнениями, рисованием (учитель С.Г.Чириков), музыкой и пением (Ф.Б.Гальтенгоф), танцами (И.И.Эбергард), фехтованием (Вальвиль).

Ведущий (1): Система образования в Царскосельском лицее основывалась на давней традиции русского дворянского воспитания. Это отразилось в том, как был продуман учебный день, расписание, время каникул, изучаемые дисциплины. В лицей принимали молодых людей в возрасте от 10 до 12 лет, которые хорошо знали русский язык и, по крайней мере, один иностранный, а также математику, физику и историю.

Ведущий (2): Наряду с организацией учебного процесса поощрялось литературное творчество воспитанников: сочинение стихов, басен, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание литературных журналов, литературно-музыкальные вечера.

Поэзия привлекала многих воспитанников, и это не казалось чем-то удивительным. На лекциях Н.Ф.Кошанского, воспитанники получали определенные темы для собственных классных сочинений. Именно так появилось пушкинское стихотворение «Роза», историю написания которого сохранил для нас Иван Пущин…

Чтец (1): «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Н.Ф.Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четырехстишья, которые всех нас восхитили…»

Ведущий (1): Занимались воспитанники в общей сложности по 7 часов в день. Занятия чередовались с отдыхом и прогулками. Последние совершались в Царскосельском саду в любую погоду.

Ведущий (2): Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми. Огромное значение в жизни Лицея имела его библиотека, созданная в 1811 г. Первоначально ее фонд формировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца. Затем стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные издания.

Ведущий (1): выписывались журналы: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие.

Ведущий (2): В четырехэтажном здании Лицея инспектора и гувернеры жили на первом этаже. На втором размещались столовая, больница, конференц-зал, на третьем – учебные классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав, на четвертом – дортуары (спальни лицеистов).

Ведущий (1): У каждого воспитанника была небольшая комната со скромной мебелью – только самой необходимой. В их «кельях» находились железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами.

Ведущий (2): Отличительной особенностью Царскосельского лицея была единая форма одежды. До 1812 года мундир лицеиста состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем и гладкими позолоченными пуговицами. После 1812 года вместо белых панталон с ботфортами были введены серые брюки, вместо треугольных шляп – фуражки, вместо форменных синих сюртуков – серые статского покроя.

Ведущий (1): Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев – с 1 августа по 1 июля. Это было закрытое заведение. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. Во время каникул вместе с наставниками они совершали пешие прогулки, изучали пригороды, бывали в Павловске, Колпино, катались на лодках, зимой в воскресные дни – на коньках.

Ведущий (2): В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены. В течение 17 дней повзрослевшие лицеисты прошли испытания по 15 предметам.

Ведущий (1): 9 июня 1817 года после экзаменов состоялся первый выпуск из Царскосельского лицея. На торжественном вечере император Александр I лично раздал выпускникам награды и дипломы. В Большом зале хор воспитанников пропел трогательную «Прощальную песню», стихи которой сочинил Антон Дельвиг.

Ведущий (2): Первый выпуск Царскосельского лицея – его называют пушкинским – был замечателен обилием творческих личностей. Вот лишь некоторые известные имена: А. Дельвиг, В.Кюхельбекер, А.Илличевский – поэты и журналисты; Ф.Стевен – в системе образования; А.Горчаков – дипломат, позже министр иностранных дел России; В.Войцеховский, А.Корнилов, К.Данзас – офицеры армии; М.Яковлев – композитор; Ф.Матюшин – русский мореплаватель, знаток теории и истории русского флота.

А сейчас вашему вниманию, мы предлагаем конкурс о знании произведений и биографии А.С.Пушкина, при этом мы с вами совершим путешествие по кольцевому маршруту.

«По следам великого поэта»

«Зал ожидания»

(Этот конкурс-жеребьевка. Команды по очереди вытягивают «проездные билеты», на обороте которых написаны вопросы. На ответ дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл, за досрочный ответ – 0,5 балла. Команда, набравшая больше очков, первой вступает в игру .)

«Проездные билеты»

1. В личной библиотеке А.С.Пушкина есть книга Дж. Байрона с автографом: «Байрона Пушкину посвящаем. Почитатель обоих». Далее – подпись. Чья подпись стоит под автографом? (Адама Мицкевича )

2. Назовите пушкинское стихотворение о древе яда? («Анчар»)

3. Кем приходился Черномор тридцати трем богатырям? (Дядькой )

4. Кто из персонажей А.С.Пушкина не мог «ямба от хорея» отличить? (Евгений Онегин )

5. Причина гибели кормщика и пловца в стихотворении «Арион». («Вихрь шумный» )

6. В названии, какого произведения А.С.Пушкина упоминается страшное заболевание? («Пир во времена чумы» )

7. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». (В.А.Жуковский )

8. Вставьте пропущенное слово в цитату: «Чем меньше женщину мы любим, тем…нравимся мы ей» (Легче )

9. Прозвище А.С.Пушкина, данное ему в обществе «Арзамас». (Сверчок )

11. В каком стихотворении Бог повелел поэту «глаголом жечь сердца людей»? («Пророк» )

12. Роман «Евгений Онегин» начинается словами: «Мой дядя самых честных правил…» Это перефразированное заимствование из другого известного автора, современника А.С.Пушкина. Назовите произведение-оригинал и его автора. (Басня «Осел и мужик» И.А.Крылова )

13. В романе «Евгений Онегин» о Ленском сказано:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто и туману даль…

Представителем, какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизма )

Станция «Краеведческая»

(Конкурс проводится как игра «Домино». Командам выдаются «фишки», на одной стороне которых, как обычно, расположены точки, а на другой – номер вопросов. Подбирая фишку для следующего хода, команда одновременно выбирает вопрос. )

1. С какой целью А.С.Пушкин прибыл осенью 1833 года в город Оренбург? (Для сбора материалов о Пугачевском восстании )

2. Кто был цензором «Истории Пугачева», материал для которой А.С.Пушкин собирал в Оренбурге? (Николай I )

3. Назовите произведение, про которое А.С.Пушкин говорил, что приходится ему крестным отцом. Кому поэт подарил сюжет этого произведения? (Комедия «Ревизор» Н.В.Гоголя. Пушкина в Оренбурге приняли за чиновника министерства, прибывшего с негласной проверкой. )

4. Кто был «гидом» Пушкина в Оренбурге? (Владимир Даль. )

5. Почему в повести «Капитанская дочка» крепость, где комендантом был Миронов, называется Белогорской? (Прообразом крепости Миронова из повести стала крепость Татищева, а ее окружали «белые» горы )

6. Уезжая из Оренбурга, Александр Пушкин оставил Владимиру Далю рукопись с надписью: «Сказочнику казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». Почему А.С.Пушкин назвал Владимира Даля таким именем? (В Оренбуржье Владимир Даль работал под псевдонимом казак Луганский, псевдоним был образован от названия родного города В.Даля – Луганска. )

7. Какую народную сказку А.С.Пушкин услышал в Оренбурге и включил ее в 11-ю главу «Капитанской дочки», вложив ее в уста Пугачева. (Сказку об орле и вороне )

8. Эту сказку А.С.Пушкин рассказал В.Далю в Оренбурге. Позже В.Даль, обработав сказку, включил ее в свой сборник. Как она была названа в сборнике В.Даля? («Сказка о Георгии Храбром и волке». )


Станция «Библиографическая»

(В этом конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задача участников конкурса: работая с каталогом библиотеки, составить списки литературы по темам, которые им предложит Ведущий. Темы могут быть следующими: «Онегин, добрый мой приятель» (о романе «Евгений Онегин»), «Наш Пушкин» (о жизни А.С.Пушкина). Пока составляются списки, ведущий проводит зрительский конкурс. Зрители, правильно ответившие на вопрос, приносят 1 балл в актив команды, за которую болеют. )

«Душа в заветной лире мой прах переживет…»

1. В какой поэме А.С.Пушкина Алеко убил Земфиру (В поэме «Цыгане» )

2. Назовите фамилию возлюбленной Владимира Ленского? (Ларина )

3. Какой композитор написал романс на стихи А.С.Пушкина «Сомнение»? (М.И.Глинка )

4. В каком городе родился А.С.Пушкин? (В Москве )

5. Под какой фамилией Владимир Дубровский проник в дом помещика Троекурова? (Дефорж )

6. Назовите имя сына скупого рыцаря? (Альбер )

7. В какую птицу превращалась возлюбленная князя Гвидона? (В лебедя )

8. С кем дрался А.С.Пушкин на дуэли в феврале 1837 года? (С Жоржем Дантесом )

9. В каком стихотворении А.С.Пушкина герою явился шестикрылый серафим? (В стихотворении «Пророк» )

10. Назовите холодное оружие «…для рук карающей Изиды». (Кинжал )

Список литературы

1. Безрукова, И.Г. По следам великого поэта [Текст]/И.Г.Безрукова//Читаем, учимся, играем. – 2005. - №4. – С.27-31

2. Карабанова, М.И. «Отечество нам Царское Село…» [Текст]/М.И.Карабанова//Читаем, учимся, играем. – 2011. - №7. – С.12-16

3. Щербакова, А. Останется в истории России навсегда [Текст]/А.Щербакова//Библиополе. – 2012. - №8. – С.67-70


Подготовила: зав.отделом медиатеки и периодики – Коннова Е.В.