Развивающие карточки от 0 месяцев. Методика Домана: скачать карточки Домана, презентации Домана

Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится". По Доману, оптимальный возраст для начала обучения – 3-6 месяцев.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Гленом Доманом было написано шесть популярных книг о развитии детей, которые до сих пор являются бестселлерами:
«How To Teach Your Baby To Read»
«How To Teach Your Baby Math»
«How To Give Your BabyEncyclopedic Knowledge»
«How To Teach Your Baby To Be Physically Superb»
«How To Multiply Your Baby’s Intelligence».

Официальные сайты Гленна Домана

Скачать бесплатно книги Гленна Домана

«Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка» скачать

«Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» скачать

Скачать бесплатно карточки Гленна Домана

Изучение инстранных языков по карточкам Гленна Домана

Карточки по Доману (английский, японский, французский, итальянский, испанский) [Обучение 10 CD] скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French Cards (часть 1 - DVD MPEG-2) скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French cards (часть 2 - DVD Mpeg - 2) скачать бесплатно

Видео про методику Гленна Домана

Glenn Doman Introducing The Institutes

Первая часть из 5-ти про методику Гленна Домана от него самого.

Metodo de Glenn Doman

Девочка Aleka в свои 9 месяцев показывает на себе части тела, названия которых видит написанными на бумаге.

Glenn Doman: 14 Month can Read

Ребенок читает в возрасте 14 месяцев благодаря обучению по методике Гленна Домана.

Amazing 17 month old baby reading

Карточки Домана для самых маленьких являются одной из самых популярных, и в то же время спорных методик.

Вокруг методики Домана ходит множество различных мнений, как о вреде, так и о пользе для развития ребенка. В этой статье мы познакомимся поближе с основными понятиями, рассмотрим все “за” и “против” и вы поймете, нужна ли такая методика вашему малышу.

В конце статьи вы сможете скачать карточки Домана и другие полезные материалы по методике.

Историческая справка

Гленн Доман (1919-2013) — американский врач физиотерапевт, автор методики раннего развития. После окончания вуза плотно занялся изучением развития мозга детей.

Как и известная Мария Монтессори, Гленн начал свои исследования на “особых” детях с поражениями центральной нервной системы, ДЦП и умственной отсталостью. Детям показывали карточки Домана с изображениями, словами и точками, постепенно увеличивая их количество.

Карточки воздействовали на здоровые и активные участки мозга. Опыты показали, что долгосрочное стимулирование мозга таким способом положительно сказывалось на больных и через несколько месяцев дети начинали развиваться и даже догоняли в развитии здоровых детей.

Позднее методику стали применять на здоровых детях и она стала известной во всем мире.

8 основных принципов обучения “по Доману”

Гленн Доман считал, что максимальная умственная активность проявляется в возрасте до 6 лет. И если правильно заниматься ранним развитием с самого рождения, то ребенок может стать гением.

Мозг ребенка с рождения сам настроен на то, чтобы впитывать всю поступающую информацию как губка. А чтобы ребенок максимально развивался, эту потребность мозга нужно постоянно удовлетворять регулярными упражнениями.

Основные принципы методики:

  • Ребенок с рождения сам хочет получать знания и нет необходимости его заставлять
  • Главные учителя и педагоги для ребенка — это его родители. Никто не сможет обучать ребенка лучше, чем папа и мама
  • Начинать заниматься с ребенком нужно как можно раньше. Чем раньше — тем лучше.
  • Обучение должно проводится ежедневно
  • Если ребенок в данный момент не настроен на обучение — то следует провести занятия позднее, когда ребенок будет готов
  • Новый материал нужно вводить регулярно
  • Если во время занятия у ребенка пропал интерес — следует прекратить занятие
  • Занятие следует закончить до того, как ребенку самому захочется его прекратить

Суть методики

Если говорить о методике в целом, то она вовсе не ограничивается показом карточек. Автор разработал целый ряд физических упражнений для малышей.

Опыт работы с особыми детьми показал, что физическое развитие напрямую связано с умственной деятельностью и развитием в целом. В методике даже есть понятие “двигательный интеллект”, которое говорит о взаимосвязи физического и умственного развития.

Физические упражнения — залог развитого интеллекта

По сути, трек — это горка с бортиками, которая помогает освоить процесс ползания. Трек должен быть достаточно “скользким”, чтобы сила трения не мешала малышу осваивать передвижение.

Нужно ежедневно, без пропусков заниматься физическими упражнениями с ребенком:

  • крутить, вертеть, подбрасывать и покачивать малыша в разных плоскостях, развивая чувство равновесия и вестибулярный аппарат
  • вставать на ножки с поддержкой
  • плавать с поддержкой
  • тренировать захват пальчиками, а когда малыш ухватится за ваш палец или специальный деревянный стержень, нужно потянуть руку вверх, пытаясь приподнять корпус ребенка
  • подставлять руку, когда кроха пытается оттолкнуться ногами

Постепенно, вместе с ростом ребенка и его физических способностей, можно подключать более сложные упражнения, такие как:

  • вис на перекладине с поддержкой
  • ползание на четвереньках
  • ходьба с поддержкой

Карточки домана для самых маленьких

Существует три вида карточек Домана:

  • Карточки со словами — для обучения чтению
  • Карточки с точками — математические карточки
  • Карточки с изображениями — энциклопедические карточки

Карточки со словами представляют собой карточки, на которых изображены слова красным крупным шрифтом.

Математические карточки — это карточки с красными крупными точками, расположенными хаотично. Количество точек на карточке от 1 до 100.

Энциклопедические карточки — карточки с картинками.
Именно эти карточки многим известны как “карточки Домана”

Энциклопедические карточки представляют собой квадратные карточки размером 28х28см. На карточках крупное цветное изображение предмета или животного на белом фоне, под ним красным крупным шрифтом — название того, что изображено на карточке.

Доман выделил 10 основных разделов карточек:

  • биология
  • география
  • искусство
  • литература
  • музыка
  • история
  • математика
  • языки (иностранные)
  • физиология человека
  • естествознание

В каждый раздел входят различные категории. Набор карточек состоит из определенной категории. Я приведу несколько примеров, чтобы было проще понять смысл.

Как видите, количество карточек достаточно большое. Существуют тысячи различных наборов и десятки тысяч отдельных карточек.

Когда и как показывать карточки Домана?

На вопрос “когда можно начинать показывать карточки?” методика дает однозначный ответ: чем раньше — тем лучше, т.е буквально с первых месяцев жизни ребенка.

Раннее начало показа энциклопедических карточек (с картинками) дает больше шансов на то, что ребенку будут интересны карточки в дальнейшем. Некоторые родители, которые начали применять методику достаточно поздно (от 1,5 лет) говорили о низком интересе ребенка.

А те, кто начал показ карточек в 2-3 месяца говорят об обратном эффекте: повышенный интерес ребенка к обучению на протяжении длительного времени.

Если говорить о карточках только со словами (для обучения чтения) или математических карточках с точками, то их следует применять от 1 года.

Подготовка к началу обучения

Перед показом карточек следует запомнить несколько простых правил:

  • игру следует начинать только тогда, когда ребенок к этому готов. Он должен быть выспавшимся, бодрым, в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим после кормления. Эти же критерии должны соблюдать и вы)
  • место для занятий также является важным моментом: в интерьере не должно быть ярких и броских элементов, которые будут отвлекать ребенка
  • постарайтесь ограничить пространство для обучения от резких и отвлекающих звуков, а лучше вообще создать тишину

Для начала показа нужно выбрать одну категорию карточек. Именно категорию, а не произвольный набор карточек различных тематик.

Показ определенной категории карточек обусловлен логическими взаимосвязями. Автор методики утверждает, что при показе 10 не связанных между собой карточек ребенок получит только 10 блоков информаци.

Однако если показать 10 карточек одной категории, т.е. когда карточки во взаимосвязи, то в памяти ребенка запишется более 3 600 000 логических взаимосвязей. Об этом Глен говорит в своей книге “Как дать ребенку энциклопедические знания”.

Механизм показа карточек

Показывать карточки следует на расстоянии вытянутой руки (не менее 45см). Начните энергично и радостно: “Сегодня я бы хотела показать тебе грибы” и приступайте к показу карточек.

Далее быстро (как только сможете) показывайте карточки ребенку. В первые дни знакомства с категорией карточек при показе следует говорить: “ Этот гриб — подберезовик. Это — белый гриб. А вот это — рыжик.”

Когда ребенок привыкнет — можно исключить название категории и произносить только названия карточек. Но когда вы будете вводить в обучение новую категорию карточек — снова начинайте знакомить ребенка с названием категории.

Показ карточек должен происходить очень быстро — максимум 10-15 секунд на одну карточку. В идеале 1 секунда на показ карточки и несколько секунд на то, чтобы произнести название.В начале это может показаться трудным, но вы быстро привыкните и наберете нужный темп)

Скорость — очень важный параметр показа. Именно при скоростном показе карточек активируется правое полушарие мозга, развивается фотографическая память, скорость реакции мозга и образное мышление. По словам автора быстро показать небольшое количество карточек гораздо лучше, чем медленно и много.

Рекомендуется заканчивать показ карточек до того, как этого захочет ваш ребенок. Если вы почувствуете, что у ребенка пропадает интерес, он начинает капризничать или отвлекаться — значит самое время подводить занятие к концу.

Со временем вы поймете, сколько в среднем карточек ребенок сможет изучить до того, как устанет, и найдете тот самый момент, чтобы закончить чуть раньше.

Начало занятий и введение новых карточек

Хочу заметить, что на самом деле алгоритм показа не столь жесткий и суровый, как его многие описываю)

Для того, чтобы приступить к урокам, нужно выбрать 5 категорий карточек. Из каждой категории возьмите в работу 5 карточек.
5 категорий по 5 карточек = 25 карточек для старта.

Доман не рекомендует брать карточки и категории, которые уже хорошо известны ребенку. Так что если вы решите начать с чего-нибудь знакомого для малыша — смело выбрасывайте эту идею из головы и берите свежие и неизведанные категории и карточки.

Показывать карточки нужно не менее трех раз в день. Когда вы поймете, что ребенок легко справляется с потоком информации, можно постепенно вводить в обучение новые категории. Каждую новую категорию нужно показывать так же 3 раза в день. Всего в обучении не должно быть больше 10 категорий одновременно.

Когда вы достигните 10 категорий в день в режиме быстрого показа (2 секунды на карточку), можете постепенно изымать карточки и заменять их свежими. Когда в категории обновятся все карточки — можно заменить изученную категорию на новую.

Жизненный цикл одной карточки

Одну карточку показывают до 30 раз. В среднем это 10 дней (по 3 показа в день). Это максимальный цикл. Если вы видите, что ребенок легко усваивает информацию, а у вас есть силы и желания на подготовку свежих материалов, обновляйте карточки почаще, скажем, один раз в пять дней.

Не выбрасывайте карточки, которые прошли свой цикл. Они еще пригодятся для “программы знаний”. Складывайте карточки в картотеку.

Программа знаний — новая жизнь старых карточек

Если вы решите применять методику Домана на постоянной основе, то у вас довольно быстро накопится огромная масса карточек в картотеке, которые малыш уже изучил.Если эти карточки немного доработать, то мы получим энциклопедические карточки для программы знаний.

Программа знаний — это еще одна часть методики Домана. Она заключается в том, что вы зачитываете ребенку различные факты о том, что изображено на карточке.

Сам Доман говорит,что эту информацию можно преподносить ребенку тремя способами:

  • просто зачитывать
  • показывать ребенку в распечатанном виде (крупным шрифтом)
  • зачитывать, показывая ту самую карточку, о которой идет речь

В нашем случае мы будем использовать самый интересный и удобный, на мой взгляд, способ — это зачитывание фактов с показом карточек. Теперь давайте подробнее рассмотрим эти самые факты.

Факты для карточек программы знаний

Факты представляют собой диапазон информации по каждой карточке: от самой простой к самой сложной. Самому простому факту присваивается первая ступень, факту посложнее — вторая ступень и т.д.

Чтобы было проще понять суть давайте рассмотрим определенный пример: возьмем раздел “биология” и набор карточек “домашние животные”.

На карточке “кошка” факты будут располагаться примерно следующим образом:

  1. Кошка живет вместе с людьми
  2. Домашние кошки произошли от диких кошек
  3. Кошка — хищное животное
  4. Средняя длина тела кошки — 60см
  5. Средний срок жизни кошки — 14 лет
  6. Кошка относится к классу млекопитающие
  7. Среди млекопитающих у кошки лучше всех развиты органы чувств
  8. Обоняние кошки в 14 раз сильнее человеческого
  9. Скелет кошки состоит из 240 костей

Количество фактов, их сложность и порядок расположения выбирается индивидуально, в зависимости от ваших предпочтений и доступной информации по карточке. Желательно, если факты будут располагаться в порядке возрастания сложности. Первый факт — самый простой, последний — самый сложный.

Факты о карточке в наше время искать несложно — достаточно зайти в википедию, там коротко и лаконично приведено много полезной и достоверной информации. Именно оттуда проще всего взять факты.

Затем факты нужно распечатать и приклеить на обратной стороне карточки. Еще проще их сразу выписать ручкой или маркером на карточку.

  • Достоверность факта. Не берите информацию, если сомневаетесь в ее верности
  • Точность факта. Факт должен констатировать и утверждать, а не предполагать. “Борис Ельцин — первый президент РФ” — это хороший факт. А вот “ Борис Ельцин был плохим президентом” — это уже не факт, а предположение или личное мнение
  • Факт должен быть ясным и недвусмысленным

Будет хорошо, если некоторые факты будут затрагивать другие категории и карточки. Это обусловлено все теми же взаимосвязями, как и между карточками одной категории.Берите понятную и интересную информацию, по возможности добавляйте немного юмора — это повысит заинтересованность малыша.

Схема занятий по программе знаний

Когда карточки из картотеки будут подготовлены к программе знаний и будут заполнены интересными фактами — можно приступать к обучению.

Для начала потребуется 5 категорий по 5 карточек в каждой (25 карточек). Карточки программы знаний следует показывать также, как и энциклопедические карточки, 3 раза в день.

Только теперь при показе вместо названия мы будем зачитывать факт. Соответственно погоня за скоростью показа отойдет на второй план — главное громко и внятно произносить факты.

Начинаем с первой ступени — с самого первого и простого факта. При показе всех пяти категорий и 25 карточек мы называем только один первый факт о том, что изображено на карточке.

После пяти дней обучения, когда ребенок достаточно хорошо изучит материал, можно заменить карточки в категориях на новые. Таким образом каждые 5 дней будут вводиться новые 25 карточек.

Средний цикл показа для одной ступени программы — 15 показов (5 дней по 3 показа). Если вы заметите, что ребенок осваивает карточки быстрее, то можно ускорить изъятие старых и ввод новых карточек.

Вводить показ новых категорий, как при показе энциклопедических карточек, не следует. Во-первых показ карточек программы знаний занимает больше времени и вы рискуете просто не успеть. А во-вторых из-за ступенчатости фактов будет легко запутаться.

Когда все ступени во всех карточках этих пяти категорий пройдены — можно изъять эти категории и ввести 5 новых категорий.

8 плюсов и 5 минусов методики Домана

Методика Гленна Домана, как и любая известная методика раннего развития, имеет как массу сторонников, так и массу критиков. Давайте рассмотрим самые значительные достоинства и недостатки методики.

Плюсы методики

  1. Обучение не требует много времени и специальных знаний, а в качестве педагогов выступают лучшие учителя для ребенка — родители
  2. Все обучение проходит в домашних условиях
  3. Все материалы для обучения можно быстро и легко изготовить своими руками
  4. Положительное влияние физических упражнений как на физическое, так и на умственное развитие ребенка.
  5. Стимуляция мозговой активности ребенка с раннего возраста. Самый активный период развития мозга человека — до 6 лет. Именно в этот период закладывается “фундамент” знаний
  6. Развитие фотографической памяти, скорости реакции мозга и образного мышления
  7. Освоение ребенком большого количества информации за короткий период времени
  8. Всестороннее развитие. Энциклопедические карточки и программы знаний охватывают огромное количество всевозможных тем.

Минусы методики

  1. Пассивная роль ребенка в обучении. Обучение проходит как бы в одностороннем порядке: вы показываете и говорите, а ребенок просто смотрит и слушает, не принимая полноценного участия
  2. Задействованы только зрительные и слуховые каналы ребенка, в то время как тактильные, обонятельные и осязательные, которые так важны при раннем развитии, игнорируются
  3. Отсутствие творческой составляющей
  4. Отсутствие какой-либо мозговой деятельности, кроме запоминания
  5. Большое количество информации может перегрузить мозг

Карточки Домана своими руками за 5 минут

В покупке готовых наборов карточек лично я не вижу никакого смысла, т.к. сделать карточки своими руками не составит особого труда.

Вам понадобится только принтер и бумага. Бумагу лучше взять поплотнее, ближе к картону. В продаже такие имеются в любом канцелярском магазине. Если нет — то обычная бумага тоже подойдет.

  • точность: изображение на карточке должно быть хорошего качества и соответствовать реальному объекту
  • дискретность: карточка должна изображать только один объект без задних планов
  • новизна: карточка должна изображать то, что ребенок еще не знает
  • однозначность: точное наименование карточки

Карточки должны быть ясными и хорошо “читаться”. Также они должны быть достаточных размеров. Чаще всего используется размер 28х28 см, но это не обязательный параметр.

Сам Доман по этому поводу говорит следующее: “ Не уделяйте слишком много внимания самим карточкам, их изготовлению. Достаточно запастись твердым картоном, на котором должно быть изображение”

Поэтому на одном листе А4 можно расположить одну или две карточки, на ваше усмотрение. Также не забудьте подписать карточки с обратной стороны, чтобы зачитывать название во время показа.

Можно сразу готовить и прописывать с обратной стороны факты об объекте карточки для программы знаний — потом меньше работы будет.

Ламинировать и обматывать карточки скотчем нежелательно — при определенном освещении будут бликовать, затрудняя ребенку просмотр. Не такая уж и ценность эти бумажки, чтобы хранить их для передачи по наследству.

Вот в принципе и весь механизм: скачали — распечатали — нарезали и подписали. Можно начинать обучение. А как правильно обучать ребенка вы уже знаете)

Скачать карточки Домана

Скачать Карточки Домана:
Сборник энциклопедических карточек (карточки с картинками)

Скачать книги:
Как дать ребенку энциклопедические знания — Гленн Доман
Как научить ребенка читать — Гленн Доман

Заключение

Методика Домана — это не только карточки Домана для самых маленьких, которые помогут познакомить малыша с энциклопедическими знаниями, чтением, иностранными языками и математикой. Это еще и отличный тренажер для физического развития и здоровья малыша.

Родители, которые использовали методику, неоднократно говорили о пользе упражнений и прогрессе в развитии малыша. Однако многие детские психологи относятся к методике как к устаревшей и даже опасной ввиду возможной перегрузки мозга ребенка из-за показа карточек.

При занятиях с ребенком всегда руководствуйтесь здравым смыслом. Не относитесь к инструкциям автора методики как к истине. Относитесь скорее как к рекомендациям, а не жестким правилам. Экспериментируйте и не перегружайте ребенка

Если что то кажется слишком жестким — сбавляйте напор и занимайтесь в комфортном для вас с ребенком режиме. И помните, что раннее развитие должно быть гармоничным и своевременным.

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться в Методике Домана.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Сегодняшние родители много времени уделяют раннему детскому развитию. Способствуют этому и авторские обучающие программы, которые не теряют своей популярности вот уже много лет. Наверняка мамы слышали про материалы Монтессори или карточки Домана.

Детский психолог

Система американского физиотерапевта Глена Домана, о которой и пойдёт речь в статье, построена на принципе донесения до ребёнка больших информационных объёмов через зрительное восприятие. Помогают в этом процессе специальные карточки.

Методика раннего развития Домана, по словам автора и его последователей, может существенно расширить врождённые способности малыша и даже воспитать настоящего гения. Однако противники этой системы убеждены, что она способна навредить ребёнку. Где же истина?

Если вы интересуетесь программами раннего развития детей, обязательно прочитайте статью, в которой психолог рассказывает, что такое и каковы основные принципы этой популярной образовательной системы.

Будущий автор популярной развивающий методики родился в 1919 году в Филадельфии. В начале 40-х Доман приступил к физиотерапевтической практике в клинике. Основная цель его работы – изучение законов и особенностей развития детского мозга.

Однако идущая мировая война заставила учёного прервать работу и отправиться добровольцем на фронт. За боевые заслуги в составе роты пехотинцев Доман даже был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» – второй по старшинству среди военных американских наград.

После окончания военных действий Доман возвращается к работе и начинается специализироваться на малышах с тяжёлыми повреждениями коры больших полушарий мозга и серьёзными поражениями центральной нервной системы.

В середине 50-х он организовал частный Институт Достижения Потенциала Человека. Фундаментальной базой этого исследовательского учреждения стала методика Глена Домана.

В течение двух десятков лет учёный вместе с коллегами проводил разнообразные исследования, экспериментировал, обобщал информацию, чтобы создать систему реабилитации малышей с , задержкой психического и интеллектуального развития.

Глен Доман был убеждён, что в первую очередь необходимо вылечить причину психических трудностей – несовершенство головного мозга, а уже затем бороться со следствиями – слабой речью, несовершенными движениями и т.д.

В 1960 г. Доман опубликовал в специализированном научном издании материал об особенностях своей работы с детьми, у которых диагностировано повреждение мозга, и итогами их реабилитации. Эта статья принесла ему широкую известность в научных кругах.

Именно с этой поры методика раннего развития Домана стала активно использоваться не только специалистами, но и родителями, причём её применение было расширено – теперь обучение проходили и здоровые малыши.

Полную информацию о развивающей системе можно узнать из книг самого автора:

  • «Как научить ребёнка читать»;
  • «Гармоничное развитие ребёнка».

В этих книгах читатель найдёт «чистую» систему, без добавлений и исправлений. В России же популярна методика Домана, которая адаптирована под отечественную языковую и культурную специфику Андреем Маниченко.

Детские возможности станут расти день ото дня, если заниматься с ребёнком постоянно и на регулярной основе. Автор методики был убеждён, что головной мозг может развиваться лишь при ежедневной тренировке.

Однако данный процесс протекает неравномерно. Вот почему до 3 лет необходимо передать малышу максимальный объём информации, а в следующие 3 года – до шестилетнего возраста – постоянно поддерживать навыки ребёнка и дополнять его «багаж» новыми знаниями.

Методика развития ребёнка Домана основывается на нескольких важных принципах:

  1. Ранние занятия. Занятия с детьми по совершенствованию моторики и интеллекта должны начинаться практически с первых дней жизни. Сразу после рождения Доман рекомендовал включать физические упражнения в ежедневный распорядок дня. Необходима стимуляция ребёнка к ползанию, хватанию, переворачиванию, стоянию. Также следует обучать малыша плавать. Автор убеждал, что подобные рефлексы естественны для детей.

    Интеллектуальное развитие происходит с помощью комплектов карточек. Ребёнок схватывает картинку, запоминая её на уровне подсознания. Это позволяет «закачивать» в малыша большие объёмы информации.

  2. Регулярность упражнений. По Доману занятия должны проходить ежедневно, пропускать их нельзя. Лишь в этом случае детский мозг будет работать и развиваться полноценно.
  3. Учёт заинтересованности ребёнка. Занятия необходимо проводить лишь тогда, когда малыш заинтересован в них. Если он испытывает какой-то дискомфорт, нужно вернуться к упражнениям через 2 — 3 часа.
  4. Создание условий для обучения. Карточки Домана – обязательное условие развития ребёнка. Этот инструментарий состоит из картинок, точек или слов. Карточки вводятся в процесс постепенно, чтобы кроха смог быстро всё запомнить.

Физическое развитие по Доману

Система развития для самых маленьких включает весьма серьёзный комплект физических упражнений. Доктор Доман считал, что между моторикой и интеллектом имеется взаимосвязь.

Взрослые, которые регулярно занимаются с ребёнком определённой зарядкой, производят стимуляцию познавательных процессов. Таким образом, чем более развит малыш физически, тем выше будет его интеллект.

Чтобы младенец смог проявлять активность, создаются определённые условия. Прежде всего требуется особый трек для ползания, который нужно расположить под небольшим углом. Ребёнок во время упражнений должен быть легко одет.

Сложность и продолжительность упражнений будет зависеть от возраста подопечного.

  • Ребёнок практически с первых дней жизни должен при помощи врождённого рефлекса отталкивания проползать короткую дистанцию по специальном треку. Выполняется такая зарядка 10 раз в сутки. Общая длительность — 4 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнку предлагается указательный палец или гладкий деревянный штырёк аналогичного размера для захватывания. Когда малыш схватит палец, мама приподнимает его торс. Выполняют подъёмы 10 раз в сутки. Длительность — 10 минут;
  • развитие равновесия. Этот вид упражнений подразумевает совершенствование вестибулярного аппарата. Родитель покачивает, вращает, подбрасывает ребёнка в различных плоскостях. Всего этот комплекс для новорождённых состоит из 15 различных упражнений. Длительность — 10 минут.

От 2 до 7 месяцев

  • развитие двигательных навыков . Ребёнок ползает по-пластунски за игрушкой. Ему нужно проползти по треку более длинную дистанцию, чем прежде (хороший уровень – одна пауза за всю дистанцию). Выполняется упражнение 15 раз за сутки. Общая длительность: от 4 часов в сутки;
  • развитие мануальный умений. Ребёнок захватывает родительский палец, а мама или папа приподнимает торс, чтобы малыш немного повисел. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность увеличивается с двух до 10 секунд;
  • развитие равновесия. Мама качает, вращает и подбрасывает малыша в различных плоскостях. Опять выполняются те же 15 упражнений, что и в раннем возрастном периоде. Длительность совершенствования вестибулярного аппарата: 10 минут.

От 7 до 12 месяцев

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ползает на четвереньках. За сутки необходимо провести до 30 серий таких упражнений. Общая длительность: минимально 4 часа, желательно до 12 часов в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на перекладине, а родитель его страхует. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность каждого упражнения – 20 секунд;
  • развитие равновесия. Ребёнка качают, вращают, делают подбросы в различных плоскостях. В этом возрасте выполняют комплекс из 10 специальных упражнений. Длительность такой зарядки составляет 20 минут.

От 1 года

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ходит, причём начинать нужно с одного-двух шажков. За сутки проводят до 30 сеансов ходьбы. Длительность — минимально 2 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на турнике, а потом постепенно передвигается по нему при помощи перехватов (этот способ необходимо сначала продемонстрировать). За сутки нужно выполнить 10 упражнений по перехвату и 5 серий по провисанию. Длительность — 5 минут;
  • развитие равновесия. Выполняется комплекс из 10 упражнений по пассивному развитию равновесия. Родитель покачивает, крутит, подбрасывает малыша в различных плоскостях. Длительность — 20 минут.

Чтобы ничто не мешало двигательной активности, Доман рекомендовал родителям надевать на новорождённого минимум одежды. Так ребёнок будет свободно шевелить ручками и ножками, что ускорит его физическое созревание.

О том, читайте более подробно в статье детского психолога. Из неё вы узнаете, как создать условия для ходьбы и какие упражнения помогут повысить физическую активность малыша.

В своих трудах автор указывал оптимальный возраст для овладения этим навыком – 12 месяцев. К тому же, чтобы контролировать получение знаний, необходимо заручиться умением ребёнка говорить, поскольку через неделю обучения кроха должен «прочитывать» показанные слова.

Развивающие карточки для детей имеют строго определённый размер: 10 на 50 сантиметров. Слова на них должны быть обязательно ярко-красными, а высота букв составляет примерно 7,5 сантиметров.

По методике Домана при обучении чтению следует соблюдать определённую схему:

  1. Первые сутки: ребёнку четырежды показывают 5 картинок со словами-существительными. Паузы между занятиями составляют не более получаса.
  2. Вторые сутки: родитель осуществляет три показа по 5 слов, уже демонстрировавшихся вчера, и три показа по 5 новых слов. В результате получается 6 занятий, во время которых изучается 10 слов.
  3. Третьи сутки: мама осуществляет шесть сеансов по 5 карточек, уже показанных в первый и второй день, и три сеанса по 5 новых слов. В результате получается 9 занятий, во время которых изучается 15 слов.

Следует помнить, что между сеансами упражнений необходим 30-минутный перерыв. В этом случае нервная система ребёнка успеет отдохнуть, и результат будет заметен скорее.

Как только в течение пяти дней слово было изучено, его убирают из демонстрации, поскольку малыш уже должен быть его запомнить. Автор рекомендовал для лучшего контроля замены карточек писать на них дату начала предъявления.

Учим ребёнка считать по Доману

Согласно методике Глена Домана, родители и дети считают по-разному: взрослый человек представляет себе конкретную цифру, а малыш видит количество яблок, конфет и пр.

Вот почему на карточках, которые будут демонстрироваться ребёнку, автор изображал не цифры, а красные точки, которые соответствуют этому числу. Так детям будет проще учиться счёту.

Демонстрационный материал состоит из белых карточек, размер которых примерно 27 на 27 сантиметров. Диаметр красных кружочков составляет чуть меньше 2 сантиметров. Потребуется 100 подобных карточек, на которых будут располагаться от 1 до 100 кружков.

Обучение счёту напоминает привитие навыка чтения и включает следующие действия:

  • ребёнку показывают быстро карточки с кружками;
  • занятие состоит из трёх сеансов по 5 карточек;
  • каждый день нужно добавлять две новые карточки и удалять из сеанса 2 карточки со знакомыми цифрами;
  • затем взрослый вводит дополнительные картинки с большим количеством кружков и увеличивает их число.

Метод счёта Домана предполагает, что если ребёнок будет смотреть регулярно карточки с изображёнными кружочками, то совсем скоро он научится устанавливать количество предметов автоматически. Это позволит ему выполнять математические операции с большими числами.

Развивать ребёнка нужно постоянно, как считал Доман, цель жизни и заключается в получении знаний. Информационные материалы состоят из так называемых «битов интеллекта», который представляет собой какой-то определённый факт.

Автор методики считал, что пояснения не представляют особого интереса и не несут никакой пользы для ребёнка, поскольку его мозг может воспринять лишь чистые факт – тот самый бит информации.

Карточки для развития ребёнка помогают получать глубокие и разносторонние знания, если:

  • каждый элемент изображения виден отчётливо;
  • на карте изображён лишь один предмет;
  • родитель проговаривают название каждого предмета;
  • прежде это изображение было неизвестно ребёнку;
  • карта довольно большая;
  • она чистая, без шумовых изображений или грязи.

Формирование энциклопедических знаний происходит следующим образом: мама демонстрирует ребёнку карточку на 2 секунды, чётко произнося название или описание изображения.

Глен Доман считал, что подобная техника направлена на развитие скорости нервной реакции. И если поначалу ребёнок ничего не понимает, то затем (при условии регулярности занятий) у него появляется более скоростное запоминание и фотографическая память.

Первоначально нужно демонстрировать трижды в сутки по 10 карточек, потом понемногу количество демонстрируемых карт увеличивается до 120. Как только картинка будет просмотрена 30 раз, её следует заменять новой. Следовательно, маме нужно вести отчёт, сколько каждая карта показывалась.

Демонстрационный материал продаётся в магазинах, однако многие родители всё чаще выбирают самостоятельное изготовление карточек, поскольку для обучения понадобятся сотни, а то и тысячи картинок и изображений.

Какие ещё можно использовать дома? Об этом можно узнать, прочитав статью детского психолога с максимально подробным описание полезных занятий для малышей по месяцам.

Методика Глена Домана разрешает карточки выполнять и из подручных материалов. Самый простой и разумный вариант – бесплатно скачать с сайта и распечатать на плотной качественной бумаге с помощью цветного принтера. Можно сделать карты, вырезав картинки из журналов и газет.

Распечатанный материал при аккуратной эксплуатации прослужит достаточно продолжительный срок, если твёрдую бумагу дополнительно заламинировать. Такие карточки можно даже отдать на время знакомым, которые также хотят обучать ребёнка по этой методике.

Обязательно необходимо подписать заранее оборотную сторону карты, чтобы не переворачивать её в процессе демонстрации, ведь малыша ничто не должно отвлекать от процесса созерцания изображённого предмета или слова.

Карточки нужно систематизировать и разложить по определённым разделам. К примеру:

  • домашние птицы;
  • музыкальные инструменты;
  • части тела;
  • овощи;
  • русские писатели и пр.

Если для самых маленьких детей хватит по 10 карточек на каждый раздел, то для малышей постарше количество картинок резко возрастает. Кроме того, в разделах появляются подкатегории. Например, в категории «птицы» появляются «водоплавающие птицы», «птицы Арктики», «птицы-хищники».

Методика Домана словами автора

Американский физиотерапевт сравнивал детский мозг с совершенным компьютером, который собирает и анализирует «биты интеллекта». Автор считал, что для детей до 1 года не свойственно воспринимать чрезмерно умные мысли.

Ребёнку следует предъявлять конкретную, чёткую и максимально доступную информацию. В качестве примера Доман предлагает обратить внимание на знакомства малыша с собакой.

Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

  • сослаться на занятость и отказаться объяснять;
  • сказать ребёнку: «Это тяв-тяв»;
  • рассказать просто, что это собака;
  • объяснить, что это собака породы пудель;
  • показать изображения с собаками;
  • продемонстрировать карточки с разными породами собак и показать, где изображён сенбернар, овчарка, такса, сеттер и пр.

Последнее объяснение наиболее полное, поскольку без дополнительных объяснений ребёнок может понять, что у всех собачек имеются общие черты – четыре лапы, хвостик, шерсть. Однако домашние питомцы отличаются по размерам, окрасу и т.д.

То есть за короткое время малыш самостоятельно совершает большую интеллектуальную работу и ускоряет мозговую деятельность.

Раннее развитие ребёнка по системе Глена Домана пользуется популярностью у отечественных мам. Обычно родители высказывают положительные мнения о результатах регулярных занятий, поскольку малыш активно интересуется яркими изображениями, словами и точками.

Карточки Глена Домана привлекает детское внимание, поэтому ребёнок запоминает множество фактов и информации, которую ему предлагают родители.

Однако многие специалисты не столь оптимистично относятся к этой методике, выделяя несколько серьёзных минусов:

  1. Система основывается лишь на визуальном и звуковом восприятии. Малыш пассивно получает информацию, не анализирует её и часто не способен применить на практике.
  2. Уроки не предусматривает развитие творческих способностей. Например, без формирования тонкой моторики невозможно совершенствование интеллекта малыша. Однако при работе с картами ребёнок не рисует, не лепит из пластилина, не играет.
  3. Согласно методу, текст сопровождается демонстрацией карточек. В будущем ребёнок с трудом читает тексты без изображений и не всегда понимает прочитанный материал. Подобное обучение чревато отсутствием желания у детей заниматься неинтересной деятельностью.
  4. Всякий малыш – это яркая личность со своими предпочтениями. Один хочет лепить из пластилина, другой стремится к собиранию пазлов, третий – к активным видам деятельности. Не каждый ребёнок станет изучать карточки Домана, ничего не делая при этом.

Повышенная нагрузка на нервную систему нередко приводит к нежелательным последствиям – психическим нарушениям, перепадам эмоционального фона, проблемам с аппетитом, коммуникабельностью, высокой тревожности, плаксивости.

Мнение врача-невролога

Многие специалисты достаточно негативно высказываются о методе Глена Домана. Так, например, врач-невролог Елизавета Меланченко выступает против ранних развивающих систем, в том числе и домановской.

Нередко на приём к неврологам приходят дети с различными проблемами в виде тика, навязчивых движений, энуреза. Подобные симптомы являются результатом слишком раннего обучения ребёнка. Из-за чего возникают психологические и неврологические нарушения?

Созревание детского мозга происходит постепенно. Прежде всего формируются центры, которые отвечают за работу дыхательной и пищеварительной системы, затем – за движение, эмоции, волевые процессы и чтение.

В случае нарушения такой последовательности (когда ребёнка учат читать прежде, чем он начинает ходить) развитие малыша способно отклониться от нормативных показателей.

Из-за интеллектуального перенапряжения происходит спазмирование головных сосудов вследствие притока крови к мозгу. Как результат – у ребёнка болит голова, появляются тики, энурез и просто повышенная эмоциональная лабильность.

К сожалению, некоторые мамы не слушают советы специалистов и интеллектуально перегружают малышей. В результате ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, не может усваивать детсадовскую программу, после чего переходит на домашнее обучение.

В особо тяжёлых случаях детям даже выписывают серьёзные медицинские препараты, чтобы снизить проявление неврологического заболевания. Вывод, как говорится, делать вам.

Карточки Домана – часть популярной развивающей системы американского физиотерапевта. Некоторые родители говорят о явных положительных сдвигах в развитии малыша, другие же мамы убеждены, что с возрастом накопленные знания забываются.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom , My-shop )

и карточки для обучения чтению (KoroBoom , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Вконтакте , Facebook .