Региональный компонент в доу по фгос. Национально-региональный компонент в доу консультация на тему «Металлург - это звучит гордо!»

Наталья Казеева

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.

Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.

Формирование личности ребенка происходит с ранних лет : развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» , родной, культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона . Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры Г. Петелиным, А. А. Бычковым спорта Г. В. Пекиным, Маскаевым, за подвиги во время Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В нашем дошкольном учреждении была принята к реализации примерный модуль региональной программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» , поэтому этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает в нашем детском саду как система воспитания и обучения, воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным комплексно -тематическим планированием.

Мы, воспитатели детского сада №3 «Ручеек» в процессе воспитания стараемся включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашей группе создан уголок краеведческого мини-музея, где мы расширяем представления об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа. В нашем мини- музее есть печка, оформленная в мордовском колорите. На печке спит дед, который, видимо, устал от тяжелого труда в поле. На предпечнике висят лапти, которые являются символом мордовской обуви.

В комнате находится стол, на котором мы видим типичные предметы, присущие и свойственные мордовскому народу. Это самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения. Около печки стоят кочерга, ухват, горшки разного размера. В уголке краеведения у нас живут куклы в костюмах разных национальностей - в костюмах народов эрзи, мокши. Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды (мокщанской и и эрзянской) рубаха – панар (мокш, покай (эрз) , передник – сапоня (мокш, пояс-каркс (мокш, эрз, головной убор –панга, нагрудное украшение –сюлгам (мокш, сюлгамо (эрз)


Здесь же находятся тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, альбомы с репродукциями картин Ф. Сычкова и современных мордовских художников, фотографиями скульптур С. Д. Эрьзи.

В уголке краеведения присутствуют так же российский и мордовский флаг, русские и мордовские матрёшки, фотографии с достопримечательностями Зубово- Полянского района, книги соответствующей тематики, - с целью наглядного ознакомления детей с родным поселком, формирования представлений о его достопримечательностях и о мордовской национальной культуре.


Организуя работу с детьми нашего сада, мы нацеливаем её на приобщение дошкольников к различным национальным культурам, и формируем толерантное отношение к их носителям. Такая систематическая работа с детьми по данному направлению способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии.

Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГТ реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям : физическое развитие (образовательная область «Здоровье» , социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация» , «Безопасность» , «Труд» , познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание» , «Коммуникация» , , художественно-эстетическое развитие (образовательная область «Художественное творчество» ).

ОО «Социализация» осуществляем через ознакомление с родным поселком, его названием, которое реализуется посредством показа репродукций с видами поселка, рассказов о нём. Также проводим экскурсии в природу, к достопримечательным местам поселка.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Продолжаем знакомить детей с мордовским фольклором (мифами, легендами, сказками, былинами, так как народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Продолжаем знакомить детей с мордовскими песнями и танцами, формируем навыки их исполнения.






В данном направлении проводится также работа с родителями,- расширяем представления об истории семьи совместно с историей родного края, а также советуем использовать произведения национального фольклора (русского и мордовского) ; прибаутку «Нумолня ялгакай, колядку «Уси, тавуси, песню В. Корчеганова «Я о Мордовии пою» и многие другие произведения мордовского и русского народа.

С помощью фольклорных произведений и произведений мордовских писателей мы знакомим детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения и формируем элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка : мордовская народная сказка «Мышка» , сказка Я. Пинясова «Веточка» , В. Корчеганова «Рыба как лапоть» , Я. Пинясова «Березкина песна» и многие другие произведения, которые знакомят детей с природой Мордовии. А родителей мы знакомим с экологической ситуацией в Мордовии, информируем, как уберечь ребенка от вредных для здоровья факторов окружающей среды. Беседуем о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательную область «Познание» реализуем опять же через знакомство с родным поселком (ближайшее окружение : ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями (также в ближайшем окружении и на картинках) .

Для формирования у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры с простым содержанием : «В капусту» , «В горшочки» , «В платки» , «Раю-Раю, «В курочек» , «В зайчиков» , «В белочек» . Проводим фольклорные мероприятия «Праздник урожая» , «День птиц» , «Масленица» , «Пасха» , «Весенняя ярмарка» , «Федул-ветренник» , «День поселка» которые также знакомят детей с традициями народов, населяющих Мордовию, с музыкой композиторов Мордовии .



Образовательная область «Труд» предполагает формирование первичных представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, чему способствует чтение детям произведений Ф. Бобылева «Кто ленивей?» и П. Машканцева «Огородница» , а также наблюдение и труд в уголке живой природы, наблюдение за трудом взрослых на огороде, клумбе, посильное участие в помощи взрослым.

Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем через ОО «Художественное творчество» путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом, с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка, иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и украшаем мордовскими узорами рубашки, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т. д.




В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины. Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд» , «долг» , «честь» , «Родина» именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам : языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.

Проблема ознакомления детей с родным краем – актуальна в современном обществе. Она обусловлена требованиями современного общества к воспитанию подрастающего поколения, обладающего такими интегративными качествами личности, как патриотизм, гражданственность. Несмотря на изученность некоторых аспектов, проблема ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем в настоящее время остается значимой. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.

Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, терпимого отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.

По социально-коммуникативному развитию воспитанников»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.


Слайд 2

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ № 29 г. Липецка в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Липецка.

Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.

С сентября 2014 года наше учреждение является Ресурсным центром по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и мы движемся в данном направлении.

Слайд 3

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.


Слайд 4

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Слайд 5

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

Знакомить детей с особенностями и традициями города Липецка;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Знакомить с именами знаменитых земляков;

Формировать знания о живой и неживой природе города;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Слайд 6

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:


  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

  • использование программ и технологий по краеведению;

  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;

  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Слайд 7

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:


  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Слайд 8

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:


  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ



  • Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

Слайд 9
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент)


3-4года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители.

Знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке, называет домашний адрес, название города в котором он живет.

Знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города, называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников.

Имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города.

Слайд 10

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.
Слайд 11

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п. Наше ДОУ сотрудничает с Липецким музеем народного и декоративно-прикладного искусства). Среди детей и педагогов популярна выездная программа «Музей в корзинке», «Школа ремёсел». В музее накоплен определённый опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, воспитателями детских садов и методистами. Программа «Прикоснись к музею» рассчитана именно на эту аудиторию. Для реализации программы привлекаются различные специалисты: научные сотрудники и методисты Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства, преподаватели художественно-графического факультета ЛГТУ, народные мастера, художники. В рамках реализации программы в музее особое место отводится семейному воспитанию. Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства предлагает различные формы сотрудничества:

Обзорные (по всем залам музея) и тематические экскурсии (по заказу), данную форму мы взяли для себя основой.

Интерактивные музейные занятия (по заказу) в помещении музея и на

выезде. Так же проводятся мастер – классы для детей:


  1. «Тряпичная кукла».

  2. «Плат узорный» (техника набойки).

  3. «Птички» (лоскутное шитьё).

  4. «Романовская игрушка».

  5. «Ткачество. Фенечки».

  6. «Вырезанки», работа с бумагой

Слайд 12

Интеграция регионального компонента

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День металлурга, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Слайд 13

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в нашем ДОУ в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:


  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.А. Князева, М.Д. Маханева);

  • «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитаний (под общ. ред. Т, И. Оверчук)

  • С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. (Под ред. Л.А. Кондрыкинской)

  • Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

  • Ботякова О. А. Солнечный круг: Детский народный календарь.

  • Опыт работы ДОУ №118 и №103 г. Липецка по теме « Региональный компонент содержания образования детей в ДОУ»

  • Программа патриотического воспитания «Патриот» (для детей старшего дошкольного возраста) воспитателя ДОУ №29 Чистяковой Л.А
Любовь к родному городу прививаем детям с младшего возраста.
Слайд 14

Творческой группой ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков:


  1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТО РИЯ

  2. ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА

  3. МИР ПРОФЕССИЙ

  4. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ
5 . ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
По каждому блоку разработаны темы и определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы.
Слайд 15, 16
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ»

Задачи

Темы и формы работы

Формировать знания о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях

Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала


Тема «Где мы живем»


  • «Мой дом, моя улица»

  • «Любимый детский сад»

  • «Улицы родного города»

  • «Жизнь города»
Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы:

  • вокруг детского сада, к зданиям, по улице города.
Сюжетно-ролевые игры:

  • Семья

  • Улица города
Содружество с семьей

  • Анкетирование «Знаете ли вы как достопримечательности города»

  • День открытых дверей


Расширять знания детей о родном городе Липецке, его культурных и исторических ценностях.

Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города.

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала.


Старший дошкольный возраст

Тема «Где мы живем»


  • Мой родной город, край

  • Символика города

  • Памятные места

  • Путешествие в прошлое города

  • Липецк - город будущего
Экскурсии:

  • Азбука пешехода

  • К местам боевой славы

  • В Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства
Сюжетно-ролевые игры:

  • Дом-семья

  • Улица города

  • Стройка
Конкурсы:

  • Рисунков «Липецк-город будущего»

  • Изготовление макетов о родном городе»
Содружество с семьей

  • Анкетирование «Знаете ли вы свой город»

  • День открытых дверей

  • Стенд «История одной фотографии»

  • Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми

  • Семейный проект «Семейные традиции»

Слайд 17, 18
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»


Задачи

Темы и формы работы

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ.

Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу



Младший и средний дошкольный возраст


  • «Деревья вокруг нас»

  • «Труд в природе»

  • «Как птицы в городе готовятся к зиме»

  • «Подкормка птиц»

  • «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо»
Акции

  • Трудовые прогулки-акции

  • Покормим птиц

Содружество с семьей


  • Конкурс «Скворечники для птиц»

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края.

Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её


Старший дошкольный возраст

Тема «Добро пожаловать в экологию»


  • Беседа о домашних и диких животных

  • Кто живет в реке Воронеж?

  • Доктора леса. Для чего человек сажает лес? («Лесное хозяйство Липецка»)

  • «Живая, неживая природа города Липецка»

  • «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе»

Конкурс. Акция. Выставка


  • «Фантазия» /поделки из природного материала/

  • Акция «Вторая жизнь бросового материала»

  • Выставка рисунков «Природа родного города»

Содружество с семьей


  • анкетирование «Что я знаю о природе Липецка»

  • конкурс семейных традиций

  • туристические походы

  • субботник «Озеленение участков д/сада»

Слайд 19, 20
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «МИР ПРОФЕССИЙ»


Задачи

Темы и формы работы

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе и профессиями их родителей.

Познакомить детей с некоторыми профессиями (врач, воспитатель, строитель и др.)

Воспитывать в детях уважение к труду взрослых.

Младший и средний дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»


  • Кто работает в детском саду? /пом.воспитателя, повар, врач, воспитатель, муз.руководитель, дворник/

  • Зачем люди трудятся на кухне

  • Хочу быть как мама, хочу быть как папа

  • Кто работает в городе? /строитель, маляр, каменщик, шофер, продавец, парикмахер, милиционер, почтальон/
Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы)

  • Кто построил этот дом

  • В парикмахерскую
Сюжетно-ролевые игры:

  • Стройка

  • Салон красоты

  • Почта

  • Магазин

  • Детский сад

  • Поликлиника
Встреча с :

  • Наш милый доктор

  • Главный повар

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе

развивать интерес к труду родителей, родственников, знакомых.

Показать значимость труда каждого человека в благополучии жителей Липецка.

Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов.

Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.


Старший дошкольный возраст

Тема «Всякий труд почетен»


  • Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/

  • Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог/

  • Кто построил новый город

  • Мебельная фабрика

  • служба «01», «02», «03» всегда на страже города

  • Кем ты будешь, когда станешь взрослым

  • Кто работает на НЛМК /водитель автобуса, машинист крана, экскаватора/
Экскурсии:

  • В школу, библиотеку
Сюжетно-ролевые игры:

  • Стройка

  • Школа, библиотека

  • Железнодорожный вокзал

  • Ателье мод

  • Улица города

Встреча с интересными людьми:


  • Семейная династия
Содружество с семьей:

  • Сбор материала о профессиях родителей

  • Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»

  • Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»

Слайд 21, 22
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ»


Задачи

Темы и формы работы

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города.


Младший дошкольный возраст


  • Знакомство с фольклором

  • В гости к нам пришли матрешки

  • Чудесный русский сундучок

  • Ярмарка

  • Лавка ремёсел

  • Бабушкина сказки

  • Дедушкины золотые руки
Старший дошкольный возраст

Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям»


  • Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа)

  • Мастера народных ремёсел

  • Традиции русского народа

  • Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

  • Культурные и спортивные центры города

  • Спорт-это здоровье

  • Традиции родного города

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников

Слайд 29

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Липецкого края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы липецких авторов, знакомим с народными играми т.е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.

Слайд 30

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:


  • Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

  • Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

  • Определяет свою социальную роль;

  • Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

  • Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

  • Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

  • Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

  • Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Слайд 31

Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Слайд 32
Литература:
1.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края». - Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1965.

3. А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории». - Липецк: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991.

4. А. Березен «Земля наша Липецкая». - Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, 1974.

5. «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, 2008.

6. Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Липецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», 2000.

7. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.

8. Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, 1999.

9. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.


Содержание регионального компонента «Родной край» направлено на достижение цели по формированию целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Липецкий край; формирование представлений о достопримечательностях родного села и его государственных символах; воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям; формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе; формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Липецкой области; ознакомление с картой Липецкой области и своего района.


Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям: управление реализацией программы; создание и обновление предметно- развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


Первое направление – управление реализацией программы. Для реализации регионального компонента в условиях ДОУ необходимо создать соответствующие условия: кадровая подготовка, расстановка специалистов разного профиля: наличие специалиста по краеведческой работе в ДОУ; программно-методическое обеспечение: грамотное сочетание комплексной образовательной программы, ряда инновационных программ и новых эффективных технологий; эстетическая развивающая среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры. Обязательной составляющей является программное обеспечение дополнительных услуг по приоритетному направлению.






Использование экспонатов и краеведческого материала будет способствовать формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно- нравственному воспитанию дошкольников. Создать небольшой музей непосредственно в дошкольном учреждении или посещать районный краеведческий музей.


Третье направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.








Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, семейный проект «Родословное древо моей семьи», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.




Планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы по краеведению «Родной край»: дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме), природе Липецкой области; проявляют заботу о своей семье; имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших Липецкий край; могут рассказать о своем родном селе, назвать его; знают государственную символику родного села; проявляют интерес к народному творчеству, узнают и называют изделия народного промысла Липецкой области (Елецкие кружева, романовская игрушка); знают представителей растительного и животного мира Липецкой области; имеют представление о карте родного края;

Зульфия Низамова

Детство-каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия (В. А. Сухомленский)

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными , географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края выражается в следующем :

Воспитание у ребенка любви к привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Расширение представлений о городах Республики Татарстан;

Знакомство детей с символами (греб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности :

Центр позновательного развития-уголок УМК :

Для работы и реализации национально-регионального компонента создано предметно – развивающая среда. Которая включает в себя символику России и Татарстана, народное творчество.

Репродуктивная деятельность



После проведения бесед, чтение художественной литературы, экскурсий и прогулок, дети рисовали (лепили из пластилина) то, что им больше всего запомнилось и понравилось :

«Дом в котором мы живем»

«Татарский орнамент»

«Укрась тюбетейку»

«Укрась читек»

Чтение художественной литературы

1. Габдулла Тукай

2. Муса Джалиль

3. Абдулла Алиш

Проводятся беседы с детьми, на которых дети знакомятся с историей села, символикой, с названиями улиц, а также его жителями и их профессиями :

«В единстве наша сила!»

«День флага РФ»

«Знаменательные места села»

Виртуальные экскурсии

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с историей края и родного села проводятся виртуальные экскурсии. Все это расширяет представления детей о городе, селе, его жителях, достопримечательностях.

Дидактические игры :

«Бу кем?»

«Татар милли рнклре»

«Одень куклу»


Непосредственно-образовательной деятельности :

«Моя семья»

«Моя улица»

«Мой детский сад»

Работа с родителями :

«МЧС - России»

«Мастер-стилист»

Таким образом, любая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает себе возможность решения многих задач, о самое существенное- может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.

Публикации по теме:

Наша Соколовка» (старший дошкольный возраст) Реализация регионального компонента. Задачи. Образовательные. Познакомить детей с историей.

Реализация регионального компонента в условиях ДОО «Реализация регионального компонента в условиях ДОО» Мартыновская Татьяна Александровна, Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска Жизненный.

Физкультурное–оздоровительное занятие с использованием регионального компонента «Мы идем на ярмарку!» Тип: Физкультурно – оздоровительное. Вид: Физическое развитие Тема: «Мы идем на ярмарку» Цель: Внедрение регионального компонента в работу.

Формирование нравственно-патриотических чувств в формате регионального компонента Патриотизм- это не доблесть, и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко.

Перспективное планирование национального регионального компонента в старшей группе. Перспективное планирование НРК в старшей группе. Сентябрь: Чтение худ. литературы: «Легенды и сказки полярной ночи» Октябрь: Рисование:.

Представление педагогического опыта работы «Реализация национально - регионального компонента в детском саду» 1. Актуальность и перспективность опыта Ведущим направлением модернизации дошкольного образования является введение федерального государственного.

Татьяна Мартыновская
Реализация регионального компонента в условиях ДОО

«Реализация регионального компонента в условиях ДОО »

Мартыновская Татьяна Александровна,

Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска

Жизненный путь личности – это история ее переживаний.

Л. С. Выготский

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно , к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца» . В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент . С сентября 2015 года педагогический коллектив МАДОУ №118 работает по своей рабочей программе. При написании общеобразовательной программы мы учли специфику социокультурных условий , в которых осуществляется образовательная деятельность, и выделили отдельным блоком региональный компонент , цель которого : создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона , профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона ; совершенствование нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине. Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национальными особенностями Мурманской области (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Мурманска, азами культуры саамского быта).

Планирование образовательного процесса осуществляется как в совместной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной. При планировании воспитательно-образовательного процесса используются : методические пособия, произведения мурманских писателей и композиторов . В целях повышения качества образования по данному разделу активно используется музейная педагогика : в каждой дошкольной группе в игровом центре отражена история саамского быта. Специалистами учреждения разработаны сценарии культурно-досуговой деятельности, целью которых является формирование духовно-патриотических чувств дошкольников.

Первым социальным институтом приобщения ребенка к традиционной народной культуре является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Привлечение родителей к проблеме приобщения детей к народной культуре, формирование толерантного отношения к культурам народов Севера, является одним из условий реализации данного направления работы детского сада. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом , также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей :

Родительские собрания;

Организуются праздники, такие, как мероприятие, посвященное дню рождения Мурманска «Знатоки нашего города» ;

Проводятся анкетирования и тестирования, беседы и индивидуальные консультации и т. п.

Формы взаимодействия с родителями : консультации, совместные досуговые мероприятия, музыкально-литературные гостиные, совместные проекты, презентации по теме "Моя малая Родина - Мурманск".

Программой определен долгосрочный проект «Знакомство с малой родиной, родным городом» , где критериями являются :

Ребёнок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе;

Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины;

Ребёнок проявляет инициативу в социально значимых делах : участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности : рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности : в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю» , «Заполярье - моя Родина» , «Мурманск – мой город родной» , проявляет инициативность и самостоятельность;

Проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре саамов, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Мурманск и нашу страну в целом.

Творческой группой по разработке вариативной части программы был разработан и составлен план образовательной деятельности по ознакомлению с Кольским краем. Основные разделы программы : Я, моя семья; Родной город, Первомайский округ; Природа родного края; Быт, традиции; Саамский народный костюм; Народные игры; Земляки, прославившие наш город.

Знакомство с территориальным расположением города и округа, символикой герба и флага города Мурманск, с понятиями «область» , «округ» , «страна» , с историей возникновения и развития города, героями, принимавшими участие в создании города. Расширение представлений о достопримечательностях своего города, улиц, о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе Мурманской области, о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу» .

Систематизация знаний детей о людях разных профессий, расширение и углубление представлений воспитанников о работе рыбаков. Изучение традиционного уклада жизни, материальной и духовной культуры народов севера, а так же взаимосвязи исторических, природных, социальных, этнических факторов.

Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента были обозначены педагогические условия такие как : систематизация, обобщение и углубление знаний педагогов по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада, разработаны методические разработки по региональному компоненту , которые дают детям представление о целостной картине мира. Участие педагогов во всероссийских конкурсах с публикацией методических разработок с внедрением регионального компонента . Хорошее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, здания библиотеки, музеев. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми. После экскурсий дети с интересом составляют планы и схемы маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках. Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Детский праздник принято определять как явление эстетико-социальное. Праздники и квесты : «День Рождения моего города» , «Знатоки своего города» , День матери, День защитника Отечества, Рождество, Масленица, спортивные праздники и развлечения развивают у детей нравственную, познавательную, игровую и этическую культуру, формирует духовный мир и мораль.

Поэтому праздник доставляет радость детям и взрослым, дарит мгновения совместного счастья и радости. А театральные представления в исполнении настоящих артистов помогают детям вместе с актерами перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных героев.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего!