Развитие по глену доману. Методика развития Глена Домана: подробное описание занятий Skip to main content

Большинство современных родителей считают, что с самых первых дней жизни ребенка необходимо всесторонне развивать. Сегодня существует множество педагогических систем, разработанных как иностранными, так и отечественными специалистами, направленных на раннее развитие ребенка.

В этой статье мы расскажем об одной из них, популярной уже несколько десятилетий, автором которой является врач-нейрохирург из США Глен Доман. Методика этого автора, способствующая более раннему развитию детей, сегодня широко применяется во всем мире. По ней занимаются как со здоровыми детьми, так и с теми, какие-либо проблемы развития.

Кто такой Доман?

Прежде чем начнем рассматривать методику, скажем несколько слов о ее авторе - Глене Домане. В 1940 году он успешно окончил Пенсильванский университет в Филадельфии, после чего недолгое время проработал в больнице врачом-физиотерапевтом. Всю Вторую мировую войну он прослужил в пехоте, пройдя путь от рядового до командира роты.

Вернувшись к мирной жизни, он возобновил медицинскую практику, а впоследствии занялся реабилитацией детей с серьезными патологиями и заболеваниями нервной системы, а также с различными дисфункциями головного мозга. В 1955 году он создал, а затем длительное время и руководил филадельфийским Институтом развития человеческого потенциала. В результате многолетних исследований и практической работы как с больными, так и со здоровыми детьми, было сделано множество открытий и создана методика развития Глена Домана.

Базовые положения

При разработке системы раннего развития Доман и коллектив возглавляемого им института опирались на следующие принципы:

  1. Только при постоянной работе может расти и развиваться.
  2. Интеллект ребенка лучше всего развивается при интенсивной загрузке мозга с первых дней жизни и до трех лет.
  3. Хорошее физическое развитие маленького человека способствует более интенсивному формированию мозга и двигательного интеллекта.
  4. В фазе активного роста, длящейся с момента рождения и до 3-5 лет, мозг ребенка запрограммирован на обучение и не требует дополнительных мотиваций.

Когда начинать?

Исходя из базовых положений, которые разработал Глен Доман, методика раннего развития может использоваться начиная с 3 месяцев, когда ребенок уже реагирует на предметы. Начинают занятия с демонстрации карточек, на которых изображены разнообразные реальные объекты - фрукты, животные, игрушки, птицы, транспорт и другие. Благодаря таким занятиям развивается речь, внимание, фотографическая и аудиальная память. Родители, на которых использовалась методика Глена Домана, отзывы оставляют положительные, так как для малыша это увлекательная игра, а не скучное обучение. Эта методика рассчитана на детей в возрасте до трех лет, так как позже, отметил Доман, способности к усвоению новой информации значительно снижаются.

Двигательный интеллект

Чем интенсивнее нагружается мозг ребенка, тем быстрее он развивается, выяснил в результате исследований Глен Доман. Методика, которую он разработал, предлагает развивать умственную деятельность малыша через формирование «двигательного» интеллекта, то есть путем освоения разнообразных двигательных навыков. Для «форсирования» развития движений Доман разработал специальный тренажер - трек для ползания. Это узкое пространство, с двух сторон ограниченное бортиками. Ширина трека должна быть такой, чтобы бедра и предплечья малыша касались бортиков. Все это направлено на создание имитации внутриутробного пространства и пробуждении в памяти ребенка «первого рефлекса», благодаря которому он смог появиться на свет. Такой тренажер позволяет малышу уже к 4 месяцам активно ползать и «покорять» довольно большие дистанции, тем самым развивая его двигательный интеллект, головной мозг и способности к восприятию новой информации.

Сделать подобную конструкцию можно и из двух готовых книжных полок, укрыв стенки и пространство между ними мягким одеялом или пледом. Чтобы заинтересовать малыша, в конце «пути» можно устанавливать яркую игрушку.

Главный инструмент

Параллельно с треком-тренажером для раннего развития детей используются специальные карточки.

Они делаются определенного размера и содержат реалистичные изображения и надписи, что помогает ребенку воспринять информацию и получить необходимую для развития нагрузку мозга. Малышу достаточно показать карточки с изображениями изучаемых понятий, а правила, которым они подчиняются, ребенок найдет сам. Как утверждал сам Глен Доман, эта методика при правильном применении сможет воспитать вундеркинда и гения.

Где их взять?

Если возникли заинтересованность и желание позаниматься со своим чадом, то можно:

  • купить;
  • найти комплекты в Интернете и распечатать их;
  • подобрать картинки и сделать карточки самостоятельно.

Только важно помнить, что если используется методика Глена Домана, карточки должны быть с белым фоном, на котором размещается крупное, а самое главное, как можно более реалистичное изображение объекта.

В нижней части красным крупным шрифтом пишется слово, которое обозначает изображенный на картинке предмет, объект или явление.

Правила создания

Для тех, кто решил смастерить карточки Домана своими руками, приведем их основные параметры и характеристики:

  1. Размеры: 28 x 28 см. Как отмечают многие родители, уменьшение на пару сантиметров не сказалось на занятиях.
  2. На каждой карточке - одно изображение.
  3. Фон - только белый.
  4. Изображение должно быть четким и максимально реалистичным.
  5. Название предмета, изображенного на карточке, пишем под ним большими красными печатными буквами. На обратной стороне дублируем надпись карандашом. В дальнейшем там же можно будет записать интересные факты и информацию.
  6. Предлагаемые сведения должны быть новыми и незнакомыми для ребенка, иначе он быстро потеряет интерес.

Как проводить занятия?

Как часто и сколько по времени будут продолжаться занятия, родители решают сами, ориентируясь на физическое и малыша и его режим. Заниматься стоит только тогда, когда ребенок спокоен и бодр, выспался и сыт.

Для занятий нужно подобрать 5 карточек, относящихся к одной теме и демонстрировать малышу каждую по несколько секунд, одновременно произнося название предмета, рекомендует Глен Доман. Методика предусматривает через три занятия замену одной карточки из набора новой. Таким образом, все картинки будут заменены. Примерно за неделю можно неспешно познакомиться и с самим методом, и с карточками.

  • заранее подготовить 5 наборов слов одинаковой или разных тематик;
  • во время каждого занятия один раз демонстрируется один набор;
  • время занятия около 10-15 секунд;
  • в день проводится до 15 демонстраций;
  • каждый набор и карточка показывается ребенку три раза в день.

Учимся читать

Методика чтения Глена Домана основывается на механическом запоминании малышом всего слова сразу, а не складывании его из отдельных букв и слогов.

Сначала ребенку показывают и озвучивают отдельные слова, затем словосочетания, а потом простые предложения. По тому же принципу, что и работа с карточками, строится чтение книг. На протяжении нескольких дней взрослый читает книгу два-три раза за день. В какой-то момент у ребенка возникнет желание прочитать книжку самостоятельно. Так как малыш запоминает слово целиком, а не складывает из букв слоги, видя его в тексте, он узнает и воспроизводит его звучание.

Иностранные языки

Если ваш малыш овладевает родным языком без каких-либо трудностей, то методика Глена Домана английский, да и другой иностранный язык также поможет освоить. Начинать заниматься можно с двухлетнего возраста.

Прежде чем приступить к освоению с ребенком какого-либо иностранного языка, родители должны адекватно оценить свой уровень владения им. Хорошо поставленное произношение и знание грамматических основ будет достаточным, чтобы помочь малышу в изучении нового языка. Если вы сомневаетесь в собственном произношении или знаниях, то лучше найти педагога.

Независимо от того, есть педагог или нет, можно организовать для ребенка следующие потоки информации, которые будут способствовать изучению выбранного языка:

  • Песенки и аудиосказки, телевизионные передачи на этом языке, которые можно включать в качестве фона при играх или укладывании деткам с рождения и до двух лет. Ребенок, вероятнее всего, на экран смотреть не будет, а вот его мозг будет «записывать» слова и звуки.
  • Начиная с двух лет, когда ребенок уже может довольно длительное время фокусировать внимание на движущемся изображении, можно начинать просмотр мультипликационных фильмов, сказок, театральных постановок для детей на иностранном языке. Это поможет малышу соотносить ситуации, движения и предметы со звуками и понимать их смысл.
  • С трех лет можно учить ребенка пользоваться обучающими языковыми интерактивными программами на компьютере или другом устройстве.

Благодаря огромной работе, которую проделал Глен Доман, стала очень популярна. Многие родители берут ее за основу и оптимизируют под развития и состояние здоровья своего малыша, зачастую комбинируя с элементами других систем. Помните, что для ребенка это - игра, и она должна быть веселой, интересной и увлекательной.

Существует много – и каждая из них достойна уважения. Сегодня мы поговорим о методике Глена Домана – американского военного врача, нейрофизиолога, который разработал уникальную систему раннего развития детей. Как появилась методика Домана, и в чем ее уникальность – мы сегодня и поговорим.

Методика Домана: как все начиналось?

Изначально Доман разрабатывал свою методику для лечения детей с повреждениями мозга, проявляющимися с параличах, отставании в развитии, неспособности к общению и других сложных симптомах. Доман считал, что для того, чтобы вылечить больного ребенка, нужно направить все усилия не на лечение тела, а на лечение первопричины – то есть, самого мозга.

Для каждого ребенка разрабатывалась индивидуальная программа, основанная на копировании действий взрослого. Действия взрослых были направлены на стимуляцию одного из органов чувств – предусматривалось, что вслед за этим деятельность мозга резко активизируется. Приведем пример.

Детям показывали карточки с крупно написанными красным шрифтом словами, после чего громко произносили эти слова вслух. Постепенно дети начинали повторять – и, тем самым, постепенно учились читать.
Для детей, имеющих проблемы с двигательным аппаратом, был другой вид занятий. Родители показывали ребенку движения, которые должен был бы делать он, если бы был здоров. Так дети учились ползать, а затем и ходить.

Каждый урок по методике Глена Домана длился не больше 10 секунд, но таких уроков в течение дня было до несколько десятков. Итогом работы по методике Домана явился достаточно мощный скачок в развитии у детей с нарушениями работы мозга. Более того – отстающие в физическом развитии дети впоследствии не только нагоняли здоровых ровесников, но и перегоняли их! Вес, рост, окружность головы и грудной клетки детей с нарушениями превосходили аналогичные показатели у здоровых детей.

Методика Домана была настолько популярна, что ее начали использовать и для здоровых детей. В итоге дети, которых развивали по методике Домана, в 3 года читали со скоростью пятиклассников, а память таких детей вызывала лишь искреннее восхищение.

Каковы основные принципы методики Домана и как применять их для развития собственного ребенка- мы расскажем прямо сейчас!

Основные принципы методики Домана

Глен Доман выделил несколько базовых принципов, на которых и построил свою методику. Вот эти принципы:

Лучшими педагогами для ребенка являются его родители;

Маленькие дети хотят учиться, причем они уверены, что нет ничего лучше учебы;

Дети хотят научиться всему, чему только возможно, прямо сейчас;

Наилучшую способность к обучению имеют дети до 7 лет;

Каждый ребенок может стать гением, а раннее развитие ему в этом поможет;

Обучение должно проходить в форме которую необходимо прекратить прежде, чем ребенок устанет;

Новизна и быстрота – вот главные способы поддержать любознательность ребенка;

Никаких проверок усвоенного материала ребенку устраивать не нужно;

Чтобы мозг человека развивался, нужно его использовать.

Как использовать методику Домана?

Занятия по методике Домана можно охарактеризовать следующим образом. В течение дня несколько раз в спокойной обстановке ребенку показывают карточки, предоставляющие информацию из разных категорий. Показ должен происходить очень быстро – по 6 секунд на карточку (1 секунда на сам показ и 5 секунд на проговаривание названия). В идеале, методика Домана предусматривает ежедневную демонстрацию 5 карточек из 5 разных категорий (всего 25 карточек). Демонстрация должна происходить 3 раза в день с постепенным уменьшением времени работы с каждой карточкой и увеличением предлагаемых категорий. Согласно наблюдениям, ребенок полностью усваивает информацию из одной карточки за 30 показов.

На карточках, разделенных по категориям, могут быть написаны большими красными буквами слова, нанесены изображения животных, людей, предметов. Таким образом, малыш не «застревает» в буквенно-звуковом этапе (что, по мнению Домана, тормозит его развитие), а сразу воспроизводит целые слова.

Минимальной единицей информации Доман называет факты. Факты являются базисом любого учения или умения, факты – основа знаний и интеллекта в целом. Факты, используемые в обучении, Доман называет битами, сравнивая человеческий мозг с компьютерами. Усвоение ребенком конкретных бит с огромной скоростью – прямой путь к развитию его интеллекта.

Цель Домана – познакомить ребенка с большим количеством точных и интересных фактов, которые будут систематизированы по определенным категориям и разделам знаний – как в компьютере. Минусом такой методики является «компьютеризация» мозга ребенка, усвоение только четких понятий, без учета оттенков значений. Например, ребенок усвоит тезис: «Это насекомое - жук», но не сможет усвоить тезис: «Это красивое, блестящее насекомое – жук».

Методика Домана направлена на развитие ребенка в четырех основных направлениях: физическое развитие, математика, энциклопедические знания.

1. Физическое развитие по методике Домана

Основа умственного развития ребенка – движение. В связи с этим Глен Доман отдавал физическому развитию ребенка главное место в своей методике. Основным приспособлением для физического развития ребенка по методике Домана является трек для ползания. Его легко можно сделать самостоятельно – из клееной фанеры или твердой древесины.

Трек хорош тем, что он достаточно широк для того, чтобы малыш мог свободно шевелить руками и ногами, но при этом достаточно узок, чтобы ребенок мог отталкиваться ножками от его стенок. Преимуществом трека является то, что он прямолинейный, поэтому малыш сможет двигаться только прямо. Благодаря такой особенности конструкции, в трек для ползания можно помещать даже новорожденного!

2. Обучение чтению по методике Домана

Доман считает, что ребенку проще запомнить слово целиком, поэтому учить его читать нужно с помощью карточек, на которых написано слово полностью. Традиционные методы – чтение по слогам – признаны Доманом неэффективными. Слова на карточках Домана разделены на слоги и буквы черточками, но написаны целиком, чтобы дать ребенку возможность запомнить его полностью.

Так в методике Домана реализуется его принцип: «Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь».

Математику Доман видел своей помощницей в деле развития интеллекта детей.

Согласно методике Домана, ребенка важно научить воспринимать не абстрактные цифры и числа, а реально существующее количество, которое эти цифры и числа выражают. В связи с этим, обучение ребенка математике по методике Домана происходит с использованием карточек, на которых изображены красные точки в количестве от одной до сотни.

4. Предоставление ребенку энциклопедических знаний по методике Домана

Энциклопедические знания – то есть, знания из разных областей жизни – Доман предлагал давать детям с помощью ежедневных показов карточек, отсортированных по категориям и темам. Каждая карточка – один бит информации, показанный ребенку в определенное время и определенным образом. Такие действия способствовали развитию мозга у ребенка и подготавливали основу для его будущих знаний.

Методика Домана примечательна тем, что она позволяет детям неназойливо усваивать внушительный объем знаний. Таким образом, ребенок привыкает усваивать новые знания, стимулируется его любознательность. Да и родители, выступая педагогами для своего ребенка, осознают, что только от них зависит его умственное развитие.

Кстати, особого внимания стоит тот факт, что не один десяток нобелевских лауреатов учились в детстве именно по методике Домана!

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Шрифт:

100% +

Составитель Е. А. Страубе
Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора


У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.

Это самый верный способ сделать малыша счастливым и успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к ритму современной жизни, осознавать, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей.

Прежде чем начать занятия

Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».

Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.

Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7–7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.

Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Название предмета записывается на обороте, именно его ребенок и должен прочесть. Чем подробнее (по Доману – информативнее) объяснение, тем лучше. Например, надпись «большая галапагосская черепаха» предпочтительнее, чем «черепаха».

Бесспорно, методика Глена Домана полезна и при правильной организации занятий эффективна, хотя, как и у любой методики, у этой системы есть свои минусы. Однако не стоит сразу же отказываться от методики, предложенной Доманом. Помните про правило «золотой середины»? Вот именно его-то и надо соблюдать, умело сочетая элементы этой системы с другими методиками раннего развития, со здравым смыслом, особенностями именно вашего ребенка, а также вашим образом жизни.

Глен Доман утверждает: «Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний».

Система Домана хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации с легкостью, приятным для него способом, без насилия, угроз и тому подобных «воспитательных» изысков. Для развития творческих и исследовательских способностей родители всегда могут найти другие способы.

Перед началом занятий обязательно обратите внимание на несколько важных моментов.

Занятия по данной методике потребуют от родителей определенных сил и затрат – ведь в течение длительного времени им придется изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, различных предметов.

В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Не получается диалога и совместного творчества с ребенком.

Не надо отказываться от традиционных «бабушкиных» методов. Давайте малышу слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Это поможет развить у малыша речь, вовремя сформировать функции интерпретации текста. Не стоит забывать и о таких старинных «развивалках», как традиционные потешки, пестушки, пальчиковые игры.

Ученые считают, что нельзя забывать об эмоциональном и познавательном развитии ребенка, так как нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) составляющую. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, то есть исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.

Если использовать при обучении только картинки с подписями, как рекомендует Доман, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.

Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ребенок – не компьютер, и ему нужно большее, чем некий объем информации.

Итак, если вы решили начать обучение ребенка по методике Глена Домана, прислушайтесь к советам специалистов и опытных родителей.

Ориентируйтесь на реакцию малыша. Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, задерживая каждую не более чем на 1–2 секунды. Мозг маленького ребенка работает иначе, чем у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает. Скорее всего, он начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

Никогда не делайте то, что вам не по душе и что, как вам кажется, не нравится ребенку.

Не относитесь серьезно к утверждению Домана о том, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная игра – это всего лишь родительский способ «отделаться» от малыша. Психологами давно доказано, что игра для ребенка – это моделирование мира и возможность самовыражения.

Занимайтесь с ребенком по времени столько, сколько у вас получается. Не переживайте, что в ваш распорядок дня не удается вписать трехразовый показ нескольких блоков карточек, большинство физических упражнений и т. п. Стоит напомнить, что изначально методика разрабатывалась для детей, страдающих различными заболеваниями, и родители готовы были «жить для ребенка». Цель их жизни заключалась в том, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

Занимаясь по методике Домана, используйте только то, что вам под силу. В любом случае это будет лучше, чем ничего.

Не просите ребенка давать вам ответы, играть с вами, читать вам тогда, когда у него нет настроения, только из-за того, что пришло время очередной «порции» знаний.

Главное – старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком на любые темы. Это залог вашего успеха.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь только карточками. Пусть в распоряжении малыша будут карты, книги, микроскоп, музыкальные инструменты и многое другое, что вы можете позволить. Среда, в которой живет ребенок, должна быть развивающей.

Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение», и границы ее необходимо расширять в зависимости от возраста ребенка. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства использования вставьте карточки в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это желание замечено вами впервые.

Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите ответы на детские вопросы вместе с малышом, рассуждайте.

Не нагружайте ребенка бесполезной информацией. Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, вылеченных Айболитом.

Старайтесь давать ребенку не отдельные факты, а системно организованную информацию; подавайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.

Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был.

Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

Самыми лучшими учителями являются родители.

Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только это знание истинно и основано на фактах.

Не устраивайте «проверки знаний»: тестирование выявляет только то, что не усвоено.

Учение – это игра, которая заканчивается до того, как ребенок устанет.

ЗАМЕТКИ ОПЫТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Марина Ф .: «Мы с дочкой стали заниматься по Доману с 3-х месяцев. Начали с развития физических способностей. Благодаря этим упражнениям в 3 месяца ходили с поддержкой и ползали, садиться ребенок стал в 4 месяца, сам ходить – в 6,5 месяцев. Причем противники такого развития говорят только о том, что такие занятия якобы вредны для позвоночника ребенка. Скажу сразу, что все упражнения Домана для этого периода развития основаны на движении без нагрузки на позвоночник. Благодаря этим упражнениям и укрепляются мышцы и связки позвоночника. А вопрос: „Зачем ребенку в 3 месяца ползать или в 6 месяцев ходить?“ – я не понимаю. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться? А если ребенок может ходить или ползать, он получает возможность открывать новые горизонты для познания окружающего мира. По крайней мере, мой ребенок был в восторге.


Дальше с 7 месяцев мы стали учиться читать. Для ребенка это была увлекательная игра. Опять же не понимаю тех, кто спрашивает: „А где же детство? Где необходимые детские игры?“ Наше обучение не занимало больше получаса в день, вот вам ответ – целый день на другие игры. Результатом занятий стало то, что ребенок в 1 год 8 месяцев читал детские книжки сам. Причем, чтобы не было проблем с длинными и неизвестными словами, мы, помимо целых слов, выучили еще и все известные слоги. С 10 месяцев учились считать. Сейчас дочке 2 года и 3 месяца, мы считаем до 100, делаем все простые математические действия, начинаем изучать таблицу умножения.


Приведу главный довод, почему я „за“ Домана. Большинство не подготовленных к школе детей к концу первого класса не успевают усвоить простой счет и математические действия, а тут уже второй класс – таблица умножения. Материал усложняется. Дети пытаются понять таблицу умножения, не зная толком счета. И начинается снежный ком: ребенок не усвоил одно, – ему уже другое усваивать надо. И так до выпускного класса. А отшлифованные до идеала начальные знания помогают, а не тормозят усваивание школьной программы. В жизни ребенку легче будет понимать другие простые и сложные вещи».

Глава 2 Как правильно учить ребенка

Не нужно быть профессионалом

Большинство родителей, познакомившись с методикой Глена Домана в теории, боятся перейти к практической части и начать занятия со своим ребенком. Объяснений этому несколько.

Многих пугает утверждение, что все инструкции необходимо выполнять как можно более точно – только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Другие родители, ознакомившись с методикой Домана, решают, что заниматься по ней с ребенком слишком сложно: приготовления к урокам отнимают слишком много сил и времени, сами уроки требуют систематичности и высокого темпа, а это довольно трудно обеспечить, имея маленького ребенка и много других обязанностей, которые тоже необходимо выполнять.

В возрасте 5 лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2 лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом.

Ребенок младше 5 лет способен воспринимать информацию удивительно быстро.

Все дети являются лингвистическими гениями.

Дети младше 5 лет буквально переполнены жизненной энергией.

Кроме этого, многие родители, не имеющие педагогического образования, боятся ошибиться, сделать что-нибудь не так, тем самым навредив ребенку. Они предпочитают отдать малыша в развивающие центры, где дети будут в надежных руках специалистов.

Конечно, такие рассуждения не лишены здравого смысла, но все же не стоит торопиться отказаться от методики Домана. Обратите внимание на следующие факты.

Ребенку с первых дней рождения необходимо внимание мамы. Занятия дают малышу не только знания, но и так необходимое ему и вам общение друг с другом. К тому же кто как не мама лучше знает потребности и возможности своего малыша?

Как бы плохо (с вашей точки зрения) вы ни учили малыша читать, считать и усваивать другие знания, это все равно будет более полезным, чем если вообще ничего не делать. Занятия по методике Домана – это беспроигрышная игра, в которой вы все равно выигрываете, как бы плохо при этом ни играли. Результат будет обязательно, даже если вы приложите минимум усилий.

Дети младше 5 лет обладают огромной жаждой по знания.

Чем больше информации усваивает ребенок младше 5 лет, тем больше остается в его памяти.

Дети младше 5 лет могут научиться всему тому, чему вы будете их учить, если только делать это искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Более того, они хотят этому научиться.

Дети младше 5 лет могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.

Чем грамотнее и увереннее вы будете поступать, тем быстрее и легче научите своего ребенка – эта истина известна. Для начала давайте рассмотрим то главное, что нужно помнить о самом ребенке, а уже потом обсудим вопрос, как именно его следует учить.

Для обучения ребенка необходимы:

Отношение и подход родителей;

Объем и порядок преподнесения учебного материала.

Доман уделяет огромное значение трем основным областям интеллектуального развития – чтению, математике и энциклопедическим знаниям. Самым важным из них является чтение. Умение читать – одна из высших функций человеческого мозга. Из всех живых существ только человеческие существа умеют читать.

Кроме того, чтение – это одно из важнейших умений, которые необходимы в жизни, поскольку все остальное образование основывается именно на нем. Поэтому вам следует начать именно с обучения чтению. Начав выполнение соответствующей программы обучения, вы постепенно станете дополнять ее программой обучения энциклопедическим знаниям.

Человеческий интеллект базируется на собственных знаниях. Без знаний не может быть интеллекта. По этому параллельно с программой обучения чтению вы начинаете программу обучения энциклопедическим знаниям, используя для этого несколько наборов заранее приготовленных карточек. Когда ваш ребенок хорошо усвоит содержащиеся на них факты, приступайте к программе обучения математике.

Если вам или вашему ребенку неинтересно – прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.

Одновременно с этим уже с первых дней рождения следует уделять внимание и физическому развитию ребенка. В результате малыш вырастет гармонично развитой личностью, а его способности позволят ему многого добиться в жизни.

Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка поцелуем или ласковым прикосновением, улыбкой.

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора


У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана.

Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.

Это самый верный способ сделать малыша счастливым и успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к ритму современной жизни, осознавать, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей.

Прежде чем начать занятия

Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».

Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.

Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7–7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.

Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Название предмета записывается на обороте, именно его ребенок и должен прочесть. Чем подробнее (по Доману – информативнее) объяснение, тем лучше. Например, надпись «большая галапагосская черепаха» предпочтительнее, чем «черепаха».

Бесспорно, методика Глена Домана полезна и при правильной организации занятий эффективна, хотя, как и у любой методики, у этой системы есть свои минусы. Однако не стоит сразу же отказываться от методики, предложенной Доманом. Помните про правило «золотой середины»? Вот именно его-то и надо соблюдать, умело сочетая элементы этой системы с другими методиками раннего развития, со здравым смыслом, особенностями именно вашего ребенка, а также вашим образом жизни.

Глен Доман утверждает: «Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний».

Система Домана хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации с легкостью, приятным для него способом, без насилия, угроз и тому подобных «воспитательных» изысков. Для развития творческих и исследовательских способностей родители всегда могут найти другие способы.

Перед началом занятий обязательно обратите внимание на несколько важных моментов.

Занятия по данной методике потребуют от родителей определенных сил и затрат – ведь в течение длительного времени им придется изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, различных предметов.

В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Не получается диалога и совместного творчества с ребенком.

Не надо отказываться от традиционных «бабушкиных» методов. Давайте малышу слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Это поможет развить у малыша речь, вовремя сформировать функции интерпретации текста. Не стоит забывать и о таких старинных «развивалках», как традиционные потешки, пестушки, пальчиковые игры.

Ученые считают, что нельзя забывать об эмоциональном и познавательном развитии ребенка, так как нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) составляющую. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, то есть исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.

Если использовать при обучении только картинки с подписями, как рекомендует Доман, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.

Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ребенок – не компьютер, и ему нужно большее, чем некий объем информации.

Итак, если вы решили начать обучение ребенка по методике Глена Домана, прислушайтесь к советам специалистов и опытных родителей.

Ориентируйтесь на реакцию малыша. Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, задерживая каждую не более чем на 1–2 секунды. Мозг маленького ребенка работает иначе, чем у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает. Скорее всего, он начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

Никогда не делайте то, что вам не по душе и что, как вам кажется, не нравится ребенку.

Не относитесь серьезно к утверждению Домана о том, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная игра – это всего лишь родительский способ «отделаться» от малыша. Психологами давно доказано, что игра для ребенка – это моделирование мира и возможность самовыражения.

Занимайтесь с ребенком по времени столько, сколько у вас получается. Не переживайте, что в ваш распорядок дня не удается вписать трехразовый показ нескольких блоков карточек, большинство физических упражнений и т. п. Стоит напомнить, что изначально методика разрабатывалась для детей, страдающих различными заболеваниями, и родители готовы были «жить для ребенка». Цель их жизни заключалась в том, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

Занимаясь по методике Домана, используйте только то, что вам под силу. В любом случае это будет лучше, чем ничего.

Не просите ребенка давать вам ответы, играть с вами, читать вам тогда, когда у него нет настроения, только из-за того, что пришло время очередной «порции» знаний.

Главное – старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком на любые темы. Это залог вашего успеха.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь только карточками. Пусть в распоряжении малыша будут карты, книги, микроскоп, музыкальные инструменты и многое другое, что вы можете позволить. Среда, в которой живет ребенок, должна быть развивающей.

Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение», и границы ее необходимо расширять в зависимости от возраста ребенка. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства использования вставьте карточки в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это желание замечено вами впервые.

Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите ответы на детские вопросы вместе с малышом, рассуждайте.

Не нагружайте ребенка бесполезной информацией. Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, вылеченных Айболитом.

Старайтесь давать ребенку не отдельные факты, а системно организованную информацию; подавайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.

Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был.

Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

Самыми лучшими учителями являются родители.

Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только это знание истинно и основано на фактах.

Не устраивайте «проверки знаний»: тестирование выявляет только то, что не усвоено.

Учение – это игра, которая заканчивается до того, как ребенок устанет.

ЗАМЕТКИ ОПЫТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Марина Ф .: «Мы с дочкой стали заниматься по Доману с 3-х месяцев. Начали с развития физических способностей. Благодаря этим упражнениям в 3 месяца ходили с поддержкой и ползали, садиться ребенок стал в 4 месяца, сам ходить – в 6,5 месяцев. Причем противники такого развития говорят только о том, что такие занятия якобы вредны для позвоночника ребенка. Скажу сразу, что все упражнения Домана для этого периода развития основаны на движении без нагрузки на позвоночник. Благодаря этим упражнениям и укрепляются мышцы и связки позвоночника. А вопрос: „Зачем ребенку в 3 месяца ползать или в 6 месяцев ходить?“ – я не понимаю. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться? А если ребенок может ходить или ползать, он получает возможность открывать новые горизонты для познания окружающего мира. По крайней мере, мой ребенок был в восторге.


Дальше с 7 месяцев мы стали учиться читать. Для ребенка это была увлекательная игра. Опять же не понимаю тех, кто спрашивает: „А где же детство? Где необходимые детские игры?“ Наше обучение не занимало больше получаса в день, вот вам ответ – целый день на другие игры. Результатом занятий стало то, что ребенок в 1 год 8 месяцев читал детские книжки сам. Причем, чтобы не было проблем с длинными и неизвестными словами, мы, помимо целых слов, выучили еще и все известные слоги. С 10 месяцев учились считать. Сейчас дочке 2 года и 3 месяца, мы считаем до 100, делаем все простые математические действия, начинаем изучать таблицу умножения.


Приведу главный довод, почему я „за“ Домана. Большинство не подготовленных к школе детей к концу первого класса не успевают усвоить простой счет и математические действия, а тут уже второй класс – таблица умножения. Материал усложняется. Дети пытаются понять таблицу умножения, не зная толком счета. И начинается снежный ком: ребенок не усвоил одно, – ему уже другое усваивать надо. И так до выпускного класса. А отшлифованные до идеала начальные знания помогают, а не тормозят усваивание школьной программы. В жизни ребенку легче будет понимать другие простые и сложные вещи».

Глава 2 Как правильно учить ребенка

Не нужно быть профессионалом

Большинство родителей, познакомившись с методикой Глена Домана в теории, боятся перейти к практической части и начать занятия со своим ребенком. Объяснений этому несколько.

Многих пугает утверждение, что все инструкции необходимо выполнять как можно более точно – только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Другие родители, ознакомившись с методикой Домана, решают, что заниматься по ней с ребенком слишком сложно: приготовления к урокам отнимают слишком много сил и времени, сами уроки требуют систематичности и высокого темпа, а это довольно трудно обеспечить, имея маленького ребенка и много других обязанностей, которые тоже необходимо выполнять.

В возрасте 5 лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2 лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом.

Ребенок младше 5 лет способен воспринимать информацию удивительно быстро.

Все дети являются лингвистическими гениями.

Дети младше 5 лет буквально переполнены жизненной энергией.

Кроме этого, многие родители, не имеющие педагогического образования, боятся ошибиться, сделать что-нибудь не так, тем самым навредив ребенку. Они предпочитают отдать малыша в развивающие центры, где дети будут в надежных руках специалистов.

Конечно, такие рассуждения не лишены здравого смысла, но все же не стоит торопиться отказаться от методики Домана. Обратите внимание на следующие факты.

Ребенку с первых дней рождения необходимо внимание мамы. Занятия дают малышу не только знания, но и так необходимое ему и вам общение друг с другом. К тому же кто как не мама лучше знает потребности и возможности своего малыша?

Гленн Доман (Glenn Doman) – основатель Института достижения человеческого потенциала.

Более полувека назад Гленн создал издательство «Gentle Revolution», чьей задачей является давать всем родителям советы, необходимые для того, чтобы вырастить высоко интеллигентного, талантливого и очаровательного ребенка, и благодаря этому создать высоко гуманный, здравый и порядочный мир.

В 1964 году была впервые опубликована книга «Как научить ребенка читать», родители по всему миру читали ее, и так началась «Gentle Revolution». Более двух миллионов родителей прочитало эту книгу на английском языке, большое количество матерей написали письма в редакцию с рассказами о том, как легко им было научить ребенка читать.

«Gentle Revolution» во главе с Гленном Доманом стремится к тому, чтобы дать каждому ребенку шанс стать идеальным с помощью родителей.

Книги (4)

Гармоничное развитие ребенка

Эта замечательная книга написана специально для родителей с целью показать, что наши дети намного способнее, чем мы можем себе представить.

Поэтому мы, родители, и оказываемся повинны в том, что бездумно транжирим самое драгоценное время своих детей, запрещая им исследовать окружающий мир физически, тем самым совершенствуя свое двигательное развитие именно в тот период, когда это им легче всего удается. Более того, раннее двигательное развитие ребенка впоследствии повлияет и на его социальное и интеллектуальное развитие.

Как научить Вашего ребенка читать или тихая нежная революция

Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости - чтению?

Насколько умен ваш малыш?

Вся информация в этой книге представлена так, чтобы любая мать и отец, без медицинской подготовки, могли извлечь пользу из неё. Через неё мы можем почувствовать, как может выглядеть мир для новорождённых и как они его воспринимают. Мы лучше понимаем симптомы и расстройства в восприятии новорождённого. Вооруженные этими знаниями, мы знаем в чем нуждается и чего хочет наш ребенок, и у нас может быть большая радость от создания идеальной окружающей среды для него.

Каждый день драгоценен, и Ваш ребенок жаждет знания о мире вокруг него, начиная с момента рождения. Кормить мозг Вашего ребенка так же важно, как кормление его живота.

Цель этой книги состоит в том, чтобы помочь родителям понять мозговую и нервную систему. Родители могут тогда идти ясной дорогой, чтобы увеличить способности своего ребенка. Это не только чрезвычайно важный, но и очень радостный процесс как для матери, так и для ребенка.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

В этой уникальной по своей важности книге Гленн Доман - первопроходец в области лечения детей с повреждениями мозга - несет надежду тысячам детей, многим из которых не сможет помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в таком страшном и, подчас, опасном мире.

Гленн Доман - основатель и глава всемирно известных Институтов Достижения Человеческого Потенциала, в которых прошли лечение 15000 пациентов из США и других стран.

В этой бесценной для родителей и коллег-специалистов книге Доман описывает полувековую историю успешной работы Институтов с детьми с повреждениями мозга, приводя статистические данные с рассмотрением частных случаев и иллюстрируя основные принципы развития мозга таблицами, диаграммами и рисунками.

Комментарии читателей

залия / 8.08.2015 Я хотела бы более подробно ознакомиться с методикой...

Наталья / 8.07.2014 Моя дочь начала читать в 2 года 10 месяцев и это при том, что у нас лишняя хромосома. Я очень-очень благодарна Глену Доману.

Лавр / 7.03.2014 Электронный вариант карточек:
https://itunes.apple.com/ru/app/flash-cards-for-children/id687471827?l=ru&ls=1&mt=8
я постарался сделать главное:
- возможность создавать свои карточки
- возможность самим озвучивать карточки
- в цифрах точки должны каждый раз перемешиваться

Вероника / 30.09.2012 Благодаря занятиям по этой методике мой сын прочел свои первые слова в 3 года и 4 месяца, в 3 года и 7 месяцев он самостоятельно передвигается на руках методом перехвата по горизонтальной "лестнице", установленной над его кроватью. Я пробовала сделать это на детской площадке - там бывают такие же, подходящие мне по росту - это было невероятно трудно! Я осилила только две перекладины. А он шутя по несколько раз в день делает это - 12 перекладин! Мы занимаемся и другими науками - математикой, английским, рисованием - в них тоже есть кое-какие успехи. Это большое счастье, что 4 года назад мне случайно в руки попала эта книга.

Тома / 8.09.2008 Низкий поклон этому человеку!!!
Прочтите его книги и занимайтесь.
Нет ничего более увлекательного и захватывающего, чем успех собственного ребёнка.
Многие разработчики "карточек" как в электронном виде, так и на бумажных носителях, не внимательно или не до конца дочитали всю методику и исказили её.
К примеру, бит информации должен содержать либо слово, либо изображение, а не то и другое на одном листе или экране.
И если при использовании таких материалов, методика не будет работать, причина сами понимаете в чём.
При неукоснительном выполнении техники подачи информации и всего остального, что описано в методике, результат ошеломляет, даже если нет времени и возможности заниматься много (проверено на собственном ребёнке)…

Наталия / 15.02.2008 Во многом согласна с автором.Действительно,у ребёнка должно быть много возможностей и путей познания нашего мира.Чем больше видит,пробует ребёнок,тем быстрей он развивается.