Психологические сказки детям 8 лет. Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем

Психологические сказки

Психологические сказки позволяют ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывают возможность, но не дают жестких рекомендаций. Ведь если нет двух одинаковых жизней, - значит и нет общих на всех способов приближения к счастью.
Такая сказка – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Каждая из сказок имеет определенную направленность.

Что могут дать психологические сказки детям?

1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху»
3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

СКАЛА ЖЕЛАНИЙ.

Возраст: 9-13 лет
Направленность: Неуверенность, сомнения в собственных силах, чувство неполноценности и «незначительности».
Ключевая фраза: «Я не такой, как все».

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются Фламинго.
Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет и любой, кто когда-либо увидел такое, никогда этого не забудет.
Тебе интересно узнать, откуда появились Фламинго? Тогда слушай.
Жило-было маленькое Облако. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками – туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на закат.
Однажды мимо нашего Облачка пролетали маленькие цветные птички. Они очень понравились Облачку, и ему захотелось полетать с ними и посмотреть на закат поближе. Облачко решило поговорить с птичками.
- Куда вы летите? – спросило оно.
- Мы, птички, куда хотим – туда и летим, - сказала одна.
- Да, да, - сказала другая. – Мы можем летать, куда нам хочется.
- Возьмите меня с собой, - попросило Облачко.
- Ха-ха-ха, - засмеялись птички, - да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое Облако, которое летит туда, куда дует ветер, - сказали птички и улетели.
Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое Облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее, серое Облако».
Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.«Какая разница, - подумало Облако. – Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым Облаком.»
Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный Ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.
- Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, облака, только мешаетесь нам – ветрам. За это я разобью тебя о скалу, - сказал Ветер.
Облачко пыталось справиться с порывом Ветра, сказать, что это какой-то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но Ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».
Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облако решило в последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.
«Неужели я его больше не увижу, - подумало Облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день. – Что же мне делать?.. Надо попробовать улететь от ветра».
В этот момент Ветер со всей силы кинул его в скалу. Облачко оттолкнулось и пыталось улететь, но Ветер схватил его и с силой швырнул опять. Облако подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил Облако, разогнался и кинул его на скалу.
«У меня все получится. Я не сдамся», - решило Облако и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за Облаком. Облако старалось лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от Ветра».
И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.
Облачко думало: «Какое же это чудо. Я – птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу». Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет.
Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица и как хорошо она летит».
Маленькое серое Облако превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали Фламинго.
Вопросы для обсуждения:
Из-за чего переживало Облачко?
Случалось ли когда-нибудь с тобой подобное?
Почему мечты Облачка не разбились о Скалу Желаний? Что помогло ему справиться с Ветром?Возраст: 12 - 17 лет.
Направленность: Заниженная самооценка. Недовольство своей внешностью.
Ключевая фраза: «Я некрасивая!».

Самое обычное солнце через самое обычное стекло, заметно пострадавшее от людского «некогда» и «завтра помою», самым обычным образом жгло чью-то Щечку.
Вот только сказать, что эта Щечка была самой обычной, нельзя. Отнюдь.
Она была какая-то единственная в своем роде и умела делать много замечательных вещей: краснеть, бледнеть, покрываться мурашками и просто быть непредсказуемой.
Вот только сама она не понимала своих прелестей и не знала о них. Щечка не смела подойти к зеркалу. Конечно, кто-то может сказать, что она просто не могла подойти, ведь у нее не было ног, но она была доброй и была в хороших отношениях с Глазками, так что всегда могла попросить их помочь.
Но она не хотела – боялась. «Чего ты боишься?» - спрашивали ее Разум и Самооценка.
Но Щечка и не думала отвечать им, она давно с ними поссорилась: странные они какие-то и с глазками не дружат.
Сами посудите: ведь она сама видела, что за соседней партой слева сидит Щечка с такой потрясающей родинкой, что все находящиеся поблизости пары глаз, сговорившись с этими глупыми волосатыми ресницами, начинали моргать, несомненно щебеча при этом о красоте родинки своим подругам-щечкам.
Да что родинка! – вот на второй парте такие веснушки, будто солнышко просыпало свою золотую крупу. «Мне бы хоть одну крупинку, - думала щечка, - большую, на всю меня, вот бы смотрели и завидовали!».
- Глупости! – говорила Самооценка. – Ты лучше, ты цвета спелого белого налива, так и хочется откусить!
«Вот глупая Самооценка, разве можно такое сравнивать. А этот врун Разум не лучше. Недавно заявил, что сам слышал, как вторая парта просто мечтает избавиться от этой золотой крупы. Ну не врун ли, как можно только подумать об этом, все бы отдала, чтобы быть такой, - думала щечка. – Все такие симпатичные, одна я непутевая».
Думала она так, думала, долго и упорно, пока не поняла: все красивые щечки – дуры.
Конечно же, когда им размышлять, как мне – некрасавице. Они только и могут в зеркало краснеть и перед Глазами выпендриваться. От столь разумных размышлений отвлек ее шепот Глаз – мол, чьи-то глупые волосатые Ресницы нам упорно моргают, а щечка с парты слева упорно краснеет, глядя в нашу сторону.
- Господи! – подумала Щечка, - неужели опять я пошла пятнами и кожа облезла? Мама!!! – закричала щечка и заставила ноги подбежать к зеркалу.
Глаза пришлось долго упрашивать открываться, они все вспоминали прошлое и рассказывали страшилки о возможном изображении. Однако снизошли, наконец, и показали то, что видели.
«Точек, пятен нет и кожа, вроде, на месте, да и вообще, не я это», - показалось Щечке.
Присмотрелась она повнимательнее: «Да нет, я. Ай, какая тоненькая, ай, какая бледненькая кожа – как у Золушки!» - заплакала Щечка. - В Золушку принц влюбился! – откуда-то крякнул Разум. - Отстань, не мешай, - ответила Щечка и продолжала причитать: - Ай горемычная, да кому же я такая бледная нужна!
- Аристократы … мазались ради бледности! – пискнула Самооценка и затихла. Затихла и Щечка. «Да, бледновата, конечно, но пикантна, ничего не скажешь», - вдруг произнесла она, разглядывая свое отражение, заставив носик подняться повыше.
Неожиданно загрохотал звонок с урока и они все вместе, т.е. Щечка, и Разум, и Самооценка, и Глаза с глупыми волосатыми Ресницами, и все остальные Щечки, Ресницы и пр., дружно рванули из класса в столовую. И тут, пробегая по коридору, Щечка впервые заметила:
- Надо же, сколько интересных красивых щек! – Все такие непохожие: с родинкой, без, румяные, бледные, пухлые, худые, как в золотую крупинку и еще много разных, но одинаково замечательных. Да я и сама ничего! – внезапно подумалось ей. – И вроде не дура, что очень даже хорошо».
Прошли месяцы, а может даже и годы. Щечка подросла, но всегда любила вспоминать об этом случае, притворно изумляясь: «Как я могла раньше плохо о себе думать, на родинки и конопушки чужие внимание обращать».
Прекрасно помнила Щечка, что красота ее именно в том, чем непохожа она на других.
Вопросы для обсуждения.
Из-за чего переживала Щечка? Были ли ее переживания обоснованы?
Почему Щечка не верила Разуму и Самооценке?
Как бы ты убеждала бы Щечку?
Какой вывод из этой истории сделала для себя Щечка?

Сказка " Кто бы знал..."

Возраст: 12-15 лет.
Направленность: безрассудные шутки, нарушение порядка, мелкое хулиганство.

В обычной средней школе, каких немало в каждом городе, прозвенел звонок на перемену.
Степенно и неспешно вышли старшеклассники: топ-топ-топ. Стуча каблучками, продефилировали старшеклассницы: цок-цок-цок. Идут по коридору: топ-топ-топ, цок-цок-цок. Со свистом открываются двери кабинетов семиклассников. А-а-а – добавилось шуму в школе.
Испуганные учителя – шмыг, к стенкам прижались, образовав в них незапланированные ниши. Шарк-шарк-шарк – идут подростки, топ-топ-топ – шагают старшеклассники, цок-цок-цок – догоняют их девочки, у-у-у – несутся малыши.
А в это время в 7-б классе Вася Иванов решил пошутить. Он поменял все вещи в портфелях одноклассников: книгу Мани – Тане, тетрадь Тани – Ване, карандаш Вани – Сане, а дневник Сани – Ане – и побежал на физкультуру. Весь урок Вася глумливо хихикал, представляя, какой переполох поднимется, когда его одноклассники не найдут свои вещи, сколько замечаний по поведению они получат за сорванный урок.
Быстро переодевшись после физкультуры, ребята прибежали на математику. Васю сразу вызвали к доске решать домашнюю задачу. Дома вся семья помогала Васе, и теперь он взял тетрадь с мечтой о том, как в дневнике появится красная жирная пятерка. Вася открыл тетрадь… Что это? В тетради ничего не было. С недоумением Вася полистал ее, заглянул на обложку... Тетрадь по математике Сидорова Ивана… а он никогда не делал домашних заданий, считая это привилегией отличников.
- Я… я…- промямлил Вася.
- Не готов? Садись, два, - услышал он слова учителя.
И тут понял Вася: не рой яму другому, сам в нее попадешь!
Сказкотерапия. Психологические сказки.

Три братца

М.Скребцова
Жили-были на свете три цвета: черный, белый и красный
Как-то говорит черный цвет белому:
- Мы с тобой цвета-братья. От нас оттенки серого цвета на земле появляются.
- Ничего общего у нас нет, - не согласился белый. Я под небесами на пушистых белых облаках летаю, а ты в землю зарываешься. Если смешать белый цвет с красным, получится нежно-розовый. Если черный с красным смешать, цвет станет грязным. Так что, черный, ты мне не брат.
Расстроился черный цвет, чуть не плачет.
- Не плачь, - стал успокаивать его красный. Я с белым цветом не согласен. Если нарисовать на красном черные горошинки, получится красивый узор. К тому же, если смешать черный и красный, можно получить коричневый.
Пока добрый красный цвет с черным разговаривал, прибежала к краскам мышка и просит их:
- Шерстка моя поблекла. Выкрасите ее, пожалуйста, свежей серой краской.
Пришлось белому цвету с черным смешаться, чтобы серое платьице мышки в порядок привести.
Вслед за мышкой прилетела к краскам тучка и просит:
- Порвал солнечный лучик мою серую накидку. Стыдно мне с дыркой над землей летать. Закрасьте ее, пожалуйста, свежей серой краской.
Снова пришлось черному цвету с белым смешаться, чтобы накидку тучкину зашить.
Тут опять краски окликнули. На этот раз пришел слон выкрасить свежей серой краской свои обвислые уши.
За слоном к краскам прибежал волк – он зацепился за острый сук и ободрал свою шкуру. Целый день белый с черным работали – и под конец помирились.
- Мы цвета-братья, нам ссориться нельзя, - сказал мудрый красный цвет и попросил черный цвет вывести на красной спинке божьей коровки круглые черные горошинки.

Камень и возчики

А.Каралийчев
Однажды ночью в горах разбушевалась буря. В небе сверкали молнии, лил проливной дождь. Бешеные потоки хлынули в долину, разрушая все на своем пути. Они выворачивали с корнем деревья, рыли овраги. От белой гранитной скалы, что нависла над узкой горной дорогой, оторвалась глыба и рухнула вниз. Она упала посреди дороги, глубоко увязнув в сырой земле.
Наутро засияло ясное летнее солнце. Заблестели капли росы на сорванных бурей листьях, поднялась полегшая трава. На дороге, что вела из проснувшейся деревни, показалась телега, которую тянули два круторогих буйвола. Это деревенский лавочник ехал в город за солью и дегтем. Дойдя до огромного камня на повороте дороги, буйволы остановились: глыба загородила им путь. Слева, в глубокой пропасти, шумела мутная река, справа возвышались крутые скалы. Лавочник почесал в затылке и слез с телеги. Подойдя к камню, он налег на него спиной, но сдвинуть не смог.
- Ну и глыба! Не сдвинешь, с места. Подожду, авось придет кто-нибудь посильнее меня и сбросит ее вниз. И он сел у дороги, вынул ножик и, взяв палочку, стал ее строгать. Немного погодя подъехала телега, груженная дровами. За ней шел дюжий турок, подпоясанный красным кушаком. Он крикнул издалека:
- Эй, чего остановился посреди дороги? А ну-ка, сверни в сторону, дай проехать! Я спешу.
- Ты-то, может и спешишь, - сказал лавочник. - Да только сперва надо сдвинуть эту глыбу, а уж тогда и дальше ехать.
Турок подошел, поглядел, приналег на камень с одной стороны, с другой, но камень - ни с места.
- Ничего не поделаешь, - сказал он, покачав головой. - Подождем, может, подойдет человек посильнее нас и расчистит дорогу.
Сел рядом с лавочником и закурил цигарку. Прошло немного времени, подъехал новый возчик. Старый, сгорбленный, шея тонкая, руки жилистые, да видать норовом горяч. Знай нахлестывает коней кнутом. Увидев на дороге две телеги, раскричался, соскочил с облучка, забегал вокруг камня. Но и он не смог сдвинуть глыбу с места. Угомонился, уселся рядом с остальными двумя. Немного погодя подъехали две телеги с горшками. Эти возчики спешили на ярмарку. Увидев, что им по проехать, один из них в сердцах принялся хлестать глыбу плетью. Остальные возчики, глядя на него, так и покатились со смеху. А время летело. Вскоре на дороге стоял целый обоз. Толпа шумела, возчики один за другим пробовали свою силу, но не могли даже покачнуть гранитную глыбу... Но вот показался на дороге старичок. На плече он нес палку, а на ней висела корзина с черешней. Старичок поздоровался с возчиками и хотел пройти мимо.
- Тебе хорошо, пройдешь и продашь черешню на рынке, - с завистью крикнул ему вслед гончар.
- Поезжайте и вы, - сказал старик.
Как так?
- С умом.
- Здесь нужен не ум, а сила, - рассердился гончар.
- Как мы ни бились, никто из нас не смог сдвинуть камень с места.
- А чего вам не попробовать всем вместе? Вон вас сколько собралось. Или вы ждете, что Марко-Королевич встанет из могилы и сдвинет камень?
- Твоя правда! - сказал один возчик. - Ну-ка, братцы, давайте все разом навалимся на камень!
Столпились возчики перед тяжелой глыбой, поплевали на руки, поднатужились и столкнули ее вниз.
С грохотом покатился огромный камень в пропасть. Дорога была свободна, и возчики поехали дальше.

У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.


Что это?

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.


В каких случаях и почему помогает?

Сказки удовлетворяют у детей очень важные психологические потребности:

  • Быть самостоятельным - они учат его при помощи героев сказки принимать самостоятельно решения, делать выбор, полагаться на себя и свои силы.
  • Быть активным - персонаж любой сказки всегда в поиске действий, он куда-то идет, что-то ищет, кому-то помогает, с кем-то борется. То есть он учит ребенка проявлять себя и свою активность в любой ситуации.
  • Потребность в социализации - учат находить общий язык с другими людьми, проявлять внимание, сочувствие и сострадание. Выбирать адекватные способы общения и учитывать интересы других.

Вот представьте себе, ваш малыш не может заснуть в своей кроватке, вам достаточно будет рассказать ему сказку «Как кроватка искала себе хозяйку» и проблема будет решена.

Применение сказкотерапии помогает родителям легко и доступно решать любые трудные ситуации ребенка, капризы, непослушания и упрямство, а также научит правильно выстраивать с малышом взаимоотношения.


Виды и список лучших

Известный сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д считает, что вся концепция сказкотерапии строится на пяти видов сказок:

  • Художественные («Репка», «Теремок»);
  • Дидактические («Как зайка стал смелым»);
  • Психокоррекционные («Непослушная Маша»);
  • Медитативные («Розовый сон»);
  • Психотерапевтические («Капелька»).


Но в работе с детскими страхами лучше использовать психотерапевтические сказки.

Слово "страх" все дети воспринимают по-разному и вкладывают в него свои эмоции и маленький опыт. Каждый ребенок, начиная с рождения, сталкивается со своими страхами, которые появляются по мере его взросления.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

  • 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
  • в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
  • в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
  • в 7-8 лет - умереть и смерти близких.


Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.


  • Ваш малыш собирается в садик , и вы переживаете вместе с ним страх расставания, тогда почитайте замечательную книжку Ольги Громовой «Зайка идет в садик», которая адресована детям с 3х- 4 лет. Проживая с персонажем все незнакомые ситуации, ваш малыш легко и с радостью адаптируется к любому коллективу.

  • В борьбе с детскими страхами родителям дошколят поможет книга сказкотерапевта Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Там вы найдете следующие сказки в борьбе с ночными страхами: «Мой друг-дракон», «Полезная боюська» «Волшебный фонарь».


  • Страхи прививок и врачей - «Отважный флай», «Звездочет в поисках капризули», «Волшебная палочка».


Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.

  • Страх расставания с мамой - «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка».
  • Боязнь самостоятельности - Тревожность и боязливость « Сказка о вороненке», «Случай в лесу».


  • Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары - «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба - Яга», «Слоненок, который боялся темноты».



  • Проблемы в учебе, вызванные боязнью трудностей - «Кенгурёнок Вася», «Шустрик и Обжоркин».

  • Страх сделать что-либо неправильно; страх школы, ошибок, оценок - «Сказка о котенке».


Также на прилавках книжных магазинов можно встретить еще очень много достойных книг в борьбе со страхами.

Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж - смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха (для детей 3-6 лет).


Вот еще один любимый прием в сказкотерапии - это использование киносказкотерапии и мультсказкотерапии.

3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.

  • «Ничуть не страшно – привидение»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Бабка Ежка и другие»;
  • «Тараканище»;
  • «У страха глаза велики»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Ахи страхи»;
  • «Ничуть ни страшно»;
  • «Корпорация монстров»;
  • «Муха цокотуха»;
  • «Крошка Енот»;
  • «Про бегемота, который боялся прививок»;
  • «Верните Рекса»;
  • «Доверчивый дракон»;
  • «Как ослик счастье искал»;
  • «Легко ли быть храбрым»;
  • «Айболит и Бармалей»;
  • «Котенок по имени Гав»;
  • «Медвежонок и тот, кто живёт в речке».





Варианты работы со сказкой

Рисование

Предложите малышу нарисовать тот или те моменты, которые вызывают у него страх, тревогу. Это вдвойне полезно и поможет ему освободиться от беспокоящих чувств и мыслей. А во-вторых, рисунок может стать поводом для разговора. Кто изображен? Что персонажи думают, делают? Почему? Что будет дальше? Можно сделать страх дружелюбным. Предложите ребенку развеселить свой страх, сделать его добрым, смешным. Пусть он дорисует в своих рисунках, банты, шарики и т.д.


Лучшее оружие против страха – смех, нарядите страшного монстра в смешную одежду или поставьте его на роликовые коньки, а можно и разукрасить его в яркие цвета. И тогда он уже будет не таким ужасным.

Если персонаж на рисунке продолжает вызывать у ребенка ужас, предложите уничтожить его. Пусть он разорвет на мелкие кусочки, посадит в клетку, запрет на замок в коробке или сделает из него причудливую снежинку. Главное важен результат: был страх - и нет его.

Этапы работы

Как сказано в одной притче «Жила была волшебница, которая облетела всех детей на свете и подарила им дар сочинения сказки. Поэтому они с такой легкостью придумывают различные истории, а мамы могут лишь немного помочь им в этом.

Ведь сказку мы будем сочинять в терапевтических целях, то ведь для ребенка - это лечение. Лечить будем эмоциональную боль и тревожность. Мы знаем, что просто так страхи в нашей жизни не появляются. Они защищают нас от напастей, обид, боли, которые мы переживаем. А это значит, что при сочинении сказки мы должны оказать ребенку эмоциональную поддержку, успокоить и научить, какими можно способами избавиться от его страха.


Как написать сказку

Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.

1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).

2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.

3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:

  • Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.
  • Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.
  • Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой.
  • Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается.

В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.


Помните, как три поросенка из сказки подбадривали себя, прогоняя свой страх.

Нам не страшен серый волк

Злой волк, серый волк

Где ты ходишь, глупый волк

Старый, хмурый волк.

Получается, что волк хоть и страшный, но глупый и старый, и бояться его нечего.

Можно найти любое другое заклинание. Здесь подойдут и странные сочетания Сим сабим, ахалай–махалай. Главное, чтобы ребенок знал, что эти слова прогоняют страх и дают силу.


А еще можно придумать талисман для бесстрашия - талисман, который дает силу и защищает от страха.

Чтобы он был работающим для ребенка, его нужно сделать своими руками. При изготовлении могут быть использованы бусинки, камешки, пуговки, бумага, лоскутки ткани, фантики, природный материал - все, что окажется под рукой. Пусть малыш на свое усмотрения или носит его на шее, в кармане или под подушкой,

  1. Никогда не ругайте ребенка за то, что он боится а, наоборот, проявите заботу. При наличие страхов задавайте ребенку вопросы: Как выглядит страх? Для чего он пришёл к нам? В каком мире он существует? Чего он хочет? Что мы можем сделать, чтобы подружиться с ним? Что произойдет, когда мы с ним подружимся?
  2. Принимайте и понимайте страх малыша и расскажите свою историю о том, как вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.
  3. Обсуждайте прочитанные книжки, интересуйтесь, тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит перед сном. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок, ведь иногда они бывают и полезными.
  4. Если ваш ребенок имеет слабый тип нервной системы, то есть очень чувствительный, боязливый, старайтесь избегать дома криков, ругани и скандалов. Старайтесь чаще говорить ласковые слова, обнимать малыша. Если он, к примеру, испугался шума, сразу объясните, откуда он произошёл, труба шумит и т.д. Обязательно обратитесь к психологу, если у вашего ребенка на протяжении длительного времени наблюдается тревожность вызванная страхами.


Еще больше узнать о сказкотерапии вы можете, посмотрев следующие видео.

Сказка «Две звезды»

(для детей 9-10 лет; проблема: соперничество между двумя лидерами в классе)

Наверное, каждый из вас, мои дорогие друзья, любовался звездным небом в ясную лунную ночь. Но, думаю, не каждый знает, что среди тысяч миллионов горящих звездочек есть две – с которыми не так давно произошла одна необычная история.

Так вот. Это были две звезды-соседки: одна горела ярким желтым светом, другая – ярко-красным. Их так и называли: Ярко-жёлтая и Ярко-красная. И хотя звёзды жили почти рядом – они практически не общались между собой. Может быть потому, что обе были удивительно красивы, и каждая считала ниже своего достоинства первой заговорить с соседкой. А может быть потому, что каждая звезда была очень уж занята своим делом. Хотя дело-то у них было почти общее: освещать планету Жизни и согревать ее обитателей. Вот только Ярко-желтая звезда освещала левую часть планеты, а Ярко-красная – правую. И всё было бы ничего. Но вот однажды прямо на границе левой и правой части планеты вырос красивый благоухающий нежнейшим ароматом цветок. Звёзды не могли не заметить его. И одна, и вторая звезда захотели согреть и приласкать цветок своими лучами. И вот их лучи скрестились над цветком.

Послушай, я первая увидела цветок, и значит он мой! – сказала Ярко-жёлтая звезда.

Ну уж нет! Это я первая его заметила, да и смотрит он в мою сторону – значит цветок принадлежит мне! – рассерженно возразила Ярко-красная звезда.

Я лучше смогу его согреть! – уже почти кричала Ярко-жёлтая.

Нет, я! – гневно отзывалась Ярко-красная. Ни одна из звёзд не хотела уступать другой.

Сейчас я тебе покажу, на что я способна! - Ярко-жёлтая звезда собрала всю свою энергию и злость и засветила в тысячу раз ярче обычного.

Ты не знаешь, на что способна я! – Ярко-красная звезда, вся багровая от гнева, собрала все свои силы и направила жгучие лучи на звезду-соседку, стараясь заслепить её своим светом.

Соревнуясь в своем превосходстве, поддавшись злобе и гневу, звезды совсем забыли о цветке, о растениях и животных на планете Жизни. А те изнемогали от палящих звездных лучей: еще немного – и всёуничтожающий пожар охватит планету!

Остановитесь! – прогремел вдруг на всё небо чей-то голос. Это Месяц – предводитель звёзд вовремя оказался рядом. – Опомнитесь!

И тут только две звезды, умерив свою энергию, вспомнили, из-за чего вышла ссора. Обратив свои взоры на цветок, звёзды не сразу увидели его: когда-то нежный трепетный бутончик и стройный стебелек с листочками распластались на земле. Цветок погибал от жары, впрочем, как и всё вокруг.

Слёзы раскаяния и горечи пришли на смену лучистому свету. Звёзды беспомощно рыдали – теперь свети сколько хочешь, только кому он нужен – твой свет? Звёздные слёзы потоками лились на планету Жизни. И потихоньку она стала оживать. Распрямил стебелёк, поднял головку и цветочек.

Ну что ж, я думаю, вы поняли свою ошибку, – обратился к звёздам Месяц. Даже не будучи подругами, вы должны уметь спокойно решать все споры. Помните – ещё одна такая ссора – и погибнет не только планета Жизни, но и вы потеряете всю свою силу и красоту и превратитесь просто в холодные камни.

А что же нам делать с цветочком, как его делить? – спросила у Месяца Ярко-красная звезда.

(Вопрос детям: «Как вы думаете, что посоветовал Месяц звёздам?»- предположения ребят)

Попробуйте договориться, - ответил Месяц и поплыл дальше осматривать свои владения.

Давай сделаем так, – предложила Ярко-жёлтая звезда, - я буду согревать цветок до обеда, а ты – после.

Хорошо, пусть будет так, - согласилась Ярко-красная звезда.

Две звезды так и не стали близкими подругами, но живут сейчас без ссор. И каждая знает: рядом с ней – самой красивой и яркой – светит точно такая же – яркая и красивая звезда. Ну что ж – и пусть светит!

Самое главное

(для детей 6-9 лет; проблема развода в семье)

Добрый день, мой маленький друг! Как, ты не знаешь, кто я? Тогда догадайся! У меня рыжая шерстка и красивый пушистый хвостик. Я живу в лесу, в дупле старого, раскидистого дуба. Больше всего на свете я люблю щелкать лесные орешки и прыгать по деревьям. Догадался? Ну, конечное, это я – бельчонок Тимка! Я вижу, что ты часто грустишь в последнее время, и поэтому решил рассказать тебе свою историю. Итак…

В дупле старого раскидистого дуба жил да был бельчонок Тимка (то есть - я). Жил он, конечно, не один, а с мамой и папой. Днем мама и папа много трудились: собирали орешки и грибы, готовили запасы на зиму. Бельчонок же в это время вместе с другими малышами-зверюшками учился разным лесным премудростям у тетушки Совы. Зато по вечерам вся беличья семья собиралась вместе. Мама, папа и Тимка очень любили играть в игру «самый меткий»: каждый своим хвостиком старался забросить в лунку как можно больше шишек. Да, веселое было время!

Но потом… Бельчонок стал замечать, что родители часто ссорятся, папа возвращается домой все позже, а иногда и вовсе не бывает дома по нескольку дней. Мама-белка грустила и говорила, что папа просто собирает орешки очень далеко, в соседнем лесу, и не успевает вернуться домой вовремя. Тимка тоже стал грустить, ведь теперь по вечерам не было ни игр, ни веселья. А в один из вечеров мама позвала его к себе и сказала: «Сынок, мы с папой больше не будем жить вместе. Нам очень трудно стало понимать друг друга – так бывает у взрослых. Мы с тобой будем жить здесь, а папа будет жить в соседнем лесу. Но в любое время, когда захочешь, ты сможешь видеться с ним. Помни, мы очень любим тебя – и я, и папа.»

После этого разговора Тимка долго не мог уснуть. «Наверное, это я виноват во всем: плохо стараюсь в школе, проказничаю – поэтому папа рассердился на меня и решил переселиться в другой лес», - такие мысли не давали покоя бельчонку. И на следующий день, когда только появился папа, Тимка бросился к нему и, плача, стал просить: «Папа, я буду хорошо-хорошо учиться, буду послушным – только не сердись на меня и не бросай нас с мамой!» Папа тяжело вздохнул, крепко прижал к себе сынишку и сказал: «Сынок, я очень люблю тебя – и послушного и непослушного. В том, что мы с мамой решили жить раздельно, твоей вины нет никакой. Я не бросаю тебя. Я был, есть и буду твоим папой, и как прежде буду заботиться о тебе. Прости нас с мамой, сынок. Когда вырастешь, я думаю, ты все поймешь».

Теперь бельчонок засыпал с мыслью: «И что за странные эти взрослые. Как у них все запутанно. И как хочется побыстрее вырасти, чтобы хоть чуточку их понять.»

Вот такая история произошла в моей семье, дружок. Она ведь очень похожа на твою, правда? С тех пор прошло уже несколько месяцев. Мне все еще немножко грустно, что мои родители живут раздельно. Но я все равно их люблю, а они любят меня. И это – самое главное! Помни об этом и ты, малыш!


Сказка «Урок чтения»

(для детей 6-8 лет с проблемами речевого развития, неуверенностью в себе)

Этот учебный день в школе зверюшек начался как обычно. Первым уроком у первоклассников была математика. А вторым – чтение. К этому уроку зверятам-первоклассникам задали выучить наизусть стихотворение. Львёнок немножко волновался. Нет, он выучил очень красивое стихотворение и знал, что сможет рассказать его очень выразительно. Но… Дело в том, что Львёнок так и не научился выговаривать звук «р», и ребята-зверята иногда поддевали его: «Что ж ты за Лев, если даже рычать не умеешь!» Вот и сейчас малыш побаивался, что его одноклассники (а что если и учитель?!) начнут смеяться над ним.

Начался урок. Первой стихотворение рассказывала Белочка. Она очень торопилась и у неё не очень красиво получилось.Потом учитель вызвал Медвежонка. А третьим - попросил рассказать стихотворение Львёнка. Он стал рассказывать стихотворение и чувствовал себя не очень уверенно. И когда несколько раз вместо звука «р» произнес «л», за спиной услышал смех – кто-то смеялся над ним.

Львёнок очень расстроился и не смог рассказать стихотворение до конца. Он сел за парту и закрыл голову лапками. Тогда учитель обратился к зверятам-первоклассникам: «Ребята, мы все приходим в школу учиться. И все мы такие разные! И это здорово! Кому-то сложно дается письмо, зато он прекрасно решает задачки. Кто-то не умеет быстро бегать, а вот стихи рассказывает просто замечательно. А кто-то заикается, но лучше его никто из ребят не нарисует. У нас у каждого есть свои особенности. У кого-то они заметны сразу: вот Львёнку, например, пока трудно выговаривать звук «р», но вы обратили внимание, какие у него «золотые руки» - поделки у Львёнка одни из лучших. К тому же он очень добрый, всегда придет на помощь. Так над чем же здесь смеяться?

А ты, Львёнок, не переживай. Знаешь ли ты, что у такого великого полководца как Юлий Цезарь, тоже были проблемы с речью – он заикался. Но это ничуть не помешало ему завоевать полмира! Т.е. эта его небольшая особенность просто не замечалась за другими его качествами: умом, целеустремленностью, смелостью. Вот так-то.»

На следующем уроке чтения Львенок подошёл к учителю и попросил: «Можно я расскажу сегодня свое стихотворение до конца?» Учитель конечное же согласился.

«Я смогу, у меня получится», - сказал себе Львёнок, и рассказал все стихотворение до конца – очень красиво и выразительно. Кто-то попытался хихикнуть, но Львёнок не обратил на это никакого внимания.

«Звук «р» - это моя особенность. Зато я умный, настойчивый и смелый, и никогда не смеюсь над слабостями других» , - так успокоил себя Львенок.

«Ты – молодец!» - сказал в конце урока учитель Львёнку. А все ребята захлопали.

Про Чебурашку

(для детей 6-8 лет; ребенок боится темноты)

Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тре­вогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Раз­мышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в ком­нате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной сме­яться или нет», - подумал Чебурашка.

«Алло», - ответил на другом конце провода Крокодил Гена.

«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».

«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят боль­шие часы с кукушкой - они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».

Как хорошо, что ты приехал! - воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.

Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но имен­но это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его насто­роженность и тревога начали передаваться и Гене.

«Что за глупости, - подумал он, - я начинаю бояться как в далеком детстве».

И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно захо­дить в неосвещенные комнаты.

Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.

Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!

Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спаль­ня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ни­чего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.

Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.

Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими дру­зьями, если бы действительно существовали.

Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? - вос­кликнул Чебурашка.

Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посто­ронних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх прихо­дил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти су­щества, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!

Чего же?!

Боятся света. Но, - продолжал Гена, - когда я стал бо­лее внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном све­та, то обнаружил, что все эти звуки есть!

Ой, - прошептал Чебурашка, - значит, эти существа все-таки не боятся света.

Не волнуйся, Чебурашка, - Гена улыбнулся и ласково об­нял друга за плечи, - оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговари­ваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает - не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы мо­жем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, ти­хий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказы­вать нам свои сказки.

Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спаль­ню! - воскликнул Чебурашка.

Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подло­жила Шапокляк, и чудовищ.

Чебурашка смутился - теперь его выдумка о бомбе каза­лась смешной.

Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путе­шествиях.

Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рас­сказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет...

Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраня­ет, - задумчиво сказал Крокодил Гена. - Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»

Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?

Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх толь­ко на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время ря­дом с тобой.

Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка сов­сем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери.

«Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Ко­нечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговари­вать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.

На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка на­чертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны...

Сказка про Медвежонка

(для детей 6-8 лет; проблема ревности старшего ребенка к младшему)

В одном сказочном лесу жила-была семья медведей: Папа-медведь, Мама-медведица и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пче­лами и те делились с ними лесным медом, загорали на солныш­ке, купались в речке, - словом, все делали вместе.

И вот однажды Мама-медведица сообщила всем радостную новость - скоро в семействе медведей будет пополнение. Дей­ствительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он ее себе представлял. Но самое не­приятное было то, что она постоянно требовала к себе внима­ния. Особенно Мамы.

Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягода­ми и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама ос­тавляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень-очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашива­ли: «Как она?» Когда вся семья была в сборе, играли с малыш­кой, а не с ним.

«А я, что же, больше им не нужен?» - спрашивал себя Мед­вежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома.

И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной до­рожке и думал о том, как несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем-то наказать: «Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!» От этих мыслей слезы навер­нулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

Шел-шел Медвежонок и пришел к домику зайцев. В их се­мье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как стар­шие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть мор­ковку. «Что с них возьмешь, - зайцы!» - продумал Медвежо­нок и пошел дальше.

Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший ли­сенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, по­хоже он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. «Где ему меня понять, - подумал Медвежонок. - Что с них взять, - лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь.

Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок ви­дел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотится. «Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!» - подумал Медвежонок и пошел дальше.

Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголо­дался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хоте­лось домой. Но вернуться он не мог.

Как ты думаешь, почему?

Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

Ух, - удивилась Сова, - что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?

Да ничего, просто гуляю и все! Я - самостоятельный.

Это верно, - согласилась Сова, - слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют! - ответил Медвежонок.

Э-э-э, видно ты в обиде на родителей? - догадалась Сова.

Да нет, просто... - Медвежонок не знал что сказать.

Просто, да непросто... - глубокомысленно изрекла Сова и, помолчав, добавила:

Похоже, мне придется открыть тебе один секрет... правда, я обещала Папе-медведю никому не рас­сказывать...

Что это за секрет?

Дело в том, что вскоре после того как ты родился, ко мне приходил Папа-медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена-медведица больше его не любит. «Теперь у нее есть сын, а я ей совсем не нужен», - так говорил он...

Не может быть! - воскликнул Медвежонок. - Папа так не мог говорить!

Ты почему так думаешь?

Но не мог же он чувствовать то же, что и я!

А разве ты чувствуешь то же самое?!

Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:

Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть преж­ней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпе­ния и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и не­любимыми...

Так значит я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

Чувства, которые руководили тобой, может испытать каж­дый. Иногда не просто увидеть любовь, если тебе уделяют немно­го внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят...

Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Муд­рая Сова еще долго смотрела ему вслед.

Как ты думаешь, о чем она думала?


«Психологические сказки для детей»

Стал главным Королем,

Без страха с верным другом

Он заходил в тот грот,

Хоть до конца не понял

Их дружбы тот народ.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялись люди в Темноте?

Что послужило причиной того, что Рыцарь отправился в путь?

Было страшно Рыцарю? Почему он не повернул назад?

Какой оказалась «страшная» Темнота?

Что помогло Рыцарю увидеть, что Темнота не такая страшная, как казалась?

«КОРАБЛИК»

Возраст : 6-9 лет.

Направленность : Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Ключевая фраза : «Не хочу учиться!»

Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море.

Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними.

Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море.

И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, Кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море».

И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море.

Так плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути.

Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.

Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым – надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.

И вдруг вдали он увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный Корабль , который плыл домой. Он понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.

Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с Кораблем они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.

И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди, встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение и он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.

С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался – его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.

Вопросы для обсуждения:

Почему Кораблик не хотел учиться?

Почему Кораблик потерялся?

Что понял Кораблик в результате своего приключения?

«Мальчик Сережа»

Возраст: 5-11 лет.

Направленность : Конфликты с младшей сестрой (братом).

Ревность и обида, вызванные рождением второго (младшего) ребенка.

Ключевая фраза : «Мама и папа больше меня не любят».

Далеко-далеко, за горами, за лесами, в одном очень красивом маленьком городке жил-был мальчик Сережа.

Он был таким же, как другие мальчики, и чем-то похож на тебя. Жил он с мамой, папой и маленькой сестренкой Ксюшей.

Раньше, когда Ксюши еще не было на свете, все игрушки в доме принадлежали только ему, ему одному улыбалась мама, с ним одним папа ходил кататься на велосипеде и только с ним папа и мама смотрели по телевизору футбол и мультики.

А теперь мама чаще возилась с Ксюшей и улыбалась Сереже уже не так часто, как раньше, и у нее совсем не оставалось времени, чтобы с ним поиграть. Но хуже всего было, когда она просила Сережу погулять с Ксюшей. Гулять с Ксюшей было очень скучно, потому что тогда он уже не мог ни поиграть в футбол, ни побегать с друзьями, ни залезть на дерево. Но мама просила защищать Ксюшу и быть настоящим мужчиной, таким же сильным, как папа.

Сереже казалось, что мама и папа больше не любят его так, как раньше, что ругают его незаслуженно , а хвалят редко. Тогда он мечтал, чтобы Ксюша исчезла и все было как раньше. А иногда Сереже очень хотелось заболеть какой-нибудь страшной болезнью, чтобы мама и папа наконец обратили на него внимание, но было уже поздно и он бы все равно умер. И вот тогда они бы поняли, как мало его любили.

Но вот однажды Сережа пришел из школы домой. Уже в дверях он услышал незнакомый голос. Мама тихо разговаривала с какой-то тетей в белом халате. По маминому лицу Сережа сразу догадался, что случилось что-то плохое.

Когда доктор ушла, Сережа подошел к маме, прижался к ней и тихо спросил: «Что-то случилось с Ксюшей?» Мама обняла его нежно, поцеловала и сказала, что Ксюша заболела, у нее очень высокая температура и, может быть, ее заберут в больницу.

Вечером, когда Сережа лег спать, он долго не мог уснуть, а когда заснул, ему приснился сон: он куда-то идет по красивой извилистой дороге, и вдруг перед ним появляется гора, а там – источник с целебной водой. Набрал он этой воды, чистой как слеза, и побежал, чтобы напоить ею свою маленькую сестренку. Он совсем не хотел, чтобы ее забирали в больницу…

Утром за окном ярко светило солнце, был теплый весенний день. Сережа, проснувшись, сразу побежал в комнату, где была Ксюша, и увидел, что она уже не спит, а всем улыбается: и маме, и папе, и ему.

«Значит, помогло и все страшное позади», - подумал Сережа. Он поцеловал сестренку в макушку.

Мама улыбнулась ему и сказала: «Я только что поняла, какой ты уже взрослый. Настоящий мужчина».

Вопросы для обсуждения:

Почему Сережа думал, что мама и папа его больше не любят?

Почему мальчик расстроился, когда узнал про то, что его сестра заболела?

Почему Сереже приснился такой сон?

Почему мама сказала Сереже о том, что он уже взрослый?

«ХВОСТАТИК»

Возраст : 6 – 10 лет.

Направленность: Сниженная самооценка. Чувство неполноценности. «Презрение» к себе и желание быть «другим».

Ключевая фраза : «Я плохой! Я хочу быть таким, как он!»

В тени огромных темных каштанов жила семья Хвостатиков.

Каждое утро все они дружно принимали солнечные ванны на огромной лесной поляне, а затем возвращались домой, наполняя округу голосами, звонким смехом и криками.

Мама каждый раз тщетно пыталась урезонить смеющихся «хулиганов», а потом, махнув рукой также заливалась звонким смехом вместе с ними. Только самый младший из Хвостатиков не резвился от души, как его братья и сестры.

Маленький Хвостатик был озабочен своими мыслями, а были они хмурыми.

По соседству с ними жила семья Хвоста , один из них даже учился с ним вместе, в одном классе. Маленький Хвостатик думал, как здорово звучит имя Хвоста. Его воображение рисовало нечто большое, грандиозное, величественное. И это носило имя Хвоста. Звучит гордо, а какой шлейф почета окружает это имя. Родители-Хвосты более чем уважаемые граждане Хрустального Леса. А портрет его деда висит у них в школе. Вот было бы здорово носить такое имя – Хвоста!!!

А ведь они почти родственники.

В самом мрачном расположении духа маленький Хвостатик шел в школу. А что в школе, - там учителя опять начнут хвалить его одноклассника Хвосту. Он и самый умный у них, и самый пригожий, и самый смелый. И товарищам всегда помогает, и контрольную лучше всех пишет. Ну еще бы, разве может сын таких родителей быть плохим. Ну почему он не Хвоста, а всего лишь какой-то Хвостатик.

Подходя к берегу реки, маленький Хвостатик неожиданно увидел своего одноклассника Хвосту. «Ну вот, стоит подумать, и принесла нелегкая», - пробурчал Хвостатик. Но что это? Хвоста то бегал взад и вперед по берегу, обхватив Глову руками, то снова останавливался и замирал на месте. Рядом стояли другие ребята из их класса и что-то оживленно обсуждали, указывая рукой в сторону реки.

Маленький Хвостатик проследовал за направлением их руки и увидел, что в реке барахтается девочка. Было видно, что у нее уже почти не осталось сил держаться на плаву. Она отчаянно била руками по воде и просила о помощи. Хвостатик, не раздумывая, скинул ботинки и сумку и в одежде бросился в воду. В его голове была только одна мысль: «Успеть! Успеть, пока еще не поздно!» И он успел.

Уже на берегу он передал испуганную девочку, которая оказалась младшей сестренкой Хвосты, в руки ребят. А позже он выслушал слова благодарности от родителей Хвосты и лично от директора школы. Его портрет повесили среди портретов лучших учеников школы, и он вдруг стал очень известным среди девочек.

Теперь они сами подкидывали ему записки, а одна даже строила глазки.

Дома папа пожал ему руку и сказал, что гордится, что у него вырос такой сын.

А мама в этот вечер долго гладила его по голове, укладывая спать.

И, уже засыпая, маленький Хвостатик подумал о том, что вовсе не так уж плохо быть Хвостатиком. «Не важно, кто твои родители, важно, кто ты. Твои действия и поступки заставляют звучать имя Хвостатик гордо, громко и важно».

Вопросы для обсуждения :

Из-за чего переживал Хвостатик? О ком он думал?

О ком и о чем думал Хвостатик, когда бросился спасать девочку?

Как ты думаешь, что (если не брать в расчет случай) помогло Хвостатику снова ощутить, что его имя звучит "гордо и важно"?

«НУЖНАЯ ВЕЩЬ»

Возрас т: 7-11 лет.

Направленность : Низкая самооценка. Чувство неполноценности и «ненужности». Страх трудностей и неуспеха.

Ключевая фраза : «Я хуже всех! Я никому не нужен!»

Садись поудобнее и давай попробуем помечтать.

Ну, например, о море.

Ты любишь море?

Вот и хорошо.

Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Ярко светит солнышко , и корабль едва покачивается на ласковых волнах. Море сливается с небом тонкой полоской горизонта, и эта полоска манит тебя в даль, к далеким неизведанным землям…

Представь себе, что однажды такой корабль плыл к океану к далеким островам.

Ты ведь знаешь, что в дальний путь люди брали с собой множество необходимых вещей. Все эти вещи они складывали в трюмы своих кораблей. И конечно, среди этих нужных вещей встречались вещи ну совершенно не обязательные. Вот и у нашего корабля в трюме лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри.

Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать.

И вот однажды заговорил Канат.

А знаете что, вот все мы тут такие нужные вещи, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу.

А что будут делать люди, если вдруг оборвется Канат?

Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец Каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.

В этот момент заворчал Якорь.

А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу? Как тогда без меня удержать корабль на месте?

Да что ты стоишь без меня? – зазвенела Якорная Цепь – Ну бросят тебя на дно.

А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.

И так нужные вещи спорили, спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.

И только толстый Мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался.

Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся.

Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом разом набросились на бедный Мешок.

Ах ты старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен.

И они долго продолжали насмехаться над бедным Мешком и совсем забыли про свой недавний спор.

А Мешок лежал в своем темном углу и молча страдал:

«Действительно, ну кому я нужен. Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь из корабля».

Как же ему было обидно!

И Мешок еще больше забился в свой темный угол.

Так продолжалось много дней подряд.

Каждое утро, едва проснувшись, вещи опять и опять начинали смеяться над старым толстым Мешком, а он страдал все больше и больше.

Но вот однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борт корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели , что в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода.

Среди вещей началась паника. Они наперебой закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе корабля.

Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль, - сказал он.

Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами, снова набросились на мешок с насмешками: «Ах ты старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи себе в своем углу, да помалкивай».

И Мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам…

Вещи как-будто совсем забыли о том, что корабль может утонуть. Они, как обычно, принялись насмехаться над Мешком.

А тем временем вода в трюме все прибывала и прибывала.

И вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки.

Они увидели, что Мешок молча выполз из своего угла и направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину в корабле. И вода сразу же перестала поступать в трюм.

А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачивать ее при помощи насоса.

И вскоре в трюме стало опять совсем сухо.

А мешок лежал на пробоине и думал: «Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что-то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости».

И от этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что и он оказался очень даже нужной вещью на корабле.

И тут Мешок заметил, что все вещи в трюме притихли.

Им стало стыдно за то, как они смеялись над Мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью.

И на душе у Мешка стало радостно.

А люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый всеми забытый Мешок спас их корабль во время шторма.

Вопросы для обсуждения.

Почему все вещи хотели быть нужными? Зачем это было им? Нужно ли это людям? А тебе?

Отчего было грустно толстому Мешку? Что, коме случая, помогло показать Мешку, что он тоже нужен?

В чем ошибались вещи, когда говорили Мешку про его ненужность? Согласен ли ты с тем, что нужен каждый, просто не каждый про это знает?