Проф беседы с подростками темы. Конспект просветительского занятия с подростками на тему "пойми, как ты взрослеешь"

БЕСЕДА С ПОДРОСТКАМИ О ДОБРОМ ОТНОШЕНИИ ДРУГ К ДРУГУ.

Каждый человек мечтает о том, чтобы к нему относились по доброму, чтобы его любили. Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому не нужными, незащищенными, страдаем от одиночества. Мечтаем о том, чтобы нас заметили и выделили из всех, признали, и по достоинству оценили.

Но в жизни очень часто приходиться наблюдать неприятные вещи…

Совсем недавно была свидетелем случая. Ученицы одного из классов не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит не модную одежду, ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее, но обычно просто не замечают, а если обращаются, то только по фамилии. Когда,набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и насмешничают.

Еще один пример. На перемене ребята столпились около своего одноклассника.

Тот с превосходством всем демонстрировал свой дорогой телефон. Он грубо кидал реплики своему однокласснику, которого воспитовала старенькая бабушка.

Выбрось на помойку свой телефон!

Еще один случай. Когда Настя пришла в новую школу, Юля - классная заводила и командирша решила сразу показать ей «кто здесь хозяин?». Она подговарила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая, но все же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Юля и против них может подговорить ребят…

К сожелению, таких примеров из жизни школьников достаточно много. Что с нами стало? Почему отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему мы часто судим человека не по личностным качествам, а за внешнюю привлекательность- модную одежду, дорогие вещи, стильную прическу. Давайте задумаемся, ведь подросток одетый в дорогую одежду, с крутым телефоном- сам пока еще в жизни ничего не добился, выглядит он так, благодаря своим родителям. Но, к сожалению не все родители могут себе позволить баловать и наряжать своего ребенка, кто- то воспитывает своего ребенка один, у кого-то трудная жизненная ситуация- гибель мужа, или еще страшнее ситуация, когда ребенок вынужден воспитываться у бабушек. Поймите, что такие дети итак в жизни уже «хлебнули горя», итак успели столкнуться с болью и несправедливостью. И когда придя в свой классный коллектив, в очередной раз слышат грубость, унижение,насмешки, от своих одноклассников- задумайтесь о его состоянии.

В одном из номеров «Учительской газеты» в статье «Что происходит с нравственностью?»

Приводится анализ ответов молодых людей на вопрос о том, кого бы они не хотели видеть рядом с собой, кто им мешает и создает дисгармонию? Ответы многих были беспощадны по своей жестокости: инвалидов, больных спидом, нищих.

Но мы же люди, и наше высокое предназначение в том, чтобы признать право любого человека на жизнь, даже если он не такой как все, и доставляет нам какие-то неудобства.

Вы наверно все слышали и знаете такие слова как- эмпатия, толерантность, этикет, уважение, такт. Этими качествами обязательно должен обладать каждый вопитанный человек. И нам сегодня обязательно нужно осмыслить эти понятия. У вас на столах – карточки с определением понятий. Причем – это не научные определения, а изложенные в доступной для Вас форме.

Эмпатия- способность человека поставить себя на место другого и ощутить его переживания.

Толерантность - способность человека принять окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя

Этикет- норма поведения человека в окружении других людей.

Уважение-понимание весомости, значимости другого человека.

Такт - бережное отношение к людям, следование принципу «что неприятно мне, может быть неприятно и ему.

Тест определение уровня эмпатийности

Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

«не знаю» - 0,

«иногда» - 2,

«часто» - 3,

«почти всегда» -4

Подсчет результатов . Прежде чем посчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответа ми «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста .

Если вы набрали от 82 до 90 баллов, это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии тяжелых людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится читать их лица и заглядывать в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вы вести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас толстокожим, но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных от ношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, по этому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам не понятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных форму лировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а и тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, что чувствуете свою отчужденность, когда окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности так же, как свои.

11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно пере носите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

Итак, если мы хотим остаться людьми, нам надо учиться добру.

Позвольте, дорогие ребята предложить вам некоторые советы, которые возможно, помогут в постижении этой трудной науки.

· Относитесь к людям так, как хотели бы чтобы они относились к Вам. Добро, как и зло, заразительно. Сейте вокруг себя добро, и в мире его станет больше.

· Помните о законе «отзеркаливания». Как вы к людям, так и они к Вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И Вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше. А значит и общество наше посветлеет.

· Предполагайте в людях только хорошее. Человек, в которого верят и которого считают хорошим, обязательно станет таким.

· Полюбите себя, поверьте в себя. Один Из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

· Не обижайтесь. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

Ведь обида разрушает жизнь. Есть старинная русская пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон»

Я желаю Вам подумать над этими советами и руководствоваться ими по жизни. И если это будет так, то сегодня наша встреча не прошла напрасно.

отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

«не знаю» - 0,

ответу «нет, никогда» припишите 1,

«иногда» - 2,

«часто» - 3,

«почти всегда» -4

«да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлобленны.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на это есть свои причины.

33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

тупают появление у подруги другого кавалера, а также конф ликты и ссоры. Для девочек же характерны такие причины, как предатель ство, утрата доверия и ложь. Примерно с равной частотой мальчиками и де вочками указываются исчезновение чувств, а также нарушение взаимопонимания.

Кроме того, по мнению 13% подростков, любовь, если она настоящ ая, вообще не прекращает существовать или же это возможно «то лько вместе со смертью одного из любящих», что свидетельствует об иде ализированном восприятии этого чувства.

Чем более идеалистично и романтично подростки смотрят на любовь, тем у них, как правило, возникает больше проблем в реальных взаимоотношениях с противоположным полом! Ведь при столкновении с реальностью эти мечты и ожидания довольно быстро рассыпаются в п рах.

Во-первых, они предъявляют завышенные и нереалистичные тр ебования к таким отношениям.

Во-вторых, они в результате любят не столько конкретного ч еловека, сколько вымышленный, идеализированный образ.

Учитывая различия в понимании мальчиками и девочками того, что собой представляет любовь, смело можно утверждать: когда подростки объясняются друг другу в любви, они зачастую подразумеваю т под этим словом совершенно разные явления. И предъявляют к взаимоо тношениям качественно иные ожидания. В результате возникают затр уднения во взаимоотношениях, взаимные обиды и т. п.

Довольно часто любовь оказывается для подростков всего-н авсего способом повысить свой статус в глазах окружающих. Поэтому в озникают своего рода «моды на влюбленность» или даже «эпидемии влю бленности», когда вдруг все девчонки начинают сходить с ума по одн ому однокласснику, или наоборот - сразу все мальчишки буквально « сохнут» по популярной девчонке. А стоит в классе образоваться одной «сладкой парочке», как следом образуется еще несколько. Кроме того, вл юбленность довольно часто становится для подростков символом взрос ления, способом показать себе и другим, что они уже способны испытыват ь серьезные чувства.

Одиночество

подростков

Молодые люди довольно часто жалуются на одиночество. Быва ет, оно видится как мучительное переживание своей изолированно сти от людей, тоски, непонятости и отвергнутости. Но бывает и по-другому: одиноче- ство воспринимается как спокойное, умиротворенное и прия тное уединение. Подростки значительно чаще, чем взрослые, чувствуют с ебя одинокими и непонятыми. Напряженная потребность в общении зача стую превращается у подростков (особенно у мальчишек) в настоящее «стадное чувство». И часу не пробыть вне своей компании, не то, что дн я. А если своей компании нет, так в какой угодно, но только не наедине с собой! Поэтому неудивительно, что в большинстве случаев пережив ание подростками одиночества связано с затруднениями в общении со с верстниками, а не со взрослыми.

Когда подростков просили описать, что они чувствуют, когд а никого нет вокруг, то оказалось, что в 11-13 лет это связано, главным о бразом, с отрицательными переживаниями (начинает скучать, нервнич ать, тосковать). А к возрасту 15-17 лет отрицательных переживаний по это му поводу становится меньше. Более того, довольно часто молоды е люди находят это состояние приятным (например, заявляют, что когда н ет никого вокруг, они чувствуют себя счастливыми, потому что могут д елать что хотят, «никто не наседает со своими расспросами, советами и поучениями»).

Переживание одиночества происходит, как правило, не от то го, что общаться не с кем или что окружающие враждебно настроены. Скорее, дело тут в невозможности выразить переполняющие душу чув ства, проявить полное доверие. Поэтому нередки ситуации, когда ты м ожешь по- чувствовать себя одиноким, даже в окружении множества хор ошо знакомых людей. Но бывает и обратное: хоть в данный момент рядом никого нет, все равно чувствуешь, что есть люди, которые тебя любят и ждут, и мысленно ощущаешь их присутствие в своем окружении. Таким образом,

одиночество - это состояние души, а не отсутствие людей вокруг.

Какие качества личности приводят к тому, что люди оказыва ются одинокими и начинают страдать от этого? Чаще всего такие:

1. Недостаточная сформированность навыков общения. Тяжело и неприятно контактировать с человеком, который совершенно н е умеет слушать других, невнятно излагает собственные мысли, не пони мает чужих переживаний, без конца перебивает, «лезет» со своими комм ентариями в неподходящие моменты. К счастью, навыкам общения можно на учиться - точно так же, как учатся кататься на роликах или решат ь задачи по физике. Есть специальные психологические тренинги общен ия.

2. Неспособность оставаться одному, слишком сильная потребность быть все время в окружении людей. Как правило, такой челове к ощущает мучительную «внутреннюю пустоту», от которой пытается уй ти, окружив себя компанией. Но это приводит к тому, что он становится оч ень навяз- чивым, «прилипчивым» в общении. Рано или поздно окружающи м это надоедает, и его начинают избегать.

3. Заниженная самооценка («Меня никто не может полюбить», «Я скучен, неинтересен» и т. п.) В результате взращивается хро ническая пе- чаль, ощущение безысходности. Естественно, такой человек имеет все шансы оказаться одиноким, ведь он «заражает» своей тоской и занудством любого, оказавшегося рядом. А подростки предпочитаю т общаться

ñ людьми энергичными и жизнерадостными.

4. Тревожность, неуверенность в себе, застенчивость. Такие люди и не делают попыток преодолеть свое одиночество, потому что «срослись» с ним, заранее уверены, что окружающие их отвергнут. И спасаю тся от этого избеганием общения, уходом в себя.

5. Недоверие к людям, приписывание им враждебных намерений в свой адрес. Вряд ли кто-то захочет подружиться с человеком, склонным видеть в каждом врага или обманщика.

Если проблема одиночества значима и для тебя, то хотелось бы, чтобы ты понял: все причины, приводящие к одиночеству, кроются в т ебе, а не в окружающих людях! Быть может, для кого-то это прозвучит жес тко, но это факт. Худшее, что можно сделать, - это списать проблему собственного одиночества на окружающих: вот, дескать, я какой хорош ий, а «они» этого не понимают и общаться со мной не желают. Кто придерж ивается такого убеждения, с тем общаться и не желают, и лучшее, что е му остается сделать, - это прибегнуть к психологическим защитам, например заявить, что ему и так хорошо, а что касается других - так «им ж е хуже». Но это психологическая защита, которая не меняет реальность, а только искажает ее восприятие... Измени свое поведение - и люди к теб е действительно потянутся.

Заключительная

беседа (для родителей)

«Детки и предки»

Свойственное подросткам обострение потребности отстаив ать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношения х это превращается в проблему, то это проблема не столько подростк ов, сколько их родителей. Слишком привыкших воспринимать своего ребенк а как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле. Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношени ях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками.

В разговорном языке иногда используется понятие «отделение подростка от семьи». Но это понятие не совсем точное. Дело в том, что цель большинства подростков - это отнюдь не разрыв с семьей (к ак иногда представляется родителям), а отстаивание равноправной по зиции. Построение отношений не на основе взаимного подчинения, а на о снове равенства, самостоятельности и доверия. В конфликт это превращ ается лишь тогда, когда родители слишком долго и упорно продолжают в оспринимать подростка как существо, не способное к самостоятельн ым решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только это прекращае тся - конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближ е и доверительнее.

Отстаивание своей независимости от родителей чаще всего проходит через несколько этапов:

Конфликт между потребностью в родительской опеке и стрем лением к самостоятельности. С одной стороны, на этой стадии подросток сопротивляется проявлениям родительской заботы и ласки, с друг ой - все еще ждет, что о нем позаботятся.

Установка на независимость и самостоятельность. Подросток доказывает всем взрослым (в первую очередь - родителям и учит елям), что он независим. Чаще всего это проявляется через критику вз рослых и демонстративное неповиновение попыткам повлиять на себя, о твержение даже дельных и обоснованных советов. Обычно родители жалуются на

проблемы во взаимоотношениях с подростками, когда те нахо дятся как раз на этой стадии.

Эмоциональная реакция на отдаление от родителей. Это может проявляться как в радости и гордости за свою самостоятельность, так и отрицательными переживаниями: виной, стыдом (вообще, эти чувст ва в своем происхождении очень часто связаны с детско-родительским и отношениями). Довольно часто молодые люди, особенно девушки, считают себя виноватыми перед родителями за то, что, дескать, недостаточн о их любят и почитают.

Поиск других авторитетов и образцов для подражания, не св язанных с родителями. Внешнее бунтарство подростка на этой стадии обычно затихает. Но обычно он все равно еще остро нуждается в образцах для подражания, ищет и находит их.

Подросток мысленно ставит себя на место взрослого, «приме ряет» на себя его жизненную позицию и пытается отстаивать ее. Иног да это происходит спокойно, без яркого кризиса. Но иногда это весьма бу рный процесс, который сопровождается множеством конфликтов. В так ом случае кризис может проявляться в двух формах:

Кризис независимости: сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, вр аждебным отношениям к любым их требованиям, даже вполне разумным и об основанным. Дескать, не учите меня жить, и вообще отстаньте! Как буд то такой подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и бо рется с любым влиянием - не важно, положительным или отрицательн ым. Эта борьба протекает в формах, тяжелых и изнурительных прежде всего для родителей: например, подростки интуитивно улавливают, что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это. Коль с коро родители ценят аккуратность и порядок - подросток будет проя влять неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят сканд алов - обеспечит им ежевечернее бурное выяснение отношений. Ценят из ящный литературный язык - начнет разговаривать с ними исключите льно на жаргоне. И так далее, и тому подобное. По сути, для ребенка все эт о способы отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие. « Это война за власть. А такие войны, однажды начавшись, быстро не заканчи ваются» (П. Коэльо, «Алхимик»). В некоторых семьях борьба подросших детей за свободу и независимость тянется по много лет и прекращает ся лишь тогда, когда молодые люди начинают жить отдельно от родителе й.

Кризис зависимости: здесь все происходит наоборот. Подросток становится чрезмерно послушным, заискивающим перед взрослы ми (или перед более сильными сверстниками), пассивным, несамостоят ельным, зависимым от окружающих. Особенно нелепо выглядит такое пов едение у

мальчика: сверстники дразнят его «маменькиным сынком», пе рестают уважать и начинают им помыкать.

Первый вариант протекания этого кризиса, кстати, на самом деле благоприятнее для дальнейшего развития личности, хотя и дост авляет больше хлопот взрослым. Такой «бунтующий ребенок» через некот орое время, «перебесившись» и отстояв-таки свою самостоятельност ь, имеет все шансы стать сильной и самостоятельной личностью. Если, ко нечно, не застрянет в своем развитии на этой стадии и не будет всю жи знь бороться с любыми существующими порядками, противопоставлять себ я обществу. А вот второй вариант чаще всего ведет к тому, что человек та к и остается несамостоятельным и зависимым.

В связи с чем у некоторых взрослеющих людей процесс отста ивания своей самостоятельности протекает более-менее гладко, а у некоторых сопровождается кризисами? Чаще всего кризисный вариант н аблюдается в том случае, когда родители не желают признавать, что ребе нок уже вырос, и продолжают относиться к нему как к беспомощному д итяти. Они опекают его по мелочам, разговаривают исключительно к омандным тоном, предъявляют жесткие требования к манере одеваться, способам проведения свободного времени и т. п. Дает о себе знать сложившаяся за много лет привычка общаться с ребенком таким образом, закрепившаяся система межличностных отношений в семье (как иногда гово рят по этому поводу сами подростки, «проблема в том, что родители слишк ом долго знали нас маленькими»). В какой-то момент такая ситуация пе рестает устраивать подростка, и он начинает активно отстаивать св ою самостоятельность. Кому-то на это хватает сил, и он переживает кризи с независимости. А кто-то, наоборот, «ломается» и становится зависимым.

Вот некоторые жизненные позиции, ведущие к тому, что отнош ения подростков и родителей будут протекать конфликтно, оберн утся кризисом:

У родителей:

Нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще со всем ребенок! Так почему мы должны начинать относиться к нему к ак к взрослому?»

Неуместная властность, доминантность: «В семье главный - я! А кому не нравится - может убираться прочь».

Абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного: «Вот мы «Битлов» и Высоцкого сл ушали, а эти - только дрянь какую-то!»

У подростков:

Полное отрицание ценности жизненного опыта старших: «И че му вы можете научить меня, старики несчастные? У молодых теперь совсем другая жизнь!»

Нежелание (страх?) думать о собственном будущем, уход от ответственности: «Вы меня родили - вот и решайте теперь все про блемы!»

Шантаж, манипуляция: «Вот уйду из дома неизвестно куда, и то лько вы меня и видели: побеспокойтесь тогда вдоволь, ищите меня и страдайте!»

У тех и у других:

Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»

Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «Ес ть два мнения: одно мое, другое неправильное!»

Уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего при стал со своими нравоучениями? Закрой дверь!»

Иногда получается, что попытка родителей или учителей сде лать подростку замечание приводит к тому, что поведение, от которого таким образом пытались отучить, начинает повторяться все чаще и ч аще. Новые замечания, все более и более строгие, продолжают способст вовать усилению этого поведения. Взрослые обычно приходят к выводу, чт о это делается «назло», с целью досадить им, вывести из себя. Такой ва риант в принципе возможен, но он далеко не самый распространенный. Куда чаще подобное «вызывающее» поведение - это попытка обратить на себя внимание. Для такого подростка «отрицательное внимание» (замечания, окрики, нравоучения) лучше, чем полное его отсутствие. Получается, что замечание для него - это вовсе не наказание, а подкреплен ие такого поведения, которым оно вызвано. Нашкодил - получи «награду» , состоящую в том, что тебя заметили. Особенно ярко это проявляется, когда подросток с повышенной потребностью в человеческом учас тии начинает вызывающе вести себя на уроке. Учитель не только концентр ирует на нем свое внимание, но вдобавок своими замечаниями привлекает к нему интерес всего класса! И виновник инцидента чувствует себя как знаменитый артист на сцене.

В результате «вызывающее» поведение повторяется тем чащ е и сильнее, чем больше окружающие обращают на него внимание. Это н ачинает использоваться не только как способ лишний раз оказаться у всех на виду, но и как способ воздействовать на родителей или учит елей, полу- чать от них желаемое. Если те идут навстречу и, чтобы успоко ить ребенка, делают то, что он хочет, возникает парадоксальная ситуация - по сути, такой способ поведения вознаграждается! И, естестве нно, подросток в будущем прибегает к нему все более и более охотно. Если же этот способ поведения не подкрепляется ни повышенным вниманием окружающих, ни исполнением желаний, он довольно быстро угасает. В едь тогда единственный результат истерических вспышек для ребенк а - это боль в

горле и мучительное чувство беспомощности от того, что ни как нельзя получить желаемое тем способом, к которому привык. В резул ьтате ему волей-неволей приходится учиться другим, более цивилизов анным способам воплощения своих желаний.

Если с родителями и другими взрослыми взаимопонимания не т и конфликт все обостряется, подросток может реагировать на это, например, так:

Уходить от общества, все более замыкаясь в себе и избегая к онтактов. При этом велик риск попасть в секту (ведь там, как правило, в числе прочих пропагандируется и идея о враждебности мира, необх одимости «отгородиться» от него) или стать наркоманом. Хотя иногда такая замкнутость проявляется и в благоприятных для развития подро стка формах: например таких, как увлечение самопознанием и самосоверш енствованием, овладение техниками медитации и т. п. Бывает, хотя и неч асто, что подростки, устав от конфликтов с людьми, «уходят с головой » в учебу, науку.

Увлекаться какими-либо неформальными движениями, где исп оведуется идея отдаления от общества или противопоставления с ебя ему. Иногда это может приводить и к агрессивному поведению, но чаще де ло ограни- чивается чисто внешним противопоставлением себя общест ву - например, благодаря необычной одежде, специфическим предпочте ниям в музыке, каким-нибудь чудаковатым манерам.

Встать на тропу войны с обществом: проявлять цинизм, агрес сию, вандализм, тупо и бессмысленно сопротивляться любым попы ткам окружающих как-то облагоразумить это поведение. Тот, кто реаги рует на свои проблемы таким образом, имеет все шансы существенно усугу бить эти сложности, поскольку довольно скоро окажется в столкнове нии с законом, и проблемы будут уже не только психологические, но и юр идические. И, скорее всего, достаточно серьезные.

На самом-то деле подростки, чаще всего, в психологическом п лане остаются очень зависимыми от родителей. Мало кто из них, да же в конфликтных семьях, хотел бы полностью расстаться со своими « предками» и начать самостоятельную жизнь, порвав с ними полностью и о кончательно. Отстаивание самостоятельности касается, в первую очер едь, сферы поведения - подросток борется за право делать то и тогда, что и когда решил сам. Но в эмоциональном отношении подросток остаетс я весьма зависимым от родителей, очень нуждается в их любви. И при эт ом категорически не желает, чтобы эта любовь навязывалась.

Резкие расхождения во взглядах между подростком и родите лями крайне редко касаются сразу всех жизненных сфер, доходят до по лного отвержения подростком своих «стариков» и их образа жизни. Куда чащеречь

идет о весьма конкретных, частных моментах, вызывающих пр отиворе- чия (например, времени возвращения подростка домой по вечерам или каких-нибудь деталей внешности). И эти в общем-то совершенн о пустяковые вопросы, провоцирующие конфликты, разрастаются в со знании детей

è родителей до масштабов какой-то глобальной «пропасти ме жду поколениями».

Психологи иногда говорят, что подростки - это своего рода «эмоциональные батарейки», подзаряжаемые от взрослых, в первую о чередь - от родителей. Если им удается бесконфликтно и доверительно п ообщаться со старшими, они жизнерадостно убегают отстаивать свою са мостоятельность дальше. А потом, когда устанут, опять возвращаются к р одителям за очередной порцией любви и взаимопонимания (но не совет ов, назиданий и поучений!) Получив ее - бегут дальше. Начнешь их в это т момент удерживать - конфликт неизбежен. А не дашь эмоциональной поддержки, когда они пришли за ней, или заменишь ее нравоучительно й беседой - конфликта не будет, но зато жди проблем у подростка. И, что самое неприятное, и в том и в другом случае будет утеряно доверие ребенка к родителю. Подростки не только перестанут прислуши ваться к их мнению, но и делиться с ними своими проблемами.

Ê сожалению, не все взрослые понимают эту особенность под ростковой психологии. То они пытаются полностью контролировать жизнь подросших детей, постоянно держа их в поле своего зрения: «Как я могу разрешить ребенку что-то делать самому? Кто же за ним смотреть будет?!» Результат - либо тяжелые конфликты в семье, либо зав исимость и несамостоятельность. То отказывают детям в эмоционально й поддержке: «Раз ты так хочешь быть самостоятельным - так что же ко мн е пришел на свои проблемы жаловаться?! Сам и разбирайся». Результат - эмоциональные проблемы у подростков, ощущение заброшенности, не нужности

è непонятости. Не зная других способов решить эти проблем ы, подростки пытаются уйти от переживаний с помощью алкоголя, наркотик ов и т. п. - короче, история получается невеселая…

Да, подросток добивается равных со взрослыми прав, боретс я за свою независимость и свободу. Как показывают результаты опрос ов, около 80% молодых людей расценивают воспитательный стиль своих ро дителей как чрезмерно ограничительный. Но одновременно они ждут от вз рослых и помощи, поддержки и защиты, ждут (сами, впрочем, не всегда ос ознавая это), что близкие оградят их от неоправданно рискованных ш агов, обеспе- чат безопасность этой борьбы за свою самостоятельность. Именно поэтому чрезмерно «разрешательское», либеральное отношение ч асто также натыкается на глухое недовольство подростков. А достаточ но жесткий (но при этом обоснованный) запрет, вызвав кратковременную вспышку

недовольства, в дальнейшем ведет к успокоению, эмоциональ ному благополучию.

Особенно ярко это проявляется, если речь идет о запрете оп асного, связанного с риском поведения. Допустим, у подростка есть искушение пойти на риск, но он не чувствует себя к этому готовым. Или с позиции разума сделал для себя вывод, что такой риск неоправдан, сл ишком велик. В таком случае родительский запрет для подростка буд ет благом. Он сможет, не теряя своего лица, «прикрыться» этим запретом, не рискуя прослыть трусом в глазах других и, что порой еще важнее, в с обственных глазах. Вообще-то, если молодой человек считает риск оправ данным и готов на него пойти, родительский запрет вряд ли окажется помехой. Более того, в таких случаях подростки нередко обвиняют ро дителей в эгоизме: дескать, вы запрещаете мне все на свете не потому, что обо мне заботитесь, а потому, что у вас самих нервы не в порядке и вы таким способом хотите избежать волнений. Справедливы ли такие с уждения - вопрос спорный… Наверное, иногда справедливы. Но дело не в этом, а в том, что, если подросток воспринимает родительскую «забот у» таким образом (а родитель дает основания для такого восприятия), э то ведет только к усугублению конфликта, но никак не к «исправлению»

«Большинство подростков, которых мы знаем, утверждают: их самое большое желание - больше свободы распоряжаться своей со бственной жизнью. Учитывая всю остроту и насущность этого требовани я, можно было бы предположить, что, получая свободу, они встретят ее с радостным выражением лица и счастливой улыбкой. Верно, такое ино гда случа- ется; однако мы были поражены, как много детей вовсе не выгл ядели счастливыми, когда их родители в конце концов соглашались «позволить» принимать им самостоятельные решения. Они выглядели, скор ее, угрюмыми и говорили примерно следующее: «Ты не заботишься обо мне» (Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 2003. - С. 59.) .

У родителей проблем во взаимоотношениях с подростками за частую даже больше, чем у самих подростков. Они (не все, конечно, но очень многие!) считают себя ответственными за все, что происходит в жизни ребенка. Любые проблемы детей воспринимаются такими родителями к ак свои. Принес подросток двойку - родитель расценивает случивш ееся, будто ему самому двойку поставили: вырастил, дескать, такого бестолкового ребенка, что тот даже школьную программу освоить не может. Нахулиг анил где-то подросток - опять головная боль родителю: значит, плохо воспитал свое дитя. Подросток уже давно забыл про это, а родитель все пере живает, раздумывает: что же у меня ребенок такой неудачный получился? Где я недосмотрел(а), что упущено? Возникает мучительное для родител я чувство вины, беспомощности, и желание что-то срочно «исправить», к омпенсиро-

Воспитание ребёнка - это наиболее сложный и ответственный процесс в жизни каждого родителя, он представляет собой целенаправленные воздействия на формирующуюся личность с целью развития в ней определённых качеств. Что же касается воспитания подростка, то здесь дело обстоит намного серьёзнее, ведь его растущее стремление к самостоятельности, самовыражению и независимости, а также преимущество авторитета своих ровесников перед авторитетом родителей могут свести на нет всю родительскую работу. Естественно старшему поколению достаточно непросто принять такие изменения в жизни своей семьи.

Тем не менее, есть некоторые методики, позволяющие вне зависимости от уровня жизни и в семье найти общий язык со своим повзрослевшим чадом. Кроме целенаправленного воспитательного процесса, а также достаточно веского влияния социальной, общественной и культурной стороны жизни на воспитание ребёнка в высшей степени влияют косвенные методы. К ним относятся совместные игры, и беседы с подростками. Несомненно, принятый в семье, играет важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения, однако даже самые доверительные и дружеские отношения могут не дать нужного результата, если будут носить навязчивый характер.

Беседы с подростками на разные темы играют немаловажную роль как в развитии отношений между двумя поколениями, так и в взрослеющей личности. Темы бесед с подростками могут касаться самых разных сфер жизни, начиная от строения молекул до полёта человека в космос, однако не стоит забывать, что основной целью любого разговор должны быть выводы, касающиеся строения общества и своего места в этом обществе. В первую очередь нужно запомнить, что беседы с подростками ни в коем случае не должны носить негативный окрас (критические замечания по поводу цвета волос, одежды и музыки лучше пока не высказывать), тем более что великое множество и наверняка есть вещи, интересующие каждого конкретного ребёнка индивидуально.

Даже если подросток отказывается разговаривать, можно схитрить и затронуть интересующую его тему ненароком во время обеда или поездки в машине, тогда ребёнок будет сам стремиться к продолжению разговора. Родителям не стоит отчаиваться, если они не смогли сразу же найти точку соприкосновения с собственным чадом, нужно к этому стремиться и всё получится со временем. Ещё один секрет успешного общения с подростками заключается в доверительности. Можно попросить у ребёнка совета по поводу назревающей ситуации или попробовать вместе составить план действий для достижения определённой цели. Подобные беседы с подростками не просто сближают два поколения, но и укрепляют взаимоотношения в семье.

Уважение в семье - это, несомненно, один из важнейших моментов в воспитании подрастающего поколения, и подросток должен это ощущать в отношениях между всеми членами семьи. Беседы с подростками должны быть подкреплены действиями, ведь дети ощущают даже малейшую фальшь в отношениях. Нельзя добиться уважения своих детей, если сами родители не уважают дедушку и бабушку и не заботятся об их благополучии. Даже профилактические беседы с подростками должны носить доброжелательный характер и ни в коем случае не подавлять внутреннее сопротивление ребёнка. Категоричным можно быть лишь в тот момент, если жизни или здоровью подростка угрожает опасность, в других случаях нужно постараться найти общее решение проблемы, а иногда и встать на сторону ребёнка. Не стоит начинать разговор, если кто-либо из сторон расстроен или рассержен, лучше отложить его до тех пор, пока настроение не придёт в норму.

Беседуя с подростком на самые разные темы, не стоит забывать, что он - уже личность и нужно проявить к ней дань уважения, только тогда разговор получится интересным и продуктивным.

И теперь мы подбираемся к этапу "друг". Как вести себя с подростком, чтобы сохранить отношения, рассказывает психолог Сатья дас.

Последний этап взросления называется "друг". Приблизительно с четырнадцати лет ребенка родители должны понять, что он уже вырос. Все, что вы могли в него вложить и объяснить, вы уже объяснили и вложили. Если не вложили - уже поздно вкладывать, ничего не изменится.

И на самом деле это самый сложный этап. Если "царем" или "учеником" мы можем еще как-то представить и сделать ребенка, то в качестве друга мы его вообще не воспринимаем. Как может быть другом тот, кто писался в памперсы, выкинул кота в окно в четыре года и сделал массу подобных глупых вещей?

Что значит ребенок-друг? Он на самом деле должен стать вам другом? Вряд ли это получится. Но вы при этом обязаны говорить с ребенком теми словами и с той интонацией, как при общении с вашим настоящим взрослым другом.

Представьте, что вы приехали с другом куда-то и живете в одном номере гостиницы. И вот он утром не застелил кровать, а вас это раздражает.

Как вы ему скажете об этом? Вы постараетесь сделать это помягче, чтобы он в ответ не обиделся и не послал вас к черту. А своему ребенку вы прикажете убрать эту кровать, не задумываясь, как он это воспримет. Но его этот приказной тон так же обидит, как обидел бы вашего друга.

Допустим, до пяти лет ваш ребенок не "царь", от пяти до четырнадцати он - раб, а не "ученик", и после четырнадцати он тоже не стал другом. Что тогда случится? Он сбежит от вас. Знаете, как называется такой подход? Глумление, эмоциональная агрессия в адрес ребенка.

До пяти лет ребенок, с которым так обращаются, плачет. С пяти до четырнадцати лет он будет обижаться, молчать и закрываться. С четырнадцати он начнет огрызаться, а вы будете считать, что начался .

Переходный возраст - это миф

Но на самом деле переходный возраст - это миф, его не бывает. Понятно, что у подростков становится больше гормонов, но когда дети делаются неуправляемыми, то это значит, что взрослые глумились и давили, а дети наконец-то научились сопротивляться, огрызаться и защищаться.

Если ребенок подвергался эмоциональной агрессии до четырнадцати лет, то в четырнадцать лет случается не "гормональный взрыв", а просто ребенок дорастет до того возраста, когда он набрался силы, чтобы начать противостоять агрессии. Если это сильные физически мальчики, то на этом этапе они вполне могут ответить отцу, который на них давит, просто физически. А родители списывают это на гормональный взрыв и переходный возраст.

Самое лучшее, что вы можете сделать с ребенком старше четырнадцати лет, если у вас с ним есть проблемы - это оставить его в покое.

Вы называете это переходным периодом, потому что раньше такого не было, а теперь вдруг появилось. Вы надеетесь, что переходный период с возрастом закончится, но на самом деле проблемы никуда не денутся и перейдут на новый уровень. И я призываю не давить на детей, а воспитывать себя.

Когда ребенок научится огрызаться, то следующим его шагом будет попытка сбежать от вас. Не удивляйтесь, если ваш шестнадцатилетний сын хочет уехать учиться куда-то в глушь на какую-то совершенно экзотическую специальность или в пятнадцать лет отправиться в какое-нибудь ужасное ПТУ на другом конце страны. А вы думаете: "Да я сам приехал из Нижнего Тагила в Питер, а он отсюда хочет уехать черт знает куда, зачем он это делает, почему?".

Но на самом деле он все это делает потому, что мечтает только об одном - свалить от вас, потому что вы агрессор в его жизни. Ему надо куда-то уехать, чтобы быть подальше от сумасшедших родителей, которые уже достали, и поэтому он и едет куда-нибудь подальше.

У девочки гораздо больше возможностей сбежать, чем у мальчика. Она может уехать учиться, а может выйти замуж. Если ваша дочь в шестнадцать лет свалила с каким-то подозрительным типом на мотоцикле, и они поженились, то это значит, что вы затиранили бедную девочку. Возможно, когда ей будет тридцать шесть, а вам пятьдесят восемь, вы восстановите отношения. Но не факт, что это произойдет.

Если вы не делаете то, что надо, на каждом этапе, то неизбежно возникают проблемы. Вспомните свои ощущения в подростковом возрасте, когда родители не относились к вам как к другу. Не повторяйте их ошибок.

В четырнадцать лет ребенок должен становиться другом, и никак иначе. У меня был один ученик - очень колоритная личность. Когда он первый раз пришел на мои занятия, я спросил:

Что случилось?

Он говорит:

Да понимаешь, у меня с детьми проблема.

А в чем проблема?

Они меня вообще не слушают. Я им говорю, а они не слушают. Мы на ножах уже давно. Я к ним обращаюсь, а они отвечают - иди отсюда, отстань от нас.

Спрашиваю, а сколько лет-то детям? Думаю, десять и двенадцать.

А он отвечает:

Двадцать пять и двадцать семь.

Слушай, друг мой, а тебе не кажется, что ты лет где-то на двенадцать-тринадцать опоздал с нравоучениями?

Как опоздал? Но я же их отец.


Все, с четырнадцати лет они должны быть твоими друзьями.

Но мы с ними и так друзья.

Вот смотри, мы с тобой друзья. Если я тебя поучать начну, рассказывать, что ты должен носить, что ты должен есть, как ты должен думать, кому молиться и тому подобное, что ты сделаешь?

Я тебя пошлю!

Вот они тебя так же и послали.

Но они же мои дети!

Нет уж, ты определись, ты им друг или не друг.

И он так долго переживал, потом отпустило мужика. Стал он приходить на занятия радостный, потому что оказалось: не такие у него плохие дети, как он считал. Он просто начал с ними дружить. Так же, как дружил со взрослыми мужиками. По принципу: хочешь узнать, как дела, - узнай, можешь чем-то помочь - помоги, тебя не спрашивают - заткнись. И выяснилось, что его дети - взрослые люди, со своими интересами, вполне нормальные, и больше его никуда не посылают.

Когда вашему ребенку исполнится четырнадцать лет, станьте ему другом. Если ему пять лет, позаботьтесь о том, чтобы он стал правильным "учеником". А если он только родился, не забудьте, что он "царь".

Меня иногда спрашивают, как эти периоды воспитания детей переходят от одного к другому. Не будет ли ребенок в шоке от того, что вместо "царя" внезапно стал "учеником".

Не волнуйтесь. Этот переход не случается в две секунды - исполнилось пять лет - и бац, тут же перевели в "ученики". Переходный период назревает постепенно. С моим ребенком мы начали становиться друзьями где-то за год до того, как ему исполнилось четырнадцать. И я потихоньку подготавливал себя к этому.

Проблема не в ребенке, проблема в родителях. Это им надо не пропустить нужный момент и не затупить. Вы должны себе сказать - все, ребенок мой друг. А у друзей я дневники не проверяю. Я не могу ему читать нравоучений и говорить что-то такое, потому что все надо было успеть сказать до четырнадцати лет.

Обсуждение

Статья, как статья... Зачем столько шума? Всего две мысли:
1 - сами виноваты.
2 - поздняк метаться.

С посторонним - как угодно. С собственным ребенком - как с собственным ребенком.

Пока эти "друзья" обитают в моем доме, столуются на моей кухне и еженедельно требуют карманные, новые джинсы, мячи и игры, они будут жить по моим правилам!
Кто платит, тот музыку и заказывает. (с)

"И он так долго переживал, потом отпустило мужика" , "у них больше гормонов" и через слово "свалил/а из дома"

Эту статью подросток писал?

мне интересно, редакция чем руководствуется, когда авторов для своих статей выбирает? нельзя же все подряд публиковать

Вот интересно, а друзья спят в вашей квартире, требуют денег на завтраки, просят у вас новый телефон и возмущаются, что вы такие неправильные?
Дурацкая аналогия, честное слово. И надоела уже, за столько лет-то.

Комментировать статью "Как общаться с подростком с 14 лет? Как с другом – а у друзей дневники не проверяют"

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового Мой интроверт прекрасно общается с учителями, взрослыми родственниками и друзьями семьи. Вы описываете один в один моего сына. Моему 14 лет, что делать не знаю...

От поведения подростков 14 - 15 лет родители часто не в восторге: критикует все и вся, дерзит, плохо учится, не помогает по дому... возможность выделить мальчику отдельный угол, куда не будет лезть сестра - будет очень кстати Как с другом – а у друзей дневники не проверяют.

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация промоутером.Полно мест,где берут с 14 лет.

Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

Об ответственности родителей за воспитание детей.

Трудовое воспитание детей в семье.

Приучение детей к бережливости.

Развитие у детей интереса к науке и технике.

Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

Воспитание прилежания у детей в семье.

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

О мерах поощрения и наказания детей в семье.

Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

Приучение детей к скромности.

Воспитание уважения к старшим.

Значение режима дня в воспитании детей в семье.

Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Воспитание у детей честности и правдивости.

Развитие у детей чувства коллективизма.

Воспитание дружбы и товарищества у детей.

Воспитание характера у детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

О половом воспитании детей в семье.

Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

Закаливание организма ребенка.

Роль семьи в развитии детского спорта.

Эстетическое воспитание детей в семье.

Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

Организация рабочего уголка школьника в семье.

Как помочь школьникам выбрать профессию.

Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

Правила и ошибки выбора профессии.

Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

Положение молодежи на современном рынке труда.

Востребованность профессий на рынке труда.

Требования работодателя к молодым специалистам.

Учебные заведения г. Кемерово и области.

Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

Объективные условия выбора профессии.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

Трудный подросток. Кто он?

Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

Формирование мотивации достижения.

Формирование мотивации обучения.

Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Психосексуальное развитие подростков.

Психологические особенности подростков.

Психологические особенности детей разного возраста.

Перечень бесед и мероприятий, проводимых педагогом социальным

п / п

Мероприятия

Месяц

— «Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах»;
— «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений»

Дискуссия:
— «Наркотики: мифы и реальность» с приглашением детского нарколога

Шоу-викторина «Курить – здоровью вредить»;
Игра «Суд над курением: за и против»

Декада профилактики СПИДа по отдельному плану

Лекция для родителей:
— «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей»;
Классный час:
— «Секреты хорошего настроения», посвященный профилактике суицидального поведения среди подростков

Беседы в группах:
— «Пьянство – путь к преступлениям»;
— «Осознанное родительство» с приглашением врача, юриста, психолога

Открытое внеклассное мероприятие:
— «Пьянству – наше нет!»

Беседы в группах: «Здоровый я – здоровая страна»

Классный час:
— «Ответственное отношение к выбору спутника жизни»

Воспитательный час на тему: «От безответственности до преступления один шаг»

23 мая 2012 года в рамках правового воспитания среди учащихся 1-го курса, социальным педагогом Малиновской В.В. был проведен воспитательный час на тему: «От безответственности до преступления один шаг». Целью которого было выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом.

В ходе дискуссии, под руководством преподавателя учащиеся рассуждали об ответственности и безответственности, а также о последствиях ответственности.

В конце мероприятия учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты.

Беседы с несовершеннолетними темы

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
— здоровый образ жизни в доме и школе;
— ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
— успеваемость и поведение вашего ребёнка;
— помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе

Одной из наиболее сложных и в то же время противоречивых проблем современного общества является проблема правонарушений в подростковой среде. К сожалению, в юном возрасте не каждый человек способен осознать то, что совершаемые им проступки влекут за собой тяжелые и порой трудноисправимые последствия.

Понятие правонарушений

Что включает в себя данный термин? Под правонарушением понимают виновное поведение человека, которое причиняет вред другим, противоречит существующим в обществе законодательным нормам и способно повлечь за собой определенную юридическую ответственность.

Существует определенная классификация подобных действий. Их подразделяют на две группы. К первой из них относятся проступки. Этот вид правонарушений может быть трудовым и дисциплинарным, гражданским и административным. Ко второй группе относят преступления. Это деяния, в результате которых происходит нарушение уголовного законодательства. В свою очередь, преступления различают по степени тяжести.

В зависимости от того или иного вида совершенного правонарушения существует и определенная ответственность. Она может быть:

— уголовной – за нарушения законов, что предусмотрено Уголовным кодексом;
— административной, при нарушении норм, содержащихся КоАПе;
— дисциплинарной, то есть влекущей за собой ответственность при нарушениях трудового законодательства;
— гражданско-правовой, регулируемой имущественные отношения.

Педагогическая задача

Работа с обучающимися в школе – это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно – профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.

Если подобные мероприятия будут проведены вовремя, то это позволит на основе правильно организованной воспитательной помощи предотвратить ситуации, приводящие к проступкам или правонарушениям.

Проблемные дети

Подростки, склонные к совершению противоправных проступков, как правило:

1. Уклоняются от учебы по причинам неуспеваемости по большому количеству предметов, ориентируются на иные виды деятельности, отстают в интеллектуальном развитии, а также не имеют интересов к процессу познания.

2. Проявляют низкую общественно-трудовую активность в форме отказа от поручений, пренебрежительного отношения к классным делам, демонстративного игнорирования выполнения трудовых дел. Кроме того, такие учащиеся пренебрежительно относятся к общественной собственности, занимаясь ее порчей.

3. Отличаются такими негативными проявлениями, как употребление токсических, психотропных средств и спиртных напитков. Такие подростки, как правило, имеют тягу к азартным играм.

4. Негативно оценивают окружающую действительность.

5. Обладают повышенной критичностью по отношению к взрослым и педагогам в виде грубости, пропусков занятий, воровства и различных немотивированных поступков.

6. Равнодушно или скептически относятся к воспитательным мероприятиям.

Ранняя профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер, целью которых является следующее:

— оздоровление условий жизни детей;
— установление и пресечение действия источников, оказывающих антиобщественное влияние;
— проведение беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Организация воспитательного процесса классным руководителем

На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.

Именно поэтому беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются порой своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, попавшим в кризисные социальные и другие ситуации.

В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся задачи по следующему:

— созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
— оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
— формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
— оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.

Реализация всех этих задач возможна при помощи наблюдений и тестирований, анализа поведения и консультирования, анкетирования, диагностики и проведения групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются и проводимые педагогом беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:

— гуманного стиля взаимоотношений между участниками процесса образования;
— демократических принципов общения с воспитанниками;
— разумного порядка и дисциплины;
— принципа возможности для проявления инициативы детей, которая должна быть обязательно поддержана педагогом.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должны проводиться систематически. При этом их тематика согласовывается с заранее составленным планом мероприятий.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:

— профилактической работы;
— организации досуговой деятельности;
— работы с родителями;
— правового всеобуча;
— организации каникул;
— работы с трудными детьми.

Классные руководители в начале учебного года создают паспортизацию семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает банк данных учеников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также семей, в которых вывлено в социально-опасное состояние. Такая работа проводится для оказания им помощи.

Устранение пробелов в знаниях детей

Важнейшим элементом системы предупреждения асоциального поведения школьников является постоянный контроль над успеваемостью. Это весьма действенные шаги, по мере которых осуществляется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с родителями учеников, имеющих пробелы в знаниях, позволяет своевременно ликвидировать данную проблему. Помимо такого информирования классный руководитель ведет индивидуальную работу со своими воспитанниками, привлекая при этом успевающих учеников и других педагогов. Кроме того, учителю важно посещать занятия своих детей по различным предметам. Это также будет профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с воспитанниками в дальнейшем должна идти в рамках проведения анализа их поведения и работы на уроках.

Борьба с пропусками

Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.

Организация досуга

Беседы, проводимые педагогом в рамках классных часов, должны касаться вопросов привлечения школьников к занятиям в спортивные секции. Особенно важна организация досуга детей, находящихся в группе риска.

Вовлечение учащихся в работу различных объединений, а также кружков художественного творчества – это также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа на эти темы обязательно должна включаться в план по проведению классных часов. Ведь развитие творческой инициативы учеников, а также активное полезное проведение их досуга, без всякого сомнения, формирует законопослушное поведение ребенка.

Пропаганда здорового образа жизни

Темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны касаться вопросов необходимости постоянных занятий физической культурой. Это позволит не только организовать досуг, но и предупредить возникновение вредных привычек, пагубно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его общественное поведение.

Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 класс и 6-й) можно проводить по темам «О хорошем и плохом», а также «О вреде курения».

Целью первой из них является формирование у учащихся целостной ориентации и способности к формированию нравственных суждений. Подобные беседы, касающиеся здорового поведения в жизни, могут быть проведены и с младшими школьниками.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще касаются темы «О вреде курения». Хотя начать рассматривать данный вопрос желательно уже с младшими школьниками и в дальнейшем повторять такие классные часы со старшими детьми.

Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (8 класс) может звучать таким образом: «Совершаемые правонарушения, являющиеся результатом вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Тематика, касающаяся вреда курения, расширяет знания учеников в этой области.

Данная работа может проводиться с разделением школьников на микрогруппы и с использованием мультимедийного материала. Учитель должен объяснить детям, что у людей, имеющих зависимость от никотина, определенные области головного мозга находятся в угнетенном состоянии. В них замедляется выработка веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что вызывает предрасположенность человека ко многим заболеваниям.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, предусматривает и беседы «О вреде алкоголя», «О пагубном влиянии наркотиков». Разговор должен касаться и других пагубных привычек.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, должна внушить детям мысль о том, что человек, находящийся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, способен пойти на совершение самых жестоких преступлений. И это происходит из-за необходимости получения денег на очередную дозу или бутылку спиртного. При этом люди, зависящие от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать собственные действия.

Во время проведения бесед на эти темы педагог должен рассказать своим воспитанникам о том, что алкоголиками и наркоманами становятся не только «непутевые» или «плохие» люди. Порой это случается и с теми, кто воспитывался в благополучных семьях и не смог найти для себя занятия по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты для того, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое вернуть будет уже невозможно, и способствует совершению преступлений.

Проводимые беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс) должны быть посвящены вопросам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодых людей – это стратегическая задача общества. По данным статистики, около 14 млн российских женщин в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решаются на аборты. Представители молодого поколения настолько часто болеют сифилисом, что медики говорят о ситуации, близкой к эпидемической. Именно на этот возраст приходится и большинство случаев инфицирования ВИЧ. Проводимые по данной теме классные часы должны рассматривать вопросы любви, ранних половых связей и целомудрия. Учитель при этом должен вести раздельные беседы с юношами и девушками. Цель такого классного часа состоит в формировании отрицательной нравственной оценки половой распущенности, которая является угрозой различного рода заболеваний и порой направляет человека на совершение противозаконных поступков.

Правовое воспитание

В планы работы учебных заведений включаются и темы бесед по профилактике различных правонарушений. В их проведении принимают участие не только классные руководители. К таким разговорам привлекают представителей пожарной охраны, правоохранительных органов, специалистов по делам семьи и молодежи, психологов и т.д. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (7 класс) может касаться вопросов преступления и ответственности за него. Разговоры с детьми в этом направлении ставят своей целью знакомство школьников с различными видами проступков и формирование у них верной гражданской позиции. Беседы на эту тему можно проводить уже с начальных классов.

Действенной мерой профилактики правонарушений станут они и для старших учеников.
Педагог должен постоянно проводить разъяснительную работу о видах существующей ответственности за нарушение законодательства, о противоправных действиях, характерных для подростков, о понятиях административного, уголовного и гражданско-правового наказания и т.д. Подобные занятия непременно разовьют активность детей по формированию правильных жизненных позиций.

Примерная тематика таких классных часов:
— «Наши интересы и улица».
— «Обязанности и права школьника».
— «Преступления и их последствия» и т.д.

Периодически должны проводиться подобные беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9 класс может прослушать тему «Преступление и подросток». Более углубленное изучение этого материала должно проходить в старших классах. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (10 класс) – «Преступление и его виды».

Работа с родителями

В целях профилактики правонарушений должны проводить работу по выявлению учащихся, проживающих в семьях, положение которых считается социально-опасным. При обнаружении негативных фактов педагогу необходимо проинформировать школьный Совет профилактики.

Периодически классные руководители знакомятся с условиями жизни своих учеников, проводят беседы с родителями на такие темы:

— «Преодоление трудностей в обучении. Помощь родителей».
— «Причины, по которым ребенок не желает учиться».
— «Проблемы воспитания подростков» и т.д.

Целью подобных мероприятий является повышение взаимодействия семьи и школы для проведения профилактики противоправных действий среди школьников.