Программа по развитию эмпатии у детей старшей - подготовительной группы доу. Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста Мероприятия направленные на эмпатия у младших дошкольников

В условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.

Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театральная деятельность . Театр - один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя.

Театр является одним из эффективных средств воспитания, что основывается на активности эмоционально чувственной сферы личности.

Театр для детей - это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.

Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.

Большую роль в формировании нравственной культуры личности играет чтение художественной литературы. Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании эмпатии обоснована многими исследователями и просветителями: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, А.С. Пушкиным, А.М. Горьким, Я.А. Коменским, И.П. Песталоцци, Д. Локком, И.А. Ильиным, Д.С. Лихачевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович. Исследования Л.С. Стрелковой, Б.М. Теплова, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии детей старшего дошкольного возраста является сказка. Сказка воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Л.П. Стрелкова заметила, что в возрасте 4-5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность - сопереживать вымышленным персонажам. Поэтому так важно использовать художественную литературу, а именно сказки в воспитании эмпатии. Герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. Ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия". Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается незаметно для себя, усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств.

Роль сказки в формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию неоценима. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей, чаще всего, не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать "жертве" его агрессия в следующий раз будет слабее. Таким образом, использование сказки в воспитании эмпатии играет большую роль.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то именно в игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредственной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.

Слушанье музыки - целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения.

Существуют определённые условия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии, развитию сострадания у детей, одним из таких средств является искусство.

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательную функцию.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде".

Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену.

Для получения эмпирической базы данных нами были проведены серия диагностических методик с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет. Целью констатирующего эксперимента являлось выявить уровень развития эмпатии у старших дошкольников. На основе проведенного нами ранее теоретического анализа сущности, форм и особенностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем в структуре эмпатии следующие содержательные компоненты: 1.эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие) , 2. когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя), 3. поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие).

Диагностика «Понимание эмоциональных состояний».

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.

Литература: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1998. – С. 226.

Материал:

    Картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков (циклограммы, схематичное изображение эмоциональных состояний).

    Сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Процедура проведения: эксперимент проводиться индивидуально с детьми 6 – 7 лет в две серии.

Первая серия . Ребенку последовательно показывают картинки с изображением различных эмоциональных состояний и спрашивают: «Опиши картинку. Кто изображен на ней? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?»

Вторая серия . Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Диагностика «Изучение эмоциональных проявлений детей».

Цель: изучение способов выражения эмоций.

Литература: Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985. – С. 99 – 100.

Подготовка исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им:

    Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

    Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

    Мальчик потерял варежки и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

    Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

    Мальчик (девочка) радуются за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Проведение исследования: исследование проводится с детьми 6 – 7 лет.

Первая серия . Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия . Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить:

I ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризно плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;

II ситуация – показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

III ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз;

IV ситуация – показать обиду девочки;

V ситуация – показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно – мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.

Педагогическая диагностика проводилась на базе "Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Пушкиногорского района", в которой приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.

Целью диагностики являлось определение уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии определения уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

  • 1. Уровень развития эмоционального компонента эмпатии;
  • 2. Уровень развития когнитивного компонента эмпатии;
  • 3. Уровень развития поведенческого компонента эмпатии.

Для определения развития эмоционального компонента эмпатии использовалась диагностическая методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной "Понимание эмоциональных состояний" (Приложение 1).

Были определены три уровня развития эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Детей, которые, комментируя картинки с изображением человека, на вербальном уровне затрудняются или неверно различают и обозначают словом эмоциональное состояние, причем лучше понимают эмоциональные состояния взрослых, чем детей, мы отнесли к низкому уровню. Таких детей было 65%.

Детей подробно описывающих действия, изображенные на картинке, мы отнесли к среднему уровню, так как они понимают и различают мимику, жесты основных эмоциональных состояний: радость, гнев, грусть, печаль, но при этом они затрудняются при восприятии оттенков эмоций (отчаяние, сожаление и др.) - 35% детей.

Таким образом, анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что у детей знания об эмоциях ситуативны и неглубоки, ориентированы на яркие внешние признаки. Результаты диагностики эмоционального компонента эмпатии представлены в таблице.

Таблица 1. Результаты диагностики эмоционального компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Для определения уровня развития когнитивного компонента эмпатии использовалась диагностическая методика А.Д. Кошелевой "Изучение эмоциональных проявлений детей" (Приложение 2).

В результате проведения диагностики нами были выделены три уровня развития когнитивного компонента эмпатии у детей.

У большинства детей экспрессивно - мимические средства общения при изображении чувств и эмоций персонажей отличаются невыразительностью, недостаточным проявлением. У некоторых детей проявлялась робость, замкнутость, несобранность или агрессия. Этих детей мы отнесли к низкому уровню -58%.

Дети среднего уровня верно передают эмоциональные состояния героев - персонажей, но при принятии на себя роли персонажа мимика и жесты мало выразительны - 31% детей.

Дети высокого уровня воплощают эмоциональные состояния героев в сценках, используя богатство экспрессивно - мимических средств общения. Достаточно выразительно изображают чувства и эмоции персонажа, достаточно выразительно передав их настроение. Таких детей было 11% .

Данные о результатах диагностики когнитивного компонента оформились в таблицу.

Таблица 2. Результаты диагностики передачи эмоций и чувств у детей 5 - 6 лет

Для определения уровня развития поведенческого компонента использовали наблюдения за детьми в процессе совместной деятельности.

В ходе наблюдений было установлено, что большинство детей в реальных ситуациях совместной деятельности отказываются помогать своим сверстникам, предпочитают индивидуальную работу. Таких детей мы отнесли к низкому уровню. Их было 60%.

Часть детей стремятся помогать сверстникам только на вербальном уровне, а при внесении реальных ситуаций наблюдается иная картина. Эти дети были отнесены к среднему уровню - 40% детей.

Данные по выявлению уровня поведенческого компонента эмпатии представлены в таблице.

Таблица 3 Результаты исследования поведенческого компонента эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Обобщая результаты диагностики, нами было выявлено три основных уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

  • 1. Низкий уровень обеспечивает развитие эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним.
  • 2. Средний уровень позволяет ребенку обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию, таким как: переживание субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии.
  • 3. Высокий уровень развития эмпатии характеризуется способностью к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению к оказанию действенной помощи. Успешность ее зависит от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, подвержено рефлексии.

В результате диагностики нами были получены следующие обобщенные данные, представленные на рисунке 1.

Рис. 1

Таким образом, проведенная диагностика показала, что 7% воспитанников способны к эмпатическим переживаниям. Таких детей чаще других приглашают в игры, обращаются к ним с просьбами. Большинство (60%) детей в диагностируемой группе находятся на начальном уровне развития эмпатии.

Наблюдаемое желание детей на вербальном уровне помогать, проявлять сочувствие дает нам основание предполагать, что использование специально разработанной системы педагогических средств, основу которых составит комплекс сюжетно-ролевых игр, позволит им в дальнейшем проявлять эмпатию к людям в реальных ситуациях, так как это обусловлено наличием сензитивного периода, произвольностью психических процессов, стремлением детей к совместности, взаимодействию, принятию позиции другого.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо научить ребенка осознанно относиться к чувствам другого, к своему внутреннему миру и внутреннему миру других, развивать стремление к оказанию действенной помощи другим детям.

Педагогика

Задания с выбором одного ответа

1 . Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики : научно обосновать технологию и методику образовательно-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;

2. Дайте определение понятию «образование»: процесс и результат обучения и воспитания;

3 . Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались: В.Г. Алямовская, М.Ю. Кистяковская, М.А. Рунова ;

4. Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников : развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, любознательности и умственных способностей

5. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО: двигательная активность;

6. На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОО: на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;

7. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников : на моделирование предметов окружающего мира;

8. Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников: согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОО.

9. Дайте определение понятию художественно-эстетического развития дошкольников: организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.

10. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка – это: задача физического воспитания

11. Кто из современных педагогов раскрывает особенности конструктивной деятельности детей: А. Н. Давидчук;

12. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя: умением проектировать педагогическую деятельность

13. Кто из педагогов и психологов рассматривал игру с позиций психологической теории деятельности: А. В. Запорожец

14. Выделите понятие, характеризующее один из этапов педагогической деятельности воспитателя: изучение воспитанников и определение задач воспитания;

15. Вычлените неэффективное условие преемственности работы ДОО и школы: необходимость согласования программ обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования;

16. Кто в отечественной педагогике разрабатывал проблему сенсомоторной готовности дошкольников к школе (в т. ч. леворуких детей): М. М. Безруких.

17. Что НЕ является формой организации педагогического процесса? конкурс;

18 . Какая игра отличается от остальных по форме организации? подвижная;

19. Что такое развивающая предметная среда детства? система условий, обеспечивающая полноту развития детской деятельности и его личности;

20 . Какая наука изучает закономерности воспитания человека: педагогика

21. Какой метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми: метод социометрии.

22. Эксперимент как метод научного исследования – это … исследование некоторого явления в управляемых условиях, отличающееся активным взаимодействием с изучаемым объектом, служащее для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами;

23 . Откровенному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствует следующие формы работы с родителями: индивидуальные беседы

24. В режиме дня для детей 3-7 лет самостоятельная деятельность детей составляет: не менее 3-4 часов;

25. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны быть: не менее 10 минут;

26. Разработчиком метода параллельного педагогического действия, когда в воспитательном процессе взаимодействие "учитель-ученик" дополняется взаимодействием "коллектив-ученик", является : Макаренко А.С.

27 . Какой педагогический принцип называют «золотым правилом дидактики»? наглядности.

28. Содержание развивающей предметной среды (по С.Л. Новоселовой) НЕ должно удовлетворять потребности: ускоренного развития ребенка.

29 . Процесс обучения призван осуществить функции: образовательную ;

30. Система взаимодействия ДОО с семьей представлена следующими направлениями: выявление уровня педагогической грамотности родителей;

поручения по изготовлению дидактических материалов и пособий;

ознакомление с условиями воспитания ребенка в семье;

32. Ведущими показателями, по которым можно судить о том, что ребенок адаптировался к дошкольному учреждению, являются: хороший аппетит; хороший сон.

33 . Основными условиями развития интереса, способностей ребенка к двигательной деятельности в условиях ДОО является: оптимальный двигательный режим;; выделение достаточной площади для движений; разнообразие физкультурно-игровой среды.

34. К методам обучения относятся: наглядные; словесные ;; практические

35. Определите формы работы с дошкольниками по организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДОО: детское экспериментирование;

мастерские по изготовлению продуктов детского творчества;

беседы;

педагогические ситуации;

проектная деятельность.

36. Вариативные модели организации государственного дошкольного образования предполагают: дошкольные образовательные группы полного пребывания; дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания; семейные детские сады.

Задание на установление последовательности

37 . Установите последовательность структурных компонентов анализа проведенного мероприятия:

1 Соответствие содержания поставленным целям

2 Соответствие методов поставленным целям

3Анализ уровня активности детей на занятии

4. Культура общения воспитателя с детьми

5Анализ целей мероприятия

6. Общие выводы и предложения

Психология

Задания с выбором одного правильного ответа

38 . Основным критерием периодизации психического развития детей, по Д.Б.Эльконину, является: ведущий вид деятельности;

39. Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника предполагает: формирование положительного отношения к себе, к другим людям, к миру, коммуникативной и социальной компетентности;

40 . Ведущим видом деятельности дошкольника является: игровая деятельность ;

41. Наиболее эффективной формой взаимодействия педагога с ребенком является: ; субьект-субьектная;

42. Одним из важнейших свойств воображения, которое развивается в игре, является: способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями;

43. Наиболее важный фактор, влияющий на социально-эмоциональное развитие ребенка, это - … семейные ценности, эмоциональная атмосфера в семье.

44. Сензитивный период развития - это … период в жизни ребенка, создающий наиболее благоприятное условие для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения;

45. Депривация - это … лишение ребенка каких-либо условий, необходимых для его нормального существования, удовлетворения его основных жизненных потребностей;

46. Профессионально-значимой характеристикой личности педагога НЕ является следующая: конформность;

47. Из нижеприведенных реплик воспитателя к «Я-замечанию» относится фраза: «Мне трудно говорить и объяснять, когда кто-то разговаривает в этот момент »;

48 . Что в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь приобщения детей к социальному миру? единство социализации и индивидуализации.

49. Социализация – это... процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, и его результат;

50. Диагностика уровня усвоения детьми социальных норм – это изучение представлений детей... о правилах поведения в социуме;

51 . Фрустрация – это … психическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения ;

52. Эмпатия – это … способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, готовность оказать им посильную помощь.

53. Диагностика уровня сформированности эмпатии у дошкольников предполагает оценку уровня ... умений сопереживать взрослым и сверстникам.

54 . Какой прием помощи со стороны взрослого наиболее эффективен для ребенка в преодолении отчуждения сверстников ? создание реальных жизненных ситуаций, обеспечивающих социальный успех в группе сверстников и их родителей.

55. Роль игры в ознакомлении дошкольников с социальным миром заключается в …

усвоении основных векторов человеческих взаимоотношений ;

56. Какое проявление социального развития характерно для «кризиса 7 лет »? утрата непосредственности.

57. Понятие «зона ближайшего развития» было введено : Л.С.Выготским;

58. Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста? по форме общения и типу взаимоотношений;

59. Причиной эмоционального неблагополучия ребенка в группе сверстников является... отсутствие потребности в общении, неумение общаться и играть со сверстниками;

60 . Что является показателем задержки социального развития старшего дошкольника? неумение общаться ;

61 . Уровни сформированности культуры поведения у детей дошкольного возраста предполагают формирование социальных потребностей и усвоение всех компонентов культурного общения со взрослыми и сверстниками;

62 . При диагностике готовности ребенка к общению в школе внимание обращается на... способность общаться в условиях школьных взаимоотношений.

63 . Какому возрасту соответствует внеситуативно-познавательная форма общения с взрослыми, которую учитывают современные программы? от 3-4 лет до 5 лет;

64 . Какова роль сюжетно-ролевой игры в социально-психологическом развитии дошкольника? игра формирует начальные формы организованности, межличностных отношений детей;

65 . Что НЕ является формой психического насилия над ребенком: ; педагогический анализ недостатков в поведенческой сфере ребенка;

66 . Что такое развитие личности? процесс качественных и количественных изменений;

67. «Я-сообщение» в качестве поощрения какой-либо деятельности предполагает следующее высказывание: « Умница! У тебя хорошо получилось»

Задания с множественным выбором ответа

68. Знание возрастных психологических особенностей социального развития детей помогают воспитателю: организовывать коллективную работу; диагностировать уровень социального развития; разрабатывать дидактические материалы.

69 . К критериям психологической готовности детей к школе относятся: вербализм; владение способами познания; произвольное поведение; мотивационная готовность; звуковой и слоговой анализ слова; ориентировка в математических представлениях; самостиятельность; овладение диалогической и монологической речью.

70 .Ведущими факторами психического развития ребенка являются: наследственность; активность самого ребенка; предметно-развивающая среда; общение со сверстниками и со взрослыми.

71 .Наказание как метод воспитания, оказывает положительное влияние, если: не унижает достоинства ребенка; формирует способы сознательного самоконтроля.

72 .Профессионально-важными личностными качествами педагога являются : психолого-педагогическая компетентность; креативность; ответственность.

73 .Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста подразумевает: идентификацию социального пола; формирование половых различий в поведении;

74. Родительская компетентность предполагает: сотрудничество с детьми; удовлетворение основных потребностей ребенка; учет возрастных особенностей ребенка; взаимодействие родителей с социумом.

Задания на установление соответствия

75. Соотнесите вид деятельности детей с возрастом, в котором она является ведущей

1 . Игровая деятельность 2 . Предметная деятельность 3. Учебная деятельность 4. Непосредственно-эмоциональное общение

А. 0-1год Б. 1-3 лет В. 3-7 лет Г. 7-10 лет

1 2 3 4

76. Установите соответствие между возрастом и видом мышления, который преимущественно развивается в этом возрасте

1. Наглядно-логическое 2. Наглядно-действенное 3. Наглядно-образное

А. 1- 2; 3 года Б. 3; 4 – 10 лет В. 5,5 – 6; 7 лет

1 2 3

77. Соотнесите компоненты содержания понятий, раскрывающие стиль воспитания детей в семье, с терминами, определяющими стиль:

1. Авторитарный стиль воспитания (установление жестких требований и правил) 2. Либеральный стиль воспитания (предоставление ребенку избытка свободы) 3. Демократический стиль воспитания (установление разумных правил для

А. Несистематичность оценок действий ребенка Б. Справедливая оценка действий ребенка В. Сверхвысокий уровень контроля за действиями ребенка Г. Слабое или полное отсутствие контроля за действиями ребенка

ребенка)

Д. Разумный контроль за действиями ребенка, признание и поощрение его самостоятельности Е. Пристальное внимание взрослого к поступкам ребенка, восприятие положительного как должного

Нормативно-правовые основы дошкольного образования

78. Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе: федеральный;

79 . Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования: Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

80. Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется: - как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования;

81 . Целевые ориентиры дошкольного образования определяются: -независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу ;

82. Одним из принципов Национальной стратегии действий в интересах детей является: - участие в международных актах по защите прав детства;

83 . Укажите новые государственные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей в ДОО;

84 . Личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми впервые определена в: Концепции дошкольного воспитания.

85. Современный этап дошкольного образования характеризуется: Вариативностью существующих программ и технологий .

86. К образовательной программе ДОО предъявляется определенное требование: множест. ответ соответствие Федеральному Закону «Об образовании в РФ»; соблюдение светского характера образования; построение на принципе личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с детьми;

87 . В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит: Семье.

88. Выберите ответы, в которых названы образовательные области согласно ФГОС ДО: множетсв. познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие;

89 .Выберите ответы, в которых названы виды деятельности согласно ФГОС ДО: коммуникативная; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательская игровая двигательная конструирование изобразительная музыкальная.

90. ФГОС ДО преследует следующие цели: - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; - -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; - -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

91. Согласно ФГОС ДО содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми ; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

92. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: Овладение установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; Овладение развитым воображением; Развитие крупной и мелкой моторики; Способность к волевым усилиям; Проявляет любознательность, Достаточно хорошее владение устной речью; Овладение основными культурными способами деятельности;

93. Требования ФГОС являются ориентирами для педагогов и администрации Организаций при решении задач: формирования основной образовательной программы; взаимодействия с широкой общественности ; анализа своей профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников.

94. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы предполагает: ликвидацию дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями ; - -формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства; -сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей. ; модернизация дошкольного образования.

Методика дошкольного образования

95 .Первоначальное обучение дошкольников новому формообразующему движению в рисовании следует начинать с: обследования объекта изображения ;

96 .Просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить: с позиции создания художественно-выразительного образа ;

97. Главная цель организации музыкального сопровождения общего образования?

адекватная организация звучащего пространства процесса образования, в котором взаимодействуют дети и педагог

98 .Какие формы организации познавательной деятельности также называют эвристическими?

поисковые

99. Как называются знаки, при помощи которых записываются числа? цифры

100. Сенсорное воспитание как основа математического образования дошкольников - это.. . - -- целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия;

101 .Развитие элементарных математических представлений нацелены на... предъявление новых знаний, повторение и систематизацию пройденного материала, закрепление умений и навыков;

102 .В младших группах использование словесного метода по математическому развитию сопровождается: загадочным, сказочным тоном, медленным темпом и многократными повторениями.

103. Развитие познавательного интереса детей к математике требует от педагогов... создания предметно-развивающей, игровой и бытовой среды;

104. Основанием для введения в мир числа старшего дошкольника является... выполнение действий с величинами, пользование условной мерки; .

105 .Дидактические игры и упражнения на занятиях по развитию математических представлений способствуют... закреплению знаний, умений и навыков, развитию психических процессов;

106. Природа используется как средство: для всестороннего развития детей ;

107 .Направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта сформулированы в книге: «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений»;

108 .Какое из суждений не относится к понятию «экологическая культура»: рассматривается как врожденное свойство личности;

109. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы ДОО заключается: в создании условий, в полной мере соответствующих потребностям и приспособленности живых организмов к ним ;

110 .Педагогический смысл экологических праздников, досугов заключается в том, чтобы.. .; вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;

111 .К парциальным программам социально-экологической направленности относится: ; «Экономика и экология»;

112 .Педагогическая модель «Эколог» разработана в рамках парциальной программы: «Наш дом – природа».

113. Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей... все ответы верны в совокупности.

114. Что является предметом изучения методики развития речи? -процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;

115. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только... в процессе общения;

116 .Словообразование – это компонент. .. грамматической стороны речи;

117 .В чем заключается суть планирования работы по развитию речи? в проектировании становления и развития речи детей прогнозировании динамики педагогического воздействия на речь и его результативности;

118 .Определите показатели, характерные для детского восприятия в доизобразительном периоде: нецеленаправленность.

119 .Целью обучения изобразительной деятельности детей является... содействие развитию творческой личности; .

120. Какой прием используется на I этапе работы с детьми по знакомству с изобразительным искусством? -рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине;

121 .Какие изобразительные движения осваивает ребенок в течение второго года жизни? разнообразные рисовальные движения орудийного характера;

122 .Какие качества характеризуют детские работы в изобразительном периоде? глубина мысли;

123 .Процесс формирования и изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств – это... физическое развитие;

124 .Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами– это... ; подвижная игра;

125 .Установите соответствие игровых приемов возрастным параметрам:

1) Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия и роли 2) Предметно-манипулятивная 3) Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения и игры с правилами 4 ) Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия

первая младшая вторая младшая средняя старшая и подготовительная

126. Установите соответствие между возрастом ребенка и формой вопроса к детям:

а ) вопрос «какой?» – «почему?» б ) вопрос «почему ты так думаешь?» в) вопрос «кто?, что?, что делает?» г) вопрос «как ты думаешь?»

подготовительная гр.

127 . Какую роль выполняют в образовательной деятельности педагог? педагога, который дает детям знания, умения, навыки.

128 .Установите соответствие четырех периодов в познавательном развитии ребенка:

1 ) накопление информации о ближайшем окружении; 2) упорядочивание информации о ближайшем окружении; 3 ) накопление информации о большом мире;

4) упорядочивание информации о большом мире.

младший возраст средний старший подготовительная гр.

129. Что является компонентами познавательной сферы? познавательные (психические) процессы.

130. Установите соответствие особенностей развития познавательной деятельности согласно возрасту детей:

1 ) группировка, сравнение, обобщение; 2 ) накопление эталонов восприятия ; 3) причинно-следственные связи; 4 ) аналитико-синтетическая деятельность.

младший возраст средний старший подготовительная гр.

131 .Какие мотивы являются значимыми для детей старшего дошкольного возраста при вступлении в общение со сверстниками? самооценка и удовлетворение потребности в признании ;

132. В каком возрасте дети способны воспринимать поступки героев литературных произведений, могут понять мотивы этих поступков при обсуждении с взрослым? 5,5 - 7 лет.

133 .Какими фразами можно дополнить предложение: «Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует...» теснейшая связь;

134 .Здоровье – это: состояние полного физического, психического и социального благополучия.


Можно быть широко образованным человеком, но перемещаться по миру вслепую, не замечая других и нечаянно задевая их чувства. Как научить малыша состраданию и умению ставить себя на место другого? В данной работе изложены основы работы по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста. Выявлены уровни и описаны критерии развития эмпатии детей 5-7 лет, обеспечивающие их эмоционально нравственное развитие. Приведены практические рекомендации по раболте с дошкрльниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад» № 65 «(Бусинка»)

Инновационная методическая разработка

«Развитие эмпатии в межличностных отношениях у детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Головина О.В.

2013г.

  1. Введение.

1.1.Краткая характеристика эмоциональной сферы старших дошкольников

3. Заключение

4. Приложения

Введение.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство - время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого не возможно становление гармонично развитой личности.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка.

Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями. (Е.В. Бондаревская).

Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает - установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В.Абраменкова, Л.П. Стрелкова).

Почему важно развивать эмпатию в старшем дошкольном возрасте:

во-первых, он является сензитивным для нравственного развития детей, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

во-вторых, связан с переходным периодом ребенка из детского сада в школу, начало кризиса 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности, переживанием нового социального статуса ребенка - школьника.

Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности воспитания у индивида культуры межличностных отношений, развитие способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями.

Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте. В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И.М.Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др.), уровням ее развития (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапам становления (Стрелкова Л.П., ШтейнмецА.Э., Юсупов И.М.), механизмам формирования (Осухова И.Г. и др.). Однако отметим, что в настоящее время нет универсальных критериев определения эмпатии. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет лишь выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают ее сущность. Остается нерешенной и проблема построения динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны педагогические условия и представлены конкретные технологии.

В исследованиях отечественных педагогов и психологов проблема формирования нравственных качеств представлена в таких частных показателях, как милосердие (И.А. Княжева), отзывчивость (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.Л. Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (Е.Э.Шишлова, С.А. Козлова), коллективные взаимоотношения (Т.А. Маркова, Е.В. Субботский) и др. Нравственное отношение есть отражение связи «человек - общество», «человек - другой человек», «человек - люди». В основе нравственных отношений, таким образом, лежат субъективные связи, т.к. там, где нет объекта отношения, нет и самого отношения (М.С. Коган, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).

Психологи обозначают нравственные отношения как побудители поведения человека, проявляющиеся в форме имеющихся у него потребностей, интересов, склонностей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.В. Петровский).

Меньше всего исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном и младшем школьном возрасте. Вместе с тем именно в 5-7 -летнем возрасте, когда закладываются основы эмоционально - нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

Гуманные чувства, как отмечают Е.И. Кульчицкая, Н.А. Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова).

Как установила Е.Э. Шишлова, гуманные отношения у детей избирательны, проявляются обычно в доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости. Реализуясь в поступках, каждое из этих проявлений имеет общее и специфическое.

В основных положениях концепции Л.С. Выготского, А.А. Усовой, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова отмечаются, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста способен усваивать и понимать информацию о социальном мире. При этом ему доступны не только отрывочные знания, но и система, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

По мнению С.А. Козловой ознакомление с явлениями общественной жизни и организация деятельности активизирует формирование общественных мотивов поведения. Для решения поставленных задач исследователи использовали разнообразные виды деятельности - игры, продуктивные виды деятельности, предметная деятельность, учебная деятельность, труд, наблюдение, общение - как самостоятельно, так и в комплексе.

Подходы к отбору содержания на всех этапах педагогической деятельности рассматриваются нами комплексно, в контексте гуманного отношения ребенка к человеку и окружающему миру.

Для того, чтобы обеспечить формирование требуемой мотивации и позиций личности в отношении к учебе, требуются более совершенные, комплексные педагогические средства. Одним из таких средств является специально созданные педагогические условия.

Анализ существующей практики эмоционально-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях свидетельствуют об отсутствии целостной системы создания педагогических условий в процессе включения их в совместную деятельность.

В практической деятельности эмоционально-нравственное воспитание детей 5 - 7 лет осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм эмоционально-нравственного воспитания детей 5- 6 -летнего возраста остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции, как со стороны педагогов, так и воспитанников.

Обращение исследователей к эмпатии, с одной стороны, и недостаточная изученность такого важного для межличностного взаимодействия феномена в дошкольном возрасте, с другой, определили область исследования нашей работы.

Возникает определенное противоречие между требованиями, складывающимися в парадигме гуманистического образования, и отсутствием эффективной технологии организации процесса развития эмпатии в дошкольном возрасте.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии как общечеловеческой ценности. Поэтому проблемой нашего исследования стало осмысление научных основ построения педагогического процесса, позволяющего педагогу развивать эмпатию у детей дошкольного возраста, и его реализация в условиях образовательного учреждения.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: « Развитие эмпатии в процессе формирования межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста».

Объект исследования : процесс развития личности ребенка в дошкольном возрасте в условиях образовательного учреждения.

Предмет исследования: педагогические условия развития эмпатии детей в дошкольном возрасте

Цель исследования : выявление педагогических условий развития эмпатии у детей 5-7 лет.

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:

1. Изучить и сущность, и структуру эмпатии как свойство личности.

2.Проанализировать педагогические условия способствующие развитию эмпатии.

3. Описать критерии и определить уровни и развития эмпатии у детей 5- 7 лет.

4. Создание программы целенаправленного формирования эмпатии в дошкольном возрасте с учетом возрастной сензитивности и индивидуальных особенностей детей.

Учитывая актуальность данной проблемы, выдвигается следующая гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей дошкольного возраста будет реализовываться более эффективно, если:

  • В основу проектирования данного процесса будет положено понимание эмпатии как свойства личности в дошкольном возрасте, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям, а также самореализации во взаимодействии с окружающими.
  • Будут выявлены уровни и описаны критерии развития эмпатии детей 5-7 лет, обеспечивающие их эмоционально нравственное развитие.
  • В качестве ведущего условия, определяющего эффективность развития эмпатии, будет рассматриваться создание определенных педагогических условий.
  • Развитие эмпатии будет строиться как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмоционально-нравственного отношения к сверстникам и окружающему миру в различных видах совместной деятельности.
  1. Краткая характеристика эмоциональной сферы старших дошкольников

Психологи выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому

виду относят переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине проявляются оба вида эмпатии.

В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, то есть в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович считают, что на этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии:

сопереживание - непосредственное воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживания с другим;

сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека, внеситуативное разделение переживания с другим, то есть обобщенное, интеллектуализированное чувство;

содействие (соучастие ) - комплекс альтруистических актов, основанных на сопереживании и сочувствии.

В целом исследователи определяют эмпатию как социально – психологическое свойство личности, представляющее совокупность социльно-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается объекту так и субъекту эмпатии.

Анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.

Таким образом, эмпатия - сложный многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека.

В структуре эмпатии можно выделить следующие компоненты

1.Эмоциональный - способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого. Характеризуется как пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действительного начала.

2.Когнитивный - способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого. Характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия.

3. Поведенческий – способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого. Характеризуется как стремление к оказанию помощи.

На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества . Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе, придают большое значение нравственным качествам сверстников. Они готовы защищать дружеские взаимоотношения, считать поступки и результаты деятельности друзей лучшими, даже вопреки справедливости.

Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника . К ним относятся: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Последнее возникает тогда, когда ребёнок сталкивается с чем – то неожиданным и несуразным. Проявление и усложнение чувства комического говорит и о развитии интеллектуальных способностей детей. Эстетическое отношение возникает и в мире человеческих отношений, поэтому формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребёнка. В этом отношении незаменима художественная литература.

Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности . Занятия и дидактические игры развивают у дошкольников интеллектуальные чувства , способствующие овладению познавательной деятельностью. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, являются необходимой составной частью мыслительной деятельности ребёнка

1.2 Педагогические условия развития эмпатии у детей 5–7лет

Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается с множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. Ребенок в процессе этого сложного познания становиться личностью со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и с собственным поведением, со своим пониманием добра и зла. Следовательно, воспитание следует ориентировать на развитие у ребенка способности культивировать в себе общественно ценные свойства и уметь самостоятельно преодолевать возможные препятствия. Приоритетным, на наш взгляд, является целостный подход в развитии ребенка, когда важно не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы саморазвития, самовоспитания, комфортного взаимодействия с людьми.

В последнее время много было сказано о личностно ориентированной модели воспитания, где основой становится восприятие ребенка через призму его права быть человеком. Человек понимается как комплекс лучших и наиболее важных качеств его характера, а вернее сказать – синтез, так как эти качества должны в нем гармонично сочетаться. Практическая реализация этих идей сводится к созданию педагогических условий развития эмпатии у детей. Эмпатические переживания лежат в основе нравственных чувств. Поэтому я направила свои поиски и творческий потенциал на создание такой технологии нравственного воспитания, которая обеспечивала бы развитие в ребенке эмоционально-чувственной основы освоения мира, при этом чувство эмпатии было бы главным индикатором полезности того или иного способа взаимодействия с детьми.

Для более эффективного развития эмпатии у детей дошкольного возраста я разработала рабочую программу. (см. приложение). В основе рабочей программы по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста я взяла художественную литературу.

Так как одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература . Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.

Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л.П.Стрелковой. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена комплексной образовательной программе « Детство», социально – эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении. Данная задача выступает важнейшей составляющей образовательного содержания и в программе «Детство». Авторами этих программ ставится задача развития у детей способности понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, фотографии. Одновременно программы ориентируют на развитие у детей умения понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе.

2. Педагогическая технология развития эмпатии детей дошкольного возраста.

Так как развитие эмпатии - последовательный, поэтапный процесс (А.В. Запорожец), он требует соответствующих поэтапных действий со стороны педагога. В связи с этим закономерен выбор педагогической технологии как важнейшего условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

Реализация педагогической технологии позволит воспитателю:

  • сделать процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным;
  • достичь спрогнозированного результата;
  • в отличие от метода, способа или приема, ответить на вопрос: "Как и почему я это делаю?"

Педагогическая технология развития эмпатии детей дошкольного возраста включает четыре этапа.

1-й этап. Диагностический

Цель: изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Основные направления диагностики связаны с изучением:

Эмоциональной восприимчивости старших дошкольников;

Особенностей проявления детьми эмпатии;

В связи с этим содержание диагностирующего этапа состояло из трех частей:

1.Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека по изображениям (схемы, фотографии, сюжетные картинки).

2.Исследование проявлений сопереживания, сочувствия в ситуациях прогнозирования собственного поведения (индивидуальная беседа по предложенным ситуациям).

3.Появление эмпатии в реальных ситуациях взаимодействия детей.

Целью нашего экспериментального исследования является изучение возрастной сензитивности у детей дошкольного возраста (5-6 лет) к проявлениям эмпатии в своем поведении.

Для определения возрастных особенностей в проявлении эмпатии к сверстнику мы использовали опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» Е.Н. Васильевой. Его цель: выявление наличия эмпатийных переживаний у детей путем прогнозирования ими собственного поведения в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы.

Задания предлагались ребенку не все сразу, а 2-4 в день, чтобы избежать стереотипных ответов. В процессе работы мы использовали наводящие вопросы, повторение условий или отдельных фактов, если ребенок отвлекался или затруднялся с ответом. Некоторые проблемные ситуации были приготовлены нами в двух вариантах (для мальчиков и девочек). Это облегчало ребенку восприятие и понимание условий задания.

Для удобства анализа полученных результатов условно разделены задания ребенку на следующие 5 подгрупп, в которых проявление эмпатии к сверстнику предполагало: оказание помощи другому(№№ 1,2,7), ущемление личных интересов ребенка (№№3,10), проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого (№№ 5,6,8), проявление сорадости (№4), оказание помощи ребенку-сверстнику в затруднительной ситуации (№9) (вопрос не заключает в себе четких альтернативных ответов положительных или отрицательных, основанных на определенных моральных нормах).

1 подгруппа (оказание помощи другому ):

Ситуация №1: В умывальной комнате твой приятель никак не может повесить полотенце на вешалку, а воспитатель зовет обедать, все уже за столом. Как ты поступишь?

Ситуация №2 (отдельно для мальчиков и для девочек): Сосед(ка) по шкафчику в раздевалке никак не может зашнуровать ботинки, просит тебя помочь. А твой друг (подруга) зовет тебя играть в войну (дочки – матери). Вы разведчики, и вам дано задание срочно отправляться в разведку. (Ты - ее дочка, и вам нужно срочно идти к врачу). Как ты поступишь?

Ситуация № 7: Воспитатель на занятии дала задание: сделать поделку из бумаги. Как сделал работу - можно идти играть. Ты уже сделал (а), а твой сосед по столу решил сделать сложную поделку, ему до конца работы еще далеко. Что ты будешь делать?

Общие данные анализа ответов детей по 1 подгруппе ситуаций выглядят следующим образом: в среднем 69,3% детей 5-6 лет прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику.

Следующий блок ситуаций предусматривал проявление эмпатии к сверстнику через ущемление личных интересов ребенка.

Ситуации 2 подгруппы:

Ситуация №3: Ты пускаешь мыльные пузыри, и у тебя осталось совсем немного мыльной воды. К тебе подходит девочка (мальчик) из вашей группы и просит отлить половину. Что ты сделаешь?

Ситуация № 10: У вас в группе появилась новая машина с пультом управления. Ты специально пришел в группу пораньше, чтобы поиграть с ней. Но тут пришел Саша, и он тоже хочет поиграть с этой машиной. Как ты поступишь? (вариант для мальчиков).

У вас в группе появилась новая красивая кукла. Она умеет говорить «мама», плакать, смеяться, ходить, у нее очень красивые платье и туфельки. Ты специально пришла в группу пораньше, чтобы поиграть с ней. Но тут пришла Лена, и она тоже хочет поиграть с этой куклой. Как ты поступишь? (вариант для девочек)

В ситуациях ущемления личных интересов в среднем 78% детей 5-6 лет.

К третьей подгруппе мы отнесли ситуации, предусматривающие проявление сочувствия и оказания помощи ребенку, нарушившему какую - либо норму поведения или указание воспитателя.

Ситуации 3 подгруппы:

Ситуация 5: Всем детям в группе на полдник дали по 2 конфеты. Все съели по одной, а вторую положили по своим шкафчикам, чтобы отдать потом своим мамам. Ты положил (а) в шкафчик обе конфеты (ни одной не съел (а)). А Сережа не удержался и съел обе конфеты, ничего не оставив маме. Ему стало стыдно, что все ребята угостят своих мам, а ему маму угостить нечем. Он подошел к тебе и попросил одну конфету. Как ты поступишь?

Ситуация 6: Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно убрать мусор на всей площадке. Прогулка скоро закончится, а Коля еще и половины работы не сделал, хотя очень старается. Что бы ты сделал (а)?

Ситуация 8: Ты увидел (а), что Лена стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Лена сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного шкафчика, а та пожаловалась воспитателю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Лене?

Наиболее категоричные ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью на другого ребенка были в ситуации № 8. Только 6% детей проявили какое-то сочувствие к сверстнику. Остальные вставали на позицию осуждающего, а некоторые были просто жестоки.

К четвертой подгруппе мы отнесли ситуацию № 4, в которой требуется проявление сорадости другому:

Ситуация № 4: Андрюша пришел в группу радостный. Он подошел к тебе и сказал, что ему подарили собаку. Что ты скажешь Андрюше?

Анализируем полученные результаты: сопереживание радостным чувствам сверстника (сорадость) наблюдалось только у 20% детей. Таким образом, мы видим, что проявление сорадости затруднительно для дошкольников 5-6 лет.

Последняя подгруппа включала в себя также одну ситуацию (№9), связанную с выявлением у дошкольников желания оказать помощь другому в затруднительной ситуации, которая не предполагает нарушений моральных норм или ущемления личных интересов ребенка:

Ситуация № 9: В группу пришел (ла) новый (ая) мальчик (девочка). Лишних шкафчиков в раздевалке нет, раздеваться ему (ей) негде. Но можно положить вещи прямо на скамейку в раздевалке. Что бы ты предложил (а)?

Проанализировав ответы детей отдельно по каждой из предложенных им ситуаций, все данные в общую таблицу, отражающую наличие или отсутствие эмпатии по отношению к сверстнику в ситуации их предполагаемого поведения. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные результаты проявления эмпатии к сверстнику детей в предложенных им предполагаемых ситуациях

Ситуации

Начальный этап работы

Проявляют эмпатию

Не проявляют эмпатию

1 подгруппы (оказание или неоказание помощи другому)

69,3

30,7

2 подгруппы (ущемление личных интересов ребенка)

3 подгруппы (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения)

4 подгруппы (проявление сорадости)

5 подгруппа (оказание помощи сверстнику при затруднениях)

Общие показатели по всем ситуациям

54,7

45,3

Исходя из полученных данных, нами был сделан вывод о том, что в среднем около 54,7 % детей 5-6 лет в ситуации прогнозирования склонны к появлению эмпатии и оказанию помощи другому. Качественный анализ результатов прогнозирования показал, что наибольшее количество положительных ответов было дано детьми на вопросы, отражающие ситуации, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни детской группы, на которые педагог постоянно обращает внимание. Наименьшее количество было дано на вопросы, отражающие ситуации, часто выпадающие из воспитательной работы педагога дошкольного учреждения и родителей (например, проявление сорадости). Положительный ответ на такие вопросы предполагает наличие у дошкольника устойчивого чувства эмпатии, а также умения самостоятельно оценивать ситуацию и давать ответ на основе своего личного отношения. В среднем дошкольном возрасте пока еще не сформировано эмоциональное предвосхищение своего поведения, а также эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств. Кроме того, педагоги и родители довольно часто не обращают внимания на умение ребенка общаться, сотрудничать с другими детьми. Дошкольники не умеют выражать свои чувства, просить помощи и не знают, как ее оказать. Они не понимают, что можно не только сочувствовать и сопереживать сверстнику, но и радоваться за него, т.е. проявлять сорадость.

Еще А.В. Запорожец отмечал, что дошкольники в ряде случаев нарушают эмпатийные правила поведения, не выполняют простых обязанностей по отношению к сверстникам не по неведению, не по злой воле, а потому, что они не ориентируются на этих сверстников, не обращают внимания на их состояние: на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. Но ориентация на другого не возникает сама по себе, для этого необходимо «социальное сопровождение»- специальная работа, проводимая взрослыми. Желательно, чтобы в ней участвовали и педагоги дошкольных учреждений, и родители. Именно поэтому, заключительным этапом нашей работы должна стать разработка программы целенаправленного формирования эмпатии у детей дошкольного возраста с учетом их возрастной сензитивности.

2-й этап. Формирующий

На данном этапе происходит освоение «языка эмоций», фиксирование на эмоциональных состояниях других и их распознавание включает в себя:

– выделение зафиксированной эмоции (пиктограммы, картинки, иллюстрации к книге, фотографии эмоциональных проявлений с содержательным фоном и без него; «конструирование» эмоций);

– распознавание интонаций и интонированной речи (звуковые эмоциональные записи – смех, плач, крик; музыкальные эмоциональные образы);

– обучение пантомимике – жесту, позе, выразительному движению (изображение и угадывание различных эмоционально выразительных движений; распознавание изображенного жеста, зафиксированной эмоционально выразительной позы, «ожившие картинки»);

– речевую и поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета – вежливые выражения, вежливые формы поведения).

Эмпатийное прочтение произведения: (выразительное чтение с целью создания у ребенка образных представлений, воздействия на эмоции, формирования интереса к произведению и желания его вновь услышать; рассматривание иллюстраций с целью углубления понимания образов героев; этическая беседа об эмпатийном поведении героев, а именно проявлениях ими сочувствия, сопереживания, содействия в высказываниях и поступках);

3-й этап. Развивающий

На данном этапе мы решили ввести цикл игр – путешествий на остров «Добрых поступков»

Цель:

Обогащение представлений детей об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии;

Расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации;

Форма работы: цикл подгрупповых и индивидуальных игр-путешествий "Путешествия на остров Добрых поступков".

Одно путешествие рассчитано на две-три встречи с детьми. Планируется около восемнадцати игровых взаимодействий (при необходимости количество встреч может быть увеличено за счет включения дополнительного литературного материала).

Темы путешествий:

"Знакомство с островом Добрых поступков".

Цель: формирование у детей представление об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать.

"Путешествия на остров Добрых поступков ″ .

Цель :

  • развитие представлений детей об особенностях данных моделей поведения;
  • обогащение опыта эмпатийного поведения за счет участия в играх с эмпатийным содержанием, их обсуждении и анализе художественной литературы.
  • сказки, стихи и рассказы эмпатийного содержания, сюжеты которых являются материалом для инсценировок, бесед с детьми;
  • личный опыт дошкольников.
  • игры-этюды на основе сюжетов художественной литературы;
  • беседы с детьми;
  • фантазирование;
  • пиктограммы
  • проблемные ситуации;

Своеобразие используемых методов и приемов:

Направлены на обогащение индивидуального опыта чувствования ребенка;

Позволяют обратиться к собственным ощущениям, переживаниям, чувствам, анализировать их, осознавать и находить им собственное выражение.

4-й этап. Закрепляющий, обобщающий

Цель:

  • активизация их эмпатийного опыта;
  • закрепление полученного эмпатийного опыта.

Формы работы:

  • индивидуальные, подгрупповые и групповые игровые взаимодействия с детьми;
  • включение в режимные моменты и регулярное проведение игр-импровизаций, основанных на событиях из жизни детей.
  • литературный материал;
  • ситуации взаимодействия детей в группе;
  • ситуации, предложенные родителями.

Используемые методы и приемы:

  • проблемные ситуации, требующие самостоятельного решения, активизации эмпатийного опыта детей;
  • внесение литературного материала эмпатийного содержания для самостоятельных инсценировок дошкольников с целью обогащения эмпатийного опыта и поддержания интереса к художественной литературе;
  • совместное оформление книги "Добрых поступков" (фотографии детей, высказывания отношения детей к проявлениям эмпатии друг другом, иллюстрации литературных и сказочных персонажей, которых можно назвать эмпатийными, и др.).
  • наблюдение в природе (живые и неживые объекты);
  • совместная, коллективная деятельность, коллективный труд;
  • празднование дней рождения.

Для воспитания личного отношения недостаточно только информировать, передавать знания и формировать представления. Содержание работы должно перекликаться с личным опытом ребенка.

Дети должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт. Часто такой опыт взаимодействия помогает детям не только лучше понимать эмоции и чувства других, но и избегать конфликтных ситуаций, контролировать и"откладывать" негативные эмоциональные проявления.

У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

В результате проведенной работы дети стали внимательнее друг к другу, стали проявлять сочувствие не только к близким людям и сверстникам, но и к другим окружающим. Мимика детей стала более выразительной и пластичной, все дети охотно участвовали в театрализованной деятельности, активно участвовали в дискуссиях. Дети начали дружно играть, снизилась агрессивность «проблемных» детей, они стали доброжелательны в общении, агрессивности в поведении и поступках детей не наблюдалось. Замкнутые дети стали чаще участвовать в совместных играх. Ведь когда ребёнок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями, и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, - это придаёт ему уверенность.

Заключение.

Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволил мне определить эмпатию как сложный многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков и способностей человека и дают нам основание выделить в структуре эмпатии следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.

При анализе сущности совместной деятельности я отметила, что созданные необходимые педагогические условия служат своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.

На мой взгляд, каждый вид деятельности - общение, предметная деятельность, учебная деятельность, игра, труд, художественная деятельность, художественная литература- заключает в себе потенциальные педагогические возможности.

Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект, на мой взгляд, будет достигаться при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом. Совместная деятельность в нашем исследовании является интеграционной, то есть способствующей процессу упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих целей, оптимизации взаимоотношений.

При обосновании и практической реализации ситуационно-этапной модели деятельности педагога, ориентированной на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста я учитывала знание закономерностей развития нравственных чувств, в частности эмпатии. Это позволило нам учитывать их при построении образовательного процесса и выбрать адекватные средства их развития: использование ситуаций, включенных в совместную деятельность.

Технологическое обеспечение практической реализации модели процесса развития эмпатии детей 5-7 лет в нашем исследовании включает систему педагогических средств, в качестве которых мы рассматриваем ситуации, реализуемые в определенной логике на различных этапах.

Ситуативный подход позволил выделить следующие этапы: на первом этапе - доминируют ситуации, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний; на втором этапе - педагогические ситуации, направленные на познание ребенком собственного внутреннего мира и переживаний другого человека; на третьем этапе - преобладают ситуации, направленные на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.

Предложенная и апробированная ситуационно - этапная модель, раскрывающая механизм развертывания педагогического процесса в виде системы ситуаций, способствовала последовательному продвижению детей 5-7 лет в развитии эмпатических переживаний на более высокий уровень. Чтобы определить успешность проделанной работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы, развития эмпатии, умения сопереживать и сочувствовать, повторно проведена диагностика,* результаты которой показали, исходя из полученных данных, был сделан вывод о том, что в среднем 77,6 % детей имеют довольно высокий уровень проявления эмпатии.

Проведенное нами исследование позволило констатировать значимость развития эмоционально-нравственной сферы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обязывает педагога к выбору и реализации оптимальных средств, направленных на эффективное развитие эмпатических переживаний ребенка.

Наше исследование лишь один из подходов к разработке сложного процесса развития эмпатии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В ходе исследования выявились новые аспекты изучаемой проблемы: механизмы и закономерности развития эмпатии на разных ступенях онтогенеза (от дошкольного до подросткового возраста); изучение развивающего потенциала игровой деятельности для развития эмпатии; выявление новых средств для развития эмпатии в учебной деятельности; совместная деятельность семьи и образовательного учреждения по развитию эмпатии у детей; повышение профессионализма педагогов, способствующих развитию эмоционально-нравственной сферы воспитанников.