Программа родительского просвещения рабочая программа на тему. Программа психолого -педагогического просвещения родителей "родительский всеобуч" Программа просвещения по педагогическому направлению

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее :

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Страница 19 из 35

Педагогическое просвещение родителей

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч. Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу c учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на предприятиях, по месту работы родителей. Для родителей делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Рассмотрим основные формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:

1 - концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

2 - встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I - IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;

3 - посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;

4 - спортивные соревнования на приз родительского комитета;

5 - просмотр художественного фильма учащимися;

6 - фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Верните мне сына» и др.).

Конечно, вариантов может быть много. Главное - показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; готовность к оказанию помощи; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.



Оглавление
Совершенствование воспитательных возможностей семьи.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей
Подготовка ребенка к дошкольному учреждению
Особенности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в зарубежных странах
Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России
Взаимодействие семейного педагога с родителями
Социальный педагог семейного типа
Исторические аспекты формирования педагогической культуры у родителей
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

МОУ Атамановская СОШ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в нашей школе начнется эксперимент в 1-ом классе по переходу начальной школы на стандарты второго поколения. Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом. Для своевременного и полноценного информирования родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения проводится «Родительский лекторий». Он организуется на базе школы как специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получат информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической культуры – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. В связи с тем, что по причине болезни, командировки не все родители смогут посещать лекторий регулярно, для этих родителей изложенная информация будет продублирована в тезисном изложении и размещена на школьном сайте. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного взаимодействия в период внедрения стандартов второго поколения. Программа рассчитана на 9 занятий, раскрывающих основные направления внедрения стандартов нового поколения. Каждая тема лектория сопровождается примерным планом, методическими материалами, литературой и Интернет-ресурсами. Кроме того, предлагается перечень коллекции электронных образовательных ресурсов и образовательных порталов, материалы которых могут быть использованы на любом занятии. Для того чтобы взаимодействие с родителями было максимально эффективным - оптимальное время проведения лектория не более 1 часа. Занятия будут начинаться с небольшой разминки (интерактивных упражнений, теста, игры и т.п.) и заканчиваться рефлексией (обсуждением новой информации и обменом впечатлениями). Предполагается предоставление участникам раздаточного материала (буклеты, памятки, схемы и т.п.), которые подкрепляют или дополняют знания, полученные родителями на занятии. В заключение необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребенка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Педагогическая культура: шпаргалка для родителей.

Цель: вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка в начальной школе и сформировать понимание роли родителя в образовании ребенка, осваивающего программу на основе стандартов нового поколения.

План проведения:

1. Проведение опроса (анкетирование родителей для выявления их педагогической культуры, определения типа воспитания в семье).

2. Стили семейного воспитания. Типичные ошибки родителей и пути их преодоления.

3. Организация взаимодействия семьи и школы: от родительского собрания до Интернет-форума (обратная связь педагогов и родителей: собрание, консультирование, лекторий, школьный сайт, сайт Федеральных Государственных стандартов).

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Секреты успешной учёбы в начальной школе

Цель: познакомить родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения, предложить рекомендации по созданию оптимальных условий для безболезненного включения детей в школьную жизнь.

План проведения:

1. Презентация памяток и буклетов – «Построение образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения», «Особенности первой ступени общего образования», «Планируемые результаты начального общего образования».

2. Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе? 3. Секреты успешной учёбы: советы родителям.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Образовательные потребности государства и общества и их значение при формировании образовательных программ ступеней общего образования образовательного учреждения

Цель: рассмотреть понятие образовательных потребностей социума как заказа государства и общества на образовательные услуги системе образования на уровне школы, изучить способы их выявления, а также учет запроса на образовательные услуги при формировании образовательных программ ступеней общего образования.

План проведения:

1. Понятие образовательных потребностей. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей.

2. Способы выявления образовательных потребностей местного социума. Диагностика спроса на образовательные услуги.

3. Принципы формирования образовательной программы. Учет образовательных потребностей в образовательной программе.

4. Понятие учебного (образовательного) плана. Примерные программы по предметам.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Цель: определить воспитательную функцию школы согласно новым образовательным стандартам, сформировать у родителей понимание важности и значимости организации интересного и содержательного досуга ребенка как одного из средств профилактики асоциального поведения детей и их успешной социализации.

План проведения:

1. Экспресс-опрос «Мой досуг 20 лет назад».

2. Обсуждение результатов изучения межличностных отношений в детском коллективе.

3. Виды и направления внеурочной деятельности. Досугово-развлекательная деятельность. Социальное творчество.

4. Моделирование «Идеальная модель досуга ребенка».

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Общественное участие в управлении образовательным учреждением. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общественный договор как отражение взаимной ответственности за качество образования.

Цель: рассмотреть перспективу активизации участия родителей в управлении образовательным учреждением; обсудить обязанности и права участников образовательного процесса и степень реализации предоставляемых прав; дать оценку реальности существования общественного договора на образование.

План проведения:

1. Основные формы участия родителей в управлении образованием.

2. Права и обязанности участников образовательного процесса.

3. Общественный договор как итог согласования интересов участников образовательного процесса в результатах образования.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Как оценивают Вашего ребёнка в школе?

Цель: познакомить родителей с современными принципами и особенностями оценивания учебных и внеучебных достижений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО; с особенностями и правилами проведения итоговой контрольной работы; с особенностями и правилами проведения комплексной проверочной работы; способствовать формированию у родителей желания подробнее узнать о ФГОС НОО.

План проведения:

1. Требования по оцениванию планируемых результатов начального общего образования. 2. Оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

3. Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.

4. Итоговая проверочная работа, правила проведения и оценивания.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Федеральный государственный стандарт и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Цель: рассмотреть факторы, влияющие на формирование здоровья школьников, представить систему гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования, принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса, осветить основные направления деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению школьников.

План проведения:

1. Факторы, формирующие здоровье школьников.

2. Система гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования.

3. Принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса.

4. Основные направления оздоровительной работы в образовательном учреждении.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Как помочь ребенку стать исследователем? Или Проектная деятельность в начальной школе.

Цель: формирование у родителей системы теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для организации и проведения проектной деятельности; привлечение родителей к внедрению проектов в образовательное пространство школы. План проведения:

1. Результаты анкетирования детей и родителей. Посещение выставки «Участвуя в проектах…».

2. Особенности проектной деятельности в начальной школе.

3. Практическая работа: «Ярмарка проектных идей».

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни?

Цель: показать пути позитивной социализации ребенка в семье и образовательном учреждении как основного направления реализации стандартов второго поколения, помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем возраста

План проведения:

1. Анализ жизненных ситуаций.

2. Социализация и воспитание: кто кого «победит»?

3. Создание памятки «Как воспитать успешную личность?»


Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а не только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещение родителей является неотъемлемым элементом взаимодействия школы и семьи.

Итак, педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколения ми и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.

Она включает следующие аспекты:

интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;

интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;

педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... «зрелая личность» (Л. Выготский);

качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;

педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки. Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний:

педагогический всеобуч;

обучение в университете педагогических знаний;

лекции по психолого-педагогической тематике;

семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;

индивидуальные и групповые консультации;

публикации в печати, выступления по радио и телевидению;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им :

преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя;

нормализовать свою личную жизнь;

улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности;

снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.

Семейное воспитание является неотъемлемой частью национальной системы образования и воспитания. Его действенность зависит от уровня педагогической культуры родителей, под которой понимается педагогическая подготовленность и зрелось их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в семейном и общественном воспитании детей.

Скулябина Л.В. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Просвещение родителей, как один из важных факторов развития и воспитания школьников.

Первый год обучения в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современный школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.

Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе. Поэтому важно не только подготовить ребёнка к обучению в школе, но и их родителей, то есть педагог должен заниматься деятельностью просвещения.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов школы и родителей. Мы применяем разнообразные формы работы с родителями, они взаимосвязаны и представляют единую стройную систему. Это и лекции, и практикумы, и семинары, беседы, консультации. Проводим на них ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.

Родителей нужно научить задавать себе вопросы: как полюбить своего ребёнка таким, какой он есть?; нужно ли ограждать ребёнка от трудностей?; как помочь ребёнку поверить в свои силы? Как развить способности ребёнка? Немаловажную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть лет своей жизни.

Младенец, едва появившийся на свет, полностью открыт для окружающего мира. Любящим и внимательным родителям его поведение кажется простым и понятным. Но проходит время, и внутренняя жизнь ребёнка становится более скрытой. Зачастую поведение его родители не могут объяснить. Интуиция часто становится бессильной, воспитание – полным противоречием. Вот тут – то и появляется необходимость в научных знаниях о жизни маленького человека. В сельской школе такие знания родители могут получить от педагога. Поэтому учителя начальной школы начинают заниматься просвещением родителей с дошкольного возраста детей, и на протяжении, по определению психологии, всего среднего детства (от 5 до 11 лет). В это время у ребенка формируется чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребёнок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.

Педагоги нашей школы используют в работе такие формы педагогического просвещения как родительские собрания, педагогический всеобуч. Оно является важнейшей формой работы классного руководителя с семьёй ученика, средством повышения эффективности учебно–воспитательного процесса. На родительских собраниях проводим ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного и воспитательного процесса. Даём характеристику используемых программ, методов обучения, рассказываем о проводимых внеурочных мероприятиях, кружках. На педагогическом всеобуче информируем родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми. Предлагаем родителям проводить с детьми совместные игры: игры для развития мышления при подготовке детей к школе; игры для подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе; обучение чтению детей – звуковые игры.

Например игра на развитие мышления «Чьё число больше» В коробке разложите две группы предметов, в каждой из которых их не больше пяти. Нужно сказать ребёнку название предметов, которые спрятаны в коробке не называя их количества. Допустим это пуговицы и камешки. Ребёнок выбирает одну из групп. Например: «Мои пуговицы, твои камешки». После этого он вынимает из коробки и подсчитывает, сколько предметов в обеих группах и каких больше. Если ребёнок загадал предметы, которых окажется больше, то он получает столько очков, на сколько предметов этой группы больше. Если ребёнок выбрал те предметы, которых меньше, разницу получаете вы. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество очков. Если угадывающий допускает ошибку в подсчётах и её замечает партнёр, фишка ему не засчитывается. Повторяя игру, поменяйтесь с ребёнком ролями.

Также приведём пример игры по обучению чтению, так как один из многих вопросов, встающих перед родителями в этот период: учить ли ребёнка читать до того, как он пойдёт в школу, если да, то когда лучше всего начать это делать? Если у родителей дошкольников есть желание и возможность заниматься с ребёнком чтением, тогда пусть он придет в школу, умея читать. В пять лет учиться читать легче, чем в семь – восемь лет. Мы просвещаем родителей о том, как легко, безопасно и весело ввести ребёнка в письменность, как сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению, как при этом избежать стандартных ошибок домашнего обучения грамоте.

Если же ребёнок заговорил поздно или имеет серьёзные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, в этом случае с обучением письменной речи спешить не стоит. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.

Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Способы акцентрирования, интонационного выделение звуков в слове ребёнку лучше всего передать в игре: игры – звукоподражания; звуковое лото; запретные звуки; дом звуков; дом в лесу. Все эти игры помогают проводить анализ звуков в речевом высказывании, различать мягкие и твёрдые согласные, ориентируют на ударные гласные, учат определению полного звукового состава слова.

После предложенной информации и совместной работы родителей и детей дома, собираем родительское собрание, где родители говорят о том, что же они смогли узнать о своём ребёнке. Насколько предложенные игры пригодились им в общении с детьми. Как изменился ребёнок в результате совместной работы и т.д.

На занятиях педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволяет в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет. Педагоги отмечают значение индивидуальной работы с родителями в процессе их педагогического просвещения. Индивидуальная работа с родителями необходима и потому, что семья – глубоко интимный коллектив и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы. Основной формой индивидуальной работы является педагогическая консультация. Ценность её в том, что родители идут на консультацию по собственной инициативе, настроены на обсуждение волнующих их проблем, стремятся получить знания необходимые для целенаправленного воздействия на личность ребёнка. Обычно в школе составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультаций являются усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

По мере своего роста и развития ребёнок меняется, иногда постепенно, иногда стремительно и неузнаваемо. И ход этого процесса зависит не только от воли случая, но и от направленных усилий любящих и понимающих взрослых.

Когда ребёнок начинает посещать школу, приглашаем родителей на открытые уроки, для того чтобы они могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игра, игровая ситуация очень помогают в учёбе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь, оказать детям. Постепенно родители убеждаются, что заинтересованный труд ребёнка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик и начинают использовать приёмы и методы, которые демонстрируют педагоги на открытых уроках. В конце учебного года такие уроки показывают, чему дети научились за учебный год. Они видят, что дети учатся здесь не только писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей.

Вовлекаем родителей в совместную с детьми деятельность. Это внеурочные мероприятия, конкурсы, экскурсии, праздники. Внеклассные мероприятия проводим с участием родителей. На всеобщих праздниках родители – и участники, и организаторы. Детские праздники превращаются в тесное сотрудничество трёх сторон – дети, родители, педагоги. Они подводят итог определённому отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности ребят, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создаёт атмосферу для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. Такого рода деятельность даёт возможность просвещать родителей о том, как ребёнок воспитывается, какие этапы развития ребёнка существуют, его индивидуальных особенностях. Родитель должен ориентироваться в этих знаниях и умениях, т.е. знать общие этапы развития ребёнка (физиологические и психические), понимать их связь, осознавать основные принципы развития – что, чем и как развивать.

Один раз в год проводим родительские чтения. Они дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей. В ходе педагогического просвещения родители получают знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке детей к школе. Работа с родителями сложная и важная часть деятельности педагога. Одна из главных целей педагогического просвещения – вовлечение родителей в педагогический процесс. Какие бы формы работы с родителями ни выбирал педагог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям, их родителям, а также систематический характер работы.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. — М.: Класс, 1994. — С.25-37.

2. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. — Обнинск: ИАТЭ, 1998. — 80 с.

3. Под ред. А.А. Бодалева. Популярная психология для родителей [Текст]: книга для родителей М.: «Педагогика», 1989. -256 с.- 300 000 экз.

4. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении [Текст]: книга для учителя / В.В. Давыдов. — М.: «Педагогическое общество России», 2000. -480 с.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М., 2004. С. 112 — 121

6. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

7.Матвеева А. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своём ребёнке. – М «АСТ-ПРЕСС» Южно – Уральское книжное издательство, 1997.

8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

9. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Институт Психотерапии, 2003. С. 222